Научная статья на тему 'Применение инновационных педагогических технологий в образовательной организации МВД РФ'

Применение инновационных педагогических технологий в образовательной организации МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные образовательные технологии / обучение / развитие / формирование / профессиональные качества / физические качества / морально-личностные качества / курсанты ВУЗов МВД РФ / innovative educational technologies / training / development / formation / professional qualities / physical qualities / moral and personal qualities / cadets of Universities of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г Р. Хуснутдинов, Е Н. Карпов, Р В. Карамельский

В данной статье приведён анализ инновационных технологий и особенности их применение в образовательном пространстве ВУЗов МВД РФ. Рассмотрено понятие инновационных педагогических технологий, их принципы и особенности использования инновационных педагогических технологий в профессиональном, физическом и личностном развитии курсантов ВУЗов МВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г Р. Хуснутдинов, Е Н. Карпов, Р В. Карамельский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is aimed at the analysis of innovative technologies and peculiarities of their application in educational space of universities of the Ministry of internal Affairs. The concept of innovative pedagogical technologies, their principles and features of the use of innovative pedagogical technologies in professional, physical and personal development of students of universities of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation is researched..

Текст научной работы на тему «Применение инновационных педагогических технологий в образовательной организации МВД РФ»

5. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2 013. - С. 208.

6. Хода Л.Д. Содержание учебной деятельности по формированию общекультурной компетенции в рамках дисциплины «Физическая культура» ФГОС // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 72-7S.

7. Черняев В.В. Проектирование содержания образования по физической культуре в вузе в контексте компетентностного подхода // Культура физическая и здоровье. 2009. № 1. С. 52-SS.

В. Щекотихин М.П. Система планирования учебного процесса по дисциплинам физическая культура и Прикладная физическая культура в ВУЗе, как необходимое условие решения образовательных и воспитательных задач, рационального использования спортивных объектов // Наука-2020. 2017. №1 (12). С. 212.

References

1. Bochkareva S.I. Fizicheskaya kul'tura: uchebno-metodicheskij kompleks (dlya studentov ehkonomicheskih sperial'nostej) / S.I. Bochkareva, Kokoulina O.P., Kopylova N.E., N.F. Mitina, AG. Rostevanov A.G. - M.: Izd. Centr EAOI, 2011. -344 s.

2. Evseev Yu.I. Fizicheskaya kul'tura. Seriya «Uchebniki, uchebnye posobiya».Rostov-n/D: Feniks, 2003. — 3В4 s.

3. Kalmanovich V.L., Bitsheva I.G., Hajrullin R.R. Primenenie innovacionnyh metodov aktivnogo obucheniya na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture v tvorcheskih vuzah // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2016. № 3. S. 170-17S.

4. Lejfa AV., Sizonenko K.N., Perel'man YU.M. Organizaciya zanyatij po fizicheskoj kul'ture v vuze // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009. № 2. S. 100-10S.

5. Novikov AM. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponyatij. - M.: M.: Izdatel'skij centr IEHT, 2013. - S. 20В.

6. Khoda L.D. Soderzhanie uchebnoj deyatel'nosti po formirovaniyu obshchekul'turnoj kompetencii v ramkah discipliny «Fizicheskaya kul'tura» FGOS / / Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fUndamental'nyh issledovanij. 2013. № 4. S. 72-7S.

7. Chernyaev V.V. Proektirovanie soderzhaniya obrazovaniya po fizicheskoj kul'ture v vuze v kontekste kompetentnostnogo podhoda / / Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2009. № 1. S. 52-SS.

В. Shchekotihin M.P. Sistema planirovaniya uchebnogo processa po disciplinam fizicheskaya kul'tura i Prikladnaya fizicheskaya kul'tura v VUZe, kak neobhodimoe uslovie resheniya obrazovatel'nyh i vospitatel'nyh zadach, racional'nogo ispol'zovaniya sportivnyh ob"ektov // Nauka-2020. 2017. №1 (12). S. 212.

УДК 37.037

Г.Р.Хуснутдинов, Е.Н. Карпов, Р.В. Карамельский

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РФ

В данной статье приведён анализ инновационных технологий и особенности их применение в образовательном пространстве ВУЗов МВД РФ. Рассмотрено понятие инновационных педагогических технологий, их принципы и особенности использования инновационных педагогических технологий в профессиональном, физическом и личностном развитии курсантов ВУЗов МВД РФ.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, обучение, развитие, формирование, профессиональные качества, физические качества, морально-личностные качества, курсанты ВУЗов МВД РФ.

Abstract: The article is aimed at the analysis of innovative technologies and peculiarities of their application in educational space of universities of the Ministry of internal Affairs. The concept of innovative pedagogical technologies, their principles and features of the use of innovative pedagogical technologies in professional, physical and personal development of students of universities of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation is researched..

Keywords: innovative educational technologies, training, development, formation, professional qualities, physical qualities, moral and personal qualities, cadets of Universities of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation.

Реформация системы образовательных ВУЗов МВД РФ выдвигают новые требования к выпускникам, как с профессиональной, так и с физической и морально-личностной стороны. Обучение курсантов должно проводиться с учетом передовых педагогических знаний, как на теоретическом, так и на практическом уровне.

По мнению А.М. Дмитракова[3], в условиях ВУЗа МВД РФ педагогическая технология является умением, мастерством применения на практике огромного спектра педагогических средств и приемов в целях формирования эффективности в обучении и воспитании курсантов ВУЗов МВД Российской Федерации.

Инновационными технологиями являются педагогические технологии с использованием нововведений, направленные на получение более высоких результатов от образовательной деятельности.

Целями инновационных педагогических технологий являются:

- расширение диапазона получаемой курсантами информации за счет внедрения в учебный процесс более широкого спектра учебного материала;

- формирование устойчивых знаниевых навыков и их успешное применение на практике;

- рост мотивации курсантов МВД РФ за счет внедрения в образовательный процесс учебного материала отличного от традиционных, более интересного и насыщенного, основанного на тесной связи теории с практикой.

В основе инновационных технологий лежат принципы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Принципы инновационных педагогических технологий в ВУЗах МВД РФ

Принцип Интерпретация

Целостность Основывается на дуализме «Обучение, воспитание, развитие» -«Систематика».

Основательность В основе каждой дисциплины должен лежать тот базис знаний, который курсанты могут пополнять самостоятельно.

Инновационная культуросообразность Процесс образования курсантов должен основываться на духовно-нравственных и ценностных факторах.

Гуманитаризация При изучении каждой дисциплины курсант должен получать не только технические знания, но и знать исторические, эволюционные процессы предмета изучения.

Инновационно-профессиональный подход к обучению Знания, полученные теоретическим путем должны быть закреплены на практике с использованием современного имитационного оборудования.

Непрерывность образовательного процесса Курсанты должны быть готовы к постоянному усовершенствованию полученных знаний и навыков ввиду постоянной модернизации технических средств и оборудования для несения профессиональной службы в органах МВД РФ

Таким образом, данным принципы направлены на создание целостной и эффективной системы инновационной педагогики.

По нашему мнению, инновационные технологии в ВУЗах МВД РФ должны быть направлены на совершенствование следующих качеств:

- физических;

- личностно-психологические;

- профессиональных.

1. Физические качества.

Физические качества курсантов развиваются в процессе тренировок и обучения боевым искусствам.

При обучении курсантов борьбе используется традиционные формы педагогических технологий, среди которых лекционно-практические, учебно-тренировочные и контрольные занятия, самостоятельная отработка приемов.

В качестве инновационных форм образования А.Н. Валиевым было предложено вводить в образовательный процесс соревнования по боевым искусствам, учебные сборы, учебно-наглядные мультимедийные средства и т.д. [2].

По мнению С.И. Ананьева, расширение возможностей обучения курсантов боевых приемам будет происходить эффективно при внедрении в образовательный процесс подвижных игр с элементами единоборств [1].

Разработка подвижных игр должна базировать на элементах. взятых из различных видов единоборств.

В подвижных играх происходит развитие таких качеств курсантов, как:

- правила ведения боевой схватки;

- самостоятельное решение задач;

- эффективное использование пространства для ведения боя;

- осмысление значимости приемов.

Значимость проведения подвижных игр перед, в процессе и после тренировки по боевому искусству вызвана тем, что у курсантов вырабатываются навыки быть собранным в случае возникновения реального боя.

Игры должны проводится в определенных временных рамках, указанных в таблице 2.

Таблица 2

Время подвижных игры для формирования навыков ведения боя [6]

Наименование игрового элемента Время на проведение

Игра с касанием Касание затылочной области - три минуты, касание руки - три минуты, комбинированные качания - три минуты

Игры с атаками-захватами Захват головы - три минуты, захват руки - 3 минуты, захват туловища - три минуты, захват ноги - три минуты, комбинированные захваты - три минуты

Игры с теснениями Теснение спиной вперед - три минуты, теснение руками - 3 минуты

Игры с простейшими действиями технического характера По три минуты

Таким образом, применение подвижных игр при подготовке курсантов к реальным боевым ситуациям дает возможность для приобретения курсантов тесной взаимосвязи физических качеств и добиться результативности в физической подготовленности.

2. Личностно-психологические качества.

В процессе развития личностно-психологических качеств курсантов, у них необходимо воспитывать такие качества, как:

- абстрагирование от всего, что отвлекает внимание курсанта;

- акцентирование на выполнении задания.

Рассмотрим инновационные технологии для формирования личностно-психологических качеств курсанта во время огневой подготовки.

Для формирования психологической устойчивости в качестве инновационных технологий могут применяться идеомоторная и аутогенная тренировки, концентрация и гипервентиляция легких [4] (таблица 3].

Таблица 3

Применение инновационных технологий для формирования личностно-психологических качеств курсанта

Название Интерпретация Действие на курсанта

Идеомоторная тренировка Внутреннее проигрывание действий, выведение их на автоматический уровень Сосредотачивает на технических моментах, отвлекает от возможного неудачного результата

Аутогенная тренировка Система приемов (словесных упражнений], сознательно применяемых курсантом, позволяющих изменять протекание процессов психики Помогает расслабить напряжение и состояние стресса, блокировать внешние раздражители

Концентрация Фиксирование внимания на определенном действии и удерживание его усилием воли Способствует целенаправленному изменению негативного эмоционального состояния, развивает автоматизм при выполнении необходимых действий при производстве выстрела

Гипервентиляция легких Дыхательная техника с мысленным повторением техники выполнения действия Способствует мысленному фокусированию на технике прицеливания, спуска курса.

Также важную роль в преодолении психологическихзамков играет формирование у курсантов уверенности в своих действиях, что можно достичь посредством следующих мер [7]:

- постоянныхтренировок с учебным оружием и ведением стрельбы из боевого оружия;

- формирование умения предвидеть обстановку, анализировать ее изменения в разных ситуациях.

3. Профессиональные качества.

Для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности в образовательном процессе должны быть и инновационные и традиционные образовательные технологии.

В настоящее время во многих ВУЗах МВД РФ разработаны практикумы по всем образовательным областям, используются кейс-методы, деловые игры, контрольные экспертизы.

Для отработки практических навыков разрабатываются экспертно-криминалистические комплексы. Например, на базе юридического факультета КФУ функционирует экспертно-криминалистический комплекс, включающий в себя лаборатории криминалистической фотографии и видеозаписи, портретной экспертизы, судебной баллистики.

В Санкт-Петербургском университете МВД России функционирует учебный комплекс по обеспечению безопасности на транспорте. Структурно комплекс состоит из двухаудиторий-«Авиационной безопасности»,«Обеспечения безопасности на транспортных объектах». Аудитории укомплектованымодернизированными аппаратно-программными комплексами, системами видеонаблюдения, оборудованиемдля досмотра пассажиров [5].

Также во многих ВУЗах МВД РФ введены в эксплуатацию следующие инновационные комплексы:

- Мониторинговые центры. Они позволяют курсантам получать практические навыки в общении с гражданами, решать ситуации проблемного характера.

- Ситуационный центр. Учебные занятия, организованные в Ситуационном центре,дают возможностькурсантам выступать в роли конкретного специалиста или сотрудника ОВД, приниматьи реализовыватьрешения.

- Лаборатория территориального профайлинга. Назначение лаборатории -моделирование учебных ситуаций по оценке поведения и намерений людей в местах массовогоскопления людей для предупреждения террактов.

- Лингафонный кабинет. Лингафонное оборудование формирует профессионально-коммуникативные компетенциикурсантов.

- Учебные полигоны предварительного расследования (например, учебный полигон «Квартира», учебный полигон «Подвал жилого дома», учебный полигон «Кабинет дознавателя», учебный полигон «Дежурная часть»]. Необходимы для отработки навыков проведения следственных действий, работы с задержанными.

Таким образом, для воспитания и обучения эффективного сотрудника МВД РФ, необходимо большое внимание акцентировать на использовании инновационных технологий в образовательном процессе. Профессионализм курсантов должен быть на первом месте и это должно происходить именно за счет совершенствования педагогических технологий в условиях модернизации инновационной педагогики.

Литература

1. Ананьев С.И. Развитие физических качеств курсантов образовательных организаций МВД России на основе применения комплексов подвижных игр / С.И. Ананьев, А.В. Апальков // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2015. - № 1. - С. 47-53. - С. 46.

2. Валиев А.Н. Формы, методы и средства обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов ВУЗов МВД России / А.Н. Валиев, Ш.Р. Ахметов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1

3. Дмитраков А.М. Совершенствование педагогических технологий обучения курсантов и слушателей в условиях инновационного развития МВД РФ / А.М. Дмитраков // Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД. - 2015. - №2. - С. 5-12. - С. 5

4. Ковылов И.А. Формирование психологической устойчивости в процессе обучения стрельбе из боевого оружия у курсантов ВУЗов МВД России / И.А. Копылов // Аллея науки. - 2018. - №10. - С. 930-934.

5. Кудин В.А. Совершенствование подготовки полицейских кадров в Санкт-Петербургском университете МВД России на основе использования в учебном процессе инновационных образовательных технологий / В.А. Кудин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2013. - № 2 (58). - С. 4-10

6. Кутергин Н.Б. Физическое совершенствование курсантов образовательных учреждений правоохранительных органов средствами подвижных игр / Н.Б. Кутергин, А.И. Ткаченко // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 6. - С. 30-33.

7. Сериков С.Н. Аутогенная тренировка в стрельбе из боевого оружия / С.Н. Сериков // Научно -

практический электронный журнал Аллея Науки. - 2018. - № 10 (26). - С. 190-193.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Anan'ev S.I. Razvitie fizicheskih kachestv kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Ros-sii na osnove primeneniya kompleksov podvizhnyh igr / S.I. Anan'ev, A.V. Apal'kov / / Vestnik Belgo-rodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2015. - № 1. - S. 47-53. - S. 46.

2. Valiev A.N. Formy, metody i sredstva obucheniya boevym priemam bor'by v processe fiziche-skoj podgotovki kursantov VUZov MVD Rossii / A.N. Valiev, SH.R. Ahmetov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 1-1

3. Dmitrakov A.M. Sovershenstvovanie pedagogicheskih tekhnologij obucheniya kursantov i slushate-lej v usloviyah innovacionnogo razvitiya MVD RF / A.M. Dmitrakov // Problemy nepreryvnoj profes-sional'noj podgotovki sotrudnikov OVD. - 2015. - №2. - S. 5-12. - S. 5

4. Kovylov I.A. Formirovanie psihologicheskoj ustojchivosti v processe obucheniya strel'be iz boevogo oruzhiya u kursantov VUZov MVD Rossii / I.A. Kopylov // Alleya nauki. - 2018. - №10. - S. 930-934.

5. Kudin V.A. Sovershenstvovanie podgotovki policejskih kadrov v Sankt-Peterburgskom univer-sitete MVD Rossii na osnove ispol'zovaniya v uchebnom processe innovacionnyh obrazovatel'nyh tekh-nologij / V.A. Kudin // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2013. - № 2 (58). - S. 4-10

6. Kutergin N.B. Fizicheskoe sovershenstvovanie kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij pravo-ohranitel'nyh organov sredstvami podvizhnyh igr / N.B. Kutergin, A.I. Tkachenko // Fizicheskoe vospi-tanie studentov. - 2013. - № 6. - S. 30-33.

7. Serikov S.N. Autogennaya trenirovka v strel'be iz boevogo oruzhiya / S.N. Serikov // Nauchno-prakticheskij ehlektronnyj zhurnal Alleya Nauki. - 2018. - № 10 (26). - S. 190-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.