Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
О главном
УДК 339.13 В. А. Кудин*
Новое качество подготовки кадров как смысл и цель модернизации образовательного процесса
Статья посвящена проблемам повышения качества высшего профессионального образования. Автор рассматривает пути решения этих проблем в Санкт-Петербургском университете МВД России в условиях модернизации системы органов внутренних дел и реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Ключевые слова: органы внутренних дел, качество образования, модернизация, инновации.
V.A. Kudin*. New quality of a professional training as sense and the purpose of modernization of educational process. Article is devoted problems of improvement of quality of the higher vocational training. The author considers ways of the decision of these problems at the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of modernization of system of law-enforcement bodies and realization of the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020.
Keywords: law-enforcement bodies, quality of formation, modernization, innovations.
Создание новой, отвечающей современным требованиям и имеющей заделы на будущее системы образования является необходимым условием инновационного развития страны, основой динамичного экономического роста и социального развития общества, важнейшим фактором благополучия граждан и безопасности государства. Поэтому в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. значительное место отведено образованию, обновлению его содержания и повышению его качества1.
Вопросы качества во всех его проявлениях всегда были актуальными для нашей страны. Еще в 1928 г. известный русский философ Иван Ильин писал, что оно «необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни. Новая, качественная эпоха нужна нашей Родине...»2.
Сегодня, когда «конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира»3, проблемы качества в образовательной политике государства приобретают особое значение.
Это относится и к высшему профессиональному образованию в системе МВД РФ, переживающей сложный и ответственный процесс реформирования. Модернизация ведомственного образования, вывод его на качественно новую ступень представляют собой одну из важнейших составляющих общей модернизации органов внутренних дел. И главной задачей здесь является не только высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников, но и изменение их отношения к человеку, формирование у них высокого уровня сознания и ответственности.
Обеспечить и гарантировать подготовку таких сотрудников в первую очередь должны ведомственные образовательные учреждения, в т.ч. — Санкт-Петербургский университет МВД России.
Сказанное совсем не означает, что проблемам качества обучения в вузах МВД России ранее не уделялось достаточного внимания. Наоборот, за последние годы в этом отношении было сделано немало. В частности, в нашем Университете в соответствии с требованиями Министерства внутренних дел, Департамента кадрового обеспечения был проделан значительный объем работы по наращиванию практической составляющей обучения, его переводу на инновационные образовательные технологии, актуализации содержания учебного процесса и совершенствованию учебно-материальной базы. Все это дает возможность нашим выпускникам
* Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 744-70-65. E-mail: [email protected]
* Kudin, Vasily, the head of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, awarded in dissertation, senior lecture. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
получить хорошее, престижное образование. О его качестве свидетельствует, например, тот факт, что по данным проведенного общественно-политическим еженедельником «Город-812» в мае 2010 г. социологического опроса, диплом нашего ведомственного вуза по специальности «юриспруденция» является одним из наиболее востребованный и занял в Санкт-Петербурге второе место после диплома юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
О том, что наше образовательное учреждение движется в правильном, соответствующем духу времени направлении, говорит и успешное прохождение им процедур общественно-профессиональной и государственной аккредитации. И если государственная аккредитация в истории Университета была далеко не первой, то общественно-профессиональную, проводившуюся Ассоциацией юридического образования России, он проходил впервые.
Однако время не стоит на месте, и новые требования к качеству высшего профессионального образования заставляют нас двигаться дальше и разрабатывать «заготовки» на будущее. Их контуры намечены новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС «третьего поколения»). Именно они определяют основные направления совершенствования качества подготовки кадров, в т.ч. и для правоохранительных структур. В первую очередь к таким направлениям относятся:
— разработка стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
— мониторинг, периодическое рецензирование образовательных программ;
— разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
— обеспечение компетентности преподавательского состава;
— регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателя;
— информирование общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
С учетом необходимости движения по этим направлениям в июне 2010 г. в Университете
разработана и принята его Ученым советом Концепция стратегии развития вуза на период до 2020 года4.
Этой Концепцией предусмотрен переход с 2011 г. на уровневую систему профессиональной подготовки и внедрение в нее компетентностного подхода. Вероятно, следует более подробно остановиться на содержании понятий «компетентность», «компетенция». Компетентность — в соответствии с ГОСТ Р ИСО 10015 — «выраженная способность применять свои знания и навыки»5. «Компетенция» — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом6.
Таким образом, компетенция — это совокупность знаний, умений, навыжов, личностныгх качеств, опыгта в профессиональной сфере деятельности, связанная с качественным освоением содержания образования.
«Понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать»7.
С позиции компетентностного подхода — компетенция есть цель образования. И это разумно, ведь выпускник должен не только получить в вузе определенные знания, умения и навыки, но и уметь применить их на практике.
В связи с этим возрастает роль практической составляющей в учебном процессе, что означает необходимость дальнейшей коррекции рабочих учебных планов с целью увеличения доли практических занятий, внедрения в образовательный процесс краткосрочной практики для курсантов в территориальных органах внутренних дел, начиная с первых курсов обучения.
При этом следует учитывать, что набор компетенций выпускника также необходимо корректировать с учетом развития науки, изменения социально-экономической обстановки и требований работодателя. Последнее особенно важно, поскольку именно работодатель в конечном счете определяет, какой именно выпускник ему нужен сегодня и какой будет нужен завтра. Поэтому в Санкт-Петербургском университете МВД России традиционно большое внимание уделяется взаимодействию с практическими органами внутренних дел, с ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Управлением на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу. Так, Университет регулярно привлекает практических работников для проведения занятий, участия в учебно-методических сборах с профессорско-преподавательским составом и государственной аттестации выпускников. Практики вносят свой вклад и в научно-исследовательскую деятельность вуза, участвуют в воспитательных мероприятиях, а также выступают в качестве руководителей стажировок курсантов и слушателей. Это дает им возможность активно влиять на качество подготовки их будущих коллег. Вся эта работа проводится на основе совместных планов Университета и органов внутренних дел Северо-Западного региона.
Модернизация высшего профессионального образования требует активного внедрения инновационных образовательных программ и новых педагогических технологий, позволяющих наиболее полно реализовывать интеллектуальный и физический потенциал обучающихся, осуществлять их подготовку в соответствии с требованиями времени. В последние годы в образовательном процессе у нас широко используется модульная технология обучения, являющаяся одним из прогрессивных
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010
О главном
способов его организации и повышения качества подготовки. В ходе «прохождения» курсантами и слушателями каждого модуля проверяется не только усвоение теоретического материала, но и степень овладения ими соответствующими практическими навыками и умениями.
Модульная образовательная технология неразрывно связана с рейтинговой системой оценки знаний и умений, которая требует от обучаемого напряженной самостоятельной работы на протяжении всего семестра. Практика уже показала, что по сравнению с традиционной технологией обучения модульно-рейтинговая система обладает рядом преимуществ, к которым относятся:
— системный подход к построению курса и определению его содержания;
—обеспечение методического согласования и преемственности модулей и их внутреннего содержания;
— эффективный текущий контроль усвоения знаний обучающихся;
— вышвление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя8.
Переход к модульно-рейтинговой системе позволил нам активизировать творческое начало всех
участников педагогического процесса, а самостоятельную работу курсантов и слушателей сделать более продуктивной. Модульно-рейтинговое обучение содействовало развитию и закреплению системного подхода к изучению учебных дисциплин, формированию у курсантов и слушателей навыков самоконтроля, требовательности к себе, поставило их перед необходимостью регулярной учебной работы, стало хорошим стимулом для самостоятельных систематических занятий, способствовало росту заинтересованности в результатах обучения и в итоге повысило уровень их знаний, навыков и умений.
В новых условиях в целях повышения качества образования необходимо уделять больше внимания самостоятельной работы обучаемых. Кстати, в европейских странах и в США отмечается устойчивая тенденция снижения общего времени чтения лекций и его увеличение на самостоятельную работу студентов в соотношении 1:3. Именно такое соотношение считается наиболее эффективным
9
для улучшения качества подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода .
В соответствии с ФГОС «третьего поколения», самостоятельной работе отводится значительно больше учебного времени, чем отводилось ранее. Следовательно, перед нами стоит задача ее грамотной организации, контроля за ней, создания необходимых для ее проведения материально-технических условий. Кроме этого, требуется перенацелить курсантов и слушателей на умение работать самостоятельно, в т.ч. как с первоисточниками, так и с информационными ресурсами глобальной сети Интернет.
В интересах решения этой проблемы у нас уже на первом году обучения с курсантами проводятся специальные занятия, в ходе которых они получают первичные навыки самостоятельной работы. Кроме того, в наших планах — организация в общежитиях Университета рабочих мест пользователей с доступом в Интернет, что также должно положительно сказаться на качестве обучения.
В новых образовательных стандартах предусмотрено увеличение доли практических занятий до 60%, из них не менее 20% следует проводить в интерактивной форме. Лекционных занятий должно остаться не более 40%. С тем, чтобы соответствовать новым требованиям, мы пересматриваем внутривузовскую нормативно-правовую и организационно-методическую базу. Преподаватели изучают и проекты, и уже утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации стандарты, размещенные на его официальном сайте. В Университете составлен план повышения квалификации преподавателей, ведется работа по оснащению учебного процесса необходимой литературой и соответствующими новым стандартам современными программными продуктами.
Переход к инновационным образовательным технологиям предопределяет особую значимость повышения квалификации преподавателей. Различными формами повышения квалификации в Университете ежегодно охвачены в среднем 20-25% штатных преподавателей. Для этого эффективно используется собственный потенциал. У нас реализуются программы послевузовского профессионального образования по 22 научным направлениям, работают четыре диссертационных совета. Наряду с этим сотрудники Университета регулярно повышают квалификацию за границей, посещают для обмена опытом образовательные учреждения правоохранительных органов стран ближнего и дальнего зарубежья, знакомятся с новинками в своей области в ведущих вузах России.
Качественное профессиональное образование невозможно без модернизации учебноматериальной базы, дальнейшей информатизации учебного процесса. Для решения этой задачи Университет использует как все выделяемые в этих целях средства федерального бюджета, так и значительный объем собственных внебюджетных средств. К примеру, за последние три года университетский компьютерный парк увеличился вдвое, большая часть аудиторий теперь оснащена мультимедийным оборудованием, проведен ремонт используемых в образовательном процессе зданий и помещений, практически заново создан учебно-лабораторный комплекс.
И, конечно же, внедрение внутривузовской системы обеспечения качества проблематично без создания специального структурного подразделения по управлению качеством, которое позволило бы построить эту работу в соответствии с международными стандартами. В настоящее время система управления качеством в Университете находится в стадии становления. Ее внедрение в деятельность Университета в полном объеме позволит повысить эффективность образовательного процесса, усилить контроль за качеством обучения, вывести на новый уровень всю систему управления вузом, повысить исполнительскую дисциплину, ускорить документооборот. К сожалению, в типовой структуре вузов, подведомственных МВД России, не предусмотрено наличие структурного подразделения, которое выполняло бы указанные функции. В связи с этим руководство Университета вышло в ДКО МВД России с предложением о создании в Университете организационно-аналитического отдела, в функции которого входила бы аналитическая работа по направлениям деятельности вуза, оперативное и
стратегическое планирование, управление качеством, проведение мероприятий по подготовке к лицензированию и аккредитации, а также контроль реализации запланированных мероприятий.
В функции такого подразделения мог бы войти также мониторинг всех основных направлений деятельности вуза, что связано с необходимостью создания системы внутреннего аудита. В связи с вводом в действие Федерального закона от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования», с 1 января 2011 г. изменяется порядок проведения процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, лицензия становится бессрочной. С одной стороны, вуз при лицензировании будет предоставлять минимальный пакет документов, и требования к нему будут упрощены, с другой, предполагается значительное усиление контрольно-надзорной функции со стороны Рособрнадзора. В связи с этим вуз должен находиться в состоянии постоянной готовности к проверке, а значит, в его структуре необходимо иметь подразделение, отслеживающее соблюдение лицензионных и аккредитационных показателей и осуществляющее внутренний аудит всех внутривузовских процессов.
Интересы модернизации органов внутренних дел требуют уделять самое пристальное внимание вопросам воспитательной работы с их личным составом, формированию у него высоких профессионально-нравственных качеств, в т.ч. честности и неподкупности. Как говорится в преамбуле к Национальному плану противодействия коррупции10, «коррупция... серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации»11. Поэтому выпускник Университета должен хорошо знать правовую и организационную основы противодействия коррупции и уметь противостоять этому злу. В наших образовательных программах эти требования уже нашли свое отражение, но интересы реализации компетентностного подхода заставляют сегодня делать на них особый акцент.
Деятельность руководства и всего коллектива Университета, направленная на обеспечение качества образования, и впредь будет оставаться приоритетной, ибо только так можно сохранить его высокий статус и конкурентоспособность, обеспечить органы внутренних дел (нашего основного работодателя) высокопрофессиональными, компетентными кадрами.
Список литературы
1.Лфажсъева, Т. П., КараваеваЕ. В., Канукоева,Л. Ш,Лазарев, В. С, Немова, Т. В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения : научное издание. — М., Изд. МГУ, 2007.
2. Байденко, В. М. Выявление состава компетенций выпускников вуза как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. — М., 2006.
3. Мяъин, М. Л. Спасение в качестве // Русский колокол. — 1928. — № 4.
4. Кудин, ВЛ. Миссия выполнима (О Концепции стратегии развития Университета на период до 2020 года) / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2010. — № 2 (46). — С. 9-20.
Literature
1. Afanasyeva, T. P., Karavaeva, E.V., Kanukoeva, A. S., La%arev, V.S., Nemov, T. V. Guidelines for the development and implementation of activity-based competency approach educational programs HPE-oriented GEF third generation. — Moscow, 2007.
2. Baidenko, V. Identification of the competencies of university graduates as a necessary stage of designing a new generation of GOS VPO. — Moscow, 2006.
3. Ilyin, IA. Salvation // Russian bell. — 1928. — № 4.
4. Kudin, VA. Mission Possible (On the Concept of Development Strategy at the University until 2020) / / Vestnik St.-Petersburg University of the Russian Interior Ministry. — 2010. — № 2 (46).
1 http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. Гл. 3.3. Развитие образования.
2 Ильин И. А. Спасение в качестве / / Русский колокол. 1928. № 4.
3 http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. Гл. 3.3. Развитие образования.
4 См.: Кудин В.А. Миссия выполнима (О Концепции стратегии развития Университета на период до 2020 года) / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 2 (46). С. 9-20.
5 См.: Государственный основной стандарт: Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению, разработанный на основе международного стандарта: ISO 10015:1999 Quality management Guidelines for training (IDT). [Электронный документ]. http://msk.treko.ru/show_dict_1443.
6 См.: Толковый словарь русского языка Ушакова. http://slovaп.yandex.ru/~книги/Tолковый%20словарь%20Ушакова/ Компетенция/.
7 Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вуза как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М., 2006.
8 См.: Аккредитация в образовании / / 2010. № 39.
9 Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Канукоева А.Ш., Лазарев В.С., Немова Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. Научное издание. М., Изд. МГУ, 2007.
10 См.: Российская газета. 2008. 5 августа.
11 http://archive.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204857.shtml.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010