чения и воспитания, в полной мере отвечающей задачам нового этапа развития общества.
Воспитательная работа в Чеченском государственном университете проводится и средствами учебной и воспитательной работы со студентами.
В процессе организации воспитательной работы со студентами в Чеченском государственном университете регулярно проводятся творческие вечера, конкурсы, фестивали, встречи с чеченскими писателями и поэтами, художниками. Большое внимание уделяется изучению Вайнахской этики, в которой сосредоточены основные духовно-нравственные ориентиры и традиции чеченского народа, сформированные на протяжении последних десятилетий и уходящие вглубь веков.
Этика - греческое слово. Это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика - наука нормативная. Она объясняет, что такое мораль и в то же время учит морали.
Этика у любого народа возникла в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической, то есть она появилась с зарождением классового общества. В то же время этика призвана была теоретически решать те же самые практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать Добром, а что злом и т.д.) [2].
Активное воспитание чеченской молодёжи осуществляется и средствами учебной дисциплины «Вайнахская этика». Данная дисциплина должна способствовать этическому воспитанию чеченской молодежи. Глубоко усвоенные студентами такие понятия, как честность, ответственность, совесть, долг, справедливость, доброта, преданность и другие, пронизывая все компоненты сознания, возвышают юношей и девушек над миром повседневных обязательств, делают сильнее, увереннее, пробуждают в них особый творческий подъём, активное отношение к жизни.
Цель учебной дисциплины «Вайнахская этика»: дать представление об истории и современном состоянии гуманитарных знаний в области теории и истории культуры чеченцев; сформировать целостный взгляд на социокультурные процессы прошлого и современности вайнахской этики; дать представление об историко-культурном развитии Чечни в Х1Х-ХХ веке.
Задачи учебной дисциплины «Вайнахская этика»: ознакомить с основными учениями и этапами становления и развития этического знания чеченцев; доказать общечеловеческую зна-чимост духовно-культурных и морально-этических ценностей своего народа и приобщить его к опыту нравственных исканий многих поколений человечества; осмыслить и выбрать духов-
Библиографический список
но-нравственные ориентиры для определения своего места и роли в обществе.
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать: историю развития чеченской культуры; ислам и чеченские обычаи - отличия и совпадения; духовные качества личности; фольклор, его роль в жизни народа; духовно-нравственные, культурно-исторические и лингвистические системы культуры нахских (вайнахских) народов; сущность и основные этапы развития этической мысли, важнейшие моральные, религиозные и философские школы и учения, категории морального сознания; назначение и смысл жизни человека, нравственный идеал и стремление к совершенству, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, этические и эстетические ценности, их значения в творчестве и повседневной жизни; знание и понимание условий становления личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, осознание роли насилия и ненасилия в истории.
- уметь: определять духовные качества личности, опираясь на ценности чеченского менталитета; определять выделяемые в курсе вайнахской этики основные понятия; характеризовать духовные качества личности; производить полный анализ развития личности; обобщать наблюдения над изучаемыми фактами чеченских обычаев и традиций; раскрывать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к Богу, природе и обществу и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе и обществе; раскрывать роль этики в развитии личности, общества и цивилизации, соотношение религии и этики, морали и права и связанные с ними современные социальные и этические проблемы; культурно, адекватно и толерантно вести себя в любом обществе, уважая достоинство, права, убеждения и ценности других людей [3].
- владеть: средствами самостоятельного, методически правильного использования методов духовного, нравственного и физического воспитания, укрепления здоровья, достижения должного уровня моральной и физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной адаптации и профессиональной деятельности.
Как показывает опыт, использование в комплексе различных форм как учебной, так и воспитательной работы, позволяет эффективно осуществлять воспитательную работу с чеченской студенческой молодёжью на основе лучших народных традиций, запечатлённых в Вайнахской этике, возрождая утраченные ценности.
1. Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики. Грозный, 2013.
2. Исаев Э. О нравственной культуре вайнахов. Available at: http://nohchalla.com/gordost/755-nravstvennaya-kultura-vaynahov.html
3. Аннотация рабочей программы дисциплины «Вайнахская этика». Available at: http://davaiknam.ru/text/otechestvennaya-filologi-ya-russkij-yazik-i-literatura-page-6
References
1. Edinaya koncepciya duhovno-nravstvennogo vospitaniya i razvitiya podrastayuschego pokoleniya Chechenskoj Respubliki. Groznyj, 2013.
2. Isaev 'E. O nravstvennoj kul'ture vajnahov. Available at: http://nohchalla.com/gordost/755-nravstvennaya-kultura-vaynahov.html
3. Annotaciya rabochej programmy discipliny «Vajnahskaya 'etika». Available at: http://davaiknam.ru/text/otechestvennaya-filologiya-russkij-yazik-i-literatura-page-6
Статья поступила в редакцию 06.06.15
УДК 796.011.1
Vorontsov P.G., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Head of Department of Physical Education and Health, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: sport-altai@mail.ru
Krainik V.L., Dr. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports in Altay State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kraynikviktor@mail.ru
PRESENTATION ABOUT THE FORMATION OF THE PERSONALITY BY PHYSICAL EDUCATION IN THE RELIGIOUS WORLD VIEW OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE. The article presents a historical review of research of a problem of formation of a person by means of physical education in the religious world of the humanities. In the aspect that interests the authors, the existing literature on the subject has been divided into five groups: philosophical, religious, historical, special-pedagogical and medico-biological. In the first group the researchers analyzed the works of Plato, Aristotle, Augustine, Aquinas, Erasmus, Descartes, John Locke, Jean-Jacques Rousseau, representatives of Marxist and Russian religious philosophy, and the works of his contemporaries. In the second, a religious group, the writings of the Greek apologists, such as Justin the Philosopher, Irenaeus, Theophilus of Antioch, Cyprian of Carthage, Ephrem the Syrian, and others are analyzed. The third group was based on the ancient religious sources, which contain the history of the development of physical culture and sports. The fourth group reflects the theoretical and methodological
foundations of physical exercise J.A. Comenius, E. Slavinski, P.F. Lesgaft, E.A. Pokrovsky, K.D. Ushinski. The fifth group disclosed biomedical aspects of physical culture and sports were analyzed work V.I. Dubrovsky, S.P Evseev, V.R. Kuchma and other contemporary scientists.
Key words: physical education, physical culture, personality, spirit, soul, body, spiritual and moral education.
П.Г. Воронцов, канд. филос. наук., доц., зав. каф. физического воспитания и здоровья Алтайского государственного
медицинского университета, г. Барнаул, E-mail: sport-altai@mail.ru
В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта
Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: kraynikviktor@mail.ru
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕЛИГИОЗНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
В статье представлен исторический обзор научной разработанности проблемы о формировании личности средствами физической культуры в религиозном мировоззрении гуманитарного знания. В данном аспекте существующая литература по проблеме была разделена на пять групп: философскую, религиозную, историческую, специально-педагогическую и медико-биологическую. В перовой группе проанализированы труды Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Ак-винского, Эразма Роттердамского, Рене Декарта, Джона Локка, Жана-Жака Руссо, представителей марксисткой и русской религиозной философии, а также работы современников. Во второй, религиозной группе, проанализированы труды греческих апологетов, таких как Иустин Философ, Ириней Лионский, Феофил Антиохийский, Киприан Карфагенский, Ефрем Сирин и других. В третьей группе за основу были взяты древние религиозные источники, в которых содержится история развития физической культуры и спорта. В четвертой группе отражены теоретические и методические основы физических упражнений Я.А. Коменского, Е. Славинского, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского. В пятой группе анализируются медико-биологические аспекты физической культуры и спорта, раскрытые в работах В.И. Дубровского, С.П. Евсеева, В.Р. Кучмы и других учёных современности.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, цельная личность, дух, душа, тело, духовно-нравственное воспитание.
Отношение к физической культуре и спорту в религиозной теории и практике неоднозначно, поэтому данные категории на протяжении нескольких тысячелетий привлекают умы многих апологетов, философов, историков, педагогов и современных учёных. В интересующем нас аспекте существующая литература по данной теме может быть подразделена на пять групп: философскую, религиозную, историческую, специально-педагогическую и медико-биологическую.
Что касается первой группы, то здесь в основном ставится философский вопрос о гармоничном развитии личности через соотношение душевных (нравственных) и телесных способностей человека. Наибольшую значимость данная проблема приобретает в философских школах времён античности. Идея о теле как инструменте души была впервые осмыслена Сократом. Платон, продолжая эту мысль, рассмотрел тело, как темницу души. Аристотель впервые создаёт классификацию добродетелей и пороков, считая, что многие нравственные стороны души человека определяются его телесными способностями.
В эпоху Средневековья на смену античным представлениям о нравственных качествах цельной личности приходят собственные духовные атрибуты, которые должны быть наполнены христианской добродетелью - верой и духовностью, прежде всего, сопрягаемой с даром любви. В сочинениях Августина Блаженного тело рассматривается как плоть - греховное человеческое начало, поэтому его нужно изнурять для очищения души и воспитания смирения. Решающая роль в ассимиляции аристотелевских идей принадлежит систематизатору ортодоксальной схоластики - Фоме Аквинскому. В его представлении душа - это форма, обладающая субстанциональностью и телесной энтелехийностью. Однако душа и тело являются субстанциями неполными. Полной субстанцией обладает только духовно воспитанный человек [1].
В эпоху Возрождения присутствует как античный, так и христианский идеал цельной личности. На необходимость гармоничного развития духовного и телесного в человеке указывает в своих работах Эразм Роттердамский [2]. В Новое время и эпоху Просвещения христианский культ духовности сменяет установка на оправдание человеческой телесности. Рене Декарт считает, что в личности необходимо развивать как интеллектуально-нравственные, так и телесные качества [3]. Джон Локк указывает на тот факт, что сформировать полноценную личность без надлежащего физического и нравственного воспитания невозможно [4]. Жан-Жак Руссо подчёркивает важность объединения интеллектуального, трудового и физического воспитания [5].
В философии Х1Х-ХХ веков проблема воспитания личности по-разному решается в рамках материалистической и религиозно-философской мысли. Такие материалисты, как Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и Г.В. Плеханов, считают
христианскую духовность издержкой религиозного воспитания и полагают, что на смену ему должно прийти атеистическое и коллективистское, трудовое и физическое воспитание.
В противовес материалистическим концепциям выступили представители русской религиозной философии: В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин и С.Л. Франк, которые подчеркнули приоритет духовности и аске-тичности в воспитании физически крепкой личности. Пожалуй, наиболее взвешенной позиции придерживался В.В. Зеньковский, подчёркивающий в своих работах необходимость физического воспитания для формирования религиозно-нравственной личности [6].
Философско-религиозное осмысление феномена человеческого тела и телесности представлены в научных трудах современников: И.М. Быховской, С.Ф. Денисова, Л.В. Жарова, В.Л. Круткина, Е.В. Лебедевой, Н.Е. Мазаловой, РВ. Маслова, В.А. Подороги, П.Д. Тищенко, С.С. Хоружего. В них авторы подробно рассматривают различные трактовки человеческого тела и телесности, их смысла и предназначения, сложившиеся в различных культурных пространствах.
Что касается общефилософских проблем физической культуры в религиозно-педагогической теории, то здесь необходимо выделить работы следующих авторов: РА. Абзалова, И.М. Быховской, Н.Н. Визитея, П.Г. Воронцова, В.М Выдри-на, Н.К. Глотова, Ю.Д. Железняка, Л.А. Зеленова, М.С. Кагана, Ю.А. Лебедева, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, В.М. Мордвин-цева, В.И. Муравьева, С.Н. Мягковой, Г.Г. Наталова, В.Н. Непопа-лова, Ю.М. Николаева, РА. Пилояна, Н.И. Пономарёва, М.Я. Са-рафа, В.А. Старкова, В.И. Столярова, А. В. Терещенко [7].
К зарубежным специалистам, внёсшим большой вклад в разработку нового научного направления - философии спорта, можно отнести Л. Куна, Б. Лоу, У. Моргана. В частности, ими были рассмотрены экзистенциальные, гносеологические и аксиологические проблемы спорта, а также вопросы этики и эстетики физической культуры и спорта [8].
Во второй, религиозной группе, также как и в философской, выдвигается идея о соотношении духовного, нравственного и физического воспитания полноценной личности. Данная проблема преимущественно ставится в посланиях апостолов и трудах греческих апологетов, таких как Иустин Философ, Ириней Лионский, Феофил Антиохийский, Киприан Карфагенский, Ефрем Сирин. В большинстве их текстов подчеркивается необходимость «обуздания» плоти во имя нравственного очищения и совершенствования души, хотя у Евагрия Понтийского можно найти идею о том, что физические упражнения и трудовая деятельность воспитывают в человеке не только тело, но прежде всего его душу. Максим Исповедник сравнивает тело человека с церковью, в ко-
торой должен пребывать дух и покоиться душа, соответственно, тело должно быть здоровым и содержаться в чистоте. Данная проблема широко поднимается и представителями отечественного богословия: Игнатием Брянчаниновым, Ильей Гумилевским, Тихоном Задонским, Феофаном Затворником, Лукой Войно-Ясе-нецким и другими. Они акцентируют своё внимание на духовном, душевном и телесном развитии человека, указывая на их взаимосвязь. При этом духовные качества должны превалировать над физическими, в противном случае обратная иерархия может привести человека к дисгармонии [9].
К третьей группе относятся древние религиозные источники, изображения и археологические находки, в которых отражается история развития физической культуры и спорта. Наиболее известным произведением Древней Месопотамии, дошедшим до наших дней, является эпос о Гильгамеше, в котором восхваляются такие физические качества личности, как сила, гибкость и ловкость. О театрализованных командных представлениях и соревнованиях в беге повествуется в хеттской ритуальной надписи и хеттской клинописной табличке.
О египетских видах соревнований, устраиваемых в честь бога Мина, упоминает античный историк Геродот. На знаменитых изображениях сфинксов запечатлены соревнования гребцов и воинов, бегущих за колесницами. Во многих саркофагах того времени сохранились фризы, красочно изображающие разнообразные игры детей.
О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и таких древнеиндийских эпосов как Махабхарата и Рамаяна. Наиболее обширный анализ йоги представлен в таких литературных источниках как «Веды», «Упанишады», «Бха-гавадгита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. В древнеиндийских трактатах «Аюрведы» подробно изложены приёмы лечебной гимнастики и массажа. В мифе о Патанджали трактат «Йога-Сутра» рассказывает о «Танце Одарения» - главном танце Шивы.
На традиционную физическую культуру Китая существенное влияние оказали три основные философско-религиозные школы: даосизм, конфуцианство и буддизм. Под воздействием этих школ в Китае выходит книга под общим названием «Кунфу», где впервые были описаны традиционные системы лечебной гимнастики, массажа, ритуальных танцев и боевых искусств. Да-оистские методы лечебной гимнастики изложены в книге «Дао дэ Цзин». В книге «Чжу бин юань хоу лунь» и «Шэнцзи цзун лу» показаны способы лечения с помощью дыхательной гимнастики «Цигун». В книге «Жу мэнь ши цинь» изложен способ выдувания «ци» для лечения внешних повреждений.
Начиная с раннеминойского периода, на Крите процветала физическая культура, аналогичная древневосточной. Сохранились фрагменты фресок с изображением борьбы и трёхфазного гимнастического прыжка, ритон из чёрного стеатита, подтверждающий интерес жителей Крита к кулачному бою, глиняные статуэтки с изображением быка и гимнаста-акробата. Подобные сюжеты можно встретить и на резных перстнях-печатках.
В гомеровских эпосах «Илиада» и «Одиссея» упоминаются такие нравственные качества личности как любовь к родине и семье, трудолюбие, сила воли, храбрость, мужество и отвага; умственные - интеллектуальность, смекалка и хитрость; физические - быстрота, гибкость, сила, выносливость и ловкость.
Библиографический список
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
В области истории физической культуры и спорта необходимо отметить таких специалистов как Б.Р. Голощапов, А.В. Грачёв, Б.В. Горбунов, П. Золин, М.Н. Лукашёв, Н.И. Пономарёв, В.В. Столбов, И.И. Сулейманов [10]. Среди зарубежных исследователей необходимо выделить работы В. Оливовой и Л. Куна, в которых также раскрываются религиозные представления о формировании личности средствами физической культуры и спорта [11].
В четвертую группу вошли исследования, которые включают в себя как историческую, так и специально-педагогическую, классическую литературу в области физической культуры. Теоретические и методические основы физических упражнений и гимнастики отражены в работах таких ученых У-Х1Х вв., как Ф. Рабле, И. Меркуриалис, А. Туккаро, Я.А. Коменский, Д. Локк, Е. Слави-нецкий, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д.Ф. Амороса, И.Х. Гутс-Мутс, Ф. Эйзелен, А. Шписс, П.Г. Линг, Я. Линга, М. Тырша [12].
О пользе школьной гимнастики для здоровья и формирования гармонично развитой личности высказывались отечественные педагоги В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.И. Новиков [13]. С критикой использования европейских национальных систем физической культуры и гимнастики выступили основоположники физического воспитания в России: Е.М. Дементьев, П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, А.П. Протасов, а также отечественный педагог К.Д. Ушинский и русский публицист Д.И. Писарев [14; 15].
Необходимо выделить отечественных педагогов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания личности и формирования у студентов профессионально-нравственных качеств: Ю.П. Азарова, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревскую, Ф.Е. Василюка, Т.И. Власову, В.А. Кан-Калика, В.А. Караковско-го, Н.В. Кузьмину, Н.В. Мацуйя, Л.И. Новикову, Т.И. Петракову,
A.И. Пискунова, М.И. Рожкова, В.Ф. Сахарова, В.А. Сластёнина и других. В их исследованиях выдвинуты основные задачи духовно-нравственного воспитания - это обретение духовности, освоение основных понятий этики и морали, воспитание ответственности и дисциплинированности, которые могут реализовываться, в том числе, при помощи средств физического воспитания.
В пятой группе источников раскрываются медико-биологические аспекты физической культуры и спорта, относящиеся к естественнонаучным. В ней отражены вопросы биохимии, диетологии, врачебного контроля, анатомо-физиологических основ физического воспитания, гигиены физических упражнений, методики спортивной тренировки, спортивной медицины, восстановительной медицины в спорте, адаптивной физической культуры, лечебного массажа, биомеханики, здоровьесберегающих технологий и духовно-идеологического развития общества средствами физической культуры и спорта. Здесь можно выделить таких специалистов как В.К. Бальсевич, В.Ф. Базарный, А.Р. Вирабова,
B.И. Дубровский, С.П. Евсеев, Ю.А. Рахманин, А.Н. Разумов,
B.Р. Кучма, И.А. Мануйлов, С.С. Михайлов, А.В. Самсонова,
C.Б. Тихвинский, М.Г. Ткачук, С.В. Хрущёв и других [16; 17].
Таким образом, проведённый анализ отношения к физической культуре и спорту в различных религиозных концепциях, гуманитарном знании и современной науке показал неоднозначность существующих трактовок и реализуемых проблем. В то же время, следует отметить общность подходов к вопросам формирования личности, к необходимости ежедневной двигательной активности для здоровья человека и духовно-нравственного воспитания современного общества [18].
Аквинский Фома. Сумма теологии. Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис, 2002.
Роттердамский Э. О трёх частях человека - о духе (spiritus) душе (anima) и плоти (caro). Похвала глупости. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000: 56 - 60.
Декарт Р. Частные мысли. Сочинения: в 2-х т Москва, 1989; Т.1: 573 - 580.
Локк Д. Мысли о воспитании. Сочинения: в 3-х т. Москва: Мысль, 1988; Т.2: 407 -614.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. Педагогические сочинения: в 2-х т. Москва: Педагогика, 1981; Т.1: 19 - 431. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Москва: Школа-пресс, 1996.
Воронцов П.Г. Философия духа-души-тела в традиционных физкультурно-оздоровительных практиках России. Барнаул: Алт-ГПА, 2013.
Морган У. Философия спорта. Исторический и концептуальный обзор и оценка будущего. Логос. 2000; 3: 147 - 159. Гумилевский И. Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке. Москва: Московская губернская типография И.И. Иванова, 1913.
Золин П. Древние ристалища Руси. Москва: Московский писатель, 1989: 3 - 35. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. Москва: Радуга, 1982.
Славинецкий Е. Гражданство обычаев детских. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Москва: Просвещение, 1974: 36 - 40.
Белинский В.Г. Избранные сочинения. Москва: Гослитиздат, 1947.
Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Москва: Институт практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1997.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1974.
16. Дубровский В.И, Рахманин Ю.А., Разумов А.Н. Экогигиена физической культуры и спорта. Москва: ВЛАДОС, 2008.
17. Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. К вопросу о гигиенической экспертизе здоровьесберегающих педагогических технологий. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. Москва: Научный центр здоровья детей РАМН, 2001: 200 - 205.
18. Крайник В.Л., Золотухина И.А. Развитие индивидуального стиля учебной деятельности студентов средствами физической культуры. Барнаул: АлтГПА, 2013.
References
1. Akvinskij Foma. Summa teologii. Kiev: 'El'ga, Nika-Centr, 'El'kor-MK, 'Ekslibris, 2002.
2. Rotterdamskij 'E. O treh chastyah cheloveka - o duhe (spiritus) dushe (anima) i ploti (caro). Pohvala gluposti. Moskva: 'EKSMO-Press, 2000: 56 - 60.
3. Dekart R. Chastnye mysli. Sochineniya: v 2-h t Moskva, 1989; T.1: 573 - 580.
4. Lokk D. Myslio vospitanii. Sochineniya: v 3-h t. Moskva: Mysl', 1988; T.2: 407 -614.
5. Russo Zh.-Zh. 'Emil' ili o vospitanii. Pedagogicheskie sochineniya: v 2-h t. Moskva: Pedagogika, 1981; T.1: 19 - 431.
6. Zen'kovskij V.V. Problemy vospitaniya v svete hristianskoj antropologii. Moskva: Shkola-press, 1996.
7. Voroncov P.G. Filosofiya duha-dushi-tela v tradicionnyh fizkul'turno-ozdorovitel'nyh praktikah Rossii. Barnaul: AltGPA, 2013.
8. Morgan U. Filosofiya sporta. Istoricheskij i konceptual'nyj obzor i ocenka buduschego. Logos. 2000; 3: 147 - 159.
9. Gumilevskij I. Uchenie svyatogo apostola Pavla o dushevnom i duhovnom cheloveke. Moskva: Moskovskaya gubernskaya tipografiya I.I. Ivanova, 1913.
10. Zolin P. Drevnie ristalischa Rusi. Moskva: Moskovskij pisatel', 1989: 3 - 35.
11. Kun L. Vseobschaya istoriya fizicheskojkul'tury isporta. Moskva: Raduga, 1982.
12. Slavineckij E. Grazhdanstvo obychaev detskih. Hrestomatiya po istoriishkoly ipedagogiki vRossii. Moskva: Prosveschenie, 1974: 36 - 40.
13. Belinskij V.G. Izbrannye sochineniya. Moskva: Goslitizdat, 1947.
14. Lesgaft P.F. Psihologiya nravstvennogo i fizicheskogo vospitaniya. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii. Voronezh: MOD'EK, 1997.
15. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moskva: Pedagogika, 1974.
16. Dubrovskij V.I, Rahmanin Yu.A., Razumov A.N. 'Ekogigiena fizicheskoj kul'tury isporta. Moskva: VLADOS, 2008.
17. Kuchma V.R., Kuindzhi N.N., Stepanova M.I. K voprosu o gigienicheskoj 'ekspertize zdorov'esberegayuschih pedagogicheskih tehnologij. Teoriya ipraktika gigieny detej ipodrostkovna rubezhe tysyacheletij. Moskva: Nauchnyj centr zdorov'ya detej RAMN, 2001: 200 - 205.
18. Krajnik V.L., Zolotuhina I.A. Razvitie individual'nogo stilya uchebnoj deyatel'nosti studentov sredstvami fizicheskoj kul'tury. Barnaul: AltGPA, 2013.
Статья поступила в редакцию 25.05.15
УДК 371.3
Stepanova M.V., postgraduate, Institute of Continuous for Adults (St. Petersburg, Russia), E-mail: mariannastep@yandex.ru
EDUCATIONAL TECHNOLOGY FOR ADULTS PRE-RETIREMENT AND RETIREMENT AGE IN THE FRAMEWORK OF NON-FORMAL EDUCATION. The article considers features of education of the people of pre-retirement and retirement age. The authors reveal the internal and external factors, which don't let these people join some educational activities. The author also offers adequate educational technology to eliminate the difficulties faced by adults of the third age in the modern educational situation. The article presents the following educational technologies for people of pre-retirement and retirement age: leisure activities such as educational tourism, Museum studies, and some other kinds of active spending time.
Key words: adult pre-retirement and retirement age, non-formal education, educational technology.
М.В. Степанова, аспирант, ФГБОУДПО «Институт непрерывного образования взрослых», г. Санкт-Петербург,
E-mail: mariannastep@yandex.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются особенности образования людей предпенсионного и пенсионного возраста. Авторами раскрываются внешние и внутренние факторы, препятствующие включению этих лиц в образовательную деятельность. Кроме того, предлагаются адекватные образовательные технологии, снимающие трудности, с которыми сталкиваются взрослые люди третьего возраста в современной образовательной ситуации. В статье представлены следующие образовательные технологии для лиц предпенсионного и пенсионного возраста: досуговая деятельность как образовательная, образовательный туризм, музейное образование и другие.
Ключевые слова: взрослые предпенсионного и пенсионного возраста, неформальное образование, образовательные технологии.
Положение современного взрослого человека предпенсионного или пенсионного возраста в обществе, прежде всего, в сфере труда, во многом зависит от уровня его компетентности, что предусматривает повышение уровня профессиональной, функциональной и информационной компетентности как условие соответствия требованиям рынка труда, грамотного поведения в современной социально-экономической ситуации, принятия эффективных решений, смену профессии или профессиональной квалификации, приобретение дополнительного образования, необходимого для личностного роста, духовного обогащения, удовлетворения интересов, как условие морально-психологического комфорта.
Навыки обучения и самообразования у взрослого человека формировались в совершенно иной, нежели сегодняшняя, ситуации. Приход нового столетия сопровождается сменой стратегий работы с информацией. Человека старше 55 лет приводят в недоумение множественность, вариатив-
ность, дискретность, клиповость сведений, которые поступают к нему из окружающего мира. Его смущает невозможность охватить весь массив знаний даже в своей отрасли. Фактически перед ним вновь встает знакомая школьная задача -научиться учиться. Прежде всего, работе в информационных средах с помощью компьютерной техники. Это диктует необходимость осваивать новый тип информационного общения -дистанционный, интерактивный в составе сетевых субъектов [1].
Организуя обучение взрослых людей, необходимо представлять типичные внешние и внутренние трудности, с которыми сталкивается взрослый в современной образовательной ситуации, которые будут влиять на особенности образования взрослых. Чем старше человек, тем сложнее ему включаться в образовательные процессы в силу множества внутренних преград (факторов), складывавшихся годами. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них.