Научная статья на тему 'Практическая направленность обучения: состояние и пути совершенствования'

Практическая направленность обучения: состояние и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3935
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическая направленность обучения: состояние и пути совершенствования»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

О главном

В.А. Кудин*

Практическая направленность обучения: состояние и пути совершенствования

Проблема, о которой хотелось бы сегодня сказать, актуальна для нас всех. Разрыв между наукой, теорией и практикой - проблема не только нашего вуза, но и нашего времени. Пословице «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» почти две сотни лет, а говорит она именно об этом.

Эта проблема затрагивает в том числе и органы внутренних ОВД, о чем говорилось в выступлении Министра внутренних дел Российской Федерации Р.Г Нургалиева на учебнометодическом сборе руководителей образовательных учреждений МВД России в Казани в марте

2007 года. Министр прямо указал на низкую практическую отдачу научных исследований, а зачастую и полную непригодность их результатов для нужд органов внутренних дел.

Оценим масштабы этой проблемы, свои ресурсы и свои возможности.

Сначала поговорим о наших выпускниках.

Предполагается, что Университет, принимая по заявкам комплектующих организаций установленное планом набора число абитуриентов, за пять лет обучения готовит их них высококлассных специалистов, которые, возвращаясь в свои подразделения, с первого дня должны активно включаться в работу и обеспечивать выполнение возложенных на них обязанностей на высоком профессиональном уровне.

Однако реальное положение дел не во всем совпадает с идеальной картиной. Об этом шла речь на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета МВД России 25 ноября

2008 г., которое было посвящено взаимодействию Санкт-Петербургского университета МВД России и ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по вопросам усиления практической составляющей подготовки кадров для органов внутренних дел. Одним из докладчиков по этому вопросу был заместитель начальника ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области -начальник управления по работе с личным составом полковник милиции В.Н. Борин.

В течение 2008 года некомплект личного состава в ГУВД снизился и достиг наименьшего уровня за последние пять лет. Более полутора тысяч сотрудников ГУВД продолжают обучение в учебных заведениях МВД России, в основном - в Санкт-Петербургском университете МВД России. Почти всегда при рассмотрении в ГУВД вопросов работы с кадрами отмечается, что в первую очередь именно Санкт-Петербургский университет МВД России является основным источником комплектования квалифицированными и профессиональными специалистами.

Это не может не радовать.

Было также отмечено, что благодаря учебным заведениям МВД России практически половина сотрудников ГУВД из числа среднего и старшего начальствующего состава имеют высшее или среднее специальное юридическое образование. Мы можем гордиться тем, что имеем к этому самое непосредственное отношение.

* Начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, генерал-лейтенант милиции.

Члены Ученого совета говорили о том, что при анализе качества подготовленности выпускников к самостоятельной работе особое внимание следует обращать на необходимость усиления практической составляющей в обучении.

Это общая проблема и для нас, и для комплектующих организаций. Хотелось бы, чтобы курсанты на протяжении всего учебного процесса чувствовали себя частью общей системы. Главное преимущество вуза МВД России перед гражданскими вузами в том, что «на землю» приходят выпускники, имеющие необходимую теоретическую и определенную практическую подготовку, достаточную для самостоятельной работы следователями, дознавателями, оперуполномоченными. Вместе с тем, в организации подготовки сотрудников в образовательных учреждениях МВД России, в том числе и в нашем вузе, имеется ряд нерешенных вопросов.

Не так давно были проведены два социологических мини-исследования: анкетирование участников слета молодых специалистов в сентябре текущего года и опрос их руководителей месяцем позже.

Вот так ответили на вопросы анкеты молодые специалисты:

До поступления в учебное заведение служили в милиции только 10% опрошенных.

По специальности, полученной в учебном заведении, работает 70% участников слета.

На вопрос «Довольны ли Вы тем, что выбрали службу в милиции?» ответили положительно 63% респондентов, отрицательно - 12%, затруднились ответить - 25%.

На то, что их представления о буднях милицейской службы оправдались полностью, указали 27% участников опроса, частично - 69%, не оправдались совсем - 4%.

Ответы на вопрос «Насколько эффективно, по Вашему мнению, используются в работе Ваши знания и потенциальные возможности?» распределились следующим образом: максимально - 13%; достаточно эффективно - 67%; недостаточно эффективно - 19%; не используются совсем - 1%.

Своей работой удовлетворены 60%, не удовлетворены - 12%, затруднились ответить - 28%.

Хотят сменить место работы 24%, нет - 49%, затруднились ответить - 27%.

Руководители молодых специалистов выставили им (а я бы добавил - «и нашему вузу». -В.К.) следующие отметки:

- теоретическая подготовка - 3,6 балла;

- практическая подготовка - 3,5 балла;

- эффективность деятельности в простых и типичных условиях - 3,6 балла;

- эффективность деятельности в сложных и нетипичных ситуациях - 3,4 балла;

- владение огнестрельным оружием 3,7 балла;

- физическая подготовленность 3,8 балла;

Профессиональная компетентность по всем позициям также оценивается не выше 3,5 балла.

Служебно-профессиональная направленность оценена на 4 балла.

В общем, «троечники». Крепкие - но «троечники»! Общий средний балл - 3,6...

Членам Ученого совета было не совсем приятно слышать такую оценку качества подготовки в вузе, но обижаться не на кого: это реальная оценка подготовки наших выпускников.

Что же означает эта «крепкая тройка»? А означает она то, что дипломированный специалист, вооруженный новейшими знаниями, обученный лучшими специалистами по самым современным методикам, практически не подготовлен к реальной работе. И что ту работу, которую должны были выполнить мы с вами, профессорами и доцентами, кандидатами и докторами наук, будут доделывать наши же выпускники, пусть не имеющие ученых степеней и званий, но обладающие чем-то куда более ценным - практическим опытом.

В советские еще времена была популярной одна сатирическая миниатюра о молодом специалисте.

Первое, что услышал недавний абитуриент на лекции в институте, была фраза: «Забудьте все, чему вас учили в школе.» Через пять лет первое, что услышал молодой специалист, придя на производство, была фраза: «Забудьте все, чему вас учили в институте.»

Смешно. Похоже. Но все это означает одно: значительно увеличивается время адаптации молодого специалиста в подразделении, на его «до-» и «переучивание» расходуется дополнительное время, людские, финансовые и технические ресурсы, нервы, в конце концов. Во время адаптации выпускник совершает ошибки, иногда «глупые», которые снижают его авторитет, создают превратное впечатление о его способностях, а их исправление снова требует времени, ресурсов. И «дотягивать» выпускника хотя бы до «четверочки», доделывать то, на что оказался неспособным целый коллектив профессиональных педагогов и специалистов, приходится одному-двум его более опытным коллегам и руководителям, которые ждали от выпускника помощи, а вовсе не дополнительной обузы.

Сколько же времени длится «переучивание»? Ответ на этот вопрос прозвучал в том же выступлении: «Прибывших в подразделения выпускников в течение 1-2-х лет приходится обучать практическим навыкам при выполнении оперативно-служебных задач». Вдумайтесь, коллеги! После обучения у нас выпускник должен учиться еще два года. Это слишком много, это слишком низкая оценка нашей преподавательской работы.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Были приведены также данные о том, что наиболее высоко выпускники оценивают развитие вузом навыков по специальности, далее идет межличностная коммуникация и работа в команде, ниже всего было оценено использование современных технологий в процессе обучения. Это говорит о необходимости применения в учебном процессе самого современного оборудования и техники, в том числе специальной техники, транспортных средств и средств информатизации и связи, которые используются в настоящее время в службах и подразделениях ОВД.

Вероятно, в какой-то степени так оно и есть, но. Но это - выпускники предыдущих лет. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Сегодня в Университете закупаются и устанавливаются современные технические средства, о чем я подробно скажу ниже. Замечания эти нам известны и учтены нами в разработанной нашими специалистами Концепции информатизации вуза.

Сегодня мы прекрасно понимаем, насколько острой проблемой является слабая практическая подготовка выпускников учебных заведений МВД России, что отрыв науки от практики продолжает оставаться хронической болезнью. Одной из серьезных мер для ее решения стал приказ начальника ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 1117 от 17 июля, которым реализованы наши совместные предложения о закреплении отраслевых служб Главка за факультетами учебного заведения по профилю обучения и привлечения специалистов служб ГУВД и горрайорганов внутренних дел для проведения практических занятий в стенах учебных заведений со слушателями, начиная уже со 2-го курса. Увеличен срок стажировки слушателей учебных заведений МВД России на 4-м курсе до трех месяцев для получения ими необходимых практических навыков и закрепления каждой учебной группы за определенным отделом милиции, в котором ежедневно 2-3 курсанта после занятий могут практически познакомиться с работой дежурной части.

Со своей стороны ГУВД пообещало более требовательно подходить к руководителям, организующим стажировки со стороны Университета МВД, и практическим руководителям, проводящим стажировки курсантов и слушателей в подразделениях. Стажировки станут носить более прикладной характер, формальный подход при их проведении будет полностью исключен.

Обоюдополезной будет и организация ежегодного направления профессорско-преподавательского состава учебных заведений МВД РФ, практических кафедр для обмена опытом в горрайорганы и подразделения ОВД.

В связи с этим мы видим еще одну проблему, о которой следует сказать. Санкт-Петербургский университет МВД России в рамках научно-исследовательской деятельности приступает к разработке нормативных документов, определяющих правовой статус курсантов, проходящих стажировку в органах внутренних дел, их функциональные обязанности, возможность допуска к самостоятельному исполнению служебных обязанностей.

Известно также, что в учебных заведениях, и отчасти в нашем вузе, существует проблема подбора профессорско-преподавательских кадров, заметно обострившаяся в период реформирования системы образования.

Мы согласны с тем, что педагогические кадры образовательных учреждений МВД России -это основа процесса профессиональной социализации: профессора, доценты и преподаватели должны не только хорошо разбираться в специфике образования и быть квалифицированными преподавателями, но и иметь служебный и, что крайне важно, жизненный опыт.

Образование, не ограниченное сроками обучения и стенами учебных заведений, приобретает черты жизненно необходимой потребности или процесса развития личности в течение всего периода социальной активности, а сама жизнь человека приобретает черты непрерывного образовательного процесса, было отмечено на заседании Ученого совета.

Непрерывность процесса образования, по нашему мнению, возможна лишь при условии наличия фундаментальных знаний, полученных в стенах вуза МВД России. Эти знания являются для курсанта необходимой базой, чтобы правильно понимать и оперативно решать практические задачи, возникающие в повседневной работе сотрудника органов внутренних дел. Решение всех этих вопросов позволит улучшить подготовленность выпускников к работе «на земле» и повысить ее качество.

Подготовка молодых специалистов для ОВД является государственным заказом с вытекающими из этого повышенными требованиями к предполагаемому уровню развития личности курсанта (выше, чем у гражданского специалиста). Получаемое ими профессиональное образование должно иметь более жесткие требования к уровню подготовки и развитию личности в силу государственной важности задач, возложенных на органы внутренних дел. Ведь наши образовательные учреждения готовят не просто специалистов, но государственных служащих с высокой степенью социальной ответственности, подлинных защитников прав и интересов гражданина и государства.

Безусловно, замечания, высказанные в наш адрес, были справедливыми. Это хороший повод, чтобы задуматься над тем, как исправить существующее положение, какими резервами и возможностями мы обладаем для этого.

Если брать кадровую ситуацию в целом, необходимо сказать, что в предшествующее десятилетие образовательные учреждения МВД России выполнили основную для того периода задачу

- насыщение ОВД достаточным количеством кадров со средним и высшим профессиональным

образованием. Однако, если наши выпускники обладают неплохими теоретическими знаниями, то их практическая подготовка, как отмечалось выше, современным требованиям не отвечает не во всем. Отзывы с мест свидетельствуют, что многие выпускники не владеют в достаточной степени практическими навыками и умениями, бывает, теряются в сложных ситуациях, не всегда готовы к борьбе с новыми видами преступлений, не умеют качественно работать с населением и СМИ, не очень твердо знают нормативную правовую базу.

Среди причин такого положения дел можно назвать недоработки преподавателей, недостаточную подготовку отдельных из них, издержки в отборе кандидатов на учебу, в значительной мере устаревшие учебно-методические фонды и методики обучения, не слишком уверенное внедрение новых образовательных технологий. Зачастую отсутствует систематической обратная связь с выпускниками, которая позволила бы своевременно вносить коррективы в образовательный процесс. Но, на наш взгляд, главное, что мешает перейти на качественно новый уровень подготовки кадров -это существующие пробелы в практической направленности обучения.

Практическая направленность обучения курсантов и слушателей

В интересах повышения практической направленности обучения курсантов и слушателей нами разработан и реализуется соответствующий план, основанный на тесном взаимодействии Университета с ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В январе 2008 г. совместно с ГУВД был проведен учебно-методический сбор «Актуальные проблемы подготовки кадров для органов внутренних дел и обеспечения практической направленности образовательного процесса», в котором впервые все руководители Главка приняли участие и выступили с конкретными предложениями. На их основе был подготовлен план совместной работы, предусматривающий:

- издание совместного приказа о закреплении отраслевых служб ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области за факультетами Университета по профилю обучения;

- создание филиалов выпускающих кафедр в профильных подразделениях ГУВД;

- определение базовых подразделений и служб для прохождения стажировок ППС в качестве дублеров руководителей различного уровня;

- приближение практического обучения к реальным условиям деятельности ОВД;

- повышение результативности учебных практик курсантов и слушателей, в том числе в ходе дополнительных стажировок в составе следственно-оперативных групп и дежурных частей ОВД;

- создание условий практическим работникам органов внутренних дел для участия в проведении занятий (в том числе на профессорских и доцентских должностях) и научноисследовательской работе;

- участие руководителей органов внутренних дел в работе Ученого совета и оперативного совещания при начальнике Университета, в профессионально-нравственном воспитании курсантов и слушателей;

- совершенствование обратной связи в целях корректировки содержания рабочих учебных планов, а также адаптации к службе и закрепления выпускников в органах внутренних дел (на основе получения анкет, отзывов, характеристик на выпускников и встреч с руководителями ОВД);

- определение потребностей органов внутренних дел в специалистах различных профессий и профиля подготовки (прогнозирование);

- совершенствование профессионального отбора кандидатов на учебу в вуз, предусматривающее более качественное изучение абитуриентов с использованием полиграфа и прохождение тест-контроля на употребление наркотических веществ.

Этот план также определяет основные формы реализации практической направленности образовательного процесса. Среди них:

- ориентация теоретического обучения на реальные условия функционирования органов внутренних дел;

- увеличение объема практических занятий по специальностям;

- привлечение к учебному процессу руководителей практических подразделений;

- совершенствование материально-технической базы практического обучения;

- компьютеризация учебного процесса.

В 2007-2008 учебном году мы довели количество компьютерных классов до 20, задействовали в учебном процессе 463 новейших компьютеров из 688, имеющихся в Университете, обеспечили доступ к Интернету со 128 компьютеров, 311 компьютеров - в локальных сетях. В читальном зале библиотеки создан информационно-образовательный центр на 19 рабочих мест, 80% аудиторного фонда оснащено мультимедийным и телекоммуникационным оборудованием, развернуто 4 интерактивных тира и 6 криминалистических полигонов, оборудован конференц-зал на 60 рабочих мест.

Переработаны тематические планы, в которые включены дополнительные темы по противодействию современным видам преступлений (терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, новые схемы экономических преступлений, коррупционные проявления,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

использование преступными элементами высоких информационных технологий, ксенофобия, этническая рознь и пр.).

Сегодня количество практических занятий в вузе составляет 55% от общего их объема, при этом более 20% занятий проводится на базе подразделений и служб ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с привлечением сотрудников органов внутренних дел.

На основе изучения деятельности выпускников нами введены специальные курсы, перераспределены часы в пользу изучения наиболее актуальных тем, усовершенствована методика проведения занятий. По каждой профильной дисциплине курсанты и слушатели в обязательном порядке отрабатывают практикумы.

Помимо проведения традиционных учебных практик, с начала нового учебного года на старших курсах запланировано проведение дополнительной суточной практики в дежурных частях органов внутренних дел и оперативно-следственных группах.

Учебный центр «Сосново»

Качество подготовки будущих специалистов в решающей степени определяется наличием у вуза современной учебно-материальной базы, в т.ч. учебного центра. Университет располагает загородным учебным центром, расположенным в Ленинградской области (пос. Сосново).

В предыдущие годы учебный центр использовался всего два месяца в год, и лишь для первоначальной профессиональной подготовки курсантов первых курсов. Благодаря проведенной полтора года назад реконструкции и модернизации его учебно-материальной базы (произведен текущий и капитальный ремонт зданий и помещений общей площадью 1520 кв. метров, перераспределены общие и учебные площади, введены в строй 6 учебных аудиторий, 4 специализированных, 2 компьютерных класса, полностью обновлена система жизнеобеспечения, реконструированы спортивный городок, созданы специализированные полигоны, оборудован интерактивный тир и пр.), мы получили возможность осуществлять практическую подготовку курсантов и слушателей в течение всего учебного года. Именно там мы проводим значительную часть учений, практических занятий по тактико-специальной и огневой подготовке, специальным дисциплинам.

Профессорско-преп одавател ьский состав

Справедливые замечания практиков о недостаточной практической (да и теоретической) подготовке наших выпускников - во многом «заслуга» профессорско-преподавательского состава. Проведенные нами исследования показывают, что часть преподавателей недостаточно знает действующее законодательство, не принимает активного участия в обновлении учебно-методической базы, нетвердо владеет новыми обучающими технологиями, не знает содержания деятельности органов внутренних дел. Нередки случаи, когда профильные дисциплины преподаются преподавателями -выпускниками адъюнктуры и докторантуры, не имеющими опыта работы, знающими о предмете только по учебникам, что негативно сказывается на качестве образовательного процесса.

В связи с этим в Университете предприняты следующие меры:

- проработан вопрос с ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области об организации месячной стажировки ППС в качестве дублеров руководителей различных подразделений и служб территориальных органов внутренних дел;

- издан сборник локальных нормативных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса;

- в рамках проводимых в Университете курсов повышения квалификации ППС проведено обучение использованию в учебном процессе электронных обучающих программ и мультимедийных технологий (в период с января по июнь 2008 г. проведено два сбора, в которых приняли участие 123 преподавателя).

- внесены коррективы в процесс отбора кандидатов на учебу в адъюнктуре и докторантуре. Теперь он ориентирован на лиц, имеющих опыт практической работы в органах внутренних дел не менее двух лет и склонных к научно-исследовательской и педагогической деятельности. При приеме на преподавательскую работу отдается предпочтение кандидатам, имеющим опыт службы в ОВД;

- составлен и реализуется график переработки фондовых лекций. В их лицензировании принимают участие практические работники.

Наука

В Университете налажена система проведения мониторинга участия кафедр и профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательской работе. Он показал, что отдельные преподаватели не участвуют научной деятельности Университета, а результаты ряда исследований далеки от потребностей практики.

В целях повышения практической направленности исследований усилен спрос с преподавателей, пересмотрена тематика научных исследований и составы авторских коллективов. В них включены практические работники. Участие в научно-исследовательской работе стало одним из основных критериев при выдвижении на вышестоящую должность, получении ученых званий. В вузе разработаны Положение о научных школах и Положение о грантах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью устранения недостатков в деятельности диссертационных советов был проведен анализ их работы. По согласованию с ДКО МВД России пересмотрен состав председателей советов, их заместителей, ученых секретарей и членов. Осуществлены обновление и перерегистрация диссертационных советов. Темы, не соответствующие основным направлениям деятельности ОВД и ВВ МВД России, сняты с рассмотрения. Были реализованы и другие мероприятия, направленные на повышение качества диссертационных исследований. В результате принятых мер количество диссертационных работ сократилось, но зато выросло их качество.

В результате улучшения взаимодействия с научно-практическими секциями МВД-УВД, УВДТ повысилась результативность выполняемых научно-исследовательских работ.

Вопросы практической отдачи, внедрения и авторского сопровождения выполняемых научных исследований регулярно рассматриваются на Ученом совете Университета.

Существенный вклад вуз вносит и в научное обеспечение некоторых направлений деятельности органов государственной власти, участвует в разработке федеральных законопроектов. В настоящее время по поручению Правительства города проводится работа по подготовке Целевых программ «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» и «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту» на 2009-2012 гг.

Работа с населением и СМИ

С целью привития обучаемым навыков и умений профилактической работы, общения с различными категориями населения и представителями СМИ мы используем:

- участие в службе по обеспечению важных международных, государственно-политических, общественно-массовых и спортивных мероприятий (только в этом учебном году личный состав Университета 18 раз привлекался к обеспечению общественного порядка в период организации и проведения подобного рода мероприятий);

- проведение занятий с курсантами и слушателями, участвующими в охране общественного порядка, по методике общения с различными категориями населения;

- участие в работе созданной в Университете юридической клиники, юридических консультаций, дежурных служб «02» и «Телефон доверия»;

- участие в профориентации молодежи и профессиональном отборе (курсанты факультета по подготовке психологов привлекаются для оказания помощи приемной комиссии для изучения индивидуально-психологических качеств абитуриентов).

Университетом проведены два совещания с представителями СМИ города и области, в которых приняли участие 23 журналиста. В результате появился ряд положительных публикаций, радио- и телепередач о службе в милиции и учебе в нашем вузе.

В интересах выполнения решения февральской (2008 г.) коллегии МВД России в части, касающейся улучшения работы сотрудников ОВД с населением, в новом учебном году Университет готов приступить к подготовке специалистов по специальностям: «Управление персоналом», «Организация работы с молодежью», «Связь с общественностью».

Создание факультета милиции общественной безопасности

Охрана общественного порядка в таком крупном мегаполисе, как Санкт-Петербург, требует от сотрудников милиции общественной безопасности (а это 7 0% личного состава всей милиции города) особой практической подготовки. По ходатайству губернатора города В.И. Матвиенко МВД России приняло решение о создании в нашем Университете факультета по подготовке сотрудников милиции общественной безопасности непосредственно для Санкт-Петербурга.

На этом факультете планируется осуществлять подготовку:

- участковых уполномоченных милиции;

- государственных инспекторов по безопасности дорожного движения;

- сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;

- инспекторов по делам несовершеннолетних, в т.ч. школьных инспекторов милиции;

- сотрудников по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

- сотрудников по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

Предположительно ежегодный набор составит 60 человек.

Переход к новым образовательным стандартам и двухуровнему образованию

Университет наряду с подготовкой дипломированных специалистов для правоохранительных органов приступил к внедрению двухуровнего образования - бакалавриата магистратуры.

С нового учебного года мы начинаем подготовку бакалавров юриспруденции на факультете, созданном на базе Санкт-Петербургской специальной средней школы милиции МВД России (срок обучения 4 года, стажировка - 23-недельная учебная практика). Предусмотрено изучение дисциплин профильной направленности.

Реорганизация филиалов и кафедр

С целью оптимизации управления учебным процессом, усиления его практической составляющей и повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров в Университете проведена реорганизация филиалов и кафедр.

Во исполнение приказа МВД России от 7 мая 2008 г. № 404 Архангельская специальная средняя школа милиции реорганизована в Архангельский филиал, а Санкт-Петербургская специальная средняя школа милиции вошла в состав Университета и преобразована в факультет.

В этой связи:

- проведено укрупнение ряда кафедр, а их общее количество, с сохранением той же численности профессорско-преподавательского состава, сокращено с 44 до 38;

- часть кафедр переименована в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами и ориентацией на потребности практики.

Так, например, для системной базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для тыловых служб МВД России мы имеем возможность и предлагаем создать в Университете кафедру тылового обеспечения органов внутренних дел. Реализация нашего предложения даст возможность выйти на новый уровень обучения специалистов данного профиля.

Совершенствование материально-технической и учебно-методической базы

Подразделения Санкт-Петербургского университета МВД России размещены в 64 зданиях и сооружениях постройки 1835-1979 годов. Большинство из этих зданий и сооружений требует ремонта. Недостаток учебных площадей составляет в целом по Университету 34540 кв.м.

Для решения этих проблем подрядными организациями выполняются ремонтные работы и осуществляется перепланировка имеющихся площадей для увеличения аудиторного фонда.

За 2007 г. и первое полугодие 2008 г. проведены ремонт и перепланировка 275 помещений общей площадью 8596 кв.м. На это затрачено 98,6 млн. рублей.

Для улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса мы стремимся использовать не только бюджетные деньги и внебюджетные средства, но и помощь местных властей. Так, по нашей просьбе Правительством Санкт-Петербурга за счет сметы города выделено 30 млн. рублей, на которые осуществляется ремонт здания факультета заочного обучения. Введено в строй 16 учебных аудиторий на 480 учебных мест, 5 лекционных залов на 520 мест, 6 компьютерных классов, 1 конференц-зал - все они оснащены современным мультимедийным и телекоммуникационным оборудованием. Создан информационно-образовательный центр. Приобретено компьютеров и оргтехники на сумму 7,6 млн. руб., а с учетом поставок МВД России - на сумму 14,5 млн. руб. Приобретено и установлено 4 интерактивных тира, оборудовано 6 криминалистических полигонов.

Закуплено мебели для учебного процесса на сумму 14,2 млн. руб.

Из трех имеющихся общежитий автоматической системой противопожарной защиты оснащено одно - на сумму 3,5 млн. руб. (25%).

Проблема отрыва теории от практики, к сожалению, является общей для всей системы высшего профессионального образования системы МВД. В нашем вузе был разработан ряд предложений, позволяющих постепенно снять остроту этой проблемы, а в дальнейшем и вообще свести ее к минимуму.

Предложения Санкт-Петербургского университета МВД России

по совершенствованию практической направленности обучения

в образовательных учреждениях

1. Нормативно определить порядок и сроки прохождения стажировок профессорско-преподавательским составом вузов в территориальных органах внутренних дел.

2. Разработать механизм научно обоснованного определения и прогноза потребностей в специалистах различных специальностей и специализаций, их подготовки на текущую, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

3. Изменить штатную численность базовых университетов, академий и институтов. Ввести в штат университетов младших, главных и ведущих научных сотрудников для создания научных центров и научно-исследовательских лабораторий.

Одним из формальных признаков для кандидатов, поступающих в вуз, должно быть наличие стажа службы в ОВД не менее двух лет.

4. Нормативно закрепить обязательное наличие двухгодичного периода службы для кандидатов на поступление адъюнктуру.

5. Продолжить работу по совершенствованию в вузах внутривузовской системы управления качества образования.

6. Разработать критерии оценки практической направленности обучения в зависимости от целей, задач, специфики вуза и задач будущей оперативно-служебной деятельности выпускников.

7. Разработать механизм мониторинга системы профессионального образования и его практической направленности.

8. Для сохранения научно-педагогического потенциала вузов МВД России пересмотреть в сторону увеличения нормативы предельного возраста для ученых и педагогов.

9. В пределах разумного сократить учебное время, отводимое на лекционные занятия, при соответствующем увеличении времени, отводимом на практические занятия.

10. На выпускных курсах создавать специализированные профильные подгруппы.

11. В интересах усиления практической направленности обучения проводить не менее 50% практических занятий в структурных подразделениях и службах ОВД по месту дислокации вуза.

12. Разработать нормативное обеспечение организации взаимодействия органов внутренних дел и образовательных учреждений МВД России по вопросам профессионального отбора кандидатов на учебу, участия практических работников в учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе, проведения учебных практик, и сокращения сроков адаптации выпускников к службе.

13. Распределять выпускников вуза на должности в строгом соответствии с профилем их подготовки.

14. При назначении сотрудников на должности преподавательского состава обязательно учитывать стаж их практической работы в ОВД.

15. Принять меры к обеспечению образовательных учреждений необходимым количеством современных видов вооружения, технико-криминалистическими и специальными средствами, а также образцами специальной техники для использования в учебном процессе.

16. Создать систему обеспечения вузов нормативно-правовыми, организационнораспорядительными документами и статистической отчетностью по основным направлениям деятельности ОВД.

17. Выработать единые требования к минимуму наполнения БД СНТИ МВД России и интернет-сайтов вузов МВД России. Продолжить работу по информационному и телекоммуникационному обеспечению образовательных учреждений и ОВД.

18. Создать межвузовский электронный банк данных по централизованному материальнотехническому обеспечению образовательных учреждений.

19. В состав авторских коллективов ученых, работающих над исследованиями практической направленности, включать руководителей ОВД, сотрудников-специалистов в соответствующих сферах деятельности.

***

Если совместными усилиями профессорско-преподавательского состава вузов, практических работников и, конечно же, самих выпускников эти вопросы начнут, наконец, решаться, то молодой дипломированный специалист, придя на работу в подразделение органов внутренних дел, услышит не обидную фразу: «А теперь забудьте все, чему вас учили в университете», а совсем другую: «О, наконец-то! Мы вас заждались! Проходите в свой кабинет, ваше рабочее место ждет вас. И вместе с коллегами сразу включайтесь в работу: нам очень вас не хватало!»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.