ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.016:001.895:343.98(470)
Г. З. СИТДИКОВА, доцент кафедры криминалистики Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
G. Z. SITDIKOVA, associate professor of department of criminology of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russian, candidate of law, associate professor (Ufa)
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С УЧАСТИЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
INNOVATIVE FORMS OF TRAINING SESSIONS WITH THE PARTICIPATION OF REPRESENTATIVES OF THE BODIES OF INQUIRY AND PRELIMINARY INVESTIGATION
Аннотация. В статье рассматриваются инновационные образовательные технологии проведения лекционных, семинарских и практических занятий с обучаю-^ щимися в образовательных организациях системы МВД России с участием предста-к вителей органов дознания и предварительного расследования.
§ Ключевые слова: лекция, семинар, практическое занятие, представители орга-
^ нов дознания и предварительного следствия.
а
и и
с^ Annotation. The article examines innovative educational technology of lectures, semi-
^ nars and workshops with students in educational institutions of system Interior Ministry of ^ Russia with the participation of representatives of the bodies of inquiry and preliminary in-| vestigation.
Key words: lecture, seminar, practical lesson, representatives of the bodies of inquiry
I and preliminary investigation.
u s
^ Для планирования и успешного
I достижения образовательных целей в
^ педагогике в последнее время активно
^а применяется термин «технология обу-
Щ чения», который раскрывает сложность
| и многогранность учебного процесса.
s Технология обучения (определе-
^ ние ЮНЕСКО 1986 г.) - это системный
^ метод создания, применения и опреде-
^ ления всего процесса преподавания и
а усвоения знаний с учетом технологиче-
| ских и человеческих ресурсов, ставя-
^ щий своей задачей оптимизацию форм и
способов организации учебного процесса [1, с. 31].
М. В. Кларин, конкретизируя данное определение, предлагает под технологией обучения понимать воспроизводимые способы организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель, включая сюда полный набор учебных целей, точное описание условий обучения [2, с. 17].
Организация и проведение учебных занятий с участием сотрудников органов внутренних дел способствует
развитию оперативного и следственного мышления у обучающихся, отработке навыков организации расследования, правильной реализации норм материального и процессуального права, развитию умений разрабатывать и оформлять юридические и служебные документы. Основной целью проведения учебных занятий с участием сотрудников органов внутренних дел является формирование, развитие и закрепление у обучающихся комплекса специальных теоретических знаний, практических умений и профессиональных навыков организации расследования, производства следственных и иных процессуальных действий, назначения судебных экспертиз.
В соответствии с положениями ст. 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определена цель высшего образования -обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка заключаются в том, что основные профессиональные образовательные программы в образовательных организациях системы МВД России разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников.
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего
образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1424, предусмотрено формирование у выпускника, освоившего программу специалитета, профессиональных компетенций.
Способность применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления истины по конкретным уголовным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-14) формируется в образовательном процессе при проведении учебных занятий по дисциплинам «Криминалистика», «Практикум по производству следственных действий», а также при реализации междисциплинарных связей ^ с учебными дисциплинами «Уголовный ^ процесс», «Уголовное право». ^
Основами профессионального а становления сотрудников органов, осу- ^ ществляющих оперативно-разыскную ^ деятельность, дознание и предваритель- ^ ное следствие, являются сформирован- « ность компетенций, требуемых федеральными государственными образова- | тельными стандартами по различным § специальностям высшего образования, а прочные теоретические знания и умения | комплексно применять их в практиче- | ской деятельности, владение профес- ^ сиональными навыками организации 1 раскрытия и расследования преступле- ^ ний, производства следственных и иных | процессуальных действий [3, с. 61].
Эффективность формирования § компетенций находится в прямой связи ^ с организацией проведения учебных за- ^ нятий с непосредственным участием | сотрудников подразделений МВД Рос- ^ сии, осуществляющих дознание, пред- ^
варительное следствие, экспертно-криминалистические исследования.
В соответствии с Положением об организации учебного процесса в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденным приказом Уфимского ЮИ МВД России от 27 мая 2015 г. № 424, в рамках обучения организуются встречи с представителями правоохранительных, судебных органов, других органов государственной власти и управления, общественных организаций, осуществляется участие специалистов в проведении аудиторных и внеаудиторных занятий. Для чтения отдельных лекций, проведения семинарских, практических и иных видов занятий могут приглашаться специалисты из органов внутренних дел.
Методика проведения учебных занятий с привлечением представителей <ч следственных и экспертно-
криминалистических подразделений МВД РБ специально адаптирована к потребностям следственной практики в =5 органах внутренних дел и нацелена на © отработку практических навыков и умений организации расследования, произ-Й водства следственных действий, гра-а мотного оформления процессуальных
решений по уголовному делу. | Одной из форм интерактивного
§ обучения является проведение учебных § занятий в группах с активизацией со-| вместной интеллектуальной деятельности. Сущность интерактивного обуче-» ния заключаются в организационно-методической роли преподавателя во 2 время занятия, направленной на дости-§ жение дидактической цели путем сочетания таких средств общения с аудито-| рией, как монолог, диалог, дискуссия, ^ полилог.
« Лекция - классический метод
<5
| обучения в системе высшего образова-
^ ния. Дидактическая цель лекции заклю-
^ чается в формировании теоретической
основы знаний у обучающихся для последующего самостоятельного изучения учебного материала по дисциплине и обучения практическим умениям и навыкам во время семинарских и практических занятий. Особенностью лекционных видов занятий, направленных на повышение практической направленности обучения, является использование педагогических ресурсов для совершенствования методики проведения этих занятий с участием сотрудников следственных и экспертных подразделений. Формами проведения практико-ориентированных лекционных занятий являются: лекция-тандем, лекция-дебаты.
Лекция-тандем проводится с участием представителя следственных или экспертных подразделений МВД России, имеет целевую направленность на постановку практических проблем, возникающих в работе следователей, дознавателей, экспертов, которые в ходе лекционного занятия рассматриваются с точки зрения правового регулирования и теоретических рекомендаций. В итоге занятия решение поставленных проблем базируется на анализе законодательства и синтезе с практическим опытом разрешения подобных ситуаций в следственной и судебной практике.
С помощью данной лекции обеспечивается решение следующих методических задач: получение обучающимися теоретических знаний; развитие умений правового анализа и правоприменения в конкретной практической ситуации; обучение навыкам профессионального следственного мышления; формирование профессиональных компетенций.
Лекция-тандем строится на познавательной активности обучающихся в направлении поисковой и исследовательской деятельности исходя из рассматриваемой темы, что влияет на усвоение нового учебного материала, способствует развитию общих и профессиональных компетенций. Лекция-
тандем с участием представителей правоприменительной практики обеспечивает творческое усвоение будущими специалистами закономерностей следственной деятельности, активизирует учебно-познавательную деятельность обучаемых, усвоение знаний и правильное их применение в практической ситуации.
Лекция-дебаты является эффективной формой обучения с преобладанием контактной работы преподавателя и представителя практики с аудиторией. Данная форма проведения лекционного занятия предполагает активизацию интеллектуальной деятельности обучающихся в ходе проведения дебатов о правоотношениях в следственной работе, правовая регламентация которых вызывает затруднения в практической деятельности.
Преимущество данной лекции состоит в том, что она позволяет акцентировать внимание обучающихся на наиболее важных вопросах рассматриваемой темы, подводя к обсуждению актуальных проблем правового регулирования, пробелов в законодательстве, недостаточной регламентации тех или иных сложных практических ситуаций в следственной деятельности. С помощью таких методических приемов, как постановка проблемы; получение информации у представителя практики об обстоятельствах, сопровождающих решение данной проблемы; выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение с точки зрения правовой регламентации; заслушивание мнений обучающихся с предложениями о возможных путях разрешения обсуждаемой проблемы, преподаватель способствует совместному с аудиторией размышлению, обсуждению и обоснованию выводов.
Семинарские занятия позволяют обучающимся увеличить объем теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой.
Неотъемлемой частью семинарского занятия является приоритет выступлений обучающихся. Поэтому эффективность семинарских занятий определяется качеством индивидуальной подготовки каждого обучающегося. При проведении семинарского занятия преподаватель имеет возможность анализировать и оценивать уровень теоретической подготовки аудитории, выявлять степень освоения базовых положений рассматриваемой темы, сложности в восприятии отдельных теоретических положений, которые лежат в основе корректировки педагогических приемов семинарского занятия в целях повышения уровня освоения учебного материала.
Семинарское занятие как форма группового обучения применяется для коллективного изучения и повторения теоретических положений рассматриваемой темы дисциплины, усвоение которых определяет качество формирования компетенций для обсуждения и <ч уточнения наиболее сложных для инди- ^ видуального восприятия теоретических положений. Семинарские занятия с уча- <ч стием представителей практики могут а проводится в следующих формах: тема- © тический семинар, проблемный семи- ^ нар, семинар-беседа, семинар- Й конференция, семинар-дискуссия, рефе- ^ ративный семинар, семинар в малых группах, семинар-деловая игра, семи- | нар-коллоквиум. §
Практическое занятие проводит- § ся с целью приобретения, отработки и | закрепления практических умений и навыков применения теоретических зна- » ний для решения практических задач. Ц Главным содержанием этого вида учеб- ^ ных занятий является работа каждого 5$ обучающегося по овладению практиче- ^ скими умениями и навыками профес- | сиональной деятельности путем реше- ^ ния ситуативных задач, составления « служебных и процессуальных докумен- | тов, отработки алгоритмов деятельности ^ в типичных и нестандартных ситуациях, ^
тактических приемов, навыков использования и применения технико-криминалистических средств.
Проведение практического занятия с участием представителя правоохранительных органов проводится с целью обучения навыкам интеллектуального моделирования в следственной деятельности. Интеллектуальное моделирование применяется при обучении умениям исследовать, анализировать и синтезировать криминалистически значимую информацию, используя ее при формировании доказательственной базы, при виртуальной реконструкции механизма преступления, при составлении прогностических версий и планировании расследования, при организации производства отдельных следственных действий, при подготовке и составлении процессуальных документов.
Таким образом, новыми методическими формами проведения практических занятий по специальным дисци-^ плинам, направленным на обучение ^ профессиональным навыкам и умениям, 2 с участием сотрудников следственных и ^ экспертных подразделений являются: и реконструкция и моделирование, анализ ^ и синтез доказательственной информа-^ ции, процессуальное решение и оформ-^ ление результатов следственных дейст-| вий.
ь Одним из эффективного интерак-
§
| тивных методов являются выездные ^ практические занятия с обучающимися ® образовательной организации системы ф МВД в следственные и экспертные под-^ разделения. Методическая разработка а проведения данного вида занятий опре-« деляет содержание занятия и действия 2 преподавателя в период подготовки к ^ нему и в ходе его проведения. Основной ^ целью выездного практического занятия а является выработка и закрепление у курсантов умений и навыков планиро-а вания расследования, производства след-§ ственных действий, организации и назна-^ чения судебных экспертиз, юридической
техники составления процессуальных и служебных документов.
Во время выездного практического занятия в экспертные подразделения обучающиеся в форме беседы с экспертами и изучения материалов экспертиз получают знания по проблемным вопросам: организации и производства судебных экспертиз, взаимодействия следователя, дознавателя с экспертами на этапе подготовки и проведения экспертных исследований, при обнаружении недостатков в подготовке материалов для экспертных исследований [4, с. 66], нарушений криминалистических рекомендаций по обнаружению, фиксации и изъятию следов преступлений; ошибок в производстве следственных действий и при составлении процессуальных документов.
В целях увеличения практической направленности обучения и участия представителей работодателей в обеспечении качества и развития содержания образовательного процесса в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе образования могут создаваться учебно-методические объединения. Целесообразно разработать типовое положение и методику организации и создания учебно-методических объединений образовательных организаций системы МВД России с экспертными и следственными подразделениями, в состав которых наряду с педагогическими и научными работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность, могут быть включены представители работодателей. Эффективность организации и проведения учебных занятий с участием сотрудников органов внутренних дел в целях повышения практической направленности образовательного процесса значительно возрастает при реализации следующих условий:
1. Улучшение качества формирования компетенций путем расширения диапазона учебных дисциплин, по которым может быть предусмотрено прове-
дение учебных занятий с участием практических сотрудников МВД РБ.
2. Усиление практической направленности обучения курсантов 4-х и слушателей 5-х курсов путем внедрения методики проведения лекционных и семинарских занятий по специальным дисциплинам преподавателями совместно с сотрудниками следственных и экспертных подразделений.
3. В целях обмена опытом участие в учебных занятиях, заседаниях кафедр криминалистики, уголовного процесса сотрудников, включенных в кадровый резерв территориальных органов МВД России и проходящих в Уфимском ЮИ МВД России профессиональную переподготовку.
4. Обеспечение изучения слушателями 5 курсов опубликованных итогов семинаров-совещаний следствен-
ных, экспертных и оперативно-разыскных подразделений МВД России.
5. Создание в образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, совместно с экспертными и следственными подразделениями МВД России учебно-методических объединений.
Повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов требует поиска наиболее эффективных форм организации учебного процесса, направленных на формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций будущего сотрудника органов внутренних дел.
:: :: ::
ЛИТЕРАТУРА сч
^
1. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордов- ¡^ ской. М.: КНОРУС, 2010. С. 31. ^
2. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели (Анализ зарубежного опы- Л та). М.: Наука, 1977. С. 17. 8
3. Низаева С. Р. Непроцессуальные формы использования специальных знаний при рас- й.
© Ситдикова Г. З.
следовании мошенничества в сфере жилищных отношений // Вестник Уфимского юридическо- ¡^ го института МВД России. 2016. № 4 (74). С. 61.
4. Гайнельзянова В. Р. Тактические особенности назначения судебно-медицинской экспертизы при расследовании преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 66.
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и ?
а £
а «