Т ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
4P
СПЕЦИФИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ИНТЕНСИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
SPECIFICS OF SERVICE ACTIVITY AS A FACTOR OF AN INTENSIFICATION OF PHYSICAL TRAINING OF THE TRAFFIC
POLICE STAFF
УДК 796: 351.74
С.Н. БАРКАЛОВ,
кандидат педагогических наук, доцент (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,
Россия, Орел) Barkalov2009@mail.ru
SERGEY N. BARKALOV,
candidate of pedagogical sciences, associate professor (Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Russia, Orel)
А.И. ТКАЧЕНКО,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) Tkachenkoai1@yandex.ru
ALEXEY I. TKACHENKO,
candidate of pedogodgical science (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Аннотация: в статье рассмотрены особенности служебной деятельности сотрудников дорож-но-патрульной службы, с учетом которых предлагается использование комплексных средств физической подготовки в образовательных организациях МВД России, реализующих обучение специалистов Госавтоинспекции.
Ключевые слова: дорожно-патрульная служба, физическая подготовка, интенсификация, интегративный метод, комплексные средства обучения.
Abstract: in the article the peculiarities of service activity of the traffic police staff are described; the use of complex means of physical training in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia realizing the training of experts of the State traffic inspectorate is offered taking into account these features.
Keywords: traffic police, physical training, intensification, integrative method, complex tutorials.
Современные требования к профессионализму сотрудников органов внутренних дел качественно отличаются по многим параметрам от требований еще недавнего прошлого и исходят из современной ситуации в обществе. Одной из острейших социально-экономических проблем в Российской Федерации является обеспечение безопасности дорожного дви-
жения. В последнее время обстановка на дорогах страны представляет реальную угрозу национальной безопасности государства. В этой связи неизмеримо возрастает роль дорожно-патрульной службы (ДПС) Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) как подразделения полиции, несущего основную нагрузку в обеспечении
Проблемы непрерывной профессиональной ^^^^ подготовки сотрудников ОВД
правопорядка на дорогах, при этом особое значение приобретает компетентность каждого сотрудника ДПС за выполнение возложенных на него служебных обязанностей, а в условиях, когда им все чаще приходится встречаться с экстремальными ситуациями, опасными для жизни и здоровья, требуется принятие незамедлительных мер, направленных на повышение их профессионального мастерства [1].
Результаты анкетирования показали, что более 70% опрошенных нами сотрудников ДПС определяют усложнение своей профессиональной деятельности в последние годы более чем в два раза. Причину этому 30% респондентов видят в увеличении транспорта на дорогах, примерно 20% считают, что на это влияет недостаточная правовая защищенность сотрудников, а также нехватка специального оборудования в подразделениях. Более 10% отметили, что усложнение явилось результатом демократизации в обществе и возникших сложностей экономического и социального характера, около 5% считают, что сложнее стало работать в связи с повышением юридической грамотности водителей, при этом почти половина опрошенных указали на необходимость улучшения подготовки сотрудников.
Проведенное анкетирование позволило провести ранжирование видов профессиональной деятельности сотрудников ДПС. На первое место 98% опрошенных поставили наблюдение за обстановкой на дороге, осуществляемое как визуально, так и с помощью контрольно-измерительной и видеоаппаратуры. При этом сотрудник, как правило, находится в положении сидя в стоящем патрульном автомобиле или стационарном посту, может стоять или передвигаться в зоне несения службы короткими отрезками, а также осуществлять управление движущимся патрульным автомобилем.
На второе место 96% анкетируемых сотрудников поставили вождение патрульного автомобиля, отметив длительность нахождения в вынужденной однообразной позе с многократным выполнением точных движений, не требующих максимальных усилий для управления транспортным средством. Было также отмечено, что дополнительным усложнением при автопатрулировании является его осуществление в общем транспортном потоке при разнообразной дорожной обстановке, в любое время суток и при различных климатических и метеорологических условиях.
Третье место, по мнению 92% респондентов, занимают действия по проверке подлинности и соответствия предъявляемым требованиям документов водителя, что обеспечивалось проявлением внимания сотрудником и особым напряжением его зрительного анализатора.
Беседы с водителями и передачу информации по рации, требующих от сотрудника активизации мыслительных процессов, обоснованности поста-
новки вопросов, краткости и четкости изложения тех или иных требований с учетом сложившейся ситуации, 87% анкетируемых поставили соответственно на четвертое и пятое места.
На шестом месте, по мнению 93% опрошенных сотрудников, находятся действия по осмотру транспортных средств, для осуществления которых необходимо уметь концентрировать внимание и обеспечивать эффективную работу памяти и зрительного анализатора.
На седьмое место 95% респондентов поставили знания положений инструкций и законов, регламентирующих применение табельного оружия, а также наличие практического опыта ведения стрельбы из автомобиля в процессе его движения при ограниченной видимости и подвижности, а также в условиях недостатка времени на подготовку к стрельбе.
По мнению 91% анкетируемых сотрудников, восьмое место занимает мастерство вождения патрульного автомобиля при преследовании транспортного средства, пытающегося скрыться с места происшествия.
На девятое место 86% опрошенных поставили умение оказывать первую помощь на месте дорожно-транспортного происшествия (ДТП). При этом отмечалось, что первая помощь, как правило, оказывается при высоком эмоциональном напряжении в полевых условиях, что требует определенной устойчивости к воздействию негативных факторов окружающей среды.
Навыки применения боевых приемов борьбы и быстрого передвижения бегом с целью преследования и силового задержания правонарушителя, обеспечиваемые хорошей тактико-технической подготовленностью, выносливостью и скорост-но-силовыми способностями, 90% респондентов, вопреки нашим предположениям, поставили на десятое место, хотя объективно надо признать, что часто именно перечисленные двигательные действия обеспечивают успех при решении многих оперативно-служебных задач.
Несмотря на высокий процент голосов в представленных видах служебной деятельности и незначительный разброс оцениваемых показателей, указывающих на объективность данных, полученных по результатам анкетирования, на наш взгляд, здесь имеется некоторая недооценка сотрудниками ДПС роли физической подготовленности для эффективного выполнения функциональных обязанностей, что, по-видимому, обусловлено ориентированием многих из них на условия службы без учета произошедших в последние годы коренных изменений ее содержания.
К сожалению, и командиры подразделений ДПС не всегда понимают степень значимости физической подготовленности сотрудников, которая,
Проблемы непрерывной профессиональной ^^^^ подготовки сотрудников ОВД ^^^^
как показано на большом количестве примеров, является решающей в успешном противоборстве с правонарушителем. Так, проводя ранжирование требований к физической подготовленности подчиненных сотрудников, более 40% опрошенных руководителей не смогли их внятно сформулировать, практически не владели информацией об уровне подготовленности личного состава и не имели четких представлений о влиянии различных физических упражнений, представленных в перечне для анкетирования, на результативность оперативно-служебной деятельности.
Имея в современных условиях тенденцию усложнения требований ко всем составляющим готовности сотрудников ДПС к эффективному выполнению служебных обязанностей и существующее недопонимание роли физической подготовленности в ее формировании, необходимо еще раз обратить внимание на интенсификацию процесса физической подготовки в образовательных организациях МВД России, реализующих профильное обучение специалистов для подразделений Госавтоинспекции.
Интенсификацию процесса физической подготовки надо рассматривать как комплекс педагогических мер, направленных на повышение эффективности физического совершенствования обучающихся, учитывая профиль их подготовки и рамки часов, которые предусмотрены образовательной программой. Как показала практика, наиболее результативным в этом случае является применение интегративного метода при проведении занятий, обеспечивающего комплексное использование всех средств, формирующих наиболее важные умения, навыки и качества, необходимые в практической деятельности [2].
В результате проведенных экспериментов было установлено, что интегративный метод, включающий при проведении занятий разнохарактерные упражнения, моделирующие реальные условия и ситуации оперативно-служебной деятельности, предпочтительней для физического совершенствования обучающихся, так как позволяет поддерживать высокую моторную плотность занятия и физическую нагрузку на организм занимающихся, повышая при этом в более короткие сроки их общую и специальную физическую подготовленность [3].
С целью успешной реализации обозначенных направлений интенсификации физической подготовки курсантов и слушателей, проходящих обучение по профилю ГИБДД, необходимо было установить, к чему конкретно их надо готовить, для чего были изучены условия, характеризующие специфику предстоящей служебной деятельности выпускников.
Выявление двигательных действий, проявляющих в себе конкретные прикладные навыки, физические, психические качества и психофизиологические функ-
ции, осуществлялось хронометрированием служебной деятельности сотрудников ДПС, проводимом в первую (дневную) смену с наиболее интенсивным транспортным потоком. Результаты хронометража позволили выявить основные виды служебно-про-фессиональной деятельности, которые в среднем составляли следующий процент от всего бюджета служебного времени сотрудников ДПС:
- вождение патрульного автомобиля - 45,9%;
- наблюдение за дорожным движением в положении стоя у поста или патрульного автомобиля - 28,1%, в положении сидя в автомобиле или на посту - 8,4% (пройденная отрезками от 4 до 17 м общая дистанция за смену составила 2278 м);
- осуществление проверки документов водителей и составление протоколов - 7,2% (за смену около 15-20 нарушителей);
- беседы с водителями - 4,7%;
- проведение осмотров автотранспорта - 4,2%;
- преследование транспортного средства, скрывающегося с места происшествия, и задержание его водителя, в том числе применяя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие - 1,1%;
- ответы на вопросы граждан (пешеходов) - 0,4%.
Анализ хронометражной информации показывает, что в основном служебное время сотрудник ДПС затрачивает на наблюдение за участниками дорожного движения и обстановкой на дороге. При этом сотрудник может управлять патрульным автомобилем, находиться в положении сидя на посту или в автомобиле, стоять или передвигаться короткими отрезками вдоль дорожного полотка. Такая деятельность предъявляет повышенные требования к произвольному вниманию, зрительному, слуховому и двигательному анализаторам в сочетании с мыслительными процессами (память, мышление, анализ и синтез информации). Кроме того, необходима выносливость к длительному нахождению в вынужденной однообразной позе, устойчивость к монотонии и метеорологическим факторам внешней среды. Управление патрульным автомобилем требует быстрых и точных координационно сложных движений, быстрого анализа обстановки, принятия решения и его реализации.
На сотрудников ДПС возлагаются обязанности, связанные не только с выявлением нарушителей правил дорожного движения, но и с пресечением правонарушений и преступлений и задержанием лиц, их совершивших, которые в том числе могут оказывать сопротивление и (или) пытаться скрыться от сотрудника бегом или на транспортном средстве, чаще всего это происходит в темное время суток, что приводит к значительному усложнению деятельности личного состава.
Результаты проведенного нами исследования в какой-то части согласуются с выводами других ав-
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
торов. Например, А.Ф. Калашников, проводя анализ факторной структуры показателей ведущих признаков служебной деятельности и психофизических качеств сотрудников ДПС, выявил их тесную взаимосвязь, что позволило говорить о комплексном характере службы данной категории сотрудников, которая, по его мнению, требует от них:
- комплексного выполнения (в большинстве случаев на фоне усталости и в сочетании с мыслительными операциями) разнообразных и многохарактерных двигательных действий;
- постоянного проявления внимательности, наблюдательности, коммуникабельности, выдержки и уверенности в себе, поддержания на протяжении длительного времени готовности к неожиданному проведению незамедлительных, как правило, нестандартных действий;
- постоянной готовности к агрессивным реакциям со стороны водителей и пассажиров, отражению нападения с их стороны, проявления решительности и взаимовыручки при силовом пресечении противоправных действий [4].
Полученные нами данные и результаты исследований других авторов дают основание считать, что наиболее важными психофизическими качествами для сотрудников ДПС в ходе несения службы являются устойчивость нервных процессов и внимательность при наблюдении за обстановкой, а из широкого круга профессиональных двигательных навыков наиболее необходимыми оказались управление транспортным средством и эффективное владение огнестрельным оружием и боевыми приемами борьбы.
Рассматривая вопрос взаимосвязи профессиональной и физической подготовленности сотрудников ДПС в процессе несения службы, мы установили, что характер выполнения служебных обязанностей не требует частого проявления максимальных величин основных физических качеств, но оперативная обстановка иногда складывается таким образом, что в любую минуту может возникнуть необходимость проявления высокого уровня физических возможностей для успешного решения служебных задач. Особенно это относится к действиям в экстремальных условиях и несению службы при чрезвычайных обстоятельствах. Зачастую эти условия имеют силу и продолжительность воздействий различного рода физических, психических, социальных факторов, которые резко выходят за пределы оптимального диапазона функционирования организма. Под их влиянием на основе доминанты происходит нарушение физиологического равновесия процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы и, как следствие, нарушение психических функций, что отрицательно влияет на функциональное состояние организма, поведе-
ние и эффективность решения служебных задач. Такими факторами являются:
- эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, дефицитом времени и информации, угрозой нападения, высоким риском травматизма и т.п.;
- монотонность, длительное ограничение движений и нахождение в неудобной позе, постоянное поддержание состояния готовности к действиям, напряжение зрительного анализатора, частая подверженность стрессам (психоэмоциональная напряженность);
- воздействие разных климатических и микроклиматических условий (жары, холода, кислородной недостаточности, загазованности, шума, резкой смены температур и освещенности и т.п.);
- резкая смена физических напряжений от низких до критических величин (вплоть до выполнения действий с максимальными усилиями при силовом пресечении противоправных действий).
Недостаточный уровень физической подготовленности и отсутствие или несистематическое использование средств физической подготовки, направленных на формирование устойчивости к негативным факторам служебной деятельности, может способствовать развитию профессиональных заболеваний и в целом снижению эффективности выполнения служебных обязанностей [5].
Выявленные особенности служебной деятельности сотрудников ДПС являются основанием для корректировки задач и содержания физической подготовки курсантов и слушателей, обучающихся по профилю ГИБДД в образовательных организациях МВД России, которые преимущественно должны быть направлены на:
- формирование ключевых служебно-прикладных навыков обеспечения личной безопасности и безопасности напарника при выполнении служебных обязанностей, применения боевых приемов борьбы в типичных ситуациях службы (при ограниченной видимости и подвижности, вызванными темным временем суток, погодными условиями, бронежилетом и др.; при извлечении активно или пассивно сопротивляющегося правонарушителя из автомобиля; при пресечении сопротивления в момент проверки документов и осмотра транспортного средства);
- развитие ключевых профессионально значимых психофизических способностей и функций органов и систем организма, личностных и деловых качеств (общая и статическая выносливость; быстрота зрительного различения и выносливость зрительного анализатора; специальная выносливость к сложнокоординированной скоростно-сило-вой работе; способность к быстрому переключению с одного режима мышечной работы на другой; психоэмоциональная устойчивость; оперативное мышление и память; антиципация; объем, распределение, переключение, избирательность,
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
концентрация и устойчивость внимания; коммуникативные и аналитические способности, смелость и решительность, настойчивость и принципиальность, корректность и дисциплинированность).
Одним из перспективных направлений интенсификации профильной физической подготовки, на наш взгляд, является использование специальных комплексных средств обучения, позволяющих создавать достаточно высокий уровень нервно-эмоциональной напряженности и тем самым моделировать условия, близкие к реальной оперативно-служебной деятельности [6].
В образовательных организациях МВД России с этой целью организуются комплексные практические занятия на учебных полигонах. Например, выполнение заданий на специализированной полосе препятствий для сотрудников ДПС, которая, помимо преодоления различных сооружений, включает в себя моделирование типичных служебных ситуаций: выполнение боевых приемов борьбы против правонарушителя, находящегося в автомобиле; осмотр транспортного средства;
действия на макете места ДТП (оказание первой помощи, составление схемы ДТП, определение подлинности документов, регистрационных и маркировочных номеров, работа со средствами радиосвязи и усиления речи); стрельба из табельного оружия из макета салона автомобиля с имитацией его движения; экстремальное вождение. Такие занятия проводятся с участием преподавателей всех профильных дисциплин [7].
Накопление теоретического и практического опыта использования комплексных средств обучения, установление специфических особенностей профессиональной деятельности сотрудников ДПС и постоянное уточнение требований к их профессиональной подготовленности позволяют более тщательно и детально проектировать физическую подготовку курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД, и в случае необходимости своевременно корректировать и определять основные направления ее дальнейшего совершенствования.
Литература
1. Синенко С.А. Основные направления совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации / Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования): сборник материалов IX международной научно-практической конференции. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2015. С. 8-11.
2. Моськин С.А. Приоритетные направления повышения эффективности воспитания профессионально значимых качеств курсантов вузов МВД России // Наука и практика. 2014. № 4 (61). С. 156-158.
3. Еремин Р.В. Основные аспекты физической подготовки в процессе обучения курсантов вузов МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 8-12.
4. Калашников А.Ф. Проблемы физической и психофизиологической подготовки специалистов для подразделений дорож-но-патрульной службы Госавтоинспекции России. - Орел: ОрЮИ МВД России, 1997. 147 с.
5. Алдошин А.В. Характеристика деятельности функциональных систем организма и риски утраты здоровья сотрудников ГИБДД в процессе служебной деятельности // Наука и практика. 2014. № 2 (59). С. 150-153.
6. Баркалов С.Н., Флусов Е.В. Комплексное применение физических упражнений в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных организаций МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 3-7.
7. Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 299-304.
= References =
1. Sinenko S.A. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossiiskoi Federatsii / Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya): sbornik materialov IX mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Orel: OrYul MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova, 2015. S. 8-11.
2. Mos'kin S.A. Prioritetnye napravleniya povysheniya effektivnosti vospitaniya professional'no znachimykh kachestv kursantov vuzov MVD Rossii // Nauka i praktika. 2014. № 4 (61). S. 156-158.
3. Eremin R.V. Osnovnye aspekty fizicheskoi podgotovki v protsesse obucheniya kursantov vuzov MVD Rossii // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2014. № 3. S. 8-12.
4. Kalashnikov A.F. Problemy fizicheskoi i psikhofiziologicheskoi podgotovki spetsialistov dlya podrazdelenii dorozhno-patrul'noi sluzhby Gosavtoinspektsii Rossii. - Orel: OrYul MVD Rossii, 1997. 147 s.
5. Aldoshin A.V. Kharakteristika deyatel'nosti funktsional'nykh sistem organizma i riski utraty zdorov'ya sotrudnikov GIBDD v protsesse sluzhebnoi deyatel'nosti // Nauka i praktika. 2014. № 2 (59). S. 150-153.
6. Barkalov S.N., Flusov E.V. Kompleksnoe primenenie fizicheskikh uprazhnenii v sluzhebno-boevoi podgotovke kursantov obrazovatel'nykh organizatsii MVD Rossii // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2014. № 3. S. 3-7.
7. Barkalov S.N., Gerasimov I.V. Fizicheskaya podgotovka kursantov obrazovatel'nykh organizatsii MVD Rossii: sostoyanie, problemy i puti sovershenstvovaniya // Obshchestvo i pravo. 2014. № 4 (50). S. 299-304.Материал вычитан, цифры, факты сверил с первоисточником.
(статья сдана в редакцию 26.04.2017)
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 2'17 88