Диалогизация педагогического взаимодействия связана, прежде всего, с преобразованием суперпозиции взрослого в личностно равноправные позиции, в позиции со-учащихся, сотрудничающих людей, в атмосферу свободы, уважения, плюрализма мнений, в которых происходит развитие рефлексивных способностей студента, позволяющих ему осознавать преимущество конструктивных способов разрешения внутриличностных и межличностных противоречий. Таким образом, в условиях гуманистического общения у студентов формируется опыт проявления позитивных форм социальной активности, ответственности за результаты взаимодействия, благодаря которому они учатся разрешать возникающие противоречия, ориентируясь на сохранение отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия. По мнению Г.Ю. Кравец, процессу воспитания зрелой личности студента также способствует и тот факт, что опыт диалогического взаимодействия с другими интериоризируется в навыки общения с самим собой, в навыки различения в своем внутреннем голосе разных смысловых позиций и конструктивного преодоления внутренних разногласий [5].
Следующий психологический принцип конструктивного выстраивания системы взаимодействия «преподаватель-студент» - принцип персонификации. Деперсонифицированное взаимодействие - это взаимодействие, где поведение его участников жестко регламентировано ролевыми, ситуативными требованиями, предписаниями, ожиданиями. Персонификация педагогического взаимодействия требует, прежде всего, отказа от ролевых масок, адекватного включения в это взаимодействие и тех элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам. В персонифицированном взаимодействии в большей степени ставится акцент на развитии психологической составляющей этого процесса, на «открытии себя» и своих воз-
Библиографический список
можностей: от управления деятельностью студента со стороны педагога на переход к «самоуправлению», к самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности персонально. В силу альтернативности принципов деятельностного опосредования, проблематизации, диалогизации и персонификации стереотипам моносубъектного экстерналистского подхода практическая реализация данных принципов сталкивается с некоторыми трудностями. Так, каждому преподавателю сравнительно легко согласиться с этими принципами, признать их разумность и справедливость, однако очень трудно превратить их во внутренние императивы повседневного поведения, взаимодействия со студентами. Инерция привычки, риск обнаружения собственной некомпетентности или личностной несостоятельности, возможность утраты авторитета, социальной позиции - выступают мощными психологическими барьерами [6].
Необходимо отметить и трудности, связанные с недостаточной методической разработанностью и обеспеченностью внедрения этих принципов в образовательную практику вузов. Чтобы внедрить новую полисубъектную идеологию в образовательный процесс вуза следует разработать программу организации и оказания регулярной психолого-педагогической помощи преподавателям в коренной перестройке и преодолении стереотипов «старого» педагогического мышления и поведения, а также разработать конкретное методическое обеспечение использования интерактивных технологий обучения, обеспечивающих организацию межличностного взаимодействия в целях развития личностной зрелости студентов [7].
Таким образом, реализация принципов организации взаимодействия в диаде «преподаватель - студент», обеспечивающих развитие и корректировку проявлений личностной зрелости студента, выступает как цель, средство и результат профессиональной подготовки студента в инновационных условиях высшего образования.
1. Игропуло, И.Ф. Методология разработки теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Ставрополь, 2004
2. Зима, Н.А. Инновационные тенденции модернизации в образовании в условиях глобализации // Фундаментальные исследования. -2006. - № 7.
3. Кошелева, А.О. Концепция становления личностной зрелости будущего специалиста в инновационных условиях высшего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Елец, 2009.
4. Банщикова, Т.Н. Трансформация функций и содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза // Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе // Материалы I Международной научно-методической конференции. -Кисловодск; Ставрополь, 2014.
5. Кравец, Г.Ю. Педагогические условия проявления личностной зрелости студентов в учебно-воспитательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.
6. Сорокопуд, Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4(41).
7. Ветров, Ю.П. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения / Ю.П. Ветров, И.Ф. Игропуло // Высшее образование в России. - 2012. - № 5.
Bibliography
1. Igropulo, I.F. Metodologiya razrabotki teorii upravleniya innovacionnihmi processami v obrazovateljnom uchrezhdenii: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - Stavropolj, 2004
2. Zima, N.A. Innovacionnihe tendencii modernizacii v obrazovanii v usloviyakh globalizacii // Fundamentaljnihe issledovaniya. - 2006. - № 7.
3. Kosheleva, A.O. Koncepciya stanovleniya lichnostnoyj zrelosti buduthego specialista v innovacionnihkh usloviyakh vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Elec, 2009.
4. Banthikova, T.N. Transformaciya funkciyj i soderzhaniya professionaljno-pedagogicheskoyj deyateljnosti prepodavatelya vuza // Proektirovanie obrazovateljnihkh traektoriyj studentov v vuze // Materialih I Mezhdunarodnoyj nauchno-metodicheskoyj konferencii. - Kislovodsk; Stavropolj, 2014.
5. Kravec, G.Yu. Pedagogicheskie usloviya proyavleniya lichnostnoyj zrelosti studentov v uchebno-vospitateljnom processe vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2005.
6. Sorokopud, Yu.V. Novihe trebovaniya k podgotovke prepodavateleyj vihssheyj shkolih v kontekste sovremennihkh obrazovateljnihkh realiyj // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 4(41).
7. Vetrov, Yu.P. Psikhologo-pedagogicheskaya podgotovka prepodavateleyj vuza k ispoljzovaniyu metodov interaktivnogo obucheniya / Yu.P. Vetrov, I.F. Igropulo // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2012. - № 5.
Статья поступила в редакцию 20.10.14
УДК 378.147
Mikhnev D.F. FORMATION OF ENTERPRENERIAL CULTURE OF YOUNG SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The work has a task to present the value of entrepreneurial culture of young specialists in the changing social and economic conditions. The author describes the structure of entrepreneurial culture and the role of modern educational technologies in the process of formation of enterprise-based culture of students. Referring to the analysis of the work conducted in recent years, the author makes a conclusion that making students ready to live in conditions of a market economy becomes an important aspect of the higher education. The researcher is sure that the entrepreneurial culture cannot be formed as the result of mechanical accumulation of knowledge, competencies
and skills. It implies the development of all sides of a personality, among which there are cognitive, emotional and will-based levels. At the same time the degree of the development of the business-oriented culture depends on the level of maturity of a person's qualities, which include self-dependence, innovative thinking, a high level of skills to use technologies, reliability, etc.
Key words: entrepreneurial activity, entrepreneurial culture, professional mobility, new educational technologies.
Д.Ф. Михнев, аспирант ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
В работе представлено значение предпринимательской культуры молодых специалистов в изменяющихся социально-экономических условиях, рассмотрена структура предпринимательской культуры и роль современных образовательных технологий в формировании предпринимательской культуры студентов в вузе. На примере анализа работ последних лет автор делает вывод о том, что подготовка студенческой молодежи к жизни в условиях рыночной экономики, к предпринимательской деятельности, становится важнейшим аспектом вузовского образования.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предпринимательская культура, профессиональная мобильность, новые образовательные технологии.
Переход мирового сообщества от техногенной к антропогенной цивилизации, современные социокультурные реалии, доминирование гуманистической парадигмы в педагогической теории и практике определяют необходимость разработки инновационных подходов к проектированию современных образовательных систем [1; 2].
Основные тенденции развития российского общества определяют новые требования к компетентности молодых специалистов как активных субъектов, способных вырабатывать собственную стратегию профессионального роста, обладающих конкурентоспособными качествами и профессиональной мобильностью. Ведущая роль в экономическом возрождении России придается предпринимательской деятельности. Являясь предметом междисциплинарных исследований, она привлекает внимание специалистов смежных областей - экономики, социологии, психологии, педагогики, юриспруденции и т.д. Опережающее развитие цивилизованного предпринимательства в нашей стране осложняется, прежде всего, отсутствием научно обоснованной методологической базы подготовки специалистов этой сферы деятельности. Современные тенденции экономического развития общества, формирование новой структуры собственности, расширение сфер предпринимательства, базирующихся на устойчивом уровне экономической культуры, актуализируют теоретико-методологическое обоснование системно-профессиональной подготовки современных предпринимателей в вузе [3].
В течение длительного времени в общественном сознании россиян формировалось негативное отношение к предпринимательству как социальному институту и к предпринимателю как субъекту экономической деятельности. Однако, в работах последнего периода предпринимательская деятельность характеризуется как высоко творческая. Изменения коснулись и оценки предпринимателей, которая стала гораздо позитивнее и адекватнее (Лазурский Л.Ш., Райсберг Б.А., Чирикова А.Е. и др.).
Выявлено, что успех предпринимательского поведения зависит от личностных качеств предпринимателя, от особенностей рыночной среды, представляющей собой широкий диапазон возможных альтернатив, от предпринимательской культуры, включающей инструментальные и терминальные ценности, стандарты и образцы поведения, которые определяют модус социальных действий. Установлено, что тип культуры воспроизводит массовые модели экономического поведения (Корнилова Т.В., Задорожнюк И.Е., Знаков В.В., Толочек В.А., Пригожин А.И., Позняков В.П. и др.).
В научных исследованиях зафиксирован психологический профиль предпринимателя, определены его организаторские и управленческие функции, способность к риску в экономической, социальной и психологической сферах, умение взять на себя ответственность, контроль и противостоять неопределенностям рынка (Китов А.И., Малахов С.В., Бабаева Л.В., Масликова Ж.В. и др.).
Важнейшими критериями, определяющими эффективность предпринимательской деятельности, являются готовность индивида осуществлять такую деятельность в современных сложных, динамично изменяющихся социально-экономических условиях, социальная ответственность предпринимателя, высокий уровень культуры предпринимательства. Однако современные российские предприниматели по многим позициям не соответствуют требованиям, необходимым для ведения цивилизованного бизнеса, в основе которого лежит соблюдение установленных профессиональным сообществом этики предпринимательской деятельности, соблюдение норм права.
Понятия «предпринимательство», «предприимчивость», «предпринимательская культура» до недавнего времени не входили в тезаурус педагогической науки. Однако сейчас они являются частью ее активного словаря. Опираясь на появившиеся научные исследования, посвященные психолого-педагогическим аспектам предпринимательской деятельности (А.И. Агеев, В.Г. Смольников и др.), Х.Н. Магомедова определяет предпринимательскую культуру как «... интегративную способность личности создавать, организовывать, осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию» [4, с. 94]. Ядром предпринимательской культуры является мотивированность на проектную деятельность, на развитие социально-экономических отношений в бизнесе, образовании и других сферах. В современных условиях прибыль рассматривается только как средство, она перестает быть самоцелью. Интерес для человека, обладающего предпринимательской культурой, представляет само дело, успешность которого лишь внешне определяется размером приобретенных материальных благ.
Уровень развития предпринимательской культуры зависит от степени сформированности необходимых личностных качеств, к которым Х.Н. Магомедова относит: увлеченность своим делом; предприимчивость как способность к предвидению, прогнозированию, «профессиональное чутье»; самостоятельность и нестандартность мышления; новаторство в достижении целей; смелость и изобретательность; деловитость и практичность; высокий уровень овладения информационными технологиями; требовательность к себе и другим; умение работать в команде; развитое чувство ответственности, верность слову.
Предпринимательская культура не может быть результатом механического накопления знаний, умений и навыков. Она предполагает развитие всех сторон личности - когнитивной, эмоциональной и волевой. По мнению Х.Н. Магомедовой, предпринимательская культура складывается из нескольких компонентов:
- экономического: знание законов рынка, профессионализм, ориентация на перспективу; бережное отношение к орудиям труда и др.;
- социального: умение выстраивать конструктивные отношения с различными государственными и частными структурами, конкурентами, использовать социальные механизмы для при-
влечения новых ресурсов в производство; заинтересованность в дальнейшем улучшении не только собственной, но и окружающей жизни; владение различными социальными ролями, развитые коммуникативные навыки, дух корпоративизма; менеджерские способности и др.;
- психологического: креативное мышление; наличие выраженных предпринимательских намерений, мотивация успеха, достижения; психологическая устойчивость, решительность и др.;
- этического: человеческое достоинство, совестливость, стремление к получению прибыли честным путем; готовность к благотворительной деятельности и др.;
- педагогического: уважение к людям, понимание абсолютной ценности человеческой жизни, стремление создавать условия для реализации творческого потенциала сотрудников, стимулировать состязательность и др. [4].
Подготовка студенческой молодежи к жизни в условиях рыночной экономики, в том числе к предпринимательской деятельности, становится важнейшим звеном вузовского образования. Это еще раз подчеркивает необходимость создания в вузовской системе условий для проявления творческой инициативы, самостоятельности в выборе решений, деловой активности - всех тех качеств, которые говорят о предприимчивости выпускника вуза.
Библиографический список
Гуманитарные технологии формирования предпринимательской культуры студентов предполагают образовательную деятельность, направленную на приобщение учащейся молодежи к современным российским ценностям, развитие их организаторских способностей, правовой, экономической, технологической культуры, обогащение личностно-делового потенциала будущего специалиста, овладение этикой делового взаимодействия. Важнейшим условием формирования предпринимательской культуры студентов является применение инновационных педагогических технологий в сочетании с традиционными формами обучения, обеспечивающих профессиональную подготовку с развитием внутреннего потенциала и предпринимательской активности личности студента [5].
Использование педагогических инноваций и прогрессивных обучающих технологий, обеспечивает высокий уровень формирования предпринимательской культуры студентов на основе овладения знаниями, умениями и необходимыми навыками, достаточный для успешной профессиональной реализации выпускников, их профессиональной и личностной компетентности, умения адаптироваться к быстроизменяю-щимся условиям жизни, потребности в саморазвитии и самореализации.
1. Игропуло, И.Ф. Теоретико-методологические подходы к интеграции культуры и образования в современных условиях // Вестник СевКавГТУ. - 2011. - № 5.
2. Игропуло, И.Ф. О проблеме понимания социокультурного контекста развития образования // Вестник СевКавГТУ. - 2012. - № 3.
3. Лапа, Е.А. Использование инновационных педагогических технологий при подготовке студентов к предпринимательской деятельности // Ученые записки Забайкальского гуманитарно-педагогического университета. - 2010. - № 5.
4. Магомедова, Х.Н. Формирование предпринимательской культуры студентов // Педагогика. - 2007. - № 8.
5. Слугина, Н.Л. Проблема развития профессиональной рефлексии во время обучения в вузе на примере студентов направления «Менеджмент» / Н.Л. Слугина, О.В. Слугин // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2(39).
Bibliography
1. Igropulo, I.F. Teoretiko-metodologicheskie podkhodih k integracii kuljturih i obrazovaniya v sovremennihkh usloviyakh // Vestnik SevKavGTU. - 2011. -№ 5.
2. Igropulo, I.F. O probleme ponimaniya sociokuljturnogo konteksta razvitiya obrazovaniya // Vestnik SevKavGTU. - 2012. - № 3.
3. Lapa, E.A. Ispoljzovanie innovacionnihkh pedagogicheskikh tekhnologiyj pri podgotovke studentov k predprinimateljskoyj deyateljnosti // Uchenihe zapiski Zabayjkaljskogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. - 2010. - № 5.
4. Magomedova, Kh.N. Formirovanie predprinimateljskoyj kuljturih studentov // Pedagogika. - 2007. - № 8.
5. Slugina, N.L. Problema razvitiya professionaljnoyj refleksii vo vremya obucheniya v vuze na primere studentov napravleniya «Menedzhment» / N.L. Slugina, O.V. Slugin // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 2(39).
Статья поступила в редакцию 20.10.14
УДК 159.9: 37.06
Oborotova S.A THE TECHNOLOGY OF MEDIATION IN SOLVING SCHOOL CONFLICTS AND IN FORMATION OF A PROFESSIONAL CULTURE OF A MODERN TEACHER. In the article the author focuses on a subject of the emotional relation of participants of pedagogical process to school and the existence of problems, connected with how conflicts appear in school environment. The work defines and describes characteristics of modern approaches to the organization of psychologically comfortable and safe educational space. The author focuses on the application of technology of mediation, as a communicative technology of interaction of a teacher with participants in a pedagogical process, which gives it a chance of practical resolving of difficult and conflict situations. In the article new material on the studied subject is generalized; a concept of a mediation activity of a teacher as a component of his professional culture is introduced into the scientific terminology. The author offers a model and practical experience of training of teachers with the help of modular programs in the course of their retraining and professional development that emphasizes the importance of an idea of succession in the continuous educational process.
Key words: conflict, intermediary, mediation, mediations activity, professional culture, professional retraining and professional development.
С.А. Оборотова, ст. преп. каф. психолого-педагогического образования, заместитель декана педагогического факультета по учебной работе и дополнительному образованию ФГБОУ ВПО «Московский гос. гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», аспирант каф. образования взрослых ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва, E-mail:[email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ МЕДИАЦИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Статья посвящена исследованию современных подходов к организации психологически комфортного и безопасного образовательного пространства с помощью медиации, как коммуникативной технологии взаимодействия учителя с участниками педагогического процесса, которая дает ему возможность практического