вой информации. Студенты университета и семинарии активно участвуют в дискуссиях: «Работа с иностранными студентами и абитуриентами по профилактике экстремистской деятельности и ксенофобии среди студентов-иностранцев», «Государство, Русская Православная Церковь и общество против наркоагрессии», «Перекресток судьбы. Православие: свобода выбора?». В результате обсуждения проблем, участники дискуссии пришли к соглашению о включении в учебный план подготовки юристов и церковнослужителей спецкурс «Государственное законодательство о религии». Важно отметить, что в регионе с момента введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебные планы школ именно Алтайский государственный университет выступил площадкой для проведения курсов повышения квалификации по программе «Формирование готовности школьного учителя к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Как показывает опыт взаимодействия, эффективной формой сотрудничества являются культурно-просветительские проекты [4]. Это определяется современной концертной и выставочной инфраструктурой университета, а также высоким художественным уровнем экспозиций выставок, музыкальных концертов, театральных постановок, творческих встреч. Участие известных музыкантов, писателей, актеров, профессиональная режиссура и широкий круг тематики обеспечили мероприятиям популярность в светской и в церковной среде.
Так, начиная с 2011 года факультет искусств совместно с Барнаульской Епархией в художественной галерее «Универсум» классического университета организует региональную выставку художественного творчества «Мы славим Светлый праздник
Библиографический список
Рождества». Цель выставки не только формирование у учащихся школ, гимназий, лицеев интереса к истокам традиционной православной культуры, но и поддержка института семьи как духовно-нравственной основы общества, поскольку по условиям конкурса жюри особо отмечают семейные работы, выполненные представителями разных поколений. Эта идея находит продолжение и в тематических музыкальных концертах, организуемых Центром культуры и просвещения АГУ «Музыкальные династии Барнаула», «Музыкальные уроки для школьников». Среди тематических циклов, особое место занимают программы, посвященные русской духовной музыке. Произведения звучат в исполнении Академической молодежной хоровой капеллы Алтайского государственного университета, хора Барнаульской духовной семинарии, Университетского филармонического оркестра русских народных инструментов, камерных струнных оркестров и приглашенных солистов из ведущих концертных организаций Сибири.
Таким образом, модель взаимодействия высшего светского и высшего духовного образовательного учреждения, выработанная в течение двадцати лет сотрудничества Алтайского государственного университета и Барнаульской духовной семинарии, охватывает обширный спектр деятельности. Это свидетельствует об инвариантности основ духовно-нравственного воспитания, базирующихся на традиционной русской культуре, живым носителем которой является Русская православная церковь. Сотрудничество классического университета и семинарии имеет большие перспективы к расширению во всех актуальных направлениях образовательной, научно-исследовательской, патриотической, и просветительской деятельности.
1. Землюков С.В., Мансков С.А., Нехвядович Л.И. Использование культурного наследия для изучения русского языка в России и в странах азиатского региона. Высшее образование в России. 2016; 7: 161 - 167.
2. Nekhvyadovich, L.I., Chernyaeva, I.V. Experience and perspectives of art history development in educational space of Siberia at the turn of XX - XXI ccenturies. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; Т. 11; № 7: 1501 - 1507.
3. Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Усанова А.Л. Гуманитарное знание - основа университетского образования. Барнаул, 2015: 55 - 56.
4. Stepanskaya T.M., Chernyaeva I.V., Naumova V.I. Humanites - the basis of universiti education. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; Т. 11; № 15: 8718 - 8725.
References
1. Zemlyukov S.V., Manskov S.A., Nehvyadovich L.I. Ispol'zovanie kul'turnogo naslediya dlya izucheniya russkogo yazyka v Rossii i v stranah aziatskogo regiona. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016; 7: 161 - 167.
2. Nekhvyadovich, L.I., Chernyaeva, I.V. Experience and perspectives of art history development in educational space of siberia at the turn of XX - XXI ccenturies. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; T. 11; № 7: 1501 - 1507.
3. Stepanskaya T.M., Nehvyadovich L.I. Usanova A.L. Gumanitarnoe znanie - osnova universitetskogo obrazovaniya. Barnaul, 2015: 55 - 56.
4. Stepanskaya T.M., Chernyaeva I.V., Naumova V.I. Humanites - the basis of universiti education. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; T. 11; № 15: 8718 - 8725.
Статья поступила в редакцию 29.09.17
УДК 378
Nurmagomedova N.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Informatics and Information Technologies,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Psychology and Preschool Defectology,
Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
PRACTICES FOR FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS IN CONDITIONS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. In the article the practice of forming the competencies of future bachelors in conditions of a teachers' training university is studied. The following pedagogical conditions that would maximize the formation of professional competence of future teachers are identified: a systematic approach to the scientific and methodological support of the educational process, the organization of the process of mastering professionally important knowledge, skills and skills, norms and values, personal relationships, experience of independent activity, taking into account the individual characteristics of students, creation of conditions for educational activity through the organization of the subject environment.
Key words: competence, competence, vocational training, system approach.
Н.Х. Нурмагомедова, канд. пед. наук, доц. каф. информатики и информационных технологий ФГБОУ ВО
«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.З. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной психологии и дошкольной дефектологии, ФГБОУ ВО
«Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДВУЗА
В статье освещена практика формирования компетенций будущих бакалавров в условиях педвуза, выделены педагогические условия, которые максимально способствовали бы формированию профессиональной компетентности будущих педагогов, такие как системный подход к научно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса, организация
процесса усвоения профессионально важных знаний, умений и навыков, норм и ценностей, личностного отношения, опыта самостоятельной деятельности с учётом индивидуальных особенностей студентов, создание условий учебной деятельности через организацию предметной среды.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональное обучение, системный подход.
В настоящее время в соответствии с социальными требованиями одной из приоритетных тенденций совершенствования профессионального образования становится компетентностная ориентация, то есть ориентация на приобретение будущими специалистами определенного уровня профессиональной компетентности в процессе обучения.
Компетентностный подход рассматривается как одно из наиболее важных концептуальных положений обновления содержания образования. Он предусматривает переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с трансляции знаний на создание условий для овладения студентами комплексом компетенций, которые определяют интеллектуальный и трудовой потенциал, способности выпускника. Сейчас нужна не просто квалификация как умение выполнять операции, но и компетентность как набор профессиональных и личностных качеств. В соответствии с этим рассматривается качество профессионального образования. Поэтому актуальность приобретает проблема анализа практики формирования компетенций будущего педагога профессионального обучения.
Сейчас идея компетентностного подхода к профессиональной подготовке специалиста вызывает острую дискуссию среди ученых и педагогов не только в отношении данного подхода в современной образовательной концепции, но и вокруг понятий «компетенция» и «компетентность». Поскольку понятие «компетентность» достаточно многогранно, его определение и трактовка постоянно является предметом дискуссий, причиной которых является тот факт, что эти термины пришли в отечественную педагогику в процессе анализа основных тенденций развития современной зарубежной педагогической науки.
Значение терминов «компетенция» и «компетентность» не перекрывают друг друга, поскольку компетентность следует понимать как интегральную характеристику, которая состоит из многих компетенций. Специалист, обладающий рядом профессиональных, специальных, социальных, личностных и др. компетенций может быть назван компетентным в той или иной области деятельности.
Важным в учебном процессе является именно формирование компетенций. Давайте же проанализируем ключевые моменты формирования компетенций будущего педагога.
Целью формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров в условиях педвуза является обеспечение надлежащей профессиональной подготовки выпускника и его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Согласно цели конкретизированы основные задачи формирования компетентности будущего специалиста образования: обеспечить овладение технологиями самоорганизации и самоактуализации; создать условия для становления профессиональной культуры будущего специалиста; активизировать формирование ключевых компетенций будущего педагога; формировать профессиональную мобильность; организовывать методическую, дидактическую поддержку; формировать социальную активность на основе личностных качества и социальных умений личности.
Основными компетенциями будущего педагога являются: познавательно-интеллектуальная, диагностическая, прогностическая, организаторская, информационная, стимулирующая, оценочно-контрольная и аналитическая компетенции.
Изучив научную литературу, мы пришли к выводу, что формирование профессиональной компетентности бакалавров в условиях педвуза базируется на использовании системного, межкультурного, деятельностного, акмеологического, личност-но-развивающего подходов. Из всех перечисленных, по нашему мнению, доминирующим является системный подход. Применение системного подхода предполагает взаимосвязь и взаимодействие наиболее влиятельных элементов профессиональной подготовки будущих специалистов.
По нашему мнению, процесс формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров включает комплексное использование и других научно-обоснованных подходов. Так, межкультурный подход осуществляется включением в профессиональную подготовку будущих бакалавров элементов,
которые способствуют повышению общей культуры, развития профессиональной культуры.
Деятельностный подход в практике формирования компетенций педагога профессионального обучения предусматривает привлечение студентов к практике развития профессиональной компетентности в течение их профессиональной подготовки.
Акмеологический подход характеризуется направлением развития студентов на достижение максимальной личностной и профессиональной самореализации во время обучения в ВУЗе, готовности к нововведениям.
Личностно-развивающий подход обеспечивает учет индивидуальных особенностей студентов, их устремлений, жизненных ценностей, индивидуальных учебных достижений.
В целом, формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, что включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также средствами активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни педвуза. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что даст возможность обеспечивать ему эффективное функционирование как субъекта-профессионала в системе «человек-человек». Раскрывая отдельные аспекты процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров, следует определить перечень педагогических условий, которые бы позволяли эффективно решать поставленную цель с учетом специфики и особенностей будущей профессиональной деятельности. Анализ научных источников свидетельствует о том, что под «условием» понимают «необходимое обстоятельство, которое делает возможным осуществление, создание чего-либо или способствует этому» [1]. Нами предпринята попытка выделить следующие педагогические условия, которые бы максимально способствовали формированию профессиональной компетентности будущих бакалавров. Итак, к основным педагогическим условиям процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров в условиях педвуза можно отнести:
1. Системный подход к научно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса, отражающий сущность профессиональной компетентности.
2. Организация процесса усвоения профессионально важных знаний, умений и навыков, норм и ценностей, личностного отношения, опыта самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных особенностей студентов.
3. Создание условий учебной деятельности через организацию предметной среды. Считаем, что совокупность именно этих педагогических и психологических принципов и условий в учебно-воспитательном процессе педвуза способствует формированию профессиональной компетентности будущих бакалавров [2].
Процесс формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров в условиях педвуза предполагает использование таких форм организации обучения: лекционных, семинарских, практических, индивидуальных занятий, а также самостоятельной работы студентов; пропедевтической и педагогической практик; предметных олимпиад, научно-практических конференций, встреч с ведущими педагогами и мастерами прикладного творчества.
Подытоживая, подчеркнем, что исследования вопроса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров в условиях педвуза, позволяет утверждать, что формирование компетенций является целью профессиональной подготовки специалистов, ведь оно содержит требования в отношении знаний, умений, навыков, норм и ценностей [3]. Формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров целесообразно осуществлять на основе общих положений системного подхода и использовании других научно обоснованных подходов, в частности: межкультурного, деятельностного, акмео-логического, личностно-развивающего.
Библиографический список
1. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования. Дополнительное образование. 2005; 7: 9 - 11.
2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества образования. Москва, 2010: 73 - 74.
3. Хасбулатова З.И., Исакиева З.С. Роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания и передачи культурных традиций молодёжи. История науки и техники. 2012; 7: 186 - 190.
References
1. Filatova L.O. Kompetentnostnyj podhod k postroeniyu soderzhaniya obucheniya kak faktor razvitiya preemstvennosti shkol'nogo i vuzovskogo obrazovaniya. Dopolnitel'noe obrazovanie. 2005; 7: 9 - 11.
2. Shishov S.E., Kal'nej V.A. Shkola: Monitoring kachestva obrazovaniya. Moskva, 2010: 73 - 74.
3. Hasbulatova Z.I., Isakieva Z.S. Rol' sem'i v processe duhovno-nravstvennogo vospitaniya i peredachi kul'turnyh tradicij molodezhi. Istoriya nauki i tehniki. 2012; 7: 186 - 190.
Статья поступила в редакцию 15.09.17
УДК 7.011
Wang Bo (China), postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THE DANCING CULTURE OF RUSSIA. The article gives a historical analysis of the development of Russian dance culture. Considering the history of Russia, the author shows the main milestones of the development of dance culture. The greatest attention is paid to the era of Peter I, who introduced foreign dances, often violently, under penalty of punishment. Attitude towards dances under Peter I was a serious "state" affair. The inability to dance was considered a bad form, because boyars were prescribed from abroad dance teachers or dance masters. Legislation established the rules of conduct, the manner of communicating with the ladies in dance and even in a bow. Dances in the XIXth are characterized by a romantic impetuosity, gravitation of the soul's bondage, aspiration to higher ideals, characteristic for the mood of the people. In the twentieth century, with the return of the Olympic Games, the integration of sport and dance takes place, the dynamism and emotionality of the dances grow, for example, foxtrot, tango, twist, rock and roll. Analysis of literary sources allowed the author to reveal the following stages in the development of Russia's dance culture: the dance culture of Ancient Rus (VI-XI centuries), the dance culture of the 17th-early 20th centuries, the dance culture of the Soviet era (1920s-1990s) modern dance culture (late XX - early XXI century).
Key words: dance, dance culture, development of dance culture.
Ван Бо, магистрант 2 курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
В статье даётся исторический анализ развития танцевальной культуры России. Рассматривая историю России, автор показывает основные вехи развития танцевальной культуры. Наибольшее внимание уделяется эпохе Петра I, который ввёл в обиход иностранные танцы, часто насильственно, под страхом наказания. Отношение к танцам при Петре I было серьезным «государственным» делом. Неумение танцевать считалось плохим тоном, потому бояре выписывали из-за границы учителей танцев или танцмейстеров. Законодательно устанавливались правила поведения, манеры общения с дамами в танце и даже в поклоне. Танцы в XIX характеризуются романтической порывистостью, тяготением душевной неволей, устремлением к более высоким идеалам, характерным для настроения народа. В ХХ веке с возвращением Олимпийских игр происходит интеграция спорта и танца, растет динамичность и эмоциональность танцев, например, фокстрот, танго, твист, рок-н-ролл. Анализ литературных источников позволил автору выявить следующие этапы развития танцевальной культуры России: танцевальная культура Древней Руси (VI - XI века), танцевальная культура XVII - начала XX веков, танцевальная культура Советской эпохи (1920-е - 1990-е гг. ХХ века) и современная танцевальная культура (конец ХХ - начало XXI века).
Ключевые слова: танец, танцевальная культура, развитие танцевальной культуры.
Впервые термин «танец» пришел от поляков, которые прибыли в Москву с Дмитрием Самозванцем в Смутное время. До этого времени танцев на Руси не было, однако девушки водили хороводы, а также практиковались народные пляски, к которым было настороженное отношения. Пляски вместе со «Скоморо-шенными забавами» слыли «бесовскими играми» или «душепа-губным изобретением дьявола».
Михаил Федорович Романов для царской потехи приглашал немцев и поляков для увеселений, в том числе и танцоров. Например, в Кремле, в комедийной палате, в 1673 году давали пьесу с пениями и танцами «Орфей», в конце главный герой восхвалял царя и танцевал с пирамидами. Со временем любовь к танцеванию проявилась не только при дворе, знатные московские люди также устраивали танцы в своих домашних театрах (князья Долгорукий и Голицын, боярин Морозов и другие). Сменивший своего отца Алексея Михайловича молодой царь Федор не очень любил развлечения. Любовь к танцам питала правительница Софья, собиравшая у себя в хоромах молодых женщин и «устраивала веселые пляски».
Однако при Петре I русские пляски постепенно ушли из придворного быта, как отмечают историки, это произошло из-за замены на короткие камзолы длинных мужских костюмов. Петром I вскоре были введены танцы иноземные. По его указу всем российским девушкам и молодым людям было приказано танцевать
под страхом наказания. Дамы и кавалеры должны были обучаться у шведских офицеров иноземным танцам: менуэт, полонез и контрданс. Царственные особы - Петр, Екатерина, его супруга, и Елизавета, его дочь, принимали активное участие в этих танцах, довольно грациозно танцуя, как указывали их современники. Отношение к танцам при Петре I было серьезным, почти «государственным» делом.
В то время в России на первый взгляд «безобидные» танцы, превращались «в своеобразное орудие социальной борьбы с реакционным боярством». Имели место и быстрые танцы, носившие импровизационный характер. Считалось позорным неумение танцевать, потому бояре выписывали из-за границы учителей танцев или танцмейстеров. Законодательно устанавливались правила поведения, манеры общения с дамами в танце и даже в поклоне. И даже сам царь Петр любил изменять правила, менять фигуры, потешаясь над тем, кто не умел танцевать.
Одним из факторов, которые характеризовали в то время отношение к танцу, являлось то, что исполнение танцевальных движений уже не обуславливались ритуалом или игрой, естественной человеческой телесностью, потому у людей старшего поколения начинает возникать некое чувство протеста против навязываемых извне танцам.
Петр I ввел в обиход балы, что вызывало недовольство людей старшего возраста, но они же вызывали огромную радость