Научная статья на тему 'Экспериментальная верификация перспективности обучения белорусских школьников высказываниям информационно-заинтересовывающего характера (на примере биографических текстов)'

Экспериментальная верификация перспективности обучения белорусских школьников высказываниям информационно-заинтересовывающего характера (на примере биографических текстов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
92
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ТЕКСТООБРАЗОВАНИЕ / БИОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ ОБ УЧЕНЫХ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ / CONTROL PEDAGOGICAL EXPERIMENT / GENERATING OF A TEXT / BIOGRAPHICAL TEXTS ABOUT SCIENTISTS / COMMUNICATIVE SPEECH SKILLS / TEACHING RUSSIAN IN BELARUS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Таяновская И. В.

В статье раскрываются значение и особенности программы экспериментального обучения, нацеленного на последовательное развитие у учащихся белорусских школ умений в области составления текстов информационно-заинтересовывающей направленности, на материале биографической характеристики личности. На основе анализа данных контрольного педагогического эксперимента прослеживается динамика степени сформированности коммуникативно-речевых умений школьников по итогам специального обучения биографическим высказываниям об учёных-лингвистах. Осуществляется сравнение текстов учащихся экспериментальных и контрольных групп. Отражена возросшая готовность устанавливать взаимосвязь между содержанием высказывания и лингвистическими познаниями адресатов текста; использовать оценочное заглавие как дополнительный ресурс придания тексту выразительности, способы заинтересовывающего построения высказывания; употреблять приемы объяснения непонятной лексики (терминов, устаревших слов), популярной подачи цифровых сведений и т. п. Результаты эксперимента свидетельствуют о перспективности проводимого обучения с точки зрения формирования не только частных, но и обобщенных коммуникативных умений учащихся усиления убедительности, точности, богатства и выразительности их речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL VERIFICATION OF THE PROSPECTS OF LEARNING INFORMATIVE AND POPULAR DISCOURSE BY BELARUSIAN SCHOOLCHILDREN (BASED ON BIOGRAPHICAL TEXTS)

In the article the significance and particular features of the pilot training program, aimed at the gradual development of Belarusian pupils' skills in the formation of texts of informative and motivating character on the material of the personality biographical characteristics, are shown. The dynamics of students' communicative speech skills development on the basis of studying biographical discourse on linguists is observed. The article includes comparison of the texts of students from experimental and control groups. The increased readiness to establish the relationship between the contents of speech and linguistic knowledge of the text recipients; to apply the evaluative title as the additional resource of the text expression, ways to intensify interest by the construction of texts; to explain of incomprehensible vocabulary (terms, archaic words), to transfer the numeral information popularly is demonstrated. The experimental results indicate the prospects of ongoing training in terms of the formation of not only private but also generalized communicative abilities of pupils: enhancing of the validity, accuracy, richness and expressiveness of their speech.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная верификация перспективности обучения белорусских школьников высказываниям информационно-заинтересовывающего характера (на примере биографических текстов)»

Библиографический список

1. Кривых С.В., Ясюченя Е.Л. Становление этнического самосознания студентов педагогического колледжа: монография. Санкт-Петербург, 2008.

2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

3. Гаязов А.С. Формирование гражданских качеств старшеклассников в совместном труде с представителями производственных коллективов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 1986.

4. Кривых С.В., Игишев В.Г., Зыкова И.Ю. Современные молодежные движения как средство гражданского воспитания старших школьников: монография. Санкт-Петербург: НПО «Экспресс», 2008.

References

1. Krivyh S.V., Yasyuchenya E.L. Stanovlenie 'etnicheskogo samosoznaniya studentovpedagogicheskogo kolledzha: monografiya. Sankt-Pe-terburg, 2008.

2. Ushinskij K.D. Chelovek kakpredmet vospitaniya: opytpedagogicheskoj antropologii. Moskva: FAIR-PRESS, 2004.

3. Gayazov A.S. Formirovanie grazhdanskih kachestv starsheklassnikov v sovmestnom trude s predstavitelyami proizvodstvennyh kollektivov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 1986.

4. Krivyh S.V., Igishev V.G., Zykova I.Yu. Sovremennye molodezhnye dvizheniya kak sredstvo grazhdanskogo vospitaniya starshih shkol'nikov monografiya. Sankt-Peterburg: NPO «'Ekspress», 2008.

Статья поступила в редакцию 20.05.15

УДК 372.811.161.1

Tayanovskaya I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Rhetoric and Methods of Teaching

Language and Literature, Belarusian State University (Minsk, Belarus), E-mail: tayanov@tut.by

EXPERIMENTAL VERIFICATION OF THE PROSPECTS OF LEARNING INFORMATIVE AND POPULAR DISCOURSE BY BELARUSIAN SCHOOLCHILDREN (BASED ON BIOGRAPHICAL TEXTS). In the article the significance and particular features of the pilot training program, aimed at the gradual development of Belarusian pupils' skills in the formation of texts of informative and motivating character on the material of the personality biographical characteristics, are shown. The dynamics of students' communicative speech skills development on the basis of studying biographical discourse on linguists is observed. The article includes comparison of the texts of students from experimental and control groups. The increased readiness to establish the relationship between the contents of speech and linguistic knowledge of the text recipients; to apply the evaluative title as the additional resource of the text expression, ways to intensify interest by the construction of texts; to explain of incomprehensible vocabulary (terms, archaic words), to transfer the numeral information popularly is demonstrated. The experimental results indicate the prospects of ongoing training in terms of the formation of not only private but also generalized communicative abilities of pupils: enhancing of the validity, accuracy, richness and expressiveness of their speech.

Key words: control pedagogical experiment, generating of a text, biographical texts about scientists, communicative speech skills, teaching Russian in Belarus.

И.В. Таяновская, канд. пед. наук, доц., зав. каф. риторики и методики преподавания языка и литературы

Белорусского государственного университета, г. Минск, E-mail: tayanov@tut.by

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ВЕРИФИКАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ ИНФОРМАЦИОННО-ЗАИНТЕРЕСОВЫВАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА (НА ПРИМЕРЕ БИОГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ)

В статье раскрываются значение и особенности программы экспериментального обучения, нацеленного на последовательное развитие у учащихся белорусских школ умений в области составления текстов информационно-заинтересовывающей направленности, на материале биографической характеристики личности. На основе анализа данных контрольного педагогического эксперимента прослеживается динамика степени сформированности коммуникативно-речевых умений школьников по итогам специального обучения биографическим высказываниям об учёных-лингвистах. Осуществляется сравнение текстов учащихся экспериментальных и контрольных групп. Отражена возросшая готовность устанавливать взаимосвязь между содержанием высказывания и лингвистическими познаниями адресатов текста; использовать оценочное заглавие как дополнительный ресурс придания тексту выразительности, способы заинтересовывающего построения высказывания; употреблять приемы объяснения непонятной лексики (терминов, устаревших слов), популярной подачи цифровых сведений и т. п. Результаты эксперимента свидетельствуют о перспективности проводимого обучения с точки зрения формирования не только частных, но и обобщенных коммуникативных умений учащихся - усиления убедительности, точности, богатства и выразительности их речи.

Ключевые слова: контрольный педагогический эксперимент, текстообразование, биографические тексты об ученых, коммуникативно-речевые умения, преподавание русского языка в Республике Беларусь.

Актуальность проблематики данной статьи определяется той несомненной значимостью, которой обладает знакомство с биографическими сведениями о выдающихся личностях, в том числе о деятелях науки, для формирования интеллектуальной и нравственной культуры подрастающего поколения. Действительно, работа с подобными текстами способствует не только совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся, реализуемого в русле жанрово-коммуникативного подхода к развитию речи, расширению лингвистического кругозора, но и формированию у них позитивных ментальных и поведенческих программ, морально-этических ценностей и жизненных сценариев. Научная новизна проблемы, заглавной для статьи, обусловлена

специальным вниманием, которое уделяется в ней научно-популярным биографическим высказываниям об ученых-лингвистах, и вводом в более широкий научный оборот экспериментальных данных о проведенном соответствующем обучении. Представленность историко-научных сведений в учебных пособиях по русскому языку для общего среднего образования нередко измеряется единичными текстами (например, из рубрики "Люди науки"), но в этом направлении возможна дополнительная, рассредоточенная обучающая работа, неотъемлемая от задач лингвистического развития учащихся.

Вопросам совершенствования научно-популярной речи обучающихся в целом как лингводидактической проблематике

(в контексте становления умений иноязычной речи) посвящали свои исследования А.Л. Назаренко, М.И. Четвернина [1; 2] и др. В ряде работ (А.П. Грызулиной, Л.А. Лариковой [3; 4] и др.) подчеркивается существенная роль прочтения научно-популярных текстов в активизации познавательных интересов учащихся-школьников. В рамках российской школы коммуникативной риторики в ситуации, когда риторика выступает в качестве факультативного курса, уделялось внимание отдельным речевым жанрам информационно-заинтересовывающего характера (в том числе - лингвистической сказке и биографическому повествованию [5, с. 232-253; 6, с. 167-179]). На уровне высшего образования процессы усвоения особенностей такого рода текстов изучались Е.Н. Шеменевой, А.А. Зуевой [7; 8] и др. Наряду с этим, в дальнейшем специальном освещении нуждается проблема эффективности привлечения биографических текстов как дополнительного материала для совершенствования речевой личности учащегося в системе преподавания русского языка в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь.

Теоретическая значимость содержания данной статьи состоит, в первую очередь, в том, что используемый компонент-но-деятельностный анализ структуры интегрального исследуемого умения - успешно представить адресату биографический текст - может иметь свою оправданность и применение при анализе перспектив развития иных коммуникативных умений. Практическая значимость материалов заключается в возможности учитывать полученные результаты в работе с учащимися-школьниками, студентами (при усвоении курсов методики преподавания русского языка и риторики), педагогами (в ходе повышения квалификации как формы дополнительного образования). Личный вклад автора в проведение исследования проявляется, прежде всего, в создании и апробации инновационной программы экспериментального обучения, направленной на совершенствование общих и специальных коммуникативно-речевых умений школьников, а также в качественном анализе и статистической обработке данных контрольного педагогического эксперимента.

В рассматриваемой далее программе рассредоточенного экспериментального обучения особенностям биографической характеристики личности демонстрируется состав практико-ори-ентированной речеведческой информации, которая отражается в содержании разработанной серии упражнений, и ее примерное распределение по разным классам среднего и старшего звена школы, в соответствии с ресурсами привлекаемого в качестве основы учебно-программного и текстового материала. В процессе экспериментального преподавания у учащихся формировались, закреплялись и обогащались представления о следующих особенностях биографических текстов.

5 кл. Средства выразительности устной речи в выступлении учёного. Описание внешности деятеля науки: взаимосвязь внешнего облика и внутреннего мира. Единство в воплощении замысла портретной характеристики. Богатство речи в именовании героя текста. Тематические группы лексики, распространённой в текстах-жизнеописаниях учёных (наименования научных трудов, обозначения авторства и т. п.). Оценочная лексика для характеристики значения деятельности и трудов учёного. Показатели частотности действий в отражении образа жизни и привычек личности. Применение общенаучной лексики, слов-терминов. Интонационно выразительное произнесение прямой речи при цитировании.

6 кл. Выделение основных фактов о жизни и деятельности учёного; подтверждение выдвигаемых оценок. Единство содержания текста-жизнеописания и его наглядного сопровождения. Использование имён числительных для усиления точности и убедительности текста-жизнеописания. Приёмы для улучшения восприятия цифровых сведений (округление, дополнение оценочными суждениями, приведение примеров, сравнение, совместное вычисление).

7 кл. Настоящее время глаголов вместо прошедшего как средство усиления воздейственности в жизнеописании. Характеристика речи и стиля учёного. Применение приёмов композиционной перестановки (инверсии) и "изложения-загадки" - сюжетной недосказанности (ретардации). Соблюдение подобия (параллелизм) и противопоставление (контраст) при построении описаний. Исключение второстепенных деталей. Особое построение текста об ученом: использование кольцевой (рамочной) композиции. Употребление оценочной лексики в заглавиях текстов об учёных. Обобщающий оценочный характер заключения в тексте-жизнеописании. Выведение следствий и умозаключений

из фактов биографии. Обобщающие основания сравнительной биографической характеристики ученых. Предупреждение излишней нравоучительности и критичности в высказываниях о выдающихся личностях. Включение в повествование элементов описания и рассуждения как прием для повышения смысловой насыщенности текста. Применение обратных рассуждений («от противного»). Своеобразие использования в биографических текстах слов-синонимов, различных именований героя, неполных предложений, вопросов к размышлению, вопросно-ответного хода, однородных членов предложения. Смысловые оттенки синонимической оценочной лексики для характеристики личности учёного. Сочетаемость определяемых и определяющих оценочных слов для характеристики личности и научных заслуг. Употребительность оценочной лексики различных частеречных групп для многомерной характеристики научного творчества. Выражение отношения учёного к труду, людям, материальным и духовным ценностям, себе самому; группировка названий личностных качеств. Употребление в текстах о деятелях науки слов, используемых в переносном значении. Роль постановки вопросов к размышлению и вопросно-ответного хода для усиления внимания читателя или слушателя, достижение разнообразия интонационного рисунка.

8 кл. Система жизненных ценностей и личностных качеств настоящего учёного и педагога. Разграничение главной и второстепенной биографической информации. Монтаж разнородного биографического материала; включение справочных сведений, оформление выводной части. Необходимые пояснения для устаревших понятий и слов. Биографическая характеристика как текст, многосоставный (синтетический) по своему содержанию. Разновидности (категории) биографического материала: обзор периодов биографии; характеристика внешности героя, речевой манеры, особенностей поведения; описание условий жизни; повествование об отдельных жизненных поступках; освещение системы взглядов и ценностей; анализ наиболее значимых научных произведений и т. п. Источники биографического материала: высказывания ученого; воспоминания, дневники, письма, выступления современников (родных, друзей, коллег, учеников); оценки потомков. Составление сводного плана биографического текста; приведение ссылок на источники материала. Соотнесение фактических сведений и личностных черт, о которых они свидетельствуют. Средства выразительности речи в описании внешности ученого на основе портретного изображения. Усилительные однородные последовательности, отражающие многообразие сил, действующих при формировании личности, её определяющих качеств, достигнутого, широту интересов ученого, обобщенную оценку его научного творчества и т. п. Добавочная характеристика героя текста-жизнеописания в обособленном приложении (по роду деятельности, внешности, внутренним качествам и др.). Воссоздание рассуждений в форме воображаемого монолога от 1-го л., в том числе в спорной жизненной ситуации.

9 кл. Обоснования для суждений и фактов, выражаемых в форме конструкций со значением причины. Многомерная оценка научных и учебных произведений. Объединение смысловых частей из различных источников в одну логическую и хронологическую последовательность. Использование сложных предложений с различными видами связи, передающих смысловые оттенки биографических высказываний. Описательные речевые обороты-перифразы, отражающие обобщенную характеристику ученого. Стилистический анализ цитат, используемых в них приемов выразительности. Цитаты как подтверждение выдвигаемых суждений. Варианты пунктуационного оформления цитат (углублённое повторение).

10 кл. Замены и комментирование устаревшей, терминологической лексики, сложносокращенных слов. Шрифтовые выделения опорных слов, сопоставляемых понятий, выразительных средств при письменном оформлении биографических текстов. Подбор ключевой (концептуальной) метафоры в связи с выделением основополагающих идей научного наследия, построением заключительной части биографического текста. Собственное имя героя как источник размышлений и ассоциаций для построения части текста-жизнеописания.

11 кл. Сопоставление интонационно нейтрального и интонационно выразительного вариантов биографического высказывания. Средства объединения автора и слушателей (читателей) - показатели адресации речи - в биографическом тексте. Приёмы построения вступительной и заключительной части текстов-биографий, наиболее характерные для них языковые средства (обобщение). Проведение биографических сопоставлений

(параллелей) межкультурного характера с известными лицами. Подбор эпиграфа к биографическому выступлению.

По результатам контрольного эксперимента, проведённого после экспериментального обучения по очерченной программе и охватившего 337 старшеклассников - его участников - и 329 представителей контрольных групп из 26 учреждений общего среднего образования различных регионов Беларуси (более детальное описание условий и материалов экспериментальной деятельности см. в публикации [9]), в экспериментальных классах возросла аргументированность биографических высказываний учащихся. Существенно реже встречаются речевые произведения, в которых, как в ряде работ из контрольных классов, ощущается недостаточность обоснований для приводимых общих оценок (6,8 % подобных работ в экспериментальных группах в сравнении с 19,1 % - в контрольных). Биографические тексты учащихся после специального обучения в преобладающем большинстве (около девяти десятых) случаев содержат уместное обращение к фоновым знаниям адресата речи, которое помогает полнее воплотить текстовые категории информационной насыщенности и диалогичности: Об отличиях между видами речи: монологом и диалогом - мы узнаём, начиная с начальной школы. Более подробно мы познакомились с этими вопросами, изучая тему «Диалогическое единство». А Л.В. Щерба дал яркую и четкую характеристику синтаксических различий монолога и диалога в своей еще довоенной статье «Современный русский литературный язык» (часть речевых примеров в статье даётся в сокращении).

Учащиеся экспериментальных групп, задействованные в контрольном срезе, после специальной работы над заглавиями биографических текстов более умело используют ресурсы выразительной оценочной экспрессии названия, как правило, игнорировавшиеся ранее (94,9 % работ в сравнении с 2,1 % - по итогам констатирующего среза): Отмеченный знаком гения (О жизни и филологической деятельности М.В. Ломоносова); Неугасимый свет знания (Е.Ф. Карский и исследования языка); Памяти настоящего ученого (о жизни и научно-методическом наследии профессора П.П. Шубы). Вступления и заключения биографических текстов, составленных в экспериментальных группах, стали менее стереотипными, нежели в контрольных классах, где они (суммарно - в 7,8 раза чаще, или в 62,9 % работ) имеют характер простых утверждений о фактах рождения героя и его ухода из жизни. Так, в начале текстов учащихся, ранее выступавших в качестве участников обучающего эксперимента, применялись композиционные приемы пересказа реальной или вымышленной истории, ретардации, структурной инверсии, контраста между незаурядным и обыденным, цитирования, в частности, парадоксального (Если биография учёного вызывает интерес больший, чем его собственные работы, это вряд ли можно признать справедливым. Поэтому вначале предоставим слово самому герою нашего повествования), интригующего обращения к эмоциям (В его биографии соединилось очень многое: честь и слава, тайна и печаль. Это и сегодня заставляет нас удивляться и восхищаться, задумываться и сожалеть) и т. п. В двух последних речевых иллюстрациях выделены те формы речевой адресации, использование которых зримо активизировалось в работах учащихся экспериментальных групп и охватило около 85 % анализируемых биографических текстов. Приёмы построения заключительной части высказываний в экспериментальных группах также стали более разнообразными: так называемый «открытый финал», который, по определению, носит оттенок парадоксальности и подчеркивает значение научного наследия героя текста (И это еще далеко не последняя черта в рассказе о том значении, которое сохраняют для нас труды этого выдающегося ученого. Поэтому мой завершающий знак препинания - отсутствие точки!), косвенный или прямой призыв к слушателям обратиться непосредственно к трудам ученого (Созданные им учебники и пособия можно найти в библиотеках. Один из сборников есть и в нашем читальном зале. Эти книги доступны всем, кто интересуется русским языком, хочет расширить свой кругозор, быть образованным и культурным человеком) и т. п.

Участниками специального обучения применяются единые референтно-тематические цепочки, которые способствуют реализации признака тематического единства текста и вносят разнообразие в наименование героя биографического текста:

Будущий крупный учёный-лингвист и в то же время талантливый методист появился на свет в Томске. Но со временем его семья переехала из суровой Сибири в солнечный

Крым. Способный юноша окончил гимназию в Феодосии с золотой медалью (Из биографического выступления по текстам В.И. Кодухова, А.В. Текучева).

Возросшая адресность биографических текстов в экспериментальных группах выражается и в тех разъяснениях, которыми сопровождаются более тщательно отбираемые термины и историзмы, малопонятные для восприятия остальных школьников: Шахматов также изучал язык хронографов (буквально, 'записей о времени') - переводных сочинений по всемирной истории; К 35 годам Шахматов становится, как тогда говорили, ординарным (то есть штатным, полноправным) академиком. Кроме того, в биографических текстах по завершении проведенного обучения активизировалось в целом использование оценочной лексики, которая становится более разнообразной (Ученый разговаривает с читателем в живой и доступной манере, как умный старший друг и добрый советчик). Употребление «настоящего исторического» глагольного времени как средства оживления биографического повествования, в работах контрольных классов затрагивавшее не более одной десятой части текстов, расширилось почти до половины работ. Данный временной регистр также успешно используется при рассмотрении содержания анализируемых научных трудов (Во многих своих работах по грамматике П.П. Шуба исследует проблемы теории частей речи. При этом он анализирует многочисленные примеры из языка художественной литературы, подобранные им самим).

В экспериментальных классах в биографических высказываниях находят применение специальные речевые приемы популяризации цифровых сведений (Богатырское здоровье, трудолюбие и упорство позволили ему выполнить работу, неимоверную по своему объему. Порою одна страница его изданий включала более полусотни примеров. А каждый из томов превышал 400 страниц. Вы сами можете представить, какое количество фактического материала было исследовано учёным - оценочное суждение, округление, элементы совместного вычисления с обращением к адресату). Помимо того, большее разнообразие привносится учащимися из экспериментальных групп в использование: • показателей частотности действий (Реформатский часто писал об абстрактных языковых понятиях, как будто бы о живых людях. О широте интересов и образованности говорит то, что в своих работах по языкознанию Александр Александрович во многих случаях использовал примеры из других наук); • языковых средств со значением причинной обусловленности (Конечно, Адам Евгеньевич [Супрун]не зря в том далеком 1948 году хотел поступить во Фрунзенский тогда не университет, а педагогический институт, потому что в мечтах видел себя именно педагогом. И на самом деле, он верно оценил свои способности и свое призвание, так как потом он стал замечательным преподавателем, лектором и научным руководителем).

Школьники экспериментальных классов, в сопоставлении с учащимися контрольных групп, демонстрируют большее лексическое богатство текстов и при введении в высказывание более осознанно отбираемой чужой речи в её различных формах - подборе глаголов с интеллектуально-речевой смысловой направленностью (АкадемикЯгич высоко оценивал «Историческую грамматику» Буслаева и отмечал, что автор стремился «поднять значение языка как народной святыни»... Буслаев подчёркивал, что в своих работах он стремился пользоваться «точным микроскопическим анализом сравнительной и исторической грамматики». Устанавливая взаимосвязь мысли и речи, ученый определил предложение как «суждение, выраженное словами»). Само произнесение биографических выступлений в экспериментальных учебных аудиториях почти в 8 раз чаще получает зрительную поддержку, причем предъявление изображений обретает текстовую опору в желательных комментариях (Взгляните, пожалуйста, на этот портрет. По свидетельствам современников и по воспоминаниям дочери, Карский был высокого роста, широкоплечий, темно-русый, с голубыми глазами. Наверно, такой внешний облик немного напоминает славянских богатырей. Только свой подвиг, который потребовал невероятной, богатырской силы и неутомимости, ему удалось совершить в науке).

Следовательно, как демонстрируют результаты контрольного педагогического эксперимента, биографические тексты учащихся в итоге проведённого обучения становятся более разнообразными и продуманными в композиционном и речевом отношении, более последовательными, точными и аргументи-

рованными. Они отражают повысившуюся степень владения умениями конкретизации, пояснения терминов и упрощенной передачи числовых сведений, что имеет особую значимость для научно-популярной речи в целом, основываются на более строгом и целенаправленном отборе фактов. Помимо того, ра-

Библиографический список

бота с текстами информационно-заинтересовывающей направленности создает благоприятные возможности для повышения уровня учебно-познавательной мотивации, опережающей профессиональной ориентации школьников различных возрастных групп.

1. Назаренко А.Л. Научно-популярная литература как объект функциональной стилистики и лингводидактики. Диссертация ... доктора филологических наук. Москва, 2000.

2. Четвернина М.И. Методика обучения учащихся старших классов созданию вторичных иноязычных текстов на материале аутентичной информации и Интернета. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

3. Грызулина А.П. Обучение чтению научно-популярной литературы на английском языке. Москва: Высшая школа, 1978.

4. Ларикова Л.А. Рекомендательная библиография научно-познавательной литературы как средство активизации чтения подростков. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ленинград, 1984.

5. Риторика. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных школ. Под редакцией Т.А Ладыженской. Москва, 2002.

6. Риторика. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных школ: в 2-х ч. Под редакцией Т.А. Ладыженской. Москва, 2004; Ч. 2.

7. Шеменева Е.Н. Обучение студентов-филологов жанру лингвистической сказки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2001.

8. Зуева А.А. Формирование профессионально значимых коммуникативных умений студентов педагогического вуза в процессе создания биографического повествования об истории династии. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2005.

9. Таяновская И.В. Динамика развития учебно-коммуникативных умений текстообразования. Санкт-Петербург, 2013.

References

1. Nazarenko A.L. Nauchno-populyarnaya literatura kak ob'ekt funkcional'noj stilistiki i lingvodidaktiki. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Moskva, 2000.

2. Chetvernina M.I. Metodika obucheniya uchaschihsya starshih klassov sozdaniyu vtorichnyh inoyazychnyh tekstovna materiale autentichnoj informacii i Interneta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

3. Gryzulina A.P. Obuchenie chteniyu nauchno-populyarnoj literatury na anglijskom yazyke. Moskva: Vysshaya shkola, 1978.

4. Larikova L.A. Rekomendatel'naya bibliografiya nauchno-poznavatel'noj literatury kak sredstvo aktivizacii chteniya podrostkov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Leningrad, 1984.

5. Ritorika. 9 klass: uchebnoe posobie dlya obscheobrazovatel'nyh shkol. Pod redakciej T.A Ladyzhenskoj. Moskva, 2002.

6. Ritorika. 8 klass: uchebnoe posobie dlya obscheobrazovatel'nyh shkol: v 2-h ch. Pod redakciej T.A. Ladyzhenskoj. Moskva, 2004; Ch. 2.

7. Shemeneva E.N. Obuchenie studentov-filologov zhanru lingvisticheskoj skazki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.

8. Zueva A.A. Formirovanie professional'no znachimyh kommunikativnyh umenij studentov pedagogicheskogo vuza v processe sozdaniya biograficheskogo povestvovaniya ob istorii dinastii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novokuzneck, 2005.

9. Tayanovskaya I.V. Dinamika razvitiya uchebno-kommunikativnyh umenij tekstoobrazovaniya. Sankt-Peterburg, 2013.

Статья поступила в редакцию 14.05.15

УДК 159.928.235

Fazilova Sh. N. K., Doctoral postgraduate, Institute of Problems in Education of Azerbaijan Republic; teacher, Shabran

Municipal High School n.a. T. Abbasov (Shabran, Azerbaijan), E-mail: shafagf@mail.ru

SOLVING MATHEMATICAL PROBLEMS AS A WAY OF DEVELOPMENT OF THOUGHT IN PRIMARY SCHOOL PUPILS.

The article deals with the urgency of the problem of logical thinking, in spite of the fact that much research on this issue have been conducted in psychology. An important stage of purposeful formation of creative learning is a primary school age: 5-11 years old. The author gives the concept that through the system of mathematical logic exercises it is possible and necessary to develop logical thinking of students of secondary schools at the stage of motivation in the study of new topics in the generalization and systematization of knowledge. Thinking activates when a person raises questions that cannot get an answer by sensation and perception of objects. The moment of thinking is asking questions: "What is this?","Why is it so?", "How can you solve the problem?", "What do you know?", "How can you find it?", "What can you do?". The research shows that mathematics has a greater role in the education of logical thinking, so as daily classes in mathematics realize culture of thinking that requires special tasks: custom exercises using analogies to eliminate redundant, with a chain of words, the problem on the uptake logical stress and problems of non-traditional forms (anagrams, crossword puzzles). Thus, mathematics and problem solving contribute to the development of thinking, in solving any problem student performs analysis, synthesis, elaborates compares, summarizes the facts, and thereby develops the intellectual and creative skills.

Key words: individual characteristics of teaching, development of logical thinking, teachers, science pedagogy, psychology.

Ш.Н.К. Фазилова, диссертант, Институт Проблем Образования Азербайджанской Республики, учитель Шабранской

городской полной средней школы имени Т. Аббасова, г. Шабран, E-mail: shafag_f@mail.ru

РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В статье говорится об актуальности проблемы логического мышления, несмотря на то, что существует много исследований по этому вопросу в психологии. Считается, что важным этапом целенаправленного формирования творческого обучения является младший школьный возраст: 5-11 лет. Автор статьи даёт понятие о том, что "через систему математических упражнений с логической нагрузкой можно и нужно развивать логическое мышление учеников общеобразовательных школ на этапе мотивации при изучении новой темы, при обобщении и систематизации знания".

Мышление активизируются тогда, когда у человека возникают вопросы, на которые нельзя получить ответ путем ощущения и восприятия объектов.

Моментом мышления является постановка вопросов: "Что это?", "Почему так?", "Как решать? ", "Что знаешь? ", "Как найти? "," Что делать? " и т.д.

В статье затрагивается вопрос о том, что математика играет большую роль в воспитании логического мышления, ежедневные занятия математической осуществляют воспитание культуры мышления; для этого необходимы специальные зада-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.