Научная статья на тему 'Образование пенсионеров: тенденции и опыт развития'

Образование пенсионеров: тенденции и опыт развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / RETIREMENT AGE / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / УНИВЕРСИТЕТЫ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА / UNIVERSITIES OF THE THIRD AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Степанова Марианна Валерьевна

В статье подчеркивается, что в постоянно меняющемся мире значение и востребованность непрерывного образования трудно переоценить. В настоящее время невозможно прожить только с образованием, полученным в юности, и при этом быть востребованным квалифицированным специалистом, своевременно реагирующим на все изменения и нововведения. Это может обеспечить только образование в течение всей жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of pensioners: current trends and development experience

The article emphasizes that in the ever-changing world the importance and relevance of continuing education can hardly be overestimated. At present it is impossible to live having the education received only in the youth, and at the same time be in demand as a qualified specialist who timely responds to all changes and innovations. This can be provided only by education throughout life

Текст научной работы на тему «Образование пенсионеров: тенденции и опыт развития»

Непрерывное образование и подготовка специалиста

А. Е. Марон, М. В. Степанова

(Санкт-Петербург)

ОБРАЗОВАНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ: ТЕНДЕНЦИИ И ОПЫТ РАЗВИТИЯ

EDUCATION OF PENSIONERS: CURRENT TRENDS AND DEVELOPMENT EXPERIENCE

В статье подчеркивается, что в постоянно меняющемся мире значение и востребованность непрерывного образования трудно переоценить. В настоящее время невозможно прожить только с образованием, полученным в юности, и при этом быть востребованным квалифицированным специалистом, своевременно реагирующим на все изменения и нововведения. Это может обеспечить только образование в течение всей жизни.

Ключевые слова: непрерывное образование, пенсионный возраст, дополнительное образование, университеты третьего возраста.

The article emphasizes that in the ever-changing world the importance and relevance of continuing education can hardly be overestimated. At present it is impossible to live having the education received only in the youth, and at the same time be in demand as a qualified specialist who timely responds to all changes and innovations. This can be provided only by education throughout life. Key words: continuous education, retirement age, additional education, universities of the third age.

В развитых странах приняты законы о непрерывном образовании взрослых и просветительской деятельности, функционируют соответствующие государственно-общественные структуры управления, разрабатываются и реализуются национальные программы.

В последнее время наблюдается тенденция старения населения. По данным ООН доля граждан старше 60 лет в мире составляет 12,7%, в Европе 24,5%. К 2050 году по прогнозу ООН эти цифры увеличатся до 21,5% и 34,2% соответственно [8]. Эта демографическая ситуация находит отражение в развитии дополнительного образования. Возникает новое направление - образование людей предпенсионного и пенсионного возраста - университеты для пожилых людей или, как их еще называют, университеты третьего, серебряного возраста, охватывающие желающих учиться от 50 лет и старше [1].

Федеральный закон № 273 от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» дифференцировал образование взрослых на дополнительное профессиональное образование, связанное с развитием профессиональных компетенций специалистов, и дополнительное образование взрослых, которое призвано удовлетворять индивидуальные потребности «в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании» человека любого возраста, будь то ребенок, взрослый среднего или пенсионного возраста, который в рамках неформального образования решил разнообразить свою жизнь [10].

В последнее время все большую значимость в непрерывном образовании людей пенсионного возраста приобретает тенденция перенесения основного акцента с процессов профессиональной переподготовки и повышения квалификации на целостное развитие взрослого человека. Отсюда,

важнейшая задача, как отмечается в материалах ЮНЕСКО, - «обеспечить взрослого человека пониманием жизни, знаниями и умениями, необходимыми для творческой, продуктивной и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично изменяющемся обществе» [5]. В качестве основных ориентиров государственной политики в этой области определены три ведущие идеи: гражданственность, мобильность (социальная, трудовая), социальная активность.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» нормативно закреплено понятие непрерывного образования. Непрерывное образование обеспечивает реализацию права граждан РФ на образование в течение всей жизни посредством различных программ (дополнительных профессиональных, образовательных и общеразвиваю-щих), которые реализуются для взрослых всех возрастов. При этом не устанавливаются федеральные государственные требования, федеральные государственные образовательные стандарты в отношении программ дополнительного профессионального образования. Это дает возможность оперативно и гибко обеспечивать потребности соответствия квалификации человека меняющимся условиям профессиональной сферы и социальной среды.

Другой стратегический государственный документ - «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» - ставит перед образованием России стратегическую цель, определяющую государственную политику в сфере образования: «Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [2].

В документе определена приоритетная задача - создание отвечающей современным требованиям общества системы непрерывного образования взрослых всех возрастов, качественной подготовки и своевременной переподготовки профессиональных кадров, удовлетворение образовательных

потребностей граждан страны. Необходимо создавать условия для разработки и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которыми должны быть охвачены до 2020 года не менее 25-30% всего взрослого населения.

Основная стратегическая цель, стоящая сегодня перед системой непрерывного образования взрослых всех возрастов, - это создание механизмов ее эффективного функционирования и устойчивого развития. Речь идет о создании и внедрении в систему непрерывного образования таких инструментов и средств, которые можно было бы использовать неоднократно для адаптации этой системы к меняющимся требованиям экономики, потребностям общества и каждого гражданина.

Обеспечить системный характер в достижении поставленной стратегической цели возможно только в случае реализации потенциала:

- формального образования, предоставляемого, как правило, организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

- неформального образования как целенаправленной деятельности по повышению общекультурного уровня граждан, в том числе заинтересованными организациями сферы культуры, труда и социальной защиты, экономического развития, спорта и так далее (примерами здесь могут служить проекты по повышению информационной грамотности людей пенсионного возраста, формированию финансовой и бюджетной грамотности);

-информального образования как индивидуальной деятельности граждан, сопровождающей повседневную жизнь и не обязательно носящей целенаправленный характер (в первую очередь связанной с медиасферой, сетью Интернет, индустрией кино, досуга, телевидения).

В этой связи становится принципиально важным объединить усилия всех субъектов системы непрерывного образования, к которым относятся:

- федеральные государственные органы и органы государственной власти субъек-

тов Российской Федерации, которые осуществляют государственное управление в сфере образования, а также органы местного самоуправления, которые осуществляют управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

- организации, в задачи которых входит образование педагогических работников и обучающихся;

- научные организации, занимающиеся обеспечением образовательной деятельности, оценкой качества образования;

- объединения юридических лиц, работодателей и их союзов, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования;

- общественные организации (например, «Дом Европы в Санкт-Петербурге»), международные проекты и акции (например, ИУО РАО - Базовая организация по образованию взрослых и просветительской деятельности государств-участников СНГ, Международные недели образования взрослых, Программа международной оценки компетенций взрослых Р1ААС, которая исследует ключевые компетенции людей и их влияние на успешность и эффективную самореализацию человека в обществе и др.).

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин в докладе на совещании президиума Государственного совета «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста» 19 августа 2014 года сообщил, какие шаги предприняты в этом направлении. Если в предыдущие годы законодательство о занятости «было сконцентрировано только на безработных гражданах», то сейчас «субъектам Российской Федерации было предоставлено право направлять финансовые средства для переобучения, повышения квалификации граждан, которые находятся за пределами трудоспособного возраста [11].

Помимо этого законодательно запрещена дискриминация работников по возрастному признаку: «Раньше мы видели во всех объявлениях ограничения возраста граждан, которые принимаются на работу: требуются до 45 лет, требуются до 50 лет. Теперь зако-

нодательством введен в принципе запрет на такую дискриминацию, и службы занятости в регионах должны следить за этими целями», — заверил Максим Топилин [11].

Уже сейчас очевидно, что законодательные изменения должны идти параллельно социальным и даже психологическим. Необходимо уйти от негативных стереотипов, связанных со старением, привлекать некоммерческие структуры к решению социальных задач, а также поощрять волонтерские движения и другие инициативы по поддержке людей старшего поколения.

В последние годы проводятся разнообразные мероприятия и научно-практические конференции, посвященные проблемам образования людей пенсионного возраста. Назовем некоторые из них: семинар «Методы активизации и мотивации пожилых людей для участия в жизни общества» (Минск, 2011); Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии как фактор повышения качества жизни людей старшего поколения и инвалидов. Понятный Интернет» (Ульяновск, 2013); семинар «Почему бизнесу выгодно брать на работу людей 50+» в Доме Правительства Москвы (организаторы: Университет третьего возраста, Агентство стратегических инициатив, Интернет-портал «Баба-Деда»); Международный форум «Старшее поколение», городская выставка «Золотая осень: век живи, век учись» в ЛЕНЭКСПО (Санкт-Петербург, 2013); II Ежегодная Национальная конференция «От стареющего общества к обществу для всех возрастов» (Москва, 2014); Международный форум «Непрерывное образование взрослых» (Санкт-Петербург, 2015); Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование взрослых как фактор повышения качества жизни» (Москва, 2015); 13-я Международная конференция «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития», круглый стол № 7 «Новые педагогические и организационные стратегии в непрерывном образовании для людей с ограниченными возможностями и третьего возраста»

(Санкт-Петербург, 2015); VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие человека в современном мире» (Новосибирск, 2016); III Международная научно-методическая конференция «Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых» (Минск, 2016) и др.

Во всех институтах дополнительного профессионального образования (муни -ципальных, региональных, федеральных) обучаются люди пенсионного возраста, в основном в рамках формального образования; как правило, это работающие пенсионеры, которым необходимо повышать свою квалификацию по нормативным требованиям. Однако существует немало примеров неформального дополнительного образования людей пенсионного возраста.

На основании анализа регионального опыта нами выявлены учреждения, выступающие основными инициаторами и организаторами дополнительного образования для лиц пенсионного возраста в России:

1. Университеты и институты, организующие очное и/или дистанционное обучение пенсионеров.

2. Центры социальной помощи населению.

3. Общероссийская общественная организация «Общество "Знание"».

4. Районные, городские и краевые библиотеки.

5. Региональные общественные организации.

Образовательные проекты, ориентированные на людей пенсионного возраста, наиболее часто называются: «Народный университет», «Университет третьего возраста», «Университет пожилого возраста», «Университет серебряного возраста», «Университет золотого возраста» и т.п.

Остановимся на примерах организации дополнительного образования людей пенсионного возраста. Одним из примеров может служить региональная общественная организация «Дом Европы в Санкт-Петербурге». Своей основной целью она считает развитие образования человека на протяжении всей жизни различными средства-

ми: реализация программ, адресованных различным целевым группам взрослого населения; проведение конференций, семинаров, научных исследований; организация сетевых образовательных структур [3].

Основными задачами организации являются:

- изучить и обобщить феномен образования взрослых всех возрастов;

- реализовать идею «обучение на протяжении всей жизни»;

- исследовать особенности и условия организации работы с различными целевыми группами слушателей, формы межпоколен-ческих программ, механизмы социального партнерства, условия организации сетевого взаимодействия в организации образования взрослых;

- укрепить единое образовательное пространство, реализовать интеграцию отечественного и зарубежного опыта в области образования взрослых, повышения квалификации участников организации;

- распространить инновации средствами сетевого взаимодействия с организациями, реализующими близкие по содержанию программы;

- формировать стимулы интеграции процессов формального, неформального и информального образования взрослых средствами социального партнерства с привлечением государственных, частных и общественных организаций и учреждений.

Еще одним интересным примером организации дополнительного образования для людей пенсионного возраста является «Онлайн-университет третьего возраста», созданный в образовательном учреждении «Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики», одном из лучших вузов страны в области ИК технологий.

«Онлайн-университет третьего возраста» занимается [9]:

- формированием информационной культуры людей пенсионного возраста;

- созданием качественной и доступной системы дистанционного образования для лиц пенсионного возраста;

- преодолением информационного неравенства и исключенности людей пенси-

онного возраста из социально-культурной жизни.

Основой деятельности «Онлайн-универ-ситета третьего возраста» является функционирование первого в России портала дистанционного обучения для людей пенсионного возраста - u3a.niuitmo.ru, на котором размещаются авторские курсы:

- «Пожилой человек в современном обществе» - данный курс призван сформировать у людей пенсионного возраста систему знаний по социальной геронтологии, повысить их мировоззренческую, социологическую и геронтологическую культуру, помочь им осмыслить этапы жизненного пути индивида как равноценного для него самого и для общества, а также формировать ответственность за свой жизненный план и его реализацию;

- «Планета Интернет для Вас» - курс является путеводителем путешествия по Интернету и лишний раз убеждает, что все аспекты социальной жизни находят отражение во всемирной паутине: от сомнительных удовольствий, скрытых опасностей и обмана до дружбы, мудрости человечества и удивительной силы искусства;

- «Духовные основы русской культуры» -курс, опирающийся на мультимедийные возможности компьютерных и Интернет-технологий, которые позволяют органично соединить массив теоретического материала с художественно-образным, эмоциональным погружением в мир искусства;

- «Мировые религии» - курс позволяет узнать и понять содержание религии, ее место и роль в обществе, курс даст возможность людям пенсионного возраста уточнить или определить собственную мировоззренческую позицию, затронет вопросы соотношения веры и морали, религиозные каноны и права;

- «Введение в философию возраста» -курс затрагивает проблемы возраста, что является, по существу, проблемой смысла жизни, проблемой, которая на каждом возрастном этапе биографии раскрывается по-новому;

- «Советы психолога по сохранению душевного равновесия» - курс, рассказываю-

щий, как не подчиниться своим чувствам и держать их в узде, как укрепить психологическую устойчивость, как пережить горе, как избежать замораживающей душу зависимости и не оказаться на поводке у бутылки спиртного, шприца с наркотиком или лидера секты;

- «Электронное правительство и электронные услуги для граждан» - курс, помогающий людям пенсионного возраста благодаря применению электронных услуг сэкономить время, поберечь свои силы и нервную систему, обойтись без длительных очередей за многочисленными справками.

Один из важнейших образовательных результатов «Онлайн-университета третьего возраста» - вовлечение людей разных возрастов в активную общественную, социальную и культурную жизнь через использование информационно-коммуникационных технологий.

Большой популярностью в Санкт-Петербурге пользуется Автономная некоммерческая организация социальной адаптации пожилых людей «Серебряный возраст», основной целью которой провозглашено развивать адаптационные технологии, способствующие социальной адаптации и развитию социальной активности людей пенсионного возраста. Деятельность организации «Серебряный возраст» связана с удовлетворением культурно-образовательных потребностей людей пенсионного возраста, активизацией их социально-полезной деятельности с использованием жизненного и профессионального опыта пенсионеров, а также с формированием позитивного отношения к людям старшего поколения в социуме, использованием их знаний и опыта в воспитательной работе с подрастающим поколением. Все это способствует повышению качества жизни и активного долголетия людей пенсионного возраста [7].

В организации «Серебряный возраст» реализуются следующие интересные проекты: «Возраст - здоровью не помеха», «Общение без границ», Программа «Бабушки&внуки», «Таланту все возрасты покорны», «Волонтерский старт», «Сети все возрасты покорны», «Серебряные волонтеры: адаптация

людей старшего возраста посредством волонтерской деятельности».

Особо остановимся на реализуемой в организации комплексной программе «Пять шагов к волонтерству». Основной целью программы является расширение возможностей саморазвития и самореализации людей пенсионного возраста через волонтёрскую деятельность. При этом решаются следующие основные задачи, отвечающие возрастным потребностям:

- Предупреждение старости. Помощь в жизненном самоопределении, стимулирование социально-личностной активности, пропаганда психической и физической активности для преодоления негативных возрастных проявлений;

- Подготовка к волонтерской деятельности. Программа включает в себя волонтерскую практику. Итоговым мероприятием по окончанию программы является публичная защита проекта «Образ моего будущего». По итогам программы каждый ее участник получает личную книжку волонтера.

В работе организации «Серебряный возраст» используются различные формы обучения: познавательные лектории, мастер-классы со специалистами (врачами, учеными, политиками, депутатами, представителями органов муниципальной власти), круглые столы, дискуссии, креативные тренинги, деловые игры, экскурсионная программа, досугово-творческая деятельность.

Многие регионы страны охвачены различными культурно-образовательными программами и проектами по работе с людьми пенсионного возраста. Важная цель образо-

вания людей пенсионного возраста - выявление и усиление внутренней ответственности человека для того, чтобы он сам формулировал и решал поставленные задачи. При выполнении какого-либо действия индивидуально или в команде у человека формируется образовательная потребность, о которой он и не догадывался раньше. Те люди, которые являются участниками социальных проектов, явно выигрывают, так как они ставят перед собой конкретные возникающие задачи, которые заставляют расстаться с существующими стереотипами. Люди на практике видят те преимущества, которые дают современные информационные технологии, и могут освоить весьма сложные технические операции, что способствует смене их самооценки и повышению планки очередных потребностей.

Таким образом, образование для людей пенсионного возраста, которое реализует дополнительное образование, должно иметь эффективную программу активизации обучающихся, ориентированную на социальное сплочение и их активное участие в жизни общества; демонстрировать необходимость обновления устаревающих знаний; развивать у пенсионеров потребность участия в командных проектах, личную ответственность за принятие решений; развивать самоактуализацию людей пенсионного возраста в течение всей жизни, направленную на их личностный рост, по А. Маслоу «через преодоление страха и стремление к безопасности, ... преодоление иллюзий, ... предоставление возможности проявиться самости, осознание своих потенциальных возможностей и желаний» [4].

Литература

1. Гордина О. В., Гордин А. И. Концептуальная модель современной высшей народной школы для людей третьего возраста // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 4. - С. 408-412.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Утверждена распоряжением правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. - Режим доступа // www.government.ru/docs/16479

3. Литвинова Н. П., Соколовская Е. А., Мyхлаева Т. В. Высшая народная школа для пожилых людей в Санкт-Петербурге: опыт, проблемы, перспективы. - Режим доступа: http:// vnsh.festu. ru/publish/litvinova.dos

4. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / пер. с англ. A. M. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 2001. - 478 с.

5. Обучение взрослых: учиться никогда не поздно. Коммюнике Комиссии Европейских Обществ. - Брюссель, 2006. - 269 с.

6. Основы андрагогики: учеб. пособие / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др. / под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2003. - 240 с.

7. «Серебряный возраст», автономная некоммерческая организация социальной адаптации пожилых Санкт-Петербург сайт: http://silveryears.ru/.

8. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. Распоряжение правительства РФ от 05.02.2016 года [Электронный ресурс] / режим доступа: https: Pensionreform.r^files/107379/стратегия

9. Университет третьего возраста . Режим доступа: premiagi.ru>initiative/985.

10. Федеральный закон № 273 от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

11. Электронный ресурс: http://www.ageing-forum.org/ru/novaya-sistema-podderzhki-lyudej-starshego-pokoleniya-postepenno-priobretaet-zakonodatelnyj-fundament/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.