10. Semenov Yu.G. Gumanitarnye tehnologii v kontekste organizacionnoj kul'tury. Voprosy upravleniya. 2007; 1.
11. Hadikova E.N., Sorokopud Yu.V. Rol' gumanitarnyh tehnologij v podgotovke magistrov napravleniya «Pedagogicheskoe obrazovanie».
Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6: 143-145.
Статья поступила в редакцию 22. 01.15
УДК 371
Hrapal L.R., Doctor of Science (Pedagogy), Assisting Director of Innovation Development, Institute of Psychology of Professional Education (Kazan, Russia), Е-mail: [email protected]
Akhmetshina G.H, senior teacher, Privolzhie Interregional Center of Developing Professional Qualification and Retraining of Teachers, Kazan Federal University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Zamaletdinova Z.I., senior teacher, Privolzhie Interregional Center of Developing Professional Qualifcation and Retraining of Teachers, Kazan Federal University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Halikov H.I., pedagogue on national education, Management Offce of Education of Committee of Municipal Education of Kazan City in Vakhitovsky and Privolzhsky Districts (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPTUAL MODEL OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG STUDENTS AS A CONDITION OF FORMING CIVIL IDENTITY IN A MULTI-CULTURAL LEARNING ENVIRONMENT. This article studies a problem of promotion of patriotic ideas among students, as well as denoting the need for actions aimed at uncovering values in the process of upbringing and developing a particular Russian consciousness. As a result, the creation of projects, models and programs aimed at patriotic education is of paramount importance at present time. The paper introduces a conceptual model of patriotic upbringing in the modern multicultural educational environment of schools. The model that is offered by the authors is described as a particular kind of interaction between teachers and high school students. The aim of this interaction is the implementation of patriotic education as one of the factors in the process of formation of civil consciousness. The technology of patriotic upbringing should be aimed at forming conditions necessary for the national revival of Russia as a great nation.
Key words: patriotic education, multicultural learning environment, civic identity.
Л.Р. Храпаль, д-р пед. наук, зам. директора по инновационному развитию Института психологии профессионального образования РАО, г. Казань, E-mail: [email protected]
Г.Х. Ахметшина, ст. преп. Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, E-mail: [email protected]
З.И. Замалетдинова, ст. преп. Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, E-mail: [email protected]
Х.И. Халиков, методист по национальному образованию «Управления образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани по Вахитовскому и Приволжскому районам», г. Казань, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания учащейся молодежи, указывается на необходимость деятельности, направленной на обнаружение ценностных ориентиров для процесса воспитания, формирования российской гражданской идентичности. На этой основе приоритетным является направление, ведущее к созданию проектов, моделей, программ патриотического воспитания. В работе представлена концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи в современной поликультурной образовательной среде. Спроектированная концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи определяется как путь взаимодействия педагога и студента (старшего школьника). Цель взаимодействия - реализация патриотического воспитания учащейся молодежи как фактора формирования гражданской идентичности. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, поликультурная образовательная среда, гражданская идентичность.
В государственной Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и разработанной на её основе государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 гг.» уделяется пристальное внимание воспитанию у учащейся молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Решение этой проблемы возложено, в первую очередь, на различные образовательные учреждения, объединяющие деятельность всех социальных институтов, целью которой является формирование у учащейся молодёжи идеалов и опыта служения Отечеству.
Процессы, характерные для перестроечного и последующего за ним периода, привели страну к ситуации, при которой система образования, некогда имеющая обширное влияние на процесс воспитания молодежи как полноценных граждан и патриотов, значительно утратила свой воспитательный потенци-
Остановка процессов, приводящих к расколу страны, достижение не декларируемого, а реального единства правового, политического и социально-экономического пространств станет бесповоротным при раскладе, обеспечивающем всем народам, проживающим на территории России, ощущение принадлежно-
сти к единому многонациональному государству, сложившемуся на основе многовековой культурно-исторической общности.
Вот почему сегодня является необходимой деятельность, направленная на обнаружение не подвергаемых сомнению ценностных ориентиров для процесса воспитания в пространстве многовековых основ национальной духовности. В настоящем -это различные конфессии, государственность, патриотизм, соборность, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценности, необходимые в будущем: инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность [1].
В условиях современной поликультурной образовательной среды одной из важнейших концептуальных проблем становится осмысление феномена патриотизма, его миссии в современном российском обществе, и на этой основе приоритетным является направление, ведущее к созданию проектов, моделей, программ и технологий патриотического воспитания.
Разработанная концептуальная модель патриотического воспитания как фактора формирования гражданской идентичности учащейся молодежи (далее - концептуальная модель) заключается в систематизированном и последовательном изложении теоретических основ формирования патриотизма у учащейся молодежи, обосновании его изначальных установок, цели, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективного функционирования. Сущность этой деятельности детерминируется, с одной стороны, интересами и требованиями общества, а также социальных и государственных институтов к личности, с другой - интересами самой личности, её отношением к проблемам, встающим перед социумом и государством. Выстроенная модель систематизирует весь процесс патриотического воспитания в образовательной организации: теоретические, методико-технологические основания обеспечения формирования гражданской идентичности учащейся молодежи, включает текущие и перспективные задачи воспитательной деятельности, научно обоснованное планирование, содержание патриотического воспитания, организационно-педагогические условия обеспечения патриотического воспитания (институциональное и информационное обеспечение, утверждение патриотизма в качестве одной из важнейших ценностей молодежи, создание нормативно-правовых основ патриотического воспитания, разработка научно-теоретических основ патриотического воспитания, научно-методическое обеспечение), Представлены алгоритм деятельности педагога (целеполагание ^ планирование ^ мотивация ^ совместная деятельность ^ рефлексия ^ коррекция) и алгоритм деятельности учащейся молодежи (усвоение опыта познавательной деятельности ^ усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений ^ усвоение действенно-практического опыта).
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.
Спроектированная концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи определяется как путь взаимодействия педагога и студента (старшего школьника). Цель взаимодействия: реализация патриотического воспитания учащейся молодежи как фактора формирования гражданской идентичности (Рис.1)
Концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи состоит из трёх основных блоков: мотиваци-онно-целевого, содержательно-технологического и оценочно-результативного.
В мотивационно-целевой блок модели включены основные задачи, подходы и основополагающие принципы, руководствоваться которыми необходимо в реализации целей патриотического воспитания учащейся молодежи.
В исследовании педагогических условий эффективного патриотического воспитания учащейся молодёжи выбраны системный и социокультурный подходы. Системный подход рассматривается как методология специального научного познания и социальной практики, в основе системного подхода лежит исследование объекта как системы - выявление основных элементов, структуры, связи элементов; выделение функций отдельных уровней системы. Социокультурный подход к исследованию
проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи позволяет рассматривать каждую личность в процессе взаимодействия социального и культурного начал; каждого учащегося, студента рассматривать как свободную активную индивидуальность, ориентированную на творческую деятельность.
Система принципов теории воспитания реализует концептуальную функцию воспитания, следовательно, определяет подходы к отбору содержания, форм и технологий воспитания. В результате осмысления общих принципов воспитания и частных принципов патриотического воспитания, выделены следующие основополагающие принципы:
общенаучные (научность, гуманизм, демократизм); аксиологические (приоритетность исторического и культурного наследия, ценностей традиций);
психолого-педагогические (учёт индивидуальных особенностей, способностей и качеств личности);
преемственности (использование зарекомендованных эффективных форм и методов патриотического воспитания во взаимосвязи учебной и внеучебной работы);
толерантности (формирования человеческих ценностей и воспитания терпимости по отношению к другим культурам) [2].
Содержательно-технологический блок включает организационно-педагогические условия обеспечения патриотического воспитания и формирования гражданской идентичности, содержание, ведущие технологии и организационные формы патриотического воспитания, а также алгоритм деятельности педагога и учащейся молодежи.
Говоря о концептуальной модели патриотического воспитания учащейся молодёжи, сделаем следующие уточнения:
речь идёт о создании универсальной модели, которая может служить основой для разработки педагогом собственной (авторской) модели;
мы выделяем два основных аспекта: моделирование содержания, которое воспитуемые должны усвоить, и моделирование воспитательного взаимодействия субъектов и объектов педагогического процесса.
В соответствии с представлениями об этапах, отражающих последовательность развития целостного педагогического процесса, деятельность по патриотическому воспитанию учащейся молодёжи имеет циклический характер и может подразделяться на:
- подготовку педагогического процесса;
- осуществление педагогического процесса;
- анализ результатов.
По мнению Г.Б. Барышниковой, технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:
- определение чёткой конкретной цели;
- разработка «пакета» теоретических оснований;
- поэтапная, пошаговая структура деятельности;
- анализ результатов [3].
При создании концептуальной модели патриотического воспитания учащейся молодежи была использована логика процесса педагогического проектирования, предложенная А.И. Богатыревым и анализ различных моделей педагогической деятельности. Алгоритм представлен в виде девяти пошаговых умственных действий и операций, посредством которых осуществляется моделирование [4].
Шаг 1. Анализ развития педагогической ситуации и формулировка проблемы.
Результат: анализ состояния патриотического воспитания и патриотической воспитанности учащейся молодежи в современной педагогической теории и практике.
Шаг 2. Выдвижение идей в рамках определенной системы ценностей и подходов, которые могут способствовать разрешению противоречий и проблем.
Результат: определены концептуальные подходы и идеи, которые легли в основу разработанной концептуальной модели патриотического воспитания учащейся молодежи.
Шаг 3. Построение концептуальной модели желаемого педагогического объекта в соответствии с ведущими идеями и ценностями.
Результат: определена модель желаемого - личность с высоким уровнем патриотической воспитанности и сформирован-ность гражданской идентичности учащейся молодежи.
Шаг 4. Формулировка предположения о способах достижения целей, а также варианты поэтапной деятельности.
Результат: для достижения цели осуществлены следующие действия и операции: определены задачи, принципы как
Мотивационно-целевой блок Концептуальная идея - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской идентичности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития
и
Цель: реализация патриотического воспитания учащейся молодежи как фактора формирования гражданской идентичности
и Задачи
Приобщение к системе социокультурных ценностей Воспитание уважения к Конституции РФ, законам, нормам коллективной жизни, символам России Развитие социальной ответственности Воспитание положительного отношения к труду, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности Формирование и развитие потребности в самосозидании
и
Подходы Принципы
Системный выявление основных элементов, структуры, связи элементов; выделение функций отдельных уровней системы Социокультурный - рассмотрение личности в процессе взаимодействия социального и культурного начал к-научность, -гуманизм, -демокра тизм - приоритетность исторического и культурного наследия, ценностей традиций учёт индивидуальных особенностей, способностей и качеств личности преемственности использования зарекомендованных эффективных форм и методов патриотического воспитания во взаимосвязи учебной и внеучебной работы толерантности формирования человеческих ценностей и воспитания терпимости по отношению к другим культурам
Содержательно -технологический блок
Организационно-педагогические условия обеспечения патриотического воспитания и формирования гражданской идентичности личности
Институциональное и информационное обеспечение, утверждение патриотизма в качестве одной из важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи Создание нормативно-правовых основ патриотического воспитания Разработка научно-теоретических основ патриотического воспитания Научно- методическое обеспечение
Содержание Ведущие технологии Организационные формы
учебная деятельность: учебные дисциплины, программы патриотического воспитания, воспитания толерантности, формирования гражданской идентичности личности; внеучебная работа: исследования патриотического содержания, клубная работа, деятельность общественных организаций (объединений), волонтерское движение
интерактивное обучение и воспитание, технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальные проекты, интернет-проекты
тг
интерактивные лекции, семинары, семинары-диспуты, экскурсии, научные конференции; учебные беседы, дискуссии, диспуты, технология «Дебаты», тренинги; ролевые, деловые, сюжетные игры
Алгоритм деятельности
хг
I
у
а,
а к в-а
я
у
а-С)
Педагога: целеполагание —> планирование —> мотивация совместная деятельность —> рефлексия —> коррекция
Учащейся молодежи: усвоение опыта познавательной деятельности —> усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений —> усвоение действенно-практического опыта
хг
Критерии и показатели сформирован^- сти гражданской идентичности
Уровни Показатели
Высокий ■ 25-35 баллов
Средний ' 14-24 баллов
Низкий -> П 0-13 баллов
а
Результат: сформированность гражданской идентичности учащейся молодежи
Рис.1. Концептуальная модель патриотического воспитания как фактора формирования гражданской идентичности учащейся молодежи
основные ориентиры патриотического воспитания, организационно-педагогические условия патриотического воспитания и формирования гражданской идентичности, содержание, ведущие технологии и организационные формы патриотического воспитания, а также алгоритм деятельности педагога и учащейся молодежи.
Шаг 5. Установление критериев оценки ожидаемых результатов.
Результат: установлены критерии и показатели оценки ожидаемых результатов патриотического воспитания учащейся молодежи.
Шаг 6. Выбор оптимального варианта конструируемого проекта в общей модели педагогической деятельности.
Результат: в качестве оптимального выбран вариант аналитической модели процесса патриотического воспитания учащейся молодежи в общей модели педагогической деятельности воспитания.
Шаг 7. Конкретизация задач, которые необходимо решить для реализации замысла.
Результат: конкретизированы задачи построения алгоритма, отбора содержания деятельности педагога и учащейся молодежи.
Шаг 8. Этап реализации проекта при непрерывной диагностике, анализе и корректировке деятельности.
Результат: спроектирован этап реализации проекта при непрерывной диагностике, анализе и корректировке проектной деятельности.
Шаг 9. Заключительный этап: обобщение результатов, выводы, представление опыта педагогической общественности.
Результат: спроектирован заключительный этап: методики сбора показателей, анализ результатов, выводы.
Библиографический список
Разработанная концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи выступает в качестве главного педагогического условия и является ключом к усвоению современной молодежью ценностных нормативных характеристик современных представителей гражданского общества:
осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире, гражданский патриотизм;
установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;
готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;
осознание своей сопричастности к судьбам человечества; установка на овладение универсальными способами познания мира.
В ежегодных посланиях Федеральному собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин подчеркнул: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
1. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников. Белгород, 2013.
2. Храпаль Л.Р Организационно-педагогические основы модернизации экологического образования в вузе. Модернизация экологического образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики: монография Available at: vak.ed.gov.ru
3. Альманах патриотического воспитания. Под общей редакцией Г.Б. Барышниковой. Ярославль, 2011; Т. I.
4. Богатырев А.И., Устинова И.М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность Available at: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.Ldoc.htm
References
1. Musina V.E. Patrioticheskoe vospitanie Shkolnikov. Belgorod, 2013.
2. Hrapal' L.R. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy modernizacii 'ekologicheskogo obrazovaniya v vuze. Modernizaciya 'ekologicheskogo obrazovaniya v vuze vkontekste rossijskoj sociokul'turnoj dinamiki: monograiya Available at: vak.ed.gov.ru
3. Al'manah patrioticheskogo vospitaniya. Pod obschej redakciej G.B. Baryshnikovoj. Yaroslavl', 2011; T. I.
4. Bogatyrev A.I., Ustinova I.M. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo modelirovaniya: suschnost' i 'effektivnost' Available at: http://www. rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.Ldoc.htm
Статья поступила в редакцию 29.12.15