Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки полицейских кадров в Санкт-Петербургском университете МВД России на основе использования в учебном процессе инновационных образовательных технологий'

Совершенствование подготовки полицейских кадров в Санкт-Петербургском университете МВД России на основе использования в учебном процессе инновационных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1010
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / QUALITY OF EDUCATION / MODULAR TECHNOLOGY / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудин Василий Анатольевич

Статья посвящена вопросам развития внутривузовских систем обеспечения качества образования, совершенствования содержания и технологий обучения, реализации образовательных программ на основе компетентностного подхода при подготовке полицейских кадров в Санкт- Петербургском университете МВД России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of preparing police officers in Saint-Petersburg University of MIA of Russia on the basis of use in educational process innovative educational technologies

The article is devoted to the questions about development of internal systems for ensuring the quality of education, perfection the contents and methods of education, realization of educational programs on the basis of the competency approach to police preparing in Saint-Petersburg University of MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки полицейских кадров в Санкт-Петербургском университете МВД России на основе использования в учебном процессе инновационных образовательных технологий»

О главном

УДК 378.147 В.А. Кудин*

Совершенствование подготовки полицейских кадров в Санкт-Петербургском университете МВД России на основе использования в учебном процессе инновационных образовательных технологий

Статья посвящена вопросам развития внутривузовских систем обеспечения качества образования, совершенствования содержания и технологий обучения, реализации образовательных программ на основе компетентностного подхода при подготовке полицейских кадров в Санкт-Петербургском университете МВД России.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, качество образования, модульные технологии, дистанционное обучение.

V.A. Kudin*. Perfection of preparing police officers in Saint-Petersburg University of MIA of Russia on the basis of use in educational process innovative educational technologies. The article is devoted to the questions about development of internal systems for ensuring the quality of education, perfection the contents and methods of education, realization of educational programs on the basis of the competency approach to police preparing in Saint-Petersburg University of MIA of Russia.

Keywords: innovative educational technologies, quality of education, modular technology, distance education.

Одной из важнейших составляющих реформирования органов внутренних дел является модернизация ведомственного образования.

Санкт-Петербургский университет МВД России в 2011 г., как и другие вузы России, перешел на обучение по новым Федеральным государственным образовательным стандартам, что позволило усилить практическую составляющую обучения, внедрить в учебный процесс инновационные образовательные технологии - модульную технологию, технологию дистанционного обучения, активные и интерактивные виды занятий.

Новые требования к результатам обучения, заложенные в образовательных стандартах, ориентируют на приобретение обучаемыми глубоких профессиональных компетенций, овладев которыми выпускник будет способен применить полученные знания умения и навыки на практике в стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях и в конечном итоге сократить время вхождения в должность. В сущности, речь идет о новой образовательной модели, ориентированной на деятельностное содержание образовательного процесса, что требует применения совершенно новых педагогических технологий, форм организации учебного процесса и методов обучения. Приобретенные компетенции являются несущей конструкцией новой образовательной модели и образовательных реформ [1].

Смысл деятельностного подхода в профессиональном обучении в том, что обучение профессиональной деятельности может успешно осуществляться посредством моделирования в нем предметного и социального содержания предстоящей деятельности [2, с. 75]. Именно поэтому при разработке модели содержания учебного процесса преподаватели Санкт-Петербургского университета МВД России ориентируются на использование наряду с традиционными технологиями и методами обучения инновационных образовательных технологий.

Инновационные образовательные технологии - это прогрессивные технологии. Инновационные образовательные технологии (технологии в сфере образования) - это совокупность современных научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.

* Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-65. E-mail: mail@univermvd.ru.

* Kudin, Vasily Anatolievich, head of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of jurisprudence, professor, the deserved lawyer of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: mail@univermvd.ru.

© Кудин В.А., 2013

Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. На сегодня инновации коснулись всех сторон деятельности университета, всех его рабочих процессов и связаны с внесением изменений:

- в структуру вуза и систему управления;

- в содержание, цели и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- в перечень применяемых методов и технологий обучения;

- в систему контроля и оценки уровня и качества образования;

- в систему воспитательной работы;

- в материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

На протяжении своей 15-летней истории наш вуз постоянно и динамично развивался. Количество реализуемых специальностей увеличилось с 6 на момент основания университета до 26. В настоящее время оптимизирована структура вуза: упорядочено наименование и количество кафедр, в целях координации деятельности профильных кафедр созданы три учебно-научных комплекса:

- исследования проблем кадрово-воспитательной работы и морально-психологического обеспечения деятельности ОВД;

- экспертно-криминалистической деятельности;

- экономической безопасности.

Создание учебно-научных комплексов позволило сконцентрировать усилия педагогического коллектива университета на приоритетном развитии актуальных направлений подготовки и проведения научных исследований. В перспективе целесообразно создание учебно-научных комплексов по всем укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), реализуемым в университете.

В новом учебном году вуз планирует набор еще на три перспективных направления подготовки (специальности):

- безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере;

- информационные системы и технологии (реализация которых позволит готовить специалистов по защите информации и борьбе с преступлениями в информационной сфере);

- управление персоналом (предполагает подготовку сотрудников штабных подразделений и подразделений мобилизационной подготовки, которых в настоящее время не готовит ни один из ведомственных вузов).

В 2012-2013 гг. в связи с принятием законов «О полиции», «Об образовании в Российской Федерации» полностью переработана локальная нормативная правовая база университета. В целях совершенствования управленческой деятельности, осуществления мониторинга основных процессов в вузе, сокращения документооборота на бумажных носителях и повышения эффективности контроля за исполнительской дисциплиной, внедрена автоматизированная информационная система «Электронный документооборот», что позволило оптимизировать принятие управленческих решений.

Инновационный подход к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса потребовал совершенствования содержания рабочих учебных программ дисциплин и создания электронных учебно-методических комплексов дисциплин, которые включают комплекты учебно-методических материалов по всем дисциплинам, реализуемым в университете. Свободный доступ обучаемых учебно-методическим материалам обеспечен из читальных залов библиотек и с электронных информационных терминалов, расположенных на всех факультетах университета.

В целях формирования единого банка электронных образовательных ресурсов в университете создан «Информационно-образовательный центр», который представляет собой единый комплекс аппаратно-программных средств доступа к информационным ресурсам на базе общей библиотеки и информационного центра университета.

Информационный портал центра структурирован по разделам учебно-методической, научно-исследовательской, редакционно-издательской деятельности, информационно-справочным материалам и содержит полнотекстовые электронные материалы по направлениям образовательной деятельности университета.

В университете разработаны и реализуются специальные курсы, направленные на противодействие современным видам преступлений - терроризму, организованной преступности, незаконному обороту наркотиков и новым схемам экономических преступлений. Так, профессорско-преподавательским составом университета подготовлен комплексный специальный курс «Основы профайлинга», предполагающий обучение психологической технологии и тактике предотвращения террористических актов и действий экстремистской направленности, который включен в учебные планы для изучения на всех юридических специальностях и предусматривает следующие разделы: получение и анализ оперативной информации; оперативно-поисковый сыск в местах массового скопления людей; взаимодействие транспортной полиции со службами и ведомствами, обеспечивающими безопасность на транспорте; использование технических средств для обнаружения взрывоопасных предметов; использование животных в охране объектов транспорта и обнаружении взрывчатых и наркотических веществ.

В целях профилактики противоправных действий сотрудников правоохранительных органов в университете разработаны: специальная программа антикоррупционной направленности «Коррупция как социально-правовое явление и меры борьбы с ней»; специальный курс из 7 тем в количестве 56 часов «Теневая экономика»; в тематические планы дисциплин по всем реализуемым специальностям введены дополнительные темы, обеспечивающие реализацию мер профилактики правонарушений со стороны сотрудников и повышение уровня их антикоррупционной устойчивости.

Профессорско-преподавательским составом университета активно внедряются инновационные педагогические технологии. Понятие «образовательная технология» представляется несколько более широким, чем «педагогическая технология» (для педагогических процессов), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Понятие «педагогическая технология» относится к разделу педагогика.

Понятие «педагогическая технология» прошло в своем развитии сложную эволюцию от технической интерпретации («технология в образовании») до научного описания педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату [3, с. 44].

Так, педагогическая технология может функционировать в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и воспитания (научный аспект), в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении и воспитании (процессуально-описательный аспект) и в качестве реального процесса обучения и воспитания (процессуально-действенный аспект).

Выбирая ту или иную технологию обучения, преподаватель университета учитывает цели обучения, на реализацию которых и должна быть направлена избираемая технология, содержание, которое предстоит передать обучающемуся с ее помощью, а также условия, в которых она будет использоваться.

Основными целями применяемых технологий обучения являются приобретенные компетенции обучаемого, благодаря которым он сможет стать субъектом решения профессиональных задач, субъектом отношений в коллективе, субъектом собственного развития [3, с. 47].

С точки зрения организации учебного процесса можно выделить следующие основные инновационные направления, используемые в университете:

- модульная технология обучения (предполагает деление учебного курса на части (модули), которые включают в себя «входной» контроль в форме тестирования, теоретическую и практическую составляющие (ситуационные задачи, суточные практики), «выходной» контроль в форме тестирования. На основе модульной технологии в университете реализуется курс начальной профессиональной подготовки, а также программы переподготовки и повышения квалификации. Кроме того, по модульному принципу построены учебные курсы с использованием дистанционных образовательных технологий).

Применение модульной технологии обучения является одним из прогрессивных способов организации образовательного процесса и повышения качества подготовки. Ее внедрение позволяет реализовывать комплексные задачи с привлечением нескольких кафедр, повышает практическую направленность в обучении и активизирует познавательную деятельность обучаемых, что способствует устойчивому формированию профессиональных компетенций. В ходе «прохождения» курсантами и слушателями каждого модуля проверяется не только усвоение теоретического материала, но и степень овладения ими соответствующими практическими навыками и умениями;

- активные и интерактивные методы проведения занятий (деловые игры, коллоквиумы, проектные задания, «пресс-конференции», комплексные междисциплинарные учения, имитационное моделирование в электронной образовательной среде; эффективность указанных видов занятий значительно повышается при проведении их в современных специализированных аудиториях);

- инновационные формы и технологии оценки приобретаемых компетенций (рейтинговая оценка деятельности обучаемых, компьютерное тестирование);

С целью повышения познавательной активности обучающихся, активизации самостоятельной работы в течение всего периода обучения, оценки персональных достижений, повышения эффективности использования модульной технологии обучения используется рейтинговая оценка и компьютерные оценочные тесты.

По сравнению с традиционной технологией обучения модульно-рейтинговая система обладает рядом преимуществ, к которым относятся:

- системный подход к построению курса и определению его содержания;

- обеспечение методического согласования и преемственности модулей и их внутреннего содержания;

- эффективный текущий контроль усвоения знаний обучающихся;

- выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя.

Рейтинговая оценка деятельности курсантов помимо оценки успеваемости включает в себя

такие критерии, как научная деятельность, служебная деятельность, культмассовая работа, спортивная деятельность, общественно-полезная деятельность. Она является инструментом управления образовательным процессом и представляет собой интегральную оценку качества подготовки.

Переход к модульно-рейтинговой системе позволил активизировать образовательный процесс. Модульно-рейтинговая технология обучения способствует развитию и закреплению системного подхода к изучению учебных дисциплин, формированию у курсантов и слушателей навыков самоконтроля, требовательности к себе и поставила их перед необходимостью регулярной учебной работы, что в конечном итоге способствовало росту заинтересованности в результатах обучения и повысило уровень их знаний, навыков и умений;

- информационная образовательная среда вуза (включающая локальный внутривузовский информационно-образовательный портал, внутриведомственную систему дистанционных образовательных технологий СТЕЛЛУС, а также подключение к договорной электронно-библиотечной системе в сети Интернет).

С точки зрения эффективности формирования компетенций используемые в университете в настоящее время педагогические технологии условно можно разделить на три группы:

- традиционные технологии обучения;

- квазипрофессиональные технологии;

- учебно-профессиональные технологии.

Несмотря на критику традиционных технологий обучения за невозможность с их помощью достичь достаточно полного усвоения знаний и сложность приобретения компетенций, считаем, что использование традиционных технологий необходимо на начальном этапе приобретения компетенций (на 1-3-м курсах). К традиционным технологиям обучения мы относим лекционно-семинарскую систему обучения. Вместе с тем необходимо отметить, что сегодня в университете изменились подходы к традиционной подаче учебных материалов на занятиях лекционно-семинарского типа, т.к. 80 % учебных аудиторий университета в настоящее время оборудованы мультимедийными средствами, интерактивными досками, проекторами и другими современными техническими средствами обучения. Именно поэтому лекционный фонд университета был дополнен презентационными материалами в формате Power Point по каждой преподаваемой дисциплине, а их сегодня насчитывается 657.

Квазипрофессиональные технологии и учебно-профессиональная деятельность являются более прогрессивными педагогическими технологиями, инновационными технологиями, без использования которых практически невозможно сформировать компетенции.

Квазипрофессиональные педагогические технологии включают все активные и интерактивные методы обучения, которые имитируют реальный профессиональный процесс. Среди них:

- неимитационные, неигровые технологии и методы (технология проблемного обучения, практикумы, метод проектов, кейс-метод, подготовка и защита курсовых работ).

- неимитационные, игровые технологии и методы (ролевые игры, организационно-деятельностные игры, экспертные игры, включая компьютерные игры, мозговой штурм);

- комбинированные технологии и методы (психологические и социально-психологические тренинги);

- неимитационные, неигровые технологии и методы (занятия на тренажерах);

- имитационные, игровые технологии и методы (деловые игры, ролевые игры, имитационные игры с тренажерами).

Учебно-профессиональная деятельность включает методы, наиболее приближенные к профессиональной деятельности:

- технологию формирования опыта профессиональной деятельности (все виды учебных практик, заграничная практика);

- технологию формирования научно-исследовательской деятельности обучаемых (научный семинар, НИР обучаемых, научно-исследовательская практика, научные публикации).

Для достижения наиболее высокой степени компетенций профессорско-преподавательским составом университета используются все три вида технологий. Важнейшим принципом эффективности учебного процесса является творческое сочетание методов и приемов обучения и наличие современной учебно-лабораторной базы образовательного процесса.

В настоящее время в рамках квазипрофессиональных педагогических технологий в университете разработано около 50 практикумов по административному праву и административной деятельности, уголовному процессу, криминалистическим экспертизам и исследованиям, криминалистике, судебно-экспертной деятельности, оперативно-розыскной деятельности. Кейс-метод используется кафедрой предварительного расследования, где разработаны учебные уголовные дела по всем видам преступлений.

Кафедрами университета в рамках внедрения в учебный процесс активных и интерактивных форм и методов обучения разработаны 23 сценария деловых игр, 12 контрольных экспертиз, 14 межкафедральных занятий, 5 комплексных межкафедральных учений. В целях формирования профессионально значимых качеств и закрепления навыков действий в реальной обстановке учебный процесс уже в значительной степени перешел на «полигонную подготовку», в ходе которой активно используются специализированные учебные аудитории.

Среди них - экспертно-криминалистический комплекс, включающий в себя семь лабораторий (криминалистической фотографии и видеозаписи; криминалистического исследования веществ, минералов и изделий; предварительного исследования объектов; криминалистической тактики и методики; трасологии; портретной экспертизы и судебной баллистики) и три учебные аудитории (оружиеведения, технико-криминалистического исследования документов, криминалистической техники).

В университете функционирует учебный комплекс по обеспечению безопасности на транспорте, в состав которого входят две специализированные аудитории - «Авиационной безопасности», «Обеспечения безопасности на объектах транспорта» оборудованные современными аппаратно-программными комплексами, системами видеонаблюдения, специальными техническими средствами для осуществления досмотра пассажиров.

С сентября 2012 г. в эксплуатацию введен учебный тактический городок, объединенный посредством системы видеонаблюдения со специализированными аудиториями, что позволяет отрабатывать учебные вопросы по досмотру, задержанию вооруженных преступников, освобождению заложников, обнаружению взрывных устройств в вагоне метрополитена, салоне легкового автомобиля, салоне автобуса и прилегающей территории и проводятся занятия по тактико-специальной подготовке по темам: «Тактика действий нарядов ОВД», «Действия сотрудников ОВД при обнаружении взрывных устройств», «Тактические способы действий групп оперативного построения при задержании вооруженных преступников в различных условиях», «Организация и тактика действий сил и средств ОВД по освобождению заложников». Учебный ситуационный центр действует в университете с 2011

г. Занятия, организованные в центре, позволяют моделировать деятельность органа внутренних дел, отдельных его служб и подразделений. На каждом этапе такого занятия обучаемые выступают в роли конкретного специалиста или сотрудника органов внутренних дел, принимают управленческие решения и реализуют их самостоятельно. Ситуационный центр университета используется также при управлении собственными силами и средствами для решения самого широкого круга служебных задач.

Мониторинговый центр введен в эксплуатацию в октябре 2012 г. Внедрение мониторингового центра в учебный процесс позволило курсантам и слушателям университета получить практические навыки в общении с гражданами города, вникать в их нужды, решать различного вида проблемные вопросы и находить пути решения как в личных вопросах граждан, так и при решении задач правоохранительной деятельности. В принципе любой житель города сможет изложить свою проблему и получить доступную информацию по ее решению. В конечном итоге решается задача обучения работе с населением, оказанию социальной помощи гражданам со стороны сотрудников ОВД. Центр подключен к аналогичному Городскому мониторинговому центру, что позволяет решать также практические задачи по охране общественного порядка, используя возможность получения, снятия и накопления информации для последующего ее анализа и принятия решений по конкретным происшествиям в зоне наблюдения, тем самым оказывая помощь органам внутренних дел в раскрытии преступлений, в экспертной оценке состояния оперативной обстановки, в разработке предложений по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по нормализации оперативной обстановки.

Учебный «Зал судебных заседаний» позволяет организовывать интерактивные занятия с курсантами по дисциплинам «уголовное и гражданское право», в ходе которых отрабатывается взаимодействие участников судебного процесса, действия председательствующего в подготовительной части судебного разбирательства, суда и участников процесса в судебном действии и судебных прениях. В ходе занятий курсанты непосредственно выступают в судебном процессе в качестве обвинителя, защитника, судьи, подсудимого, потерпевшего, а также иных участников уголовного процесса, что позволяет сформировать их представление о роли каждого участника в судебном процессе. Созданный в университете учебный «Зал судебных заседаний» обеспечивает возможность соединения с залами судебных заседаний Федерального суда Красносельского района Санкт-Петербурга в режиме реального времени, позволяя моделировать судебные процессы по различным уголовным и гражданским делам в игровой (имитационной) форме, приближенной к реальной обстановке в статике и динамике.

Активные формы обучения используются при привитии навыков применения огнестрельного оружия на базе интерактивных тиров университета. Всего в университете имеется четыре интерактивных тира типа «Рубин» на объекте по адресу ул. Летчика Пилютова, д. 1, один боевой тир на объекте ул. Аврова, д. 33, и 1 интерактивный боевой тир в УЦ «Сосново», который не имеет аналогов в Северо-Западном регионе и позволяет отрабатывать навыки применения оружия с моделированием реальных условий профессиональной деятельности, приближенных к экстремальным.

Психологическими кафедрами университета (общей психологии, юридической психологии, педагогики и социальной психологии) разработаны психологические и социально-психологические тренинги, которые проводятся в Центре психологической подготовки и регуляции, функционирующем в университете с 2010 г. и оборудованном современной аппаратурой с учетом последних научных исследований и практических разработок в области психологического обеспечения. В центре оказывается необходимая психологическая помощь и поддержка курсантам и сотрудникам университета. Имеющееся оборудование используется для отбора кандидатов на учебу, подготовки нарядов и водительского состава к несению службы, определения психологического состояния курсантов и слушателей. Занятия, проводимые в специализированных аудиториях, обеспечивают реализацию такого важного дидактического принципа, как наглядность, и позволяют развить у обучаемых самостоятельность в принятии решений.

И, наконец, решить проблемы современного образования невозможно без использования информационных технологий. В высшем учебном заведении информационные технологии являются не только обучающими средствами, но и вспомогательным средством управления вузом. Автоматизированные системы управления вузом позволяют моделировать, анализировать и контролировать учебный процесс, упрощают использование модульно-рейтинговой системы оценки деятельности курсантов и слушателей. Активное применение информационных технологий позволяет вузу подняться на совершенно новый качественный уровень.

Сфера внедрения современных информационных технологий в вузе достаточно широка, и их возможности постоянно расширяются. В Санкт-Петербургском университете МВД России, как и во многих других вузах, основными направлениями информатизации являются:

- планирование мероприятий образовательного характера;

- подготовка и проведение всех видов занятий, в т.ч. и самостоятельной подготовки;

- обеспечение научной деятельности вуза;

- информационное обеспечение учебного процесса.

В университете активно используются возможности дистанционных образовательных технологий (на сегодняшний день разработаны электронные кейсы с учебно-методическим обеспечением дисциплин для слушателей факультета заочного обучения; разработаны учебные материалы для организации занятий во внутриведомственной системе дистанционных образовательных технологий (СДОТ) по программам переподготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД без отрыва от служебной деятельности; организованы занятий в системе служебной профессиональной подготовки, проводимые на основе видеоконференцсвязи).

Для повышения эффективности образовательного процесса в рамках Программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» университет подключен к ЕИТКС ОВД по волоконно-оптическому каналу связи. Управляемый доступ к ЕИТКС возможен из 5 компьютерных классов (с общим числом 85 посадочных мест). В учебном процессе университета задействованы 25 стационарных и 2 мобильных компьютерных класса. Организовано подключение центральной площадки университета и четырех территориально удаленных учебных площадок по волоконно-оптическому каналу к сети Интернет (возможен управляемый доступ в сеть Интернет из 8 компьютерных классов, читальных залов библиотек университета и рабочих станций компьютерной сети).

Применение современного компьютерного и телекоммуникационного оборудования, развертывание аппаратно-программного комплекса «Стеллус», а также создание Информационно-образовательного центра университета позволило проводить в университете занятия с использованием сетевых дистанционных образовательных технологий. Все электронные образовательные ресурсы размещены в единой информационно-образовательной среде и образуют банк данных, к которому имеют постоянный доступ обучающиеся и сотрудники университета, что обеспечивается круглосуточным режимом работы серверного оборудования и сенсорных информационных киосков. В режиме видеоконференцсвязи активно проводятся семинары, конференции, деловые игры.

В рамках ЕИТКС в настоящее время сотрудники университета совместно с сотрудниками ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области принимают участие в занятиях, организованных ДГСК МВД России с использованием дистанционных образовательных технологий в режиме видеоконференцсвязи.

Кроме того, для обучения слушателей факультета заочного обучения применяются кейсовые технологии дистанционного обучения. По всем дисциплинам подготовлены электронные учебно-методические комплексы.

Использование дистанционных образовательных технологий позволяет организовать обучение сотрудников без отрыва от места основной службы, улучшить самостоятельную работу и тем самым повысить качество образования.

В учебный процесс университета внедрена и успешно функционирует разработанная кафедрой специальных информационных систем университета специализированная информационная программа «Компьютерная система тестирования», позволяющая создавать тестовые оценочные материалы рядовому преподавателю, не имеющему специального профессионального образования в области информационных технологий. Одной из форм действенного контроля остаточных знаний у обучаемых является дистанционное тестирование, организованное ДГСК МВД России и Министерством образования и науки РФ. (В 2012/2013 уч. году компьютерное тестирование по тестам ДГСК МВД России прошли 13 учебных взводов в количестве 362 чел.; по тестам Минобрнауки РФ - 11 учебных взводов в количестве 265 чел.). Дистанционное компьютерное тестирование повышает мотивацию обучающихся к качественному освоению основной образовательной программы и стимулирует регулярную самостоятельную работу.

В целях формирования единого банка электронных образовательных ресурсов в университете создан «Информационно-образовательный центр», который представляет собой единый комплекс аппаратно-программных средств доступа к информационным ресурсам на базе общей библиотеки и информационного центра университета.

Информационный портал центра структурирован по разделам учебно-методической, научно-исследовательской, редакционно-издательской деятельности, информационно-справочным материалам и содержит полнотекстовые электронные материалы по направлениям образовательной деятельности университета. Для посетителей читального зала библиотеки в информационно-образовательном центре развернуты 18 пользовательских рабочих мест и рабочее место администратора автоматизированной системы. Доступ к ресурсам информационно-образовательного центра возможен также с рабочих станций компьютерной сети и компьютерных классов университета (боле 300 рабочих станций), а также с удаленных учебных площадок.

Университет на основе заключенных договоров подключен к электронно-библиотечным системам «Книгафонд» и «Инфра-М», что позволяет курсанта и слушателям университета иметь постоянный доступ через Интернет к образовательным ресурсам данных систем. Вузовский узел электронной библиотеки представлен аппаратно-программным комплексом «Ирбис-64» с интерфейсным модулем внешнего обмена данными через сеть интернет. Библиотечная база включает в данный момент библиографические записи всех поступлений литературы, начиная с января 2003 г.

Значительная работа проведена коллективом университета в части совершенствования учебно-профессиональной образовательной технологии (практики стажировки, практическая составляющая образовательного процесса). В этих целях налажено эффективное взаимодействие с законодательными и исполнительными органами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, что обеспечило совместное рассмотрение наиболее актуальных вопросов борьбы с преступностью.

Тесное сотрудничество, установившееся за последние годы со службами и подразделениями ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, позволило реализовать целый комплекс мер, направленных на усиление практической направленности и повышения эффективности образовательного процесса:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организовать дополнительные суточные практики курсантов университета в составе следственно-оперативных групп в дежурных частях ОВД;

- закрепить факультеты и кафедры университета за отраслевыми службами ГУ МВД России по г. СПб и ЛО в соответствии с профилем обучения курсантов и слушателей. Около 30% практических занятий проводятся в подразделениях и службах ГУ МВД России по г. СПб и ЛО, т.е. там, где обучаемым в будущем предстоит выполнять служебные обязанности;

- на время прохождения практик и стажировок внедрить институт наставничества, позволяющий повысить персональную ответственность со стороны сотрудников органов внутренних дел за качество выполнения программ практик (в соответствии с договором об организации практик, заключенным с ГУ МВД России по г. СПб и ЛО, за каждым курсантом и слушателем закрепляется наставник из числа практических работников ОВД);

- проводить стажировки профессорско-преподавательского состава в качестве дублеров руководителей служб и подразделений органов внутренних дел в соответствии со специализацией кафедр (в 2012/2013 учебном году прошли стажировку 84 преподавателя (совместный приказ от 5.03.2012 №122/88);

- укрепить профессорско-преподавательский корпус университета сотрудниками ОВД (в 2012/2013 учебном году на условиях совместительства и в качестве методических руководителей учебных практик курсантов и слушателей привлекалось 90 практических работников; отобраны и назначены на должности профессорско-преподавательского состава - 55 человек; сформирован резерв из числа наиболее опытных практических работников по профилю их профессиональной деятельности в количестве 82 человека для назначения на должности профессорско-преподавательского состава кафедр);

- оптимизировать отбор кандидатов на должности профессорско-преподавательского состава. При приеме на преподавательскую работу отдавать предпочтение кандидатам, имеющим, как правило, ученую степень (ученое звание) и опыт службы в ОВД (совместно с УРЛС ГУ МВД России по г. СПб и ЛО ежегодно отрабатывается список сотрудников ОВД, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, для формирования резерва выдвижения на должности профессорско-преподавательского состава);

- совершенствовать обратную связь с практическими органами внутренних дел по вопросу улучшения качества подготовки выпускников университета.

Встречной формой взаимодействия является повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников органов внутренних дел и иностранных специалистов по 17 категориям подготовки, в практических занятиях с которыми принимают активное участие наиболее подготовленные сотрудники ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

На базе университета систематически проводятся занятия в локальной внутриведомственной сети ЕИТКС для сотрудников ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и сотрудников университета. Так, только в 2012/2013 учебном году было организовано 28 занятий с общим числом участников 244 человека.

Одной их форм взаимодействия с практическими органами внутренних дел является ежегодное участие руководства ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в учебно-методических сборах руководящего и профессорско-преподавательского состава. В 2013 г. такой сбор был проведен с 10 по 12 января на тему: «Организация профессиональной подготовки в условиях совершенствования кадровой политики МВД».

Ежегодно в рамках сборов проводятся командно-штабные учения, на которые привлекается весь руководящий и начальствующий состав университета. Для качественной отработки учебных вопросов задействуются опытные работники профильных подразделений и служб ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В этом году в рамках сборов была проведена организационно-управленческая деловая игра, в которой принял участие весь личный состав университета, а также приглашенные практические работники ГУ МВД России по г. СПб и ЛО. В ходе игры были разработаны предложения по совершенствованию образовательного процесса в университете и расширению направлений взаимодействия университета с практическими органами внутренних дел.

Таким образом, широкое внедрение инноваций в образовательный процесс университета позволило осуществлять проведение занятий в условиях, приближенных к выполнению служебных задач, существенно повысило практическую направленность в обучении, оказало положительное влияние на процесс формирования компетенций и, соответственно, повысило качество подготовки специалистов для органов внутренних дел.

Высокий научно-педагогический потенциал вуза, его методическое и материально-техническое обеспечение способствуют успешному решению задач по обеспечению качественной подготовки обучаемых по всем реализуемым в университете образовательным программам.

Список литературы

1. Кузнецов, В. С., Кузнецова, В. А., Сенашенко, В. С. О некоторых проблемах развития и функционирования отечественной высшей школы // Вестник высшей школы. - 2011. - № 3.

2. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение : монография. - Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

3. Афанасьева, Т. П., Караваева, Е. В., Канукоева ,А. Ш., Лазарев, В. С., Немова, Т. В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. Сер. «Инновационный университет». - М.: Издательство Московского университета, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.