Научная статья на тему 'Сотворчество в педагогике искусства'

Сотворчество в педагогике искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGY OF MUSIC EDUCATION / NUMERICAL SIMULATION / УЧЕБА ПО ОБМЕНУ / STUDENTS EXCHANGE STUDY / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / DIALOGUE OF CULTURES / ПЕДАГОГИКА СОТВОРЧЕСТВА / PEDAGOGY OF CO-CREATION / PEDAGOGY OF ART / МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уколова Л.И., Цзян Вэйцян

В данной статье ведутся поиски роли педагогики сотворчества в образовательном процессе, путей воспитания духовной культуры растущего человека, ценностно-смыслового постижения окружающей действительности, процессы духовного развития учащихся различных возрастных групп в России и КНР Своеобразие культуры каждого народа, стимулирует её дальнейшее развитие, способствует сохранению обычаев, регулирует межнациональные взаимоотношения, формирует активный интерес учащихся к истории родного края через осознание национальной идентичности и развития толерантности. Исследователи подчеркивают, что сотворчество, это такой вид взаимодействия педагога и учащихся, который обеспечивает преодоление конфликтов, снятие напряженности и агрессивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CO-CREATION IN TEACHING ART

The authors of the research have a task to define a role of the pedagogy of co-creation in the educational process, ways of nurturing the spiritual culture of a person in value-semantic comprehension of reality, the process of spiritual development of students of different age groups in Russia and China. The identity of culture of each people stimulates its further development, promotes the preservation of the customs, regulates ethnic relations, forms active interest of students in history of native land through the understanding of national identity and the development of tolerance. The researchers emphasize that co-creation is a kind of interaction between a teacher and students that provides the overcoming of conflicts, tensions and aggression.

Текст научной работы на тему «Сотворчество в педагогике искусства»

Современный человек должен знать, что он живет в мире искусства (пусть в малой даже степени). Его не должны отталкивать, смущать необходимость специального посещения учреждений культуры, он должен получить навыки обращения со средствами технического репродуцирования произведений, причем на таком уровне естественности и свободы, когда наличие

Библиографический список

посредничества (социального или технического) перестаёт мешать восприятию и пониманию произведения, переживанию его.

Специфическая функция духовной культуры в деле формирования личностных качеств человека, чувства собственного достоинства, ответственности и творческого отношения к жизни -одна из основных тем данной исследовательской работы.

1. Уколова Л.И., Цзян Вэйцян. Музыкальная культура в пространстве мира музыки. Образование и наука в современных условиях. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016: 27 - 129.

2. Вопросы теории эстетического воспитания. Москва: МГУ, 1970.

3. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Москва: Наука, 1972.

4. Зубачевская Н.А. Эстетический интерес и условия его интенсификации. Available at: /http://www.lib.csu.ru/vch/5/1996_01/007.pdf

5. Логинова А.И., Ананьев Б.Г. О психологии искусства. Психологический журнал. 1981; 4.

6. Традиции народного художественного творчества и идейно-художественное воспитание детей и молодежи. Новосибирск, 1983: 34.

7. Уколова Л.И. Формирование духовной культуры молодого поколения. Искусство и образование. 2008; 2: 62 - 67.

8. Уколова Л.И. Музыкальное образование как фактор духовно-нравственного воспитания в русле укрепления культуры нации. Образование и наука в современных условиях. 2015; 4 (5): 132 - 135.

References

1. Ukolova L.I., Czyan V'ejcyan. Muzykal'naya kul'tura v prostranstve mira muzyki. Obrazovanie inauka vsovremennyh usloviyah. Cheboksary: Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus», 2016: 27 - 129.

2. Voprosy teorii 'esteticheskogo vospitaniya. Moskva: MGU, 1970.

3. Rappoport S.H. Iskusstvo i 'emocii. Moskva: Nauka, 1972.

4. Zubachevskaya N.A. 'Esteticheskij interes i usloviya ego intensifikacii. Available at: /http://www.lib.csu.ru/vch/5/1996_01/007.pdf

5. Loginova A.I., Anan'ev B.G. O psihologii iskusstva. Psihologicheskij zhurnal. 1981; 4.

6. Tradicii narodnogo hudozhestvennogo tvorchestva i idejno-hudozhestvennoe vospitanie detej i molodezhi. Novosibirsk, 1983: 34.

7. Ukolova L.I. Formirovanie duhovnoj kul'tury molodogo pokoleniya. Iskusstvo i obrazovanie. 2008; 2: 62 - 67.

8. Ukolova L.I. Muzykal'noe obrazovanie kak faktor duhovno-nravstvennogo vospitaniya v rusle ukrepleniya kul'tury nacii. Obrazovanie i nauka vsovremennyh usloviyah. 2015; 4 (5): 132 - 135.

Статья поступила в редакцию 21.11.16

УДК 378

Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),

E-mail: ukolovali@ya.ru

Jiang Weiqiang (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: jsryeah@mail.ru

CO-CREATION IN TEACHING ART. The authors of the research have a task to define a role of the pedagogy of co-creation in the educational process, ways of nurturing the spiritual culture of a person in value-semantic comprehension of reality, the process of spiritual development of students of different age groups in Russia and China. The identity of culture of each people stimulates its further development, promotes the preservation of the customs, regulates ethnic relations, forms active interest of students in history of native land through the understanding of national identity and the development of tolerance. The researchers emphasize that co-creation is a kind of interaction between a teacher and students that provides the overcoming of conflicts, tensions and aggression.

Key words: pedagogy of music education, numerical simulation, students exchange study, dialogue of cultures, pedagogy of co-creation, pedagogy of art.

Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф. каф. музыкального искусства института культуры и искусств,

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru

Цзян Вэйцян (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО «Московский

городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: jsryeah@mail.ru

СОТВОРЧЕСТВО В ПЕДАГОГИКЕ ИСКУССТВА

В данной статье ведутся поиски роли педагогики сотворчества в образовательном процессе, путей воспитания духовной культуры растущего человека, ценностно-смыслового постижения окружающей действительности, процессы духовного развития учащихся различных возрастных групп в России и КНР Своеобразие культуры каждого народа, стимулирует её дальнейшее развитие, способствует сохранению обычаев, регулирует межнациональные взаимоотношения, формирует активный интерес учащихся к истории родного края через осознание национальной идентичности и развития толерантности. Исследователи подчеркивают, что сотворчество, это такой вид взаимодействия педагога и учащихся, который обеспечивает преодоление конфликтов, снятие напряженности и агрессивности.

Ключевые слова: педагогика музыкального образования, метод моделирования, учеба по обмену, диалог культур, педагогика сотворчества.

Среди различных подходов к музыкальному воспитанию и образованию особое место принадлежит сотворчеству педагога и учащихся в процессе занятий музыкой.

Ядром педагогики сотрудничества можно считать особое, глубоко личностное и духовно наполненное отношение педагога к учащимся. Доверие к ученикам, продиктованное собственной убежденностью, верой в идеалы и в то лучшее, что есть в каждом человеке, определяет гуманизм данного направления в педагогике.

При разработке вопросов совместного творчества мы обращались также к концепции «живого знания». Автор данной концепции - В.П. Зинченко отмечает, что «живое знание при всей

своей неизмеримости и концептуальной неопределенности есть жизнь, истина и путь. Не так уж мало людей делают получение и накопление знаний целью и смыслом жизни. Главные достоинства живого знания состоят в том, что человек узнает себя в нем, оно не выступает в качестве чуждой (отчужденной) для него реальности или силы» [1].

Это широкое понимание знания не только как получения некоей информации, а как «смысла жизни» близко идеям личностного развития музыканта (В.Г. Асеев, А.К. Марков, Цзинь Тэминь, Цзоу Чанхай), а также личностно ориентированному подходу в профессиональном образовании (И.Я. Лернер, И.С. Якиманская и др.), где ценностное отношение к личности, признание ее не-

отъемлемого права на свободное развитие, собственное мнение и индивидуальную профессиональную траекторию распространяется и на педагога, и на учащегося.

Наиболее значимыми педагогическими системами, обращающимися к совместной деятельности педагога и учащихся являются системы Ш.А. Амонашвили, Э. Жака-Далькроза, К. Орфа, Р Штайнера, М.П. Щетинина. Несмотря на то, что большинство из упомянутых здесь систем обращены к воспитанию и развитию детей, принципы, заложенные в их основу настолько универсальны, что их можно отнести и к более старшему возрасту, в данном случае, к работе со студентами.

Приведём пример из практики вальдорфской педагогики, отражающей основные идеи Р. Штайнера, представленные в ряде изданий, таких, как «Воспитание к свободе» Ф. Карлгрена (1993); «Обучение в вальдорфской школе» (1995); «Вальдорфская педагогика» (антология), под ред. А.А. Пинского, (2003).

Базой всех нововведений здесь является знание педагогом всех своих учеников - их характеров, особенностей, интересов и устремлений, глубоко личностный подход к каждому обучающемуся. На этой основе выстраивается проблемное обучение, при котором знания не преподносятся ученикам в готовом виде, а самостоятельно ими добываются в процессе диалога, работы в группах, мастерских, в совместных исследованиях изучаемой проблемы. Несомненно, такой подход требует от педагога значительных временных, умственных, физических и эмоциональных затрат, однако результат оправдывает эти усилия.

Современные исследователи с разных сторон рассматривают процесс сотворчества педагога и учащихся. Психолого-педагогические особенности сотворчества преподавателя и студента в процессе обучения исполнительскому мастерству рассматривает в своей диссертации В.М. Цалиев.

Автор утверждает, что «совершенствование форм, методов и педагогических технологий организации музыкального профессионального образования возможно осуществлять только на основе выработки комплекса организационно-педагогических условий, интегрирующих в себе идеи педагогики сотворчества, преемственности, непрерывности организации целостного образовательного процесса» [2].

Особенности организации совместного творчества педагога и учащихся изучены Е.И. Никитиной, утверждающей, что «процесс сотворчества обладает особым потенциалом, активно проявляющемся во взаимном творческом и духовном обогащении педагога и учащихся... плодотворное общение учителя и ученика - совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности, в результате которой происходит творческое взаимообогащение» [3].

Сотрудничество и сотворчество педагога и ученика рассматривает как одно из основных педагогических условий при формировании музыкально-ценностных ориентаций Д.В. Прокофьев. Автор обращает внимание на то, что в процессе сотворчества «по сравнению с традиционным обучением. активность педагога уступает место инициативности ученика, побуждает воспитанника к самостоятельному поиску знаний» [4]. Для того чтобы учащиеся - будущие педагоги-музыканты могли проявлять самостоятельность, необходима та духовная основа, которая дает человеку право транслировать свои убеждения, сформированные ценности, вкусы и навыки, складывающаяся, в первую очередь, в процессе погружения в пространство национальной культурной среды.

В специальной педагогической литературе последнего времени отмечается обострение проблем национальной самоидентификации молодежи и это отражено в ряде законов, решений и постановлений Правительства РФ. Среди них:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О решении совещания «Проблемы введения федерального компонента государственных образовательных стандартов образования и федерального базисного учебного плана»;

- приложение к письму Минобрнауки России «Проблемы введения федерального компонента государственных образовательных стандартов образования и федерального базисного учебного плана (решение совещания)» и др.

Очевидно, что внимание в данных государственных документах концентрируется на понятии «региональный компонент», его содержании, смысле и возможностях применения в педагогической практике.

Национально-региональный компонент включает в себя своеобразие культуры каждого народа, стимулирует её дальнейшее развитие, способствует сохранению обычаев, регулирует меж-

национальные взаимоотношения, формирует активный интерес учащихся к истории родного края через осознание национальной идентичность и развитие толерантности.

Как отмечает в своей диссертации «Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами» Ян Сюйжун, «особую актуальность толерантные отношения имеют для России - страны многонациональной и многоконфессиональной, страны с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, страны с множеством проблем в межкультурных отношениях. Толерантность характеризует свободу и открытость мышления, предполагает сохранение индивидуальности и. воплощает в себе тесное единство биологических, психологических и социальных аспектов» [5]. Исследователи отмечают, что для успешного развития национально-регионального компонента высшего образования «необходима опора на ряд основополагающих принципов, регулирующих его применения и воздействие на учащихся. Среди них:

- принцип научности, требующий отражения регионального компонента в содержании образования как сложной, развивающейся системы, имеющей многообразные связи с культурой, другими науками и практикой;

- принцип целостности, обеспечивающий единство всех частей учебного курса, его связь с другими учебными дисциплинами;

- принцип практико-ориентированности, обеспечивающий направленность содержания образования на решение актуальных практических задач» [6].

Важнейшей составляющей национально-региональной среды является обращение к ее духовной составляющей, впитавшей в себя достижения прошлого времени (Д.Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский). Так, Д.С. Лихачев отмечал, что для человека «важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» [7, с. 91 - 101].

Музыка, как ничто другое, может предоставить условия для вхождения человека в пространство непреходящих ценностей, тех «духовных заветов», которые оставили и сохранили для нас предки. И здесь для эффективности продвижения в освоении профессиональных навыков гораздо более важной, чем все программы, методики и технологии является личность педагога, его профессиональное мастерство и духовные качества. «Особенностью музыкально-педагогической деятельности является её универсальность, определяемая многогранностью знаний, умений и навыков учителя-музыканта. Задача педагога-исследователя состоит в том, чтобы осмыслить и определить новые пути и методы на базе исторических национальных корней для развития модели музыкального образования XXI в.» [8]. Психологические особенности культурного развития, значимые в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов, раскрываются в работах Л.С. Выготского, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина и др.

Исследователи подчеркивают, что сотворчество, это такой вид взаимодействия педагога и учащихся, который «обеспечивает преодоление конфликтов, снятие напряженности и агрессивности. Это происходит за счёт вербальных и невербальных проявлений преподавателя, а также в результате действия психотерапевтической функции преподавателя., в процессе реализации которой применяются психологические, художественно-педагогические, а также коммуникативные технологии. В связи с этим особенно актуальным представляется поиск новых педагогических направлений и технологий, которые могли бы наилучшим образом обеспечить это взаимодействие» [9]. Определению перспектив сотворчества педагога и учащегося в процессе обучения в музыкально-педагогическом вузе способствовало обращение к работам, в которых раскрывается концепция творческого и музыкально-эстетического развития на основе погружения в пространство искусства (В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Д.Б. Лихачев, Л.П. Печко).

Многочисленные исследования российских ученых, таких, как Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, И.Н. Немыки-на, Л.И. Уколова, Г.М. Цыпин, В.Л. Яконюк и др., обратившихся к изучению проблем формирования личностных и профессиональных качеств музыканта-исполнителя дают основание утверждать, что сотворчество педагога и ученика обладает первостепенной значимостью в процессе занятий искусством.

Библиографический список

1. Зинченко B.n. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Самара: СГПУ, 1998: 26.

2. Цалиев BM. Психолого-педагогические особенности сотворчества преподавателя и студента в процессе обучения исполнительскому мастерству. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Bладикавказ, 2003. Available at: http://www.lib.ua-ru.net/diss/ cont/118778.html

3. Никитина Е.И. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

4. Прокофьев Д^. Формирование музыкально-ценностных ориентаций учащихся при обучении игре на синтезаторе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

5. Ян Сюйджун. Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Bоронеж, 2009.

6. Кабкова Е.П. Региональный компонент в учебных программах высшей школы.

7. Лихачев Д.С. Экология культуры. Москва: Искусство, 2000.

8. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008; Уколова Л.И., Цзян Bэйцян. Музыкальная культура в пространстве мира музыки. Образование и наука в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2016: 127 - 129; Уколова Л.И., Сокерина KB., Цзян Шанжун. Эстетическое воспитание как генеральное условие развития духовной культуры растущего человека. Мир науки, культуры, образования. 2016; (56): 213 - 216.

9. Никитина Е.И. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

References

1. Zinchenko V.P. Psihologicheskaya pedagogika. Materialy k kursu lekcij. Chast'I. Samara: SGPU, 1998: 26.

2. Caliev V.M. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti sotvorchestva prepodavatelya i studenta v processe obucheniya ispolnitel'skomu masterstvu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2003. Available at: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/118778.html

3. Nikitina E.I. Sotvorchestvo pedagoga i uchaschihsya na zanyatiyah hudozhestvennym dvizheniem v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

4. Prokof'ev D.V. Formirovanie muzykal'no-cennostnyh orientacij uchaschihsya pri obuchenii igre na sintezatore. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

5. Yan Syujdzhun. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya tolerantnyh otnoshenij studentov razlichnyh nacional'nostej muzykal'no-pedagogicheskimi sredstvami. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2009.

6. Kabkova E.P. Regional'nyj komponent v uchebnyh programmah vysshej shkoly.

7. Lihachev D.S. 'Ekologiya kul'tury. Moskva: Iskusstvo, 2000.

8. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008; Ukolova L.I., Czyan V'ejcyan. Muzykal'naya kul'tura v prostranstve mira muzyki. Obrazovanieinauka vsovremennyh usloviyah: materialymezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Centrnauchnogo sotrudnichestva «Interaktivplyus». Cheboksary, 2016: 127 - 129; Ukolova L.I., Sokerina I.V., Czyan Shanzhun. 'Esteticheskoe vospitanie kak general'noe uslovie razvitiya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; (56): 213 - 216.

9. Nikitina E.I. Sotvorchestvo pedagoga i uchaschihsya na zanyatiyah hudozhestvennym dvizheniem v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 21.11.16

УДК 371

Elsieva M.S., postgraduate student, Chelyabinsk State Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: aripov50@mail.ru

Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: aripov50@mail.ru

ABOUT THE FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN YOUNGER PUPILS. Formation of communicative universal learning activities in primary school children is an important social problem, whose solution is important both for people and for the society. The authors note that in the republics of the North Caucasus, where the study's experiment is conducted, there is a historically multiethnic society with different cultures and traditions, which leads to the increasing demands of the communicative interaction and the development of communicative competence of the individual. Purposeful work on formation of communicative universal learning activities in the classroom with younger students requires pedagogical support. Important forms of organization of extracurricular work aimed at the formation of communicative universal learning activities are "school weeks", using the method of projects, festivals and competitions in dialogue and communication.

Key words: competence, primary school students, education, universal educational actions, communicative culture.

М.С. Эльсиева, аспирант ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: aripov50@mail.ru

З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф. ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: aripov50@mail.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой. Авторы отмечают, что в республиках Северного Кавказа, в которых проводился эксперимент, исторически сложилось многонациональное общество с разными культурами и традициями, что обуславливает повышение требований коммуникативному взаимодействию и развитию коммуникативной компетенции личности. Целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД на занятиях с младшими школьниками требует педагогического сопровождения. Важными формами организации внеклассной работы, направленной на формирование коммуникативных УУД являются «школьные недели», использование метода проектов, фестивали и конкурсы по общению и коммуникации.

Ключевые слова: компетенция, младшие школьники, воспитанность, универсальные учебные действия, коммуникативная культура.

В условиях перемен в идеологии современного общества образование призвано воспитывать у обучающихся чувство гражданской идентичности и ответственности за свои реше-

ния и поступки, патриотизм, стремление к умению общаться и проявить уважение не только к родной культуре, но и к языку и культуре других народов. Владение умениями устанавливать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.