УДК 371
Magomeddibirova ZA, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: uma-sh@mail.ru
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A MODERN PRIMARY SCHOOL TEACHER. The article describes the main stages of professional development of a modern primary school teacher: the first stage - study at a pedagogical university, the second - achievements of pedagogical skills and the third stage - a high level - pedagogical creativity. In order to identify the requirements for professional and personal qualities of the future primary school teacher, the author performs a functional analysis of legal documents regulating the activities of modern teachers. Studying these requirements the author identifies the most important personal qualities of teachers - variability thinking, emptiest, tolerance, communication, reflexivity, ability to cooperate etc. As an indicator of the professionalism of the teacher, the readiness to create the author's technology, characterized by the consistency of methodological techniques, the originality of their combination in an integrated system, corresponding to a single idea and personal experience of the teacher, the author's style of his teaching - one of the most important indicators of the professional development of the teacher.
Key word: teacher of initial classes, stages of professional development, willingness of teacher to creation of proprietary technology.
З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: uma-sh@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье описаны основные этапы профессионального становления современного учителя начальных классов: первый этап - учеба в педагогическом вузе, второй - достижения педагогического мастерства и третий этап - высокий уровень - педагогическое творчество. С целью выявления требований к профессиональным и личностным качествам будущего учителя начальных классов автором был выполнен функциональный анализ нормативно - правовых документов, регламентирующих деятельность современного учителя. На основе этих требований были выявлены наиболее востребованные личностные качества учителя - вариативность мышления, эмпатийность, толерантность, коммуникативность, рефлексивность, способность к сотрудничеству и др. В качестве показателя профессионализма учителя была выделена готовность к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей профессионального становления педагога.
Ключевые слова: учитель начальных классов, этапы профессионального становления, готовность педагога к созданию авторской технологии.
В научной и педагогической литературе выделяют следующие этапы профессионального становления современного учителя начальных классов: первый (основной) этап - учеба в педагогическом вузе, второй - достижения педагогического мастерства и третий этап - высокий уровень - педагогическое творчество.
В связи с реализацией новых Федеральных образовательных стандартов второго поколения пересмотрены содержание образования, формы, методы обучения и воспитания, роль и место учителя начальной школы в образовательном процессе, способы определения уровня его профессионализма. Идеологию ФГОС НОО [6] характеризует ориентация: на реализацию системно-деятельност-ного подхода в образовании, на результаты образования, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей.
С целью выявления требований к профессиональным и личностным качествам будущего учителя начальных классов нами был выполнен функциональный анализ соответствующих документов (материалы ФГОС НОО, ФГОС ВПО, Профессиональный стандарт «Педагог»), который позволил уточнить набор функций профессиональной деятельности учителя начальных классов.
К важнейшим функциям профессиональной деятельности учителя начальных классов относятся следующие: создание педагогических условий для успешного обучения, развития, воспитания младших школьников (функция «обучение, развитие и воспитание»); обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей (функция «здоровьесбережение»); педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных взаимодействий семьи и школы (функция «взаимодействие с родителями»); функция «самообразование»; участие в методической, опытной, исследовательской работе (функция «научно-методическая работа»).
С учётом этого анализа нами выделены компетенции, которые являются важнейшей характеристикой теоретической и практической готовности будущих учителей начальных классов к успешному осуществлению своей профессиональной деятельности. Выделим основные из них: общекультурные, профессионально-педагогические (психологическая, дидактическая) и специальные (предметная и методическая) компетенции.
Мы считаем, что выделенные компетенции составляют первый этап профессионального становления будущего учителя начальной школы, и они должны быть сформированы в процессе обучения в вузе.
Принятие компетентностного подхода в качестве одного из ведущих методологических оснований подготовки специалистов предопределило постановку и реализацию целей образовательного процесса в вузах в контексте формирования и развития ключевых компетентностей, что в первую очередь нашло отражение в разработанных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Являющийся основой новых стандартов высшего образования компе-тентностный подход предполагает развитие у студентов навыков самообразования, то есть формирование их самообразовательной компетентности. Значимой характеристикой общекультурных компетенций является самообразовательная готовность [7].
При этом в формировании самообразовательной готовности будущего учителя начальных классов высока роль самообразовательной деятельности. Об этом свидетельствует тот факт, что более 50% в учебных планах факультета начального образования отведено на самостоятельную подготовку обучающихся. Отмеченное позволяет с уверенностью говорить о необходимости развития самообразовательной компетентности будущего учителя начальных классов как важного условия качественной профессиональной подготовки специалистов.
Самообразовательную компетентность мы будем рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности выпускника, так как она позволяет получить качественное высшее образование, овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, при необходимости сменить специальность.
Самообразовательная компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности, изначальном стремлении студента расширить свой образовательный потенциал. Вследствие чего роль высшей школы в формировании ценностного отношения выпускников к самостоятельной деятельности, в осознании будущими специалистами особой значимости самообразовательной компетентности для непрерывного профессионально-личностного развития многократно возрастает.
В ряде исследований подчеркивается особая важность развития самообразовательной компетентности для профессионально-личностного роста, обучающегося (Е.А. Злотникова, И.Я. Зимняя, О.Л. Карпова, А.В. Хуторской, ГИ. Чижа-кова и др.). Учёные актуализируют ее роль в управлении личностью собственной самообразовательной деятельностью как источника профессионального самосовершенствования, в регуляции процесса решения профессиональных задач, то есть в обеспечении самоорганизации профессиональной деятельности. Такая позиция является приоритетной сегодня.
Особо важным в формировании профессиональной-педагогической компетентности является использование учебном процессе на факультете педагогической технологии моделирования будущей профессиональной деятельности учителя начальных классов. Студенты, перенимая опыт преподавателей и, принимая в этом непосредственное участие, получают возможность отрефлексиро-вать результаты будущей профессиональной деятельности.
Одной из ведущих идей формирования специальных (предметная и методическая) компетенций по нашему мнению является переосмысление роли и места предметной подготовки на факультете начального образования: акцент переносится с владения предметом преподавания - как главной цели обучения на владение предметом преподавания как «средство развития ученика».
Для эффективного формирования специальных компетенций педагогов начального образования, необходимо, на наш взгляд, создать совокупность педагогических условий, к которым относятся несколько взаимосвязанных обстоятельств и технологий. Во-первых: личностно-ориентированная направленность образовательного процесса факультета на всех уровнях (целевом, содержательном, процессуальном), что достигается: созданием условий для индивидуального развития студентов (вовлечение их в научно-исследовательские проекты, конкурсные программы), развитием ценностно-мотивационной сферы студентов за счет дополнительных информаций о будущей профессии, увеличением объема
знаний и умений, необходимых для выбранной профессии, используя разнообразные источники (учителя, спецкурсы, клубы, библиотеки) [3 - 5].
Во вторых, сочетание в использовании в учебном процессе таких форм как мозговой штурм, проектирование, баланс обучения и исследования, продуктивное мышление, мастерская наставничества и т. д. В общем плане данные формы получили название гуманитарных технологий, объеденных понятием «тренинг». Тренинг здесь рассматривается как действенное обучение, сопровождаемое современными технологическими средствами и работой квалификационного преподавателя в роли консультанта. В результате тренингового обучения у студентов формируются мотивы реализации образовательной модели инновационного обучения, достигается более высокое качество обучения, создается благоприятная атмосфера для формирования возможности ставить и решать творческие задачи в своей будущей профессиональной деятельности.
Как известно, инновационные и информационные технологии становятся в начальной школе эффективным способом индивидуализации обучения и повышения мотивации обучающегося. В большинстве школ созданы и используются обучающиеся компьютерные программы, тестовые компьютерные средства оценивания результатов обучения младших школьников. В связи с этим деятельность педагога начального образования меняется. По-прежнему оставаясь источником надежных научных фактов, теперь он должен направлять внимание учеников и на использование других средств информации, развивая критическое отношение к информации, поступающей из окружающей среды.
Поэтому очень важно погружение студентов в создание по основным дисциплинам и соответствующим методикам цифровых образовательных ресурсов, компьютерно-технологической среды.
На наш взгляд среда должна быть наполнена сетью электронных каталогов, электронными учебниками, учебными и учебно-методическими материалами в трех базовых для начальной школы областях. Это русский язык, математика, окружающий мир. Среда должна включать хранилище информационных объектов (медиатеку) с соответствующими материалами для подготовки и проведения урока: методический кабинет, конструктор урока и заданий, плеер уроков и заданий, журнал успешности.
Важнейшая особенность данной среды - её открытость, чтобы студент -будущий педагог - мог использовать не только представленные материалы, тестовые задания, фрагменты уроков, конструируя свой оригинальный урок или занятие, но и планировать на их основе изучение тем, разрабатывать собственные упражнения и задания, систему упражнений и экспериментальных уроков. Все это будет способствовать обеспечению опережающей подготовки к использованию информационных и инновационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности.
Следующим этапом профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимается доведённая до высокой степени совершенства образовательная компетентность, отражающая
Библиографический список
особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса [6; 7].
Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей личности в актуальные и выступает как основной механизм саморазвития. В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Они включают: вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (как культура диалога), рефлексивность, способность к сотрудничеству и др.
Развитие этих качеств определяет высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическую и технологическую компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Всё это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности. Готовность определяют как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определённая личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности («сочетание» психологической, теоретической и практической готовности). Более высокий уровень квалификации учителя - педагогическое творчество. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением. Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности-новаторстве - учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания.
«Новатор» означает «обновитель», то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в той или иной области деятельности.
Педагог-новатор - это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.
Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию [8; 9]. Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей профессионального становления педагога.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ. Москва: Просвещение, 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ((«Педагогическое образование»). Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2010 г № 16277.
3. Магомеддибирова З.А. Подготовка студентов факультета начальных классов в условиях внедрения ФГОС начального общего образования. Педагогическое образование в России. 2015; 9: 96 - 101.
4. Магомеддибирова З.А., Шамхалов РИ. Модель подготовки будущего учителя начальных классов сельской школы. Мир науки, культуры и образования. 2017; 4 (65): 84 - 86.
5. Магомеддибирова З.А., Альбекхаджиева З. К вопросу о формировании информационной культуры младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 115 - 117.
6. Магомеддибирова З.А., Навразова М.Р Духовно-нравственное воспитание подростков на примере чеченских народных традиций. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 117 - 119.
7. Магомеддибирова З.А., Сельмурзаева М.Р. Развитие профессиональной культуры общения будущего учителя начальных классов как педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 120 - 121.
8. Котова С.А., Граничина О.А. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: Российское видение. Санкт-Петербург 2007: 48 - 63.
9. Подготовка учителя начальных классов с высшим образованием: опыт и проблемы: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. 24 - 25 апреля 2007 г Санкт-Петербург: «Сага», 2007.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. Moskva: Prosveschenie, 2010.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya ((«Pedagogicheskoe obrazovanie»). Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 dekabrya 2010 g. № 16277.
3. Magomeddibirova Z.A. Podgotovka studentov fakul'teta nachal'nyh klassov v usloviyah vnedreniya FGOS nachal'nogo obschego obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; 9: 96 - 101.
4. Magomeddibirova Z.A., Shamhalov R.I. Model' podgotovki buduschego uchitelya nachal'nyh klassov sel'skoj shkoly. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2017; 4 (65): 8 4 - 86.
5. Magomeddibirova Z.A., Al'bekhadzhieva Z. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 115 - 117.
6. Magomeddibirova Z.A., Navrazova M.R. Duhovno-nravstvennoe vospitanie podrostkov na primere chechenskih narodnyh tradicij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 117 - 119.
7. Magomeddibirova Z.A., Sel'murzaeva M.R. Razvitie professional'noj kul'tury obscheniya buduschego uchitelya nachal'nyh klassov kak pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 120 - 121.
8. Kotova S.A., Granichina O.A. Nachal'noe obrazovanie v kontekste programmy YuNESKO «Obrazovanie dlya vseh»: Rossijskoe videnie. Sankt-Peterburg, 2007: 48 - 63.
9. Podgotovka uchitelya nachal'nyh klassov s vysshim obrazovaniem: opyt i problemy: sbornik nauchnyh statej po itogam Vserossijskoj nauchno-prakiicheskoj konferencii. 24 - 25 aprelya 2007 g. Sankt-Peterburg: «Saga», 2007.
Статья поступила в редакцию 30.03.19