УДК 37.035.6
Tomilina S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov, senior lecturer, Department of Life Safety
(Novorossiysk, Russia), www.aumsu.ru
MODEL INVESTOGATIONS OF STATE PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. The current international and military-political situation in our country requires the adoption of radical, constructive and effective measures to unite our society, increase the level of patriotism of each individual, ensure its state, highly responsible approach to solving the problems of strengthening the economic and defense potential of the Fatherland, readiness to protect the sacred borders of Russia. The article studies the coverage of the basics and contents of the modeling of the pedagogical process aimed at the state patriotic education of modern students. The author reveals the relevance of the topic, the basics, contents, structure and general purpose of the state patriotic education of students, the menaing of the terms "a model" and "pedagogical modeling", as well as the function of the proposed model.
Key words: education, state patriotic education, component, conceptual framework, model, pedagogical modeling, young learners.
С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц. каф. Безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет
имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, www.aumsu.ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
Современная международная и военно-политическая обстановка нашей страны требует принятия радикальных, конструктивных и эффективных мер по сплочению нашего социума, повышению уровня патриотизма каждой личности, обеспечению её государственного, высокоответственного подхода к решению задач укрепления экономического и оборонного потенциала Отечества, готовности к защите священных рубежей России. Статья посвящена раскрытию сущности и содержания моделирования педагогического процесса, направленного на государственно-патриотическое воспитание современной учащейся молодёжи. Автором также раскрывается актуальность рассматриваемой темы, сущность, содержание, структура и общая цель государственно-патриотического воспитания учащейся молодёжи, суть терминов «модель» и «педагогическое моделирование», функции реализации предложенной модели.
Ключевые слова: воспитание, государственно-патриотическое воспитание, компонент, концептуальные основы, модель, педагогическое моделирование, учащаяся молодёжь.
Стратегической задачей современных высших учебных заведений является воспитание каждого выпускника как компетентного профессионала, высоконравственную личность и патриота своего государства. Такой выпускник будет востребован на рынке труда. Он сумеет стать надежной опорой для своего работодателя, у него появятся огромные потенциальные карьерные возможности. Он принесет существенную пользу, как работодателю, так и своему государству
Актуальность рассматриваемой темы напрямую связана с:
- обострением международной обстановки, борьбой за энергетические и иные сырьевые ресурсы, готовностью воинствующих сил вновь развязать мировую войну за получение свободного доступа к энергоресурсам, углеводородам [1], в том числе и к колоссальным природным богатствам нашей страны. Ныне алчные взоры многих стран обращены к богатствам Сибири и Дальнего Востока, водам Волги и Байкала. Все чаще слышны «мнения» о переделе территорий и природных богатств.
- падением уровня образованности и воспитанности российской молодёжи, изменением их ценностных ориентаций, доминированием у юношей и девушек позиции равнодушного потребителя и эгоиста, безнравственности и асоциального поведения [2]. Реформирование системы российского образования происходит не по самому выгодному для страны пути. Директивный отказ от многих отечественных технологий и методик, десятилетиями доказавших свою эффективность, их бездумная замена на западные, привело к тяжелым последствиям в сфере образования и воспитания молодёжи;
- дистанцированием всё большего количества молодых людей от реальных дел и политической жизни государства, уклонением от участия патриотической, волонтерской и социально полезной деятельности;
- стремлением многих выпускников найти более высокооплачиваемую работу в иностранных компаниях или уехать за границу.
Предпринимаемые государством и обществом меры по созданию единой системы патриотического воспитания дало некоторые ожидаемые результаты. Однако в проводимой работе еще много формализма, штампов, шаблона, что не вызывает у части молодёжи интереса и желания принимать участие в проводимых мероприятиях. На них угнетающе действует отсутствие социальной справедливости, рост инфляции, необоснованность цен на товары первой необходимости, безработица и др.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [3] с целью активизации воспитательно-патриотической деятельности рекомендует вести поиск новых направлений работы. По мнению автора, одним из таких направлений может и должно стать государственно-патриотическое воспитание (ГПВ) учащейся молодёжи, особенно той её части, которая продолжит свою профессиональную деятельность в государственных администрациях и структурах, государственных компаниях, на судах, плавающих под флагом Российской Федерации.
Под термином «государственно-патриотическое воспитание» понимается организованная, планомерно-систематическая, целенаправленная и целеустремленная деятельность государственных институтов, администраций, общественных объединений, религиозных конфессий, профессорско-преподавательского и руководящего состава вузов, факультетов и кафедр по формированию и развитию у учащееся молодёжи знаний о патриотизме и истории
Отечества, патриотических убеждений, чувств, сознания, высоких государственно-патриотических качеств гражданина-патриота России, позволяющие выработать у юношей и девушек высокое патриотическое сознание, чувство верности Отечеству и государству, широкое патриотическое мировоззрение, государственно-патриотическую позицию, выражающаяся в готовности отстаивать государственные интересы, свободу и независимость Российской Федерации в мирное и военное время, добросовестном и результативном выполнении учебных и служебных обязанностей.
Содержание государственно-патриотического воспитания учащейся молодёжи включает в себя: вооружение юношей и девушек основательными знаниями по истории Отечества и представлениями о современном внутри- и внешнеполитическом курсе России в мировом сообществе, интересами обеспечения национальной безопасности страны; воспитание любви к своей стране и государству, народу и готовность защищать их; воспитание верности традициям Отечества и его Вооруженных Сил; формирование и развитие патриотических знаний, убеждений и чувств; воспитание волевых и морально-психологических качеств, обеспечивающих реализацию патриотических идей и чувств в практической деятельности; формирование потребностей, умений и навыков осуществлять патриотическое воспитание среди детей и сверстников, развитие потребности к патриотическому самовоспитанию и саморазвитию, на основе которого у каждого учащегося сформированы государственные мировоззрение, убеждения, сознание, позиция ярко проявляемые во всей последующей жизнедеятельности.
Структура государственно-патриотического воспитания учащейся молодёжи содержит следующие компоненты:
- когнитивно-знаниевый (включает: знания личности о российском государстве, его истории и боевой летописи, осмысленное понимание сущности патриотизма и его проявления. В мир личности учащегося вуза впечатывается образ Родины, как атрибут сознания и осознание себя в этом образе в виде мировоззренческой основы саморазвития, самоосуществления в профессиональной деятельности). Данный компонент формирует мировоззрение, сознание и убеждения, их государственную платформу и интегрируются в единый элемент государственно-патриотическое мировоззрение, что составляет основу развития эмоционально-чувственного компонента;
- эмоционально-чувственный компонент (включает в себя чувство Родины (к примеру для курсантов морского вуза - это ощущение Родины и связи с ней на локальном пространстве транспортного судна вдали от Российской Федерации), чести и достоинства гражданина России, гордость за экипаж, чувство заботы Родины о своих питомцах, находящихся вдали, что рождает чувство внутреннего спокойствия, уверенности в себе, взаимопонимания с командным составом и командой судна, солидарности, сопереживания и готовности к самоотверженным действиям в критических и экстремальных ситуациях);
- мотивационно-потребностный (охватывает: комплекс сформированных потребностей и мотивов государственно-патриотической направленности, как доминирующих движущих сил, побуждающих учащихся к патриотическим действиям: интерес к патриотическим знаниям о государстве, его славной истории и историко-культурным традициям, стратегическим концепциям развития страны и социума; стремление к результативной и творческой деятельности на благо государства и народа; стремление сберечь честь и достоинство Отечества,
его свободу, политическую независимость и территориальную целостность; готовность к вооруженной и самоотверженной защите рубежей Отечества от любого агрессора; желание участвовать в патриотической и волонтерской деятельности);
- поведенческий (выражается: в наличии способности к волевым актам в сфере патриотизма, уровне активности в государственно-патриотической и добровольческой (волонтерской) деятельности, образцовом поведении, законопослушности, соблюдении требований Конституции РФ и федеральных законов, дисциплинированности и исполнительности);
- деятельностно-рефлексивный (проявляется: в способности к анализу собственной государственно-патриотической и профессиональной деятельности через самоконтроль, саморегуляцию, профессиональная самооценку. Именно на этом уровне в сознании человека закрепляется смысл как патриотической, так и профессиональной деятельности. Данный компонент замыкает круг компонентов, выходя на когнитивный компонент.
Общей целью государственно-патриотического воспитания учащейся молодёжи является приобщение будущих специалистов к активному участию в социально-политической жизнедеятельности государства, его развитию по пути прогресса и экономического процветания, сохранению политической свободы и независимости, территориальной целостности, повышению уровня жизни российского народа; становлению каждого из них подлинным пропагандистом государственной патриотической идеологии; формирование личности государственника, гражданина и патриота.
Для эффективного проведения процесса государственно-патриотического воспитания учащейся молодёжи требуется наличия соответствующей модели. В педагогической науке термин «модель» означает «схему какого-нибудь явления, представляющего его в общем виде» [4, с. 81]. По мнению Е.И. Григорьевой и В.В. Гладких [5], педагогическое моделирование обеспечивает содержательное и методическое единство социально-воспитательной деятельности и её преемственность на всех этапах обучения учащихся. А.Н. Томилин [6], отмечает, что педагогическое моделирование способствует более организованному, рациональному и результативному осуществлению педагогического воздействия на воспитуемых.
Предлагаемая модель государственно-патриотического воспитания учащейся молодёжи, построена с позиций системно-деятельностного, историко-культурного, компететностного, программно-проектировочного и диагностического подходов и включает: концептуально-целевой блок (социальный заказ общества по государственно-патриотическому воспитанию учащейся молодёжи, определение цели и задач, формулировка основных противоречий и разработка концепции); организационно-содержательный блок (принципы, содержание, направления, формы и этапы ГПВ); функционально-технологический блок (диагностика уровней ГПВ, проектирование процесса формирования патриотических качеств, проектирование целевой программы ГПВ); диагностико-результатив-ный блок (формирование уровней патриотизма учащейся молодёжи - критерии: познавательный, экспрессивный, мотивационный и поведенческий; обобщение опыта ГПВ современной молодёжи).
Разработанная модель сориентирована на реализацию следующего комплекса функций: организационная (определение целей и задач ГПВ учащейся молодёжи и управления процессом воспитательно-патриотической деятельности в вузе; их доведение до субъектов патриотического воспитания вуза; включение всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения намеченных целей воспитательной работы); мотивационно-мобилизующей (формирование заинтересованности у учащейся молодёжи к активной деятельности по освоению патриотических ценностей, знанию теории патриотизма, истории и боевого пути российского государства, отечественной культуры, традиций, сущности религий, национального многообразия; нормативно-правовое обеспечение программ воспитательно-патриотической направленности); информационно-аналитической (мониторинг, сбор, хранение и обработка информации о результативности процесса ГПВ в вузе; объективный и всесторонний анализ процесса ГПВ, производств достоверных выводов, выработка рекомендаций и предложений по улучшению и совершенствованию воспитательно-патриотической деятельности); прогностической (планирование качества и результативности воспитательно-па-
Библиографический список
триотической деятельности и прогнозирование уровня ГПВ учащейся молодёжи на основе использования разработанных критериев); деятельностно-преобра-зующей (разработка, практическая реализация и совершенствование системы управления воспитательно-патриотической деятельностью в вузе; выработка и уточнение управленческих решений, подготовка методических рекомендаций; организация и проведение широкого комплекса воспитательных, волонтерских и культурно-досуговых мероприятий патриотической направленности); контрольно-диагностической (организация системы действенного контроля за состоянием воспитательной работы в вузе и на факультетах; диагностика и идентификация состояния ГПВ в вузе, оценка качества проводимой воспитательно-патриотической деятельности); регулятивно-коррекционной (коррекция управления воспитательной работой вуза; коррекция и совершенствование действующей системы воспитательно-патриотической деятельности в вузе; коррекция и утончение целевой программы ГПВ учащейся молодёжи; совершенствование программ воспитательной и волонтерской деятельности, культурно-досуговой работы).
Результативность модели ГПВ учащейся молодёжи определяется конкретными критериями, к которым относятся:
- познавательный и его показатели: а) знание и осмысленное понимание сущности патриотизма, патриотического воспитания, патриотической и волонтерской деятельности; б) знание истории российского государства, его боевой летописи, традиций и культуры, патриотических и державных ценностей; в) знание и уважение Конституции РФ и государственной символики; г) знания о проявлении патриотизма россиянами, реальных подвигах защитниках Отечества - героях Советского Союза и России; д) потребность личности в самосовершенствовании и саморазвитии.
- экспрессивный и его показатели: а) сформированность, константность и устойчивость патриотических взглядов и убеждений, их государственная направленность; б) стабильность и зрелость нравственно-патриотического сознания; в) сформированность государственно-патриотического мировоззрения; г) сфор-мированность государственно-патриотической позиции; д) сформированность патриотического настроения и энтузиазма, готовности к трудовой и воинской деятельности на благо Отечества в мирное и военное время.
- мотивационный и его показатели: а) наличие сформированных патриотических мотивов и патриотического идеала; б) восприятие себя как субъекта истории Отечества и государства; в) потребность к наиболее полной реализации своего потенциала как гражданина, патриота-государственника, профессионала; г) потребность в самовоспитании как патриота на основе развития социально-значимых мотивов и ценностей; д) потребность в физическом развитии и физическом самосовершенствовании.
- практический и его показатели: а) сформированность способности к волевым проявлениям в области патриотизма; б) включенность в разнообразные виды патриотической и волонтерской деятельности; в) сформированность навыков и привычек, опыта патриотического поведения; г) активность участия в политической, общественной жизни и патриотических мероприятиях; д) результативность в учебе, дисциплине, физической подготовке и готовность к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.
Эффективность настоящей модели выражается в положительной динамике качества проводимой в современном вузе воспитательно-патриотической деятельности, содержательности, интенсивности и разноплановости воспитательных, волонтерских, спортивно-массовых и культурно-досуговых мероприятий патриотической направленности.
Таким образом, разработанная модель государственно-патриотического воспитания учащейся молодёжи позволяет организовать целенаправленную работу по формированию патриотов-государственников, обладающих богатыми знаниями в сфере патриотизма и истории российского государства, культуре, обычаях и традициях Отечества, о легендарных героях и прославленных тружениках, осознающих ценность патриотизма и государства для сохранения страны, социума, языка и народа, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, активно участвующих в экономическом возрождении и укреплении оборонной мощи, готовых с оружием в руках защищать безопасность и священные рубежи Родины в мирное и военное время, вплоть до самопожертвования в бою с врагами.
1. Дякина С.П. Обострение борьбы за природные ресурсы в современном мире. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015; 1: 52 - 55.
2. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодёжи. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005.
3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г № 1493. Available at: https://docviewer.yandex.ru
4. Григорьева Е.И., Гладких В.В. Педагогическое проектирование и моделирование гражданско-патриотического воспитания молодёжи в поликультурной среде вуза. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011; 3 (41): 103 - 106.
5. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012.
6. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010.
References
1. Dyakina S.P. Obostrenie bor'by za prirodnye resursy v sovremennom mire. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2015; 1: 52 - 55.
2. Smirnov I.P., Tkachenko E.V. Novyjprincip vospitaniya: orientaciya na interesy molodezhi. Ekaterinburg: ID «Sokrat», 2005.
3. O gosudarstvennoj programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody". Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493. Available at: https://docviewer.yandex.ru
4. Grigor'eva E.I., Gladkih V.V. Pedagogicheskoe proektirovanie i modelirovanie grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v polikul'turnoj srede vuza. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2011; 3 (41): 103 - 106.
5. Konyaeva E.A., Pavlova L.N. Kratkijslovar'pedagogicheskih ponyatij: uchebnoe izdanie. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2012.
6. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: MGA im. adm. F.F. Ushakova, 2010.
Статья поступила в редакцию 05.02.19
УДК 372.3/.4
Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov, (Yakutsk, Russia),
E-mail: kozhurova_2013@mail.ru
Ushnitskaya M.I., student, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov, (Yakutsk, Russia), E-mail: struchkova_9494@mail.ru
THE FORMATION OF THE REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF AN APPLICATION TECHNIQUE. The article studies a problem of searching for effective formation of regulatory universal educational actions of primary school children. As a solution, the authors consider a situation at a lesson of technology in the process of implementation of techniques of application in the 2 grade. The developed set of lessons with creative tasks by means of application technique according to algorithmized planning of actions of students in the process of cognitive and labor activity is offered. Altogether there were 7 lessons in different kinds of machinery applications. Each lesson is aimed at developing an ability to plan one's own learning activities, as well as an ability to evaluate and make adjustments. The seven lessons describe the two fragments of classes where subject and "tore-off' applications are studied.
Key words: regulatory universal educational actions, application technique, work-by-hand activity, junior schoolchildren.
А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: kozhurova_2013@mail.ru
М.И. Ушницкая, студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: struchkova_9494@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ
Статья посвящена проблеме поиска эффективного формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Как вариант решения вопроса, рассматривается условие урока технологии в процессе выполнения техники аппликации во 2 классе. Предлагается разработанный комплекс уроков с творческими заданиями посредством техники аппликации согласно алгоритмизированному планированию действий обучающихся в процессе познавательно-трудовой деятельности. Всего проведено 7 уроков по разным видам техники аппликации. Каждое занятие направлено на формирование умения планировать собственную учебную деятельность, а также умения оценивать и внести коррективы. Из проведенных семи уроков дается описание фрагментов двух занятий по предметной и обрывной аппликации.
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, техника аппликации, трудовая деятельность, младший школьник.
В связи с внедрением в образовательную практику требований ФГОС начального общего образования, деятельностного подхода в организации обучения возникает проблема, как эффективно формировать регулятивные универсальные учебные действия младших школьников посредством выполнения техники аппликации.
Регулятивные универсальные учебные действия позволяют каждому ученику организовывать свою учебно-познавательную деятельность самостоятельно и занимательно. В нашем случае, мы выбрали урок технологии на примерах разных видов и техник аппликации. Техника аппликации включает способ творческого подхода в воспроизводстве работ, при котором реализуется воображаемое изображение и является интересным и доступным видом ручного творчества. В ходе выполнения аппликации, учащиеся учатся планировать свою деятельность, составляют поэтапный алгоритм хода работы, имеют возможность контролировать и корректировать свою деятельность. Все это влияет на формирование таких универсальных действий, которые создают условия для саморазвития и самосовершенствования школьников.
Цель статьи: раскрыть особенности процесса правильного формирования регулятивных УУД обучающихся посредством техники аппликации.
Согласно трактовкам выдающихся исследователей в области психологии младшего школьника, представляем краткий обзор генезиса и сущности понятия «Регулятивные универсальные учебные действия».
Итак, по мнению советского психолога-исследователя А.Н. Леонтьева, регулятивные УУД это «самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека». Несомненно, это умение человека сопутствует успешному существованию в современном обществе. Значит, уметь ставить себе конкретную цель, планировать свои действия, прогнозировать возможные ситуации - это основа любого образовательного процесса, которая закладывает начальная школа [1].
Как правило, регулятивные УУД начинаются с умения ставить цель. А.К. Макарова считает, что мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития учащегося, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. от умения школьников ставить цели и достигать их в обучении. Цели - это ожидаемые конечные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов [2].
Вместе с тем, как отметил Д.Б. Эльконин, естественное развитие регулятивных действий напрямую связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивают целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля - есть соподчинение мотивов и целеполагания. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие по возрасту средства [3].
Общеизвестно, что уроки трудового обучения в начальной школе способствуют формированию у детей элементов технического и художественного мышления. Одним из видов художественной деятельности на занятиях технологии, который имеет, большие возможности для формирования регулятивных универсальных учебных т действий является аппликация [4].
Для этого разработали специальный комплекс уроков ф технологии по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников! посредством техники аппликации.
Гипотетически, если рассмотреть формирование регулятивных УУД младших школьников, процесс будет успешным, если:
- разработать систему творческих заданий посредством техники аппликации согласно алгоритмизированному планированию действий обучающихся в процессе познавательно-трудовой деятельности;
- применить индивидуальный подход к выполнению технологических операций в процессе моделирования изделия.
Всего проведено 7 уроков. Каждое занятие направлено на формирование умения планировать собственную учебную деятельность, а также умения оценивать и внести коррективы. На каждом уроке учащиеся выполняли задания по разным видам аппликации.
Система заданий построена по алгоритмизированному планированию действий. Для первого урока было предложено задание по предметной аппликации. Дети при выполнении задания учились осуществлять свое действие по образцу, придерживались правил пошагового выполнения. На втором уроке было предложено задание по обрывной аппликации. На третьем уроке - дети выполняли задание по силуэтной аппликации и на следующих уроках были предложены задания по мозаике, по асимметрической аппликации и по объёмной аппликации (табл. 1).