- практическую направленность обучения;
- внимание к международному опыту в процессе подготовки кадров;
- вовлечение в процесс подготовки кадров зарубежных специалистов;
- высокие требования к подготовке в области прикладных дисциплин (поликультурное образование, этика, иностранные языки, межкультурная коммуникация и др.) [5].
Как видно из вышесказанного, формирование профессиональной компетенции специалиста возможно только в условиях применения практико-ориентированного подхода в образовании, следовательно, образовательный процесс должен быть изменен за счет увеличения количества практических занятий, обеспечения возможности студенту для изучения и использования зарубежного опыта работы в туриндустрии, разработки и использования современных образовательных технологий в вузе.
Особое значение в этом контексте приобретают технологии интерактивного обучения, которые позволят установить довери-
Библиографический список
тельные, по крайней мере, позитивные отношения между студентами и преподавателем; сотрудничество в процессе общения между студентами и преподавателем и обучающихся между собой; учитывать личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; учесть многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность; включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся [6].
Профессиональное образование должно быть максимально приближенным к реальной профессиональной деятельности в сфере туризма, расширяя пространство социального взаимодействия студента с окружающим миром. Для достижения поставленных задач в области развития безбарьерного туризма перед современным туристским образованием стоит задача использования комплекса современных технологий, способствующих интенсификации учебного процесса, формированию активной познавательной деятельности студентов, развитию их субъектного потенциала.
1. Игропуло, И.Ф. О проблеме понимания социокультурного контекста развития образования // Вестник СКФУ. - 2012. - № 3.
2. Игропуло, И.Ф. Теоретико-методологические подходы к интеграции культуры и образования в современных условиях // Вестник СевКавГТУ. - 2011. -№ 5.
3. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учеб. пособ. - Ростов-на-Дону, 2011.
4. Сорокопуд, Ю.В. Роль гуманитарных технологий в подготовке магистров направления «Педагогическое образование» / Ю.В. Сорокопуд, Е.Н. Хадикова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6.
5. Россия без барьеров: туризм, доступный для всех - перспективы развития, экономическая выгода и социальная значимость [Э/р]. -Р/д: http://www.sankurtur.ru/press/item/3000
6. Зорин, И.В. Развитие профессионального туристского образования в условиях Болонского процесса: материалы Международного форума «Туризм: наука и образование». - М., 2007.
7. Егорова, Е.Н. Международный опыт подготовки кадров сферы туризма и практика обучения менеджеров в российских вузах // Культурная жизнь Юга России. - 2012. - № 3(46).
8. Ветров, Ю.П. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения / Ю.П. Ветров, И.Ф. Игропуло // Высшее образование в России. - 2012. - № 5.
Bibliography
1. Igropulo, I.F. O probleme ponimaniya sociokuljturnogo konteksta razvitiya obrazovaniya // Vestnik SKFU. - 2012. - № 3.
2. Igropulo, I.F. Teoretiko-metodologicheskie podkhodih k integracii kuljturih i obrazovaniya v sovremennihkh usloviyakh // Vestnik SevKavGTU. - 2011. -№ 5.
3. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih: ucheb. posob. - Rostov-na-Donu, 2011.
4. Sorokopud, Yu.V. Rolj gumanitarnihkh tekhnologiyj v podgotovke magistrov napravleniya «Pedagogicheskoe obrazovanie» / Yu.V. Sorokopud, E.N. Khadikova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 6.
5. Rossiya bez barjerov: turizm, dostupnihyj dlya vsekh - perspektivih razvitiya, ehkonomicheskaya vihgoda i socialjnaya znachimostj [Eh/r]. -R/d: http://www.sankurtur.ru/press/item/3000
6. Zorin, I.V. Razvitie professionaljnogo turistskogo obrazovaniya v usloviyakh Bolonskogo processa: materialih Mezhdunarodnogo foruma «Turizm: nauka i obrazovanie». - M., 2007.
7. Egorova, E.N. Mezhdunarodnihyj opiht podgotovki kadrov sferih turizma i praktika obucheniya menedzherov v rossiyjskikh vuzakh // Kuljturnaya zhiznj Yuga Rossii. - 2012. - № 3(46).
8. Vetrov, Yu.P. Psikhologo-pedagogicheskaya podgotovka prepodavateleyj vuza k ispoljzovaniyu metodov interaktivnogo obucheniya / Yu.P. Vetrov, I.F. Igropulo // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2012. - № 5.
Статья поступила в редакцию 19.11.14
УДК 378
Rojtblat O.V. REGULATORY SUPPORT SYSTEM OF THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION. Analysis of the development of the system of additional professional education in Russia and abroad is stated as the main purpose of this paper. The author considers the normative-legal base of functioning and prospects of the development of the system of additional professional education in Russia. The author mentions the importance of classification of educational programs. The theories say that some extra professional courses facilitate the professional growth and development of a person; some other extra professional programs stimulate the formulation and achievement of new life goals. Another group of educational programs help acquiring specific knowledge and skills connected with a transition to a new age stage. The author thinks that all educational curricula play a role of a compensator that help the process of social adaptation.
Key words: continuing professional education, legal regulatory support.
О.В. Ройтблат, канд. пед. наук, проф., ректор ТОГИРРО, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью статьи является анализ развития системы дополнительного профессионального образования в России и за рубежом. Рассматривается нормативно-правовая база функционирования и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования в России. Автор приходит к выводу о необходи-
мости классификации образовательных программ. Считается, что одни дополнительные образовательные программы способствуют преимущественно профессиональному росту и развитию человека, другие - играют роль стимулятора в постановке и достижении новых жизненных целей, третьи - помогают приобрести специфические знания и умения, связанные с переходом в новую возрастную стадию. При этом все дополнительные образовательные программы выполняют роль компенсатора, помогающего процессу социальной адаптации.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, нормативно-правовое обеспечение.
В современных условиях показатель ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала) в мире оценивается выше, чем показатель ВВП на душу населения. К сожалению, при экономическом росте Россия имеет ухудшение целого ряда социальных показателей, измеряющих человеческий потенциал. Российский показатель ИРЧП составлял: 1992 г. - 34-е место в мире, 1999 г. - 55-е место, 2004 г. - 65-е место [1, с. 37-38], тенденция налицо. Слагаемых индекса ИРЧП три: благосостояние, долголетие, образование. При этом образование можно рассматривать как силу, которая способна радикально повернуть тенденцию ухудшения человеческого потенциала в России. Но не только основное профессиональное образование, но и дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и профессиональная переподготовка) может существенно изменить ситуацию.
Система ДПО - это динамично развивающийся сектор на рынке образовательных услуг, который обладает инновационным потенциалом. Ежегодно в системе дополнительного профессионального образования проходят обучение около 1,5 млн. слушателей, имеющих высшее или среднее профессиональное образование. Однако, учитывая масштабы экономики России, модернизацию производств, появление новых технологий и необходимость регулярного периодического обновления профессиональных знаний специалистов, годовой контингент слушателей должен быть увеличен в несколько раз.
В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации [2], определяющей пути развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.), одной из стратегических целей государственной политики в области образования поставлена задача повышения доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Важная роль в совершенствовании и обновлении знаний специалистов принадлежит дополнительному профессиональному образованию - ключевому элементу всей системы непрерывного профессионального образования. Концепция предусматривает, что при ее реализации особый акцент будет сделан на законодательном обеспечении институциональных и инфраструктурных изменений в области непрерывного образования.
В странах Западной Европы институты дополнительного образования рассчитаны на широкие слои населения без особой прагматической ориентации. В современной России несколько иная ситуация. Развитие системы дополнительного профессионального образования носит во многом конъюнктурный характер, что объясняется радикальными переменами в жизни страны в последние годы. Огромный потенциальный рынок дополнительного профессионального образования в России еще только формируется, но уже требует определения концептуальных направлений инновационного обеспечения и развития.
Сегодня по всей стране действует более 1000 подразделений дополнительного профессионального образования, которые ежегодно обучают (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) свыше 400 000 специалистов (Матвеева Т.В., [3]). Ключевая роль в развитии дополнительного профессионального образования сегодня принадлежит ведущим высшим учебным заведениям, на базе которых созданы внутривузовские системы ДПО. Вместе с тем количество учреждений и подразделений, реализующих программы дополнительного профессионального образования, сокращается, что снижает конкуренцию на рынке образовательных услуг.
В новой структуре системы высшего образования дополнительное образование начинает выступать органичной частью, которая «доводит» специалиста до работника с более узким профилем работы после того, как он нашел себя на рынке труда. Этот уже принципиально другая ситуация, и это показывает важность реформирования системы высшего и дополнительного образования. В этой связи возрастает роль развития существующей в России системы дополнительного профессионального 144
образования. Европа уже вступила в «эпоху знаний» со всеми вытекающими культурными, экономическими и социальными последствиями. Быстро меняются привычные модели образования, работы и самой жизни. Успешный переход к экономике и обществу, основанным на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования - обучение длиною в жизнь (life-long learning). Учение длиною в жизнь в рамках Европейской стратегии занятости определяется как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков, профессиональных компетенций.
До сих пор при формировании политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным двум категориям не уделялось практически никакого внимания. Континуум непрерывного образования делает неформальное и информальное образование равноправными участниками процесса обучения» [4]. По нашему мнению, в системе ДПО должны реализоваться все три вида образовательной деятельности.
Последние 20 лет ДПО является одной их наиболее интенсивно развивающихся подсистем непрерывного образования за рубежом. В экономически развитых странах темпы развития системы ДПО даже превосходят темпы развития традиционной образовательной системы. В большинстве развитых стран в последнее десятилетие была проведена реорганизация системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с целью решения двух основных задач: обеспечение общества компетентными специалистами, способными создавать новейшие технологии, а также предоставление возможности максимальному числу трудоспособных граждан сохранять трудовую активность и избежать безработицы, либо вернуться в сферу активной профессиональной деятельности.
Как известно, сегодня во всех странах мира сложилась практика переподготовки и повышения квалификации специалистов разных возрастных уровней. И это закономерно: требования столь быстро изменяющегося мира таковы, что для полноценного выполнения тех или иных видов деятельности однажды полученного образования не хватает. В переходные периоды развития общества эта закономерность проявляется значительно острее. Не явилось исключением в этом плане и современная Россия. Переподготовка и повышение квалификации различных специалистов объединены у нас в одно общее понятие дополнительного профессионального образования. Отметим и то обстоятельство, что система ДПО в основном ориентирована на уже взрослых людей.
История дополнительного профессионального образования в России берет свое начало в первой половине 20-го века. Созданная еще в 70 - 80-е годы прошлого века, вместе со страной пережившая время распада СССР, последствия кризиса в экономике страны, с 1990 г. функционирующая практически в условиях полного самофинансирования и самоокупаемости, система ДПО сумела выстоять в этих непростых условиях и выйти на новые рубежи развития.
В 1997 г. совместным приказом Минэкономики России и Минобразования России от 17.12.1997 № 176/2535 была проведена реорганизация путем преобразования, присоединения и слияния десяти, а также ликвидации семи отраслевых образовательных учреждений, которая привела к утрате отраслевых образовательных учреждений ДПО в ведущих отраслях промышленности (Волков Ю.Г.) [5].
До конца 90-х годов ДПО развивалось в основном в рамках межотраслевых институтов повышения квалификации специалистов народного хозяйства. В 1994-95гг. началось активное развитие дополнительного образования в учреждениях СПО, ДПО и ВПО. В 2005 г. распоряжением Правительства РФ от 28.06.2005 № 892-р было ликвидировано одно и присоединены к вузам 34 образовательных учреждения ДПО. В 2006 г. распоряжением Правительства РФ от 09.03.2006 № 306-р было реорганизовано путем присоединения 51 федеральное государственное образовательное учреждение ДПО, находящееся в ведении Рособразо-
вания. Реорганизация путем присоединения к вузам, и ликвидация образовательных учреждений ДПО, как правило, приводили к значительному сокращению или прекращению вообще этого вида образовательной деятельности.
Знаковые изменения в системе ДПО произошли с принятием Федерального закона № 273 от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым (Глава 2, Статья 10), образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование (детей и взрослых) и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни, т.е. непрерывное образование. Таким образом, впервые нормативно закреплено понятие непрерывного образования, которое обеспечивает возможность реализации права граждан на образование в течение всей жизни посредством соответствующих дополнительных профессиональных программ, образовательных программ и общеразвивающих программ, реализуемых для взрослых. При этом не предусматривается установления федеральных государственных требований, федеральных государственных образовательных стандартов в отношении дополнительных профессиональных программ, что дает возможность гибко и оперативно обеспечивать соответствие квалификации человека меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Данным Федеральным законом также введено понятие организации, осуществляющей обучение. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (Золотарева И.М.) [6].
Приведем последние нормативные акты. Постановлением Правительства РФ № 295 от 15 апреля 2014 принята государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, одной из задач которой является формирование системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая развитие региональных систем непрерывного образования. Государственная программа ставит цели: обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.
Методические рекомендации по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах РФ (письмо от 26 декабря 2013 г. № АК-3076/06, письмо от 23 января 2014 № ДЛ-28/06).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 года №487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов». Планом создаются условия для координации деятельности работодателей, образовательных организаций, профсоюзов, государственных органов власти по выработке основных направлений политики в сфере развития профессиональных квалификаций, в том числе на основе разработки современных профессиональных стандартов, повышения эффективности подготовки кадров,
Библиографический список
внедрения независимой оценки квалификаций, проведение мониторинга и обобщение лучших практик профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации организаций.
Кроме того, инструментами государственной политики в сфере образования в последние годы выступили Федеральная целевая программа развития образования, федеральная целевая программа «Русский язык», федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», другие федеральные целевые и ведомственные программы, проекты модернизации образования.
Учреждения, относящиеся к системе ДПО, как и сама эта образовательная система, в разных странах называются по-разному: «продолженное», «постградуальное», «параллельное», «постпрофессиональное», «внеинституциональное», «альтернативное» и т.д. образование. Но, несмотря на расхождение в терминологии, ДПО рассматривается в качестве важного звена в системе непрерывного образования, так как обеспечивает расширение сферы образовательной активности, предоставляя человеку возможность профессионально развиваться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.
В настоящее время в большинстве развитых стран уже создана широкая сеть организаций, предоставляющих населению дополнительные образовательные услуги и образующих институциональную субъектную структуру ДПО. Все эти учреждения можно разделить на 4 группы:
1) вузы и профессиональные учебные заведения;
2) профессиональные ассоциации;
3) производственные предприятия, работодатели;
4) независимые (неформальные) организации.
В рамках каждой указанной группы институциональных субъектов можно выделить большое количество социальных форм и подтипов учреждений. Сложно указать, какой из типов является наиболее эффективным, так как каждый имеет свои достоинства и недостатки в осуществлении ДПО.
Практически все современные модели ДПО, используемые в развитых странах отличаются нестандартностью, вариативностью предлагаемых программ, форм и методов обучения, высокой степенью гибкости и маневренности. Эта маневренность отчасти объясняется множественностью целевых установок ДПО. Такое образование не просто «подготавливает» взрослого человека к конкретной деятельности, но оно неразрывно связано с нею (Кривых С.В.) [7]. Одни дополнительные образовательные программы способствуют преимущественно профессиональному росту и развитию человека, другие - играют роль стимулятора в постановке и достижении новых жизненных целей, третьи - помогают приобрести специфические знания и умения, связанные с переходом в новую возрастную стадию, со сменой жизненных ролей и, таким образом, помогают людям максимально долго сохранять интеллектуальную, трудовую, социальную активность. И, наконец, все дополнительные образовательные программы выполняют роль компенсатора, помогающего процессу социальной адаптации, ускоряющего этот процесс, а, соответственно, выход человека из состояния социальной незащищенности.
1. Тарасова, Н.П. Оценка вклада базовых показателей в динамику комплексного показателя человеческого потенциала при формировании механизмов устойчивого развития экономических систем / Н.П. Тарасова, Е.Б. Кручина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 2.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=587
3. Матвеева, Т.В. Дополнительное профессиональное образование в условиях реформирования высшей школы: монография. - Екатеринбург, 2006.
4. Меморандум непрерывного обучения [Э/р]. - Р/д: http://www.ec.europa.eu/education/policies/lll/life/memoen.pdf.
5. Волков, Ю.Г. Дополнительное профессиональное образование новый социальный институт в России // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - №3.
6. Золотарева, И.М. Приоритеты государственной политики в сфере непрерывного образования взрослых // Дополнительное профессиональное образование о стране и мире. - 2014. - № 3(9).
7. Кривых, С.В. Информационно-аналитическое обеспечение и реализация маркетингового подхода в управлении развитием учреждения дополнительного профессионального образования // Современное постдипломное образование: опыт и перспективы: сб. статей Международной научно-практич. конф. - СПб., 2013.
Bibliography
1. Tarasova, N.P. Ocenka vklada bazovihkh pokazateleyj v dinamiku kompleksnogo pokazatelya chelovecheskogo potenciala pri formirovanii mekhanizmov ustoyjchivogo razvitiya ehkonomicheskikh sistem / N.P. Tarasova, E.B. Kruchina // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. -2006. - № 2.
2. Koncepciya dolgosrochnogo socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii [Eh/r]. - R/d: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=587
3. Matveeva, T.V. Dopolniteljnoe professionaljnoe obrazovanie v usloviyakh reformirovaniya vihssheyj shkolih: monografiya. - Ekaterinburg, 2006.
4. Memorandum neprerihvnogo obucheniya [Eh/r]. - R/d: http://www.ec.europa.eu/education/policies/lll/life/memoen.pdf.
5. Volkov, Yu.G. Dopolniteljnoe professionaljnoe obrazovanie novihyj socialjnihyj institut v Rossii // Socialjno-gumanitarnihe znaniya. - 2004. -№3.
6. Zolotareva, I.M. Prioritetih gosudarstvennoyj politiki v sfere neprerihvnogo obrazovaniya vzroslihkh // Dopolniteljnoe professionaljnoe obrazovanie o strane i mire. - 2014. - № 3(9).
7. Krivihkh, S.V. Informacionno-analiticheskoe obespechenie i realizaciya marketingovogo podkhoda v upravlenii razvitiem uchrezhdeniya dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya // Sovremennoe postdiplomnoe obrazovanie: opiht i perspektivih: sb. stateyj Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - SPb., 2013.
Статья поступила в редакцию 15.11.14
УДК 377.5+37.068
Tarasov Yu.B, Khudik V.A. FORMING OF CIVIL ACTIVITY REALIZED IN SOCIALLY USEFUL WORK IN STUDENTS. The work studies the pedagogical determinants of efficiency of education and formation of a civic understanding of one's role in life during the professional teaching of youth. The civic activity should be realized in the willingness of young students to participate in works, which are useful for the whole society. The authors of the paper discuss the pedagogical conditions, under which processes of training in an average vocational professional educational institution are successful in the aspect of manifestation of a civic position of pupils. The maturity of a student to act in the society and the idea of his usefulness qualitatively characterizes the formation of moral and ethical and social values of this personality. The work makes a focus on a hierarchical structure of value-related orientations. The process of education is seen as a complex of macrofactors, prolonged in ontogenetic aspect, among which an important role is given to the family and school.
Key words: training, education, students of technical school, civil activity, socially useful activity, pedagogical conditions, moral and social installations of a personality.
Ю.Б. Тарасов, директор Санкт-Петербургского издательско-полиграфического техникума, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; В.А. Худик, д-р психол. наук, проф. ИПК СПО, г. Санкт-Петербург, E-mail: vkhudik@m ail.ru
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ К УЧАСТИЮ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
В работе анализируются педагогические детерминанты эффективности воспитания и формирования гражданской позиции учащейся молодежи производственным профессиям к их участию в общественно-полезной деятельности. Обсуждаются педагогические условия, при которых процессы воспитания и обучения в среднем специальном профессиональном образовательном учреждении являются успешными в аспекте проявления гражданской позиции учащихся в общественно-полезной деятельности, что качественно характеризует сфор-мированность морально-этических и социальных установок личности.
Ключевые слова: обучение, воспитание, студенты техникума, гражданская активность, общественно-полезная деятельность, педагогические условия, моральные и социальные установки личности.
Обучение и воспитание учащихся средней школы, профессиональных образовательных учреждений предполагает социализацию молодых людей в обществе, проявление ими активной жизненной позиции как граждан родного Отечества. Вопросы воспитания Гражданина становятся приоритетными среди остальных программ учебно-воспитательной работы с учащейся молодежью в период их обучения в средних специальных и высших учебных заведениях. Учеба и становление гражданской активности способствуют дальнейшему личностному развитию.
В истории отечественного и зарубежного образования вопросам воспитания гражданской активности и участию в общественно-полезной деятельности учащейся молодежи уделялось особое внимание (В.Г. Белинский, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Я. Корчак, М.В. Ломоносов, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов,
A.Н. Радищев, Г.С. Сковорода, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,
B.А. Сухомлинский и др.). Причем проявление гражданственности, как качеств личности, рассматривалось отечественной педагогикой в аспекте морально-физических свойств человека, то есть проявляющих социальную активность и позицию в деле общественно-полезной деятельности, а также патриотической позиции в защите Отечества [1; 3; 5]. Взросление личности подрастающего человека, молодых людей понимается в контексте жизненной позиции, которая в новых меняющихся условиях приобретает следующие черты: преданность делу Отечества; проявление социальной и трудовой активности; этнической то-
лерантности и непримиримости к радикальным и национальным предрассудкам [4; 6].
Профессиональное образование учащейся молодежи -будущих тружеников различных профессий обусловливает потребность не только совершенствования их профессиональной подготовки, но и воспитание молодежи в духе проявления гражданской позиции, патриотизма, что значимо в различных сферах общественной и трудовой жизни нашего общества. Воспитательная работа с учащейся молодежью реализуется на основе принятой в начале XXI в. государственной программы гражданского и патриотического воспитание граждан Российской Федерации. Повсеместная реализация настоящих программ свидетельствует, что сделано за последние десятилетия немало - создана система социального и патриотического воспитания граждан, способная обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.
Как следует из положений ряда программ, социально-гражданское и патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности, быть общественно-полезным субъектом деятельности. В условиях среднего и высшего образования проблема воспитания гражданской позиции, отношения к общественно-полезной деятельности лежит в плоскости создания целевых программ, направленных на формирование у уча-