Научная статья на тему 'Роль методологий педагога-хореографа в эффективности повышения уровня детской хореографии в современных социально-общественных условиях'

Роль методологий педагога-хореографа в эффективности повышения уровня детской хореографии в современных социально-общественных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1265
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТАНЕЦ / ХОРЕОГРАФИЯ / ИСКУССТВО / ИГРА / ПЕДАГОГ / ВОСПИТАНИЕ / ХОРЕОГРАФ / CHILDREN''S DANCE / CHOREOGRAPHY / ART / PLAY / TEACHER / EDUCATION / CHOREOGRAPHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются особенности детской хореографии, на основании теоретических наработок и практических исследований определена специфика танца младшей возрастной группы. Также автором рассмотрены базовые аспекты формирования личности в контексте влияния занятий хореографией в дошкольном и школьном возрасте. По итогу работы сделан вывод относительно роли методологий педагога-хореографа в эффективности повышения уровня детской хореографии в современных социально-общественных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IThe role of methodologies teacher-choreographer in the effectiveness of increasing the level of children''s choreography in modern social conditions

In the article features of children's choreography are considered, based on theoretical developments and practical studies the specificity of the dance of the younger age group is determined. The author also considers the basic aspects of personality formation in the context of the influence of choreography classes at preschool and school age. Based on the work, a conclusion was made regarding the role of the methodology of the pedagogue-choreographer in the effectiveness of raising the level of children's choreography in modern social and social conditions.

Текст научной работы на тему «Роль методологий педагога-хореографа в эффективности повышения уровня детской хореографии в современных социально-общественных условиях»

области образования и науки" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ с1оситепЪ'соп5_с1ос_1_А\/\/_129346/ 10. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция). [Эпекгрон-ный ресурс]. - Режим доступа: ИИр:/Лллллл/. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/

11.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЭ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

ЪС

LU

s: ъс о ш

/THE ROLE OF METHODOLOGIES TEACHER-CHOREOGRAPHER IN THE EFFECTIVENESS OF INCREASING THE LEVEL OF CHILDRENS CHOREOGRAPHY IN MODERN SOCIAL CONDITIONS

Mikhailova Tatyana Sergeyevna, Senior Professor, Department of Folk Dance, Tyumen State Institute of Culture, Tyumen

in the article features of children's choreography are considered, based on theoretical developments and practical studies the specificity of the dance of the younger age group is determined. The author also considers the basic aspects of personality formation in the context of the influence of choreography classes at preschool and school age. Based on the work, a conclusion was made regarding the role of the methodology of the pedagogue-choreographer in the effectiveness of raising the level of children's choreography in modern social and social conditions.

Keywords: children's dance; choreography; art; play; teacher; education; choreographer.

УДК 37.02 РОЛЬ МЕТОДОЛОГИЙ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

ВАК РФ 13.00.02 В ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДЕТСКОЙ

UJ ХОРЕОГРА ФИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-

ОБЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

< а

*

84

© Михайлова Т.С.,2017 В статье рассматриваются особенности детской хореографии, на основании

теоретических наработок и практических исследований определена специфика танца младшей возрастной группы. Также автором рассмотрены базовые аспекты формирования личности в контексте влияния занятий хореографией в дошкольном и школьном возрасте. По итогу работы сделан вывод относительно роли методологий педагога-хореографа в эффективности повышения уровня детской хореографии в современных социально-общественных условиях.

Ключевые слова: детский танец; хореография; искусство; игра; педагог; воспитание; хореограф.

МИХАЙЛОВА Татьяна Сергеевна, старший преподаватель, кафедра Народного танца, Тюменский государственный институт культуры, Тюмень ¡51га-72@Н51. ги

Множество хореографических творений рождается под воздействием танца. Огромное количество профессиональных хореографов попало под очарование детской непосредственностью, следствие чего стало создание лучших примеров искусства детского танца.

Хореографическую культуру целесообразно рассматривать в контексте современныхтеоретико-методологических подходов, сложившихся по научно-теоретическому мнению. Среди них биологическая концепция, которая рассматривает танец как таковой, возникший в результате ритуализации поведенческих стереотипов и сценариев (брачные ритуалы птиц, танцы пчел), что является проявлением общей потребности к упорядочению танцевальных движений на биологической основе, как средств передачи адаптивно ценной когнитивной информации. И действительно, сакральный характер хореографической культуры особенно свойственен первым шагам человеческой цивилизации и ныне хранится в родах и племенах, живущих на первоначальных стадиях развития.

Существует космогоническая теория, согласно которой тело (телесность) человека является первичным и через него он находит гармонию и порядок в мире. Отсюда попытки постмодерна пере-

дать значимость телесности как сущностного условия жизни человека [1, с. 27-28]

Исследование специфики развития танцевальных способностей, "танцевального образа" в детском репертуаре, места и значения танца в хореографическом обучении и художественно-эстетическом воспитании личности ребенка позволили определить минимум и максимум движений танца, которые могут усвоить дети, не нарушая принятых в профессиональном обучении законов эстетики [3, с. 38].

Хореографическому воспитанию и музыкальному развитию личности ребенка с помощью игр с движениями, танцами, пением посвящено множество работ композиторов, музыкальных деятелей и хореографов. Способный хореограф может раскрыть сущность детского танца благодаря разработке целого ряда движений, словесного способа обучения и дополнения его музыкальным материалом и схемами. Принципиальное значение для освещения проблемы формирования личности средствами музыкально-хореографического искусства имеюттеоретические и экспериментальные работы известных ученых, художников-профессионалов [4, с. 799].

Один из древнейших писателей говорил: "Танцы родились в то время, когда создавался весь мир. Они появились вместе с Амуром, одним из древнейших богов". Более того - все движения в древности назывались не иначе как танцами. Древние греки стремились к тому, чтобы каждое танцевальное движение выражало какую-то мысль, действие, поступок. Они не рассматривали его как беспорядочное чередование ритмических движений и красивых поз [2, с. б].

Хореографическое воспитание имеет большое значение в эстетическом развитии ребенка. Результаты эстетического воспитания средствами хореографии, как и любого другого, зависит от методов преподавания. При правильно выбранной и научно-обоснованной методике, оно строится сучетом единства формы и содержания, при ведущей роли содержания, природные задатки ребенка проявляются, развиваются, формируются всесторонне.

Средствами танцевального искусства прививается любовь ко всему красивому, утонченному. Именно такая цель стоит перед преподавателями хореографических отделений детских школ искусств и хореографических студий в общеобразовательных школах, поскольку эстетическое воспитание нужно начинать в раннем возрасте. Преподавателям хореографии всегда стоит помнить, что танец как художественное

действие не может быть бессмысленным, потому что он, как и все виды искусства, способствует изучению действительности, помогает формированию мировоззрения [3, с. 39].

Танец - это совокупность организованных и выразительных движений, подчиненных общему ритму, воплощенных в завершенную художественную форму. Он имеет огромные возможности для развития мыслей и чувств танцоров. Главное в танце - это воплощение его замысла, который раскрывается через пантомиму, соответствующие пластические движения, живые и действующие образы.

Хореографическое воспитание невозможно себе представить без заботы о ее физическом развитии. Танцор, который легко владеет корпусом и легко координирует движения, полнее и глубже раскрывает содержаниетанца. Каждое хореографическое произведение требует отученика эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил.

Задача педагога-хореографа заключается в том, чтобы постоянно повышать хореографическую культуру детей, знакомя их с лучшими образцами танцевального искусства, с жизнью и деятельностью ведущих хореографов, танцоров и художественных коллективов. Дети, которые систематически занимаются хореографией, приобретают красивую, стройную осанку, легко и грациозно двигаются. При этом исчезают такие физические недостатки, как сутулость, ходьба с приподнятыми плечами, наклонена голова, размашистая походка и т.п. [6, с. 42].

Танец - это красноречивое искусство, а уж в так называемый "детский танец" всегда включен определенный элемент игры, где просто необходимоучиться находить параллель с природой, поэзией, литературой, живописью. Сегодня на сцене зачастую встретишь бесконечные варианты природной стихии, либо рой жужжащих комаров, пресловутых пчелок, бесцельные летания птиц (журавли, иволги, воробьи, цыплята и т.д.), а если обратить взор на небо, то это бесчисленные варианты "звёздочек" и "облаков". И это было уж если не догмой, то так называемыми "темами" детского танца.

И вроде бы все идет более или менее спокойно, и вдруг приходит "танцевальное нечто", которое заставляет зрителя, а еще больше других хореографов задуматься о нормах и границах дозволенного, о форме и содержании, о красоте и безобразии движений на сцене, о теле и душе ребенка, а больше о психике руководителя-постановщика "детских" танцев.

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

86

Выявляется проблема современных руководителей при работе с детьми, когда педагоги начинают реализовывать в классе свои жизненные трудности или свое "видение" мира и самое страшное что они через своих воспитанников, которые зачастую еще и не сталкиваются со многими жизненными ситуациями, пытаются вынести это на зрителя, который и так устал от мозговых "штурмов" в жизни, а придя отдохнуть на концерт от мирской суеты, снова напрягается. С нашей точки зрения, необходимо создавать такие танцевальные постановки, которые соответствует кругозору детей, их возрастным интересам.

Например, когда дети бегают в гимнастерках и огромных сапогах по сцене от взрывов, сирен, пуль и гранат, то возникает логичный вопрос: понимает ли еще не абсолютно сформированная личность в лице ребенка, что в целом представляется зрителям со сцены? Наверняка грамотный педагог в целях патриотической направленности объяснит своим воспитанникам смысловую тематику номера, и данная тема наверняка нужна и важна для подростков, но стоит также донести детскому коллективу понимание, осмысление происходящего, а не требовать воплощать страдания на сцене, только для того чтобы соответствовать конкретному образу в танце.

"К сожалению, военные темы в детских коллективах на сегодняшний день почти не дают патриотического воспитания и не учат ничему", - рассуждает на эту тему хореограф, балетмейстер, четырёхкратный обладатель премии "Золотая маска", руководитель "Эксцентрик-балета" С. В. Смирнов [7].

В сочинении детских номеров необходимо научиться подстраиваться под уровень сформированное™ психики детей, а не насаждать им стандарты актерской игры в танце.

Педагог-хореограф детского танца-это тонкий психолог, который идет некими путями, добиваясь больших результатов, нежели педагог-диктатор, который ежедневной муштрой добивается и добивает. Дети должны танцевать то что им интересно: природные явления и объекты (ягодки-цветочки, воздух и воду и т.д.), образы из сказок и мультфильмов (Незнайку, Буратино, Колобка и т.п.), даже если это стили брейк-данс или хип-хоп.

Детский танец сравним с неким мостом, который соединяет мир обыденный и мир фантазий. И задача педагога-хореографа на своих уроках научить детей фантазировать, видеть расширенное пространство, мыслить не конкретно (солнышко и лучики - такие детские

танцы танцевали в славную эпоху советского государства), но шагая в ногу со временем, соблюдая современные композиционные решения, необходимо пройти ломку старых школ и старых приёмов творчества и тогда зародится система нового искусства, произойдет творческое преображение.

Опять же, можно вернуться к истории. К моменту, когда, изживши себя, старые формы хореографического искусства, "слившись с общим порывом к радостной душе и бодрому телу проложила дорогу обществу к так называемой эллинизации пляски и эллинизации жизни в лице Айсейдоры Дункан" [2, с. 142].

Достаточно интересными, с нашей точки зрения, являются методические наработки педагогов с таким направлением деятельности, их творческий поиск, их открытия. Задумывая постановку, первоначально разрабатывается замысел. Поиск музыки тоже нелегкое, а иногда и первостепенно важное дело, ведь она воспитывает культуру танца, ее эстетику. Размышляя над характером музыкальной основы будущего номера, практика показывает, что просто необходимо привлекать самих участников, для которых предназначается композиция, ведь индивидуальность каждого определяет успех всей постановки.

Конечно же, "образные" танцы свойственны для детских постановок. В более зрелом, подростковом возрасте уже необходимо отойти от иллюстраций и подойти к более глубокому, менее шаблонному видению хореографических образов. Хореографам-постановщикам необходимо обращать больше внимания на качество хореографии, на соблюдение стиля и своего почерка постановочной работы.

То же относится к народным танцам, которые исполняют дети: молдавские, русские, белорусские и т.д. Везде присуща своя эмоциональность, многогранность индивидуальности исполнителя, что привлекаетзрителя, пришедшего смотреть концертный номер.

Многочисленные выпускники хореографических отделений колледжей искусств, вузов культуры имеют мало практики в области постановки детских танцев, так как, обучаясь на факультете, они вынуждены ставить номера с участием своих же однокурсников, что приводит к дезориентации возрастных особенностей. И вдруг, выйдя на основное место работы, полные сил и энергии, минуя классические экзерсисы у станка, они встречаются с календар-но концертно-творческой деятельностью в Домах и Дворцах культуры или Детских школах искусств. Свое влияние оказывает обяза-

тельность выполнения плана. Он и есть источник того, что мешает повышению уровня правильного, профессионального развития детского танцевального коллектива и полноценному сочинению хореографического номера. В результате, выпускники вынуждены заниматься "подработками", а не работой, ставя "многоконвеерные" детские номера, с приземленной целью выполнения плана творческих мероприятий. Можно самому красиво и грациозно, эмоционально ярко танцевать, исполнять виртуозные па и вращения, но передать этот талант своим ученикам не всегда удаётся.

Не всегда нужно свою пластическую манеру, своё понимание музыки навязывать ученикам и в своей деятельности стараться исходить из самобытности, иногда даже неповторимости детской пластики, особенностей восприятия окружающей действительности, способности слушать и слышать.

Как утверждала профессор, руководитель мастерской, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ О. Г. Тарасова: "Танцовщик рожден для того, чтоб танцевать, а балетмейстер для того, чтобы ставить. Редко кто получает такую возможность, окончив институт, и это очень печально" [5, с. 43].

При создании детского танца необходимо провести подготовительную работу, которая позволит постепенно, поэтапно, соблюдая технологию процесса создания произведения,успешно воплотить замысел танца в хореографический произведение.

Танец как средство воспитания имеет огромное значение. Изучение танцевальной культуры разных народов приучает детей бережно и уважительно относиться к историческим корням и обычаев любой национальности. Руководитель детского хореографического коллектива должен обладать элементарными знаниями в области других искусств и наук для грамотного и правильного контроля физического развития детей, не вредить здоровью,

учитывать возрастные особенности детей для создания художественного произведения, быть интересным, ярким, образованным человеком.

Основная задача балетмейстера - быть идейно-творческим руководителем коллектива, создателем хореографического произведения. Руководитель детского хореографического коллектива должен сочетать в себе как балетмейстера-постановщика, так и балетмейстера-репетитора. Каким бы незначительным ни был результат, педагог должен поддерживать усилия детей, стимулировать их. Детскую инициативу педагогу следует вовремя заметить и поддержать. Ребенок увидит результаты своего труда, и это принесет ему большую радость. Когда руководителю удается до максимального уровня раскрыть индивидуальные способности и талант воспитанников, то он способствует творческому росту не только каждого своего подопечного, но и танцевального коллектива в целом.

Примечания:

1. Андреев А. Л. Искусство, культура, сверхкультура: философия искусства Н. А. Бердяева / А.Л. Андреев; ред. А. С. Батюшкова. - М.: Знание, 1991. - 64 с.

2. Ерёмина М.Ю. Роман с Танцем. - СПб. : Созвездие, 1998. - 252 с.

3. Лосева Л. П. Особенности преподавания классического танца в детских школах хореографии // Новая наука: от идеи к результату. - 2017. - Т. 1. № 2. - С. 37-40.

4. Разглядная Т. А. Особенности создания и постановки репертуарных танцев детского коллектива. Методические рекомендации // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 2 (13). - С. 796-802.

5. Тарасова О.Г. Куда уходят балетмейстеры? // Балет. - 1992. - № 1. - С. 43.

6. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - С. 40-49.

7. Смирнов С. Монологи о детском танце. [Электронный ресурс]: Танцевальная Россия. Режим доступа: http://www.da псе russia.ru/pubMcation/ 171.html (Дата обращения: 30.09.2017)

PHYSICAL CULTURE AS A COMPONENT OF FORMA T/ON HEALH-PROTECTING COMPETENCE OF STUDENTS Nagornyh Vicktoria Nicko/aevna, Senior Professor Butenko Tatiana Vladimirovna, Senior Professor, Shut'eva Elena Jurievna, Senior Professor

institute of Physical Culture and Sports, Don State Technical University, Rostov-on-Don

in the article the processes of development healh-protecting education. The peculiarities of teaching students the main source of knowledge on issues of preserving and securing health. Highlighted features of the formation of healh-protecting competence of University students in the process physical education classes.

Keywords: physical culture; healh-protecting competence; student; ZSK; education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.