Научная статья на тему 'Культуротворческие технологии в социально-культурной деятельности субъекта воспитания'

Культуротворческие технологии в социально-культурной деятельности субъекта воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2850
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / CULTURAL TECHNOLOGY / PROCESS OF EDUCATION / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Бо

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме реализации культуротворческих технологий в социально-культурной деятельности субъектов воспитания. Автором обосновывается место культуротворческих технологий в системе педагогических технологий, дается исторический обзор становления и развития технологизации образования. Культуротворческие технологии рассматриваются автором в воспитательном процессе, который протекает в социокультурной среде. Автор подчёркивает, что сегодня формируется новый подход к организации социально-культурной деятельности, в основе которого лежит развитие таких качеств, как индивидуальность, самобытность, самореализация и самоценность. Выделены особенности и роль культуротворческих технологий в организации социально-культурной деятельности, призванной удовлетворять культурно-образовательные потребности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURATIVE TECHNOLOGIES IN THE SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY OF THE EDUCATIONAL SUBJECT

The article is dedicated to a topical problem of the usage of cultural technologies in socio-cultural activities for teaching subjects at school. The author substantiates the place of cultural technologies in the system of educational technologies, provides a historical overview of the formation and development of technologization of education. Cultural technologies are considered by the author in the educational process, which takes place in a socio-cultural environment. The author emphasizes that there is a new approach to the organization of socio-cultural activities, which is based on the development of individuality, identity, self-realization and self-value. The work reveals features and the role of cultural technologies in the organization of socio-cultural activities, designed to meet the cultural and educational needs of the individual.

Текст научной работы на тему «Культуротворческие технологии в социально-культурной деятельности субъекта воспитания»

Библиографический список

1. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): учебное пособие для преподавателей и студентов. Москва: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.

2. Темнова И.О. Методы обучения работников в современных организациях. Проблемы науки. 2018; 9 (33). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-rabotnikov-v-sovremennyh-organizatsiyah

3. Ярилова О.С. Развитие системы повышения квалификации управленческих кадров вуза на основе личностно ориентированного подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.

4. Кахаров А.С., Ярычев Н.У. Возможности внутриорганизационного обучения в обеспечении подготовки молодого преподавателя колледжа к проектированию индивидуальной методической системы. Современные проблемы науки и образования. 2012; 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6874

5. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. Москва: ПЕР СЭ, 2007.

6. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. Москва: Просвещение, 1985.

7. Колесников И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики: учебное пособие. Москва: Академия, 2003.

8. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. Москва: «Генезис», 2004. (Серия «Психолог в школе»).

9. Кривцова С.В. Азбука буллинга. Available at: http://www.psychologia.edu.ru/azbuka-bullinga/start.html

10. Петрановская Л. ТравлиNET. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов. Available at: http://14gimnazia.com/stella/18-19/metodichka_dlja_ uchitelej_travli_net.pdf

11. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учебно-методическое пособие. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

References

1. Balyhina T.M. Metodika prepodavaniya russkogoyazyka kaknerodnogo (novogo): uchebnoe posobie dlya prepodavatelej i studentov. Moskva: Izdatel'stvo Rossijskogo universiteta druzhby narodov, 2007.

2. Temnova I.O. Metody obucheniya rabotnikov v sovremennyh organizaciyah. Problemy nauki. 2018; 9 (33). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-rabotnikov-v-sovremennyh-organizatsiyah

3. Yarilova O.S. Razvitie sistemy povysheniya kvalifikacii upravlencheskih kadrov vuza na osnove lichnostno orientirovannogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

4. Kaharov A.S., Yarychev N.U. Vozmozhnosti vnutriorganizacionnogo obucheniya v obespechenii podgotovki molodogo prepodavatelya kolledzha k proektirovaniyu individual'noj metodicheskoj sistemy. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6874

5. Zmeev S.I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tehnologiiobucheniya vzroslyh. Moskva: PER S'E, 2007.

6. Kulyutkin Yu.N. Psihologiya obucheniya vzroslyh. Moskva: Prosveschenie, 1985.

7. Kolesnikov I.A., Maron A.E., Tonkonogaya E.P. Osnovy andragogiki: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2003.

8. Krivcova S.V. Uchitel' iproblemy discipliny. Moskva: «Genezis», 2004. (Seriya "Psiholog v shkole").

9. Krivcova S.V. Azbuka bullinga. Available at: http://www.psychologia.edu.ru/azbuka-bullinga/start.html

10. Petranovskaya L. TravliNET. Metodicheskoe posobie dlya pedagogov shkol i shkol'nyh psihologov. Available at: http://14gimnazia.com/stella/18-19/metodichka_dlja_uchitelej_ travli_net.pdf

11. Rot Yu., Koptel'ceva G. Mezhkul'turnaya kommunikaciya. Teoriya i trening: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: YuNITI-DANA, 2006.

Статья поступила в редакцию 14.07.19

УДК 379.81

Wang Bo (China), postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

CULTURATIVE TECHNOLOGIES IN THE SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY OF THE EDUCATIONAL SUBJECT. The article is dedicated to a topical problem of the usage of cultural technologies in socio-cultural activities for teaching subjects at school. The author substantiates the place of cultural technologies in the system of educational technologies, provides a historical overview of the formation and development of technologization of education. Cultural technologies are considered by the author in the educational process, which takes place in a socio-cultural environment. The author emphasizes that there is a new approach to the organization of socio-cultural activities, which is based on the development of individuality, identity, self-realization and self-value. The work reveals features and the role of cultural technologies in the organization of socio-cultural activities, designed to meet the cultural and educational needs of the individual.

Key words: socio-cultural activities, cultural technology, process of education.

Ван Бо, аспирантка, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме реализации культуротворческих технологий в социально-культурной деятельности субъектов воспитания. Автором обосновывается место культуротворческих технологий в системе педагогических технологий, дается исторический обзор становления и развития технологизации образования. Культуротворческие технологии рассматриваются автором в воспитательном процессе, который протекает в социокультурной среде. Автор подчёркивает, что сегодня формируется новый подход к организации социально-культурной деятельности, в основе которого лежит развитие таких качеств, как индивидуальность, самобытность, самореализация и самоценность. Выделены особенности и роль культуротворческих технологий в организации социально-культурной деятельности, призванной удовлетворять культурно-образовательные потребности личности.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культуротворческие технологии, процесс воспитания.

Педагогическими технологиями в науке занимаются уже давно. Вопросами технологизации обучения активно занимались зарубежные авторы: А. Ламсдейн, П. Митчелл, Ф. Персиваль, Д. Финн, Г Эллингтон и др., которые так или иначе привязывали их к информационным технологиям, под которыми первоначально понималась работа с информацией, затем в процесс стали включать так называемые «сопутствующие средства», в том числе электронно-вычислительные машины и компьютеры.

Несколько позже по вопросам технологий обучения появились труды отечественных авторов, среди основных хотелось бы отметить работы последних лет: В.С. Кукушкина, Е.С. Полат, Е.С. Романова, ГК. Селевко, Н.Н. Суртаева, А.А. Факторович и многие др. Сегодня проблемам использования педагогических технологий в педагогической практике уделяется огромное внимание. В методической литературе можно найти различные подходы к пониманию педагогических технологий, так, Н.Н. Суртаева в своей работе отмечает: «О гуманитарных тех-

нологиях, в том числе и педагогических, в последнее время сказано немало. К сожалению, на практике образования возможности их применения остаются далеко не реализованными» [1, с. 6], автор подчёркивает, что «в условиях куль-туротворческой педагогики центральной составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками (субъект-субъектные отношения)» [1, с. 32].

Различные авторы по-своему подходят к трактовке определения педагогических технологий, предлагаются различные подходы к их классификации, нам показалась интересной система классификации, которую предлагает Н.Н. Сур-таевой (рисунок 1).

В системе педагогических технологий выделяют большую группу воспитательных технологий. Классификацию технологий, которые применяют в процессе воспитания, приведенных Н.Н. Суртаевой в другой своей работе (2017) [2], представим схемой (рисунок 2).

Технологии Л^. альфа

диалог

Рис. 1. Классификация педагогических технологий по Н.Н. Суртаевой [1]

Технологии воспитания диалог

Социально-ориентированные технологии Технологии воспитывающего обучения Культуроцентрированные технологии Технология ярких пятен Технология сторителлинг Технологии воспитания на образе выдающихся деятелей науки и культуры Технологии в разновозрастных объединениях по совпадающим интересам педагога и обучающихся

Рис. 2. Классификация воспитательных технологий по Н.Н. Суртаевой [2]

Автором определяются технологии воспитания как системные способы, направленные на решение воспитательных задач. Н.Н. Суртаева в своей классификации выделила группу культуроцентрированных технологий, которые ориентированы на использование культурного наследия в образовании, выделив принципы их реализации: «принцип культурного самоопределения, принцип субъекта культуры, принцип воспитания субъекта интеллектуальной куль-туры,принципразеитиявербальногоинтеллекта» [2].

Проанализировав большое количество литературы, мы считаем, что педагогические технологии, которые заставляют индивида приобщиться к культуре, понять её, заняться индивидуальным творчеством, необходимо отнести к категории культуротворческие технологии. В литературе культуротворческие технологии могут называться по-разному. При анализе педагогической литературы мы встречали следующие названия:

- технологии художественно-творческойдеятельности,

- художественно-развивающие технологии,

- культуроохранные технологии,

- рекреативные технологии,

- технологии организации деятельности в социально-культурной среде,

- технологии самодеятельного творчества и т. д.

Различные авторы в своих работах культуротворческие технологии определяют через разные контексты. Так, Т. Г Киселева и Ю.Д. Красильникова в своём учебнике 2004 года «Социально-культурная деятельность» предлагают следующее определение: «Технологии творческого развития детей, подростков и

взрослых, создания и обогащения культурных ценностей непосредственным образом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохранения, восстановления этих ценностей, освоения и использования культурного наследия в современном обществе» [3].

Авторами отмечается, что культуротворческие технологии должны сопровождать человека в разные периоды его жизни: и в период его обучения, и во время его социально-профессиональной адаптации, и особенно в период включения личности в социально-культурную деятельность. В последний выделенный период культуротворческие технологии осуществляют ряд важных социальных функций, которые связаны не только с развитием различных составляющих личности (эмоционально-волевой, ценностно-смысловой и др.), но и с развитием творческого потенциала, креативных способностей. Кроме того, культуротворческие технологии, отмечают авторы, особенно актуальны и на завершающем этапе социализации, связанным либо с предпенсионным периодом жизни и пенсионным возрастом. Многие авторы отмечают реабилитационную роль культуротворческих технологий у людей с ограниченными возможностями здоровья, либо у людей, утративших трудоспособность - инвалидов, стариков. Именно в этот непростой период их жизни индивидуальное или коллективное творчество может помочь преодолеть возникшие ограничения, направить свой жизненный опыт, творческие умения и навыки в русло социокультурной самореабилитации.

Анализ литературы позволил выделить характеристики культуротворческих технологий: развивающие, активизирующие, творчески формирующие и т. д., человек реализует их в социальной, профессиональной, культурной, бытовой и др. деятельности в виде научно-технического, прикладного или художественного творчества. Некоторые учёные выделяют субкультурный механизм реализации культуротворче-ских технологий, объясняя это принадлежностью личности какой-либо субкультуре, а также структурный механизм - в рамках структур, реализующих государственно-социальные программы и социально-культурные проекты.

Социально-культурная деятельность способствует использованию личностью своего интеллектуального, креативного, творческого, художественного потенциала не только в своих интересах, но и во благо всего общества. Социально-культурная деятельность средствами культуротворческих технологий оказывает большое влияние на воспитание ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сфер, духовности, когнитивной составляющей личности, что особенно важно для образования подрастающего поколения. Каждый вид социально-культурной деятельности (творческая, аналитическая, фольклорно-исследовательская, художественно-коллекционная и т. д.) обладает эмоционально-мотивирующей силой воздействия на личность, побуждая её интерес к авторскому художественному творчеству.

При этом развивается система дополнительного художественного образования, создаются декоративно-прикладные объединения; хореографические, вокальные, театральные студии; музыкально-эстрадные коллективы, работающие в том числе с местным фольклором. Возрождается интерес к региональному фольклору, авторской песне, фестивальному движению, коллекционированию произведений искусства и выставочной деятельности. Активизируется деятельность по возрождению этнической культуры и региональных традиций: традиционных художественных ремёсел (ремесло как историко-культурная ценность), обрядов и праздников. Возрождается культурно-историческая реконструкция важных событий, восстановление памятников и мемориалов, археологические изыскания и др. Все это относится к культуротворческим технологиям в социально-культурной деятельности, как в традиционных формах, так и на базе креативных подходов.

Большинство авторов рассматривают культуротворческие технологии в аспекте досуговой деятельности. Л.А. Тюрина в своей диссертации «Культуро-творческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодёжи» [4] предлагает средствами культуротворческих технологий формировать досуговую культуру молодёжи. Автор подчёркивает высокий педагогический потенциал социально-культурной деятельности средствами культуротворческих технологий, которые, по мнению учёной, «представляют собой совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально-значимые формы творчества, в процессе которых происходит выработка механизмов вовлечения личности в процесс непрерывного творчества» [4, с. 59].

Как отмечает О.С. Захарищева [5], насущие потребности молодого поколения удовлетворяются как раз культуротворческими технологиями в социаль-

но-культурной деятельности. Автором выделяются функции культуротворческих технологий:

- приобщение личности к произведениям искусства, памятникам культуры, отношения к культуре как к ценности, формирование культурных потребностей молодёжи;

- создание условий и среды, которые дают возможность выявить и развить творческие способности личности, а также реализовать их в социокультурном пространстве региона, страны;

- осмысленная, с максимальной пользой организация свободного времени, своего досуга, осознанный выбор субкультуры.

О.С. Захарищева, как и многие авторы, признает культуротворческие технологии главными в организации досуга молодого поколения и предлагает свое понимание, автор рассматривает культуротворческие технологии как технологии самодеятельного творчества; как технологии, ориентируемые на основные пласты художественной культуры; отдельно выделяются так называемые этнофоль-клорные школы, которые формируют стили прикладного искусства.

О.С. Захарищева выделила в своей работе следующие механизмы реализации культуротворческих технологий:

- изучение, сохранение и восстановление культурных ценностей;

- изучение и использование мирового культурного наследия;

- творческое развитие личности в области культуры и искусства;

- организация индивидуального художественного, декоративно-прикладного, научно-технического и авторского.

Типами культуротворческих технологий в социально-культурной деятельности называют: по степени субъектности - авторские, исполнительские, импровизационные; по субъекту организации - формальные и неформальные; по степени организации - стабильные и нестабильные; по виду деятельности -творческие, познавательные, учебные, исследовательские, организаторские, игровые, комплексные; по локализации - городские и сельские; по возрасту -взрослые, молодёжные и детские и др.

Выделяются этапы реализации культуротворческих технологий:

1 этап - этап изучения социокультурных условий,

2 этап - этап выявления уровня потенциала участников,

3 этап - этап поиска и определения направления, целей и задач деятельности,

4 этап - этап организационного оформления творческого коллектива.

Научно-педагогической основой реализации культуротворческих технологий является учение о способностях (Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, Б.М. Те-плов, В.Д. Шадриков и др.), которое связано с ранним выявлением интересов ребенка и дифференциацией их творческой деятельности. Данное учение трактует понятия способности, одарённость, талант, данная дифференциация важна в организации социально-культурной деятельности и подборе культуротворческих технологий.

Применение культуротворческих технологий в воспитательном процессе эффективнее реализуются в социокультурной среде. А.А. Макареня в своей ра-

Библиографический список

боте (1997) [6] рассматривал влияние социокультурной среды на развитие личности. Социокультурную среду автор представлял как «часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства региона, благодаря социокультурной среде реализуется процесс социализации и инкультурации личности обучающегося».

При этом социализацию ученый называл процессом развития субъекта в ходе его взаимодействии с социокультурной средой, которая обогащает его как самореализующуюся личность; инкультурацию - процессом освоения (принятия) субъектом способов действий и мышления, которые и составляют культуру).

Учёным выделялась культуротворческая среда как «совокупности материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности». Культуротворческая среда должна создаваться педагогами внутри образовательной организации, а также использоваться внешняя социокультурная среда. Его последователь С.В. Кривых отмечает, что такая среда в образовательной организации «должна быть напряженной и максимально насыщенной и не только по предметному содержанию, но и по нравственно-этическим представлениям об общечеловеческих ценностях» [7].

Развитие мировой культуры, внедрение новых технологий в производство обуславливают рост свободного для досуга людей времени. Реализация социально-культурной деятельности средствами приобщения к творчеству рассматривается различными учеными многоликим явлением. Существуют разные, порой противоположные, взгляды, предлагается использовать разные методы, различные подходы, учитывающие индивидуальное восприятие специфической природы творчества. В воспитательном процессе используется различный материал выразительности и инновационные формы и приёмы.

В разных областях практической деятельности человека проявляется творчество, выделяя художественное творчество в отдельную группу, можно заметить черты, роднящие художественное творчество с иными видами творчества, однако главной его отличительной чертой является обращенность к человеческим чувствам и переживаниям, способность проникать в глубины человеческих эмоций.

В настоящее время формируется новый подход к организации социально-культурной деятельности, в его основе видят развитие индивидуальности субъекта, его самобытности, самореализации, самоценности самого человека. Это означает, что социокультурная деятельность средствами художественного творчества представляет собой процесс решения определённых воспитательных задач.

Оценивая роль художественного творчества в социально-культурной деятельности субъектов воспитания, можно с уверенностью утверждать, что оно формирует их творческий потенциал, оказывает существенное влияние на развитие важных личностных качеств, творческих способностей и творческого потенциала. Социокультурный потенциал - это степень выраженности отношения личности к социокультурным изменениям и тенденциям развития цивилизации.

1. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии: учебное пособие. Санкт-Петербург: Экспресс, 2008.

2. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в образовании. Омск: ИРОООЮ, 2017.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. Москва: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004.

4. Тюрина Л.А. Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодёжи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2007.

5. Захарищева О.С. Культуротворческие технологии в организации досуговой деятельности молодёжи. Молодёжь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. Available at: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html

6. Макареня А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. Тюмень: ТОГИРРО, 1997.

7. Кривых С.В., Макареня А.А. Педагогическая антропоэкология. Педагогика жизнедеятельности. Санкт-Петербург: ГНУ ИОВ РАО, 2003.

Refеrences

1. Surtaeva N.N. Pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2008.

2. Surtaeva N.N. Gumanitarnye tehnologii v obrazovanii. Omsk: IROOOYu, 2017.

3. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': uchebnik. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv, 2004.

4. Tyurina L.A. Kul'turotvorcheskie tehnologii kak faktor formirovaniya dosugovoj kul'tury molodezhi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2007.

5. Zaharischeva O.S. Kul'turotvorcheskie tehnologii v organizacii dosugovoj deyatel'nosti molodezhi. Molodezh' i nauka: sbornik materialov H Yubilejnoj Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoj 80-letiyu obrazovaniya Krasnoyarskogo kraya. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj un-t, 2014. Available at: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Makarenya A.A. Kul'turotvorcheskaya sreda: status, struktura, funkcionirovanie. Tyumen': TOGIRRO, 1997.

7. Krivyh S.V., Makarenya A.A. Pedagogicheskaya antropo'ekologiya. Pedagogika zhiznedeyatel'nosti. Sankt-Peterburg: GNU IOV RAO, 2003.

Статья поступила в редакцию 02.07.19

УДК 378.046.4

Vilkova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Research Institute of Federal Penitentiary Service of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Litvishkov V.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Research Institute of Federal Penitentiary Service of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Shvyrev B.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Research Institute of Federal Penitentiary Service of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF CONTINUOUS LEARNING FOR INFORMATION SECURITY PERSONNEL. Rapid increase of development in software and the level of penetration of information into production processes and the improvement of methods of illegal access to confidential information and the information system as a whole determine the need for continuous training for specialists in the sphere of information security. According to their methodology, all software and hardware systems for countering cyber attacks always lag behind the methods of intruders and build their systems to counter already known and perfect attacks. The authors single out an important component of information security that is different from software and hardware which is a human factor. Qualitative continuous training of enterprise employees and information security specialists is able to generate knowledge and skills for handling confidential information, information systems and computer technology, which allow to comply with laws, rules, regulations and information security instructions at each technological stage of its use. The introduction of continuous training in commercial organizations faces a number of problems. The paper highlights the basic problems and suggests approaches to overcome them. The importance of creating an information security management system, containing as a basic component of measures to ensure continuous training of information security staff, is noted.

Key words: continuous education, advanced training, information security, information security management system.

A.В. Вилкоеа, д-р пед. наук, доц., ФКУ Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, E-mail: [email protected]

B.М. Литеишкое, д-р пед. наук, проф., ФКУ Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, E-mail: [email protected]

Б.А. Шеырее, канд. ф.-м. наук, ФКУ Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Стремительное увеличение программного обеспечения и уровня проникновения информатизации в производственные процессы, а также совершенствование способов незаконного доступа к конфиденциальной информации и информационной системы в целом - всё это определяет потребность в непрерывном обучении информационной безопасности (ИБ). По своей методологии все системы программно-аппаратных средств противодействия кибератакам всегда отстают от методов злоумышленников и строят свои системы по противодействию уже известным и совершённым нападениям. Авторы выделяют важную компоненту ИБ, отличную от программно-аппаратных средств - это человеческий фактор. Качественная непрерывная подготовка сотрудников предприятий и специалистов ИБ способна сформировать знания и навыки обращения с конфиденциальной информацией, информационными системами и вычислительной техникой позволяющие на каждом технологическом этапе её использования соблюдая законы, правила, регламенты и инструкции обеспечения информационной безопасности. Осуществление непрерывного обучения в коммерческих организациях сталкивается с рядом проблем. В работе выделяются базовые проблемы и предлагаются подходы к их преодолению. Отмечается важность создания системы управления информационной безопасностью, содержащей базовый компонент мероприятия по обеспечению непрерывному обучению ИБ сотрудников.

Ключевые слова: непрерывное обучение, повышение квалификации, информационная безопасность, система управления информационной безопасностью.

Введение

В силу стремительного развития вычислительной техники и программного обеспечения актуальным становится вопрос информационной безопасности и конфиденциальности информации [1]. Потеря информации и получения к ней доступа нелегитимным способом обычно называют атакой (попыткой атаки) или взломом, или «хакингом» информационной системы, информационной среды. Методы совершения подобных противоправных действий широко описаны в современной литературе и в настоящем рассмотрение их не являются самоцелью. Текущая работа посвящена как раз противоположному процессу - процессу формирования навыков, компетенций информационной безопасности у сотрудников, в чьих должностных обязанностях указано взаимодействие с вычислительной техникой и информационными системами и средами. В настоящее время такое требование относится практически к большинству сотрудников предприятий, организаций, учреждений и т. д. Задача развития знаний и умений у сотрудников весьма обширна. Одной из особенностей является непрерывное обучение информационной безопасности, обусловленное стремительным увеличением программного обеспечения и уровнем проникновения информатизации в производственные процессы и совершенствованием способов незаконного доступа к конфиденциальной информации и информационной системы в целом.

Роль человека в процессе обеспечения информационной безопасности. Некоторое время назад считалось, что угроза конфиденциальности или киберугроза явление характерное для определенного вида деятельности, например, платежные системы и банки, и простым пользователям ничего не грозит по причине отсутствия криминального интереса к ним со стороны злоумышленников. При этом производители программных и аппаратных средств уверяли о надежности средств защиты и противодействии угрозам. ИБ возлагалась в большей степени на программное обеспечение. Исходя из числа атак и киберугроз за последние несколько лет говорить о том, что можно избежать кибернападения недопустимо. Можно говорить о том, как будет организована система управления информационной безопасностью и сколько времени и средств потребуется на устранение последствий кибератаки. По своей методологии все системы программно-аппаратных средств противодействия кибератакам всегда отстают от методов злоумышленников и строят свои системы по противодействию уже известным и совершенным нападениям. При этом стоит отметить важную компоненту ИБ отличную от программно-аппаратных средств это человеческий фактор [2]. Понимание роли человека, пользователя в обеспечение в настоящий момент остается недооценённой.

Непрерывное обучение информационной безопасности. Только качественная подготовка сотрудников предприятий и специалистов ИБ способна сформировать знания и навыки обращения с конфиденциальной информацией, информационными системами и вычислительной техникой позволяющие на каждом технологическом этапе её использования соблюдая законы, правила, регламенты и инструкции обеспечения информационной безопасности. Сотрудники, осведомленные о правилах организации и обработки сведений ограниченного доступа и конфиденциальных сведений, обеспечивают информационную

безопасность на долгосрочную перспективу. Ни для кого не секрет, что порядки и регламенты обращения с информацией в электронном виде экстраполированы с соответствующих норм по работе с документами и сведениями на бумажном носителе и лишь учитывают особенность создания, хранения, передачи и обработки электронных документов и информационных систем в целом. Тогда целесообразно признать первостепенную значимость обучения основам безопасности перед традиционными средствами программно-аппаратными обеспечения информационной безопасности на предприятии и учреждении. При всей необходимости информационных средств противодействия киберугрозам самостоятельно они не могут обеспечить вес комплекс мер информационной безопасности и лишь представляют собой инструмент, хоть и необходимый, но инструмента, эффективность применения которого определяется тактикой его использования и как следствие информационной грамотностью сотрудников подразделений по ИБ. В самом оптимистическом прогнозе при согласованной и взаимодополняемой с резервированием системы управления информационной безопасностью (СУИБ) неизбежно возникает вопрос о сотрудниках, непосредственных пользователях вычислительных средств, которые будут контактировать с системой в процессе выполнения своих должностных обязанностей, об их знаниях и осведомленности об информационной безопасности и конфиденциальности. Отсутствие образования по вопросам безопасности персонала может свести на нет все старания разработчиком и производителей программного обеспечения. Предотвращение возникновения рисков связано в первую очередь с организацией комплексного подхода к обучению и тренировкам персонала в вопросах информационной безопасности. Можно рассматривать различные педагогические методики обучения как с отрывом, так и без отрыва от производства. Разрабатывать систему инструктажа по обеспечению информационной безопасности на одном уровне значимости с аналогичными инструктажами по технике безопасности и доступу к сведениям, составляющим государственную тайну. Информационные технологии могут значительно расширить методики обучения и контроля полученных знаний.

Таким образом, организация регулярного обучения и поддержания его на современном и актуальном уровне обеспечивает упреждающую защиту информации от посягательств, так как каждая ошибка в обращении с информационной системой может быть использована злоумышленниками. Можно привести Самурайское выражение - «Враг стоит, и я неподвижен, враг напал, но я ударил первым». Упреждающим ударом в информационной безопасности и является система своевременного и актуального обучения обеспечению информационной безопасности на предприятии.

Традиционно меры по обеспечению информационной безопасности включают пять пунктов: законодательный (законы, нормативные акты, стандарты и т. п.), морально-этический (всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведёт к падению престижа конкретного человека или целой организации), административный (действия общего характера, предпринимаемые руководством организации), физический (механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.