Научная статья на тему 'Непрерывное образование людей пенсионного возраста: педагогическая модель'

Непрерывное образование людей пенсионного возраста: педагогическая модель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ЛЮДИ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗРОСЛОГО / ADDITIONAL EDUCATION FOR ADULTS / RETIREMENT AGE PERSONS / OPEN EDUCATIONAL SPACE / LIFE EXPERIENCE / SELF-DETERMINATION OF AN ADULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Степанова Марианна Валерьевна, Резинкина Лилия Владимировна

Статья посвящена раскрытию исходных теоретико-методологических положений дополнительного образования людей пенсионного возраста, которые определяют системные изменения в целях и содержании этого процесса на основе воплощения идеи самоопределения и саморазвития личности в сложный жизненный период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Степанова Марианна Валерьевна, Резинкина Лилия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUING EDUCATION FOR PEOPLE OF RETIREMENT AGE: A PEDAGOGICAL MODE

The article is devoted to the disclosure of the initial theoretical and methodological foundations of additional education for retirement age persons, which determine system changes in the goals and content of this process based on the embodiment of the idea of person ‘s self-determination and self-development in a difficult life period

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование людей пенсионного возраста: педагогическая модель»

Образование взрослых и подготовка специалиста

А. Е. Марон, М. В. Степанова, Л. В. Резинкина

(Санкт-Петербург)

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

CONTINUING EDUCATION FOR PEOPLE OF RETIREMENT AGE:

A PEDAGOGICAL MODEL

Статья посвящена раскрытию исходных теоретико-методологических положений дополнительного образования людей пенсионного возраста, которые определяют системные изменения в целях и содержании этого процесса на основе воплощения идеи самоопределения и саморазвития личности в сложный жизненный период.

Ключевые слова: дополнительное образование взрослых, люди пенсионного возраста, открытое образовательное пространство, жизненный опыт, самоопределение взрослого.

The article is devoted to the disclosure of the initial theoretical and methodological foundations of additional education for retirement age persons, which determine system changes in the goals and content of this process based on the embodiment of the idea of person's self-determination and self-development in a difficult life period.

Key words: additional education for adults, retirement age persons, open educational space, life experience, self-determination of an adult.

Образование взрослого человека рассматривается как в личностном аспекте -последовательное пожизненное развитие и реализация творческого потенциала и профессиональных компетенций взрослого, в том числе пенсионного возраста, в условиях формального и неформального образования, так и в институциональном плане через деятельностное участие личности в разных формах и стадиях непрерывного образования.

Продуктивность образования взрослых непосредственно связывается с самоопределением и саморазвитием взрослой личности, проявлением её активности в образовательной, трудовой и социокультурной деятельности с учетом актуализации своих внутренних возможностей и компетенций. Взрослая личность стремится к самостоятельности, поиску собственных траекторий самоопределения и профессионального саморазвития. В

то же время, как показывает исследование, в дополнительном образовании взрослому человеку требуется содействие и поддержка при осмыслении индивидуальной траектории развития, выборе оптимальных механизмов при решении профессиональных и образовательных задач, анализе и рефлексии собственных достижений, особенно в пенсионном возрасте [7].

Такая методическая и психологическая поддержка рассматривается как системное целенаправленное взаимодействие педаго-га-андрагога и обучаемого субъекта-взрослого путем создания условий для осмысления взрослой личностью своей роли в новой жизненной ситуации (самопознание), содействия актуализации внутренних сил и жизненного опыта (самообразование), помощи в достижении реальных результатов в деятельности (самореализация), в том числе в условиях пенсионного возраста.

Особо отметим значение реализации принципа открытости образования взрослых, основывающегося на идее интеграции между взрослой личностью и окружающей её образовательной средой. Деятельность взрослого в этих условиях сосредоточена на реализации собственных образовательных потребностей, которые предполагают его активность в различных сферах и образовательных областях, отражает способность учитывать личностные и профессиональные качества взрослого в сочетании с особенностями окружающей среды, что способствует гибкости обучения, выбору учебных целей, содержательного компонента, организационных форм и методов дополнительного образования [2].

При реализации дополнительного обучения обеспечивается доступ к мировым информационным ресурсам, снимается пространственно-временная ограниченность доступа к различным источникам информации посредством сетевого взаимодействия. Доступность необходимой информации обеспечивается упрощающимися требованиями для пользователей и индивидуализацией информационных услуг. Поэтому открытому образованию присуща широкая свобода выбора стратегии и маршрута образования взрослого.

Человек может учиться в удобное для него время и в любом оборудованном специальными средствами месте, имея возможность дистанционного контакта с преподавателем. Основным достоинством такой организации обучения является понимание взрослого как субъекта, инициирующего и организующего свой личный процесс образования.

Итак, дополнительное образование лиц пенсионного возраста представляет собой целостную саморазвивающуюся педагогическую систему обучения, развития, профессионализации и социализации взрослого, реализующую функции адаптации, субъектной ориентации, содержательного и инструментального выбора стратегии и технологий обучения различных социальных групп взрослого населения [5].

Охарактеризуем педагогическую модель дополнительного образования людей пенсионного возраста в процессе непрерывного образования как:

- открытую (для всех), социальную (взаимодействует с социумом), динамическую (изменяется в соответствии с потребностями субъектов), объединяющую различных пенсионеров, работающих, неработающих и занятых волонтерской деятельностью и т.д.;

- адаптационную (предназначена для выполнения адаптационных функций) -способствует самоопределению (личностному, социальному, жизненному, профессиональному), адаптации к современной жизни, актуализации жизненного опыта, самореализации, удовлетворению потребности в общении взрослых «третьего возраста»;

- процессуальную -состоит из различных структурно-функциональных подсистем, которые взаимосвязаны и функционируют в социально-культурной и образовательной средах;

- самоуправляющуюся - модель управляется изнутри, исходя из потребностей и запросов обучающихся.

Основной целью реализации модели дополнительного образования людей пенсионного возраста как средства их самоопределения является очередной этап их социализации, который характеризуется интеграцией в общество и самореализацией взрослого человека, переживающего кризис окончания трудовой деятельности и выхода на пенсию [8].

Поскольку дополнительное образование людей пенсионного возраста должно предполагать актуализацию жизненного опыта, их самоопределение и саморазвитие, то модель дополнительного образования людей пенсионного возраста как средства их самоопределения должна быть гибкой и очень подвижной системой, где субъекты образования - слушатели и андрагоги- могут свободно меняться ролями, применять различные технологии, реализовать индивидуальные образовательные маршруты, способствующие процессу самоопределения [3].

Вместе с тем образовательное пространство не ограничивается учреждением, в

котором функционирует процесс дополнительного образования людей пенсионного возраста. В образовательный процесс включается социокультурная среда учреждения службы занятости населения, сетевое взаимодействие различных ведомств, организаций и учреждений, привлекаются социальные партнеры.

Обучение, переподготовка и система поддержки людей пенсионного возраста осуществляются добровольцами и волонтерами, благотворительными и религиозными организациями, лидерами профсоюзных и политических движений. С обучающимися работают специально подготовленные специалисты: медицинские и социальные работники, геронтологи, андрагоги, практические психологи и т.д.

Кроме того, специалисты, работающие с людьми пенсионного возраста, имеют не только специальные знания, но и психологически и морально готовы к данной деятельности. Помощь этих специалистов-ан-драгогов заключается в просветительской работе по нормативно-правовой поддержке, терпеливом отношении, проявлении эмпа-тии, заботы, ненавязчивого сопровождения в адаптации к новому образу жизни.

Девиз дополнительного образования для людей пенсионного возраста: «Через обучение к повышению качества жизни»

[4].

Основными задачами дополнительного образования людей пенсионного возраста являются содействие самоопределению и самореализации, помощь людям в трудных жизненных ситуациях, успешная адаптация к социально-экономическим условиям жизни в современном информационном пространстве, овладение современными технологиями для улучшения качества жизни, формирования принципов здорового образа жизни и т. д.

Мировой опыт работы с людьми пенсионного возраста, прекратившими активную профессиональную деятельность, представляет многообразие вариантов дополнительного образования лиц, перешедших на ступень постпроизводственного возраста. Согласно социально-психологическим и де-

мографическим исследованиям это способствует предупреждению больших потерь накопленного интеллектуального багажа взрослого, снимает страх людей перед неизбежностью утраты активной роли в жизни общества.

Формы обучения для взрослых характеризуются добровольным характером обучения, вариативностью программ и сроков обучения, сочетанием научных знаний с прикладными занятиями, созданием комфортной образовательной среды для общения взрослых людей, возможностью социально-психологической защиты в условиях социальных перемен. Деятельность этого типа образовательных учреждений основана на принципах вариативности, открытости, доступности [9, с.3].

Системообразующим фактором построения модели дополнительного образования людей пенсионного возраста является андрагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса, под которым понимается стимулирование образовательных потребностей взрослого человека, актуализация жизненного опыта и социально-практических интересов, поддержка и мотивация с целью позитивного самоопределения. Строятся индивидуальные образовательные маршруты людей пенсионного возраста с целью их самоопределения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей или решения социально-личностных проблем. Андрагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса - это помощь, поддержка взрослого в его жизни, наполненной удовлетворением от процесса самоопределения и самореализации в новой сложной жизненной ситуации.

Содержательный компонент модели ориентирован прежде всего на удовлетворение социально-образовательных потребностей, развитие компетенций, личных качеств, которые необходимы для жизни в современном обществе, как и в других сферах социальной практики.

Дополнительное образование людей пенсионного возраста не ориентировано только на приобретение новых профессиональных компетенций или получение

новой профессии с целью лучшего трудоустройства. Часто цель образования пенсионера состоит в социальной адаптации и общении, сохранении своей активной жизненной позиции. Особенностью обучения людей пенсионного возраста является привнесение в образовательный процесс собственного жизненного опыта, а также стремление быть нужными обществу.

Большой интерес у людей старшего поколения вызывает тематика проблем долголетия, экологии и качества жизни, социально-психологической помощи инвалидам, больным, одиноким; изучение истории страны и родного края. Люди пенсионного возраста хотят устранить пробелы в своем образовании, приобщиться к различным видам искусства, выучить иностранные языки, овладеть компьютерной грамотностью и т.д.

Для взрослого часто личностно-значи-мые ценности и смыслы не получили реализацию, своего применения. Часто можно услышать: «Вот пойду на пенсию и займусь любимым делом...». В таких высказываниях звучат нереализованные в жизни ценностно-смысловые ориентиры, которые, в свою очередь, так же, как и повседневные мотивы, ценности и стили поведения, наполняют личность социальными приоритетами, формируют ее направленность и «личностный смысл», что, по сути, и является самоопределением личности.

Ведущей деятельностью людей пенсионного возраста становится поиск «самого себя в новом качестве», проба сил в новых видах деятельности в домашнем хозяйстве, воспитании внуков, общественной деятельности, творчестве, ввиду большого количества свободного времени появляются новые хобби и увлечения, потребность в пересамоопределении, т.е. в осмыслении своей прежней жизни, переориентации своей деятельности на передачу своего опыта подрастающему поколению. Взрослые «третьего возраста» часто стремятся подтвердить чувство собственной полезности обществу [1].

При определении содержания образования людей пенсионного возраста необ-

ходимо опираться на их основные социально-психологические ресурсы:

• богатый жизненный опыт;

• способность и желание к его самосовершенствованию;

• потребность в социальных контактах;

• нереализованные потребности духовно-познавательного и творческого характера.

В содержание образования кроме знаний, умений и навыков входит и сам процесс их приобретения, поиск и открытия, в ходе самообразования и практического применения этих знаний.

Результативное функционирование педагогической модели дополнительного образования людей пенсионного возраста осуществляется при выполнении следующих организационно-педагогических условий:

1. Расширение функций открытого образовательного пространства, в котором реализуются индивидуальные образовательные маршруты в тесном взаимодействии с социально-культурной окружающей средой. Благодаря этому повышается социальная активность пенсионера, способствующая процессу самоопределения и созданию оптимистической жизненной перспективы, реализации собственного потенциала в различных сферах деятельности: социальной, творческой, досуговой, педагогической и т.д. При этом разработанная педагогиче -ская модель несет в себе новые гуманитарные идеи взаимодействия социума с человеком и способы социального партнерства.

2. Учет в образовательном процессе принципов индивидуальности, дополнительности и «социальной реальности». С точки зрения Закона «Об образовании в РФ» дополнительное образование (независимо кого: детей или взрослых) должно способствовать самоопределению, самореализации и саморазвитию, формировать и развивать творческие способности субъектов образования, удовлетворять индивидуальные потребности в интеллектуальной, нравственной или эстетической сферах людей пенсионного возраста. Дополнительное образование должно способствовать социальной адаптации в сложный период ухо-

да на пенсию, реализовать их потребность в общении, помочь найти новые пути реализации социальной активности, определению новых жизненных смыслов, установок, ценностей, снижению уровня притязаний и т. д.

3. Образование людей пенсионного возраста основано на идее социального участия и становится связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим в их жизни. Устойчивая принадлежность к социальной группе старшего поколения по-

могает людям зрелого возраста сохранить идентичность и чувство психологической стабильности. В образовательном процессе людей пенсионного возраста необходимо реализовать их богатый внутренний потенциал, стремление преодолеть барьеры одиночества, дефицита душевного тепла и общения, сохранить целостность личности, человеческого достоинства, уверенности в завтрашнем дне.

Литература

1. Колпаков В.М., Дмитренко Г.А. Стратегический кадровый менеджмент: учеб. пособие. -2-е изд., перераб. и доп. - К.: МАУП, 2005. - 752 с.

2. Марон А. Е., Подобед В. И. и др. Практическая андрагогика. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. - СПб.: ИОВ РАО, 2003. - 360 с.

3. Марон А. Е., Резинкина Л.В. Эволюция теорий образования взрослых: от педагогики грамотности к практической андрагогике // Образование: ресурсы развития.- СПб.: ЛОИ-РО.- 2015. № 2. - С. 9-14.

4. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования взрослых // Человек и образование. - 2010. - №4. - С. 158-162.

5. Открытость образования: разные взгляды - общие ценности: сб. материалов Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2013.

6. Психология старости и старения: Хрестоматия: учеб. пособие / сост. О. В. Краснова и А. Г. Лидерс. - М., 2003.

7. Резинкина Л. В. Развитие непрерывного образования взрослых как универсальной метасистемы // Вестник Волгоградского института бизнеса «Бизнес. Образование. Право». 2015. Август №3(32). - С. 285-290.

8. Роботова А.С. Люди третьего возраста как субъекты непрерывного образования: методология и основные направления изучения // Непрерывное образование ХХ1 век.

9. Степанова М.В. Образовательные технологии для взрослых предпенсионного и пенсионного возраста в рамках неформального образования // Мир науки, культуры, образования. - № 3 (52). - 2015. - С.171-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.