УДК 14. 33. 19
А.Г.Акберова
К ВОПРОСУ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
В статье говорится о необходимости модернизации системы патриотического воспитания учащейся молодежи в досуговое время, конкретизируются основные направления модернизации системы воспитания. Рассматриваются такие принципы организации воспитательной работы, как поликультурность образования, формирование гражданственности и патриотизма.
Ключевые слова: модернизация системы воспитания, культурно-образовательное пространство, патриотическая работа, поликультурность образования, социокультурная сфера.
A.G. Akberova On the question of the system modernization of youth’s patriotic education in the cultural and educational space of education institution.
There is the need of system modernization of youth’s patriotic education in leisure, the main directions of education’s system modernization. There are considered such principles of pedagogical work organization as multiculture of education, formation ofpublic spirit and patriotism.
Key words: educational system of modernization, the cultural and educational space, patriotic work, multiculture of education, social and cultural sphere.
Изменения социально-политических и экономических реалий нашего общества вызвали необходимость разработки проекта модернизации всей системы патриотического воспитания в учебных заведениях. Целью модернизации является создание обновленной системы патриотического воспитания молодежи, обеспечение в нем всех социальных институтов (семьи, административных органов, общественных организаций и движений, трудовых коллективов, средств массой коммуникации, УВД и других), определение и конкретизация основных направлений деятельности педагогических сил региона, путей и средств создания условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы гражданского, патриотического и военно-патриотического воспитания.
Достижение этой цели связано с необходимостью реализации следующих задач:
- разработки концептуальных положений региональной политики, ее перспектив и прогнозируемых результатов в области социализации, воспитания и развития личности в целом и гражданском, патриотическом воспитании, в частности;
- создания условий для вовлечения молодежи в активную гражданскую и патриотическую деятельность, добровольного выбора видов, форм этой деятельности;
- утверждения в обществе, сознании и чувствах молодежи демократических социальных и индивидуально-личностных (жизнь, здоровье) ценностей, уважения, терпимости к религиозным, к культурно-национальным и этническим различиям, фор-мирование опыта разумного разрешения групповых и межличностных конфликтов, интереса к культурному и историческому прошлому России.
- формирования новой эффективной сис-темы патриотического воспитания на основе современных социально-педагогических принципов с учетом специфики региона, обеспечивающей формирование у молодежи любви к родному краю, к Отечеству, убежденности в необходимости заботы о своем доме, родном крае, государстве, личной ответственности за происходящее в жизни;
- разработки механизма стимуляции и координации деятельности субъектов патриотического воспитания на местном и региональном уровнях, объединяющих их, форм и средств деятельности, общности подходов, полноценной реализации их педагогического потенциала на основе выполнения своих специфических функций.
С учетом анализа состояния патриотического воспитания в учебных заведениях и постановки соответствующих задач возможна конкретизация основных направлений модернизации системы воспитания:
а) организационно-кадровое обеспечение пред-полагает создание системных основ патриотичес-кой работы и отбор средств ее активизации, установление необходимых связей с другими направлениями воспитания молодежи; организацию различных форм повышения квалификации организаторов патриотического воспитания: поиск средств укрепления материально-технической базы, создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования;
б) методико-педагогическое направление включает разработку психолого-педагогических, медицинских, юридических норм и требований к организации и проведению патриотического воспитания в его различных формах, с использованием всего многообразия методов и средств, для различных категорий молодежи с учетом возрастных и иных особенностей каждой из них. Повышение уровня подготовки организаторов патриотической работы;
в) возрождение патриотических ценностей, их всемерная пропаганда в средствах массовой информации, организация публикаций в периодике, осве-щающих проблемы патриотического и гражданского воспитания, выпуск специальных изданий и др; проведение научно-практических конференций с целью обобщения и распространения передового опыта, выявления недостатков;
г) материально-техническое и финансовое усиление поддержки клубов, объединений патриотической направленности, выделение в их распоряжение на льготных условиях зданий и сооружений, предоставление необходимых технических средств. Со-здание условий для привлечения денежных средств и их направление на решение проблем патриотического воспитания молодежи за счет многообразных источников финансирования.
Реализация основных направлений модернизации позволит создать постоянно и целенаправленно функционирующую систему гражданского и патриотического воспитания во всех сферах жизнедеятельности учебного заведения, активизировать и повысить ответственность руководителей государственных и общественных органов в укреплении социально-политической, правовой стабильности, объединить и скоординировать организационно-пе-дагогическую деятельность всех субъектов гражданского и патриотического воспитания молодежи.
Научно-обоснованный, последовательно осу-ществляемый комплекс мер по формированию досуговой культуры молодежи, обеспеченный материально-техническими, финансовыми, методико-педа-гогическими и информационными ресурсами, предоставляет возможности для:
- успешного преодоления трудностей гражданского становления молодежи, оказания помощи ей в обретении социально значимых ориентиров, укреплении ее сопротивляемости антисоциальным влияниям;
- повышения авторитета субъектов патриотического воспитания;
- создания организационно-правовых, материально-технических, финансовых основ системы патриотического воспитания;
- более широкого, а главное, эффективного использования возможностей социально-гумани-тарных дисциплин в ориентации молодежи на патриотические ценности, в формировании патриотических чувств, национального самопознания;
- организационно-методического обеспечения постоянного участия педагогов различных категорий в деятельности по развитию патриотизма молодежи;
-целенаправленного включения в патриотическое воспитание средств массовой информации в целях приобщения молодежи к лучшим образцам литературы и искусства, утверждающим патриотические ценности;
- дальнейшего развертывания работы пат-риотических клубов, поисковой деятельности, охраны памятников, окружающей среды, милосердного движения;
- распространения передового педагогического опыта, эффективных форм и средств патриотического воспитания, оказания реальной помощи его организаторам в повышении квалификации, в обеспечении их программно-методическими рекомендациями, учебными пособиями.
Ситемообразующими компонентами в содержании учебно-воспитательного процесса в формировании личности растущего человека на основе идей гражданственности и патриотизма являются правовое, политическое, нравственное воспитание.
В основу стратегии организации воспитате-льной работы должны быть положены принципы поликультурности образования, развертывания процесса формирования гражданственности и патриотизма в логике: воспитание полноправного и ответственного члена семьи, гражданина своего района, города, края, страны.
Таким образом, исследование позволило определить основные направления модернизации системы патриотического воспитания в учебных заведениях:
Эффективное использование процессов вза-имодействия культур, традиций, многолетнего опыта отечественной школы, опыта народной педагогики в формировании национального самосознания, национальной гордости, любви к малой родине, к героическим страницам истории родного края, России, уважения к людям, повышения престижа профессии работника культуры.
Активизация процесса формирования опыта межличностного и межнационального общения, взаимоуважения, взаимопомощи, терпимости, убеж-денности в необходимости соблюдать принятые правовые и морально-этические нормы. Для этого важно акцентировать внимание педагогических коллективов образовательных учреждений, педагогической общественности, государственных и муниципальных органов власти, общественных организаций на предотвращение возможных негативных явлений в уче-бных коллективах, по месту жительства, вызванных межличностным, социально-групповым, нацио-на-льным непониманием, агрессивностью.
Продолжение разработки специального комплекса мер по кадровому, материально-техничес-кому, финансовому и научно-методическому обеспечению процесса подготовки юношей и девушек к работе в учреждениях культуры, созданию условий для вовлечения молодежи в активную социально значимую деятельность.
Таким образом, достижение определенного уровня эффективности и результативности функционирования системы патриотического воспитания возможно при совокупности определенных условий, которые необходимо учитывать в практической деятельности.
В Елабужском училище культуры и искусств и Лениногорском музыкально-художественном училище воспитание патриотизма студенческой молодежи строится с учетом передовой педагогической практики.
В содержании общегуманитарных и специальных мероприятий нами были выделены интегрированные идеи, отражающие сущность патриотизма и патриотического воспитания:
• Преданность, любовь, готовность защитить свой народ и свое Отечество;
• Знание прошлого России, героического на-с-ледия, трудового и ратного подвига народа;
• Патриотическую деятельность, умение про-ектировать свои поступки в соответствии с со-циально и личностно одобряемыми ценностями, отстаивать идеи патриотизма;
Эти идеи нашли выражение в мероприятиях по внеклассной работе «Содержание и методы воспитания патриотизма студентов училища».
Результаты исследования подтвердили целесообразность поэтапного развития патриотизма у учащейся молодежи в условиях личностно-ори-ентированного подхода. Будущие работники социокультурной сферы включались в специально организованную деяте-ль-ность по воспитанию патриотизма. При этом было учтено:
Во-первых, процесс патриотического воспитания будущего специалиста сферы культуры носит поэтапный характер и предусматривает постепенное продвижение студента от одного уровня сформированное™ личностного качества к другому. Использование определенных методик, в основе которых лежит принцип усложнения, позволял сделать этот процесс управляемым и обеспечивал творческое усвоение содержания воспитательной программы.
Во-вторых, воспитательные ситуации служи-ли одновременно средствами диагностики, позволяющими констатировать не только уровень знаний и умений, но и определить их глубину и системность.
В-третьих, от педагогической компетентно-сти патриотического воспитания во многом зависит профессиональная подготовка будущих специалистов социально - культурной сферы.
В-четвертых, разные исторические трак-товки сущности патриотизма мыслителями расширяли культурный кругозор студентов, оказывали влияние на их духовное становление. Известно, что рассмотрение проблемы патриотизма в истории находилось под воздействием немалого числа оппонентов, которые в различных формах ограничивали возможности конструктивной и более основательной разработки процесса его воспитания, умаляли иногда сознательно, значение его наиболее существенных сторон, вплоть до стремления дискредитировать саму идею патриотизма.
Эмоциональность процессу воспитания патриотизма задавали такие формы как День училища, дни воинской славы, День Защитника Отечества, День учителя, слеты отличников учебы, чествование лучших студентов, торжественные собрания, проводимые в честь общегосударственных праздников.
Это позволило студентам понять следую-щие мировоззренческие положения:
- патриотизм возникает и развивается как чувство, духовно и нравственно обогащая человека;
- развитие чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
- патриотизм, как глубоко социальное по своей природе явление, представляет собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
- одним из характерных проявлений патриотизма является принцип державности, отражающий специфику исторического развития нашего общества. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.
Подтверждение, что эти идеи поняты будущими работниками культуры, мы получали разными исследовательскими методами.
При формировании активной жизненной позиции молодежи мы руководствовались такими специальными принципами, как регионализация, обеспечивающая включение в каждое мероприятие материала, значимого для данной территории (исторические, природные памятники, выдающиеся военачальники, земляки). В рамках этой деятельности были проведены лекции, беседы, проблемноориентированные игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, поисковая деятельность.
Мы исходили из того, что воспитание патри-отизма успешно в том случае, если у студентов будут сформированы мотивы к профессии специалиста социально-культурной сферы.
На встречах царила атмосфера диалога: на фундаментальных знаниях о патриотизме свои собственные точки зрения, идеи, свое отношение к патриотическому воспитанию, понимание сущности и перспектив развития патриотизма высказывали как преподаватели, так и студенты. В беседах на темы «Развитие государственно-патриотичес-кой идеи в отечественной истории», «Государственнопатриотическая идеология: опыт реализа-ции подходов к воспитанию патриотизма» мы дали первое
целостное представление о патриотизме и сориентировали студентов на систему патриотической работы. Говоря о роли работника культуры, мы вводили характеристику современного специалиста-патриота своего Отечества.
Беседы и «круглые столы» позволяли преподавателям и студентам иллюстрировать теорию. Каждый приводил примеры патриотизма своих знакомых, родственников, героев книг, кинофильмов.
Педагогическое условие - воспитание патриотизма на примере героического прошлого нашего Отечества и общечеловеческих ценностях - потребовало отбора адекватного содержания материала из истории и культуры российских вооруженных сил.
Практические занятия на темы «Твое учебное заведение (его история и современность)», «Герои нашего города» проводились в музеях, в памятных местах под руководством людей, хорошо знающих традиции, историю родного края.
Студенты получили прочные знания по истории, культуре, традициям народов Татарстана.
Будущие работники культуры получили на-вык работы с историческими и архивными документами, публицистической литературой и периодической печатью, могут писать доклад, реферат, делать сообщения по истории своего Отечества.
Такие занятия развивали у студентов очень важное для будущего специалиста качество: любовь ко всему, что его окружает - к людям, природе, Родине; доброту и добродетельность, умение оценивать историческое прошлое.
Большинство будущих специалистов социокультурной сферы получили глубокие системные знания по сущности патриотизма, героическому прошлому нашего Отечества.
Следует сказать, что для воспитания и развития у учащейся молодежи патриотизма необходимо использовать различные педагогические средства, которые должны выступать во взаимосвязи, взаимно дополнять и усиливать друг друга. Поэтому деяте-льность будущих специалистов социокультурной сферы определялась нами как необходимая связь, органично проникающая в их жизнедеятельность.