8) проведение урока,
9) заполнение дневника педагогической практики,
10) проведение консультаций с руководителями учителями-наставниками и групповым руководителем и др.
На завершающем этапе осуществляется подведение итогов педагогической практики, оформление отчётной документации; определяются перспективы дальнейшего профессионального роста. Подведение итогов проходит на итоговой конференции на факультете. Указанная модель педагогической практики реализуется в большинстве педагогических вузов России и многих стран СНГ Содержание педагогической практики, как правило, определяется спецификой деятельности учителя, требованиями стандартов и программами подготовки современного учителя.
Педагогическая практика стала главным звеном в процессе профессионального развития учителей.
Учителя, которые не останавливают своё профессиональное развитие и постоянно совершенствуются, проходят 5 основных ступеней в своём профессиональном развитии (выделенных условно, но отражающих суть профессионального развития учителя):
студент-стажёр - продвинутый молодой учитель - специалист - знаток -эксперт.
При этом уровень мастерства учителя тарифицируется по следующей
сетке:
Вначале начинающий учитель не имеет категории, затем, продвигаясь и выполняя аттестационные процедуры, он может стать учителем 1 и высшей категории.
Можно провести параллели и определить, что специалист и знаток могут претендовать на 1 категорию, эксперт - на высшую.
Данная модель открывает для молодого учителя перспективу по овладению педагогическим мастерством.
При изучении европейской системы организации педагогической практики можно отметить, что в этих странах большое распространение получили стажировки, когда молодой учитель, ещё учась в вузе, получает возможность проходить вначале ознакомительную стажировку, затем уже выходить на стажировку с целью преподавания и заключительный этап стажировки приходится на 1 год работы в школе, уже в качестве учителя, после завершения профессионального обучения. При этом каждому стажёру предоставляется
Библиографический список
педагог - наставник. У учителей - стажёров есть возможность оценивать плюсы и минусы программы стажировки, обсуждение которых проходит на индивидуальных встречах стажеров, учителей-наставников и координатора проекта. Это опыт достаточно интересен и может быть использован в различных странах [3].
В настоящее время в Кыргызстане также идёт поиск активных моделей практической подготовки студентов к профессии учителя. В педагогической литературе неоднократно поднимается вопрос о том, что практика должна в большей степени способствовать формированию готовности студента к самостоятельной профессиональной деятельности в образовательном учреждении. При этом образование всё больше интегрируется с достижениями мировой практики подготовки педагогических кадров. Большое внимание уделяется педагогической практике в Бишкекском гуманитарном университете. При этом, на основе опыта ведущих вузов России и стран СНГ, педагогическая практика определяется как совместное действие, сотрудничество учителя-мастера и студента-практиканта как субъектов духовно-практической деятельности, ведущей к прочному и органичному усвоению профессиональных ценностей и формированию стратегии построения жизни [2].
Тем самым, можно заключить, что содержание практики предусматривает решение следующих основных задач:
- Изучение системы работы базы практики, управления педагогическим коллективом, содержания инновационной деятельности образовательного учреждения.
- Доведение качества педагогических умений и навыков, формируемых компетенций до уровня, позволяющего самостоятельно решать профессиональные задачи, в том числе и инновационные.
- Совершенствование профессионально значимых качеств личности будущего специалиста, обуславливающих активное, творческое отношение к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта.
- Овладение основами проектирования, организации и внедрения современных педагогических технологий в практику работы общеобразовательных учреждений [1].
Выводы. Таким образом, укрепление и развитие правильной подготовки студентов в рамках педагогической деятельности требует комплексного подхода, который заключается в проведении множество разных педагогических практик, что может повлиять на правильный выбор и серьёзный подход к данному делу. Подобная работа должна проводиться максимально часто, целенаправленно, с учётом особенностей личности каждого студента.
1. Магин ВА Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий. Aвторе-ферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2GG6.
2. Полежаева O.A. Современные аспекты профессиональной подготовки студентов в рамках педагогической практики. Молодой учёный. 2G12; 5: 482 - 485. Available at: https://moluch.ru/archive/4G/4814/
3. Сабирова Д.Р Общеевропейские тенденции развития систем подготовки учителей в контексте Болонского процесса. Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Воронеж, 2GG7.
4. Сорокопуд Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы. Мир образования - образование в мире. 2G1G; З: 1G.
5. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING [опыт Северо-Кавказского федерального университета). Мир науки, культуры, образования. 2G14; 1 (44): 26 - 28.
6. Магомеддибирова 3.A. Методическая система реализации преемственности при обучении математике. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2003.
7. Магомеддибирова 3.A. Философский аспект сущности понятия преемственности. Наука и школа. 2004; 1: 20.
8. Магомеддибирова 3.A. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в процессе обучения математике. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010; 2: 86 - 87.
References
1. Magin V.A. Modernizaciya sistemy professional'nojpodgotovki specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu na osnove innovacionnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2GG6.
2. Polezhaeva O.A. Sovremennye aspekty professional'noj podgotovki studentov v ramkah pedagogicheskoj praktiki. Molodoj uchenyj. 2012; 5: 482 - 485. Available at: https:// moluch.ru/archive/4G/4814/
3. Sabirova D.R. Obscheevropejskie tendencii razvitiya sistem podgotovki uchitelej v kontekste Bolonskogo processa. Chelovek iobschestvo: na rubezhe tysyacheletij. Voronezh, 2007.
4. Sorokopud Yu.V. Koncepciya modernizacii podgotovki prepodavatel'skih kadrov dlya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; З: 10.
5. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Proektirovanie magisterskoj programmy po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» v kontekste metodologii TUNING [opyt Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 26 - 28.
6. Magomeddibirova Z.A. Metodicheskayasistemarealizaciipreemstvennostipriobucheniimatematike. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 200З.
7. Magomeddibirova Z.A. Filosofskij aspekt suschnosti ponyatiya preemstvennosti. Nauka i shkola. 2004; 1: 20.
8. Magomeddibirova Z.A. Professional'naya podgotovka buduschih uchitelej nachal'nyh klassov v processe obucheniya matematike. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2010; 2: 86 - 87.
Статья поступила в редакцию 12.07.19
УДК 370
Muratalieva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Bishkek Humanitarian University n.a. K. Karasaev (Bishkek, Kyrgyz Republic), E-mail: Aitolkun-93@mail.ru
PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE HISTORY TEACHERS IN MODERN CONDITIONS. The article from a retrospective analysis of regulatory documents in the field of higher vocational education of the Kyrgyz Republic states that the development of society at the present stage requires updating and improving the education system through the implementation of adopted legal documents for the near and long-term perspectives. Solving the problems of reforming
the education system depends on the comprehensive implementation of the competence-based approach to the structure and content of the professional training of history teachers at the present stage. The author concludes that the development of society at the present stage requires updating and improvement of the education system, its transition to an innovative type through the implementation of the adopted legal documents in the field of education for the near and long term.
Key words: history teacher, competence-based approach, competence, vocational education, regulatory documents.
М.А. Мураталиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаееа, г. Бишкек,
E-mail: Aitolkun-93@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье на основе проведённого ретроспективного анализа нормативных документов в сфере высшего профессионального образования Кыргызской Республики констатируется, что развитие общества на современном этапе требует обновления и совершенствования системы образования через реализацию принятых нормативно-правовых документов на ближайшие и долгосрочные перспективы. Решение проблем реформирования системы образования зависит от комплексного внедрения компетентностного подхода в структуру и содержание профессиональной подготовки учителей истории на современном этапе.
Ключевые слова: учитель истории, компетентностный подход, компетенция, профессиональное образование, нормативные документы.
Введение
В последние годы, а именно с 2007 года наиболее активно идёт поиск путей реформирования структуры и содержания высшего профессионального педагогического образования Кыргызской Республики, где модернизация процесса обучения осуществляется путём внедрения в подготовку будущих учителей идей компетентностного подхода [1 - 9].
А.А. Вербицкий в своих исследованиях полагает, что с реализацией компетентностного подхода в образование происходят изменения всей педагогической системы высшей профессиональной школы, обеспечивается переход к новому типу процессов обучения и воспитания, а именно, «к новой образовательной парадигме» [4]. В работах Т. А. Абдырахманова, М.А. Ногаева [1], А.К. Чалданбаевой [7] раскрываются значимость и роль компетентностного подхода на современном этапе, внедрение которого в образовательный процесс является одним из источников обновления и совершенствования содержания высшего профессионального образования.
Следовательно, в процессе профессиональной подготовки учителя истории компетентностный подход, безусловно, является объективным условием для преобразований, способствующих приобретению и совершенствованию необходимого состава компетенций для решения профессиональных задач в будущей педагогической деятельности [2].
Цель проведённой работы заключается в исследовании современных аспектов подготовки учителя истории в системе высшего профессионального образования Кыргызской Республики. В качестве объекта исследования выступает образовательный процесс в системе высшего профессионального образования. Предметом исследования являются нормативные документы Кыргызской Республики в сфере образования. Методом исследования выступил анализ нормативных документов Кыргызской Республики, научной психолого-педагогической литературы.
Основное содержание статьи
С целью рассмотрения вопросов реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке учителей истории на современном этапе развития высшего педагогического образования страны, нами проведён системный анализ принятых нормативных документов: законодательных, концептуальных, стратегических масштабов в сфере образования и ряда программных документов. Подобный анализ позволил рассмотреть общую картину динамики всех преобразований, заявленных на государственном уровне, которые способствовали пониманию необходимости внедрения современной компетентностной парадигмы в систему образования Кыргызской Республики.
На протяжении 25-летнего периода Кыргызская Республика идёт по собственному маршруту в качестве независимого суверенного государства. Новый исторический контекст развития страны, условия приобретения государственной независимости, новые современные задачи, вставшие перед системой образования, привели к необходимости формирования собственной государственной образовательной политики, а также включение в мировое образовательное пространство [3].
Первой основной правовой базой при реализации государственной политики в области образования послужил Закон Кыргызской Республики «Об образовании» (1992), где представлены основные принципы организации процесса управления и условия функционирования системы образования независимой республики [5]. Данный документ предусматривал переход на вариативность и гибкость образовательных программ, многоступенчатость образования, которая функционировала параллельно с подготовкой специалистов по традиционным профессиональным образовательным программам, внедрение новых форм образования и образовательных технологий, установление многоканальности финансирования с тем, чтобы каждый гражданин Кыргызстана имел доступ к высо-
кокачественному образованию и смог его приобрести. Согласно данному закону основные приоритетные направления образовательной политики страны были представлены в Национальной образовательной программе «Билим» (1996), суть которой заключалась в совершенствовании законодательной базы в системе образования, качественное обновление структуры и содержания образования, разработку стабильных механизмов и путей финансирования организаций образования.
Ф.И. Рыскулуева [6] отмечает, что за годы функционирования государственной программы «Билим» в республике практически создана нормативная и правовая база, представленная для всех ступеней образования, разработаны образовательные стандарты, представлены изменения в основные образовательные программы, начато внедрение новых информационных технологий в процесс обучения, осуществлялся непрерывный поиск устойчивого качественного экономического развития образовательного сектора.
С целью обеспечения доступности, эффективности и качества образования были разработаны и такие Национальные программы, как Президентские программы «Кадры XXI века» (1995), затем Национальные программы преодоления бедности «Аракет» (1998), «Аялзат» (1997), а также программы «Маданият» (1996), «Жаштык» (2000). Реализация данных программ определяла перспективы развития образования страны в последние десятилетия прошлого века.
Кардинальные социально-экономические и демократические реформы, функционирующие во всех сферах жизни суверенного общества Кыргызской Республики, привели к необходимости перехода к следующему этапу развития системы высшего образования, которые предполагали разные по глубине и значимости преобразования ее составляющих. В образовании делается акцент на новый личностно-ориентированный подход, действуют различные типы и виды образовательных заведений и программ, это способствовало возможности выбора соответствующего уровня и вида образования, лучшей ориентации образования на требования современного рынка труда и интеграцию в мировое образовательное пространство.
В контексте стратегической программы «Комплексные основы развития Кыргызской Республики» (1999) в рамках образования обозначена система среднесрочных и долгосрочных мероприятий, которые представляют в целом стратегические задачи перспективного развития системы образования на период до 2010 года: во-первых, обеспечение доступности и качества образования; во-вторых, совершенствование учебно-методической и материально-технической базы образовательных заведений; в-третьих, достижение экономической устойчивости в функционировнии системы образования.
Переход на новое тысячелетие в целях определения дальнейшей стратегии и тактики приоритетного подхода к развитию сферы образования, способствовал принятию «Государственной Доктрины образования КР» (2000), где заявляется о качественной подготовке гармонично развитой, профессионально подготовленной и социально активной личности. На основании Доктрины в последующем была разработана «Государственная Программа развития образования КР до 2025 года». .Дальнейшими принятыми важными государственными документами стали «Концепция развития образования КР» (2002, 2007, 2012), «Концепция развития высшего профессионального образования до 2017 года» (2007), в которых указывается на то, что Кыргызская Республика идёт по пути построения гибкой, открытой национальной системы образования с опорой на лучшие традиции отечественной системы образования и международный опыт
Именно в содержании Концепции (2007) впервые в Кыргызской Республике, а позднее в ныне функционирующей Концепции (2012) говорится о том, что к 2020 году ожидается «внедрение компетентностного подхода к обучению - образование ориентировано на результат на всех его уровнях». В «Концепции развития высшего профессионального образования КР до 2017 года» (2007) декла-
рировалось, что «система профессионального образования подготовит кадры, готовые и способные работать в реалиях современного рынка труда».
Политика формирования содержания образовательных программ на основе компетентностного подхода продолжает рассматриваться как приоритетная политика и во всех стратегических документах в сфере образования. Так, в «Стратегии развития образования в КР на 2012 - 2020 гг» (2012), в «Национальной стратегии устойчивого развития КР на период 2013 - 2017 гг» (2013), также сказано о том, что главной задачей образования, в том числе высшего педагогического, является внедрение компетентностного подхода к обучению, направленного на формирование умения учиться; умения ориентироваться в различных профессиональных ситуациях и на основе анализа информации принимать практические решения; коммуникативных компетенций; аналитических навыков и критического мышления, а также переход на кредитную систему обучения, которая обеспечивает гибкость и академическую мобильность студентов. Согласно Постановлению Правительства КР «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в КР» (2011) в целях расширения интеграционных процессов высшего профессионального образования в международное образовательное пространство с 2012 - 2013 учебного года устанавливается двухуровневая структура высшего профессионального образования. В этом контексте утверждаются макеты государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки для бакалавров и магистров, закрепляются перечни различных направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.
Проанализировав заявленные и принятые на государственном уровне основные документы в системе образования с момента приобретения статуса суверенного государства, опираясь на исследования И.С. Болжуровой [2006], Ж.К. Каниметова [2009], В.Л. Ким [1999], А.К. Наркозуева [2011], Ф.И. Рыскулуе-вой, С.А. Хамзиной [2013] и др. можно отметить, что сам процесс реформирования образования в Кыргызской Республике был сложным и неоднозначным. Тем не менее, декларируемые реформы отражали потребности общества на момент их принятия и постепенную их модификацию с учетом изменения политической и экономической ситуации в стране.
Однако Ф.И. Рыскулуева и С.А. Хамзина [2013], представляя результаты исследований процессов модернизации образования в Кыргызской Республике за 1992-2013 гг., подчёркивают, что «система образования находится в постоянном режиме реформирования, причём не всегда последовательного, что было обусловлено отсутствием четкого видения результата реформ», в связи с этим многие принятые стратегические документы по развитию системы образования «остались на этапе заявления политики, причем эти заявления повторяются из документа в документ на протяжении многих лет».
Известно, что цель вузовской подготовки будущего учителя достигается через реализацию всего содержания этого этапа образования. В работах многих российских и кыргызских ученых, таких как О.А. Абдуллина, В.Ф. Башарин,
Библиографический список
Н.Э. Касаткина, В.Л. Матросов, Ю.Н. Кулютин, Б.П. Невзоров, А.И. Пискунов, В.В. Филиппов В.А. Сластенин, Н.А. Асипова, К.Д. Добаев, Э.М. Мамбетакунова и др., особая значимость в содержании вузовской подготовки учителя отводится именно фундаментальной подготовке. В этой связи одним из основных принципов современного педагогического образования является фундаментализация образования, реализация которой предполагает выявление в содержании учебных дисциплин такой системы (фундамента) инвариантных, основных долгосрочных знаний, которые обоснованы на научно-методологической основе и обеспечивают адаптацию будущих выпускников к быстро меняющимся требованиям рынка труда и социально-экономическим условиям профессиональной деятельности, развивает умения и навыки к системному анализу, проектированию, моделированию, готовность к самообразованию и профессиональному самоанализу и саморазвитию. Принцип фундаментальности предполагает полный набор гуманитарных дисциплин, в совокупности включенных в базовую часть подготовки в единстве с профессиональной и специализированной программами обучения. Что касается внедрения компетентностного подхода в содержание образования, впервые активно инициированного в республике с 2007 года, тесно связанного с переходом на многоуровневую структуру высшего образования, заявленного еще в Законе КР «Об образовании» (1992), далее в Постановлении Правительства КР (2011) получило однозначно определенное политическое решение. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке, в частности педагогических кадров является своевременным, осуществляется под влиянием Болонского процесса, необходимости участия республики в мировых образовательных процессах и интеграции в европейское образовательное пространство, что, в свою очередь, повлияет на результативность проводимых реформ, отражаемых в стратегических государственных документах последних лет. В рамках нашего исследования обосновывается тезис о том, что решение проблем реформирования системы образования зависит от комплексного внедрения компетентностного подхода в содержание профессиональной подготовки учителей истории. В связи с этим, нами уделено внимание на необходимость кардинальных изменений в проектировании государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) на основе компетентностной парадигмы, основных образовательных программ (ООП) и учебных планов.
Выводы
Развитие общества на современном этапе требует обновления и совершенствования системы образования, переход его на инновационный тип через реализацию принятых нормативно-правовых документов в сфере образования на ближайшие и долгосрочные перспективы. Принципиальные изменения структуры и содержания педагогической подготовки в вузе определяют изменения образовательной парадигмы, согласно которой пересматриваются методологические подходы к организации и проведения педагогической подготовки современного выпускника высшей школы.
1. Aбдырахманов ТА, Ногаев МА Азыркы билим беруудегу компетенттик мамиле: учебно-методическое пособие. Бишкек, 2013.
2. Aбильдина С.К., Сарсекеева Ж.Е. Профессиональная подготовка будущего учителя в системе высшего образования Республики Казахстан. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015; 12-6: 1114 - 1116.
3. Болджурова И.С. История развития системы образования Кыргызской Республики в переходный период: 1990 - 2005 гг. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2006.
4. Вербицкий A.A., Ларионова О.Г. Гуманизация, компетентность, контекст - поиски оснований интеграции. Вестник высшей школы. 2006; 5: 19 - 25.
5. Закон Кыргызской Республики «Об образовании». Бишкек, 1992; № 1074-XII.
6. Рыскулуева Ф.И. Становление и развитие высшего образования Кыргызстана: 1990 - 2007 гг. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.
7. Чалданбаева A.K Опыт разработки и внедрения образовательных стандартов на основе компетентностного подхода в процесс профессиональной подготовки учителя биологии. Высшее образование сегодня. Москва, 2015; 10: 45 - 47.
В. Магомеддибирова 3.A. Философский аспект сущности понятия преемственности. Наука и школа. 2004; 1: С. 20.
9. Магомеддибирова 3.A. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в процессе обучения математике. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010; 2: 86 - 87.
References
1. Abdyrahmanov T.A., Nogaev M.A. Azyrky bilim beryydegykompetenttikmamile: uchebno-metodicheskoe posobie. Bishkek, 2013.
2. Abil'dina S.K., Sarsekeeva Zh.E. Professional'naya podgotovka buduschego uchitelya v sisteme vysshego obrazovaniya Respubliki Kazahstan. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2015; 12-6: 1114 - 1116.
3. Boldzhurova I.S. Istoriya razvitiya sistemy obrazovaniya Kyrgyzskoj Respubliki v perehodnyj period: 1990 - 2005 gg. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
4. Verbickij A.A., Larionova O.G. Gumanizaciya, kompetentnost', kontekst - poiski osnovanij integracii. Vestnik vysshejshkoly. 2006; 5: 19 - 25.
5. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki «Ob obrazovanii». Bishkek, 1992; № 1074-XII.
6. Ryskulueva F.I. Stanovlenie irazvitie vysshego obrazovaniya Kyrgyzstana: 1990 - 2007 gg. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
7. Chaldanbaeva A.K. Opyt razrabotki i vnedreniya obrazovatel'nyh standartov na osnove kompetentnostnogo podhoda v process professional'noj podgotovki uchitelya biologii. Vysshee obrazovanie segodnya. Moskva, 2015; 10: 45 - 47.
В. Magomeddibirova Z.A. Filosofskij aspekt suschnosti ponyatiya preemstvennosti. Nauka i shkola. 2004; 1: S. 20.
9. Magomeddibirova Z.A. Professional'naya podgotovka buduschih uchitelej nachal'nyh klassov v processe obucheniya matematike. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2010; 2: 86 - 87.
Статья поступила в редакцию 12.07.19
УДК 371
Nikonorov A.A., adjunct, Federal State Military Educational Institution of Higher Education "Military University", Ministry of Defense of Russian Federation
(Moscow, Russia), E-mail: nikoandrei52@gmail.com
CLASSIFICATION OF MOTIVES OF OFFICERS TO SERVICE AND COMBAT ACTIVITIES. Any activity, including service and combat, is motivated not by one, but by many motives that are in different relationships. The division of motives into personal and socially significant ones is connected with the attitudes and orientation of officers. In some cases, the basis for the division of motives is the affiliation of incentives that express the need. A variety of attempts to classify motives are made by many scientists from different positions, and all the variety of options was reduced to understanding by the authors of the contents of the motive, whether they are motives of self-respect, self-actualization, achievement, desire for activity, success, or motives aimed at avoiding failures. The analysis of literary sources shows that in the psychological and pedagogical practice of studying motivation as a whole, as well as in the classification of various forms of motives accumulated quite a wealth of experience. At the same time, both military and civilian scientists conclude that the classification of motives directly follows from the understanding of their meaning.
Key words: motivation, need, service and combat activities, development, formation.
А.А. Никонорое, адъюнкт Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный
университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: nikoandrei52@gmail.com
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ ОФИЦЕРОВ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любая деятельность, в том числе и служебно-боевая, побуждается не одним, а многими мотивами, которые находятся в различных взаимоотношениях. Разделение мотивов на личностные и общественно значимые связано с установками и направленностью офицеров. Разнообразие попыток классифицировать мотивы делались многими учёными с различных позиций, и все многообразие вариантов сводилось к пониманию авторами сущности мотива, будь это мотивы самоуважения, самоактуализации, достижения, стремления к деятельности, успеху, либо мотивы, направленные на избегание неудач.
Ключевые слова: мотивация, мотив, потребность, служебно-боевая деятельность, развитие, формирование, побуждение.
Введение
Различные попытки классифицировать мотивы предпринимались многими учёными. Причём классификация мотивов различными авторами зависит от понимания ими сущности мотивов. Так, Л.И. Божович выделяла мотивы личностные, общественные, эгоистические и общественно значимые, которые непосредственно связаны с установками личности, её нравственностью и направленностью; В.И. Ковалев, выделял идейные и нравственные (они отражают убеждения, мировоззрение, нравственные нормы и принципы поведения), мотивы коллективистские (отражают психологические установки, нормы жизни, принятые личностью); И.А. Васильева выделяет устойчивые мотивы, отражающие индивидуально-личностные особенности (мотивы стремления к успеху, избегания неудачи в деятельности), неустойчивые мотивы, отражающие обобщенное предметное содержание, конкретные неустойчивые мотивы, характеризующие узкую временную перспективу при наличии конкретной цели; Е.И. Головаха выделяет три вида мотивов на основании их функций: мотивы, выполняющие только побуждающую функцию; мотивы, выполняющие побудительную, смыс-лообразующую и объяснительную функцию; мотивы, выполняющие либо объяснительную, либо смыслообразующую, либо ту и другую функции. При этом название мотивов происходит по ведущему мотиватору. Такие мотивы Л.С. Выготский называл «однозначными», а те, которые имеют несколько мотиваторов «многозначными».
В данной статье мотивы служебно-боевой деятельности офицеров войск национальной гвардии РФ классифицируются по следующим основаниям: общественной значимости; форме проявления; роли в служебно-боевой деятельности; силе воздействия; степени устойчивости; продолжительности действия; сложности; степени осознанности; степени актуализации.
Формулировка цели статьи
В процессе строительства и развития войск национальной гвардии Российской Федерации огромное значение приобретают конкретные, качественные изменения в вооружении и боевой технике, способах ведения боя личным составом, происходящие в современных условиях. Всё это неизменно повышает роль и значение офицерских кадров, развитие у них морально-боевых качеств, убежденности и профессиональной готовности в решении служебно-боевых задач.
Для решения актуальных задач служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации необходимо задействовать фактор мотивации, как важный резерв повышения эффективности профессиональной деятельности офицеров, исследовать и классифицировать их мотивы служеб-но-боевой деятельности.
Успешно решать эти задачи может только тот офицер, который всего себя отдает воинской службе, видит в ней призвание, находит в ней удовлетворение, проявляет настойчивость в решении служебно-боевых задач. Именно такому офицеру присуща устойчивая и действенная мотивация к служебно-боевой деятельности.
Изложение основного материала статьи
Мотивы в своем многообразии могут выступать в самых различных формах и проявляться во многих сферах служебно-боевой деятельности офицеров. Поэтому их можно классифицировать по ряду признаков (рис. 1).
Все многообразие преобладающих у офицеров мотивов можно классифицироваться по следующим основаниям:
1) общественной значимости: широкие социальные, которые отражают интересы общества в широком смысле (идейные убеждения, чувство долга и др.); коллективистские или групповые, соответствующие интересам данного коллектива и особенностями взаимоотношений в нем (чувство товарищества, дружбы и взаимопомощи, честь коллектива, стремление сохранить и умножить сложившиеся в данном подразделении положительные традиции и др.); личные (интересы, установка, склонность, стремление наилучшим образом выполнить служебно-бо-евые задачи и т. д.); узколичные, совпадающие с интересами общества, коллектива, а в некоторых случаях могут и противоречить им, т. е. носить эгоистический и индивидуалистический характер (излишний карьеризм, тщеславие, зависть, чрезмерное самолюбие, корыстолюбие, профессионализм и др.).
2) роли в служебно-боевой деятельности офицера мотивы можно подразделить на две группы: ведущие, основные, смыслообразующие; менее значимые, подчиненные.
3) силе воздействия: сильным присуща такая сила воздействия, которая побуждает офицеров к активной служебно-боевой деятельности; слабым сила воздействия, не оказывающая должного побуждения (к таковым относятся убеждения).
4) степени устойчивости и длительности действия: устойчивые, действующие постоянно (убеждения, мировоззрения, идеалы); длительные, побуждающие к достижению определенных целей служебно-боевой деятельности; ситуативные, возникающие и действующие в определенной ситуации, в процессе служеб-но-боевой деятельности офицера)
5) продолжительности действия: длительные; ситуативные.
6) сложности: простые; сложные (например, влечения и интерес).
7) степени осознанности: малоосознанные; глубокоосознанные.
8) степени актуализации: актуальные; потенциальные.
Так, влечение является простой формой мотива и проявляется при недостаточном осознании офицерами своих потребностей в служебно-боевой деятельности, целей, а также путей и средств их достижения. При этом влечения преимущественно проявляются на начальном этапе развития мотивации - этапе пробуждения у них мотивов на начальном этапе становления в офицерской среде, в соответствии с их побуждающими импульсами, как отражение переживания нужды, что характеризует актуальное потребностное состояние. Основываясь на этом, молодые офицеры нуждаются в оказании им помощи в осознании наиболее значимых для них потребностей, целей, путей и средств их достижения в служебно-боевой деятельности.
В основе желания лежат уже достаточно осознанные потребности и цели в служебно-боевой деятельности. Однако такие офицеры, как правило, проявляют недостаточную убежденность и уверенность в реализации целей, сомневаются в возможных путях их достижения. Их желания выступают относительно слабыми и нестойкими мотивами и не всегда подкрепляются познавательной активностью в ходе выполнения служебно-боевых задач. В работе с ними целесообразно сосредоточить внимание на их убеждении в реальной возможности и необходимости достижения целей служебно-боевой деятельности.
Желание при достаточно высокой степени напряжённости трансформируется в хотение, выступающее более сильным и устойчивым мотивом, побуждающим офицеров проявлять настойчивость, энергичность и инициативу в ходе служебно-боевой деятельности. Офицеры не только убеждены в возможности