Научная статья на тему 'Особенности построения неформального образования взрослых третьего возраста'

Особенности построения неформального образования взрослых третьего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PERSONS OF THE THIRD AGE / INFORMAL ADULT EDUCATION / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишкова Л.В., Степанова М.В.

В статье рассматриваются организационно-педагогические особенности построения неформального образования людей третьего возраста: социальные и демографические аспекты, сущность и формы организации процесса обучения. Построение системы образования лиц третьего возраста рассматривается как актуальная проблема в современный период, требующая выявления особенностей, как организационных, так и педагогических, которые зависят от социокультурных и экономических факторов. Образовательный процесс взрослых как педагогическая система, характеризуемая постановкой комплекса конкретных целей деятельности, представляет собой целенаправленную социально-педагогическую и социокультурную деятельность андрагога в единстве с учебной и самообразовательной деятельностью обучающихся взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF NON-FORMAL ADULT EDUCATION OF PEOPLE OF THE THIRD AGE

The article discusses the organizational and pedagogical features of managing of non-formal education among people of the third age: social and demographic aspects, the nature and form of organization of the learning process. The organization of the system of education for older people is considered to be an urgent problem in the modern period that requires the detection of such features (both organizational and pedagogical), which depend on socio-cultural and economic factors. The educational process of adults as a pedagogical system, characterized by the production of a set of specific performance objectives, is a targeted socio-pedagogical and socio-cultural activity of teachers for adult people in unity with educational and self-educational activity of adult students.

Текст научной работы на тему «Особенности построения неформального образования взрослых третьего возраста»

Таблица 1

Личностно-профессиональные качества музыканта

Метапрофессиональные качества музыканта Специальные профессиональные качества музыканта Психолого-педагогические качества музыканта

Общая культура личности Эстетическое восприятие действительности Методологическая культура

Творческое отношение к социально значимой деятельности Художественно-образное мышление Критичность мышления, способность к критичной оценке ситуации творческой деятельности

Потребность в самосовершенствовании, самообразовании Креативность, стремление к раскрытию творческого потенциала Аналитические способности, готовность к анализу педагогических задач

Эрудированность Музыкальность Эмпатия

Коммуникабельность, готовность к осуществлению общения со слушательской аудиторией посредством музыкального языка как универсального средства коммуникации Артистизм, готовность проявлять поисковую активность в овладении способами художественно-образной выразительности Способность к идентификации

Инициативность Творческое воображение, фантазия Рефлексивность

Организованность, ответственность в решении проблем взаимодействия в различных нестандартных ситуациях Исполнительская воля Эмоционально-волевая саморегуляция

Толерантность, способность к освоению культуры социальных отношений, направленной на активное участие в культурном процессе Готовность к проявлению межкультурной компетентности, понимание взаимосвязи развития художественной и музыкальной культуры Способность к индивидуально-творческому взаимодействию

Сотрудничество, умение работать в команде Чувство стиля, художественный вкус Развитая интуиция

способствовать более эффективному осуществлению процесса фортепианной подготовки.

Работа в классе может происходить в виде сотрудничества, направленного на совместное выявление соотношения репродуктивных и продуктивных, креативных, творческих способов деятельности. Для этого возможно применение как традиционных методов, так и инновационных форм, методов и технологий обучения, таких как, например, метод стилевого анализа, метод «погружения», технологии проблемного, контекстного обучения, основанные на синтезе музыкально-теоретических знаний и исполнительских умений.

Следует отметить, что профессиональная деятельность требует от музыканта любой специальности эрудированности в различных областях художественного творчества, а также универсального владения большим объемом междисциплинарных знаний и умений. Поэтому значительную роль играет специфика музыкального обучения, связанная с индивидуальной формой

Библиографический список

проведения урока, когда в процессе педагогического взаимодействия непосредственно реализуется передача личностного творческого опыта ученику.

Процесс личностно-профессионального становления можно определить как целенаправленный, непрерывный, многоуровневый, многоэтапный путь саморазвития и самосовершенствования музыканта. Наиболее значимыми качествами, с нашей точки зрения, являются такие творческие качества, как стремление к самореализации в профессиональной деятельности, поиск нестандартных способов решения профессиональных задач, владение системой художественно-творческих умений и способность к применению музыкально-профессиональных знаний.

Таким образом, осуществляется личностно-професси-ональное становление музыканта, являющееся процессом длительного и непрерывного поиска возможностей и способов совершенствования на пути достижения готовности к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.

1. Энциклопедия профессионального образования. Руководитель авторского коллектива С.Я. Батышев: в 3-х т. Москва: Ассоциация «Проф. образование», 1999; Т. 2.

2. Байденко В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты. Высшее образование сегодня. 2007; 5: 4 - 9.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Издание 2-е. Москва: Логос, 2005.

References

1. Enciklopediya professional'nogo obrazovaniya. Rukovoditel' avtorskogo kollektiva S.Ya. Batyshev: v 3-h t. Moskva: Associaciya «Prof. obrazovanie», 1999; T. 2.

2. Bajdenko V.I. Novye standarty vysshego obrazovaniya: metodologicheskie aspekty. Vysshee obrazovanie segodnya. 2007; 5: 4 - 9.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Izdanie 2-e. Moskva: Logos, 2005.

Статья поступила в редакцию 24.05.15

УДК 371

Ishkova L.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Continuous Education for Adults (St. Petersburg, Russia), E-mail: ishkovalu1941@mail.ru

Stepanova M.V., postgraduate, Institute of Continuous Education for Adults (St. Petersburg, Russia), E-mail: mariannastep@yandex.ru

FEATURES OF ORGANIZATION OF NON-FORMAL ADULT EDUCATION OF PEOPLE OF THE THIRD AGE. The article discusses the organizational and pedagogical features of managing of non-formal education among people of the third age: social and demographic aspects, the nature and form of organization of the learning process. The organization of the system of education for older people is considered to be an urgent problem in the modern period that requires the detection of such features (both organizational and pedagogical), which depend on socio-cultural and economic factors. The educational process of adults as a pedagogical system, characterized by the production of a set of specific performance objectives, is a targeted socio-pedagogical and socio-cultural activity of teachers for adult people in unity with educational and self-educational activity of adult students. Key words: persons of the third age, informal adult education, educational system.

Л.В. Ишкова, д-р пед. наук, проф. ФГБОУДПО «Институт непрерывного образования взрослых», г. Санкт-Петербург, E-mail: ishkovalu1941@mail.ru

М.В. Степанова, аспирант ФГБОУ ДПО «Институт непрерывного образования взрослых», г. Санкт-Петербург, E-mail: mariannastep@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются организационно-педагогические особенности построения неформального образования людей третьего возраста: социальные и демографические аспекты, сущность и формы организации процесса обучения. Построение системы образования лиц третьего возраста рассматривается как актуальная проблема в современный период, требующая выявления особенностей, как организационных, так и педагогических, которые зависят от социокультурных и экономических факторов. Образовательный процесс взрослых как педагогическая система, характеризуемая постановкой комплекса конкретных целей деятельности, представляет собой целенаправленную социально-педагогическую и социокультурную деятельность андрагога в единстве с учебной и самообразовательной деятельностью обучающихся взрослых. Ключевые слова: лица третьего возраста, неформальное образование взрослых, образовательная система.

Исследование и анализ научной литературы по проблеме образования взрослых показал, что интерес к этому вопросу существовал всегда, в разные исторические периоды рассматривались различные контексты феномена образования взрослых. В настоящий период усиливается интерес к проблеме построения системы образования взрослых, особенно лиц третьего возраста, что связано с демографической ситуацией («старение» населения на планете) и социокультурными особенностями. Несмотря на усиливающийся интерес в научных исследованиях к проблеме построения системы образования лиц третьего возраста, существует терминологические рассогласования, понятийная неразработанность (нет однозначных толкований понятий «возраст», «образование взрослых», «третий возраст», «институт третьего возраста», «неформальное образование» и др.), что затрудняет проведение научных исследований. Исторически образование взрослых осуществлялась в различных формах, многие из которых не утратили актуальности и в настоящий период (народные школы, семинары, лектории, народные университеты и т.д.), которые относятся к неформальному образованию взрослых.

В. Смушков подчеркивает, что формы обучения для взрослых, которые относятся к неформальному образованию, «характеризуются:

- общественным характером управления;

- добровольным характером обучения;

- вариативностью программ и сроков обучения;

- сочетанием форм популяризации научных знаний с прикладными занятиями;

- созданием комфортной образовательной среды для общения взрослых людей;

- возможностью социально-психологической защиты в условиях социальных перемен.

Деятельность этого типа образовательных учреждений основана на принципах демократизма, открытости, доступности», подчеркивает В. Смушков [1].

Изменение возрастной структуры населения - одно из великих достижений XX в. - стало одной из основных проблем человечества, сопряженной со многими нерешёнными культурными, социальными, экономическими, медицинскими, а также педагогически задачами. Рост численности пожилых людей в Европе, в том числе в России происходит быстрыми темпами, их количество перешагнуло 20% рубеж. В системе народных форм образования особое место занимают университеты третьего возраста. Обучение в университетах третьего возраста строится, как правило, на основе собственной активности слушателей и постоянного диалога с преподавателем и не регламентируется обязательными программами. Особенно важен фактор человеческого общения людей старшего возраста. Этому способствуют объединение пожилых по интересам, создание условий, обеспечивающих жизненную перспективу, высокую социальную активность, организация регулярных встреч с представителями органов власти, учёными, деятелями науки и культуры. Это обстоятельство должно учитываться при разработке и формировании особенностей построения образования взрослых третьего возраста. Университеты третьего возраста - ответ системы образования взрослых на историческое изменение акцентов социального развития в сторону «общества пожилых людей». Неслучайно 1999 г. был объявлен ООН Международным годом пожилых лю-

дей, который прошел под девизом «По пути к обществу для людей всех возрастов».

Значительная часть российских пенсионеров, к сожалению, продолжают пока оставаться вне сферы неформального образования, растёт число одиноких людей, нуждающихся в неформальном образовании, неформальном общении. Работа с ними в большинстве случаев организуется лишь в некоторых регионах страны, чаще всего по инициативе общественности. Деятельность народных университетов третьего возраста, созданных в различных регионах в рамках общества «Знание», убедительно свидетельствует об активном желании и стремлении пожилых людей повысить свой образовательный уровень. Большой интерес вызывают у них образовательные программы по проблемам долголетия, психологической помощи одиноким, больным, инвалидам, по изучению истории родного края, экологии жизни. Пожилые люди хотят приобщиться к искусству, изучать иностранные языки, овладеть основами компьютерной грамотности.

И.А. Григорьева [2, с. 29-49] констатирует, что образование взрослых в пенсионном возрасте не ориентировано на получение профессии или на обеспечение лучшего трудоустройства. Его цель - личностное развитие, социальная адаптация и общение людей, сохранение их активной жизненной позиции. Особенностями обучения пожилых людей являются привнесение ими в учебный процесс колоссального жизненного опыта и высокая мотивация. Наше исследование показывает, что могут быть и другие целевые установки.

Н.П. Щукина [3] приводит данные свидетельствующие о том, что в настоящее время в мире по программам университетов третьего возраста обучается свыше 220 млн. человек. С пожилыми людьми работают специально подготовленные специали-сты-андрагоги, психологи, социальные педагоги, геронтологи. Такие программы частично или полностью финансируются государством. Образовательная работа с пожилыми людьми ведется также церковными и благотворительными организациями, профсоюзами, партийными движениями различных политических ориентаций.

Таким образом, для построения образования взрослых третьего возраста необходима специальная подготовка специалистов андрагогов, которая бы учитывала особенности людей третьего возраста, что в Российском образовательном пространстве не осуществляется. Образование взрослых людей третьего возраста как педагогическая организация дополнительного неформального образования может выступать объектом педагогического исследования с различных точек зрения:

- с точки зрения участников, как искусственная, открытая (взаимодействующая ссоциумом), деятельностная, динамически развивающаяся социально-педагогическая система, объединяющая различных по профессиональной деятельности людей, занятых в сфере дополнительного неформального образования, предназначенная для выполнения определенной функции -адаптация, самореализация, актуализация жизненного опыта, потребность в общении людей третьего возраста;

- с точки зрения процесса, как педагогическая система в совокупности, состоящая из подсистем функционирующих в неформальном образовании взрослых;

- с точки зрения функции управления, как система управления структурно-функциональными объектами неформального образования взрослых (люди и процессы).

Поскольку фундаментальными свойствами и сущностью организации как функции управления является объединение элементов (людей, вещей, идей) в системное целое, то, согласно системному и деятельностному принципу, речь идет также об управлении такой педагогической системой, в силу своего характера еще и деятельностной, как построение образования взрослых третьего возраста. А она, в свою очередь, является структурной единицей более общей педагогической системы как образовательный процесс в сфере дополнительного неформального образования и социальной политики.

На основании изложенного материала можно утверждать, что, во-первых, построение образования лиц третьего возраста само по себе выступает как педагогическая организация и одновременно как педагогическая система, и, во-вторых, помимо своей функциональной характеристики, отвечающей на вопрос, что и как делается в управлении объектами, в качестве структурных компонентов имеет также участников взаимодействия, т.е. наличие субъектов управления.

Образовательный процесс, как педагогическая система, характеризуемая постановкой комплекса конкретных целей деятельности, представляет собой целенаправленную социально-педагогическую и социокультурную деятельность андрагога в единстве с учебной и самообразовательной деятельностью обучающихся взрослых. Следовательно, процесс построения образования людей третьего возраста всегда носит целенаправленный характер и соответственно, управление им - это тоже целенаправленная деятельность всех его субъектов и это можно рассматривать одной из особенностей. В связи с этим утверждением, целенаправленный характер построения образования взрослых лиц третьего возраста позволяет по основным видам деятельности выделить его субъектов управления, ответственных за результаты своей деятельности - руководитель, администратор, педагог, обучающийся взрослый.

Тогда целостный характер системы построения образования лиц третьего возраста обусловлен интегративным взаимодействием и взаимовлиянием структурных и функциональных компонентов, определяющих ее организационную структуру. В этом плане управление построением образования людей третьего возраста в социально-педагогическом процессе проявляется как система взаимодействия субъектов - «обучающийся - андра-гог - администратор - руководитель».

А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых [4, с. 46-49] обозначили структурные и функциональные компоненты этой системы. Структурные компоненты системы управления построением образования людей третьего возраста образуют следующий состав:

- структурные подразделения (школы, университеты, центры, секции, кружки и т.д.), субъекты управления, которые участвуют в процессе построения образования людей третьего возраста;

- взаимодействие между структурными подразделениями и субъектами управления, которые участвуют в процессе построения образования людей третьего возраста;

- объединение структурных подразделений в единое целое в этой системе.

Библиографический список

Функциональные компоненты системы управления построением образования людей третьего возраста представлены следующим образом:

- основные виды деятельности каждого субъекта обучения, включенных в процесс построения образования людей третьего возраста;

- взаимодействие этих субъектов в процессе построения образования людей третьего возраста;

- управление построением образования взрослых людей третьего возраста как целостным образованием.

Кроме того, А.А. Макареня и Н.Н. Суртаева в качестве условия построения образования взрослых говорят о создании поддерживающей среды. «Формы такой помощи многообразны, но направлены они на решение проблем индивида путем управления его окружением и могут включать любые возможные средства, посредством которых окружение отдельного человека, как в физическом, так и в психологическом плане становится более благоприятным для нормального его приспособления. Для одного человека это может означать поездку, для другого включение в коллективную деятельность, в активный поиск, адаптация его в междисципинарную комплексно подготовленную команду, участники которой занимают различные позиции... все это можно отнести к элементам поддерживающей среды в образовании взрослых особенно третьего возраста» [5, с. 114].

В последние годы усилия в сфере неформального образования взрослых были направлены на решение тактических, прагматически-утилитарных задач в ущерб задачам стратегическим, собственно культурным, способствующим не только «выживанию», но прогрессивному развитию социума и личности. В то время как выработка стратегий реформирования образования, направленных на сохранение интеллектуального и культурного потенциала страны и ее цивилизационной идентичности невозможна вне социокультурного контекста, без учета диалектики общецивилизационных и национально-культурных целей и ценностей образования.

Многие авторы отмечают, что современное состояние образования не только отдельных людей, но и больших социальных групп, характеризуется неустойчивостью, конфликтностью ценностных ориентаций. Разумеется, противоречия всегда есть и могут быть, но важно, чтобы они одновременно, являлись бы основой для самореализации и саморазвития. Последствия разрушения не идеальной, но «работавшей» системы образования взрослых, в первую очередь отразились на общекультурной составляющей. Представленные формы, подразделения и структуры, лектории, народные школы и университеты, курсы, библиотеки, клубы и дворцы культуры, предоставляли разнообразные возможности для социокультурного развития людей третьего возраста. Это стабильные и доступные формы непрерывного образования, общения поколений, образующие единое образовательное пространство.

Сегодня неформальное образование лиц третьего возраста, оказалось практически без государственной поддержки, выживает за счет общественных инициатив, плохо выдерживает конкуренцию с многочисленными коммерческими структурами, что грозит дальнейшей девальвацией серьезного образования, примитивизацией, вульгаризацией, антиинтеллектуализмом.

1. Смушков В. Народные университеты: (Обзор уставов и принципы организации). Внешкольное образование. 1919; 2, 3.

2. Григорьева ИЛ. Социальная политика и пожилое население в современной России: вызовы и возможности. Мир России. 2006; 1: 29 - 49.

3. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей: научное издание. Москва: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004.

4. Макареня A.A., Суртаева Н.Н., Кривых С.В. Системная организация структуры управления образованием взрослых в регионах России. Санкт-Петербург: ИОВ РAО, 2007.

5. Макареня A.A., Суртаева Н.Н. Интеграционные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального потенциала региона. Санкт-Петербург: ИОВ РAО, 2002.

References

1. Smushkov V. Narodnye universitety: (Obzor ustavov i principy organizacii). Vneshkol'noe obrazovanie. 1919; 2, 3.

2. Grigor'eva I.A. Social'naya politika i pozhiloe naselenie v sovremennoj Rossii: vyzovy i vozmozhnosti. MirRossii. 2006; 1: 29 - 49.

3. Schukina N.P. Institut vzaimopomoschi v sisteme social'noj podderzhki pozhilyh lyudej: nauchnoe izdanie. Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2004.

4. Makarenya A.A., Surtaeva N.N., Krivyh S.V. Sistemnaya organizaciya struktury upravleniya obrazovaniem vzroslyh v regionah Rossii. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2007.

5. Makarenya A.A., Surtaeva N.N. Integracionnye processy v obrazovanii vzroslyh kak faktor razvitiya intellektual'nogo potenciala regiona. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2002.

Статья поступила в редакцию 20.05.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.