Научная статья на тему 'Образовательные технологии для взрослых предпенсионного и пенсионного возраста в рамках неформального образования'

Образовательные технологии для взрослых предпенсионного и пенсионного возраста в рамках неформального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛЫЕ ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADULT PRE-RETIREMENT AND RETIREMENT AGE / NON-FORMAL EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова М. В.

В статье рассматриваются особенности образования людей предпенсионного и пенсионного возраста. Авторами раскрываются внешние и внутренние факторы, препятствующие включению этих лиц в образовательную деятельность. Кроме того, предлагаются адекватные образовательные технологии, снимающие трудности, с которыми сталкиваются взрослые люди третьего возраста в современной образовательной ситуации. В статье представлены следующие образовательные технологии для лиц предпенсионного и пенсионного возраста: досуговая деятельность как образовательная, образовательный туризм, музейное образование и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGY FOR ADULTS PRE-RETIREMENT AND RETIREMENT AGE IN THE FRAMEWORK OF NON-FORMAL EDUCATION

The article considers features of education of the people of pre-retirement and retirement age. The authors reveal the internal and external factors, which don't let these people join some educational activities. The author also offers adequate educational technology to eliminate the difficulties faced by adults of the third age in the modern educational situation. The article presents the following educational technologies for people of pre-retirement and retirement age: leisure activities such as educational tourism, Museum studies, and some other kinds of active spending time.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии для взрослых предпенсионного и пенсионного возраста в рамках неформального образования»

16. Дубровский В.И, Рахманин Ю.А., Разумов А.Н. Экогигиена физической культуры и спорта. Москва: ВЛАДОС, 2008.

17. Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. К вопросу о гигиенической экспертизе здоровьесберегающих педагогических технологий. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. Москва: Научный центр здоровья детей РАМН, 2001: 200 - 205.

18. Крайник В.Л., Золотухина И.А. Развитие индивидуального стиля учебной деятельности студентов средствами физической культуры. Барнаул: АлтГПА, 2013.

References

1. Akvinskij Foma. Summa teologii. Kiev: 'El'ga, Nika-Centr, 'El'kor-MK, 'Ekslibris, 2002.

2. Rotterdamskij 'E. O treh chastyah cheloveka - o duhe (spiritus) dushe (anima) i ploti (caro). Pohvala gluposti. Moskva: 'EKSMO-Press, 2000: 56 - 60.

3. Dekart R. Chastnye mysli. Sochineniya: v 2-h t Moskva, 1989; T.1: 573 - 580.

4. Lokk D. Myslio vospitanii. Sochineniya: v 3-h t. Moskva: Mysl', 1988; T.2: 407 -614.

5. Russo Zh.-Zh. 'Emil' ili o vospitanii. Pedagogicheskie sochineniya: v 2-h t. Moskva: Pedagogika, 1981; T.1: 19 - 431.

6. Zen'kovskij V.V. Problemy vospitaniya v svete hristianskoj antropologii. Moskva: Shkola-press, 1996.

7. Voroncov P.G. Filosofiya duha-dushi-tela v tradicionnyh fizkul'turno-ozdorovitel'nyh praktikah Rossii. Barnaul: AltGPA, 2013.

8. Morgan U. Filosofiya sporta. Istoricheskij i konceptual'nyj obzor i ocenka buduschego. Logos. 2000; 3: 147 - 159.

9. Gumilevskij I. Uchenie svyatogo apostola Pavla o dushevnom i duhovnom cheloveke. Moskva: Moskovskaya gubernskaya tipografiya I.I. Ivanova, 1913.

10. Zolin P. Drevnie ristalischa Rusi. Moskva: Moskovskij pisatel', 1989: 3 - 35.

11. Kun L. Vseobschaya istoriya fizicheskojkul'tury isporta. Moskva: Raduga, 1982.

12. Slavineckij E. Grazhdanstvo obychaev detskih. Hrestomatiya po istoriishkoly ipedagogiki vRossii. Moskva: Prosveschenie, 1974: 36 - 40.

13. Belinskij V.G. Izbrannye sochineniya. Moskva: Goslitizdat, 1947.

14. Lesgaft P.F. Psihologiya nravstvennogo i fizicheskogo vospitaniya. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii. Voronezh: MOD'EK, 1997.

15. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moskva: Pedagogika, 1974.

16. Dubrovskij V.I, Rahmanin Yu.A., Razumov A.N. 'Ekogigiena fizicheskoj kul'tury isporta. Moskva: VLADOS, 2008.

17. Kuchma V.R., Kuindzhi N.N., Stepanova M.I. K voprosu o gigienicheskoj 'ekspertize zdorov'esberegayuschih pedagogicheskih tehnologij. Teoriya ipraktika gigieny detej ipodrostkovna rubezhe tysyacheletij. Moskva: Nauchnyj centr zdorov'ya detej RAMN, 2001: 200 - 205.

18. Krajnik V.L., Zolotuhina I.A. Razvitie individual'nogo stilya uchebnoj deyatel'nosti studentov sredstvami fizicheskoj kul'tury. Barnaul: AltGPA, 2013.

Статья поступила в редакцию 25.05.15

УДК 371.3

Stepanova M.V., postgraduate, Institute of Continuous for Adults (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

EDUCATIONAL TECHNOLOGY FOR ADULTS PRE-RETIREMENT AND RETIREMENT AGE IN THE FRAMEWORK OF NON-FORMAL EDUCATION. The article considers features of education of the people of pre-retirement and retirement age. The authors reveal the internal and external factors, which don't let these people join some educational activities. The author also offers adequate educational technology to eliminate the difficulties faced by adults of the third age in the modern educational situation. The article presents the following educational technologies for people of pre-retirement and retirement age: leisure activities such as educational tourism, Museum studies, and some other kinds of active spending time.

Key words: adult pre-retirement and retirement age, non-formal education, educational technology.

М.В. Степанова, аспирант, ФГБОУДПО «Институт непрерывного образования взрослых», г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности образования людей предпенсионного и пенсионного возраста. Авторами раскрываются внешние и внутренние факторы, препятствующие включению этих лиц в образовательную деятельность. Кроме того, предлагаются адекватные образовательные технологии, снимающие трудности, с которыми сталкиваются взрослые люди третьего возраста в современной образовательной ситуации. В статье представлены следующие образовательные технологии для лиц предпенсионного и пенсионного возраста: досуговая деятельность как образовательная, образовательный туризм, музейное образование и другие.

Ключевые слова: взрослые предпенсионного и пенсионного возраста, неформальное образование, образовательные технологии.

Положение современного взрослого человека предпенсионного или пенсионного возраста в обществе, прежде всего, в сфере труда, во многом зависит от уровня его компетентности, что предусматривает повышение уровня профессиональной, функциональной и информационной компетентности как условие соответствия требованиям рынка труда, грамотного поведения в современной социально-экономической ситуации, принятия эффективных решений, смену профессии или профессиональной квалификации, приобретение дополнительного образования, необходимого для личностного роста, духовного обогащения, удовлетворения интересов, как условие морально-психологического комфорта.

Навыки обучения и самообразования у взрослого человека формировались в совершенно иной, нежели сегодняшняя, ситуации. Приход нового столетия сопровождается сменой стратегий работы с информацией. Человека старше 55 лет приводят в недоумение множественность, вариатив-

ность, дискретность, клиповость сведений, которые поступают к нему из окружающего мира. Его смущает невозможность охватить весь массив знаний даже в своей отрасли. Фактически перед ним вновь встает знакомая школьная задача -научиться учиться. Прежде всего, работе в информационных средах с помощью компьютерной техники. Это диктует необходимость осваивать новый тип информационного общения -дистанционный, интерактивный в составе сетевых субъектов [1].

Организуя обучение взрослых людей, необходимо представлять типичные внешние и внутренние трудности, с которыми сталкивается взрослый в современной образовательной ситуации, которые будут влиять на особенности образования взрослых. Чем старше человек, тем сложнее ему включаться в образовательные процессы в силу множества внутренних преград (факторов), складывавшихся годами. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них.

Таблица 1

Факторы, препятствующие включению в образовательную деятельность

№ Факторы Сущность

1. Психофизиологические У некоторых взрослых людей возникает внутренний барьер в отношении своей способности к обучению. Он в какой-то мере основан на мифе о снижении способности к восприятию, запоминанию, воспроизведению учебной информации с возрастом.

2. Социально-психологические Многим взрослым людям бывает некомфортно, иногда просто страшно оказаться в позиции ученика. Психологически они не готовы к оборачиванию ситуации и добровольному превращению в «объект» педагогического влияния.

3. Социальные Отсутствие востребованности нового уровня образованности со стороны социума или его избыточность для профессионального статуса зачастую делает для взрослого человека бессмысленным продолжение (наращивание) своего образования.

4. Психолого-педагогические Несформированность установки на необходимость для современного человека пожизненного образования. Непрерывности обучения может также препятствовать отсутствие необходимых для этого знаний о себе как существе познающем, о своих способностях, особенностях восприятия и усвоения учебного материала, информационных потребностях. Наконец, человек просто может не знать о существующих формах образования взрослых.

Обеспечение гарантированного доступа к профессиональному (пере)обучению любого уровня - это одна из действенных форм защиты права человека на труд, в том числе обеспечивающий достойный уровень жизни. Однако в сфере образования, где складываются рыночные отношения, население выступает в роли потребителя образовательных услуг только в том случае, если обладает платежеспособностью.

Взрослый человек предпенсионного и пенсионного возраста, как правило, не имеет материальной возможности оплачивать качественные образовательные услуги дополнительного образования. Круг замыкается. Без социальной поддержки значительная часть населения не способна воспользоваться необходимыми образовательными услугами, а значит, решить многие важные жизненные проблемы. Население по источникам средств к существованию в Российской Федерации, согласно Всероссийской переписи населения (2010 год), распределяется следующим образом на 1000 человек населения, указавших источники средств к существованию - 241 человек проживает на пенсию (кроме пенсии по инвалидности) [2].

Однако учёными доказано, что успешно обучаться можно в любом возрасте. Просто в разные периоды жизни на первый план выступают различные функции памяти, иные типы внимания, меняется мотивация, но в целом взрослый человек всегда способен к выработке соответствующих индивидуальных способов оптимальной работы с информацией. Это становится возможным, если он владеет знаниями о своих особенностях как субъекта обучения и сформированной устойчивой мотивацией к обучению.

Приведём примеры образовательных технологий для взрослых предпенсионного и пенсионного возраста в рамках неформального образования.

1. Досуговая деятельность как образовательная.

Данная категория взрослых использует досуговую деятельность как:

• отдых, с целью восстановления жизненных сил, здоровья, психологического самочувствия (рекреация);

• с целью просвещения как средство интеллектуального развития, повышения уровня функциональной грамотности, источник дополнительных знаний;

• с целью включения в творческую деятельность, отвечающую потребностям и интересам человека, как способ самореализации и самовыражения;

• с целью созерцания, рефлексии, самоанализа, позволяющие углубиться в мир чувств и переживаний, переосмыслить имеющийся жизненный опыт, возвыситься над обыденной жизнью в контакте с другими, а не наедине самим с собой.

Реализация указанных возможностей сопряжена с приобретением дополнительных знаний, умений, опыта деятельности и отношений, а значит, содержит образовательный потенциал, который в случае с людьми третьего возраста наиболее целесообразен в системе неформального образования.

Соотношение досуговой и самообразовательной деятельности может быть различным, в ходе которого проявляются организационно-педагогические особенности образования, рассмотрим таблицу 2.

2. Образовательный туризм - туристические путешествия, которые представляют собой поездки в места временного пребывания с целью получения дополнительных знаний, образования и квалификации, которое осуществляется вне постоянного места жительства в течение некоторого времени [6, с. 2]. Технология организации образовательного туризма для лиц третьего возраста определяется как совокупность методико-организаци-онных действий андрагога, реализующего научно обоснованный педагогический проект. Выделяют следующие этапы образовательного туризма:

Подготовительный этап - сбор информация о стране или регионе, спортивная подготовка, освоение прикладных навыков работы с фотоаппаратом, видеокамерой и др. Андрагогическая функция руководителя - сплочение сформированной для поездки или пешеходного маршрута группы.

Экскурсионный этап - во время поездки андрагогические аспекты образовательного туризма находят свое выражение в экскурсионной работе гида-андрагога, влиянии на межличностное общение в группе, организацию форм дополнительного активного отдыха.

Самообразовательная деятельность, включающая в себя ведение дневника путешествия, составление фотоальбомов, подготовку слайдов и видеофильмов с последующей их демонстрацией.

Рефлексивный этап - каждое событие во время поездки требует рефлексии, интерпретации полученного опыта, эмоциональной ретроспективы, что стимулирует личностное развитие.

3. Музейное образование. Музейная педагогика в настоящее время определяется как междисциплинарная область

Таблица 2

Соотношение досуговой и самообразовательной деятельности людей третьего возраста

№ Досуговая деятельность Образовательная деятельность

1 Различные формы и технологии организации досуговой деятельности образование как одна из форм досуга

2 образование и досуг как самостоятельные, независимые друг от друга виды деятельности

3 образование и досуг, взаимно дополняющие друг друга (процесс образования содержит элементы досуга, имеющие рекреационное значение; досуг сопровождает параллельным внесением просветительской информации)

научного знания, которая занимается исследованием целей и задач, принципов, содержания, методов, форм реализации образовательной деятельности музеев, ориентированной на передачу культурного опыта. Известный русский философ Н.Ф. Федоров считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями. Он обосновал, с философской точки зрения, необходимость включения музея в образовательный процесс.

Формы деятельности музея как образовательного пространства для взрослых традиционны: экскурсии, дидактические и творческие выставки, музейные кружки и клубы. Выявлено три основных формы образовательного процесса: занятия на музейной экспозиции, классно-аудиторные и практические занятия.

Библиографический список

В музейном занятии, ориентированным на взрослую аудиторию, должны учитываться три аспекта предлагаемого материала: когнитивно-интеллектуальный (развитие познавательного интереса, интеллекта), чувственно-эмоциональный (эмоциональная отзывчивость и восприятие выразительных особенностей музейного памятника, данных в единстве его содержания и формы), аффективный (сопереживание, являющееся основой сотворче-ского отношения к памятнику).

Таким образом, в рамках неформального образования для людей третьего возраста существуют эффективные образовательные технологии, адекватные их психологическим и физиологическим особенностям. Однако в методической литературе этот аспект образования людей предпенсионного и пенсионного возраста отражён недостаточно.

1. Смушков В. Hародные университеты: (Обзор уставов и принципы организации). Внешкольное образование. 1919; 2, 3.

2. Григорьева ИА Социальная политика и пожилое население в современной России: вызовы и возможности. Мир России. 2006; 1: 29 - 49.

3. Щукина КП. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей: научное издание. Москва «Дашков и К°», 2004.

4. Макареня, A.A., Суртаева H.H., Кривых С.В. Системная организация структуры управления образованием взрослых в регионах России. Санкт-Петербург: ИОВ РAО, 2007.

5. Макареня, A.A., Суртаева H.H. Интеграционные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального потенциала региона. Санкт-Петербург: ИОВ РAО, 2002.

6. Методические рекомендации по организации образовательного туризма в субъектах Российской Федерации. Министерство культуры Российской федерации. Москва, 2014.

References

1. Smushkov V. Narodnye universitety: (Obzor ustavov i principy organizacii). Vneshkol'noe obrazovanie. 1919; 2, 3.

2. Grigor'eva I.A. Social'naya politika i pozhiloe naselenie v sovremennoj Rossii: vyzovy i vozmozhnosti. MirRossii. 2006; 1: 29 - 49.

3. Schukina N.P. Institut vzaimopomoschi vsisteme social'nojpodderzhkipozhilyh lyudej: nauchnoe izdanie. Moskva «Dashkov i K°», 2004.

4. Makarenya, A.A., Surtaeva N.N., Krivyh S.V. Sistemnaya organizaciya struktury upravleniya obrazovaniem vzroslyh v regionah Rossii. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2007.

5. Makarenya, A.A., Surtaeva N.N. Integracionnye processy v obrazovanii vzroslyh kak faktor razvitiya intellektual'nogo potenciala regiona. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2002.

6. Metodicheskie rekomendacii po organizacii obrazovatel'nogo turizma v sub'ektah Rossijskoj Federacii. Ministerstvo kul'tury Rossijskoj federacii. Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 20.05.15

УДК 374

Tarasov Yu.B., Director of St. Petersburg Publishing and Printing College (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

Khudik V.A., Dr. of Sciences (Psychology), Professor, Head of Department of Psychology and Defectology, Institute of Adult

Continuing Education (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF CIVIC ACTIVITY IN YOUTH WITHIN TRADITIONS OF FOLK PEDAGOGY. The research is connected with the education of civic activity among students of institutions of secondary professional education in ethnological traditions in modern conditions. The authors analyze the pedagogical heritage of the scientists, who studied the citizenship of the younger generation in the traditions of folk pedagogy: K.D. Ushinsky, P.P. Blonsky, S.T. Shatsky, A.S. Makarenko, V.A. Sukhomlinsky, N. I. Pirogov, K. Pobedonostsev, etc. The author highlights the main trends in the education of civil position of students of various age groups, when they spend their extracurricular time out of their school, including organizations of leisure activities.

Key words: ethnological, national education, teaching to be active in the society.

Ю.Б. Тарасов, директор Санкт-Петербургского издательско-полиграфического техникума, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

В.А. Худик, д-р психол. наук, проф., зав. каф. психологии и дефектологии ФГБОУДПО «Институт непрерывного

образования взрослых», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена воспитанию гражданской активности у обучающейся молодежи учреждений среднего профессионального образования на традициях этнопедагогики в современных условиях. Анализируется педагогическое наследие ученых К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.И Пирогова, К. Победоносцева и др. по воспитанию гражданственности подрастающего поколения на традициях народной педагогики. Автором выделены основные направления в воспитании гражданской позиции обучающихся разновозрастных групп вне их пребывания в условиях образовательного учреждения, в процессе организации досуговой деятельности.

Ключевые слова: народная педагогика, национальное воспитание, воспитание гражданской активности.

В период коренного преобразования нашего общества, строительства независимого государства значительное место отводится всестороннему развитию личности, её способностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и потребностей. Основным направлением этого процесса является воспитание у подрастающего поколения патриотизма, национального сознания, гражданской активности. В этом сложном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.