Научная статья на тему 'Педагогика третьего возраста'

Педагогика третьего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1281
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАРОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ СТАРОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ / ПЕДАГОГИКА ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА / «СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» / МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / OLD AGE / OLD AGE PSYCHOLOGY / LIFELONG LEARNING / THIRD AGE PEDAGOGY / SILVER UNIVERSITY / METHODOLOGY AND ORGANIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левинтов А. Е., Шалашова М. М.

Получение образования в категории людей третьего возраста отвечает современным вызовам и мировой практике Lifelong Education (LLE), образования в течение всей жизни. Цель статьи подведение первых итогов реализации проекта «Серебряный университет», направленного на обучение людей данной возрастной категории. Анализ показал, что учащиеся в возрасте 50+ отличаются рядом ментальных, психологических, интеллектуальных и поведенческих особенностей, что требует особой педагогики третьего возраста и специфической организации образовательного процесса. Несмотря на заметное отставание России в образовании пожилых людей, отмечается положительная тенденция становления отечественной практики, формирования особой образовательной среды для обучения граждан пенсионного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левинтов А. Е., Шалашова М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The objective of the article is to summarize the first results of the realization of the project ‘Silver University’ focused on the education for older people, who are in their ‘third age’ of life. Education for this category of population meets contemporary challenges and the world practice of Lifelong Learning (LLL). According to the analysis, older people differ in a number of mental, psychological, intellectual and behavioral characteristics, so this affects organization of educational process and forms third age pedagogy. Despite the fact that Russia falls behind in the sphere of education for older people, there is a positive trend in the development of home practice, and Silver University can be defined as a unique project. Further development of this project as well as creation of special educational environment for retirees in Moscow requires methodological design of educational process and translation of experience accumulated in the Russian Federation by Moscow Silver University.

Текст научной работы на тему «Педагогика третьего возраста»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

А. Е. Левинтов

Кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник института системных проектов Московского городского педагогического университета E-mail:alevin tov44@gmail com

Alexander E. Levintov

PhD (Geography), Leading Researcher of System Projects Institute, Moscow State City University

М. М. Шалашова

Доктор педагогических наук, профессор, директор института непрерывного образования Московского городского педагогического университета E-mail: ShalashovaMM@ mgpu.ru

Marina M. Shalashova

Doctor of Sciences (Education), Professor, Director of Institute of Continuing Education, Moscow State City University

УДК 37.04-053

Педагогика третьего возраста

Получение образования в категории людей третьего возраста отвечает современным вызовам и мировой практике Lifelong Education (LLE), образования в течение всей жизни. Цель статьи — подведение первых итогов реализации проекта «Серебряный университет», направленного на обучение людей данной возрастной категории. Анализ показал, что учащиеся в возрасте 50+ отличаются рядом ментальных, психологических, интеллектуальных и поведенческих особенностей, что требует особой педагогики третьего возраста и специфической организации образовательного процесса. Несмотря на заметное отставание России в образовании пожилых людей, отмечается положительная тенденция становления отечественной практики, формирования особой образовательной среды для обучения граждан пенсионного возраста.

Ключевые слова: старость, психология старости, образование в течение жизни, педагогика третьего возраста, «Серебряный университет», методика и организация образовательного процесса.

В ноябре 2017 года на базе Московского городского педагогического университета открыл свои двери «Серебряный университет». Теоретико-методологическая основа, определяющая принципы его работы, была разработана в виде концепции «Серебряный университет» в рамках научно-исследовательской работы МШУ «Сколково» еще в 2014 году [6].

Проект обучения граждан пенсионного воз-

Как цитировать статью: Левитов А. Е., Шалашова М. М. Педагогика третьего возраста // Ценности и смыслы. 2018. №1 (53). С. 90-102.

раста реализуется в рамках комплекса мер «Лучшая половина жизни» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы при участии Московской городской общественной организации пенсионеров, ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Господствующая в мире концепция «образования в течение всей жизни», Lifelong Education, LLE, относится ко всем категориям населения, в том числе и к пожилым людям. Школы для взрослых (adult schools), многочисленные курсы и университеты третьего возраста — привычное явление современной цивилизации во всем мире. Образование людей старшего возраста становится очевидным показателем, критерием развития и благополучия стран, городов.

Для данной категории населения важно:

- изучить то, что было интересно, но не освоено ранее по причине трудовой занятости;

- приобрести или пополнить (усовершенствовать) знания, умения с целью продления интеллектуального и творческого долголетия;

- приобрести навыки и умения, способствующие повышению качества жизни (навыки владения мобильными приложениями, основами правовой и финансовой грамотности и др.);

- передать знания и опыт молодому поколению, самореализоваться (уже разработаны мастер-классы граждан пожилого возраста для студентов, школьников).

С одной стороны, в нашей стране мало опыта и теоретико-методических наработок по образованию людей старшего поколения. Следует отметить, что отдельные примеры обучения граждан этого возраста возникают по всей стране, но все они носят либо волонтерский характер, либо несистемный. При этом интерес граждан пенсионного возраста к образованию, продолжению своего интеллектуального долголетия велик, о чем свидетельствует возникший в Москве ажиотаж при подаче заявок на обучение в «Серебряный университет». Первыми студентами стали 3 020 граждан пенсионного возраста Москвы, в резерве и на очереди сразу оказалось более 8 000 человек.

Цель данной статьи — распространение педагогического опыта обучения данной категории населения с целью создания институции

«Серебряного университета» как в Москве, так и в других регионах и городах России.

Гендерные аспекты анализа

В работе [3] выделяются два старческих возраста: собственно старость (the Young Old): 65-70 лет у мужчин и 60-79 лет у женщин, и глубокая старость (the Old Old) — после 80 лет.

Если поколением считать 30 лет (дистанция от рождения родителей до появления у них первенца), третий возраст наступает после 60 лет. Если взять этимологию слов «старик» и «старость», то обнаруживается, что они восходят к таким смыслам, как толстый, большой, сильный, важный, мужественный, крепкий. Английское old (и все европейские модификации этого корня) связано со смыслами «большой» и «питающий». Подобно тому, как понятие «ребенок» связано с началом трудовой деятельности, так и старик — с выходом из нее, но принятием функции хранителя огня, весьма сакральной и витальной для племени.

Хронологический возраст (и старость) — календарный. По данным ВОЗ, пожилые занимают нишу 60-74 года, старые — 75-89 и долгожители — свыше 90.

Биологический (физиологический, функциональный) возраст и старость — состояние 24 важнейших органов, в первую очередь нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Психологический возраст (и старость) (самооценка) — перенос жизненной точки опоры с устремлений в будущее на опыт в прошлом. С этим же связано сужение круга интересов и общения.

Социальный возраст (и старость) — смена социального статуса, выход на пенсию, появление внуков.

Весьма распространена также такая градация: активная старость (до 70 лет), старость с ограниченными возможностями (до 80 лет) и ветхая старость (после 80 лет).

Активная старость — это более 2/3 пенсионеров, ветхая — менее 10%. Анализ контингента «Серебряного университета» показывает, что более 90% его студентов составляют люди младшего возраста старости, менее 10% — второго, и статистически неуловимы — третьего, ветхого.

Как показывают специалисты [2], старость сопряжена с шлейфом стереотипов, заметно сдерживающих «серебряное образование» и со стороны мнительных стариков, и со стороны недоверчивого общества:

- все старики похожи друг на друга;

- пожилые социально изолированы;

- большинство из них имеет слабое здоровье;

- увольнение с работы порождает больше проблем у мужчин, чем у женщин;

- большинство старых изолированы от своих семей или пренебрегают ими;

- в этом возрасте половой жизнью не интересуются или просто неспособны к ней;

- старый человек не может учиться;

- умственные качества с возрастом ухудшаются.

По большей части эти стереотипы не подтверждаются практикой. Постепенно увеличивается продолжительность жизни, как и время активной, интеллектуальной и творческой деятельности старшего поколения.

Вопрос социального взаимодействия пожилых людей за пределами семьи очень важен. Здесь возможны два основных направления:

- насколько пожилые включены в местное сообщество — как взаимодействуют с соседями, насколько включены в социальные сети и т.п.,

- как складывается взаимодействие пожилых людей с другими в рамках вторичных групп.

Старый человек быстро утомляется, но гораздо более усидчив и усерден, нежели молодой.

Имеется довольно широкий круг социальных факторов и стимулов образования в старости [1; 7]:

- непрерывность обучения (человек привык учиться и получать от этого удовольствие);

- социализация;

- поиски новых жизненных ориентиров;

- саморазвитие;

- организация собственной биографии.

К сожалению, долгий перерыв в образовании и отсутствие практики учения часто приводит к функциональной неграмотности. В России она составляет (в зависимости от региона) от 15 до 33%.

Опыт Московского «Серебряного университета» показывает: женщины составляют более 95% состава студентов. Дело не только в том, что соотношение пенсионерок и пенсионеров до 70 лет составляет 2.36:1, но и в том, что мужчины в этом возрасте настроены более пес-

симистично и менее склонны к саморазвитию и образованию.

Ментальные и поведенческие особенности

По мнению Н. А. Ермака [4], первые исследования личности пожилого человека относятся к 1930-м годам и связаны с работами Э. Крепелина, О. В. Хухлаева [8]. Авторы весьма подробно представляют портрет благополучной старости (кстати, именно таковыми являются студенты «Серебряного университета»):

- врожденный высокий интеллект, хорошая память;

- любовь к окружающим и стремление помогать им;

- любовь к жизни во всех ее проявлениях;

- оптимизм и хорошо развитое чувство юмора;

- продолжающаяся способность творить;

- способность вносить новое в свое окружение;

- свобода от тревоги и озабоченности.

Благополучную старость сопровождает:

- высокая самооценка;

- фиксация на позитивных чертах своего характера;

- снижение идеальных и достижимых самооценок до реального уровня;

- высокий уровень самоотношения и ответственности;

- ориентация на жизнь детей и внуков (это также отмечал Э. Фромм — шансы выжить в концлагерях дольше всех сохраняли те, кто заботился не о себе, а об оставшихся вне концлагеря или об оставленной работе и творчестве);

- ретроспективный характер самооценки.

Здесь весьма уместно привести высказывание Леонида Андреева: «Человек рождается без зубов, без волос и без иллюзий. Человек сходит в могилу без зубов, без волос, без иллюзий».

Афористически эту сентенцию можно переформулировать следующим образом: формирование личности идет всю жизнь, оформление личности — в старости.

Это требование на оформление собственной личности — важнейшее условие работы «Серебряного университета». Общество и, обобщая, человечество несет огромные потери, отпуская с миром и в небытие людей, не требуя и не обеспечивая этого оформления как дара и наследия остающимся. Возможно, это — самая большая интеллектуальная и нравственная потеря человечества.

Наблюдения за студентами Московского «Серебряного университета» показывают:

- студенты склонны не доверять незнакомым им фактам и перепроверяют их в Интернете;

- студенты больше верят старым информационным источникам, нежели новым.

Интеллектуальные проблемы

Что касается умственных способностей, то память, разумеется, заметно слабеет и спотыкается (но ведь знания устаревают еще до того, как доходят до социального потребителя, и потому недержание знаний порой даже благодатно), зато не затихают креативные способности, почти не деформируется внимание и мышление, нарастает такая энтелехия, как понимание (за счет накопленного жизненного опыта и более глубокого погружения в культуру).

Любопытна возрастная зависимость основных интеллектуальных компетенций человека [5]:

Таблица 1

Возрастные различия в интеллектуальных компетенциях

Возраст 3233 3435 3637 3839 4041 4243 4445 4647 4849 5051 5253 5455

Внимание 105 100 94 97 97.5 96 95.5 93.5 86 92 95.5 93.5

Мышление 104 96 96 100 95 86 93 89 89 91 91 89

Память 99 96 92 92 92 89 87 86 83 80 82 78

Заметнее всего, но совершенно не катастрофически слабее память, но зато хорошо сохраняется внимание (и сосредоточенность), что необходимо учитывать в дидактике образовательного процесса.

Что касается мышления, то и здесь наблюдаются нетривиальные процессы в диапазоне 41-55 лет.

Таблица 2

Изменения в структуре мышления в зрелом возрасте

41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

Образное 8.1 7.8 8.3 9.5 8.5 8.5 8.7 8.6 8.2 7.9 8.6 7.8 8.9 8.2 7.4

Вербальное 9.0 7.6 8.4 9.4 8.5 8.1 8.7 8.7 7.5 8.0 9.1 7.8 9.3 9.0 8.2

Практическое 7.3 5.6 4.8 5.5 7.1 5.1 6.4 6.5 5.0 4.6 7.8 5.8 7.3 7.6 6.3

Ни один из рассматриваемых типов мышления (образное, вербальное, практическое) не имеет тенденции к деградации с возрастом, при этом вербальное сохраняет свою приоритетность.

И, наконец, любопытны поло-возрастные различия в интеллектуальных характеристиках [5].

Таблица 3

Поло-возрастные различия в интеллектуальных характеристиках взрослых людей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристики до 25 лет 26-40 41-55 св. 55

м ж м ж м ж м ж

Креативность 6.8 6.5 6.8 6.4 6.9 6.2 6.0 5.9

Широта познава- 4.1 4.2 3.5 3.6 3.1 3.4 3.6 3.4

тельной потребно-

сти

Гибкость поведе- 5.5 5.0 5.1 4.4 4.3 4.0 3.7 3.5

ния

Субъективный 5.8 5.4 5.4 5.1 5.4 4.3 4.4 4.6

контроль

Основные типы программ

В «Серебряном университете» реализуются три типа программ:

- общеразвивающие / просветительские;

- юзерские;

- профессионального обучения (рабочие профессии).

Общеразвивающие программы имеют объем от 24-х до 36-ти часов

и включают в себя интерактивные лекции, семинары, тренинги. Обучение осуществляется еженедельно от 2-х до 3-х академических часов.

Программы профессионального обучения рассчитаны, как правило, на больший объем (от 160 часов) и заканчиваются сдачей квалификационного экзамена, что дает право на получение свидетельства о рабочей профессии и последующего трудоустройства. Обучение по профессиональным программам осуществляется еженедельно от 3-х до 6-ти академических часов в течение учебного года.

В настоящее время обучение ведется по следующим программам профессионального обучения: Работник зеленого хозяйства; Няня; Изготовитель игровых кукол. В 2018 году перечень рабочих профессий будет расширен, исходя из мониторинга вакансий на рынке труда именно для граждан пенсионного возраста.

Общеразвивающие/просветительские программы (история и культура родного города, иностранные языки, рукоделие и т.п.) обычно имеют небольшую продолжительность и направлены на интеллек-

туальное развитие личности. Юзерские программы (компьютерная и финансовая грамотность, правовая грамотность, диетология и т.п.) четко определяются пользовательскими технологиями, их продолжительность — от 24-х часов.

В структуре Московского «Серебряного университета» (МСУ) отражены основные направления, отвечающие актуальным запросам и интересам пенсионеров. В настоящее время «серебряные студенты» обучаются на 16 программах следующих факультетов:

- гуманитарный;

- массовых коммуникаций и информатики;

- культуры и творчества;

- здоровья и безопасности;

- психологической поддержки личности.

Принципы деятельности СУ:

1. «Серебряный университет» реализует образовательные программы в области интеллектуального, творческого или профессионального развития граждан пожилого возраста.

2. Образование осуществляется на бюджетной основе, возможно обучение за счет оплаты физическими и/или юридическими лицами (на настоящем этапе развития проекта все программы реализуются бесплатно для обучающихся). Возможна благотворительная помощь общественных и иных структур.

3. Событийность образовательного процесса, ориентирующая как на включение обучающихся в мероприятия Университета (с учетом специфики возраста и образовательных интересов), так и на возможность самостоятельно проектировать такие события, принимая в них участие в качестве ведущих исполнителей (совместные мероприятия со студентами, организация мастер-классов и тренингов).

4. Субъектность, предполагающая выстраивание образовательной траектории с учетом собственных образовательных интересов на основе самостоятельного их определения и уточнения (диагностика исходного уровня знаний и умений для зачисления на программы продвинутого уровня, мониторинг запросов обучающихся с целью уточнения актуальности программ и образовательных событий).

5. Соответствие содержания образования, используемых форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям обу-

чающихся, уровню их познавательных возможностей и личностного развития.

Образование в «Серебряном университете» формируется и осуществляется в интерактивном режиме: обучающиеся участвуют в выборе тем и направлений своего образования, средств, методов и форм, а также самооценки результатов образования. Такой формат обусловлен тем, что гражданам пожилого возраста будет предоставлена возможность поделиться жизненным и профессиональным опытом, задать актуальные вопросы, разобрать конкретные ситуации.

Результатом обучения должны стать не только знания и умения, повышающие социальную защищенность данной категории населения, но и возможность создания клубов, творческих объединений. В настоящее время идет становление волонтерского движения студентов «Серебряного университета».

Инструктивные предложения по преподаванию в «Серебряном университете»:

1. Студенты располагаются в аудитории по своему усмотрению, и кучно, и рассеянно, даже спиной к экрану или доске. Самое лучшее расположение — полукругом в 2-3 ряда. Не возбраняются чаепития и перекусы во время занятий. Обстановка должна быть максимально расслабленной и дружественной. Смех в аудитории — показатель вашего успеха.

2. Занятия проводятся в следующем формате: 1/3 времени — коммуникация «студент-студент», 1/3 времени — коммуникация «студент-преподаватель», 1/3 времени — преподаватель.

3. Важны не знания, а понимание: нужно заострять внимание аудитории на непонятном и непонимаемом. Не спешите изложить весь учебный материал: лучше будет пройдена половина программы, но охвачена пониманием, чем вся, но без понимания.

4. Желательно провести стартовый и финишный тест (10-12 одних и тех же вопросов), чтобы студенты в конце курса воочию увидели, насколько они продвинулись. Критерии оценки ответов предлагаются такие:

- 0 — ответ отсутствует или абсурден;

- 1 — ответ разумен, но неверен (американский студент ответил на вопрос «почему Октябрьская революция празднуется в ноябре?»: «потому что страна большая, а связь была плохой»; он получил оценку 1);

- 2 — ответ в принципе верный, но очень сжатый;

- 3 — ответ полный и верный;

- 4 — ответ выходит за рамки, заданные преподавателем.

5. Никогда не хвалите и не критикуйте никого публично, это можно сделать письменно или тэт-а-тэт. Если оцениваемая работа была письменной, раздавайте ответы оценкой вниз.

6. Сразу договоритесь с аудиторией о форме обращения друг к другу. Если затрудняетесь запомнить сразу всех, предложите им написать свои имена и/или фамилии на сложенных треугольником листах бумаги.

7. Тестов и игр/викторин/имитаций должно быть как можно больше.

8. Одной из наиболее адекватных форм проведения занятий является беседа на заданную тему (коллоквиум), но будьте строги к «убийцам времени» и всезнайкам. Если есть возможность, проводите экскурсии, прогулки, посещение музеев и выставок.

9. Если вы используете презентации, то избегайте текстовых слайдов: только схемы, таблицы, рисунки, анимация и т.п.

10. Каждое занятие должно начинаться с рефлексии предыдущего (опрос): это особенно важно для тех, кто пропустил предыдущее занятие. Весь курс должен заканчиваться его рефлексией с выступлением каждого студента и, разумеется, преподавателя.

Важным условием реализации проекта стала территориальная доступность. В настоящее время проект реализуется на 37 площадках города Москвы, как на базе структурных подразделений МГПУ, так и в территориальных центрах социального обслуживания населения.

Рисунок 1. Площадки обучения города Москвы

Анализ подачи заявок на обучение в «Серебряном университете», как и последующий мониторинг запросов студентов этого возраста, показал, что наибольшая потребность имеется на изучение иностранных языков, средств удаленного общения в сети Интернет: созданию логинов и паролей для пользования программными продуктами, соблюдению мер безопасности при работе в сети Интернет, пользованию программой 8куре, популярными мессенджерами и социальными сетями — WhatsApp, У1Ьег, БасеЬоок. Запрос на эти программы на данный момент значительно превышает количество зачисленных (Рис. 2).

Количество записавшихся и зачисленных по наиболее популярным общеразвивающим программам (на 27.11.2017 г.)

1400 -1280

Разговорный Современные Информационное История культуры Рукоделие и

английский язык средства и пространство жизни Москвы творчество

инструменты удаленного общения

■ Подано заявок, чел. ■ Зачислено, чел.

Рис. 2. Сведения о подаче заявлений и результатах зачисления на программы

Структура учебных пособий для студентов «Серебряного университета»

Учебное пособие / учебные материалы создаются в помощь обучающемуся, позволяют закрепить пройденный на занятии материал, получить рекомендации для его более глубокого усвоения и самообразования. Эти материалы выдаются студентам по окончании курса вместе с сертификатом о его окончании.

Учебное пособие / учебные материалы включают в себя:

- оглавление;

- введение, включающее описание цели и задач обучения по программе, описание структуры программы.

По каждой теме должны быть представлены:

- краткие рефераты занятия, тезисно раскрывающие его содержание или главные идеи;

- иллюстрации и/или презентации (можно фрагментарно);

- использованные и/или рекомендуемые литературные источники, включая интернет-источники;

- задания для самостоятельной работы слушателей.

Объем учебного пособия — около 1 п.л. (40 000 знаков).

Эссе-legacy

Если есть возможность, студентам предлагается написание эссе, обращенного к реальным внукам или внуку (например, студентам программы «История и культура Москвы» предлагается написать эссе «Моя Москва»). Разумеется, это предложение носит факультативный характер, и аудиторное обсуждение эссе допустимо только по желанию студента. Так, студенты, обучающиеся по программе «Социальные медиа и литературное творчество» писали не только статьи на популярные темы, но и рецензии на увиденные театральные постановки. Реально такое эссе представляет собой своеобразное интеллектуальное наследие, legacy.

Опыт работы с данной категорией показал, что студенты активны, с удовольствием участвуют в различных образовательных и творческих событиях (форумах, новогодних огоньках, театральных посиделках и пр.), что решает проблему их социального одиночества. Поэтому данные виды работы можно считать важным элементом образовательного процесса «серебряных студентов».

Первый опыт работы «Серебряного университета» показал значимость и актуальность проекта, что привело к расширению контингента обучающихся и поиску новых форм работы с аудиторией граждан пенсионного возраста.

Литература

1. Андрагог в открытом обществе: материалы российско-польского семинара. СПб. Иркутск-Plock, 2000. 242 с.

2. Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии // Социальная геронтология: современные исследования: реферативный сборник. М.: РАН, 1994. С. 41-57.

3. Добренькое В. П., Кравченко А. И. Возрасты человеческой жизни // Фундаментальная социология в 15 томах. Т. 9. М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Ермак Н. А. Педагогическая поддержка людей пожилого возраста в герон-тообразовании. Ростов-н.-Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. 230 с.

5. Канатов А. И. Интеллектуально-личностное развитие взрослого и его обучаемость // Андрагог в открытом обществе: материалы российско-польского семинара. СПб. Иркутск-Plock, 2000. С. 68-73.

6. Левинтов А. Е. Социально-демографические предпосылки и предпроект-ные исследования по организации образовательных структур для пожилых и пенсионеров (Серебряный университет): научный отчет. М.: МШУ СКОЛКОВО, 2014.

7. Хинцен Г. История и истории. Образование взрослых и прогресс: 25 лет институту международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов. М., 1996. С. 9-55.

8. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Академия, 2002, 208 с.

References

• Andragog v otkrytom obshchestve: materialy rossiysko-pol'skogo seminara. SPb-Irkutsk-Plock, 2000. 242 s.

• Dobren'kov V. P., Kravchenko A. I. Vozrasty chelovecheskoy zhizni // Fundamental'naya sotsiologiya v 15 tomakh. T. 9. M.: INFRA-M, 2005.

• Ermak N. A. Pedagogicheskaya podderzhka lyudey pozhilogo vozrasta v gerontoobrazovanii. Rostov-n.-D.: IPO PI YUFU, 2007. 230 s.

• Kanatov A. I. Intellektual'no-lichnostnoye razvitiye vzroslogo i yego obuchayemost' // Andragog v otkrytom obshchestve: materialy rossiysko-pol'skogo seminara. SPb-Irkutsk-Plock, 2000. S. 68-73

• Khintsen G. Istoriya i istorii. Obrazovaniye vzroslykh i progress: 25 let institutu mezhdunarodnogo sotrudnichestva Nemetskoy assotsiatsii narodnykh universitetov. M., 1996. S. 9-55.

• Khukhlayeva O. V. Psikhologiya razvitiya: molodost', zrelost, starost'. M.: Akademiya, 2002, 208 s.

• Levintov A. E. Sotsial'no-demograficheskiye predposylki i predproyektnyye issledovaniya po organizatsii obrazovatel'nykh struktur dlya pozhilykh i pensionerov (Serebryanyy universitet): nauchnyy otchet. M.: Moskovskaya shkola upravleniya SKOLKOVO, 2014.

• Viktor K. Starost' v sovremennom obshchestve: rukovodstvo po sotsial'noy gerontologii // Sotsial'naya gerontologiya: sovremennyye issledovaniya: referativnyy sbornik. M.: RAN, 1994. S. 41-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.