8. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произ- 10. Уразаева, Г. И. Социально-психологическое иссле-ведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. - М., 1983. дование ролевого поведения старшего дошкольника: дис.
9. Социальная психология / под ред. А. В. Петровского. ... канд. психол. наук / Г.И. Уразаева. - Казань, 1995. - М., 1987.
УДК 376. 3
С. В. Ильюшина
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор О. А. Красильникова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлено исследование сформированности универсальных учебных действий (УУД) у слабослышащих школьников младших классов в процессе проектной деятельности. Дано обоснование выбора практико-ориентированного проекта как наиболее доступного младшим школьникам с нарушением слуха. Описаны этапы проектной деятельности и диагностический материал, позволяющий выявить динамику формирования УУД у слабослышащих детей в условиях экспериментального обучения. Представлены типы заданий и упражнений, способствующие формированию УУД у слабослышащих учащихся в условиях реализации проекта. Показаны значимые результаты сравнительного анализа исследования уровней сформированности УУД у слабослышащих младших школьников в процессе учебной и проектной деятельности.
Слабослышащие младшие школьники, проектная деятельность, практико-ориентированный проект, уровни сформированности универсальных учебных действий.
The article deals with the research of the formed universal studies of primary school children with hearing aids in project activity. It deals with the practice-oriented project as the most appropriate way for the school children with hearing disorder. The article describes the project activity steps and the diagnostic material ready to reveal the universal studies for the school children with hearing disorder in conditions of experimental education. The results of the comparative analysis are given upon the formed levels of the universal studies of primary school children with hearing aids in the project and study activity.
Primary schoolchildren with hearing aids, project activity, practice-oriented project, differentiated approach, diagnostics, dynamics, formed levels of cognitive, communicative and regulative universal activities.
Введение.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед образовательным учреждением для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) задачу формирования интеллектуально развитой личности, обладающую целостным представлением картины мира, способную к успешной социализации в окружающей среде. Для успешного обучения слабослышащих школьников необходимо овладение ими универсальными учебными действиями (УУД) -способностью обучающегося самостоятельно усваивать новые знания и социальный опыт, формировать умения и компетентности, осознанно управлять своей учебной деятельностью, т. е. умением учиться.
Цель нашего исследования - определить и апробировать пути формирования универсальных учебных действий у слабослышащих младших школьников. В процессе обучения слабослышащих учащихся развертывались педагогические условия организации работы по формированию универсальных учебных действий (определение содержания обучения, учет особенностей развития слабослышащих школьников младших классов).
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Осуществить подбор, систематизацию и структурирование заданий и упражнений по формированию универсальных учебных действий слабослышащих младших школьников в процессе проектной деятельности с учетом особенностей развития детей.
2. Определить педагогические условия организации работы по формированию универсальных учебных действий слабослышащих младших школьников.
3. Путем сравнения уровней сформированности универсальных умений учащихся 2-5-х классов контрольной и экспериментальных групп доказать эффективность предлагаемых групп заданий и упражнений.
Основная часть.
Изучение научно-методической литературы [2], [3], [6] [7], [8], [9], [10] и практический опыт работы свидетельствует, что в проектной деятельности в полной мере реализуется деятельностный подход обучения учащихся с нарушением слуха. Благодаря изготовлению реальных предметов, как указывал С. А. Зыков, деятельность для обучающихся с нарушением слуха становится понятной и близкой [3]. Данный факт позволил выделить нам практико-
ориентированный проект как наиболее доступный слабослышащим младшим школьникам, так как он обладает такими характеристиками, как: четкие структура и распределение функциональных обязанностей участников проекта, представление о конечном результате (продукте) деятельности. В процессе реализации проекта педагог использует межпредметные связи для закрепления полученных учащимися знаний и умений и для формирования УУД.
Нами разработаны группы заданий и упражнений, способствующие формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД слабослышащих учащихся в условиях реализации практи-ко-ориентированного проекта. При разработке системы упражнений учитывались этапы проектной деятельности: мотивационный (целеполагание), организационный (планирование), практический (исполнение), презентационный (представление продукта проектной деятельности) и рефлексивный (анализ, осмысление результата/оценка своей работы в коллективе).
На мотивационном этапе происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагание (определение результата деятельности); выбор адреса, определение проблемы проекта. Педагог вводит учащихся в ситуацию, определяет мотив деятельности, цель и задачи, которые им предстоит решить в процессе проекта. На этом этапе происходит определение конкретной социально значимой проблемы, формирование творческих групп, планирование действий по решению проблемы (перечень конкретных действий и обозначение результата, указание ответственных за выполнение, определение вида продукта и срока презентации).
Составляющие организационного этапа - актуализация и приобретение новых знаний, необходимых для выполнения проекта; планирование деятельности учащимися; учитель участвует в качестве помощника-партнера, помогает в определении средств и способов реализации проекта.
Практический этап - выполнение проекта. Педагог оказывает помощь учащимся в реализации проекта, дает необходимые советы, следит за выполнением правил безопасности, контролирует процесс изготовления практической работы. Ученики выполняют практические действия: отбирают материал, лепят, вырезают, раскрашивают, совместно находят, докладывают, договариваются, повторяют, составляют, иллюстрируют и т. п. На этапе презентации продукта деятельности задача - представление результата проекта. Учитель побуждает учеников к выполнению совместных действий. Обучающиеся представляют презентацию продукта проекта в форме спектакля, электронной книги или книжки-самоделки, диафильма или мультфильма, праздника и др. Они читают наизусть, танцуют, разыгрывают роли и т. п. На этапе рефлексии подводятся итоги проекта, и определяется новая проблема. Учитель вместе с учащимися анализирует выполнение проекта, достигнутые результаты (успехи и неудачи) и причины этого.
Формирующий эксперимент проводился на базе ГБС(К)ОУ №33 (II вида) г. Санкт-Петербурга. В экспериментальные группы включены обучающиеся 25-х классов ГБС(К)ОУ №33 (II вида) г. Санкт-Петербурга (ЭГ2, ЭГ3, ЭГ4, ЭГ5). Контрольная группа сформирована из учащихся 2-5-х классов ГБС(К)ОУ №20 (II вида) г. Санкт-Петербурга (КГ2, КГ3, КГ4, КГ5). Экспериментальное обучение предполагало, что вся деятельность по формированию УУД осуществляется в процессе проектной деятельности.
Для успешной реализации учащимися разных видов проектов сформулированы задания, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий:
1) формулирование цели деятельности;
2) составление плана действий и работа по нему;
3) выбор необходимых для выполнения задания средств и инструментов (в т. ч. цифровых);
4) контроль выполнения работы, корректировка и оценивание своих результатов;
5) определение эффективных способов достижения результата.
Для формирования регулятивных УУД использовалась проблемно-диалогическая технология (обучающимся давалось описание проблемной ситуации (например, празднование юбилея детского писателя), мотивация к формулированию темы проекта, предлагались таблички с названием этапов проекта, правила работы в группах, оценочные карточки для фиксации своих результатов). Рассмотрим примеры разных типов заданий, предложенных обучающимся ЭГ в формирующем эксперименте:
1. Выбери (составь) самостоятельно инструкцию (алгоритм), как нужно действовать, чтобы правильно создать (компилировать) электронную книгу.
2. Сравни свою инструкцию с образцом (умение выбирать (или составлять) план действий и действовать по плану).
3. Выбери программу для создания электронной книги (диафильма, мультфильма). (Умение выбирать необходимые средства и инструменты для выполнения работы).
4. Пользуйся инструкцией «Правило проверки» (при выполнении упражнений на формирование умений соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки в тексте).
5. Выбери соответствующую оценку своей работы: «Я самостоятельно справился с заданием»; «Я справился с заданием хорошо. Мне помогали ... . Я помог(ла) ... . »; «Я старался. У меня не все получилось. Мне надо еще научиться ... . » (умение оценивать свои результаты).
6. Отметь значком 0, что у тебя уже хорошо получается (умение определять наиболее эффективные способы достижения результата).
Задания и упражнения, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий включали:
1) выбор источников информации, необходимых для выполнения задания;
2) извлечение информации из разных источников (чтение книг, просмотр фильмов, мультфильмов,
поиск информации по заданной теме в сети Интернет; сбор материалов из семейных архивов и т. д.);
3) составление плана рассказа, сказки для дальнейшей трансформации (представления) в выбранный вид практико-ориентированного проекта;
4) извлечение и перевод текстовой информации в изобразительную форму (рисунок, схему, макет, изделие);
5) сравнение и группировка собранных материалов для представления их в проекте;
6) установление последовательности событий и действий героев в разных видах практико-ориентированного проекта;
7) использование программного обеспечения для реализации проекта.
Формирование познавательных УУД слабослышащих младших школьников осуществлялось на основе выполнения разных типов заданий и упражнений. Приведем примеры:
1. Где ты будешь искать текст? Что поможет тебе в поиске?
2. В библиотеке есть список книг. Укажи книги, в которых ты можешь найти нужную информацию о ... (выбор источников информации, необходимых для выполнения задания);
3. Вспомни (выбери из набора карточек) названия произведений детского писателя... (актуализация знаний о творчестве детского писателя, обращение к опыту детей).
4. Найди и прочитай рассказы писателя ... о войне, используя карточный или электронный каталоги библиотеки (поиск необходимых сведений в информационном поле).
5. Составь план рассказа (сказки). Используй инструкцию (памятку) «Как составить план текста» (задание на извлечение, преобразование текстовой информации в виде плана).
6. Задания на извлечение и перевод текстовой информации в изобразительную форму (рисунок, схему, макет, изделие);
7. Выбери персонаж (действующего героя) рассказа (сказки), роль которого ты хочешь исполнить в нашем проекте. Нарисуй (слепи, изготовь куклу) своего героя.
8. Составь схему макета будущей газеты (книжки-самоделки).
9. Нарисуй эскиз диафильма или мультфильма.
10. Назови, какие декорации (костюмы) к спектаклю надо подготовить?
Задания на формирование умений группировать предметы, устанавливать последовательность событий и действий героев включали следующие упражнения:
1. Выдели первый (передний), второй (задний) план, кулисы в спектакле (диафильме, мультфильме).
2. Определи место расположения декораций, действующих лиц.
3. Прочитай текст нашего сценария, запиши порядок выступления действующих лиц.
4. Найди в меню и открой программу для создания презентаций (электронных книг, звукозаписи и т. д.). Вспомни (проверь по карточке) порядок вы-
полнения действий (использование программного обеспечения для реализации проекта).
В процессе проектной деятельности происходит формирование коммуникативных УУД. Активно развиваются различные виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо. Их развитие осуществляется, в том числе посредством технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). В процессе реализации проекта, помимо фронтальной, используется парная и групповая формы организации деятельности слабослышащих обучающихся, которые позволяют использовать и совершенствовать их коммуникативные умения. Следует отметить важность включения заданий и упражнений, направленных на формирование таких умений, как: словесное описание (отчет) о проделанной работе, составление заданий своим товарищам. Л. В. Занков отмечал, что «словесное описание учеником выполненного действия важно потому, что этим достигается осознанность осуществляемых операций» [2]. Средствами, обеспечивающими практическую реализацию данных умений, являются речь педагога и схемы-инструкции с алгоритмами составления связного высказывания.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий были использованы виды работы и задания:
- беседа с целью выяснения информированности по теме и заинтересованности каждого учащегося в реализации проекта;
- выполнение коммуникативной задачи (умение поделиться своей информацией, договориться с товарищем о распределении функциональных обязанностей, ролей при озвучивании продукта деятельности и т. д.);
- объяснение смысла слов или выражений;
- пересказ событий оригинального (авторского) текста;
- интерпретация текста (придумывание начала и конца истории) с последующим выполнением письменной работы;
- озаглавливание;
- презентация продукта проекта (озвучивание);
- рефлексия (устные или письменные высказывания учащихся о проделанной работе);
- определение цели нового проекта.
Приведем примеры типов заданий на формирование коммуникативных умений:
1. Послушайте и повторите названия произведений ... Кто написал эти произведения? Назовите имя писателя.
2. В этом году исполнилось ... лет со дня рождения замечательного детского писателя. Спросите у меня, юбилей, какого писателя мы будем отмечать? (Беседа с целью выяснения информированности по теме и заинтересованности каждого учащегося в реализации проекта).
3. Расскажи (педагогу, товарищу), что ты хочешь делать в проекте? Расскажи, что ты сделал?
4. Расспроси своих родных о родственниках -участниках Великой Отечественной войны.
5. Расскажи, что тебе понравилось в рассказе (сказке)? Почему?
6. Спроси у зрителей, понравился им мультфильм? Используй «словарь вежливых слов» (умение выполнять коммуникативную задачу).
7. Объясни своему товарищу, что обозначает слово «юбилей» (выражение «Будем помнить героев войны ... » (умение объяснять смысл слова или выражения).
8. Подготовь пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра». Используй план пересказа текста» (Приложение ... ). (Умение пересказывать текст по плану).
9. Выберите (назовите) новых героев нашего рассказа (сказки, спектакля).
10. Выберите (придумайте) начало и конец истории (умение интерпретировать текст (придумывание начала и конца истории) с последующим выполнением письменной работы).
11. Придумайте название нашего проекта (умение озаглавливать продукт деятельности).
Важное значение для формирования коммуникативных УУД и решения специальных коррекционно-развивающих задач в обучении слабослышащих младших школьников является умение обучающихся представлять продукт проектной деятельности в устной форме (озвучивание) и письменной (выпуск книжек-самоделок, электронных книг).
Формирование умений строить речевые высказывания в устной или письменной форме осуществлялось путем выполнения следующих заданий:
1. Расскажи о своем герое. Почему ты его выбрал?
2. Тебе понравилось быть актером-кукловодом?
3. Что получилось, а что можно было сделать по-другому?
4. Допиши предложения: Я узнал(а) ... , понял(а) ... , научился(лась) ... . Наибольшего успеха я дос-тиг(ла) в ... .
5. Выберите, какой проект вы хотели бы представить в школе в следующий раз? Для чего нужен этот проект? (умение определять цель нового проекта).
Мы отмечаем, что разнообразные задания и упражнения, предложенные слабослышащим обучающимся и направленные на активизацию позиции участников деятельности, позволяют формировать все виды универсальных учебных действий в процессе реализации проектов.
Как сказано выше, использование проектной деятельности как метода обучения и средства для формирования универсальных учебных действий предполагает соблюдение этапов работы, а также распределение деятельности всех участников проекта [4]. Содержание каждого этапа было реализовано на уроках развития речи, внеклассного чтения, индивидуальных занятиях по развитию слуха и речи и во внеклассное время.
Важным условием организации творческой деятельности слабослышащих обучающихся мы считаем включение в совместную работу разновозрастных
групп детей с целью создания условий речевого общения, мотивации деятельности, развития творческой инициативы, формирования УУД.
Анализ результатов нашего исследования показывает, что для слабослышащих учащихся 1-2-х классов доступными видами практико-ориентиро-ванных проектов являлись: создание конструктивных картин, плоскостных и объемных макетов; создание тематических фотоальбомов, альбомов с элементами коллажа; выпуск книжек-самоделок; изготовление плоскостных масок для инсценировок.
Учащиеся 3-4-х классов участвовали в реализации проектов: спектакли перчаточного кукольного театра, спектакли теневого театра и театра марионеток, создание диафильмов, рисованных мультфильмов.
Проектная деятельность школьников 4-5-х классов более сложная по содержанию и объему работ: спектакли перчаточного кукольного театра, выпуск видеороликов, создание пластилиновых и кукольных мультфильмов, выпуск электронных книг.
По окончании обучающего эксперимента нами проведен контрольный эксперимент. Цель - исследование сформированности универсальных умений слабослышащих обучающихся 2-5-х классов в процессе проектной деятельности на качественно новом уровне.
Исследование динамики сформированности универсальных учебных действий младших слабослышащих школьников в процессе реализации проектов проводилась в конце учебного года на основе контрольно-измерительных материалов [1] и типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий [5], адаптированных нами с учетом особых образовательных потребностей младших школьников с нарушением слуха.
Основной блок материалов для диагностики познавательных универсальных учебных действий учащихся 2-5-х классов включает десять заданий:
1) выбирать источники информации, необходимые для выполнения задания;
2) вычитывать из текста информацию, данную в явном виде;
3) вычитывать из текста информацию, данную в неявном виде (подтекст);
4) составлять план текста;
5) понимать главную мысль текста;
6) извлекать информацию из текста и представлять ее в виде рисунка, таблицы, схемы;
7) сравнивать и группировать предметы, явления;
8) устанавливать последовательность событий в быту и в сказках; находить сходство и различие фактов, явлений;
9) определять истинные и ложные высказывания; определять причины явлений и событий;
10) наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Исследование коммуникативных УУД состоит из
заданий:
1) выполнять коммуникативную задачу (уметь договариваться);
2) аргументировать свою точку зрения;
3) объяснять значение слова (выражения);
4) определять автора, тему произведения и действующих лиц текста;
5) пересказывать текст;
6) озаглавливать текст в соответствии с главной мыслью;
7) осознанно и произвольно строить речевое высказывание письменно.
Диагностические материалы, исследующие регулятивные УУД содержат следующие задания:
1) формулировать цель деятельности;
2) составлять план действий;
3) выбирать необходимые для выполнения задания средства или инструменты;
4) действовать по плану;
5) сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;
6) проверять и оценивать результаты работы;
7) определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Критериями оценки полноты и качества овладения универсальными учебными действиями учащихся являются: правильность и последовательность выполнения операций, перенос приемов деятельности на другую ситуацию, самостоятельность при выполнении задания. Систематический контроль и оценка уровня сформированности универсальных учебных действий с использованием специально разработанного инструментария способствуют реализации дифференцированного подхода к обучению школьников с учетом индивидуальных психофизических особенностей слабослышащих обучающихся.
Результаты тестирования выводятся с использованием «Схемы анализа результатов тестирования» и фиксируются в протоколах. Для каждого теста используется своя схема анализа результатов с указанием проверяемых умений и способов подсчета результатов. Суммарный результат полученных обучающимися баллов при исследовании универсальных учебных действий выражается в процентном соотношении, который сопоставляется с выделенными нами критериями оценивания уровней сфор-мированности данных умений.
Уровни сформированности УУД
По результатам, полученным в ходе констатирующего и контрольного экспериментов, нами были определены и сопоставлены уровни сформированно-сти УУД школьников 2-5-х классов ЭГ на начало и конец исследования.
Соотнесение содержательной стороны критериев оценивания сформированности УУД с количественными показателями констатирующего и контрольного экспериментов позволило сравнить уровни сфор-мированности универсальных умений учащихся 25-х классов КГ и ЭГ, которые представлены в таблице.
Данные таблицы показывают положительную тенденцию перехода на новый уровень сформиро-ванности УУД слабослышащих младших школьников обеих групп. Вместе с тем, мы отмечаем, что в экспериментальных группах были получены наиболее значимые положительные изменения в их формировании, которые можно рассматривать как результат успешного формирования УУД в процессе проектной деятельности.
Представленные данные констатируют переход всех учащихся 2-5-х классов экспериментальной группы на новые уровни достижения метапредмет-ных результатов, количественные результаты выражены в средних значениях или находятся в пределах верхней границы нового уровня. Анализ данных таблицы позволил констатировать, что уровень сформи-рованности ПУУД учащихся ЭГ2 соответствует II (среднему) уровню; только сформированность КУУД и РУУД соответствуют III (ниже среднего) уровню, что свидетельствует о необходимости продолжения целенаправленной работы по формированию этих видов универсальных умений. Показатели обучающихся 3-5-х классов ЭГ соответствуют II (среднему) уровню сформированности универсальных умений. Количественные результаты и данные учащихся ЭГ5, полученные при исследовании РУУД, свидетельствуют об умении учащихся формулировать цель деятельности; составлять план действий и успешно работать по плану; осуществлять функции контроля;
Таблица
учащихся 2-5-х классов КГ и ЭГ
Виды УУД Группы/виды УУД/ этапы эксперимента
КГ ЭГ
ПУУД КУУД РУУД ПУУД КУУД РУУД
конст контр конст контр конст контр конст контр конст контр конст контр
I (высокий) - - - - - - - - - - - ЭГ5
II (средний) КГ4 КГ5 КГ4 КГ5 ЭГ2 ЭГз ЭГ4 ЭГ5 ЭГз ЭГ4 ЭГ5 ЭГз ЭГ4
III (ниже среднего) КГ4 КГ5 КГ2 КГз КГ4 КГ5 КГ4 КГ5 КГ2 КГз КГз КГ4 КГ5 КГ2 КГз ЭГз ЭГ4 ЭГ5 ЭГз ЭГ4 ЭГ5 ЭГ2 ЭГз ЭГ4 ЭГ5 ЭГ2
IV (низкий) КГ2 КГз - КГ2 КГз - КГ2 - ЭГ2 - ЭГ2 - ЭГ2 -
переносить полученные умения в новую ситуацию, что соотносится с I (высоким) уровнем сформиро-ванности универсальных умений.
Проведенное нами экспериментальное исследование позволяет констатировать, что формирование УУД в процессе проектной деятельности слабослышащих младших школьников является специальной задачей образовательного процесса и требует осуществления систематической и целенаправленной работы. Процесс формирования УУД в процессе проектной деятельности осуществляется наиболее эффективно при соблюдении ряда педагогических условий, связанных с использованием оптимальных видов проектной деятельности, выделением комплекса задач и упражнений, реализуемых на каждом этапе проектной деятельности, а также с учетом особенностей психофизического развития слабослышащих школьников младших классов.
Выводы.
Наиболее заметные положительные изменения в формировании УУД получены в группах, где процесс обучения осуществлялся на основе условий организации педагогической работы по формированию универсальных умений слабослышащих школьников младших классов.
При формировании УУД слабослышащих младших школьников в процессе проектной деятельности целесообразным использовать методические приемы:
1) поэтапное (пошаговое) предъявление материала заданий, которое обеспечивает постепенный переход обучающихся от работы по образцу, данному педагогом алгоритму, к самостоятельному поиску решения поставленных задач;
2) оказание вариативной дозированной помощи (от обучающей до эмоционально-регулирующей помощи);
3) использование визуальных (наглядных) и вербальных (словесных) опор при выполнении заданий, способствующих активизации познавательного интереса, формированию коммуникативных умений, навыков саморегуляции деятельности учащегося;
4) связь с жизненным опытом учащихся (использование собственного опыта и усвоенного на уроках материала, изучение и представление в различных проектах семейных традиций, общечеловеческих и социокультурных ценностей) обеспечивает доступность понимания материала заданий, вовлеченность обучающегося в образовательный процесс.
Использование различных форм организации деятельности обучающихся, особенно групповых,
позволяет актуализировать познавательную и речевую активность, формировать универсальные умения у слабослышащих младших школьников.
Включение в проектную деятельность разновозрастных групп способствует развитию умений учащихся взаимодействовать не только со своими сверстниками, но и с учащимися младшего возраста. Это позволяет старшим школьникам активно выступать в роли «маленького учителя», повышает мотивацию к различным видам деятельности, развитию личностных качеств обучающихся.
Литература
1. Бунеев, Р. Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования / [Р. Н. Бунеев и др.]. - М., 2013.
2. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - М., 1999.
3. Зыков, С. А. Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников / С. А. Зыков. - М., 1976.
4. Ильюшина, С. В. Создание и озвучивание мультфильмов - виды творческой и речевой деятельности слабослышащих младших школьников / С. В. Ильюшина, С. Л. Крючкова // Образовательная интеграция детей с особыми потребностями: социокультурные стратегии и перспективы: Материалы XVI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика»: Сб. научных статей. - СПб., 2009. -С. 139-141.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2011.
6. Красильникова, О. А. Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения / О. А. Красильникова. - СПб., 2005.
7. Красильникова, О. А. Литературное развитие слабослышащих школьников в системе начального обучения / О. А. Красильникова. - СПб., 2006.
8. Красильникова, О. А. Метапредметное обучение слабослышащих младших школьников на уроках чтения / О. А. Красильникова // Родина и особый ребенок: проблемы патриотического воспитания: Материалы XIX Международной конференции «Ребенок в современном мире. Дети и родина» (25-27 апреля 2012). - СПб., 2012 - С. 9295.
9. Назарова, Н. М. Технологии и методы специального образования / Н. М. Назарова // Специальная педагогика. - М., 2001.
10. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухарки-на. - М., 2007.