УДК 37.01
13.00.00 Педагогические науки
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ТЕНДЕНЦИЯ ДЕГЕРОИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Красноок Зинаида Павловна
Канд. пед. наук, доцент кафедры философии
e-mail: Krasnook_Z @/mail.ru
ФГБОУВО «Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия
Попова Юлия Николаевна
Канд. пед. наук, доцент кафедры философии
SPIN-код: 6800-5524
e-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия
Кабанова Светлана Владимировна
Канд. пед. наук, доцент кафедры философии
SPIN-код: 1869-8880
e-mail: kabanova [email protected]
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный
технологический университет, Краснодар, Россия
Корнилова Людмила Аркадьевна
Канд. пед. наук, доцент кафедры философии
e-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный
технологический университет, Краснодар, Россия
Статья отражает тенденции в образовательной системе к ошибочному пониманию гражданско-патриотического воспитания, что способствует дегероизации, проявлению националистических чувств, снижению уровня гражданско-патриотического воспитания молодежи
Ключевые слова: ВОСПИТАНИЕ, ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПРАВОВОЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ, НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПАТРИОТИЧЕСКИЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Рок 10.21515/1990-4665-129-034
UDC 37.01 Pedagogic
CIVIC AND NATIONAL EDUCATION AND SOCIETY DEGLORIFICATION TREND
Krasnook Zinaida Pavlovna
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Philosophy
e-mail: Krasnook_Z @/mail.ru
FSBEE HE «Kuban State Technological University» Krasnodar, Russia
Popova Yulia Nikolaevna
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Philosophy SPIN-code: 6800-5524 e-mail: [email protected]
FSBEE HE «Kuban State Technological University» Krasnodar, Russia
Kabanova Svetlana Vladimirovna
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor
at the Department of Philosophy
SPIN-code: 1869-8880
e-mail: kabanova [email protected]
FSBEE HE «Kuban State Technological University», Krasnodar, Russia
Kornilova Ludmila Arkadyevna
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor
at the Department of Philosophy
e-mail: [email protected]
FSBEE HE «Kuban State Technological University»
Krasnodar, Russia
The article shows the educational system trend to misconception of civic and national education, which leads to deglorification, nationalistic demonstrativeness, and decrease of youth civic and national education level
Keywords: EDUCATION, CIVIC AND NATIONAL EDUCATION, LEGAL, POLITICAL, MORAL EDUCATION, PATRIOTIC AND INTERNATIONAL FEELINGS, CIVIL SOCIETY
Воспитание - (от древнерусского Възъпитание - возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) -
деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего морального образа.
Воспитание в современном российском обществе рассматривается как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, которые требуют определенных внешних инициатив. В открытом образовательном поле психология и педагогика личности рассматривают субъективные основы личности: сознание, смысл, ценности, переживания, эмпирический опыт и другое [4].
Воспитательная система - совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы [5].
В соответствии с основными положениями формирующей педагогики главной функцией воспитания является обучение подрастающего поколения правилам жизни. В эту функцию, безусловно, входит и передача социального и профессионального поведения. Ценностные представления поколений, такие как: уровень культуры, традиции, умение различать добро и зло, наиболее значимые для общества. Их реализация осуществляется через решение частных воспитательных задач: формирование общественной активности личности, чувства гражданской ответственности, коллективизма, убежденности в своих нравственных установках. Уровень гражданско-патриотической зрелости зависит не только от того духовного питания, которым его обеспечивает социум, но и от развития природных задатков, способностей и творческих умений.
Воспитание как обучение принципам жизни придает воздействию на обучающегося характер самодеятельности, мягкого и тонкого регулирования процесса передачи социального опыта, внося в него
ненасильственные элементы управления ходом самореализации личности. Как лучший вариант такого воздействия является совместная с учащимся деятельность педагога, направленная на развитие способностей придавать и порождать смысл [6].
Гражданское воспитание - это, прежде всего, формирование гражданственности как интегративного качества личности, которое позволит человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная, правовая и политическая культура. Она выражается в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности. В уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти. Она выражается также и в способности граждан страны в способности выполнять свои обязанности, гармонично сочетать патриотические и интернациональные чувства.
Основная цель гражданско-патриотического воспитания -формирование в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, выполняющего ответственно свой гражданский долг и понимающего того, что от его действий зависит не только собственная жизнь и благополучие, но и судьба близких людей, всего народа и даже государства. Это определяет социальное поведение индивида и является существенным условием развития демократического общества и правового государства [5].
Однако большинство людей не только рассматривают индивидов и общество как нечто более или менее самостоятельное и противостоящее, но и считают, что первое предшествует последнему. То, что личности создают общество, признают как нечто само собой разумеющееся, а то, что общество создает личности, воспринимается сегодня многими как поразительная идея.
Поэтому актуальным полем деятельности в современной воспитательной системе России является диалог современных идеологий-мировоззрений. Вступление в мировоззренческий диалог открывает возможность для личности ощутить свою значимость, связь с традициями, определить свою принадлежность к консервативному, либеральному или демократичному стилю общения. Кроме того, воспитательное воздействие осуществляется именно во взаимодействии субъектов педагогического процесса. Участвуя в мировоззренческом диалоге, педагог открывает для себя доступ к возможностям собеседника или познает личностный ресурс воспитанника, а также получает возможность принятия максимально адекватного решения [6].
Система воспитания гражданственности включает в себя комплекс целей-функций. Они формируются с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей обучающихся. Важны, конечно, содержание и формы воспитания гражданственности в образовательном учреждении и в трудовых коллективах, в которых сегодня работают люди, чьи гражданственность и патриотизм формировались в девяностые годы. Их сознание и эмоциональное восприятие социальных событий страны порой неадекватно традиционному, их ценности претерпели изменения, несовместимые с традиционными национальными ценностями. Это прозрачно отражается на поведении семей и современных детей в той воспитательной системе, где разработаны критерии гражданской воспитанности. Часто их поведение отличается недоверием к другим людям, отчужденным восприятием культуры другой национальности, даже агрессией как способом достижения цели.
Цели и функции воспитания гражданственности разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель заключается в том, чтобы раскрыть у детей общечеловеческие и
общегражданские политические ценностные ориентации обновления общества, вооружить их умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения своих мыслей в свободном общении.
Данные способности личности развивают ее умение вести эмоциональный, убедительный и аргументированный монолог с партнерами по общению, формирует устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности. Наиболее эффективно эти качества проявляются по мере включения субъекта в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в такой воспитательной деятельности у человека формируются такие чувства высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, порядочность и морально-политическая чистоплотность в отношениях с людьми. Гражданственность как интегральное качество личности характеризуется бережным отношением к общественному достоянию, сознательной дисциплинированностью, ответственностью, политическим чутьем, критичностью и способностью исправлять свои ошибки [3].
Развивающая функция гражданско-политической работы с обучающимися вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое сознание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественный факт, событие осмыслить с позиций современного мышления, свободного от нацизма и переформатирования событий прошлых лет. Оно учит подростков и молодежь самостоятельно разбираться в потоке событий, политической информации, давать ей объективную оценку, противостоять манипулированию их сознанием.
Цели и функции воспитания гражданственности достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-
воспитательного процесса образовательного учреждения. Предметы общественно-политического и гуманитарного циклов раскрывают перед обучающимися картину закономерно развивающегося человеческого общества. Всеобъемлющим критерием уровня сформированности гражданственности является единство слова и социально значимого дела. Гражданская зрелость ребенка проявляется в направленности его поступков.
Гражданская воспитанность предполагает овладение политической культурой; политической грамотностью, способностью переживания высших гражданских чувств, потребностью проявления социальной активности, стремление к участию в общественном самоуправлении, а также в политических событиях и акциях.
Гражданско-патриотическое воспитание имеет общечеловеческие аспекты. Единство мира - это одновременно и борьба противоположностей, возникновение и обострение противоречий, которые в целях сохранения планеты и человеческой цивилизации должны разрешаться политическими средствами и мирным путем. В преодоление противоречий современной жизни должны внести свой вклад школа и педагогики всех стран, независимо от их общественного строя и политической системы, от национальных различий и отношения к религии. Исторический спор о социальной справедливости между народами может решиться только в условиях мирного сосуществования [2].
Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм, по мнению Б.Т. Лихачева. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя, как известно, любовь к Родине, к земле, где человек родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа. Он неразрывно связан с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран.
Ведущее место в формировании патриотических и интернациональных чувств занимает содержание образовательной системы. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, политических событиях и акциях, а также правовое воспитание - формирование правового сознания и правопослушного поведения; ввести учащихся в сложные правовые общественные отношения, с помощью прав решать воспитательные проблемы. Первая задача среди них - формирование гражданина правового государства. Учащиеся постепенно овладевают юридической грамотностью, осознают свои гражданские права, обязанности и ответственность. В их душе постепенно образуется духовный сплав нравственно-правовой культуры. Нормы нравственности облегчают ему понимание норм права, которое способствует глубокому осознанию нравственных истин. Все эти знания стимулируют социальную активность молодежи, стремление грамотно вести борьбу с аморальными проявлениями и правонарушениями. Познание правовых отношений в обществе необходимо обучающимся как будущим гражданам в таких видах деятельности, как самоуправление, участие в социальных мероприятиях, производительном труде, в физкультурных соревнованиях.
Злободневность проблемы формирования личности гражданина, способного к здравомыслию и пониманию смыслов в современном обществе, подтвердили исследования по выявлению ценностей, ориентаций и поведения молодежи в возрасте 17-25 лет (проект «17-17»). Они показали; проблемы не потеряли своей актуальности и в настоящее время, напротив - они стали острее и глубже.
Произошла ломка ценностных ориентаций. В сравнении со старшим поколением и с результатами исследования по этой же программе 1982, затем 2003 годов отмечено падение заинтересованности в добросовестном, на пользу общества, труде, к творчеству в профессии. Если в начале
перестройки предполагалось осуществить экономическое отношение к труду вместо неэкономического, то результат оказался противоположным: резко изменился престиж профессий и заинтересованность в качестве производительности труда и в целом трудовой деятельности. Например, профессия бухгалтера за 30 лет выросла по 10-балльной шкале с 2,12 до 5,6 балла, продавца - с 2,02 до 4,23, научного работника в области экономики - с 5,37 до 6,32. На первое место вышли профессии юриста, банковского работника, бизнесмена, программиста, переводчика, внешнеторгового работника. И в тот период, и до настоящего времени происходит постоянное снижение оценок профессий, связанных с физическим трудом (слесарь, токарь, шахтер, металлург). Одновременно произошло и резкое снижение оценок деятелей науки, преподавателей высшей и средней школы и других интеллигентных профессий. Снизились оценки профессии врача и среднего медицинского персонала [1].
Приведенные данные исследования института социологии АН РФ говорят о том, что ломка ценностных ориентаций привела к изменению шкалы престижа профессий: шкала коммерциализировалась, она в значительной степени отражает новые ценности общества, связанные с наживой, накопительством, конкуренцией и агрессивным противостоянием всему и вся. Произошло определенное разочарование в демократических идеалах и ценностях: в 90-е годы эти ценности были значимы для молодежи, в настоящее время они теряют популярность среди молодежи. Так, например, 50% молодежи вообще не ходят на голосование, потому что не верят, что от их участия в выборах что- то в стране изменится [2].
Все большую популярность в обществе приобретает насилие, агрессия, экстраполяция современных тенденций в существенные черты граждан будущего. Можно отметить такие перемены: рост безнадежности, неверие в возможность решения социально - экономических вопросов,
отчуждение от труда, разочарование в демократии, популярность «крутых» методов решения политических вопросов.
На фоне происходящих перемен в экономике современного общества нашли место попытки дегероизации; якобы «новые», свежие, только теперь доступные документы и свидетельства очевидцев событий постреволюционных лет говорят о пропаганде в советское время «несуществующих» трудовых достижений и «красиво представленных» боевых подвигов. Очернители недавнего прошлого в модных квестах-играх не просто калечат неокрепшие души молодежи, но пытаются открыть новые подходы к непреходящим ценностям народа - обесценить то, что свято для старшего поколения. Для любого народа важно знать, что у нас в прошлом нет того, чего потомки будут стыдиться. Для каждого молодого человека важно знать, что будущее, в котором они и их дети будут жить и развиваться, не угрожает войной, нищетой, перерождением нации. Эти истины цинично высмеиваются и отвергаются сторонниками наживы любыми средствами, даже преступными. В обществе обогащения и превалирования материальных ценностей над духовными имена героев Великой Отечественной войны, героев труда советского периода стали объектами упражнения в клевете и уничижительном презрении. И это в то время, когда живы еще очевидцы и участники тех героических и созидательных лет, ставших мерилом высшей правды и справедливости для нескольких поколений. Подобное переписывание истории бесперспективно, ибо в обществе живет народная память о прошлых событиях, которая вправе судить и определять ценности поколений [7, 8].
Пессимист может возразить; те, кто пересматривает события прошлых лет в негативном свете, тоже представители нашего общества. Однако народом их назвать нет права - любой народ хранит лучшее для грядущих поколений. С недостойными явлениями у нас принято бороться по мере их
проявления на социальной сцене и не кричать всему миру о том, что худшее в человечестве - это мы.
Относительно будущей элиты общества и доверия в межпоколенческих отношениях американский ученый Самуэль Клигер сделал выводы после опроса московских студентов в 90-е годы прошлого века. Процент респондентов, заявивших о том, что они верят всегда честному слову человека, изменился следующим образом. Вера слову друга - с 34%, в 1992 году снизилась до 22,9% - в 1994 году; супруга (супруги) - с 19,8% до 17% в 1994 году; в 1994 году слову своего учителя верили 14,6%, упала вера до до 6,5%; слово офицера РА: с 7,3% до 3,0%; офицера КГБ: с 4,7% до нуля; члена парламента: с 3,6% до 1,0%; члену Правительства - с 5,6% до нуля. Падение доверия молодежи различным слоям нашего общества налицо. Оно и порождает те страшные проявления цинизма, предательства, агрессии и асоциального поведения, которыми изобилует сегодняшняя жизнь России. Но самое страшное для молодежи -безнадежность, отсутствие смысла в происходящих событиях. Это ощущение формирует пессимизм и равнодушие. Неверие в будущее, духовная нищета (иногда - обеспеченность и безопасность) приводят к потере смысла, к нежеланию жить и бороться за собственные ценности и смыслы [4].
По результатам исследований социальных настроений студенческой молодежи института ФОМ, 16% респондентов считают, что заповедь «Не убий!» в современной жизни не может быть актуальной: в киберпространстве жизнь человека ничего не стоит. Играющий, потеряв героя событий, может несколькими манипуляциями оживить его и продолжить «сражение». Не потому ли тенденция к разрешению жизненных проблем у подростков сводится к суициду? При условии замалчивания героического прошлого своего народа, и одновременном влиянии грамотно разработанных психологических технологий в СМИ на
настроения молодежи суицид становится выходом из трудного жизненного положения. Оценка событий напрашивается как бы сама собой: жизнь неинтересна, груба и опасна, потерять ее - это выход из замкнутого бессмысленного круга.
Среди граждан старшего поколения так считают только 2,6%. В то же время 58,1% молодежи считают свою жизнь собственным достоянием, дающим право распоряжаться ею по своему усмотрению - ценность жизни у них снизилась наполовину в последние десять-пятнадцать лет [4].
Судя по результатам исследований и выводам института социологии АН РФ, мнение молодежи расходится с общей массой граждан почти по всем существенным пунктам опросов. Данный разрыв характеризует тот социальный и психологический климат, с которым придется иметь дело нашей стране, когда молодежь и студенты станут элитой общества. Есть основания и предпосылки в социуме, позволяющие предположить, что общество будет более прагматичным, более жестоким и циничным, более лживым и беспощадным к слабым и беспомощным.
Подобная перспектива развития общества и страны в целом не может удовлетворить ни одного здравомыслящего человека. Педагоги-исследователи проблем молодежи видят подход к решению проблемы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения в развитии детского и молодежного общественного движения как фактора его эффективной социализации, сохранения преемственности в культурной и общественной жизни. В реальной деятельности виртуальные ценности блекнут, мнение сверстников, их одобрение и ценности, безусловно, важнее для молодежи, чем киберценности. Реальная жизнь школьников и студентов страны, образовательная система сегодня вполне способны предложить нашим детям другие, более социально значимые игры и дела.
Литература
1. Дилигенский Г. Существует ли в России гражданское общество:// Поговорим о гражданском обществе в. Институт Фонда «Общественное мнение», 2001. С. 14-24.
2. Мерсиянова И. Социальная база российского гражданского общества. // Гражданское общество современной России. // Социологические зарисовки с натуры.М.: Институт Фонда «Общественное мнение».2008. С. 137- 139.
3. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация.// Стратегия воспитания в образовательной системе России, подходы и проблемы/под ред.. проф. И.А.Зимней.Изд.2-е. доп. и перераб. - М.: Агенство «Издательский сервис», 2005. - 480 с.
4. Оберемко О. Общество как пространство для (само) идентификации и гражданского действия.// Социологические зарисовки с натуры. М.: Институт Фонда «Общественное мнение».2008. С. 279 - 280.
5. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич - Мн. «Современное слово», 2005. - 720.
6. Чарльз Хортон Кули Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс. Дом интеллектуальной книги.2000.320 с.
7. Красноок З.П., Кабанова С.В. Социальные аспекты процесса формирования гражданственности современной студенческой молодежи. /Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник) - научный журнал № 4, 2015 г.
8. Бирюкова Ю.Н. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесберегающих технологий / Дисс. Канд. пед. наук Адыгейский государственный университет, Майкоп, 2004
References
1. Diligenskij G. Sushhestvuet li v Rossii grazhdanskoe obshhestvo:// Pogovorim o grazhdanskom obshhestve v. Institut Fonda «Obshhestvennoe mnenie», 2001. S. 14-24.
2. Mersijanova I.Social'naja baza rossijskogo grazhdanskogo obshhestva.// Grazhdanskoe obshhestvo sovremennoj Rossii. // Sociologicheskie zarisovki s natury.M.: Institut Fonda «Obshhestvennoe mnenie».2008. S. 137- 139.
3. Mudrik A.V. Vospitanie v sisteme obrazovanija: vospitanie i socializacija.// Strategija vospitanija v obrazovatel'noj sisteme Rossii, podhody i problemy/pod red.. prof. I.A.Zimnej.Izd.2-e. dop. i pererab. - M.: Agenstvo «Izdatel'skij servis», 2005.- 480 s.
4. Oberemko O. Obshhestvo kak prostranstvo dlja (samo) identifikacii i grazhdanskogo dejstvija.// Sociologicheskie zarisovki s natury. M.: Institut Fonda «Obshhestvennoe mnenie».2008. S. 279 - 280.
5. Pedagogika. Bol'shaja sovremennaja jenciklopedija / Sost. E. S. Rapacevich - Mn. «Sovremennoe slovo», 2005. - 720 s.
6. CHarl'z Horton Kuli CHelovecheskaja priroda i social'nyj porjadok. M.: Ideja-Press. Dom intellektual'noj knigi.2000.320 s.
7. Krasnook Z.P., Kabanova S.V. Social'nye aspekty processa formirovanija grazhdanstvennosti sovremennoj studencheskoj molodezhi. /Nauka. Tehnika. Tehnologii (politehnicheskij vestnik) - nauchnyj zhurnal № 4, 2015 g.
8. Biryukova Yu.N. Formation of a healthy way of life in students of the general education school on the basis of health-saving technologies / Diss. Cand. Ped. Sciences Adyghe State University, Maikop, 2004