Научная статья на тему 'Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе как эффективный механизм формирования профессиональной компетентности будущих специалистов'

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе как эффективный механизм формирования профессиональной компетентности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования / компетенция / компетентность / информационно-коммуникационные технологии / информационно-образовательная среда / компьютерное моделирование. / Federal state educational standard of higher education / competence / competence / information and communication technologies / informa- tion and education environment / computer modeling.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. Н. Назарова

В статье рассмотрены вопросы реализации компетентностного подхода в учебном процессе учреждений высшего образования, позволяющие создать возможности применения современных информационных технологий в образовании, а также решать проблемы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, в частности, оценена перспектива применения компьютерного моделирования с целью создания эффективного механизма решения поставленных задач. В статье делается вывод о том, что компьютерное моделирование может выступить интегратором разнообразных учебных деятельностей, это способствует достижению целей, сформулированных в ФГОС ВО. Автор считает, что необходимо укрупнять дисциплины, связанные с информатикой, обращать большее внимание на роль предметов, где значительное место отводится компьютерному моделированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю. Н. Назарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE TRAINING PROCESS AS AN EFFECTIVE MECHANISM TO FORM PRO- FESSIONAL COMPETENCE IN FUTURE PROFESSIONALS.

The article discusses the introduction of the competent approach into the educational process of higher education institutions, allowing to create opportunities for the use of modern information technology in education, as well as to solve problems of forming professional competence of future professionals, in particular, assesses the prospect of using computer simulations in order to create an effective mechanism for solving problems. The article concludes that computer modeling can act as an integrator of various educational activities, it contributes to the achievement of the goals set out in the Federal Standards. The author believes that it is necessary to enlarge disciplines related to computer science, pay more attention to the role of subjects, where a significant place is given to computer modeling.

Текст научной работы на тему «Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе как эффективный механизм формирования профессиональной компетентности будущих специалистов»

в социальной и образовательной сфере, выполнять социальные роли, строить диалоги [6].

В группу компетенций личностного самосовершенствования входит развитие навыков по освоению способов саморазвития в духовной, нравственной, физической, интеллектуальной сфере. Человек должен не только однажды развить в себе определенные качества, но и постоянно их совершенствовать, чтобы отвечать требованиям общественного развития, обеспечить свою успешность в различных направлениях деятельности и создать условия для безопасной жизни во всех ее сферах.

Существование информационных компетенций обусловлено информатизацией общества. Предполагается, что современный гражданин должен обладать навыками применения современных информационных средств, уметь работать с различными информационными источниками, уметь отыскивать, сохранять, перерабатывать, анализировать и использовать информацию в практической жизнедеятельности [5].

К социально-трудовым компетенциям относятся навыки граждан построения своей линии поведения в общественной сфере, а именно: гражданская позиция, идеология, патриотические качества, способности к защите своих прав и свобод, уважения к правам и свободам других граждан, профессиональное са-

мосознание и самоопределение, развитие трудолюбия, освоение этических норм трудовых взаимоотношений.

Перечень вышеизложенных универсальных компетенций не лимитируется и постоянно добавляется новыми в соответствии с жизненной необходимостью и вызовами времени. Этот процесс в образовательной практике России начался ещё в конце XX в. и не закончился до настоящего времени. Постоянно обновляющий перечень компетенций входит в состав ФГОС.

Исходя из изменяющихся требований к подготовке учащихся различных возрастных групп, меняются требования и к подготовке будущих педагогов [7]. Это учитывается при обновлении содержания образования педагогических работников и дальнейшего повышения их квалификации.

Резюмируя вышеизложенное хотелось бы отметить, что ориентация на компетенции в качестве конечных результатов образования позволит гораздо более эффективно подготовить подрастающее поколение к жизни в современном социуме. Прежде всего, велика роль универсальных компетенций (в конце XX в. их называли ключевыми). Усвоив их, молодые люди получают навык самостоятельно осваивать необходимые им знания, формировать умения, благодаря которым имеют возможность лучше приспособиться к постоянно меняющимся условиям среды.

Библиографический список

1. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013.

2. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании. Педагогическое мастерство: материалы II Международной научной конференции (г Москва, декабрь 2012 г). Москва: Буки-Веди, 2012.

3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Интернет-журнал «Эйдос», 2005.

4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г, Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. Москва: АПКиПРО, 2003.

5. Магомеддибирова З.А., Альбекхаджиева З. К вопросу о формировании информационной культуры младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 115 - 117.

6. Магомеддибирова З.А., Сельмурзаева М.Р Развитие профессиональной культуры общения будущего учителя начальных классов как педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 120 - 121.

7. Дубовицкий И.Н., Уварова Н.Н. Профессиональное становление молодого педагога как психологопедагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69); 358 - 359.

8. Магомеддибирова З.А. Развитие логических универсальных учебных действий в процессе обучения математике. Начальная школа. 2014; № 9: 40 - 44. References

1. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyjpodhod v obuchenii. Nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos»; Izdatel'stvo Institute obrazovaniya cheloveka, 2013.

2. Medinceva I.P. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Moskva, dekabr' 2012 g.). Moskva: Buki-Vedi, 2012.

3. Bermus A.G. Problemy i perspektivy realizacii kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Internet-zhurnal «'Ejdos», 2005.

4. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumentarij. Uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: A PKiPRO, 2003.

5. Magomeddibirova Z.A., Al'bekhadzhieva Z. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 115 - 117.

6. Magomeddibirova Z.A., Sel'murzaeva M.R. Razvitie professional'noj kul'tury obscheniya buduschego uchitelya nachal'nyh klassov kak pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 120 - 121.

7. Dubovickij I.N., Uvarova N.N. Professional'noe stanovlenie molodogo pedagoga kak psihologopedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69); 358 - 359.

8. Magomeddibirova Z.A. Razvitie logicheskih universal'nyh uchebnyh dejstvij v processe obucheniya matematike. Nachal'naya shkola. 2014; № 9: 40 - 44.

Статья поступила в редакцию 01.08.19

УДК 378.2

Nazarova Y.N., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Information Systems and Technologies, Volgograd State Agrarian University

(Volgograd, Russia), E-mail: dagner@bk.ru

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE TRAINING PROCESS AS AN EFFECTIVE MECHANISM TO FORM PROFESSIONAL COMPETENCE IN FUTURE PROFESSIONALS. The article discusses the introduction of the competent approach into the educational process of higher education institutions, allowing to create opportunities for the use of modern information technology in education, as well as to solve problems of forming professional competence of future professionals, in particular, assesses the prospect of using computer simulations in order to create an effective mechanism for solving problems. The article concludes that computer modeling can act as an integrator of various educational activities, it contributes to the achievement of the goals set out in the Federal Standards. The author believes that it is necessary to enlarge disciplines related to computer science, pay more attention to the role of subjects, where a significant place is given to computer modeling.

Key words: Federal state educational standard of higher education, competence, competence, information and communication technologies, information and education environment, computer modeling.

Ю.Н. Назарова, канд. экон. наук, доц., Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград, E-mail: dagner@bk.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье рассмотрены вопросы реализации компетентностного подхода в учебном процессе учреждений высшего образования, позволяющие создать возможности применения современных информационных технологий в образовании, а также решать проблемы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, в частности, оценена перспектива применения компьютерного моделирования с целью создания эффективного механизма решения поставленных задач. В статье делается вывод о том, что компьютерное моделирование может выступить интегратором разнообразных учеб-

Зб

ных деятельностей, это способствует достижению целей, сформулированных в ФГОС ВО. Автор считает, что необходимо укрупнять дисциплины, связанные с информатикой, обращать большее внимание на роль предметов, где значительное место отводится компьютерному моделированию.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, компетенция, компетентность, информационно-коммуникационные технологии, информационно-образовательная среда, компьютерное моделирование.

В современной системе высшего образования перед ВУЗами и педагогическими работниками Федеральными государственными образовательными стандартами сформулированы цели. В большей мере они связаны с языком компе-тентностей и компетенций.

Основной компонент, формируемый в рамках традиционных учебных предметов, был знаниевым, то есть совокупность знаний была определяющей при подготовке будущего специалиста. Сокращенное название совокупности трех компонентов, закрепленной целевыми установками, - ЗУН, то есть знания, умения и навыки. В условиях модернизации образовательной системы этого компонента постепенно становится недостаточным.

В современных условиях возникает необходимость появления в системе подготовки выпускника нового целевого элемента для повышения его успешности, конкурентоспособности и решения возникшей проблемы - недостаточности образовательного и профессионального уровня выпускника для решения поставленных профессиональных задач.

Решение этой проблемы возможно двумя путями: 1) ввод нового понятия только для обозначения дополнения того, что стало значимым в учебном процессе, но никак не было ранее отражено; 2) ввод интегративной характеристики выпускника ВУЗа, касающейся компетенций и компетентностей, поглотивших то, что ранее называлось триадой «знания, умения, навыки».

Согласно реализуемым в настоящее время Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования [1] был избран второй путь решения проблемы, но, как в дальнейшем показала практика, выбор второго пути стал неудачен по следующим причинам. Организуемый учебный процесс оказался нечувствителен к тому, что, в основном, приходится воспроизводить никуда не годные документы, откликаясь на задачи, поставленные системой образования. Данный процесс, по сути, механичен, содержательный характер проблемы не отражает, задачу формирования именно компетентного специалиста не решает При этом учебные подразделения ВУЗов комплексуют и боятся всевозможных проверок, аттестаций, аккредитаций и прочего. Создалась ситуация, при которой стало удобнее заготовить требуемые заведомо некомпетентные документы и требуемые тексты, чем не сделать никаких и получить за это замечания, выговоры, прочие санкции.

Несмотря на, в целом, критичное, негативное отношение к процессу внедрения, частой смены образовательных стандартов, специалисты отмечают положительный момент - при переходе от одного ФГОС ВО к другому наблюдается некоторый прогресс. К примеру, сейчас ВУЗы приступили к освоению ФГОС ВО 3++, который специалисты оценивают как стандарт, содержащий меньший, по сравнению с первым ФГОС ВО, разброс в понимании ключевого представления о компетенциях/компетентностях.

Компетентностное образование, осуществляемое в высшем учебном заведении, является основным показателем и признаком инновационного ВУЗа по определению Совета при Президенте РФ по реализации приоритетного национального проекта (ПНП) и демографической политике [1 - 8].

К понятию «компетентность» привело выяснение того, чего конкретно не хватает выпускнику для успешной профессиональной деятельности. Два этих понятия надо развести. Компетенция - это нормативное описание того, чем должен обладать специалист и что вправе делать, чтобы он мог проявить себя компетентным работником [6, с. 188]. Например, он может заявить, что какой-то вид деятельности не может быть выполнен, так как находится вне сферы его компетенции.

Компетентности же - это то, что присуще самому человеку, их и нужно формировать в учебном процессе как интегративные характеристики специалиста, которые можно оценить, измерить, выявить [2, с. 35].

Хотя оценка решения проблемы реализации новых ФГОС в целом негативна и во многом подвергается критике, вносим конструктивное предложение -надо дополнить учебный процесс новыми целями, содержанием, организационными формами, методами ведения работы, оценочными средствами и так далее. Акцентировать внимание надо на фундаментальном методе познания - моделировании и принять во внимание его роль в формировании профессиональных компетентностей.

В структуре образовательного процесса в ВУЗе методы и средства обучения опосредуют и взаимоувязывают совместную деятельность преподавателя и студента. В структуре комплексного учебно-методического обеспечения учебного процесса необходимо предусмотреть совокупность нормативно-методических, учебно-информационных и учебно-методических материалов, которая будет способствовать решению задач, поставленных системой образования перед педагогическими коллективами.

Библиографический список

1.

2.

Чтобы создать условия для активной деятельности обучающихся, их высокой мотивации, достичь высокой эффективности процесса обучения, надо использовать информационные технологии в учебном процессе: при объяснении нового материала, при повторении, при закреплении, при контроле знаний, умений и навыков [5, с. 112].

Средства и приемы организации учебного процесса наряду с иллюстрациями, анимацией, интерактивными моделями, наблюдениями, виртуальными лабораторными работами, компьютерным тестированием, исследовательской работой включают в себя компьютерное моделирование.

Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе заключаются в новизне подачи информации, пошаговом контроле, наглядности, быстроте проверки тестов, индивидуальном подходе к обучению, психологическом комфортности, увеличении объема решаемых задач и так далее. Средства ИКТ представлены следующими видами: обучающие, тренажеры, информационно-поисковые и справочные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, учебно-игровые [7, с. 42]. Для их адекватного внедрения в учебный процесс должна создаваться соответствующая информационно-образовательная среда в ВУЗе, а также ее педагогический потенциал.

Повысить эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов возможно, используя в совместной работе преподавателя и студента совокупность 4 компонентов: организационного, педагогического, информационно-коммуникативного, материально-технического [5, с. 54].

Основными измеряемыми характеристиками качества образовательного процесса в ВУЗе являются результаты текущего контроля, контроля качества проведения занятий, обеспеченности процесса, аттестации и дипломного проектирования, а также степень удовлетворенности работодателей качеством выпускников.

Модель учебно-воспитательного процесса в условиях компетентностного подхода к обучению содержит результат, заключающийся не только в активной, самостоятельной, самообразовательной деятельности выпускника, но и главным результатом обучения должен быть сформированный высокий уровень компетентности личности.

Существует модель формирования студентом собственной конкурентоспособности на рынке труда, включающая тактику и стратегию его поведения в период обучения в современном ВУЗе, где освоение технологий обучения, аспектов будущей профессиональной деятельности, получение фундаментальных знаний выступает в качестве ключевых элементов его формирования.

Немаловажно развитие коммуникативных компетенций у выпускника посредством использования методов обучения, таких как все формы учебного диалога, доклады, сообщения, ролевые, деловые игры, учебные проекты и исследования, защита исследовательских работ [5, с. 127].

Компьютерное информационное моделирование также призвано помочь осуществить решение этой задачи при выполнении студентами всех его этапов: выбора объекта моделирования, анализа его свойств, создания теоретической модели объекта или явления, создания компьютерной модели.

Как отмечает ряд авторов [8 - 12 и др.], активное использование в образовательном процессе современного вуза информационных технологий, в том числе компьютерного моделирования, применение интерактивных технологий позволяет создать в вузе образовательную среду, в которой возможна профессиональная подготовка специалистов на высоком уровне, отвечающим требованиям научно-технического прогресса.

Дисциплин учебных планов, в которых может быть задействовано и используется компьютерное моделирование - множество.

Особенность компьютерного моделирования - в его многоэтапности. Каждый этап предполагает разнообразие видов учебной деятельности. Процесс моделирования носит комплексный характер, что требует для его выполнения системной разносторонней деятельности студента. Поэтому именно решение подобных задач и формирует то, что называется компетентностью.

Компьютерное моделирование может выступить интегратором разнообразных учебных деятельностей, а это как раз и способствует достижению целей, сформулированных в ФГОС ВО.

Наше предложение заключается в том, чтобы по возможности избегать многопредметности в учебном процессе, укрупнять дисциплины, ассоциируемые с информатикой, при модернизации учебного процесса обращать большее внимание на роль предметов, где значительное место отводится компьютерному моделированию.

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Available at: http://fgosvo.ru/

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014.

3. Назарова Ю.Н. Потенциал применения информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов. Материалы Международной научно-методической конференции «Проблемы современного аграрного образования: содержание, технологии, качество». Волгоград, 2018: 240 - 242.

4. Назарова Ю.Н. Применение интерактивных технологий обучения в качестве средства реализации ФГОС третьего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 230 - 231.

5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Москва: Издательский центр «Академия», 2018.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Москва, 2014.

7. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Саратов: Издательский центр «Наука», 2016.

8. Сорокопуд Ю.В. Дидактические возможности инновационных технологий в формировании управленческих компетенций будущих предпринимателей. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 364 - 365.

9. Дубовицкий И.Н., Уварова Н.Н. Профессиональное становление молодого педагога как психолого-педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 358 - 359.

10. Магомедова З.З., Гамзаева М.В. Реализация проектной деятельности в профессиональной подготовке бакалавров в условиях информационно-коммуникационной среды. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 49 - 50.

11. Мамалова Х.Э. Возможности дидактической компьютерной среды вуза как средство организации самостоятельной работы студентов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 53.

12. Везиров Т.Т. Реализация проекта «мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов» как инновационная технология в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 44 - 47.

References

1. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/

2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2014.

3. Nazarova Yu.N. Potencial primeneniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v obuchenii studentov. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii «Problemy sovremennogo agrarnogo obrazovaniya: soderzhanie, tehnologii, kachestvo». Volgograd, 2018: 240 - 242.

4. Nazarova Yu.N. Primenenie interaktivnyh tehnologij obucheniya v kachestve sredstva realizacii FGOS tret'ego pokoleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 230 - 231.

5. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby akiivizaciiobucheniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2018.

6. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obschestve. Vyyavlenie, razvitie i realizaciya. Moskva, 2014.

7. Stupina S.B. Tehnologii interaktivnogo obucheniya v vysshejshkole. Saratov: Izdatel'skij centr «Nauka», 2016.

8. Sorokopud Yu.V. Didakticheskie vozmozhnosti innovacionnyh tehnologij v formirovanii upravlencheskih kompetencij buduschih predprinimatelej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 364 - 365.

9. Dubovickij I.N., Uvarova N.N. Professional'noe stanovlenie molodogo pedagoga kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 358 - 359.

10. Magomedova Z.Z., Gamzaeva M.V. Realizaciya proektnoj deyatel'nosti v professional'noj podgotovke bakalavrov v usloviyah informacionno-kommunikacionnoj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 49 - 50.

11. Mamalova H.'E. Vozmozhnosti didakticheskoj komp'yuternoj sredy vuza kak sredstvo organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 53.

12. Vezirov T.T. Realizaciya proekta "mul'timedijnaya laboratoriya obrazovatel'nyh resursov" kak innovacionnaya tehnologiya v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 44 - 47.

Статья поступила в редакцию 04.08.19

УДК 377(09)

Rossoshik S.L., senior lecturer, Department of General Legal Disciplines, Volgodonsk branch of Rostov Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia

Volgodonsk, Russia), E-mail: a.shuvalov72@mail.ru

Laypanov A.I., teacher, police captain, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of Rostov Law Institute, Ministry of Internal Affairs f Russia

(Volgodonsk, Russiа), E-mail: a.shuvalov72@mail.ru

Golikova N.L., teacher, police captain, Department of Special Disciplines, Volgodonsk branch of Rostov Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia

Volgodonsk, Russia), E-mail: natalya.golikova1988@mail.ru

THE TECHNIQUES AND METHODS OF REVITALIZATION OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA IN THE PROCESS OF CONDUCTING SEMINARS. The article deals with topical issues of the use of techniques and methods of enhancing the work of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the course of seminars at the present stage, the necessity of development and implementation in the educational process of effective educational and methodological support of seminars. Much attention is paid to the need for an integrated approach in the preparation and conduct of seminars, the development of creative thinking of students and their motivation for research activities. The authors conclude that at the present stage of development of departmental educational science, the development and implementation of the educational process of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia effective scientific and methodological support of seminars with students and cadets is extremely relevant.

Key words: seminars, methodological development, self-training, students, trainees, educational institutions of MIA of Russia.

С.Л. Россошик, ст. преп., Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, г. Волгодонск, E-mail: a.shuvalov72@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.И. Лайпаное, преп., Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, г. Волгодонск, E-mail: a.shuvalov72@mail.ru

Н.Л. Голикова, преп., Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, E-mail: natalya.golikova1988@mail.ru

ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

В статье рассматриваются актуальные вопросы применения приемов и способов активизации работы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе проведения семинарских занятий на современном этапе, обосновывается необходимость разработки и внедрения в широкую практику образовательного процесса эффективного учебно-методического обеспечения проведения семинарских занятий. Большое внимание уделяется необходимости комплексного подхода при подготовке и проведении семинарских занятий, развитию творческого мышления обучающихся и мотивации их к научно-исследовательской деятельности. Авторы делают вывод о том, что на современном этапе развития ведомственной образовательной науки разработка и внедрение в широкую практику учебного процесса образовательных организаций системы МВД России эффективного научно-методического обеспечения проведения семинарских занятий со слушателями и курсантами является крайне актуальным.

Ключевые слова: семинарское занятие, методическая разработка, самостоятельная подготовка, курсанты, слушатели, образовательные организации МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.