О главном
УДК 371.17 В. А. Кудин*
О профессиональной подготовке специалистов для ОВД на основе Федеральных государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования нового поколения
Статья посвящена проблемам, возникающим в процессе перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в вузах МВД России. Автор рассматривает пути их решения на основе деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России в условиях модернизации системы органов внутренних дел.
Ключевые слова: Федеральные образовательные стандарты, основная образовательная программа, модернизация, инновации.
V.A.Kudin*. About the system of training the specialists for law-enforcement bodies based on
the FSES of the HVT of new generation. The article tells about the problems of the transition to the system of teaching on the basis of the new federal state educational standards of the higher vocational training at the IHE within the jurisdiction of the MIA of Russia .The author examines the ways of solving these problems at the Saint-Petersburg university of the MIA of Russia in the conditions of the modernization the system of Law-enforcement bodies.
Keywords: FSES — the federal state educational standard, HVT — the higher vocational training, IHE — institute of higher education, MIA - the Ministry of Internal Affairs.
Начало нового учебного года в системе ведомственного профессионального образования проходит под эгидой сразу двух крупномасштабных реформ: реформы органов внутренних дел и реформы российской системы профессионального образования, обусловленной переходом к новым Федеральным образовательным стандартам. Обе реформы в конечном итоге направлены на повышение качества образования.
Система органов внутренних дел оставалась в России неизменной в течение многих последних лет. Приведение её в соответствие с современными принципами построения и функционирования органов государственной власти стало объективно необходимым. Цель проводимых реформ — сделать так, чтобы правоохранительная система «...стала современной, более надёжной и, естественно, в большей степени ориентированной на защиту наших граждан от беззакония и коррупции», — подчеркнул Дмитрий Анатольевич Медведев на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов.
Реформирование органов внутренних дел невозможно без совершенствования, модернизации системы профессионального образования. В своем докладе на итоговой Коллегии 22 марта 2011 г. Министр внутренних дел России Р.Г. Нургалиев отметил, что «создаётся инновационная система, объединяющая образовательные и научные программы МВД России в единую цепь поэтапной подготовки — от первоначальной до повышения квалификации»1.
* Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-65. E-mail: [email protected].
* Kudin, Vasily, the head of Saint Petersburg university of Interior of Russia, awarded in dissertation, senior lecture. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
Статья поступила в редакцию 12 сентября 2011 года.
Санкт-Петербургский университет МВД России является таким многопрофильным, многоуровневым образовательным учреждением, которое реализует программы среднего, высшего, послевузовского профессионального образования, а также переподготовку и повышение квалификации.
Необходимо отметить, что оптимизация образовательной деятельности в университете в последние годы осуществлялась одновременно с модернизацией материально-технической базы вуза, повышением уровня квалификации преподавателей, внедрением современных образовательных технологий. Об этом свидетельствует достаточно высокая рейтинговая оценка университета среди юридических вузов. По результатам опроса, проведенного журналом «Город (812)» в 2010 г., университет занимает второе место среди юридических вузов города по качеству подготовки и востребованности выпускников после Санкт-Петербургского государственного университета2 .
Сегодня организация образовательного процесса основывается на новых федеральных образовательных стандартах, которые концептуально отличаются от предшествующих. В чем же их отличие?
В соответствии с Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. № 260-ФЗ российская система высшего профессионального образования перешла на реализацию новых Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО)3. Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-Ф3 утверждена структура ФГОС ВПО, которая включает в себя требования:
— к структуре основных образовательных программ, в т.ч. требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
— к условиям реализации основных образовательных программ, в т.ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
— к результатам освоения основных образовательных программ.
Этот закон уточняет также структуру основной образовательной программы высшего профессионального образования4.
В новом поколении стандартов предусмотрено дальнейшее расширение свободы вузов5. Прежде всего, новые стандарты вводят понятие компетенции. Справедливо мнение о том, что главным критерием качества профессионального образования является готовность выпускников к успешной карьере. Так, еще в 2009 г. в интервью газете «Ведомости» министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко, подводя итоги учебного года и обозначив перспективу последующего развития, уделил значительное внимание компетентностному подходу в образовании. Речь шла о необходимости «содержательных изменений образования, которые, с одной стороны, должны соответствовать требованиям развития общества, а, с другой стороны, — использовать в полной мере новые технологии. Компетентностный подход стал востребованным сегодня в гораздо большей степени. Студентам, молодым специалистам нужен не просто набор знаний, а умение их использовать»6 .
Тенденция движения от понятия «знание» к понятию «компетентность» является общемировой. Она выражается в том, что усиление познавательных начал в современной профессиональной деятельности не покрывается традиционными понятиями «знания», «умения» и «навыки». Более адекватным становится понятие «компетентность». Для современного специалиста важны не столько знания, сколько способность применять их для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и в жизни. При таком подходе знания становятся познавательной базой компетентности специалиста.
Поэтому новые стандарты ориентированы на результаты обучения, выраженные в конкретных компетенциях, т.е. произошел переход от традиционной «знаниевой» модели обучения к синергетической, направленной на «применяемость» результатов обучения.
Представление результатов образования в виде компетенций, которыми должен овладеть выпускник вуза, требует серьезной модернизации всей образовательной системы: структуры и содержания образования, условий и технологии реализации образовательного процесса, системы деятельности преподавателей, обучаемых, организаторов образования, средств и технологий оценки и аттестации умений и компетенций.
Информационно-методическое сопровождение реализации новых образовательных стандартов — приоритетное направление в деятельности руководства университета, управления учебно-методической работы. Профессорско-преподавательским составом подготовлены вузовские основные образовательные программы по всем новым направлениям подготовки. Их составной частью являются годовые графики учебного процесса, программы учебных дисциплин, программы практик. Необходимо отметить, что значительную помощь при подготовке основных образовательных программ нам оказал Московский университет МВД России (УМС по правоохранительной деятельности).
Кроме того, новые стандарты вводят понятие «модуля». Образовательные программы нового поколения — модульные. Модуль по определению, данному в стандартах, является либо частью
О главном
дисциплины, либо объединяет несколько дисциплин, курсов в один междисциплинарный блок, направленный на освоение комплекса взаимосвязанных компетенций. Достоинством модульной технологии обучения является гибкость. В случае если изменяются требования к специалисту, например, требуются специалисты с конкретной узкой специализацией, модуль можно обновить или заменить.
В университете накоплен значительный опыт использования модульной технологии в образовательном процессе. Так, с 2009 г. для курсантов первых курсов реализуется междисциплинарная блочно-модульная программа выработки навыков сотрудника патрульно-постовой службы. Курс, практически охватывающий все аспекты деятельности патрульно-постовой службы, включает 10 модулей, в частности, «Действия нарядов милиции по профилактике и предупреждению правонарушений», «Проведение опроса свидетелей, потерпевших и правонарушителей» и др. Профессорско-преподавательским составом университета разработаны рабочие тетради, которые активно используются в процессе обучения и заполняются курсантами в течение всего периода обучения по данной программе. Рабочая тетрадь представляет собой своего рода конспект по модулю, который обучаемые могут использовать в дальнейшей профессиональной деятельности. В рабочую тетрадь включены образцы заполнения служебных документов, последовательность действий в тех или иных ситуациях: при проверке документов, удостоверяющих личность; составлении словесного портрета; опросе граждан. Рабочая тетрадь выдается каждому курсанту, обучающемуся по программе. Курс изучается в загородном учебном центре, где для этого оборудованы ситуационные классы, введены в строй полоса препятствий, спортивный городок, учебные места на местности.
Основой блочно-модульной модели обучения является «должностной» принцип, который создает условия для отработки профессиональных действий, формирования профессиональных знаний и практических навыков сотрудников органов внутренних дел, необходимых для эффективного выполнения своих служебных обязанностей в повседневных и чрезвычайных обстоятельствах.
Внедрение блочно-модульной технологии позволило повысить практическую направленность в обучении и активизировать познавательную деятельность обучаемых.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В настоящее время данные виды занятий используются, но новый образовательный устанавливает достаточно высокую планку удельного веса занятий, проводимых в активной и интерактивной формах.
В этой связи одной из основных задач, стоящих перед профессорско-преподавательским составом университета, является увеличение доли занятий, проводимых с использованием интерактивных форм, до 30 %, с одновременным сокращением занятий лекционного типа до 40 %.
В целях повышения эффективности реализации требований Федеральных образовательных стандартов в 2011/2012 учебном году организована деятельность «Школы инноваций», которая объединяет руководителей предметно-методических секций кафедр для оказания помощи преподавателям в проведении активных и интерактивных форм занятий, в подготовке качественных тестовых оценочных материалов, а также в совершенствовании образовательных программ в целом.
Необходимо отметить, что внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс нашего университета осуществляется через уже сложившуюся систему обучения, не противоречащую новым идеям. Базой для достижения этой цели, кроме вышеупомянутой блочно-модульной технологии обучения, являются рейтинговая система оценки деятельности обучаемых и преподавателей, а также усиление практической составляющей образовательных программ. С этой целью:
— в рабочих учебных планах университета увеличено количество практических занятий с 40 % до 60 % с привлечением для их проведения практических сотрудников органов внутренних дел;
— на основании совместного приказа начальника университета и начальника ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области курсанты дополнительно проходят суточные практики в составе следственно-оперативных групп, в дежурных частях ОВД;
— в рабочие учебные и тематические планы включены практикумы, сквозные задачи, контрольные экспертизы, которые выполняются курсантами за счет времени, отводимого на изучение данной дисциплины в часы самостоятельной подготовки;
— организованы стажировки профессорско-преподавательского состава в качестве дублеров руководителей служб и подразделений территориальных органов внутренних дел в соответствии со специализацией кафедр;
— профессорско-преподавательский корпус университета укреплен практическими сотрудниками ОВД.
С точки зрения компетентностного подхода, усиление практической составляющей обучения можно рассматривать еще и как важный фактор активизации личности в процессе обучения. Кроме того, в процессе практической деятельности в значительной мере формируется личность обучающегося. Очевидно, что вопросы содержания и организации практики курсантов в органах внутренних в современных условиях приобретают важнейшее значение. Именно поэтому особое
внимание нами уделяется институту наставничества, когда на время прохождения практики или стажировки за каждым курсантом закрепляется наставник из числа сотрудников ОВД, что позволяет повысить персональную ответственность со стороны сотрудников органов внутренних дел за качество выполнения программ практик. Все это направлено на совершенствование профессионализма выпускников.
Еще одной особенностью, в соответствии с новыми образовательными стандартами, является ответственность вуза за воспитательный компонент учебного процесса. Важно отметить, что в условиях реформирования системы органов внутренних дел воспитание личности полицейского приобретает важнейшее значение. Воспитательный процесс в университете строится в соответствии с утвержденной на заседании ученого совета Концепцией развития воспитательной работы в Санкт-Петербургском университете МВД России на период 2011-2015 гг. Университетом разработаны Программа воспитательной работы с курсантами и слушателями университета на весь период обучения, Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений МВД России.
Важное значение в вузе придается формированию устойчивой социокультурной среды, созданию условий, необходимых для всестороннего развития личности. Курсанты, слушатели, студенты участвуют в работе общественных организаций, спортивных, творческих кружков, научного общества, что позволяет развивать самоуправление обучающихся в вузе.
Федеральным государственным образовательным стандартом определен перечень обязательных компетенций для выпускников разных специальностей. В части стандарта «Требования к результатам освоения основных образовательных программ» обозначено, какими общекультурными и профессиональными компетенциями должен обладать выпускник по завершению обучения.
При этом общекультурные компетенции не зависят от специфики получаемой профессии. Это обусловлено тем, что в условиях высокого уровня изменчивости социальной ситуации, возможных профессиональных ролей, определяющих специфику профессиональных требований, конкурентоспособность специалиста определяется не только имеющимися у него профессиональными знаниями и умениями, но и характеристиками самого субъекта профессиональной деятельности. Следовательно, существенную значимость имеет то, насколько выпускник оказывается зрелой личностью, как он справляется с трудными жизненными и профессиональными ситуациями.
Сущность основных проблем в реализации компетентностного подхода заключается в разнообразии интересов участвующих в этом процессе субъектов. Совершенно очевидно, что необходимо регулярное обсуждение не только проблем компетентностного подхода, но и более широкое — вопросов повышения качества образования и способов его оптимизации. Компетентностный подход к обучению предполагает определение, а впоследствии и коррекцию содержания, а также экспертизу образовательных программ с участием работодателей и органов государственно-общественного управления.
Для решения указанных задач крайне важна связь вуза с работодателем. Мы установили тесное сотрудничество с комплектующими органами, которое в последние годы стало более предметным по содержанию и осуществляется с применением современных форм взаимодействия.
Одной их таких форм является ежегодное участие руководства ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в проведении учебно-методических сборов профессорско-преподавательского состава, где обсуждаются вопросы формирования и содержания образовательных программ, организации обучения применительно к условиям функционирования крупного города, повышения качества профессионального образования в условиях реформирования органов внутренних дел, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Взаимодействие университета со службами и подразделениями ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области позволило реализовать целый комплекс мер, направленных на усиление практической направленности в образовательном процессе вуза.
В новых образовательных стандартах заложены конкретные образовательные цели, достижение которых возможно только через специально организованный учебный процесс путем применения технологий обучения, направленных на системную организацию процессов преподавания и освоения образовательных программ в целях их оптимизации.
На занятиях в специально созданных имитационных аудиториях — зале судебных заседаний, ситуационном центре, тренинговых аудиториях — курсанты учатся принимать правильные профессиональные решения, взаимодействовать друг с другом.
Опыт работы убеждает нас в том, что наиболее полно отвечает задачам компетентностного подхода к образованию система развивающего обучения. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых учащиеся открывают для себя основное содержание учебных предметов, т.е. знания не даются обучаемым в виде готовых выводов, положений, схем. Обучающиеся учатся аргументированно
О главном
отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию товарища, не принимать информацию на веру, а требовать доказательств и объяснений. В ходе подобных занятий у них формируется осознанный подход к изучению дисциплин. Обучение по этой системе проводится в рамках реализуемых дисциплин, но на ином качественном уровне.
Сегодня образовательный процесс должен давать будущему специалисту и опыт демократического поведения, толерантности, взаимодействия с другими людьми, а воспитательная работа должна быть направлена на решение двух взаимосвязанных целей — социализацию и поддержку процесса индивидуализации личности. В реалиях компетентностного подхода образование и воспитание, наилучшим образом дополняющие друг друга, представляют звенья одной цепи. В нашем университете созданы все условия, необходимые для всестороннего, гармоничного развития личности.
Кроме того, в рабочие учебные планы введены актуальные межпредметные курсы, такие как спецкурс по противодействию преступлений на транспорте «Основы профайлинга в обеспечении транспортной безопасности»», специальная программа антикоррупционной направленности «Коррупция как социально-правовое явление и меры борьбы с ней», специальный курс «Теневая экономика». Тематические планы по циклам общепрофессиональных и специальных дисциплин переработаны, в них включены дополнительные темы по противодействию современным видам преступлений: терроризму, организованной преступности, незаконному обороту наркотиков, новым схемам экономических преступлений.
Одним из важнейших факторов, влияющих на качество образовательного процесса, является уровень профессиональной компетентности преподавателя, которая представляет систему знаний, умений и способностей, составляющих основу профессиональной деятельности педагога.
Данная система включает:
— цели и содержание профессионального образования;
— государственный образовательный стандарт профессионального образования;
— принципы построения содержания профессионального образования;
— сущность и закономерности процесса обучения;
— методы и организационные формы обучения и воспитания студентов;
— современные педагогические технологии.
Компетентный преподаватель непременно является и хорошим методистом. Он владеет не только научными знаниями и методами в области преподаваемой дисциплины, но и методикой (технологией) обучения этой дисциплине. Знание методики позволяет преподавателю представить изучаемый материал в виде системы познавательных задач, последовательное решение которых должно привести обучаемого к овладению содержанием учебной дисциплины.
Непрерывное совершенствование профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателей — важнейшая задача руководства университета, управления учебно-методической работы. Росту профессионального мастерства преподавателей помогают их двухнедельные стажировки в качестве дублеров руководителей служб и подразделений органов внутренних дел в соответствии со специализацией кафедр.
К другим эффективным методам и формам повышения научно-методической квалификации преподавателей относятся:
— систематическая самостоятельная работа (самообразование) с целью углубления знаний в области преподаваемой дисциплины, по психологии и педагогике, по методике преподавания;
— научно-методическая работа, направленная на создание учебно- методических комплексов по преподаваемым дисциплинам и на совершенствование содержания методов и организационных форм обучения;
— участие преподавателей в работе научно-методических конференций и семинаров;
— совместное посещение занятий с их последующим анализом;
— изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта;
— аттестация преподавателей на соответствующую квалификационную категорию;
— организация семинаров педагогического мастерства для молодых преподавателей;
— учеба молодых преподавателей на курсах и факультетах повышения квалификации.
Для повышения ответственности профессорско-преподавательского состава за качество обучения и воспитания курсантов и слушателей принят «Профессиональный кодекс преподавателя Санкт-Петербургского университета МВД России», который определяет задачи преподавателя по обучению и воспитанию курсантов и слушателей, регламентирует поведение педагога, требует ответственного отношения к служебным обязанностям.
Одна из важнейших и вместе с тем самых сложных проблем при реализации ФГОС ВПО — эффективная организация самостоятельной работы обучающихся. Важность самостоятельной работы определяется той новой ролью, которую она приобретает с внедрением новых образовательных
стандартов, т.к. в общую трудоемкость образовательных программ, выражаемую в кредитных единицах, входит и такой вид нагрузки обучаемого, как самостоятельная работа.
Именно поэтому содержанию самостоятельной работы необходимо придать целенаправленный и контролируемый характер, т.е. она должна быть направлена на реализацию конкретных компетенций. Для этого необходимо включать самостоятельную работу в структуру предметно-деятельностных модулей в качестве их элемента. Необходимо отметить, что в отличие от «гражданских» вузов, в вузах, подведомственных МВД, самостоятельная работа традиционно контролируется. Однако для повышения эффективности контроля самостоятельной работы необходимо осуществлять ее качественное планирование, а также разнообразить формы ее проведения. Очевидно, что для формирования компетенций задания должны иметь проблемный характер. Отсюда следует, что для повышения ответственности обучаемых за качество самостоятельной работы необходим переход к модульно-рейтинговой оценке компетенций, приобретаемых обучаемыми в процессе обучения.
Практика реализации новых образовательных стандартов в ведомственных вузах требует решения целого ряда проблем. В частности, необходимо:
— активнее привлекать практических работников органов внутренних дел для ежегодного обновления основных образовательных программ с учетом криминогенной обстановки в стране (создать совместный экспертный совет по экспертизе содержания и качества подготовки);
— совершенствовать взаимодействие учебных заведений системы МВД в целях совершенствования образовательных программ;
— обеспечить обоснованный долгосрочный прогноз в потребности специалистов конкретной специальности, направления и профилей подготовки;
— бюджетное финансирование образовательных учреждений в части материально-технического оснащения, имея в виду полное прекращение с 2012 г. внебюджетной деятельности образовательных учреждений МВД России, необходимо осуществлять с учетом выполнения требований ФГОС.
Можно с полной уверенностью сказать, что модернизация ведомственного образования на основе ФГОС ВПО, вывод его на качественно новую ступень представляют собой одну из важнейших составляющих общей модернизации органов внутренних дел.
Деятельность руководства и всего коллектива университета, направленная на обеспечение качества образования, и впредь будет оставаться приоритетной, ибо только так можно сохранить его высокий статус и конкурентоспособность, обеспечить органы внутренних дел — нашего основного работодателя — высокопрофессиональными, компетентными кадрами.
Список литературы
1. Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».
2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
3. Доклад Министра внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиева на итоговой коллегии МВД России 22 марта 2011 г.
4. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, СВ. Коршунов, И.Б. Котлобовский, О.П. Мелехова, СЕ. Родионова, И.Г. Телешова. — М.: Университетская книга, 2010.
1 Доклад Министра МВД России Р.Г. Нургалиева на итоговой коллегии МВД России 22 марта 2011 г. // www.mvd.ru.
2 См.: Город (812) [журнал]. 2010. 31 мая. № 18.
3 Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».
4 Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
5 См.: Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. М.: Университетская книга, 2010.
6 См.: Ведомости [газета]. 2009. 8 сентября.