Научная статья на тему 'Проблемные поля вхождения неформального образования в систему повышения квалификации'

Проблемные поля вхождения неформального образования в систему повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TEACHER / FORMAL EDUCATION / NON-FORMAL EDUCATION / FURTHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ройтблат Ольга Владимировна, Суртаева Надежда Николаевна

Автором в статье анализируются проблемные поля современного образовательного пространства, обусловленные включением в него ресурса неформального образования, рассматривается роль и значение системы повышения квалификации педагогических кадров, призванной разрешить противоречия основных проблемных полей вхождения неформального образования в систему образования взрослых. Проблемными полями авторы определяют, во-первых, неиспользование потенциала неформального образования как реагирования на происходящие изменения реальности; во-вторых, отсутствие четкой терминологической, методической, методологической, технологической базы для полноценной реализации неформального образования в системе повышения квалификации педагогических кадров; в-третьих, наличие организационных проблем реализации неформального образования в системе повышения квалификации педагогических кадров; в-четвертых, отсутствие четкого механизма включения неформального образования в структуру традиционного повышения квалификации педагогических работников, путей и возможностей интеграции формального, неформального и информального образования. Между тем, неформальное образование активно развивается за границей, актуальность его развития и реализации в стране находит отражение в материалах и документах, определяющих политику государства в области образования. Система дополнительного профессионального педагогического образования призвана одной из первых к освоению теории и практики неформального образования, определению его места в общей системе отечественного образования в логике парадигмы непрерывного образования. Перед педагогической наукой стоит задача обобщения отечественного и мирового опыта организации и осуществления неформального образования и использования его потенциала в системе образования взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES IN INTEGRATING NON-FORMAL EDUCATION INTO THE SYSTEM OF FURTHER VOCATIONAL TRAINING

This paper analyzes the challenges of the modern educational environment related to the inclusion of non-formal education. The author considers the role and importance of further training for teachers designed to resolve the contradiction and major challenges related to integrating non-formal education into the system of advanced training for adults. The author considers the following challenges: failure to use the potential of non-formal education as a response to changing environment; lack of clear terminology and methodical, methodological, technological basis for a complete implementation of non-formal education in further training of teachers; organizational problems in implementing non-formal education in further training of teachers; lack of a clear mechanism to include non-formal education in the structure of traditional further training of teachers and ways to integrate formal, non-formal and informal education. Meanwhile, non-formal education is actively developing overseas relevance, which is reflected in materials and documents defining the state education policy. The system of additional vocational training for teachers is designed to master the theory and practice of non-formal education, determine its place in the overall system of national education within the paradigm of lifelong learning. The teaching science is dealing with the task to generalize and summarize national and international experience in organizing and implementing non-formal education and using its potential in the system of adult education.

Текст научной работы на тему «Проблемные поля вхождения неформального образования в систему повышения квалификации»

Portal federalnykh gosudarstvennykh obrazovatelnykh standartov vysshego professionalnogo obrazovaniya (3 pokoleniye) [Portal for Federal State Educational Standards of Higher Professional Education (3rcl generation)]. Available at http://fgosvo.ru (Accessed on October 14, 2015). (In Russian).

Trofimenko M. P. Formirovaniye sotsialno-kommunikativnoy kompetentnosti studentov pedagogicheskikh specialnostey vuza v protsesse professionalnoy podgotovki: Dis. ... kand. ped. nauk. [Developing socio-communicative competence of future teachers during training], Moscow, 2013. (In Russian).

G. M. Makhutova, M. P. Trofimenko

Nizhnevartovsk, Russia

DEVELOPING SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMETENCE OF STUDENTS IN STUDYING FOREIGN LANGUAGES

Abstract. The paper raises the issue of developing social and communicative skills and competences of students in studying foreign languages. Federal Education Standards define a competency-based approach as the leading approach in modern education. The authors suggest uniting competency-based and problem-solving approaches to developing social and communicative skills and competences of students while studying a foreign language. Being metaobjective and professionally essential, socio-communicative competence is considered both as a goal and result of vocational training developed within social interaction. It is defined as a set of skills enabling a person navigate in any social environment and to solve situations, including conflicts, within social interaction.

Studying a foreign language involves developing both foreign language competences and interpersonal and intercultural communication skills of students, essential in any community. Foreign language is one of the universal tools for developing students' communicative competence. On the one hand, successful mastering of a foreign language is determined by the level of socio-communicative competence of a person, while on the other hand, a foreign language is a means of developing such a competence. This contradiction allows applying a problem-based approach along with competency-based one, which is showed by the example of an algorithm for solving a problematic situation.

Competency-based approach involves an ability to interact with other people, resolve conflicts, whereas problem-based approach promotes the development of exploratory and creative skills of students, their ability to generate tasks, set goals and solve problems independently, analyze their performance and summarize the experience. The problem-based approach in studying a foreign language is based on a problematic situation which requires a student to have a certain level of socio-communicative competence. Thus problem-based learning is based on the interaction of students, their dialogue and ability to generate tasks, set goals and solve problems.

Key words: competency-based approach; problem-based approach; socio-communicative competence; foreign-language communication; foreign language; problematic situation.

About the authors: Gulnara Mirzakhanovna Makhutova1, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor Department of Foreign Languages; Marina Pavlovna Trofimenko2, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor Department of Foreign Languages.

Place of employment: Nizhnevartovsk State University1'2.

УДК 377.3 О. В. Роит блат

Тюмень, Россия

Н. Н. Суртаева

Санкт-Петербург, Россия

ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ ВХОЖДЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. Автором в статье анализируются проблемные поля современного образовательного пространства, обусловленные включением в него ресурса неформального образования, рассматривается роль и значение системы повышения квалификации педагогических кадров, призванной разрешить противоречия основных проблемных полей вхождения неформального образования в систему образования взрослых. Проблемными полями авторы определяют, во-первых, неиспользование потенциала неформального образования как реагирования на происходящие изменения реальности; во-вторых, отсутствие четкой терминологической, методической, методологической, технологической базы для полноценной реализации неформального образования в системе повышения квалификации педагогических кадров; в-третьих, наличие организационных проблем реализации неформального образования в системе повышения квалификации педагогических

кадров; в-четвертых, отсутствие четкого механизма включения неформального образования в структуру традиционного повышения квалификации педагогических работников, путей и возможностей интеграции формального, неформального и информального образования.

Между тем, неформальное образование активно развивается за границей, актуальность его развития и реализации в стране находит отражение в материалах и документах, определяющих политику государства в области образования. Система дополнительного профессионального педагогического образования призвана одной из первых к освоению теории и практики неформального образования, определению его места в общей системе отечественного образования в логике парадигмы непрерывного образования. Перед педагогической наукой стоит задача обобщения отечественного и мирового опыта организации и осуществления неформального образования и использования его потенциала в системе образования взрослых.

Ключевые слова: педагог; формальное образование; неформальное образование; повышение квалификации.

Сведения об авторе: Ольга Владимировна Ройтблат1, кандидат педагогических наук, доцент, ректор; Надежда Николаевна Суртаева2, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики.

Место работы: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования1; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена'.

Контактная информация: 625000, г.Тюмень, ул. Советская, д. 56; e-mail: [email protected]; 191186, г.Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48; e-mail: [email protected].

Происходящие сегодня изменения в мире и в России затрагивают все сферы человеческой активности, все виды человеческой жизнедеятельности. Новые требования к результатам труда, к организации процесса труда в первую очередь ставят вопросы подготовки и переподготовки кадров. В сфере образования, в связи с формированием новой нормативно-правовой основы образовательной деятельности, к которой относятся Закон об образовании РФ, федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования в РФ, вопрос подготовки педагога стоит как никогда актуально. Кроме того, масштабные изменения, к которым можно отнести изменения в структуре возрастных групп населения, увеличение продолжительности жизни населения, изменения в экономике, политике, технике и производстве, меняют саму ментальность, убеждения, идеологию трудоспособного населения. В результате изменений действительности возрастает социальная и трудовая мобильность населения, социальная и трудовая активность, что, с одной стороны, меняет спектр профессиональной занятости, но с другой — формирует слои маргинальности и рост бедности. Отметим также изменения в характере доминирования работы в жизни современных людей. Так, изменились роль и место женщин на рынке занятости, растут инвестиции в образование, актуализирована потребность в глобальных моделях образования в ответ открытому обществу, изменились требования к образовательным результатам, расширяется всемирная информационная сеть, растет активность цифровых тех-

нологий. Происходят также изменения роли государства в общественном устройстве жизни общества, расширяются формы участия людей в политической жизни страны, трансформируются социальные связи и ценности (структура семьи, ослабление социальных связей, эволюция ценностей и многие другие факторы, причины, следствия).

Все это обусловливает проблемные поля в образовании на всех его уровнях, в том числе и на уровне образования взрослых в контексте непрерывного образования. В современной ситуации образование все более укрепляет свои позиции, все большие требования к образованию предъявляют его непосредственные участники. Сегодня учитель перестал быть носителем информации, он становится в ряд с другими информационными носителями, потеряв монополию на знания и информацию (Колесникова 2009: 12—23; Пискунова 2005: 26), он отстает от своих учеников в уровне овладения информационно-коммуникативными технологиями (Кан-даурова 2015: 96—102). На фоне изменений действительности сфера профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров оказывается одновременно актуальной и уязвимой. Своевременное реагирование на происходящие изменения, на новые требования сделает систему повышения квалификации педагогических кадров востребованной (Суртаева 2014: 18—24).

Следовательно, первым проблемным полем вхождения неформального образования в систему повышения квалификации является актуальность ситуации как необходимость опера-

тивного реагирования на изменения потребностей педагогических кадров.

Безусловно, смена целевых, мотивационных, содержательных основ повышения квалификации педагогических кадров возможна только в оперативной реакции системы повышения квалификации на изменения требований общества и потребителей образовательных услуг. Балансирование системы повышения квалификации между государственными заказами, традиционными курсами повышения квалификации в нужном количестве часов для непременной аттестации кадров и реальными потребностями практикующих педагогов приводит к потребности реализации неформального образования.

Неформальным образованием в системе подготовки и переподготовки взрослого населения в разные моменты занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Н. Н. Букина, С. Г. Вершловский, М. Грендстафф, И. Гудман, Т. Л. Дубровина, А. Жадько, Н. Зи-цер, Д. Зицер, Д. Кариевич, Т. Мухлаева, Л. Ю. Монахова, Н. Ю. Морозова, Д. Ю. Па-лант, О. В. Павлова, Н. Н. Суртаева, Н. Слобо-дяник, А. Шнайдер и др.).

Существенная роль в распространении понятия «неформальное образование» в российском образовательном пространстве принадлежит Меморандуму непрерывного образования Европейского Союза, государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 гг., экспертным заключениям Общественной палаты РФ и Государственного университета «Высшая школа экономики», модели «Российское образование — 2020». Согласно данному уровню дефиниция раскрывает следующее содержание: неформальное образование является одним из трех институционализированных видов непрерывного образования (формальное и информальное образование) и рассматривается как фактор «конкурентоспособности и успеха страны», «значимый элемент современных образовательных систем», необходимый «для обновления и повышения квалификации управленческих и преподавательских кадров». Между тем, весьма расхожим педагогическим мнением, семантически допустимым, является понимание неформального образования как нетрадиционного. Однако Н. Н. Букина в изучении теоретических аспектов неформального образования в России, подчеркивая его роль и место в системе непрерывного образования, обосновы-

вает его как социокультурный феномен, вызванный растущей потребностью населения в разнообразных образовательных услугах (Букина 2010: 150—155). В целом, на сегодняшний день сложились более или менее однозначные теоретические основы неформального образования. Так, А. М. Митина представляет концепцию «неформального образования» («non-formal education»), при этом выделяет его как одну из трех частей триады образования в целом: «формальное образование» («formal education») — «неформальное образование» («non-formal education») и «внеинституционное образование» («informal education») (Митина 2004). Близок к данному пониманию и А. М. Осипов, который с позиции социологии рассматривает неформальное образование как неинституциональное, внеинституциональное образование, как сферу целенаправленных воздействий на процессы социализации и образования вне формальных специализированных рамок образовательных организаций. Автор считает, что элементы неформального образования имеют место на границе формального образования (Осипов 2006: 469). Отражение сущности неформального образования можно найти в современных материалах, отражающих модернизацию мирового образования. Например, проект «Европейский центр знаний о молодежи» включает неформальное образование как любую организованную образовательную деятельность вне рамок образования формального, необходимого для развития социальных и экономических компетенций современного человека (Ермакова 2012: 39—40). Т. Л. Дубровина, исследующая вопросы организации неформального образования в системе дополнительного профессионального образования, дает следующее определение: «неформальное образование, это — дополнительное образование, представляющее собой открытую, мобильную, специально организованную, целенаправленную систему получения знаний, умений, опыта практической деятельности, в соответствии с индивидуальными профессиональными потребностями субъектов» (Дубровина 2013: 8— 9). Между тем, некоторые авторы представляют неформальное образование как, напротив, отличающееся неорганизованностью, не имеющее ни одного из параметров, характеризующих формальное обучение (Воронин 2006).

Мы под неформальным образованием в системе повышения квалификации понимаем соци-

альную, динамичную, открытую, вариативную, мобильную систему, реагирующую на профессиональные потребности взрослого человека, социокультурные изменения общества, в том числе изменения в профессиональной деятельности, как вид коммуникативной деятельности. Неформальное образование мы рассматриваем как систему, способную выступать самостоятельным или дополнительным компонентом к формальному образованию и выполнять функции самоактуализации, компенсаторную, образовательную, развивающую, корректирующую, социальную и другие. Неформальное образование, в отличие от формального, более свободно с точки зрения организации, подбора обучающего персонала, не сопровождается выдачей документов государственного образца.

Таким образом, вторым проблемным полем является отсутствие четкой терминологической, методической, методологической, технологической базы для полноценной реализации неформального образования в системе повышения квалификации педагогических кадров, что затрудняет общее категориальное пространство практикующих педагогов и андрагогов.

Из второго проблемного поля логично вытекает третье, связанное с организационными проблемами реализации неформального образования в системе повышения квалификации педагогических кадров, — отсутствие концептуальных наработок, позволяющих творчески подойти к вопросу разработки методических и дидактических основ.

Четвертым проблемным полем включения ресурса неформального образования в систему повышения квалификации педагогических кадров является отсутствие четкого механизма включения неформального образования в

структуру традиционного повышения квалификации педагогических работников, путей и возможностей интеграции формального, неформального и информального образования в этой структуре, что затрудняет масштабную апробацию имеющихся теоретических положений. Проблема финансирования в рамках формального образования в системе повышения квалификации педагогических кадров, к сожалению, также затрудняет как исследования в части доказательства значимости форм и способов неформального образования, так и в части широкой практической апробации различных его вариантов.

Вместе с тем, использование ресурса неформального образования динамично растет в разных регионах России. Растет число практикующих педагогов общего, дошкольного, профессионального образования, принимающих участие в научно-методических, научно-практических конференциях; учителя включаются в работу различных семинаров, авторских тренингов согласно персональным потребностям и профессиональным дефицитам. Следовательно, задачей системы повышения квалификации в условиях конкуренции рынка труда, изменений социального и образовательного пространства, модернизации системы образования, развития открытого общества и открытого образования является реагирование на изменяющиеся потребности педагогов, а важнейшим ресурсом в ответ на происходящие изменения выступает неформальное образование, теоретико-методо-логическое обоснование которого требует осмысления и дидактическо-методического преломления в педагогике и прежде всего — в ан-драгогике, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

ЛИТЕРАТУРА

Колесникова И. А. 2009. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Сапунов М. Б. (гл. ред.) Высшее образование в России 7, 12—23.

Пискунова Е. В. 2005. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: монография. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.

Кандаурова А. В. 2015. Проблемные поля социального взаимодействия в педагогической деятельности, обусловленные социальными изменениями // Еремеев А. Э. (гл. ред.) Наука о человеке: гуманитарные исследования 1 (19), 96—102.

Суртаева Н. Н., Макареня А. А., Кривых С. В. 2014. Методологические подходы к построению инновационного пространства непрерывного педагогического образования // Соколова И. И. (гл. ред.) Человек и образование 2, 18—24.

Букина Н. Н. 2010. Интеграция формального и неформального образования в системе профессиональной подготовки специалистов // Российский научный журнал 16, 150—155.

Митина А. М. 2004. Дополнительное образование взрослых за рубежом: концептуальное становление и развитие. Москва: Наука.

Осипов А. М. 2006. Социология образования: очерки теории // Российская социологическая ассоциация. Исследовательский комитет «Социология образования». Петровская академия наук и искусств. Ростов-на-Дону: Феникс.

Ермакова Т. Ф. 2012. Принципы неформального образования при обучении иностранным языкам // Среднее профессиональное образование 2, 39—40.

Дубровина Т. Л. 2013. Технологии организации неформального образования педагогов СПО: методические рекомендации. Тюмень: ТОГИРРО.

Воронин А. С. 2006. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ.

REFERENCES

Kolesnikova I. A. In: Vyscheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia], Vol. 7 (2009): 12—23. (In Russian).

Piskunova E. V. Sotsiokulturnaya obuslovlennost izmeneniy professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti uchitelya: monografiya [Socio-cultural conditions for changes in the professional and pedagogical activities of teachers: A monograph]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia, 2005. (In Russian).

Kandaurova A. V. Nauka o cheloveke: gumanitarniye issledovaniya [Science about man: Humanitarian studies]. Vol. 1(19) (2015): 96—102. (In Russian).

Surtaeva N. N.. Makarenya A. A., Krivykh S. V. In: Chelovek i obrazovaniye [Man and education]. Vol. 2 (2014): 18—24. (In Russian).

Bukina N. N. In: Rossiysky nauchniy zhurnal [Russian scientific journal]. Vol. 16 (2010): 150—155. (In Russian).

Mitina A. M. Dopolnitelnoye obrazovaniye vzroslykh za rubezhom: kontseptualnoye stanovleniye I razvitiye [Additional education for adults in foreign countries: Conceptual development], Moscow: Nauka, 2004. (In Russian).

Osipov A. M. In: Rossiyskaya sotsiologicheskaya assotsiatsiya. Issledovatelsky komitet «Sotsiologiya obrazovaniya». Petrovkaya akademiya nauk [Russian Sociological Association. Research Committee «Sociology of Education». Russian Academy of Sciences and Arts]. Rostov-on-Don: Fenix, 2006. (In Russian).

Ermakova T. F. In: Sredneye professionalnoye obrazovaniye [Secondary vocational education]. Vol. 2 (2012): 39—40. (In Russian).

Dubrovina T. L. Tekhnologii organizatsii neformalnogo obrazovaniya pedagogov SPO: metodicheskiye rekomendatsii [Technology of non-formal education for teachers of secondary vocational education: Guidaning recommendations], Tyumen: TOGIRRO, 2013. (In Russian).

Voronin A. S. Slovar terminov po obschey i sotsialnoy pedagogike [Disctionary of general and social pedagogy terms]. Yekaterinburg: Ural State Technical University, 2006. (In Russian).

О. V. Roytblat

Tyumen, Russia,

N. N. Surtaeva

Saint Petersburg, Russia

CHALLENGES IN INTEGRATING NON-FORMAL EDUCATION INTO THE SYSTEM OF FURTHER VOCATIONAL TRAINING

Abstract. This paper analyzes the challenges of the modern educational environment related to the inclusion of non-formal education. The author considers the role and importance of further training for teachers designed to resolve the contradiction and major challenges related to integrating non-formal education into the system of advanced training for adults. The author considers the following challenges: failure to use the potential of non-formal education as a response to changing environment; lack of clear terminology and methodical, methodological, technological basis for a complete implementation of non-formal education in further training of teachers; organizational problems in implementing non-formal education in further training of teachers; lack of a clear mechanism to include non-formal education in the structure of traditional further training of teachers and ways to integrate formal, non-formal and informal education.

Meanwhile, non-formal education is actively developing overseas relevance, which is reflected in materials and documents defining the state education policy. The system of additional vocational training for teachers is designed to master the theory and practice of non-formal education, determine its place in the overall system of national education within the paradigm of lifelong learning. The teaching science is dealing with the task to generalize and summarize national and international experience in organizing and implementing non-formal education and using its potential in the system of adult education.

Key words: teacher; formal education; non-formal education; further training.

About the author: Olga Vladimirovna Roytblat1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Rector; Nadezhda Nickolaevna Surtaeva2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Social Pedagogy-

Place of employment: Tyumen Regional State Institute of Regional Education1; Herzen State Pedagogical University of Russia2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.