3. Назарова Ю.Н. Потенциал применения информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов. Материалы Международной научно-методической конференции «Проблемы современного аграрного образования: содержание, технологии, качество». Волгоград, 2018: 240 - 242.
4. Назарова Ю.Н. Применение интерактивных технологий обучения в качестве средства реализации ФГОС третьего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 230 - 231.
5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Москва: Издательский центр «Академия», 2018.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Москва, 2014.
7. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Саратов: Издательский центр «Наука», 2016.
8. Сорокопуд Ю.В. Дидактические возможности инновационных технологий в формировании управленческих компетенций будущих предпринимателей. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 364 - 365.
9. Дубовицкий И.Н., Уварова Н.Н. Профессиональное становление молодого педагога как психолого-педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 358 - 359.
10. Магомедова З.З., Гамзаева М.В. Реализация проектной деятельности в профессиональной подготовке бакалавров в условиях информационно-коммуникационной среды. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 49 - 50.
11. Мамалова Х.Э. Возможности дидактической компьютерной среды вуза как средство организации самостоятельной работы студентов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 53.
12. Везиров Т.Т. Реализация проекта «мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов» как инновационная технология в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 44 - 47.
References
1. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/
2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2014.
3. Nazarova Yu.N. Potencial primeneniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v obuchenii studentov. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii «Problemy sovremennogo agrarnogo obrazovaniya: soderzhanie, tehnologii, kachestvo». Volgograd, 2018: 240 - 242.
4. Nazarova Yu.N. Primenenie interaktivnyh tehnologij obucheniya v kachestve sredstva realizacii FGOS tret'ego pokoleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 230 - 231.
5. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby akiivizaciiobucheniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2018.
6. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obschestve. Vyyavlenie, razvitie i realizaciya. Moskva, 2014.
7. Stupina S.B. Tehnologii interaktivnogo obucheniya v vysshejshkole. Saratov: Izdatel'skij centr «Nauka», 2016.
8. Sorokopud Yu.V. Didakticheskie vozmozhnosti innovacionnyh tehnologij v formirovanii upravlencheskih kompetencij buduschih predprinimatelej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 364 - 365.
9. Dubovickij I.N., Uvarova N.N. Professional'noe stanovlenie molodogo pedagoga kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 358 - 359.
10. Magomedova Z.Z., Gamzaeva M.V. Realizaciya proektnoj deyatel'nosti v professional'noj podgotovke bakalavrov v usloviyah informacionno-kommunikacionnoj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 49 - 50.
11. Mamalova H.'E. Vozmozhnosti didakticheskoj komp'yuternoj sredy vuza kak sredstvo organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 53.
12. Vezirov T.T. Realizaciya proekta "mul'timedijnaya laboratoriya obrazovatel'nyh resursov" kak innovacionnaya tehnologiya v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 44 - 47.
Статья поступила в редакцию 04.08.19
УДК 377(09)
Rossoshik S.L., senior lecturer, Department of General Legal Disciplines, Volgodonsk branch of Rostov Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia
Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]
Laypanov A.I., teacher, police captain, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of Rostov Law Institute, Ministry of Internal Affairs f Russia
(Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]
Golikova N.L., teacher, police captain, Department of Special Disciplines, Volgodonsk branch of Rostov Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia
Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE TECHNIQUES AND METHODS OF REVITALIZATION OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA IN THE PROCESS OF CONDUCTING SEMINARS. The article deals with topical issues of the use of techniques and methods of enhancing the work of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the course of seminars at the present stage, the necessity of development and implementation in the educational process of effective educational and methodological support of seminars. Much attention is paid to the need for an integrated approach in the preparation and conduct of seminars, the development of creative thinking of students and their motivation for research activities. The authors conclude that at the present stage of development of departmental educational science, the development and implementation of the educational process of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia effective scientific and methodological support of seminars with students and cadets is extremely relevant.
Key words: seminars, methodological development, self-training, students, trainees, educational institutions of MIA of Russia.
С.Л. Россошик, ст. преп., Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]
А.И. Лайпаное, преп., Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]
Н.Л. Голикова, преп., Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, E-mail: [email protected]
ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
В статье рассматриваются актуальные вопросы применения приемов и способов активизации работы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе проведения семинарских занятий на современном этапе, обосновывается необходимость разработки и внедрения в широкую практику образовательного процесса эффективного учебно-методического обеспечения проведения семинарских занятий. Большое внимание уделяется необходимости комплексного подхода при подготовке и проведении семинарских занятий, развитию творческого мышления обучающихся и мотивации их к научно-исследовательской деятельности. Авторы делают вывод о том, что на современном этапе развития ведомственной образовательной науки разработка и внедрение в широкую практику учебного процесса образовательных организаций системы МВД России эффективного научно-методического обеспечения проведения семинарских занятий со слушателями и курсантами является крайне актуальным.
Ключевые слова: семинарское занятие, методическая разработка, самостоятельная подготовка, курсанты, слушатели, образовательные организации МВД России.
Не будет преувеличением отметить, что от уровня профессионального образования зависит состояние социально-экономического развития общества, а применительно к правоохранительным органам - состояние безопасности государства и его граждан. Динамичное состояние современного социума требует от системы профессионального образования МВД России обеспечение качественной подготовки сотрудников с целью повышения эффективности их профессиональной деятельности. «В настоящее время, когда угрожающая тенденция криминализации российского общества, зародившаяся в процессе реформ его социально-политического устройства и экономических отношений, приобрела особую остроту и преступность приняла организованный характер, крепко срослась с политикой, экономикой, органами государственной власти и управления, сильно вырос уровень профессионализма преступников, базирующийся, в том числе, и на новейших достижениях науки и техники» [1]. Это, несомненно, должно способствовать опережающим шагам со стороны государства, в том числе и в деле профессиональной подготовки современных правоохранителей. Обучение должно быть не просто максимально приближено к потребностям практической деятельности органов внутренних дел, но и способствовать быстрой адаптации сотрудников к прогнозируемым событиям завтрашнего дня. Поэтому приоритетом совершенствования системы профессиональной подготовки, по нашему мнению, должна являться многоуровневость и многопрофильность профессионального образования, а также разработка и внедрение в образовательный процесс модульных, вариативных, гибких, дифференцированных систем обучения. Вместе с тем, в системе ведомственного образования происходят изменения, направленные на гуманизацию процесса обучения, изменяется роль преподавателя и обучаемого. Преподаватель рассматривается не только как носитель и передатчик учебной информации, но в первую очередь как организатор познавательной деятельности и самостоятельной работы обучаемых. Указанные изменения закономерно коснулись и образовательных организаций системы МВД России.
Одной из основных целей образовательной деятельности является создание условий для развития творческой личности [2], что требует приложения значительно больших сил и умений, чем простое формирование знаний, умений и навыков. «Формирование творческой личности обучающегося является актуальной проблемой не только образовательных организаций МВД России, но и важнейшей задачей педагогической науки. Специфика возросших требований к профессиональной подготовке выпускников образовательных организаций МВД России состоит в создании условий для их последующей эффективной профессиональной деятельности в условиях сложности и напряженности несения службы с учетом и необходимости регулярного обновления полученных знаний, что требует и больших самостоятельных усилий самого сотрудника полиции» [3]. В связи с этим проблема совершенствования работы курсантов и слушателей в процессе подготовки и проведения семинарского занятия в настоящее время приобретает особую актуальность. Это, в свою очередь, диктует необходимость внедрения современных педагогических технологий, которые позволят сделать процесс обучения и воспитания продуктивным, увлекательным и развивающим.
Это возможно, в том числе, и в рамках уже сложившихся форм проведения занятия, в частности семинара.
Семинар - это вид учебного занятия, представляющий собой групповое обсуждение обучаемыми изучаемой темы под руководством преподавателя. Его ценность заключается в формировании интеллектуальных умений и навыков, развитии самостоятельной мыслительной деятельности. При традиционной форме проведения семинарского занятия недостатком является то, что в ходе занятия активно выступают 8 - 10 обучаемых, а степень подготовки остальных участников семинара остается неизвестной. Бывают и такие случаи, когда из плана семинара обучаемый выбирает всего один из вопросов, по которому и готовится, не изучив остальные. Поэтому на занятии необходимо создать условия для работы всех обучаемых, для чего можно использовать различные приемы и способы. Для преподавателя выбор метода - дело творческое и ответственное одновременно.
К основным дидактическими целям семинарского занятия можно отнести:
- создание необходимых условий для углубления и закрепления знаний слушателей и курсантов по основам читаемого курса, приобретенных ими как во время лекционных занятий, так и в процессе самостоятельного изучения учебной информации в часы самостоятельной подготовки;
- создание условий для мотивации слушателей и курсантов к коллективному творческому обсуждению наиболее сложных вопросов учебного курса, активизация их к самостоятельному изучению научной и методической литературы, формирование у них навыков самообразования;
- стимулирование обучающихся к овладению методами анализа фактов, явлений и проблем, формирование умений и навыков к осуществлению различных видов будущей профессиональной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что семинары выполняют следующие основные функции:
- учебную (углубление, конкретизация, систематизация знаний, усвоенных во время лекционных занятий и в процессе самостоятельной подготовки к семинару);
- развивающую (развитие логического мышления слушателей и курсантов, приобретение ими умений работать с различными литературными источниками, формирование умений и навыков анализа фактов, явлений, проблем и т.п);
- воспитательную (патриотическое воспитание, воспитание культуры мышления, привитие интереса к изучению конкретной дисциплины и к профессии, формирование потребности здорового образа жизни и тому подобное);
- диагностико-коррекционную (контроль за качеством усвоения студентами учебного материала, выявление пробелов в его усвоении и их преодоления) и др.
С целью определения методической концепции организации и проведения семинарских занятий необходимо базироваться на том, что итогом изучения слушателями и курсантами планируемых дисциплин является освоение их ведущих идей, содержание понятий, положений, законов, теорий, знание сфер их применения, а также эффективное использование приобретенных знаний, умений и навыков в будущей практической деятельности. Семинарские занятия должны отвечать таким общедидактическим требованиям, как научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др. Соответственно, определенные особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины, должны учитываться при разработке методических рекомендаций для проведения семинарских занятий, а также для методического обеспечения самостоятельной подготовки. Высокий уровень мотивации к изучению материала, по нашему мнению, является необходимым условием для эффективного проведении семинарского занятия. В этом преподавателю может помочь выяснение значения рассматриваемой темы для будущей профессиональной деятельности обучаемых, апеллирование к их жизненному и профессиональному опыту, приведение примеров из опыта практической деятельности различных подразделений ОВД, а также межпредметные связи.
Так, каждому преподавателю знакома ситуация, когда во время ответа одного обучаемого остальные готовятся к ответу на следующий вопрос, предусмотренный планом занятия. Поэтому целесообразно объемные вопросы дробить на подвопросы, чтобы все обучаемые следили за ответом каждого из отвечающих и были готовы его дополнить и продолжить.
Традиционно после рассмотрения вопроса преподаватель подводит итог. Но это можно предложить сделать самим обучаемым, что способствует развитию у них умений обобщать информацию, выделять главное, кратко формулировать выводы. Для лучшего уяснения теоретических вопросов в ходе семинара уместно решение задач. Так, по дисциплине «Организация деятельности участковых уполномоченных полиции» слушателям предлагается решить во время самоподготовки вариативные задачи, условия и вопросы к которым на занятии были несколько видоизменены, что стимулирует их креативное мышление при подготовке к семинару. При проведении семинара во время обсуждения и решения задач могут использоваться различные педагогические технологии и методические приемы. Хорошо зарекомендовала себя методическая разработка «Консультант на опросе», которая предусматривает одновременную работу у доски двух слушателей, один из которых решает задачу и аргументирует свое решение, а второй оценивает его правильность и в случае ошибки исправляет ее. Слушатели с места имеют возможность задавать вопросы любому из отвечающих у доски. Достаточно эффективным методом развивающего обучения является решение так называемых провоцирующих задач. Они предлагают решения, базирующиеся на изначально неверной информации, ошибочных или неэффективных алгоритмах действий, на нарушениях положений различных нормативно-правовых актов, приказов и предписаний. Проблемная задача предлагается в виде материалов, содержащих одну или несколько ошибок, которые обучаемые должны выявить и исправить. В данном случае будет правильным аргументировать свое решение со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу. Анализируя результаты этого вида заданий, преподаватель может судить об уровне усвоения обучаемыми учебного материала. Данный метод позволяет успешно задействовать и различные межпредметные связи, закреплять целые разделы и блоки учебного материала. Решение провоцирующих задач развивает не только креативное мышление, но, прежде всего, активизирует память, развивает интеллектуальную рефлексию, тренирует приемы и способы само- и взаимопроверки. требующих не простой репродукции знаний, алгоритмизации действий, следованию определенным образцам и правилам, а оценочных действий, опирающихся на индивидуальное либо коллективно выработанное решение. Продуктивность такого метода проверена годами и не вызывает никаких сомнений. Существенно оживляет занятие и стимулирует интерес у слушателей к учебной дисциплине использование видеозадач.
Так, в Волгодонском филиале Ростовского юридического института МВД России при проведении семинаров и практических занятий со слушателями регулярно используются заранее подготовленные видеосюжеты, в том числе и снятые самими преподавателями и слушателями. В обсуждении этих видеозаданий принимает участие вся учебная группа. Кроме того, сам процесс создания данных учебных видеофильмов является достаточно увлекательной формой как учебной, так и воспитательной работы, развивает креативное мышление, способствует сплочению коллектива и вырабатывает навыки работы в группе.
Эффективным методом для активизации участия обучаемых в занятии является работа в малых группах. Так, для закрепления ранее теоретически изученных вопросов по дисциплине «Организация деятельности участковых уполномоченных полиции» при проведении семинарских занятий может успешно использоваться методика «Бумеранг» (малые группы последовательно выполняют
задания преподавателя, обмениваясь результатами). После выполнения заданий преподаватель оценивает результаты работы каждой группы.
Использование различных технических средств обучения значительно активизирует внимание слушателей. Так, в частности, при проведении семинарских занятий может достаточно эффективно использоваться интерактивная доска, с помощью которой обучаемым можно демонстрировать условия задач, графики, таблицы, схемы, фотографии и видеосюжеты. Удобно и наглядно использовать доску в качестве средства контроля знаний (задания «Завершите фразу», «Найдите ответ»). По нашему мнению, эффективным является и использование доски при решении задач по алгоритму, что позволит проиллюстрировать ход рассуждений обучаемого. В заключительной части занятия перед подведением итогов целесообразно еще раз проводить краткий опрос обучаемых, чтобы выяснить степень усвоения темы занятия всей группы в целом. Достаточно традиционным является фронтальный опрос обучаемых с места, использование технологии «опрос пятерых» и т.д. Данные педагогические технологии позволяют развивать умение обучаемых формулировать вопросы, совершенствовать объективность контроля знаний. Кроме того, стимулируется активность всех обучаемых, поддерживается хорошая динамика занятия. Постоянное интеллектуальное напряжение стимулирует в свою очередь различные виды мышления, развивает креативность, способность к анализу и синтезу, созданию нового знания. Активизация когнитивной деятельности курсантов и слушателей во время семинарских занятий, несомненно, будет способствовать более глубокому проникновению в суть процессов и явлений и вырабатывать навыки прочного запоминания учебного материала. Однако для развития своих когнитивных способностей курсантам и слушателям необходимо прилагать значительные самостоятельные усилия. Речь идет, прежде всего, о целенаправленном и последовательном вырабатывании в себе определенных качеств, таких как сосредоточенность, настойчивость в достижении целей, работоспособность, стрессоустойчивость. Кроме того, они должны уметь работать с литературой и информационными ресурсами. Большое значение имеет также и самоконтроль. Курсантов необходимо обучить также эффективным приемам и способам умственных действий, методам групповой и самостоятельной работы. Это особенно важно при подготовке к семинарскому занятию. «В организации
Библиографический список
самостоятельной подготовки курсантов и слушателей важное значение имеют мероприятия, проводимые профильными кафедрами и профессорско-преподавательским составом: высвобождение времени для самостоятельной подготовки, создание надлежащих условий в казарме и общежитии, постоянный контроль за подготовленностью курсантов и слушателей к занятиям» [3]. Эффективность процесса обучения напрямую зависит от постоянного творческого участия обеих сторон с учетом результатов системного и комплексного мониторинга всех обстоятельств и факторов, влияющих на процесс овладения знаниями, навыками и умениями. «Кроме того, творческая работа курсантов и слушателей при проведении семинарских занятий в образовательных организациях системы МВД России может послужить основой для дальнейшей творческой деятельности путем участия в научно-исследовательских работах, научно-практических конференциях различного уровня, различных творческих мероприятиях» [3, с. 284].
По нашему мнению, организация обучения курсантов и слушателей навыкам и приемам научно-исследовательской работы с целью мотивации их на углубленное изучение учебного материала с учетом единства учебной, воспитательной и научной работы должна проводиться поэтапно, систематично, целенаправленно непосредственно с самого начала обучения. Подготовка и участие курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к семинарскому занятию «рассматривается как составная часть их учебной работы и должна способствовать закреплению и углублению полученных на теоретических занятиях знаний, умений и навыков, стимулировать поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием различных информационно-библиотечных систем, образовательных сайтов сети интернет» [3, с. 283].
Таким образом, выбор методов и способов активизации работы обучаемых на семинарском занятии зависит от преподавателя и является не только ответственным делом, но творческим и кропотливым. Поэтому на современном этапе развития ведомственной образовательной науки разработка и внедрение в широкую практику учебного процесса образовательных организаций системы МВД России эффективного научно-методического обеспечения проведения семинарских занятий со слушателями и курсантами, безусловно, является актуальным и жизненно необходимым.
1. Шувалов А.П., Тишкин Д.Н. Актуальные вопросы совершенствования научно-методического обеспечения оперативно-розыскного прогнозирования в сфере противодействия религиозному экстремизму Юристъ-Правоведъ. 2019; № 1 (88): 167 - 174.
2. Методические рекомендации Департамента государственной службы и кадров МВД России от 25 мая 2015 г. по организации учебного процесса при реализации программ профессионального обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России. Москва: ДГСК МВД России, 2015.
3. Шувалов А.П., Заикин В.Ю., Чернецкий В.А., Четвероус А.Н. Организация и реализация самостоятельной работы курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России как важнейший этап профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2019; 2 (75): 282 - 285.
References
1. Shuvalov A.P., Tishkin D.N. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya nauchno-metodicheskogo obespecheniya operativno-rozysknogo prognozirovaniya v sfere protivodejstviya religioznomu 'ekstremizmu. Yurist'-Pravoved'. 2019; № 1 (88): 167 - 174.
2. Metodicheskie rekomendacii Departamenta gosudarstvennoj sluzhby i kadrov MVD Rossii ot 25 maya 2015 g. po organizacii uchebnogo processa pri realizacii programm professional'nogo obucheniya v organizacii, osuschestvlyayuschej obrazovatel'nuyu deyatel'nost' i nahodyaschejsya v vedenii MVD Rossii. Moskva: DGSK MVD Rossii, 2015.
3. Shuvalov A.P., Zaikin V.Yu., Cherneckij V.A., Chetverous A.N. Organizaciya i realizaciya samostoyatel'noj raboty kursantov i slushatelej v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii kak vazhnejshij 'etap professional'noj podgotovki sotrudnikov OVD. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; 2 (75): 282 - 285.
Статья поступила в редакцию 04.08.19
УДК 37
Petrusevich A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE SUBJECT POSITION OF SCHOOLCHILDREN UNDER THE CONDITIONS OF SOCIO-CULTURAL TRANSFORMATIONS OF SCHOOL.
The article focuses on an analysis of the influence of socio-cultural transformations of school on the formation of the subjective position of students in the educational process. Sociocultural factors underlying school transformations cause the action of socio-pedagogical mechanisms that determine the student's activity in education. The most important mechanisms that cause the subjective position of the student are the goals of educational activities projected by the students, the individual educational route that characterizes the concept of the professional future of the student, the formed professional ideals on which the student is guided. The contents of the work shows the effect of these mechanisms in a real educational process.
Key words: educational process, subjective position of student, sociocultural factors, socio-pedagogical mechanisms.
А.А. Петрусевич, д-р пед. наук, проф., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ШКОЛЫ
В статье особое внимание уделяется анализу влияния социокультурных преобразований школы на формирование субъектной позиции школьников в образовательном процессе. Социокультурные факторы, лежащие в основе школьных преобразований, вызывают действие социально-педагогических механизмов, которые определяют активность школьника в образовании. Важнейшими механизмами, вызывающими субъектную позицию обучающегося, являются проектируемые школьниками цели образовательной деятельности, индивидуально-образовательный маршрут, характеризующий концепцию их