Научная статья на тему 'Воспитание гражданской активности к участию в общественно-полезной деятельности учащейся молодежи'

Воспитание гражданской активности к участию в общественно-полезной деятельности учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ ТЕХНИКУМА / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОРАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ / TRAINING / EDUCATION / STUDENTS OF TECHNICAL SCHOOL / CIVIL ACTIVITY / SOCIALLY USEFUL ACTIVITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / MORAL AND SOCIAL INSTALLATIONS OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасов Ю. Б., Худик В. А.

В работе анализируются педагогические детерминанты эффективности воспитания и формирования гражданской позиции учащейся молодежи производственным профессиям к их участию в общественно-полезной деятельности. Обсуждаются педагогические условия, при которых процессы воспитания и обучения в среднем специальном профессиональном образовательном учреждении являются успешными в аспекте проявления гражданской позиции учащихся в общественно-полезной деятельности, что качественно характеризует сфор-мированность морально-этических и социальных установок личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF CIVIL ACTIVITY REALIZED IN SOCIALLY USEFUL WORK IN STUDENTS

The work studies the pedagogical determinants of efficiency of education and formation of a civic understanding of one''s role in life during the professional teaching of youth. The civic activity should be realized in the willingness of young students to participate in works, which are useful for the whole society. The authors of the paper discuss the pedagogical conditions, under which processes of training in an average vocational professional educational institution are successful in the aspect of manifestation of a civic position of pupils. The maturity of a student to act in the society and the idea of his usefulness qualitatively characterizes the formation of moral and ethical and social values of this personality. The work makes a focus on a hierarchical structure of value-related orientations. The process of education is seen as a complex of macrofactors, prolonged in ontogenetic aspect, among which an important role is given to the family and school.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданской активности к участию в общественно-полезной деятельности учащейся молодежи»

2. Koncepciya dolgosrochnogo socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii [Eh/r]. - R/d: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=587

3. Matveeva, T.V. Dopolniteljnoe professionaljnoe obrazovanie v usloviyakh reformirovaniya vihssheyj shkolih: monografiya. - Ekaterinburg, 2006.

4. Memorandum neprerihvnogo obucheniya [Eh/r]. - R/d: http://www.ec.europa.eu/education/policies/lll/life/memoen.pdf.

5. Volkov, Yu.G. Dopolniteljnoe professionaljnoe obrazovanie novihyj socialjnihyj institut v Rossii // Socialjno-gumanitarnihe znaniya. - 2004. -№3.

6. Zolotareva, I.M. Prioritetih gosudarstvennoyj politiki v sfere neprerihvnogo obrazovaniya vzroslihkh // Dopolniteljnoe professionaljnoe obrazovanie o strane i mire. - 2014. - № 3(9).

7. Krivihkh, S.V. Informacionno-analiticheskoe obespechenie i realizaciya marketingovogo podkhoda v upravlenii razvitiem uchrezhdeniya dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya // Sovremennoe postdiplomnoe obrazovanie: opiht i perspektivih: sb. stateyj Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - SPb., 2013.

Статья поступила в редакцию 15.11.14

УДК 377.5+37.068

Tarasov Yu.B, Khudik V.A. FORMING OF CIVIL ACTIVITY REALIZED IN SOCIALLY USEFUL WORK IN STUDENTS. The work studies the pedagogical determinants of efficiency of education and formation of a civic understanding of one's role in life during the professional teaching of youth. The civic activity should be realized in the willingness of young students to participate in works, which are useful for the whole society. The authors of the paper discuss the pedagogical conditions, under which processes of training in an average vocational professional educational institution are successful in the aspect of manifestation of a civic position of pupils. The maturity of a student to act in the society and the idea of his usefulness qualitatively characterizes the formation of moral and ethical and social values of this personality. The work makes a focus on a hierarchical structure of value-related orientations. The process of education is seen as a complex of macrofactors, prolonged in ontogenetic aspect, among which an important role is given to the family and school.

Key words: training, education, students of technical school, civil activity, socially useful activity, pedagogical conditions, moral and social installations of a personality.

Ю.Б. Тарасов, директор Санкт-Петербургского издательско-полиграфического техникума, г. Санкт-Петербург, E-mail: tarasovub@spbipt.ru; В.А. Худик, д-р психол. наук, проф. ИПК СПО, г. Санкт-Петербург, E-mail: vkhudik@m ail.ru

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ К УЧАСТИЮ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В работе анализируются педагогические детерминанты эффективности воспитания и формирования гражданской позиции учащейся молодежи производственным профессиям к их участию в общественно-полезной деятельности. Обсуждаются педагогические условия, при которых процессы воспитания и обучения в среднем специальном профессиональном образовательном учреждении являются успешными в аспекте проявления гражданской позиции учащихся в общественно-полезной деятельности, что качественно характеризует сфор-мированность морально-этических и социальных установок личности.

Ключевые слова: обучение, воспитание, студенты техникума, гражданская активность, общественно-полезная деятельность, педагогические условия, моральные и социальные установки личности.

Обучение и воспитание учащихся средней школы, профессиональных образовательных учреждений предполагает социализацию молодых людей в обществе, проявление ими активной жизненной позиции как граждан родного Отечества. Вопросы воспитания Гражданина становятся приоритетными среди остальных программ учебно-воспитательной работы с учащейся молодежью в период их обучения в средних специальных и высших учебных заведениях. Учеба и становление гражданской активности способствуют дальнейшему личностному развитию.

В истории отечественного и зарубежного образования вопросам воспитания гражданской активности и участию в общественно-полезной деятельности учащейся молодежи уделялось особое внимание (В.Г. Белинский, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Я. Корчак, М.В. Ломоносов, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов,

A.Н. Радищев, Г.С. Сковорода, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,

B.А. Сухомлинский и др.). Причем проявление гражданственности, как качеств личности, рассматривалось отечественной педагогикой в аспекте морально-физических свойств человека, то есть проявляющих социальную активность и позицию в деле общественно-полезной деятельности, а также патриотической позиции в защите Отечества [1; 3; 5]. Взросление личности подрастающего человека, молодых людей понимается в контексте жизненной позиции, которая в новых меняющихся условиях приобретает следующие черты: преданность делу Отечества; проявление социальной и трудовой активности; этнической то-

лерантности и непримиримости к радикальным и национальным предрассудкам [4; 6].

Профессиональное образование учащейся молодежи -будущих тружеников различных профессий обусловливает потребность не только совершенствования их профессиональной подготовки, но и воспитание молодежи в духе проявления гражданской позиции, патриотизма, что значимо в различных сферах общественной и трудовой жизни нашего общества. Воспитательная работа с учащейся молодежью реализуется на основе принятой в начале XXI в. государственной программы гражданского и патриотического воспитание граждан Российской Федерации. Повсеместная реализация настоящих программ свидетельствует, что сделано за последние десятилетия немало - создана система социального и патриотического воспитания граждан, способная обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.

Как следует из положений ряда программ, социально-гражданское и патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности, быть общественно-полезным субъектом деятельности. В условиях среднего и высшего образования проблема воспитания гражданской позиции, отношения к общественно-полезной деятельности лежит в плоскости создания целевых программ, направленных на формирование у уча-

щейся молодежи адекватных социальных установок, активной жизненной позиции, готовности к защите завоеваний Отечества. В основе целевых программ лежит разработка педагогических технологий, позволяющих реально моделировать условия взаимодействия школы, средних профессиональных заведений и вуза, других социальных институтов - краеведческих общественных организаций, волонтерских движений и др., в деятельности которых отмечается реализация основных принципов гражданского и профессионально-патриотического долга перед гражданами России и государством.

Учащиеся школы, студенты колледжей и вузов, воспринимая и усваивая технологии педагогического воздействия, которые несут в себе тематику воспитания активной гражданской позиции, полезности общественных видов деятельности, обретают стиль жизненных ориентиров будущей профессиональной деятельности, интегрируются в своей непосредственной учебной деятельности, которая становится для них и профессиональным интересом, и мотивационным побуждением к овладению учебой как стилем жизни в познании истоков будущей трудовой деятельности. Условия образовательной среды оказывают существенное влияние на организацию учебной деятельности обучающихся, а навыки учебной деятельности служат детерминантами успешной адаптации, воспитанности и образованности молодых лиц в связи со становлением их гражданской позиции в современном обществе, будущей профессиональной деятельности, отмечает Кривых С.В. [7].

В этой связи актуальными в сфере профессионального обучения и воспитания учащейся молодежи производственным профессиям становятся:

1. Разработка концептуальных основ воспитания гражданской активности к общественно-полезной деятельности у обучающейся молодежи будущим производственным специальностям. Гражданская активность к общественно-полезной деятельности будущих специалистов производственных профессий представляет собой совокупность воспитанных и сформированных когнитивно-личностных характеристик, отражающих ценностное становление к обществу и обусловливающих воспитанность и образованность обучающейся молодежи.

2. Проектирование модели воспитания гражданской активности к общественно-полезной деятельности у обучающейся молодежи производственных профессий. Модель воспитания гражданской активности посредством участия обучающейся молодежи в общественно-полезной деятельности как средства становления будущих специалистов производственных профессий отражает организацию воспитательной работы в образовательном учреждении с учетом:

- внешних и внутренних факторов (социальный заказ на подготовку специалистов данного профиля, ГОС СПО и Квалификационные требования и пр.), оказывающих влияние на специфику профессиональной подготовки специалистов производственных профессий;

- принципов (системности, связи теории с практикой, инте-гративности, многопрофильности, обратной связи, гуманизации), позволяющих обосновать стратегию воспитания в условиях образовательной организации по подготовке специалистов производственных профессий;

- функций (мировоззренческой, системной, социальной, интегративной), определяющих и гармонизирующих взаимодействие качественно разнообразных свойств и характеристик компонентов модели воспитания на различных этапах профессионального обучения будущих специалистов производственной сферы;

Модель включает следующие компоненты: воспитание и формирование представлений о гражданской активности и общественно-полезной деятельности в аспекте становления социальной зрелости, гражданственности у обучающейся молодежи производственным профессиям.

3. Выявление педагогических условий воспитания гражданской активности у обучающейся молодежи в процессе профессионального обучениям и участия в общественно-полезной деятельности на основе изучения индивидуально-личностных характеристик учащихся и специфики их профессионально-предметной подготовки. Комплекс педагогических условий процесса воспитания гражданской активности как средства будущего профессионального становления специалиста производственной деятельности включает: изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, их представлений о гражданской активности, общественно-полезной деятельности,

выявление особенностей проявления чувств гражданственности и проявления социальной активности как результата воспитанности и образованности; разработку научно-методического обеспечения воспитательного процесса; организацию и создание условий для адаптации обучающихся к реализации себя в общественных видах деятельности; выбор средств воспитания и обучения; организацию самовоспитания и саморазвития профессионально важных и социальных качеств личности как специалистов производственной сферы.

4. Проектирование и научное обоснование программы воспитания гражданской активности к участию в общественно-полезной деятельности обучающейся молодежи производственным профессиям. На основе выделенных педагогических условий апробирована программа воспитания гражданской активности, представляющая собой единую сеть действий учебно-профессиональной и социальной направленности, создающих условия для участия в общественно-полезной деятельности обучающихся производственным профессиям, что имеет значение для становления их гражданской и трудовой активности.

В основе психолого-педагогического обоснования таких программ лежат исходные социальные (общественно-значимые) детерминанты личностного развития обучающихся - формирование иерархической структуры ценностных ориентаций, направленности личности, что определяет отношение молодых людей к окружающему миру, их поведение и нравственно-этические нормы. Процесс воспитания - это не фиксированные во времени и пространстве воздействующие микрофакторы, а пролонгированные в онтогенетическом аспекте влияющие макрофакторы, среди которых особое внимание отводится семье и школе, учебным заведениям среднего профессионального и высшего звена, другим социальным институтам и группам, средствам массовой информации. Интегрированный характер воздействия различных социальных факторов способствует формированию чувств гражданина и патриота своей страны, активного участника в общественной жизни общества и в трудовой деятельности. В то же время, следует отметить, что в реальной жизни нередко наблюдается разобщение в преемственности эффективности профессионального воспитания молодых людей в условиях образовательной или производственной сферы, когда работа по формированию социальной активности молодежи, начатая в учебном заведении, несколько снижается в условиях производственной сферы и на последующих этапах жизненного пути молодых людей.

Роль воспитания будущих тружеников производственной сферы в условиях образовательных учреждений различного уровня остается одной из главных задач образования, итогом которой выступает сформированность у молодых людей активной жизненной позиции, ценностное отношение к общественно-полезной деятельности, готовность к будущей профессиональной деятельности. Формирование позитивных ценностных ориента-ций личности и их соотнесение с общественными ценностями, социальной активностью будущих специалистов производственной сферы возможно при вовлечении молодых людей в общественно-полезную деятельность, что требует необходимого обоснования теории и методики профессионального образования, осмысления реализации принципов профессионального воспитания в истории отечественной педагогике и психологии среднего профессионального и высшего образования.

Результаты нашего исследования свидетельствуют, что сочетание различных методов, приемов, средств и организационных форм в процессе общественно полезной деятельности способствует решению задачи воспитания гражданской активности учащейся молодежи, так как в процессе профессионального воспитания и обучения непосредственно активируются когнитивно-личностные функции личности, происходит осознание усвоенных научных знаний, умений и навыков, правовых и нравственных норм, моральных ценностей; формирование убеждений и мировоззрения в целом. Речь идет о такой организации общественно полезной деятельности, при которой воспитание учащихся осуществлялось целенаправленно и систематически, благодаря чему перестройка процесса общественно-полезной деятельности исходила из внутреннего мира учащихся, становилась их потребностно-мотивационной сферой деятельности, в которой учащиеся приобретали не только научные знания, способы действия, но и общественно-ценностный опыт, вырабатывали умения и навыки гражданского деяния.

Таким образом, участие обучающихся в различных видах производственной и общественной деятельности способствова-

ло: 1) накоплению, систематизации и запоминанию информации об окружающей действительности, с которой связана жизнедеятельность и общественная полезность труда; 2) мобилизации физических, психических и социальных функций личности в процессе освоения новых видов трудовой и общественно-полезной

Библиографический список

деятельности, развитию интеллектуально-личностных свойств; 3) приобретению опыта социально-личностной ориентации, обеспечивающей позитивную адаптацию в обществе, усвоению норм гражданственности и проявлению личностной позиции в процессе участия в трудовой и общественной жизни общества.

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV-XVII вв. I редкол. тома: С. Ф. Егоров [и др.]. - M., 1985.

2. Антология педагогической мысли России, XVIII век I АПН СССР; редкол.: Г. Н. Волков [и др.]. - M., 1985.

3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. - M., 1987.

4. Ахаян, Т.К. Mировоззрение и гражданская активность школьников II Педагогика школы. - M., 1977.

5. Беленцов, С.И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школе в конце XIX - начале ХХ вв.: дис. ... канд. пед. наук. - M., 2GGG.

6. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - M., 1989.

7. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников I С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. - Новокузнецк, 2GG2. Bibliography

1. Antologiya pedagogicheskoyj mihsli Drevneyj Rusi i Russkogo gosudarstva, XIV-XVII vv. I redkol. toma: S. F. Egorov [i dr.]. - M., 1985.

2. Antologiya pedagogicheskoyj mihsli Rossii, XVIII vek I APN SSSR; redkol.: G. N. Volkov [i dr.]. - M., 1985.

3. Antologiya pedagogicheskoyj mihsli Rossii pervoyj polovinih XIX veka. - M., 1987.

4. Akhayan, T.K. Mirovozzrenie i grazhdanskaya aktivnostj shkoljnikov II Pedagogika shkolih. - M., 1977.

5. Belencov, S.I. Problema grazhdanskogo vospitaniya v russkoyj pedagogike i shkole v konce KhIKh - nachale KhKh vv.: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2GGG.

6. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologiya razvitiya lichnosti v ontogeneze. - M., 1989.

7. Krivihkh, S.V. Pedagogicheskie osnovih patrioticheskogo vospitaniya shkoljnikov I S.V. Krivihkh, G.A. Konovalova. - Novokuzneck, 2GG2.

Статья поступила в редакцию 15.11.14

УДК37.035.7

Chebataryov V.A., Lopoukha A.D. SOCIALIZATION IN THE FORMATION OF THE INDIVIDUAL MILITARY PERSONNEL. The paper examines the basic scientific approaches to socialization, the nature and contents of this social phenomenon. The question about the lack of readiness of the military problems of socialization with deep consideration of the specificity of the Institute of military service. The analysis of dissertation research problems shows that they are dedicated mainly to problems of political, legal, subcultural-consumer socialization of military officers. It is noted that features of the Institute of military service require a deeply specific, complex military socialization of the professional military. Examining theoretical perspectives on socialization, the authors come to the conclusion about the necessity of discussing the consideration of military socialization as a phenomenon of integrating the processes of political, legal, cultural and other areas of socialization of the military. The problems of the technology of military socialization of military people are least developed questions. The authors make a conclusion about the necessity of a deeper development of practical issues of socialization in pedagogy.

Key words: socialization, formation of a person, society as a subject of socialization, military socialization.

В.А. Чебатарев, ВрИО начальника учебно-методического отдела Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (филиал), г. Новосибирск, E-mail: chebatarev_vitalii@mail.ru; А.Д. Лопуха, д-р пед. наук, проф. каф. военной педагогики и психологии Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева Министерства внутренних дел России, г. Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru

СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ КАДРОВЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В работе анализируются основные научные подходы к социализации личности, сущность и содержание этого социального феномена. Поставлен вопрос о недостаточной разработанности проблем воинской социализации с учетом глубокой специфики института военной службы. Анализ диссертационных исследований проблемы показывает, что они посвящены, в основном, проблемам их политической, правовой, субкультурно-бытовой социализации военнослужащих. Отмечено, что особенности института воинской службы требуют глубоко специфической, комплексной воинской социализации представителей профессиональных военных. Исследовав теоретические представления о социализации авторы приходят к выводу о необходимости постановки проблемы о рассмотрении воинской социализации как феномена интегрирующего процессы политической, правовой, культурно-бытовой и других направлений социализации военнослужащих. Наименее разработаны проблемы технологий воинской социализации военнослужащих. Сделан вывод о необходимости более глубокой разработки практических вопросов социализации в педагогической науке.

Ключевые слова: социализация, становление личности, общество как субъект социализации, воинская социализация.

Анализ широкого круга источников свидетельствует о разнообразных подходах к определению сущности и содержания социализации как социального феномена. Вместе с тем, существует нечто общее в его понимании представителями многих научных школ.

В ходе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Вполне естественно, что любое общество заинтересовано в формировании у своих граждан социально целесообразных морально-нравственных, интеллектуальных, правовых ценностей, эстетических и физических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.