Научная статья на тему 'Социально-педагогическая система дополнительного образования людей предпенсионного и пенсионного возраста'

Социально-педагогическая система дополнительного образования людей предпенсионного и пенсионного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛЮДИ ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / АНДРАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION / PEOPLE OF PRE-RETIREMENT AND RETIREMENT AGE / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / ANDRAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Марианна Валерьевна

В статье представлены организационно-педагогические условия проектирования социально-педагогической системы дополнительного образования пожилых людей, позволяющей реализовать их богатый внутренний опыт, преодолеть барьеры невостребованности и одиночества, сохранить чувство психологической и социальной стабильности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical system of additional education of pre-retirement and retirement age people

The paper presents the design of organizational and pedagogical conditions of social-pedagogical system of additional education of senior age people, making them possible to realize rich inner experience, to overcome barriers of loneliness and lack of demand, to preserve the sense of psychological and social stability

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая система дополнительного образования людей предпенсионного и пенсионного возраста»

Педагогические исследования

М. В. Степанова

(Тюмень)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены организационно-педагогические условия проектирования социально-педагогической системы дополнительного образования пожилых людей, позволяющей реализовать их богатый внутренний опыт, преодолеть барьеры невостребованности и одиночества, сохранить чувство психологической и социальной стабильности.

С улучшением качества жизни количество пожилых людей в мире увеличивается, этим интересуются не только геронтология, психофизиология, медицина, возрастная психология, но и андрагогика, активно разрабатывающая идеи непрерывного образования взрослых, в том числе людей предпенсионного и пенсионного возраста, для которых ведущей становится социально-культурная и духовная деятельность, направленная на освоение новой роли в социальной жизни. В третьем возрасте остается многое неясным для науки, отсутствуют системные знания о старости как образе жизни, о роли образования и самообразования для лиц пожилого возраста.

«Взрослость. Мы знаем, что ее этапы часто не совпадают с социокультурным развитием, психическим состоянием, работоспособностью личности. Все ли достигли в профессиональной деятельности своего пика (акме)? Все ли реализовали себя как индивидуальности? Состоялись ли они как профессионалы или их потенциал далеко не исчерпан?» - пишет А. А. Макареня [1].

Актуальным малоисследованным является вопрос об особенностях построения образовательного процесса для людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Субъектами образования людей третьего возраста могут стать люди, различающиеся по возрасту, образованию, социальному положению, жизненному опыту, психическому и соматическому состоянию здоровья, в частности:

1. Желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые необходимые для работы компетенции или поменять профессию, пройдя профессиональную переподготовку, дающую право на новый вид профессиональной деятельности.

2. Работники учреждений дополнительного образования, так как эти учреждения могут дать необходимый импульс для развития любого уровня образования в том направлении, которое связано со свободой выбора и будущей профессией, с проектированием ряда сторон жизнедеятельности в целом (досуг, быт, спорт, хобби]. Именно эти учреждения создают новые условия для отказа от привычных стереотипов использования только классно-урочной системы, только предметного характера обучения.

3. Родители, которые несут ответственность за наилучшее обеспечение интересов ребенка при получении образования. Это очень важное положение для реализации опережающей функции образования.

4. Образование для общественников, то есть для формирования общественных служб, которые должны получить необходимые знания в новых социальных, экономических и демократических институтах с использованием международного опыта сотрудничества трудящихся с работодателями и властью.

5. Образование для неработающих граждан и пенсионеров, которые видят в дополнительном образовании источник общения и саморазвития, удовлетворения любознатель-

ности, приобретения нового хобби, поддержания интереса к жизни и т.д.

В системе образования людей третьего возраста между ее субъектами «обучаемым» и «обучающим» (андрагогом] должен установиться диалог двух партнеров, в жизненной практике которых сложился разный опыт и стиль мышления, общения и деятельности. Андрагог, работающий с людьми третьего возраста, должен обладать искусством диалога, под которым понимается толкование человеческого поведения, связанного с поиском общего поля интересов и ценностей. Диалоговая методология обучения пожилых людей исходит из разных способностей партнёров и возможности субъектов диалога гибко реагировать на суждения партнёра, достигать консенсуса на основе принципа многокультурного плюрализма.

Образовательный процесс людей предпенсионного и пенсионного возраста строится на основе андрагогического взаимодействия, под которым нами понимается стимулирование образовательной потребности взрослого человека на основе актуализации его жизненного опыта и социально-практических интересов, с поддержкой всех видов мотивации с целью конструктивного перехода на новый уровень социализации человека. Андрагоги по отношению к обучающимся должны стать агентами позитивных социальных перемен, быть тем средством, которое запускает самоорганизацию, самореализацию и взаимопомощь среди пожилых людей, инициировать и сопровождать их в процессе преобразования.

Образование людей третьего возраста по своим целям и задачам, технологиям и формам организации в основном имеет неформальный характер. Важно обеспечить их общение в кругу сверстников, формирование новых и развитие существующих социальных связей, расширение личного и социального кругозора, развитие функциональной и информационной грамотности, поэтому особый акцент делается на открытое образовательное пространство, связь с окружающей социокультурной средой.

Содержание образования для людей предпенсионного и пенсионного возраста должно:

- иметь эффективную программу активизации пожилых людей, содействующую социальному сплочению и их участию в жизни общества;

- демонстрировать устаревание знаний и необходимость их обновления для успешной адаптации пожилого человека к стремительно меняющимся условиям жизни;

- развивать потребность в участии в командных проектах и ответственность за принятые решения самого человека независимо от возраста, социального статуса и компетенции;

- развивать самоактуализацию человека в течение всей жизни, ведущую к его личностному росту.

Для образования людей предпенсионного и пенсионного возраста нами создана социально-педагогическая система дополнительного образования, которая рассматривается как:

- открытая (для всех], социальная (взаимодействует с социумом], динамическая (изменяется в соответствии с потребностями субъектов], развивающаяся система, которая объединяет различных людей, вышедших на пенсию или еще работающих и занятых в сфере дополнительного неформального образования;

- адаптационная, предназначенная для выполнения адаптационных функций] - актуализации жизненного опыта, самореализации, удовлетворения потребности в общении людей третьего возраста;

- процессуальная, состоящая из различных структурно-функциональных подсистем, которые взаимосвязаны и функционируют в социально-культурной и образовательной средах;

- самоуправляющаяся (система управляется изнутри, исходя из потребностей и запросов обучающихся].

Основной целью социально-педагогической системы дополнительного образования людей предпенсионного и пенсионного возраста является их очередной этап социализации, который характеризуется интеграцией в общество и самореализацией взрослого человека, который переживает кризис окончания трудовой деятельности и выхода на пенсию.

О. В. Гордина и А. И. Гордин определяют критерии успешного процесса этапа социализации людей третьего возраста - это «улучшение социального самочувствия, устойчивая мотивация и готовность к жизнетворче-ству, просоциальная направленность личности» [2].

Социальное самочувствие - социологический термин, но в силу его междисциплинар-ности он часто употребляется в разных науках о человеке. Социальным самочувствием определяется общее состояние удовлетворенности человека собственным здоровьем, материальным благополучием, своим социальным статусом, состоянием правовой защищенности, социальными отношениями (семья, работа], в этом определенную роль играет политическая, социально-экономическая, экологическая, межнациональная ситуация в регионе, а также в стране и мире.

Образовательный процесс людей предпенсионного и пенсионного возраста как социально-педагогическая система является целенаправленной социально-педагогической и социокультурной деятельностью в единстве с учебной и самообразовательной. В связи с этим утверждением целенаправленный характер построения образования взрослых лиц третьего возраста позволяет по основным видам деятельности выделить субъектов управления, ответственных за результаты своей деятельности, в качестве которых выступают руководитель, администратор, ан-драгог, обучающийся взрослый.

Целостность системы построения образования лиц третьего возраста обуславливается интегральными взаимодействиями и взаимовлияниями составляющих ее компонентов, которые и определяют ее организационную структуру. В этом плане управление построением образования людей третьего возраста в социально-педагогическом процессе проявляется как система взаимодействия субъектов - «обучающийся - андрагог - администратор - руководитель».

Укажем перечень структурных и функциональных компонентов данной системы:

- структурные подразделения (народные школы, университеты, центры, секции, кружки и т.д.];

- субъекты управления, которые участвуют в процессе построения образования людей третьего возраста;

- взаимодействие между структурными подразделениями и субъектами управления в процессе образования людей третьего возраста;

- взаимодействие с открытой социокультурной средой;

- основные виды деятельности каждого

субъекта обучения, включенного в процесс построения образования людей третьего возраста;

- взаимодействие этих субъектов в процессе образования людей третьего возраста;

- управление образованием взрослых людей третьего возраста как целостным образованием [3, с. 46-49].

Социально-педагогическая система дополнительного образования людей предпенсионного и пенсионного возраста - это система добровольного объединения людей, которые ориентированы на саморазвитие средствами дополнительного неформального образования в условиях активного социального взаимодействия. Разработанная нами система направлена на социализацию людей третьего возраста в этот период жизни человека, когда он сталкивается с определенными трудностями, связанными с потерей работы, сменой социального окружения, снижением физиологических резервов организма (зрения, слуха, былой физической формы], ухудшением состояния здоровья, появлением чувства ненужности и обузы для родных и близких и т.д.

Выход из сложившейся ситуации люди третьего возраста ищут в общении с другими людьми со схожими проблемами и интересами, в совместных делах - именно это лучше всего реализовать в специально организованном образовательном процессе для людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Представленная нами социально-педагогическая система дополнительного образования людей предпенсионного и пенсионного возраста является гибкой, вариативной и многофункциональной. Система состоит из шести взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, которые представлены на рисунке.

Поскольку дополнительное образование людей предпенсионного и пенсионного возраста должно предполагать актуализацию жизненного опыта слушателей, их самореализацию и саморазвитие, то предложенная нами социально-педагогическая система должна быть гибкой и очень подвижной, в ней субъекты образования - слушатели и ан-драгоги - могут свободно меняться ролями.

Кроме того, образовательное пространство не должно замыкаться на учреждении, в котором функционирует данная система. В образовательный процесс включается социо-

культурная среда микрорайона, города, страны, всего мира (благодаря Интернет-пространству], используется сетевое взаимодействие различных ведомств, организаций и учреждений, привлекаются социальные партнеры для достижения очередного этапа социализации людей третьего возраста.

П. Штомпка, характеризуя взаимодействие социума с человеком, говорит о «социальной реальности», ученый считает: «Социальная реальность... является специфической общественной средой, или тканью, соединяющей людей друг с другом» [4, с. 27]. Разработанная нами социально-педагогическая система функционирует не как статичная образовательная система с жесткой структурой, она играет роль инициатора процессов развития образовательных потребностей людей третьего возраста и их реализации путем ан-драгогического взаимодействия.

За период реализации разработанной нами социально-педагогической системы у слушателей экспериментальной группы произошли положительные изменения:

- большинство опрошенных удовлетворены отношениями с родными и близкими, коррекции которых помогли занятия по психологии и конфликтологии, на которых разбирались различные ситуации взаимоотношений в семье, конфликты между родителями и детьми и т.д.;

- повысилась степень удовлетворенности ближайшим социальным окружением, чему способствовали тренинги по психологии и конфликтологии, а также сплочение группы в

ходе совместных занятий, досуговых занятий, экскурсий и путешествий;

- значительно выросла удовлетворенность своим социальным статусом, люди почувствовали свою значимость, будучи членами учебного сообщества, в котором на занятиях использовался их жизненный опыт, раскрывался интеллектуально-практический потенциал;

- понизилась неудовлетворенность слушателей своим социально-экономическим положением, чему послужили занятия по экономическому блоку (социальные гарантии и льготы пенсионеров, экономия семейного бюджета и т.д., приобретение интересных хобби и увлечений];

- выросла удовлетворенность своим здоровьем и работоспособностью - на это повлиял валеологический блок занятий с медицинскими работниками, геронтологами и психологами, на которых речь велась о сохранении и преумножении здоровья пожилого человека.

Пожилые люди как субъекты жизнедеятельности, успешно прошедшие очередной этап социализации, и как субъекты дополнительного образования людей предпенсионного и пенсионного возраста вливаются в социум города активными распространителями своего жизненного опыта. Основные социально-педагогические эффекты образовательной деятельности в рамках разработанной системы выражаются в преодолении трудностей социализации, развитии активности личности и повышении качества жизни пожилых людей.

Литература

1. Макареня А. А. Развитие образовательного пространства в регионах России как фактор качественного обновления образования взрослых // Системная организация структуры управления образованием взрослых в регионах России. - СПб.: ИОВ РАО, 2007. - 115 с.

2. Гордина О. В., Гордин А. И. Концептуальная модель современной высшей народной школы для людей третьего возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. -С. 35.

3. Макареня А. А., Суртаева Н. Н., Кривых С. В. Интеграционные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального потенциала региона. - СПб.: ИОВ РАО, 2002. - 222 с.

4. Штомпка П. Социология социальных изменений : пер. с англ. / под ред. В. А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 414 с.

5. Абрамян Г. В., Марон А. Е. Стратегия и технология развития систем опережающего образования в современных условиях // Содержание и технологии образования взрослых: проблема обучающего обучения : сб. науч. тр. / под ред. А. Е. Марона. - СПб., 2007. - С. 12-13.

6. Кривых С. В., Жданов А. В. Ценностно-целевой аспект непрерывного образования взрослых // Академия профессионального образования. - 2015. - № 2 (44). - С. 3-7.

7. Кривых С. В., Черных А. Н. Технологии информального сопровождения образования взрослых // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 156-158.

8 Марон А. Е., Монахова Л. Ю., Федорова В. С. Праксиологический подход в исследованиях проблем образования взрослых // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании : сборник материалов V Международного методологического семинара / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб. : ИПООВ РАО, 2012. - С. 53-60.

9. Монахова Л. Ю., Марон А. Е. Фундаментальные исследования андрагогических систем непрерывного образования взрослых //

Человек и образование. - 2013. - № 3 (36). - С. 77-82.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.