УДК 378+37.0+316.3/.4
Джилкишиева Майра Сейтжапаровна
Кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела международных связей, и.о.профессора кафедры практического курса казахского и русского языков Таразского государственного педагогического института, [email protected], Тараз
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА
Аннотация. В статье представлена модель гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи Казахстана. На основе авторской концепции определяются цель, задачи, принципы, направления, а также содержание процесса формирования гражданско-патриотических качеств молодежи, базирующегося на единстве трех компонентов: когнитивного, ценностно-мотивационного и социально-деятельностного. В модель включены формы, методы, средства, педагогические умения и навыки, этапы организации учебно-воспитательной работы, а также критерии гражданско-патриотической воспитанности будущих специалистов.
Ключевые слова: модель; гражданско-патриотическое воспитание; гражданственность; патриотизм.
Dzhilkishieva Maira Seytzhaparovna
Candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the head of department of international connections, acting professor of a practical course of the Kazakh and Russian languages of Taraz State Pedagogical Institute, [email protected], Taraz
STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL MODEL OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT’S YOUTH OF KAZAKHSTAN
Abstract. The article presents a model of civil-patriotic education of student’s youth of Kazakhstan. On the basis of the author’s concept the goal, objectives, principles, directions, and also the content of the formation of civic and patriotic qualities of youth, based on unity of three components are defined: cognitive, value-motivational and social-activity. The model contains the forms, methods, tools, pedagogical skills, stages of organization of educational work, as well as the criteria for civil-patriotic education of future professionals.
Keywords: model, civic and patriotic education, citizenship, patriotism.
В условиях современной действительности, характеризующейся в том числе и социально-экономическим расслоением в обществе, назрела необходимость новых разработок в области воспитания студенческой молодежи, и в первую очередь формирования позиции гражданина-патриота, т.е. человека, обладающего высоким профессионализмом и духовностью, инициативой, самостоятельностью и коммуникабельностью, гуманистически ориентированного, способного к саморазвитию, самосовершенствованию и готового встать на защиту интересов своей Родины.
По словам Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, «сегодня на повест-
ку дня выходит необходимость формирования нового казахстанского общественного сознания, адекватного сути проводимых в стране преобразований. Несомненно, в него должны войти элементы общечеловеческой культуры, современные знания и национальные традиции. Следовательно, несмотря на меняющийся мир и новые социальные требования к сфере образования, задача системы образования остается неизменной -воспитание полноценного и конкурентоспособного гражданина, раскрытие роли знаний не только с точки зрения получения экономической выгоды, но и с точки зрения воспитания будущих поколений - думающих, ответственных перед обществом и сопере-
живающих за страну граждан. Эти элементы должны прививаться каждому человеку в социальных институтах: семье, школе, университете» [1, с. 367].
Кардинальные изменения, происходящие в казахстанском обществе, находят отражение в принципиально новых подходах к пониманию важнейших проблем современного воспитания молодежи. К одной из таких проблем относится гражданско-патриотическое воспитание, рассматриваемое сегодня как реальное социально-педагогическое явление. В условиях продолжающейся модернизации всей системы общественных отношений в республике проблема формирования патриотизма и гражданских ценно -стей в молодежной среде обретает особую актуальность, новое звучание и значимость.
Анализ последних научных исследований по обозначенной проблеме свидетельствует об устойчивом интересе ученых к вопросам формирования гражданственности и патриотизма личности (Г. Н. Филонов, В. И. Лутовинов, И. Б. Котов, Е. Н. Шиянов, Б. Т. Лихачев, А. В. Кобылянский, И. Г. Волков, А. К. Быков и др.). Профессиональнопедагогической подготовке будущих учителей к деятельности по патриотическому воспитанию школьников посвящены работы Б. Ф. Павлова, И. И. Бурлаковой, Н. В. Ипполитовой, В. В. Дьяченко, Г. В. Здеревой и др. Вопросы формирования гражданских и духовно-нравственных ценностных ориентаций личности отражены в исследованиях Р. Г. Гуровой, И. В. Вахрушевой, Н. Д. Никан-дрова, З. И. Равкина, Б. С. Гершунского и др.
Казахстанскими исследователями в последние годы интенсивно разрабатываются теоретико-методологические, научно-педагогические и психолого-педагогические основы патриотического и гражданского воспитания учащейся молодежи. Исследование сущности казахстанского патриотизма в контексте общенациональной идеи отражено в трудах отечественных политологов А. Калмырзаева, А. Бектурова, А. Бижано-ва, УКасенова, С. Жусупова, С. Дьяченко, Б. Абдыгалиева, Д. Ешанова, О. Мусина, Е. Карымсакова, Р. Кадыржанова, Л. Ю. За-йниевой, Д. А. Калетаева, М. А.Б иекено-ва, Л. А. Байдельдинова, А. Нысанбаева, ГШойкина, А. Нурмагамбетова, Ш. Омарова, М. С. Машан, Р. К. Турысжановой и
др., основные концептуальные положения которых послужили теоретическими предпосылками для решения исследуемой проблемы. Заслуживают внимания работы, посвященные вопросам формирования гражданственности будущих учителей в условиях целостного педагогического процесса вуза (Г. О. Медетбекова, А. К. Нургалиева); гражданского воспитания школьников (С. Б. Омарова, З. У. Имжарова, Ж. А. Ма-катова, К. К. Жампеисова); формирования патриотических качеств будущих специалистов (А. К. Калимолдаева, Л. С. Ахметова); патриотического воспитания учащихся средствами народной педагогики (Р. Н. Кен-жебаева, Ж. Н.Калиев, А. А. Бейсембаева, Н. А.Мухамединова, Л. Т. Сейдахметова); средствами физического воспитания и спорта (Ж. А. Касымбеков); военно-патриотического воспитания студентов и военнослужащих (Е. С. Салтанов, У К. Санабаев) и др.
Особую значимость в плане нашего конкретного исследования представляют работы, в которых патриотическое воспитание рассматривается в совокупности с проблемами гражданского воспитания, а именно: исследования по гражданскому воспитанию студенческой молодежи в современном вузе
Н. А. Савотиной, по проблемам образования и образованности гражданина в современном мире А. С. Гаязова, по выявлению педагогических условий патриотического воспитания студентов вузов в условиях гуманизации образования Е. В. Чекунова, по вопросам формирования гражданственности будущих учителей в современных условиях А. К. Нургалиевой и др. Указывая на органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, авторы предполагают в качестве основы формирование чувства любви к Родине, так как одной из важнейших характеристик гражданственности личности является ее высокий уровень патриотизма, а подлинный патриотизм немыслим без осознанного чувства гражданской ответственности за судьбу своего Отечества, без активной социальной деятельности, направленной на позитивное преобразование духовной и материальной среды общества.
В контексте новых подходов к пониманию важнейших проблем современного воспитания молодежи гражданско-патриотическое воспитание сегодня рассматрива-
ется не только на теоретическом уровне, но и как реальный социально-педагогический феномен, как качественно новое явление в педагогической науке и практике. Впервые научное обоснование необходимости объединения двух важнейших направлений воспитания в единое целое предложил в 2006 г. российский ученый В. И. Лутовинов, чью позицию о гражданско-патриотическом воспитании как целостной концепции мы берем в своем исследовании за основу. По его утверждению, «главный парадокс... в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданско-патриотического воспитания, которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко -в ущерб и противоположность друг другу» [2, с. 53].
Несмотря на то, что в гражданском воспитании доминирует социальный аспект, выражающийся в большей степени в правовой сфере, а в патриотическом - социальное начало определяется духовно-нравственной сущностью человека, в последние годы наблюдается тенденция сближения этих важнейших направлений воспитания именно на основе их ярко выраженного социального характера, ибо истинную гражданственность личности характеризует высокий уровень сформированности у нее патриотизма (служение своему народу на основе любви и верности к Родине), а истинный патриотизм выражается в глубоком осознании чувства национальной гордости и национального достоинства через призму государственных и общественных интересов, социальной активности, политической и правовой культуры.
Такой подход к рассмотрению патриотизма и патриотического воспитания в контексте их взаимосвязи с гражданственностью и гражданским воспитанием обусловлен процессами сближения, интеграции социально-правовой доминанты гражданского воспитания с духовно-нравственным стержнем патриотического воспитания.
Анализ философской и психолого-педа-гогической литературы показал, что в науке наработаны методологические основания для исследования гражданско-патриотического воспитания, однако эта проблема как целостное педагогическое явление в его социальном, психологическом и технологиче-
ском плане не была предметом специального изучения.
Ведущую роль в довузовском образовании играет учитель, поэтому актуальной остается проблема организации такой учебно-познавательной и социально-значимой деятельности студентов - будущих учителей, которая будет способствовать формированию у них гражданско-патриотических качеств, ретранслируемых в их дальнейшей профессионально-педагогической деятельности учащимся общеобразовательных школ [3]. Гражданско-патриотическая компетентность будущего учителя, безусловно, является залогом высокого уровня патриотизма и гражданственности его завтрашних воспитанников.
Изучение опыта моделирования различных педагогических процессов и систем в целом, а также процесса профессиональнопедагогической подготовки будущих учителей в частности, позволило нам разработать структурно-содержательную модель формирования гражданско-патриотических качеств будущих специалистов в условиях целостного педагогического процесса вуза.
В качестве объекта моделирования представлен процесс формирования гражданственности и патриотизма обучающейся молодежи. Данный процесс осуществляется в рамках общей системы профессиональной подготовки студентов различных специальностей, в том числе и будущих учителей.
Целью гражданско-патриотическо-
го воспитания студенческой молодежи в целостном педагогическом процессе вуза является обеспечение оптимальных научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для воспитания молодых граждан-патрио-тов Отечества, обладающих высшими социально-ориентированными качествами, готовностью и способностью реализовать их для развития и укрепления государства и общества.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах, которые дают более развернутое представление о молодых специалистах, востребованных сегодня обществом:
• анализ особенностей и определение сущности гражданско-патриотического воспитания студентов в новых социально-экономических условиях развития Казахстана;
• формирование у студентов гражданственности и казахстанского патриотизма как наиболее актуальных на современном этапе нравственных качеств личности;
• развитие ценностных ориентаций студенчества на основе общечеловеческих ценностей через аксиологию отечественной культуры, способствующих пониманию социальной реальности и выступающих регуляторами поведения;
• воспитание политической и правовой культуры: формирование политической грамотности и умения отстаивать свои политические убеждения; развитие способности реализовывать свои права, выполнять обязанности и соблюдать законы и нормы поведения;
• развитие исторического сознания молодежи с учетом специфики своего региона, его истории, культуры, традиций; формирование способности ценить достижения и богатства малой Родины, готовности к их приумножению всей своей будущей социально-трудовой деятельностью;
• совершенствование этнопедагогиче-ской культуры студенческой молодежи через пропаганду национальной культуры и воспитательных традиций разных народов, способствующую формированию веротерпимости, межэтнической и этнокультурной толерантности на основе единства и дружбы народов Казахстана;
• формирование активной гражданской позиции студенчества, которая является показателем гражданской зрелости и социальной активности личности, характеризующейся гражданской сознательностью и конкретным реальным участием в общественной жизни вуза, города, страны, и создающей предпосылки для гражданского поведения с глубоко осознанным чувством ответственности, долга, милосердия при проведении социальных акций;
• создание в целостном педагогическом процессе вуза условий для активного социального функционирования молодежи; организация эффективного студенческого самоуправления;
• воспитание патриотизма и гражданственности через формирование позитивных моделей поведения и популяризации образа героя нашего времени среди молодежи.
Общими принципами, выражающими сущность гражданско-патриотического
воспитания в ракурсе общественных и государственных проблем, а также запросов личности, выступают следующие: принцип общественной направленности воспитания; гуманистической и гуманитарной направленности воспитания; демократизации процесса воспитания; культуросообразности воспитания; историзма; народности; взаимодействия государственных и общественных организаций в воспитательной работе; эффективности социального взаимодействия; вариативности выбора форм воспитательной работы; деятельностно-аксиологической направленности воспитания.
Указанные принципы универсальны, характерны для всей образовательной практики, независимо от профиля высшего учебного заведения и избранной студентом специальности. Для студента - будущего учителя, обязанного в своей предстоящей профессиональной деятельности представлять собой эталонную модель поведения, особую важность имеют частные принципы воспитания, отражающие нравственные устремления личности, а именно: моральная ответственность перед самим собой, семьей, профессией и коллегами, обществом, государством; доброжелательное отношение к окружающим людям независимо от их национальной принадлежности, иной культуры, их социального статуса; внимание к социальным и эмоциональным проблемам окружающих и др.
К основным направлениям гражданско-патриотического воспитания в вузе необходимо отнести следующее: философско-мировоззренческая подготовка личности; формирование умственной (интеллектуальной) культуры личности; формирование нравственной культуры личности; формирование политической культуры личности; формирование правовой культуры личности; формирование этнопедагогической культуры личности.
Содержательный блок модели разработан в ракурсе информационного, аксиологического и социального аспектов формирования гражданственности и патриотизма обучающейся молодежи.
Информационный аспект содержания гражданско-патриотического воспитания молодежи предполагает усвоение методологических, общественно-политических,
психолого-педагогических, поликультурных знаний, представляемых дисциплинами социально-гуманитарного цикла. Особо выделяются специальные знания, необходимые будущим учителям для осуществления деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, в частности, овладение базовыми составляющими теории гражданско-патриотического воспитания.
Аксиологический аспект содержательно -го блока модели предполагает выявление собственно гражданских и патриотических ценностей и потенциальных возможностей в содержании и организации воспитательного процесса, которые бы обеспечили формирование гражданско-патриотических ценностных ориентаций личности [4]. Освоение и практическое использование молодежью ценностных ориентаций казахстанской ментальности является ценностно-мотивационной основой гражданско-патриотической воспитанности молодых специалистов.
Социальный аспект содержания гражданско-патриотического воспитания предусматривает создание условий для формирования активной жизненной позиции личности, приобретения ею необходимого опыта общественной жизни, гражданского становления. Социальная активность базируется на гражданской сознательности и определяется конкретным участием студентов в общественной жизни академической группы, факультета, вуза, региона, страны.
Необходимость представления содержательного блока модели в вышеназванных аспектах обусловлена единством трех основных компонентов: когнитивного, ценностно-мотивационного и социально-деятельностного, которые составляют структуру содержания гражданско-патриотического воспитания. Их совокупность обеспечивает эффективное функционирование системы и достижение ее цели.
Когнитивный компонент, отражающий информационный аспект содержания, включает в себя систему методологических, общественно-политических, психолого-педаго-
гических, поликультурных и специальных знаний, способствующих формированию гражданско-патриотического мировоззрения.
Ценностно-мотивационный компонент, представляемый с точки зрения аксиологии, отражает отношение обучаемых к общече-
ловеческим и общественным (государственным, национальным, демократическим) ценностям через призму личностно-значимых ценностей и мотивов; основан на интеграции личного и социального опыта; соответствует нравственным ценностным ориентирам, что определяет выбор в процессе деятельности, ориентирует на гражданско-патриотическую деятельность.
Социально-деятельностный компонент, включающий социальный аспект, составляет единство сознания и поведения; предполагает развитие социальной компетентности будущих специалистов, их профессиональную социализацию, включенность в творческую деятельность в вузе и социально-полезную деятельность вне его при условии активизации студенческого социального функционирования, ведущего к сформиро-ванности гражданской позиции личности, ее патриотического сознания.
Поскольку главный нравственный императив формирования гражданско-патриотического мировоззрения с соответствующими взглядами, идеалами и убеждениями требует активного участия студенческой молодежи в социально-полезной деятельности, мы выделяем в представленной целостной системе в качестве системообразующего социальнодеятельностный компонент.
Следующим структурным элементом представляемой модели является технологический блок:
1. К соответствующим организационным формам следует отнести:
- традиционные, зарекомендовавшие себя в практике воспитания граждан-патри-отов (лекции, беседы, дискуссии, экскурсии, встречи с ветеранами и воинами, походы по местам боевой и трудовой славы, субботники по благоустройству, историко-краеведческая деятельность и др.);
- инновационные, вызывающие особый интерес у современной молодежи (чат-конференции, работа с Интернетом, деловые игры, моделирование различных ситуаций гражданско-патриотической деятельности и др.).
2. Во всем многообразии методов педагогического воздействия в процессе гражданско-патриотического воспитания студенчества мы выделяем как особо актуальные следующие методы: ролевая игра (имитаци-
онная технология), методы убеждения, разъяснения, метод стимулирования, методы одобрения, осуждения, положительный пример, создание проблемных ситуаций и ситуаций успеха, диалоговый метод, методы простого, сложного, свободного и доказательного рассуждения, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектирования (проектная технология), метод самоконтроля и др.
3. Средствами гражданско-патриотического воспитания можно считать: а) специально организованные виды деятельности (учебно-познавательная, учебно-практическая, самостоятельная практическая, игровая деятельность, общение), которые способствуют развитию нравственных качеств личности, ее патриотических чувств, гражданского становления; б) информационные средства, предусматривающие использование видеофрагментов для лекций, конкретных телевизионных передач, радиопередач, видео- и кинофильмов, аудиовизуальных средств, возможностей Интернета; в) поисковую, природоохранную и историко-краеведческую деятельность.
4. В технологическую подготовку студентов к их будущей профессиональной деятельности по воспитанию учащихся в духе гражданственности и патриотизма мы включаем формирование следующих педагогических умений [5]: дидактических, воспитательных, пропагандистских, методических, исследовательских умений; умений в области самообразовательной работы; речевых умений (владение техникой и культурой речи); умений профессиональной саморегуляции; умений овладевать педагогическим мастерством, осуществлять творческий поиск, овладевать своим индивидуальным творческим «почерком».
5. Модель включает (в соответствии с курсами обучения) 4 этапа организации образовательного процесса, направленного на формирование гражданско-патриотических ценностных ориентаций студенчества. Данные этапы представляют собой взаимосвязанные ступени образовательного процесса, которые должен преодолеть студент в своем развитии. Итогом каждого этапа (курса), и всего процесса в целом, является более высокий уровень гражданско-патриотической воспитанности на основе всего спектра человеческих отношений и взаимоотношений.
Оценочно-результативный блок представляемой структурно-содержательной модели включает в себя критерии гражданско-патриотической воспитанности студенческой молодежи (при этом каждый критерий представляет собой совокупность отдельных показателей, сгруппированных в соответствии с содержательными компонентами системы гражданско-патриотического воспитания): первый критерий (когнитивный компонент) -наличие системы знаний гражданско-патриотического содержания; второй критерий (ценностно-мотивационный компонент) -приверженность к ценностям казахстанской ментальности; третий критерий (социально-деятельностный компонент) - готовность и способность к активной социально-направленной деятельности.
На основе разработанной модели, критериев гражданско-патриотической воспитанности и их показателей можно определить высокий, средний и низкий уровни сформированности гражданственности и патриотизма будущих специалистов. Знание соответствующих уровней необходимо для оценки результатов гражданско-патриотического воспитания, проектирования и осуществления этого процесса.
Итак, предлагаемая модель, построенная в соответствии с классической структурой педагогического процесса, базируется на современных концептуальных положениях, которые направлены на решение одной из важнейших задач модернизации системы образования - «формирование интеллектуальной нации, представители которой обладают не только конкурентоспособными знаниями, креативным мышлением, но и высокими гражданскими и нравственными принципами, чувством патриотизма и социальной ответственности» [6, с. 14].
Библиографический список
1. Назарбаев Н. А. Казахстанский путь. - Караганда, 2006. - 370 с.
2. Лутовинов В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. - 2006. -№ 5. - С. 52-59.
3. Павлов В. И. Патриотическое и духовнонравственное воспитание будущих учителей // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 2. - С. 139-146.
4. Яковлев С. В. Аксиология как методологическая основа общей теории воспитания // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 1. - С. 224-233.
5. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990. -140 с.
6. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. - Астана: Акорда, 2010. - 55 с.