ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 379.8
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
© Валентина Владимировна ГЛАДКИХ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат филологических наук, профессор, докторант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
В статье основное внимание уделяется проблеме гражданско-патриотического воспитания молодежи в условиях досуговой деятельности высших учебных заведений. Анализируются современные подходы к исследованию процесса воспитания патриотизма в студенческой среде и обосновываются условия использования культуросозидающего потенциала досуга гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи.
Ключевые слова: патриотизм; гражданственность; гражданско-патриотическое воспитание; молодежь; досуг; воспитательная среда.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальное расслоение общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на сознание современной молодежи. У подрастающего поколения получили широкое распространение такие негативные качества личности, как равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. К тому же снизилось воспитательное воздействие российского образования, культуры и искусства. В связи с этим назрела необходимость создания системы гражданско-патриотического воспитания молодежи как основы консолидации общества и укрепления государства. Данная система должна быть ориентирована на формирование и развитие ценностных ориентаций молодежи; включение молодого поколения в массовую и индивидуальную работу в сфере досуга; использование средств массовой информации, общественных организаций, творческих коллективов, направленное на освещение проблем гражданско-патриотического воспитания и активное развитие личности гражданина и патриота.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приори-
тетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана
обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» [1].
Мы полностью поддерживаем мнение П.И. Бабочкина, что «в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание является одной из самых сложных сфер воспитательной работы, т. к. прежний идеал Отечества перестал существовать, а новые идеи, связанные с формированием представлений о преобразованном Отечестве, пока еще отчетливо не проявились и не утвердились в российском обществе» [2, с. 275].
Основа воспитания гражданственности и патриотизма у молодежи - это воспитание любви к своей малой и большой родине, сохранение традиций, ценностное отношение к самому себе и окружающему миру, готовность к творчеству, стремление к самореализации.
Сегодня гражданско-патриотическое
воспитание студенческой молодежи рассматривается учеными как целостный процесс, имеющий две стороны: с одной стороны, это овладение знаниями и умениями в области
гражданской культуры, правовой системы; с другой стороны, это формирование гражданственно-патриотических отношений и соответствующего поведения. Результатом такого взаимодействия является формирование гражданско-патриотического аспекта мировоззрения молодого человека и создание определенного воспитательного пространства, что предполагает диагностику среды; разработку модели воспитательного пространства; создание ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства через разработку педагогической концепции; дифференциацию коллективных субъектов воспитательного пространства; организацию их взаимодействия, а также создание условий для реализации участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.
Воспитательная работа - это обязательный аспект деятельности современного образовательного учреждения, и работа по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи занимает приоритетное место.
Патриотизм - чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека, а исторический опыт показывает, что общество, не способное воспитать в себе патриотическую смену, обречено на беды [3, с. 12]. Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему, связанному с ней, требует ясного понимания того, каким содержанием сегодня наполняется патриотизм.
Одним из первых ученых, давших определение патриотизма, является В.И. Даль, трактовавший его как «любовь к Отчизне». «Патриот, - по В.И. Далю, - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, оте-чественник или отчизник» [4, с. 24].
В толковом словаре С.И. Ожегова патриотизм определяется следующим образом: «...преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [5, с. 486].
Многие исследователи отмечают важность социально-педагогической направленности в содержании патриотического воспитания, основанной на позитивных мировоззренческих взглядах и позициях по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим пробле-
мам, важнейшим духовно-нравственным, деятельностным качествам (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и др.).
Современные подходы к воспитанию патриотизма молодежи предлагают Л.А. Дорошенко и Г.В. Здерева [6, с. 5-6].
1. Личностно-ориентированный подход, который считает каждого полноправным участником воспитательного процесса.
2. Гуманизация межличностных отношений - уважительное отношение между педагогами и молодежью, терпимость к ее мнению, доброта и внимание по отношению к ней, создание благоприятного психологического климата, создание ситуации доверия, соревновательности, успеха.
3. Гражданский подход, который является одним из основных в современных беспрецедентных социально-экономических условиях в нашем обществе. Курс на воспитание человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество, подразумевает подготовку молодежи к жизнеспособности в новых социально-экономических условиях, к личной ответственности, инициативе и предприимчивости.
4. Комплексный подход остается не менее актуальным в организации воспитательного процесса. В результате комплексного подхода, наряду с развитием способностей, воспитанием нравственности, формированием общечеловеческих ценностей, осуществляется целенаправленное обучение молодежи различным практическим умениям, что способствует укреплению у молодежи душевного равновесия, веры в свои жизненные силы.
5. Целостный подход к образовательному процессу, когда обучение и воспитание являются равноправными и взаимодействующими компонентами, развивающими такие ведущие подструктуры личности, как способности и духовно-нравственную направленность.
6. Опора не только на сознание и поведение молодого человека, но и на его чувства. Жизненные ценности, нравственные нормы и правила только через чувства могут стать собственными ценностями и нормами развивающейся личности.
7. Деятельностный подход к работе с молодежью. Этого настоятельно требует признание, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих отношений. Взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, молодые люди привыкают совместно улучшать жизнь, учатся социальной активности, самодисциплине и терпимости, т. е. тем качествам, которых требует от них демократическое общество.
8. Средовой подход - это взгляд на образовательное учреждение как на гибкую, взаимодействующую с социокультурной средой и семьями систему.
Проблема воспитания патриотизма у молодежи сегодня рассматривается по-разному.
Так, Н.А. Лутовинов в содержании патриотического воспитания в качестве приоритетных выделяет такие духовно-нравственные ценности, как гражданственность, вне-классовость, внепартийность, лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; преданность своему Отечеству; преемственность, сохранение и развитие лучших традиций воспитания; самоотверженность и способность к преодолению трудностей; гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права [7].
Патриотизм - это еще и гражданственность, т. е. гражданская позиция человека. Человек по достижении возраста, установленного законом, становится гражданином.
Гражданско-патриотическое воспитание -многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы вуза по формированию у студентов свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:
- умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
- способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
- умение устанавливать контакты с другими людьми;
- готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
- неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью;
- умение любить свою Родину.
Цель гражданско-патриотического воспитания - сформировать достойного гражданина и патриота России, человека, обладающего правами и умеющего их защищать, нетерпимого к любым проявлениям насилия и произвола, человека честного, по велению сердца выполняющего свои обязанности и берущего на себя ответственность за судьбу Родины, своими конкретными делами помогающего своей стране стать сильнее и богаче.
Конечной целью воспитания граждани-на-патриота в современных условиях является развитие гражданского общества, способного активно укреплять свое правовое государство и решать социальные и экономические проблемы общества. В связи с этим содержание воспитания гражданского патриотизма студенческой молодежи претерпевает существенные изменения. Эти изменения направлены на формирование осознанного отношения к политике государства и его правовым нормам, на развитие социальной (гражданской) культуры жизнедеятельности [8, с. 21].
Знания, как известно, превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки.
Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотических и гражданских качеств представляет собой целенаправленный процесс включения молодежи в различные виды деятельности, что стимулирует их активность, способствует выработке у них моральных качеств. Особенно ценным является опыт деятельности студенческой молодежи по гражданско-патриотическому воспитанию в сфере досуга.
На современном этапе необходим поиск новых или модернизация прежних форм, методов и средств досуговой деятельности по формированию гражданско-патриотических качеств у нового поколения.
Исследованием сложнейших вопросов досуга занимаются представители разных наук, таких как, например, педагогика и психология, социология и искусствоведение,
этнография, археология, история, антропология. Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретно-научного подхода.
К проблеме досуговой деятельности обращаются многие ученые: Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, А. Д. Жарков, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, В.А. Суртаев, Б.А. Титов, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков и др.
Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей.
Досуговая деятельность, по определению В.Я. Суртаева, является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки [9].
Досуговая деятельность является также важным фактором реализации ведущих принципов демократии: гласности, свободы слова, раскрепощенного сознания. Здесь обеспечивается подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Деятельность человека в условиях досуга является особой разновидностью свободной деятельности. Ее можно условно подразделить на практическую - преобразование материальной культуры, быта, общественных отношений, связей между людьми, и духовную, где основным объектом и вместе с тем средством являются отбираемые, создаваемые и используемые в целях культурного развития личности образы, понятия и идеи.
Виды досуговой деятельности настолько разнообразны, насколько развиты досуговые интересы и потребности каждой отдельной личности. Среди разнообразных социальных характеристик досуга А.Д. Жарков выделяет две, по его мнению, наиболее значимые:
- досуговая деятельность является, как правило, непроизводственной деятельностью;
- досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе [10, с. 118].
В научной и популярной литературе встречается достаточно много разнообраз-
ных типологий современного досуга. Ю.А. Стрельцовым выделяются наиболее значимые из них в плане культурологического анализа свободного времени. К ним ученый относит деление досуга на деятельный и бездеятельный; рекреационный и развивающий; ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно организационный. Вполне естественно, что здесь правомерны и другие, в т. ч. и дополнительные, элементы классификации и признаки классифицирования [11, с. 96].
На четыре группы распределяет определения досуга Б.А. Титов [12].
1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта: это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.
2. Досуг как деятельность обычно характеризуется деятельностью, не связанной с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации, «восстановление».
3. Досуг как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, для деятельности, связанной с работой, или несвязанной с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
4. Досуг с холистической точки зрения интегрирует три предыдущих, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах, описывающих человеческое поведение. Досуг понимается не просто как деятельность, а включает также понятие времени, отношение к времени.
Такой подход включает все возможные интерпретации досуга.
По мнению М. А. Ариарского, магистральный путь эффективного использования культуросозидающего потенциала досуга сегодня видится [13, с. 36]:
- в гуманизации социально-культурной деятельности в свободное время, освобождении ее от несвойственных природе досуга идеологических и производственных функций; актуализации национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей;
- в создании системы материального,
правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения
широкой доступности культурно-досуговой деятельности для всех слоев населения, государственных гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципа социальной справедливости, стимулирования свободы творчества и общественных инициатив в сфере рационального использования свободного времени людей;
- в разработке и осуществлении федеральных, региональных и муниципальных культурно-досуговых программ, обеспечивающих отдых и дальнейшее духовное и физическое развитие всех проживающих на данной территории групп населения;
- во всестороннем развитии инфраструктуры культурно-досугового творчества путем совершенствования традиционных (клубы, парки, музеи, библиотеки, кинотеатры и т. д.) и создания новых общественногосударственных центров досуга, отвечающих требованиям обогащения духовной жизни региона;
- в коренной перестройке образования в сфере культуры и досуга, перевода его в новое качество, отвечающее требованиям научно-технического, социального и духовного прогресса начала XXI в.
Для решения проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи необходимо создание единого образовательного пространства, в которое должны входить как образовательные учреждения, так и учреждения сферы досуга (клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, музеи, библиотеки, концертные учреждения и т. д.). Их задача заключается в создании необходимых условий для удовлетворения культурнодосуговых потребностей молодежи: смене видов деятельности, общении, повышении своей культуры, формировании межнациональной и межэтнической солидарности, развитии творчества.
Межэтническое воспитание в современной России также приобретает более глубокий смысл, включающий поликультурное и национальное воспитание. Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи различных культур, одна из которых (русская культура) в силу традиций и историче-
ски сложившегося развития доминирует. В поликультурном воспитании очень важным является учет этнических особенностей. В связи с этим этническое воспитание должно быть нацелено на формирование личности в условиях этнической культуры и взаимодействии с представителями других этнических культур.
Патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование гражданина той или иной этнической общности как части России и мирового сообщества. Межэтническое сотрудничество следует рассматривать как неразрывную составную часть патриотизма.
В связи с этим необходимо воспитание у молодых людей любой национальности:
- потребности выполнения общественных требований и норм поведения;
- гордости за свое Отечество и ответственности по отношению к нему;
- сплоченности и осознания единой общности народов России;
- стремления к развитию, укреплению своей страны и защите ее интересов.
Именно в тесной связи всех сторон воспитания можно достигнуть формирования прочных убеждений и поведения молодых людей в духе истинного патриотизма и межэтнического содружества. В конечном итоге попытки воспитания патриотизма и гражданственности должны привести к духовному и культурному подъему, укреплению государства и его обороноспособности [14, с. 31].
Таким образом, досуговая деятельность высших учебных заведений является основой для реализации гражданско-патриотического воспитания молодежи, и в этой связи представляется необходимым решение следующих задач:
- ориентация студентов на гуманистические мировоззренческие установки и смысложизненные ценности, определение целей жизнедеятельности и на адекватную самооценку результатов своей деятельности;
- формирование гуманистически ориентированного самосознания и высших потребностей личности, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, потребности в благотворительной деятельности и милосердии;
- формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма,
менталитета российского гражданина и национальной культуры;
- воспитание потребности молодежи в освоении ценностей общечеловеческой культуры и формировании эстетических ценностей и вкуса, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества;
- приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, формирование чувства уважения к законности и правопорядку, национальным морально-правовым традициям, кодексу профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп;
- выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, стремлении к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности вуза.
Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности вуза с учреждениями культуры.
1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление правительства Российской Федерации от 4.10.2000 г.
№ 751. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. Бабочкин П.И. Основные направления системы воспитания студентов вузов // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И. А. Зимней. М., 2005.
3. Белова Т. Десять лет гражданскому образованию в России // Граждановедение. 2002. № 19.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978-1980. Т. 1-4.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1961.
6. Дорошенко Л.А., Здерева Г.В. Во имя будущего. Тольятти, 2001.
7. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. № 3.
8. «Круглый стол» Образовательные запросы общества и актуальные проблемы российской школы // Педагогика. 2003. № 4.
9. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. Ростов н/Д, 1997.
10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., 1998.
11. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М., 2003.
12. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1996.
13. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб., 2001.
14. Быковская Г.А., Иноземцев И.В., Злобин А.Н. Гражданско-патриотическое воспитание студентов как инструмент социального развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 3.
Поступила в редакцию 20.04.2011 г.
UDC 379.8
HIGH EDUCATIONAL ESTABLISHMENT LEISURE ACTIVITY AS FOUNDATION OF REALIZATION OF YOUNG CIVIC-PATRIOTIC EDUCATION
Valentina Vladimirovna GLADKIKH, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philology, Professor, Candidate for Doctoral Degree of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
In the article primary attention is given to the problem of the young civic-patriotic education under conditions of high educational establishment leisure activity. Contemporary approaches to the process of patriotic education in student’s environment are being analyzed and conditions of culture potential employment of leisure civic-patriotic student education.
Key words: patriotism, citizenship, civic-patriotic education, younger generation, leisure ; educational environment.