Рис. 2. Ведение электронной карты с использованием набора условных обозначений.
Библиографический список
1. Ермак Д.Г. Мероприятия тактической маскировки. Армейский сборник. 2014; 4.
2. Боевой устав Сухопутных войск. Батальон,рота.Москва:Воениздат, 2013;Ч.2 .
3. Боевой устав Сухопутных войск. Взвод, отделение, танк. Москва: Воениздат, 2013; Ч.3
4. Общая тактика. С.А. Батюшкин, Н.К. Шишкин, Н.П. Мойсеенко. Москва: ООО «Каталит», 2009.
5. Разведка и иностранные армии. Новосибирск: НВВКУ, 2011.
6. Татарский М. Своевременно вступить в бой. Армейский сборник. 2014; 4.
References
1. Ermak D.G. Meropriyatiya takticheskoj maskirovki. Armejskij sbornik. 2014; 4.
2. Boevoj ustav Suhoputnyh vojsk. Batal'on, rota. Moskva: Voenizdat, 2013; Ch.2 .
3. BoevojustavSuhoputnyhvojsk. Vzvod,otdelen/e,tank.Moskva:Voenizdat, 2013;Ch.3
4. Obschaya taktika. S.A. Batyushkin, N.K. Shishkin, N.P. Mojseenko. Moskva: OOO «Katalit», 2009.
5. Razvedka i inostrannye armii. Novosibirsk: NVVKU, 2011.
6. Tatarskij M. Svoevremenno vstupit' v boj. Armejskij sbornik. 2014; 4.
Статья поступила в редакцию 25.01.15
УДК 371.11
Syumakova A.I., postgraduate,DepartmentofPedagogy and Psychology of Professional Education, North Caucasian Federal
University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PROGRAM-BASED AND TASK-ORIENTED TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT IN ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN. In the research work the task-oriented and program-based technologies of management in organizations of additional education of children are studied as a resource of innovative development of education. The author presents features of management as a humanitarian technology. The author concludes that additional education is a zone of the nearest development of education in Russia. The paper states that the Russian education has reached a stage of theoretical and practical development of program-based and task-related technologies in the system of additional education. Moving into the mode of the development, the organization of additional education is to determine the specifics of work of teachers. The new teaching management techniques develop pedagogical conditions of use of the ideas and principles of project management as a new tool for the implementation of the strategy for systemic change in the additional education of children.
Keywords: additional education of children, innovative development, program technologies, humanitarian technologies.
А.И. Сюмакова, соискатель каф. педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ ВПО «(СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В работе рассмотрено значение программно-целевых технологий управления в организациях дополнительного образования детей как ресурса инновационного развития. Представлены особенности управления как гуманитарной технологии. Автор делает вывод, что дополнительное образование является зоной ближайшего развития образования России. Наступил этап теоретической и практической разработки проблем программно-целевых технологий управления в системе дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования стремятся определить специфику своей работы, включаются в поиск не только нового содержания образования, но проектируют научно-методические основы программно-целевых технологий управления.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, инновационное развитие, программно-целевые технологии, гуманитарные технологии.
Дополнительное образование детей представляет собой уникальную социально-педагогическую систему, деятельность которой взаимосвязана с различными сферами жизнедеятельности человека. В настоящее время данная образовательная система существует и развивается в ситуации инновационных изменений российского общества. По оценкам ведущих специалистов (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов и др.) центр проблематики XXI в. для образовательных систем будет состоять в необходимости преодоления следующих противоречий между:
- прогрессивной глобализацией культуры и опасностью потери уникальности каждого человека, его способности самому выбирать свою судьбу, реализовать себя в традициях и особенностях менталитета собственной культуры;
- необходимостью социальной адаптации человека к жизнедеятельности в обществе и сущностной потребностью человека в персонализации, сознательном самоопределении (социальной интеграции) в сообществе;
- значительным ростом разнонаправленной информации и возможностью человека усвоить эту информацию;
- законами рыночной экономики и социально ориентированным рыночным обществом.
Поиск решения этих проблем представляется наиболее плодотворным в парадигме концепции личностно-ориентирован-ного образования, основные особенности которого, по мнению С.В. Кульневич, состоят в следующем:
- меняется общий взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников;
- изменяется представление о личности, которая, кроме социальных качеств, наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими её автономию, независимость, способность к выбору, саморегуляции и т.п., в связи с чем меняется и её роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом;
- в педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности. Наряду с интериоризацией (переводом внешних воздействий во внутренний план личности), которая прежде рассматривалась как главный механизм развития (социализации), важное значение придается персонализации, самоидентификации, стремлению к самоакутализации, самореализации и другим внутренним механизмам индивидуального саморазвития [1, с. 42-43].
Дополнительное образование - это сфера, где ребёнок или подросток может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целепола-ганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Именно свободный выбор ребенка есть существенный признак дополнительного образования. Поэтому, по мнению многих исследователей, дополнительное образование в самом широком смысле - это образование целевого выбора (РУ. Богданова, Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, О.Е. Лебедев и др.).
В плане организации образовательного процесса дополнительное образование детей рассматривается как социокультурная технология, интегрирующая педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующая индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной конкретной деятельности, поведении, общении [2, с. 34]. Социальная значимость дополнительного образования обеспечивается следующим ком-
плексом целей развития личности: познавательным развитием, реализуемым через дополнительные программы, учитывающие особенности интеллектуального развития личности, её моти-вационной и эмоциональной сферы; социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы через программы детских общественных объединений; осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через профильные программы допрофес-сиональной ориентации и подготовки; раскрытием творческого потенциала, овладением учащимися разнообразными способами деятельности, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности; развитием общей культуры, культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени [3, с. 100].
Результаты выполненных исследований показывают, что эффективность образовательного процесса, развитие творческого потенциала обучающихся во многом зависит от уровня организованности психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования.
К особенностям педагогического взаимодействия в организации дополнительного образования Т.С. Белякова относит: ориентацию этого процесса на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности в системе образования); осознание необходимости комплексного подхода, обеспеченного командной работой педагогических работников, специалистов различных профилей (управленцев, методистов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов организаторов); использование основных этапов организации сопровождения (подготовительного, основного и заключительного) в единстве диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования; использование личностно-ориентированных форм, содержания и методов взаимодействия сопровождаемых и сопровождающих.
Анализ практики убедительно доказывает, что развитие всей системы дополнительного образования во многом зависит от создания и отработки новых моделей управления функционированием и развитием системы, касающихся всех сторон деятельности образовательных организаций. Усложнение функций и ценностных оснований управленческой деятельности современных руководителей образовательных организаций в условиях социокультурных трансформаций детерминирует освоение ими новых технологий управления как механизма перехода от случайных разрозненных изменений к долговременной инновационной стратегии развития образования [4; 5; 6].
К числу наиболее продуктивных новых управленческих технологий И.Ф. Игропуло обоснованно относит программно-целевые технологии управления как механизмы самоуправляемого развития образовательных учреждений, для которого характерны качественные изменения, непрерывное самообновление за счёт эффективного использования ресурсов внутренней и внешней среды, рост потенциала саморазвития всех субъектов образовательного процесса [7].
Несмотря на свою распространенность, программно-целевой метод управления не лишён ряда недостатков. По мнению И.Г. Голышева, он крайне формализован, что затрудняет его применение к динамичным или инновационным процессам; жестко привязан к временным показателям, но при этом сохраняет точность расчетов только в краткосрочной перспективе из-за невозможности объективного прогнозирования социальноэконо-мических процессов на более длительный срок; мало пригоден
к корректировке в случае существенного изменения тенденций развития ситуации; механизмы реализации относятся, как правило, к программе в целом, а не к её отдельным элементам, которые могут быть весьма разнообразны [8].
Избежать указанных недостатков, как считает И.Г. Голышев, позволяет использование проектно-целевого подхода к развитию социально-экономических институтов вообще и образовательных систем частности.
Под проектно-целевым подходом понимается общая методология распределения ресурсов на достижение конкретных целей, на которые расчленена решаемая проблема, причём достижение каждой цели имеет измеримые показатели (индикаторы). Количественные показатели (индикаторы) должны иметь не формальный характер, а обладать обоснованной возможностью позитивно влиять на управляемый объект. В этом случае про-ектно-целевое управление выступает в качестве эффективного механизма воздействия на образовательную систему для достижения конкретной цели за определенный интервал времени при ограниченных ресурсах.
Проектно-целевое управление имеет как общие для всех разновидностей проектного управления методологические основания, так и специфические. В качестве первого общего основания выступает философско-мировоззренческое представление о проектировании как способе развития общественных систем (О.А. Анисимов, К.М. Кантор, В.М. Розин, Г.П. Щедровицкий и др.), которое было перенесено в сферу образования и проявилось в трактовке проектирования как культурной формы образовательных и управленческих инноваций (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.). Вторым общим для видов проектного управления методологическим основанием является методология системного проектирования (В. Гаспарский, Дж. Гиг, Дж. Нельсон, Т. Мальдонадо) и разработанный в отечественной науке системно-деятельностный подход к осуществлению проектной деятельности (Д.Б. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий, В.И. Слободчиков и др.). Третье общее основание - проектный подход в его трактовке в теории управления проектами (М. Нью-эл, М Н. Грашина, И.Н. Ильин, Д.А. Новиков), идеи которого начи-
Библиографический список
нают использоваться и в педагогической науке (П.И. Третьяков, В.З. Юсупов и др.).
Управление не сводится только к достижению целей организации, но и представляет собой средство ее оптимального функционирования и развития. Резервы управления, таким образом, ищутся на пути использования «мягких» методов управления, что стимулирует развитие представлений об управлении как о разновидности социальной технологии [9].
По мере того, как в рамках применения социальных технологий насильственные меры все больше уступают место ненасильственным/непрямым («холодным», «мягким») методам изменения рамок и правил (норм) поведения и деятельности людей, а в конечном итоге их образа жизни и мировоззрения, всё больше начинают говорить о так называемых гуманитарных технологиях [10]. Гуманитарные технологии - разновидность социальных технологий, основанных на практическом использовании знаний о человеке в целях создания свободного и всестороннего развития личности [11]. Функцией управления как гуманитарной технологии, по мнению Ю.Г. Семенова, является конструирование социальной и производственной жизнедеятельности трудового коллектива, а основными элементами гуманитарной технологии в этом направлении предполагаются действия в сфере кадровой политики, обеспечения роста квалификации и социальной мобильности, мотивации и стимулировании работников, развитии многосторонних и разнонаправленных коммуникаций.
Сегодня, когда дополнительное образование названо зоной ближайшего развития образования России, наступил этап теоретической и практической разработки проблем программно-целевых технологий управления в системе дополнительного образования. Переходя в режим развития, организации дополнительного образования стремятся определить специфику своей работы, включаются в поиск не только нового содержания образования, но проектируют научно-методические основы программно -целевых технологий управления, разрабатывают педагогические условия использования идей и принципов проектного менеджмента как нового инструмента реализации стратегии системных изменений в дополнительном образовании детей.
1. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001.
2. Дополнительное образование детей. Под ред. О.Е. Лебедева. М.: Владос, 2000.
3. Белякова, Т.С. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования. Мир науки, культуры, образования. 2011; 3 (28): 62-66.
4. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Использование методологии Тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию. Вестник Университета (ГУУ). 2014; 2: 235.
5. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (опыт Северо-Кавказского Федерального университета). Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 26-28.
6. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М.: Владос, 1999.
7. Игропуло И.Ф. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении: методология, теория, технология. Москва, 2003.
8. Голышев И.Г. Проектно-целевой подход к управлению интеграцией профессионального образования и производства в регионе. Среднее профессиональное образование. 2011; 11:7-11.
9. Игропуло, И.Ф. Методология разработки теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2004.
10. Семенов Ю.Г. Гуманитарные технологии в контексте организационной культуры. Вопросы управления. 2007; 1.
11. Хадикова Е.Н., Сорокопуд Ю.В. Роль гуманитарных технологий в подготовке магистров направления «Педагогическое образование». Мир науки, культуры, образования. 2013; 6: 143-145.
References
1. Kul'nevich S.V. Pedagogika lichnosti ot koncepcij do tehnologij. Rostov-na-Donu: Tvorcheskij centr «Uchitel'», 2001.
2. Dopolnitel'noe obrazovanie detej. Pod red. O.E. Lebedeva. M.: Vlados, 2000.
3. Belyakova T.S. Osobennosti organizacii psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya deyatel'nosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovani-ya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 3 (28): 62-66.
4. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Ispol'zovanie metodologii Tyuninga pri proektirovanii magisterskih programm po pedagogicheskomu obrazovaniyu. Vestnik Universiteta (GUU). 2014; 2: 235.
5. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Proektirovanie magisterskoj programmy po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» v kontekste metodologii TUNING (opyt Severo-Kavkazskogo Federal'nogo universiteta). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 26-28.
6. Loginova L.G. Attestaciya iakkreditaciya uchrezhdenijdopolnitel'nogo obrazovaniya detej. M.: Vlados, 1999.
7. Igropulo I.F. Upravlenie innovacionnymiprocessami v obrazovatel'nom uchrezhdenii: metodologiya, teoriya, tehnologiya. Moskva, 2003.
8. Golyshev I.G. Proektno-celevoj podhod k upravleniyu integraciej professional'nogo obrazovaniya i proizvodstva v regione. Srednee profes-sional'noe obrazovanie. 2011; 11:7-11.
9. Igropulo, I.F. Metodologiya razrabotki teorii upravleniya innovacionnymi processami v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2004.
10. Semenov Yu.G. Gumanitarnye tehnologii v kontekste organizacionnoj kul'tury. Voprosy upravleniya. 2007; 1.
11. Hadikova E.N., Sorokopud Yu.V. Rol' gumanitarnyh tehnologij v podgotovke magistrov napravleniya «Pedagogicheskoe obrazovanie».
Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6: 143-145.
Статья поступила в редакцию 22. 01.15
УДК 371
Hrapal L.R., Doctor of Science (Pedagogy), Assisting Director of Innovation Development, Institute of Psychology of Professional Education (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Akhmetshina G.H, senior teacher, Privolzhie Interregional Center of Developing Professional Qualification and Retraining of Teachers, Kazan Federal University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Zamaletdinova Z.I., senior teacher, Privolzhie Interregional Center of Developing Professional Qualifcation and Retraining of Teachers, Kazan Federal University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Halikov H.I., pedagogue on national education, Management Offce of Education of Committee of Municipal Education of Kazan City in Vakhitovsky and Privolzhsky Districts (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPTUAL MODEL OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG STUDENTS AS A CONDITION OF FORMING CIVIL IDENTITY IN A MULTI-CULTURAL LEARNING ENVIRONMENT. This article studies a problem of promotion of patriotic ideas among students, as well as denoting the need for actions aimed at uncovering values in the process of upbringing and developing a particular Russian consciousness. As a result, the creation of projects, models and programs aimed at patriotic education is of paramount importance at present time. The paper introduces a conceptual model of patriotic upbringing in the modern multicultural educational environment of schools. The model that is offered by the authors is described as a particular kind of interaction between teachers and high school students. The aim of this interaction is the implementation of patriotic education as one of the factors in the process of formation of civil consciousness. The technology of patriotic upbringing should be aimed at forming conditions necessary for the national revival of Russia as a great nation.
Key words: patriotic education, multicultural learning environment, civic identity.
Л.Р. Храпаль, д-р пед. наук, зам. директора по инновационному развитию Института психологии профессионального образования РАО, г. Казань, E-mail: [email protected]
Г.Х. Ахметшина, ст. преп. Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, E-mail: [email protected]
З.И. Замалетдинова, ст. преп. Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, E-mail: [email protected]
Х.И. Халиков, методист по национальному образованию «Управления образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани по Вахитовскому и Приволжскому районам», г. Казань, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания учащейся молодежи, указывается на необходимость деятельности, направленной на обнаружение ценностных ориентиров для процесса воспитания, формирования российской гражданской идентичности. На этой основе приоритетным является направление, ведущее к созданию проектов, моделей, программ патриотического воспитания. В работе представлена концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи в современной поликультурной образовательной среде. Спроектированная концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи определяется как путь взаимодействия педагога и студента (старшего школьника). Цель взаимодействия - реализация патриотического воспитания учащейся молодежи как фактора формирования гражданской идентичности. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, поликультурная образовательная среда, гражданская идентичность.
В государственной Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и разработанной на её основе государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 гг.» уделяется пристальное внимание воспитанию у учащейся молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Решение этой проблемы возложено, в первую очередь, на различные образовательные учреждения, объединяющие деятельность всех социальных институтов, целью которой является формирование у учащейся молодёжи идеалов и опыта служения Отечеству.
Процессы, характерные для перестроечного и последующего за ним периода, привели страну к ситуации, при которой система образования, некогда имеющая обширное влияние на процесс воспитания молодежи как полноценных граждан и патриотов, значительно утратила свой воспитательный потенци-
Остановка процессов, приводящих к расколу страны, достижение не декларируемого, а реального единства правового, политического и социально-экономического пространств станет бесповоротным при раскладе, обеспечивающем всем народам, проживающим на территории России, ощущение принадлежно-