Научная статья на тему 'Педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи'

Педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ЭТАПЫ / EDUCATION / PATRIOTISM / STATE-PATRIOTIC EDUCATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / STRUCTURAL SCHEME OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / YOUNG STUDENTS / STAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилина С.Н.

В статье актуализирована важность и возрастающая потребность усиления государственного аспекта в патриотическом воспитании, проводимом с учащимися высшей профессиональной школы. Автор акцентирует внимание на то обстоятельство, что в современных условиях все больше ученых и практиков придерживаются мнения о необходимости усиления воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью, которой после завершения обучения в высших учебных заведениях предстоит работать в государственных органах и структурах, о формировании из них компетентных специалистов и подлинных патриотов-государственников, способных на деле укреплять российское государство, содействовать его экономическому процветанию, укреплению обороно-способности, заботящихся о росте благосостояния российского народа, его консолидации и настойчивому движению вперед по пути демократических преобразований. Цель статьи анализ подходов отечественных и зарубежных ученых к теории и практике конструирования педагогической технологии и на этой основе разработка авторской технологии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. В работе кратко выполнен анализ состояния разработанности темы в отечественной педагогической науке, рассматривается сущность термина «педагогическая технология», ее характерные особенности и признаки. Показана специфика существующих технологий патриотического воспитания молодежи. Автором с опорой на труды отечественных ученых раскрываются основные положения и содержание педагогической технологии государственно-патриотического воспитания современной учащейся молодежи. Приводится структура педагогической технологии, включающая три ключевых компонента: концептуальный базис, содержательный и процессуальный; структурную схему педагогической технологии государственно-патриотического воспитания современной учащейся молодежи; этапы реализации педагогической технологии государственно-патриотического воспитания современной учащейся молодежи (входной, изучения модулей целевой программы, мониторинга процесса государственно-патриотического воспитания, итоговой диагностики). Делается вывод, что предлагаемая педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи позволит заинтересовать преподавателей и студентов, даст новый позитивный импульс в подготовке компетентных и патриотически-настроенных кадров для государственных органов и структур, которые добросовестно и результативно будут трудиться на благо Отечества и российского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Technology isState-Patriotic Education of Students

The article actualizes the importance and increasing need to strengthen the state aspect in Patriotic education conducted with students of higher professional school. The author focuses on the fact that in modern conditions, more and more scientists and practitioners are of the opinion that it is necessary to strengthen educational and Patriotic activities with students, who after completing their studies in higher education institutions will work in state bodies and structures, forming them as competent professionals and true patriots-statesmen, able to actually strengthen the Russian state, promote its economic prosperity, strengthen defense, caring for the growth of the welfare of the Russian people, its consolidation and persistent movement forward on the path of democratic transformation. The purpose of the article is to analyze the approaches of domestic and foreign scientists to the theory and practice of construction of pedagogical technology and on this basis the development of the author’s technology of state-Patriotic education of students. The paper briefly analyzes the state of development of the topic in the domestic pedagogical science, examines the essence of the term “pedagogical technology”, its characteristics and features. The specificity of existing technologies of Patriotic education of youth is shown. The author based on the works of domestic scientists reveals the main provisions and content of pedagogical technology of state-Patriotic education of modern students. The structure of pedagogical technology, which includes three key components: conceptual basis, substantive and procedural; structural scheme of pedagogical technology of state-Patriotic education of modern students; stages of implementation of pedagogical technology of state-Patriotic education of modern students (input, study modules of the target program, monitoring the process of state-Patriotic education, final diagnosis). It is concluded that the proposed pedagogical technology of state-Patriotic education of students will interest teachers and students, will give a new positive impetus to the preparation of competent and Patriotic personnel for government agencies and structures that will work in good faith and effectively for the benefit of the Fatherland and the Russian people.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи»

DOI: 10.15293/1813-4718.1903.04 УДК 37.035.6

Томилина Светлана Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасность жизнедеятельности, Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, cvetochek3200@mail.ru, ORCID 0000-0001-7718-7633, Новороссийск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье актуализирована важность и возрастающая потребность усиления государственного аспекта в патриотическом воспитании, проводимом с учащимися высшей профессиональной школы. Автор акцентирует внимание на то обстоятельство, что в современных условиях все больше ученых и практиков придерживаются мнения о необходимости усиления воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью, которой после завершения обучения в высших учебных заведениях предстоит работать в государственных органах и структурах, о формировании из них компетентных специалистов и подлинных патриотов-государственников, способных на деле укреплять российское государство, содействовать его экономическому процветанию, укреплению обороноспособности, заботящихся о росте благосостояния российского народа, его консолидации и настойчивому движению вперед по пути демократических преобразований.

Цель статьи - анализ подходов отечественных и зарубежных ученых к теории и практике конструирования педагогической технологии и на этой основе разработка авторской технологии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи.

В работе кратко выполнен анализ состояния разработанности темы в отечественной педагогической науке, рассматривается сущность термина «педагогическая технология», ее характерные особенности и признаки. Показана специфика существующих технологий патриотического воспитания молодежи. Автором с опорой на труды отечественных ученых раскрываются основные положения и содержание педагогической технологии государственно-патриотического воспитания современной учащейся молодежи. Приводится структура педагогической технологии, включающая три ключевых компонента: концептуальный базис, содержательный и процессуальный; структурную схему педагогической технологии государственно-патриотического воспитания современной учащейся молодежи; этапы реализации педагогической технологии государственно-патриотического воспитания современной учащейся молодежи (входной, изучения модулей целевой программы, мониторинга процесса государственно-патриотического воспитания, итоговой диагностики). Делается вывод, что предлагаемая педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи позволит заинтересовать преподавателей и студентов, даст новый позитивный импульс в подготовке компетентных и патриотически-настроенных кадров для государственных органов и структур, которые добросовестно и результативно будут трудиться на благо Отечества и российского народа.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, государственно-патриотическое воспитание, педагогическая технология, структурная схема педагогической технологии, учащаяся молодежь, этапы.

Введение в проблему. Складывающаяся ныне международная и военно-политическая обстановка, существующие угрозы безопасности России, требуют оперативной перестройки системы патриотическо-

го воспитания, усиления заботы о воспитании каждого юноши и каждой девушки как целостной и свободной личности, как знающего профессионала, востребованного на рынке труда, как гражданина-патриота,

способного отстаивать и защищать интересы и суверенитет государства в мирное и военное время. Кроме того, упущения в патриотическом воспитании молодежи привели к тому, что ныне значительная часть молодых людей не интересуются историей и традициями России, уклоняются от участия в патриотической и волонтерской работе, не дорожат своим Отечеством и государством, готовы уехать на постоянное место жительства за рубеж. По результатам проведенного опроса абитуриентов морского вуза 2018 г., более 30 % респондентов не считают себя патриотами нашего государства.

Поэтому, усилия воспитательной работы в современных вузах следует сосредоточить не только на формировании компетентных специалистов, но и на основательной подготовке будущей профессиональной элиты как патриотов-государственников, ответственных граждан-руководителей всех уровней за судьбы Отечества, российского социума и трудовых коллективов.

В современной педагогической науке различные аспекты государственно-патриотического воспитания курсантов и студентов рассматривали А. М. Аббасов, А. Т. Абдуллаев, Т. И. Алиев, Р. В. Володин, В. Я. Гожиков, В. А. Зайцев, М. Ю. Зе-ленков, А. В. Новиков, В. Л. Пашута,

Результаты к

Ю. А. Самедова, В. Е. Уткин, А. Г. Черняк и другие авторы, которые сходятся во мнении, что сегодня тема государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи приобрела наибольшую актуальность, остроту и востребованность.

Изучение и анализ научной литературы показывает, что отечественными исследователями сферы государственно-патриотического воспитания основное внимание уделено разработке сущностных основ этой деятельности, поиска наиболее действенной модели и организационно-педагогических условий воспитания патриотов-государственников [1-13]. В то же время вопросам разработки конструктивной педагогической технологии государственно-патриотического воспитания должного внимания не уделено.

Сущность термина «педагогическая технология». Слово «технология» имеет явные греческие корни [2-4]. Его основу составляют греческие слова techne - искусство, мастерство, и logos - учение. Термин «педагогическая технология» дословно переводится как учение о педагогическом искусстве, мастерстве педагогов и воспитателей [10; 11].

Для уяснения сущности термина «педагогическая технология» проведен контент-анализ академических словарей, итоги которого сведены в табл. 1.

Таблица 1

тент-анализа

Источник Определение

Словарь А. М. Новикова [5] Система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической задачи

Словарь социального педагога [10] Последовательное, непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, этапов состояний педагогического процесса и действия его участников

Такова же суть дефиниций термина «педагогическая технология», содержащихся в Педагогическом словаре и Словаре педагогических терминов [4; 11].

Для более углубленного осмысления

сущности рассматриваемого феномена изучим подходы к нему отечественных ученых и исследователей. К примеру, по мнению Б. Т. Лихачёва, педагогическая технология (ПТ) - это логически разра-

ботанная, комплексная система последовательного применения педагогических действий [6]. По мнению автора, она представляет собой организационно-методический инструмент педагогического процесса. Существенный вклад в развитие теории и практики педагогических технологий внесла В. П. Беспалько, утверждающая, что ПТ есть «систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса» [2]. А. В. Беляева придерживается взгляда, что ПТ представляет собой продуманную, логически сконструированную систему правил и педагогических действий, направленных на воспитание и развитие учащихся, непременно гарантирующих достижение намеченной цели [1]. Б. В. Пальчевский и Л. С. Фридман подчеркивают важнейшую сущностную сторону педагогической технологии, заключающуюся в алгоритмизации образовательной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса путем проектирования потребных учебных и воспитательных ситуаций [8]. А. Н. Томилин отмечает, что педагогическая технология представляет собой авторский комплекс педагогических методов, средств, приемов и форм, логическое и умелое применение которых обеспечивает рациональное и эффективное достижение воспитательной цели [12].

Особый интерес представляют взгляды зарубежных ученых, рассматривающих сущность и содержание педагогических технологий. Так, П. Митчелл полагает, что ПТ, являясь составной частью педагогической теории и практики, прочно связанна со всеми компонентами педагогической системы и позволяет достичь и воспроизводить педагогические результаты [3]. Согласно мнению Т. Сакамото, ПТ выступает в роли некоего инструментария внедрения в педагогическую практику системного способа мышления, именуемый по другому как «систематизация образования» [3].

Следовательно, большинство авторов сходятся во мнении, что педагогическая технология является специфическим инструментом, конструирования и реализации педагогического процесса, в ходе которого осуществляется целенаправленное и последовательное воздействие на учащегося, результатом чего выступает качественное изменение уровня его образованности и воспитанности.

Выполненный выше анализ дефиниций термина «педагогическая технология», позволяет установить, что для его изучения применяются два основных подхода: а) теоретический (учение о совокупности методов и методик наиболее оптимального достижения намеченной педагогической цели); б) практико-ориентированный (определенная социально-педагогическая деятельность, обеспечивающая получение рационального результата в конкретной ситуации).

Характерными особенностями педагогической технологии являются:

- систематизация учебно-воспитательной деятельности, предусматривающая определенный алгоритм ее реализации;

- необходимость соблюдения установленного порядка, позволяющая качественно решить поставленные задачи воспитания, обучения и развития личности;

- конструирование и строгое следование алгоритму педагогического процесса, гарантирующего достижение намеченного результата.

Каждая педагогическая технология обладает совокупностью признаков: кон-цептуальностью (опора на конкретную концепцию, обеспечивающая достижение намеченных образовательных целей); системностью (обладание компонентами системы: целостностью, логикой процесса, взаимосвязью структурных компонентов); управляемостью (планирование, диагностика); эффективностью (включает качественное, гарантированное, оптимальное и результативное достижение цели, стан-

дарта); воспроизводимостью (повторение, возможное применения в других учебных заведениях) [1].

Принято обозначать педагогическую технологию следующей формулой: ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Специфика существующих технологий патриотического воспитания молодежи. Контент-анализ научных работ, посвященных исследованию различных аспектов патриотического воспитания учащейся молодежи, свидетельствует о наличии авторского подхода к обоснованию технологии патриотического воспитания и их специфики [5; 7; 12].

Так, Е. Л. Мальгин предлагает в патриотической работе с учащейся молодежью использовать авторскую технологию патриотического воспитания на базе мотивационного программно-целевого управления, состоящую их трех ключевых и взаимосвязанных компонентов: содержательно-методологический; процес-суально-деятельностный и контрольно-оценочный [7]. Согласно точке зрения М. Ю. Корниловой, ПТ патриотического воспитания учащейся молодежи - это логически сконструированный специфический комплекс педагогических действий, приемов и способов, целенаправленных на личность, в интересах ее формирования и развития как гражданина, профессионала патриота Отечества [5]. Этой дефиниции придерживаемся и мы в процессе государственно-патриотического воспитания (ГПВ) учащейся молодежи.

Изучение материалов диссертационных исследований Е. Л. Мальгина (2009), С. И. Фоменко (2016), М. Ю. Корниловой (2017), А. А. Мирзаева (2018) и других показывает, что авторские технологии патриотической направленности [7]:

- представляют собой комплекс логично организованных действий (алгоритма) по реализации поставленных задач и достижению намеченных целей воспитания

патриотов, включающих набор методов, форм, средств и приемов воспитательно-патриотической деятельности;

- предусматривают применение совокупности специальных психолого-педагогических приемов и методов, обеспечивающих личностное развитие и достижение нового уровня патриотизма учащейся молодежью;

- содержат деятельностный компонент (активное участие учащейся молодежи в волонтерских и патриотических мероприятиях);

- обеспечивают вовлечение учащейся молодежи в научно-практическую деятельность патриотического содержания.

Педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Рассмотрим сущность и содержание педагогической технологии ГПВ учащейся молодежи, структура которой включает три ключевых компонента [9; 13].

Первый компонент - концептуальный базис (включает научную базу технологии, важнейшие психолого-педагогические идеи и положения). Под термином «государственно-патриотическое воспитание учащейся молодежи» автор понимает целенаправленную деятельность всех заинтересованных объектов и субъектов, направленную на формирование и развитие у юношей и девушек государственного мировоззрения и мышления, патриотических убеждений, сознания, качеств и чувств гражданина-патриота России, выражающихся в искренней любви к Отечеству и проявляемых в образцовом поведении, добросовестном и результативном выполнение учебных и служебных обязанностей, а также в последующей эффективной профессиональной деятельности [13]. Руководящими принципами ГПВ учащейся молодежи являются: научность, государственность, системность, гуманизм, приоритет государственных ценностей и традиций, преемственность и непрерывность [13].

Второй компонент - содержательный (охватывает цель и задачи ГПВ; содержание материала подлежащего изучению). Цель ГПВ учащейся молодежи - формирование у вузовской молодежи позиции государственников, проявляемой в любви и уважении к российскому государству, заботе об его сохранении, укреплении и развитии, готовности к защите в мирное и военное время. Реализация намеченной цели требует претворения в жизнь следующих задач:

- воспитание у учащейся молодежи гордости и уважения к истории российского государства, его прошлому и настоящему;

- воспитание учащейся молодежи на го сударственно-патриотиче ских ценно -стях и традициях;

- вовлечение учащейся молодежи в социально-политическую и волонтерскую деятельность;

- пропаганда престижности государственной и воинской службы, формирование у учащейся молодежи потребности добросовестного служения государству, его защите в мирное и военное время;

- привитие уважения к Конституции и законам Российской Федерации, воспитание законопослушности, дисциплинированности и исполнительности;

- воспитания гордости и уважения к государственной символике;

- формирование государственно-патриотической позиции и государственно-патриотического отношения к порученному делу, учебе, профессии, служебным и конституционным обязанностям;

- формирование у курсантов в условиях информационного многообразия нравственного иммунитета, стремления к высоким идеалам, веры и любви к родному Отечеству, критического мышления;

- привитие готовности к активному участию в патриотической и волонтерской деятельности.

Содержание ГПВ учащейся молодежи включает: расширение знаний об истории

российского государства, этапов его развития; формирование любви к российскому государству, многонациональному народу и готовности защищать их в мирное и военное время; привитие преданности и верности традициям государства и его Вооруженным Силам; выковывание волевых и морально-психологических качеств, потребных для патриотической и практической деятельности; развитие потребности и готовности к патриотическому самовоспитанию и саморазвитию [13].

Стержневым элементом педагогической технологии ГПВ учащейся молодежи является Целевая программа «Патриот России -патриот государства и народа», состоящая из шести модулей: «Государственно-исторический» (изучение истории российского государства, этапов его развития и легендарного боевого пути); «Теоретический» (овладение теорией патриотизма, особенностями российской культуры, сущности и содержания отечественных традиций); «Деятельностный» (вовлечение учащейся молодежи в активную социально-патриотическую и волонтерскую деятельность); «Физкультурно-спортивный» (участие в спортивно-массовой и физкультурной работе, спортивных соревнования и олимпиадах, подготовке каждого учащегося к воинской службе и защите Отечества); «Культурно-досуговый» (проведение комплекса воспитательных и досуговых мероприятий патриотической направленности); «Установочный» (осуществление воспитательного воздействия в интересах ориентации учащихся на самостоятельное самообразование, самовоспитание у себя патриотических качеств, дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование себя как патриота-государственника).

Третий компонент - процессуальный (технологический процесс, который содержит: организацию воспитательного процесса, методы и формы патриотической деятельности, методы и формы работы преподавателя (воспитателя), его деятель-

ность по управлению процессом ГПВ, из выше изложенного, можем составить диагностику и мониторинг воспитатель- структурную схему педагогической техно-но-патриотической деятельности). Исходя логии ГПВ учащейся молодежи (табл. 2).

Таблица 2

Структурная схема педагогической технологии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи

Компонент ПТ Краткая характеристика

Цель Воспитание патриотов-государственников в период обучения в вузе

Задачи - Формирование любви к Родине, Отечеству, государству, стремление у учащейся молодежи своими действиями служить его интересам; - Формирование каждого учащегося вуза как гражданина-патриота; - Воспитание гражданственности и государственности, законопослушности, уважения к нормам морали и российскому образу жизни; - Воспитание у каждого учащегося потребности в изучение истории, традиций, обычаев Отечества, к освоению ценностей и др.

Содержание Реализация целевой программы «Патриот России - патриот государства и народа»

Методы - Убеждение и формирование государственно-патриотического сознания учащейся молодежи; - Вырабатывание опыта патриотического поведения; - Стимулирование; - Контроль, самоконтроль и самооценка в ГПВ

Приемы Внушение словом; чтение и анализ писем участников войны; разъяснение; пример; использование мультимедийных технологий (конструирование виртуальных музеев и экспозиций; проведение заочных экскурсий; создание тематических презентаций); просмотр видео, фотоматериалов, отрывков из художественных фильмов и др.

Средства Организационно-педагогические (программы, планы, методические рекомендации, карточки-задания); Технические (ТСО, ТСВ и др.)

Формы Лекции (обзорные и интерактивные); беседы; дискуссии; встречи с ветеранами; патриотические акции («Бессмертный полк», «Георгиевская лента», «Бескозырка»); волонтерские мероприятия и др.

Основные этапы реализации педагогической технологии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Процесс ГПВ современных учащихся охватывает четыре последовательных этапов.

Первый этап - входной; включает следующие основные действия:

- предварительное ознакомление с патриотическими настроениями, взглядами, мнениями, оценками учащейся молодежи;

- оценка степени участия профессорско-преподавательского состава в воспита-

тельно-патриотической деятельности проводимой в вузе;

- проверка уровня знаний учащейся молодежи истории и традиций российского государства, его легендарного боевого пути;

- выбор диагностического инструментария и проведения диагностики уровня патриотизма и патриотических качеств учащейся молодежи;

- оценка и интерпретация эмпирических данных, обоснованное и достоверное производство выводов и необходимого решения.

Второй этап - изучение модулей целевой программы «Патриот России - патриот государства и народа»; включает организаторскую, методическую и воспитательную работу с учащейся молодежью.

Третий этап - мониторинг процесса ГПВ; включает систематический сбор, обработку, анализ, педагогическую интерпретацию и хранение информации о проведенной воспитательно-патриотической деятельности, функционировании системы ГПВ учащейся молодежи.

Четвертый этап - итоговая диагностика; предусматривает проведение анкетирования и тестирования всех учащихся по тем же методикам, которые были применены в ходе первого этапа; анализ полученных ответов респондентов, интерпретация и формулировка итоговых выводов; подготовка обоснованных методических рекомендаций; корректура целевой программы.

Заключение. Предлагаемая педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи, представляет собой систему воспитательно-патриотической деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава вуза, при которой включенные в нее действия требуют последовательного их соблюдения, что позволит сформиро-

вать и развивать у юношей и девушек высокие качества патриота, государственника и защитника Отечества. Алгоритм реализации этой технологии предполагает: изучение потребностей вуза в патриотической деятельности, проектирование этой деятельности и оснащение ее необходимыми ресурсами; разработку программы государственно-патриотического воспитания и ее реализацию; мониторинг воспитательно-патриотической работы проводимой в вузе с учащейся молодежью; итоговую диагностику, анализ и оценку эффективности воспитательно-патриотической деятельности; корректуру целевой программы и патриотической работы.

Реализация предложенной педагогической технологии позволит повысить интерес и внимание учащейся молодежи к новой идее, увлечь ее новыми горизонтами и спецификой воспитательно-патриотической деятельности, что положительно скажется на процесс формирования юношей и девушек как настоящих патриотов-государственников, которые заботятся об экономическом процветании Отечества и благосостоянии российского народа, укреплении безопасности и обороноспособности страны, что позволит вывести нашу страну на лидирующие позиции в мире.

Библиографический список

1. Беляев А. В. Гражданское образование в федеральном университете: проектирование, организация, управление: монография. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. - 245 с.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

3. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2 кн. -Кн. 1. - Челябинск: ЧГПУ, 2012. - 411 с.

4. Каджаспирова Г. М, Каджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М.; Ростов н/Д.: МарТ: МарТ, 2005. - 448 с.

5. Корнилова М. Ю. Педагогическая технология патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя // Новая

наука: современное состояние и пути развития: международное периодическое издание по итогам МНПК. - Оренбург: РИЦ АМИ, 2016. -С. 95-99.

6. Лихачёв Б. Т. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.

7. Мальгин Е. Л. Патриотическое воспитание студентов вуза на основе программно-целевого моделирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2009. - 22 с.

8. Пальчевский Б. В., Фридман Л. М. Учебно-методический комплекс средств обучения //

Советская педагогика. - 1991. - № 6. - С. 26-32.

9. Романова Е. С. К проблеме дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» в современной педагогической науке [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2016. - № 5. - URL: http://psychology.snauka.ru/2016/05/6791 (дата обращения: 01.02.2019).

10. Словарь педагогических терминов [Электронный ресурс]. - URL: https://studme. org (дата обращения: 05.02.2019).

11. Словарь социального педагога [Электронный ресурс]. - URL: http://didacts.ru (дата обращения: 05.02.2019).

12. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. - Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010. - 136 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Томилина С. Н. О Концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза // Человек и образование. -2015. - № 2. - С. 48-52.

Поступила в редакцию 17.04.2019

Tomilina Svetlana Nikolaevna

Can. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Life Safety, State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov, cvetochek3200mail.ru, ORCID 0000-0001-7718-7633, Novorossiysk

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IS STATE-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Abstract. The article actualizes the importance and increasing need to strengthen the state aspect in Patriotic education conducted with students of higher professional school. The author focuses on the fact that in modern conditions, more and more scientists and practitioners are of the opinion that it is necessary to strengthen educational and Patriotic activities with students, who after completing their studies in higher education institutions will work in state bodies and structures, forming them as competent professionals and true patriots-statesmen, able to actually strengthen the Russian state, promote its economic prosperity, strengthen defense, caring for the growth of the welfare of the Russian people, its consolidation and persistent movement forward on the path of democratic transformation.

The purpose of the article is to analyze the approaches of domestic and foreign scientists to the theory and practice of construction of pedagogical technology and on this basis the development of the author's technology of state-Patriotic education of students. The paper briefly analyzes the state of development of the topic in the domestic pedagogical science, examines the essence of the term "pedagogical technology", its characteristics and features. The specificity of existing technologies of Patriotic education of youth is shown. The author based on the works of domestic scientists reveals the main provisions and content of pedagogical technology of state-Patriotic education of modern students. The structure of pedagogical technology, which includes three key components: conceptual basis, substantive and procedural; structural scheme of pedagogical technology of state-Patriotic education of modern students; stages of implementation of pedagogical technology of state-Patriotic education of modern students (input, study modules of the target program, monitoring the process of state-Patriotic education, final diagnosis). It is concluded that the proposed pedagogical technology of state-Patriotic education of students will interest teachers and students, will give a new positive impetus to the preparation of competent and Patriotic personnel for government agencies and structures that will work in good faith and effectively for the benefit of the Fatherland and the Russian people.

Keywords: education; patriotism; state-Patriotic education; pedagogical technology; structural scheme of pedagogical technology, young students, stages.

References

1. Belyaev, A. V., 2014. Civic education at the Federal University: design, organization, management. Monograph. Stavropol: NCFU Publ., 245 p. (In Russ.)

2. Bespaliko, V. P., 1989. Components of pedagogical technologies. Moscow: Pedagogy Publ., 192 p. (In Russ.)

3. Zaitsev, V. S., 2012. Modern educational technology. Textbook. In 2 books, Book 1. Chelyabinsk: Chelyabinsk state pedagogical University Publ., 411 p. (In Russ.)

4.Kodzhaspirova,G.M.,Kodzhaspirov,AJ.,2005. Dictionary of pedagogy. Moscow; Rostov-on-Don: March Publ.: March Publ., 448 p. (In Russ.)

5. Kornilova, M. Yu., 2016. Pedagogical technology of Patriotic education of cadets of the Maritime University in the city-hero. Modern science: current state and ways of development: International periodical for the end of PBMCs. Orenburg: RITZ AMI Publ., pp. 95-99. (In Russ.)

6. Lihachev, B. T., 2001. Pedagogics: a Course of lectures. Textbook for students of pedagogical educational institutions and students of IPK and FPK. Moscow: Yurayt-M. Publ., 607 p. (In Russ.)

7. Malgin, E. L., 2009. Patriotic education of University students on the basis of program-target

modeling. Barnaul, 22 p. (In Russ.)

8. Palchevsky, B. V., Fridman, L. M., 1991. Educational and methodical complex of teaching. Soviet pedagogy, No. 6, pp. 26-32. (In Russ.)

9. Romanova, E. S., 2016. On the problem of definition of the concepts "educational technology", "pedagogical technology", "learning technology" in modern pedagogical science [online]. Psychology, sociology and pedagogy, No. 5. Available at: http://psychology.snauka.ru/2016/05/6791 (accessed: 01.02.2019). (In Russ.)

10. Dictionary of pedagogical terms [online]. Available at: https://studme.org (accessed: 05.02. 2019). (In Russ.)

11. Dictionary of social pedagogue [online]. Available at: http://didacts.ru (accessed: 05.02. 2019). (In Russ.)

12. Tomilin, A. N., 2010. Military-pedagogical theory and practice of formation and development of professional orientation of the officer-educator. Monograph. Novorossiysk: Admiral F. F. Ushakov State Maritime University Publ., 136 p. (In Russ.)

13. Tomilina, S. N., 2015. On the Concept of state-Patriotic education of cadets of Maritime University. Man and education, No. 2, pp. 48-52. (In Russ.)

Submitted 17.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.