Научная статья на тему 'Воспитание гражданской активности у обучающейся молодежи на традициях народной педагогики'

Воспитание гражданской активности у обучающейся молодежи на традициях народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ / ETHNOLOGICAL / NATIONAL EDUCATION / TEACHING TO BE ACTIVE IN THE SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасов Ю. Б., Худик В. А.

Статья посвящена воспитанию гражданской активности у обучающейся молодежи учреждений среднего профессионального образования на традициях этнопедагогики в современных условиях. Анализируется педагогическое наследие ученых К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.И Пирогова, К. Победоносцева и др. по воспитанию гражданственности подрастающего поколения на традициях народной педагогики. Автором выделены основные направления в воспитании гражданской позиции обучающихся разновозрастных групп вне их пребывания в условиях образовательного учреждения, в процессе организации досуговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасов Ю. Б., Худик В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CIVIC ACTIVITY IN YOUTH WITHIN TRADITIONS OF FOLK PEDAGOGY

The research is connected with the education of civic activity among students of institutions of secondary professional education in ethnological traditions in modern conditions. The authors analyze the pedagogical heritage of the scientists, who studied the citizenship of the younger generation in the traditions of folk pedagogy: K.D. Ushinsky, P.P. Blonsky, S.T. Shatsky, A.S. Makarenko, V.A. Sukhomlinsky, N. I. Pirogov, K. Pobedonostsev, etc. The author highlights the main trends in the education of civil position of students of various age groups, when they spend their extracurricular time out of their school, including organizations of leisure activities.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданской активности у обучающейся молодежи на традициях народной педагогики»

научного знания, которая занимается исследованием целей и задач, принципов, содержания, методов, форм реализации образовательной деятельности музеев, ориентированной на передачу культурного опыта. Известный русский философ Н.Ф. Федоров считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями. Он обосновал, с философской точки зрения, необходимость включения музея в образовательный процесс.

Формы деятельности музея как образовательного пространства для взрослых традиционны: экскурсии, дидактические и творческие выставки, музейные кружки и клубы. Выявлено три основных формы образовательного процесса: занятия на музейной экспозиции, классно-аудиторные и практические занятия.

Библиографический список

В музейном занятии, ориентированным на взрослую аудиторию, должны учитываться три аспекта предлагаемого материала: когнитивно-интеллектуальный (развитие познавательного интереса, интеллекта), чувственно-эмоциональный (эмоциональная отзывчивость и восприятие выразительных особенностей музейного памятника, данных в единстве его содержания и формы), аффективный (сопереживание, являющееся основой сотворче-ского отношения к памятнику).

Таким образом, в рамках неформального образования для людей третьего возраста существуют эффективные образовательные технологии, адекватные их психологическим и физиологическим особенностям. Однако в методической литературе этот аспект образования людей предпенсионного и пенсионного возраста отражён недостаточно.

1. Смушков В. Hародные университеты: (Обзор уставов и принципы организации). Внешкольное образование. 1919; 2, 3.

2. Григорьева И.А. Социальная политика и пожилое население в современной России: вызовы и возможности. Мир России. 2006; 1: 29 - 49.

3. Щукина H.n. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей: научное издание. Москва «Дашков и К°», 2004.

4. Макареня, А.А., Суртаева H.H., Кривых С.В. Системная организация структуры управления образованием взрослых в регионах России. Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2007.

5. Макареня, А.А., Суртаева H.H. Интеграционные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального потенциала региона. Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2002.

6. Методические рекомендации по организации образовательного туризма в субъектах Российской Федерации. Министерство культуры Российской федерации. Москва, 2014.

References

1. Smushkov V. Narodnye universitety: (Obzor ustavov i principy organizacii). Vneshkol'noe obrazovanie. 1919; 2, 3.

2. Grigor'eva I.A. Social'naya politika i pozhiloe naselenie v sovremennoj Rossii: vyzovy i vozmozhnosti. MirRossii. 2006; 1: 29 - 49.

3. Schukina N.P. Institut vzaimopomoschi vsisteme social'nojpodderzhkipozhilyh lyudej: nauchnoe izdanie. Moskva «Dashkov i K°», 2004.

4. Makarenya, A.A., Surtaeva N.N., Krivyh S.V. Sistemnaya organizaciya struktury upravleniya obrazovaniem vzroslyh v regionah Rossii. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2007.

5. Makarenya, A.A., Surtaeva N.N. Integracionnye processy v obrazovanii vzroslyh kak faktor razvitiya intellektual'nogo potenciala regiona. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2002.

6. Metodicheskie rekomendacii po organizacii obrazovatel'nogo turizma v sub'ektah Rossijskoj Federacii. Ministerstvo kul'tury Rossijskoj federacii. Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 20.05.15

УДК 374

Tarasov Yu.B., Director of St. Petersburg Publishing and Printing College (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

Khudik V.A., Dr. of Sciences (Psychology), Professor, Head of Department of Psychology and Defectology, Institute of Adult

Continuing Education (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF CIVIC ACTIVITY IN YOUTH WITHIN TRADITIONS OF FOLK PEDAGOGY. The research is connected with the education of civic activity among students of institutions of secondary professional education in ethnological traditions in modern conditions. The authors analyze the pedagogical heritage of the scientists, who studied the citizenship of the younger generation in the traditions of folk pedagogy: K.D. Ushinsky, P.P. Blonsky, S.T. Shatsky, A.S. Makarenko, V.A. Sukhomlinsky, N. I. Pirogov, K. Pobedonostsev, etc. The author highlights the main trends in the education of civil position of students of various age groups, when they spend their extracurricular time out of their school, including organizations of leisure activities.

Key words: ethnological, national education, teaching to be active in the society.

Ю.Б. Тарасов, директор Санкт-Петербургского издательско-полиграфического техникума, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

В.А. Худик, д-р психол. наук, проф., зав. каф. психологии и дефектологии ФГБОУДПО «Институт непрерывного

образования взрослых», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена воспитанию гражданской активности у обучающейся молодежи учреждений среднего профессионального образования на традициях этнопедагогики в современных условиях. Анализируется педагогическое наследие ученых К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.И Пирогова, К. Победоносцева и др. по воспитанию гражданственности подрастающего поколения на традициях народной педагогики. Автором выделены основные направления в воспитании гражданской позиции обучающихся разновозрастных групп вне их пребывания в условиях образовательного учреждения, в процессе организации досуговой деятельности.

Ключевые слова: народная педагогика, национальное воспитание, воспитание гражданской активности.

В период коренного преобразования нашего общества, строительства независимого государства значительное место отводится всестороннему развитию личности, её способностей

и потребностей. Основным направлением этого процесса является воспитание у подрастающего поколения патриотизма, национального сознания, гражданской активности. В этом сложном

процессе одно из ведущих мест принадлежит школе, которая во все времена была моделью общества, ведущим институтом воспитания детей.

В концепции среднего профессионального учреждения подчёркивается, что содержание, формы и методы воспитательной работы подчиняются реальному признанию обучающегося как главной цели воспитательной деятельности. При этом основное внимание уделяется формированию у обучающихся гражданской зрелости - системы деятельного отношения к Родине, обществу, государству, природе, к другим народам и национальностям, к коллективу, труду, самому себе. Перспективный путь деятельности современного среднего профессионального образовательного учреждения - это эффективная реализация его образовательно-воспитательных функций, которые мы усматриваем в возрождении и внедрении в жизнь традиционных национальных направлений работы, характерных для народной педагогики, развитие деятельности других общественных институтов. Необходимо повсеместно возвращаться к воспитательному опыту народа, к тем духовным корням, которые питают подлинный патриотизм и гражданственность личности.

В этой связи особую актуальность приобретает решение проблем, связанных с деятельностью образовательного учреждения вне среды обучения и воспитания детей, то есть в системе воспитания учащихся по месту их жительства, нуждающейся в коренном улучшении. Ныне становится очевидным, что без возвращения к апробированному столетиями жизненному опыту народа, наличия должного психолого-педагогического инструментария, мы не сможем воспитать настоящего гражданина. Народное образование унаследовало идеи известных педагогов К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Особый вклад в развитие народной педагогики, народоведения был сделан в системе народного просвещения 20-х - начала 30-х годов, что явилось основой для теории и практики гражданского воспитания школьников, обучающих профессиональных колледжей, студентов вузов.

На пути своего развития народная школа, педагогика претерпели значительные трудности. В годы культа личности и застоя, когда доминировал административно-командный стиль управления школой и воспитанием, содержание гражданского воспитания было выхолощено, урезано, обеднено с точки зрения реализации фундаментальных принципов народоведения в вопросах воспитания молодежи. Начавшаяся в 1934 году в СССР унификация учебных планов и программ привела к торможению развития национальной школы, устранению национальных и образовательных традиций из системы воспитания, в том числе и из внешкольной деятельности.

Национальное воспитание есть такая направленность образования, которая вырабатывает определенный «стиль» усвоения достижений общечеловеческой культуры - стиль, основанием которого является любовь к своей стране, соединенная с пониманием ценности всечеловеческой жизни. В этом своем значении оно есть важнейшая составляющая образования - понимаемого и как обучение, и как воспитание, считают С.В. Кривых и Е.Л. Ясюченя [1, с 58].

Современное этнокультурное образование продолжает традиции национальной, народной педагогики, заложенные еще в XIX веке великими русскими педагогами К.Д. Ушинским, Н.И. Пи-роговым, К.Победоносцевым и др. Как актуально звучат сегодня слова Ушинского: «...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [2].

В современных условиях проблема воспитания гражданской активности обучающихся по месту их жительства наполняется новым содержанием, обретает новые формы. Реализация в среднем профессиональном образовании, семейном и внешкольном воспитании идей народоведения, краеведения, принципов, средств и методов народной педагогики является тем путем, который способен освободить многогранный процесс гражданского воспитания от искусственности, надуманности, малоэф-фективности «воспитательных мероприятий» и укрепить связь народной педагогики с научной.

Теория и методика гражданского воспитания учащихся, является составной частью формирования личности, на протяжении длительного времени рассматривались преимущественно в контексте общих проблем педагогики и психологии. За последние годы вопросы воспитания активного гражданина стали привлекать специальное внимание исследователей. Вопросам фор-

мирования отдельных гражданских качеств личности в процессе обучения, во внеурочное время, в процессе производительного труда. Формирование гражданских качеств личности в деятельности детских и юношеских организаций специально рассматриваются в ряде научных педагогических исследованиях, формированию гражданской зрелости личности, ее гражданского облика становится тематикой целого ряда последних исследований (А.С. Гаязов, И.Ю. Зыкова, В.Г. Игишев, С.В. Кривых) [3; 4].

Особое внимание в решении проблемы воспитания гражданской активности в разновозрастных группах по месту жительства заслуживают опубликованные в последние годы работы философов, социологов, психологов и педагогов по ключевым положениям управления различными сферами общественной жизни. В частности, к этим работам относят исследования, посвящён-ные непрерывному воспитанию, развитию творческой инициативы, активности трудящихся и более полное вовлечение их в общественно полезную деятельность; возрождению и дальнейшему развитию самоуправления народа; усилению творческого содержания и коллективистской, гуманистической направленности общественно-полезной деятельности.

Тем не менее, и сегодня вопросы воспитания обучающихся в разновозрастных группах по месту жительства, условия влияния на воспитание гражданской активности, наличный педагогический опыт остаются недостаточно изученными. Анализ литературы позволяет выделить основные направления в воспитании гражданской позиции обучающихся разновозрастных групп вне их пребывания в условиях школы, в процессе организации досу-говой деятельности:

1) формирование гражданской активности лиц разновозрастных групп осуществляется в коллективах, функционирующих во взаимосвязи с другими коллективами, объединяющими учащихся, непосредственно в окружающей среде, в тесном контакте с родителями, общественностью, образовательным учреждением;

2) содержание деятельности таких групп или коллективов должно иметь общественно полезную направленность (охрана окружающей среды, памятников истории и культуры, участие в благотворительной, природоохранительной, общественно-политической и других видах деятельности), а также ориентацию на удовлетворение индивидуальных материальных и духовных потребностей посредством включения подростков и юношей в различные виды трудовой деятельности;

3) эффективность функционирования разновозрастных групп детей по месту их жительства зависит от сформированно-сти дружеской, товарищески гуманистической обстановки, наличие общих социально-значимых целей деятельности, инициативы и самостоятельности членов группы, принимающих участие в планировании своей работы, ее организации и контроле;

4) обеспечение систематического руководства процессом становления и развития внешкольного коллектива, постепенное вовлечение всех лиц этого возраста, а также их родителей и остального населения многоквартирного дома (или нескольких домов, улицы, части села) в совместную народоведческую полезную деятельность коллектива, в его управление положительным образом сказывается на совершенствовании отношений окружающих лиц и способствует формированию активной гражданской позиции каждого обучающегося и взрослого человека.

Воспитание в широком смысле слова - это функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп.

В этих условиях значение воспитательной деятельности еще более возрастает, она становится приоритетной. От правильного понимания идеалов и сути воспитательной работы, соблюдения ее законов в значительной степени зависят эффективность и качество решения задач во всех остальных сферах нашей жизни: социальной, экономической, политической, военной. Необходимость духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания подрастающего поколения вытекает из самой сути этого процесса. Такой же должна быть идеология воспитания, чтобы соответствовать общему направлению социального развития постсоветской России. Социальные и экономические проблемы в нашем Отечестве за последний период истории, условно названный постсоветским, выявили особую значимость вопроса гражданского воспитания подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Кривых С.В., Ясюченя Е.Л. Становление этнического самосознания студентов педагогического колледжа: монография. Санкт-Петербург, 2008.

2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

3. Гаязов А.С. Формирование гражданских качеств старшеклассников в совместном труде с представителями производственных коллективов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 1986.

4. Кривых С.В., Игишев В.Г., Зыкова И.Ю. Современные молодежные движения как средство гражданского воспитания старших школьников: монография. Санкт-Петербург: НПО «Экспресс», 2008.

References

1. Krivyh S.V., Yasyuchenya E.L. Stanovlenie 'etnicheskogo samosoznaniya studentovpedagogicheskogo kolledzha: monografiya. Sankt-Pe-terburg, 2008.

2. Ushinskij K.D. Chelovek kakpredmet vospitaniya: opytpedagogicheskoj antropologii. Moskva: FAIR-PRESS, 2004.

3. Gayazov A.S. Formirovanie grazhdanskih kachestv starsheklassnikov v sovmestnom trude s predstavitelyami proizvodstvennyh kollektivov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 1986.

4. Krivyh S.V., Igishev V.G., Zykova I.Yu. Sovremennye molodezhnye dvizheniya kak sredstvo grazhdanskogo vospitaniya starshih shkol'nikov monografiya. Sankt-Peterburg: NPO «'Ekspress», 2008.

Статья поступила в редакцию 20.05.15

УДК 372.811.161.1

Tayanovskaya I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Rhetoric and Methods of Teaching

Language and Literature, Belarusian State University (Minsk, Belarus), E-mail: [email protected]

EXPERIMENTAL VERIFICATION OF THE PROSPECTS OF LEARNING INFORMATIVE AND POPULAR DISCOURSE BY BELARUSIAN SCHOOLCHILDREN (BASED ON BIOGRAPHICAL TEXTS). In the article the significance and particular features of the pilot training program, aimed at the gradual development of Belarusian pupils' skills in the formation of texts of informative and motivating character on the material of the personality biographical characteristics, are shown. The dynamics of students' communicative speech skills development on the basis of studying biographical discourse on linguists is observed. The article includes comparison of the texts of students from experimental and control groups. The increased readiness to establish the relationship between the contents of speech and linguistic knowledge of the text recipients; to apply the evaluative title as the additional resource of the text expression, ways to intensify interest by the construction of texts; to explain of incomprehensible vocabulary (terms, archaic words), to transfer the numeral information popularly is demonstrated. The experimental results indicate the prospects of ongoing training in terms of the formation of not only private but also generalized communicative abilities of pupils: enhancing of the validity, accuracy, richness and expressiveness of their speech.

Key words: control pedagogical experiment, generating of a text, biographical texts about scientists, communicative speech skills, teaching Russian in Belarus.

И.В. Таяновская, канд. пед. наук, доц., зав. каф. риторики и методики преподавания языка и литературы

Белорусского государственного университета, г. Минск, E-mail: [email protected]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ВЕРИФИКАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ ИНФОРМАЦИОННО-ЗАИНТЕРЕСОВЫВАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА (НА ПРИМЕРЕ БИОГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ)

В статье раскрываются значение и особенности программы экспериментального обучения, нацеленного на последовательное развитие у учащихся белорусских школ умений в области составления текстов информационно-заинтересовывающей направленности, на материале биографической характеристики личности. На основе анализа данных контрольного педагогического эксперимента прослеживается динамика степени сформированности коммуникативно-речевых умений школьников по итогам специального обучения биографическим высказываниям об учёных-лингвистах. Осуществляется сравнение текстов учащихся экспериментальных и контрольных групп. Отражена возросшая готовность устанавливать взаимосвязь между содержанием высказывания и лингвистическими познаниями адресатов текста; использовать оценочное заглавие как дополнительный ресурс придания тексту выразительности, способы заинтересовывающего построения высказывания; употреблять приемы объяснения непонятной лексики (терминов, устаревших слов), популярной подачи цифровых сведений и т. п. Результаты эксперимента свидетельствуют о перспективности проводимого обучения с точки зрения формирования не только частных, но и обобщенных коммуникативных умений учащихся - усиления убедительности, точности, богатства и выразительности их речи.

Ключевые слова: контрольный педагогический эксперимент, текстообразование, биографические тексты об ученых, коммуникативно-речевые умения, преподавание русского языка в Республике Беларусь.

Актуальность проблематики данной статьи определяется той несомненной значимостью, которой обладает знакомство с биографическими сведениями о выдающихся личностях, в том числе о деятелях науки, для формирования интеллектуальной и нравственной культуры подрастающего поколения. Действительно, работа с подобными текстами способствует не только совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся, реализуемого в русле жанрово-коммуникативного подхода к развитию речи, расширению лингвистического кругозора, но и формированию у них позитивных ментальных и поведенческих программ, морально-этических ценностей и жизненных сценариев. Научная новизна проблемы, заглавной для статьи, обусловлена

специальным вниманием, которое уделяется в ней научно-популярным биографическим высказываниям об ученых-лингвистах, и вводом в более широкий научный оборот экспериментальных данных о проведенном соответствующем обучении. Представленность историко-научных сведений в учебных пособиях по русскому языку для общего среднего образования нередко измеряется единичными текстами (например, из рубрики "Люди науки"), но в этом направлении возможна дополнительная, рассредоточенная обучающая работа, неотъемлемая от задач лингвистического развития учащихся.

Вопросам совершенствования научно-популярной речи обучающихся в целом как лингводидактической проблематике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.