Научная статья на тему 'Образовательные риски в подготовке обучающихся в системе вузов мвд'

Образовательные риски в подготовке обучающихся в системе вузов мвд Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РИСКИ / EDUCATIONAL RISKS / СОТРУДНИКИ ОВД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошникова Снежана Сергеевна, Мирошников Алексей Сергеевич

Приводятся наиболее распространенные трактовки понятия «риск». Подробно рассматривается классификация основных рисков, сопровождающих процесс профессиональной подготовки курсантов и слушателей вузов системы МВД России, а также выделяются главные причины, лежащие в основе возможных проявлений данных рисков. В качестве возможных путей решения данной проблемы предлагаются основные направления деятельности специалистов различных подразделений вузов МВД России в рамках учебно-методического и психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирошникова Снежана Сергеевна, Мирошников Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the most common interpretations of the concept of “risk”. The authors considers the classification of the main risks accompanying the process of training of cadets and students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The main reasons for these risks are highlighted. As possible ways to solve this problem, the authors propose the main directions of activities of specialists of various departments of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the framework of the educational and methodological, psychological and pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Образовательные риски в подготовке обучающихся в системе вузов мвд»

педагогические науки

здоровья курсантов // Вестн. Белгор. юрид. ин-та МВД России. 2012. № 1. С. 14-17.

5. Латышева O.A. Физическая культура как залог здоровья студентов // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. Т. 1. № 6. С. 145-148.

6. Мавропуло О.С. Физическая культура и здоровье в иерархии потребностей и ценностей человека // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 3. С. 155-159.

7. Пшеничников А.Ф., Сергеев Л.Ф., Пата-шова Л.А. Физическая культура и здоровье в подготовке специалистов высшего профессионального образования // Вестн. гражданских инженеров. 2006. № 2. С. 120-126.

8. Ятлова Е.А. Здоровье, здоровый образ жизни студентов и физическая культура в образовательном пространстве вуза // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6-2. С. 84-87.

9. Turner A.N. The science and practice of periodization: a brief review // Strength & Conditioning Journal. 2011. Т. 33. № 1. P. 34-46.

prostranstve vuza // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2010. № 6-2. S. 84-87.

Priority tasks of physical education in young generation health care

The article deals with the main ways of physical education development in different historical periods and its modern tendencies. The author proposes the name "Athletics" for the discipline, which is now called "Physical Education". The necessity of using modern forms of educational work, namely flash mobs and battles, in the process of forming the values of a healthy lifestyle of young people is proved in the article.

Key words: physical education, health, youth.

(Статья поступила в редакцию 16.04.2018)

* * *

1. Davydova M.V. Ob integracii obrazovatel'-nyh oblastej «Zdorov'e» i «Fizicheskaja kul'tura» v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii // Nachal'naja shkola pljus Do i Posle. 2012. № 6. S. 5256.

2. Deminskaja L.A. Ozdorovitel'naja fizicheskaja kul'tura v processe sohranenija i vosstanovlenija zdorov'ja sovremennogo cheloveka // Pedagogika, psihologija i mediko-biologicheskie problemy fizi-cheskogo vospitanija i sporta. 2007. № 11. S. 33-35.

3. Dutov S.Ju. Fizicheskaja kul'tura i sport kak faktor ukreplenija zdorov'ja molodezhi // Vestn. Tamb. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2012. № 10 (114). S. 186-190.

4. Kutergin N.B., Avdeev A.G. Fizicheskaja kul'tura kak sredstvo sohranenija i ukreplenija zdorov'ja kursantov // Vestn. Belgor. jurid. in-ta MVD Rossii. 2012. № 1. S. 14-17.

5. Latysheva O.A. Fizicheskaja kul'tura kak zalog zdorov'ja studentov // Interjekspo Geo-Sibir'. 2012. T. 1. № 6. S. 145-148.

6. Mavropulo O.S. Fizicheskaja kul'tura i zdorov'e v ierarhii potrebnostej i cennostej cheloveka // Jekonomicheskie i gumanitarnye issledovanija regio-nov. 2012. № 3. S. 155-159.

7. Pshenichnikov A.F., Sergeev L.F., Patasho-va L.A. Fizicheskaja kul'tura i zdorov'e v podgotovke specialistov vysshego professional'nogo obrazovanija // Vestn. grazhdanskih inzhenerov. 2006. № 2. S. 120-126.

8. Jatlova E.A. Zdorov'e, zdorovyj obraz zhizni studentov i fizicheskaja kul'tura v obrazovatel'nom

© Мирошникова С.С., Мирошников А.С., 2018

с.с. мирошникова, А.с. мирошников

(Волгоград)

образовательные риски в подготовке обучающихся в системе вузов мвд

Приводятся самые распространенные трактовки понятия «риск». Подробно рассматривается классификация основных рисков, сопровождающих процесс профессиональной подготовки курсантов и слушателей вузов системы МВД России, а также выделяются главные причины, лежащие в основе возможных проявлений данных рисков. В качестве возможных путей решения данной проблемы предлагаются основные направления деятельности специалистов различных подразделений вузов МВД России в рамках учебно-методического и психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: образовательные риски, сотрудники ОВД, компетентностный подход, профессиональное образование, образовательные стандарты.

Новые экономические и социально-культурные реалии требуют переосмысления результатов научных исследований по совершенствованию профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД

ИЗВЕСТИЯ вгпу

России как в теоретическом, так и в практическом плане. Современный курсант должен не только владеть необходимым объемом знаний, но и в полной мере осознавать значимость своей будущей профессии, быть способным к принятию нового и трансформации ранее накопленного опыта, продуктивному взаимодействию с окружающим социумом, уметь приобретать новые знания, используя современные технологии. К сожалению, в социальном сознании современной молодежи можно встретить стремление к обесцениванию авторитетов, недоверие к власти, стремление к самоутверждению без учета интересов других людей и социальных групп. На уровне обыденного сознания у современного молодого человека можно наблюдать упрощенность в восприятии мира, обеднение языкового и когнитивного компонентов. Взаимодействие с окружающим миром нередко сводится к примитивной схеме «действие - результат», что влияет на профессиональную деятельность, в том числе сотрудников полиции.

Изменения в культурно-нравственном сознании молодежи, а также изменившиеся социально-экономические обстоятельства, в которых функционирует система образовательных учреждений МВД, привносят в образовательную среду потенциальные опасности и новые риски профессиональной подготовки.

Анализируя многообразие трактовок понятия «риск», мы вслед за И.Г. Абрамовой и В.И. Зубковым отметим три основные группы. В первой риск понимается как специфическая деятельность по выявлению неопределенности в ситуации принятия решения, выбора вариантов действия, исход которого случаен. Во второй группе риск раскрывается через непосредственное действие субъекта в неясной, неопределенной или же опасной обстановке. В третьей акцентируется внимание на вероятности отрицательного характера последствий: вероятность ошибки или неуспеха в ситуации с несколькими альтернативами, ущерб, связанный с реализацией решения или вызванный неблагоприятными факторами среды, возможность наступления нежелательных последствий (их мера) в результате действий случайных факторов [1; 5]. Исходя из данной типологии рисков, мы вслед за большинством исследователей в данной области выделяем следующие риски подготовки слушателей и курсантов в системе вузов МВД.

Риски целеполагания. Многие исследователи отмечают, что реализуемая на сегодняшний момент в российских вузах много-

уровневая система подготовки, в основе которой лежит компетентностный подход, сопровождается рядом разночтений в целепола-гании подготовки специалистов [3; 11]. Еще с 2002 г. - с момента опубликования «Концепции модернизации российского образования» - до настоящего времени в качестве главного направления совершенствования учебно-образовательного процесса выступает внедрение компетентностного подхода, который предполагает смещение целей высшего образования с традиционно когнитивных на более актуальные практико-ориентированные и предметно-профессиональные аспекты [10]. Однако попытки переработки педагогической концепции высшего профессионального образования и внедрения компетентностного подхода в учебные программы по сегодняшний день вызывают серьезное сопротивление образовательной среды.

Профессиональное образование, получаемое в образовательных организациях МВД россии, имеет свои особенности, что объясняется государственным заказом по обеспечению правопорядка, свободы и безопасности граждан. особенности будущей профессиональной деятельности курсантов предполагают определенную специфику, более жесткие требования к их подготовке, отраженные в учебных программах.

Вместе с тем, как и в гражданских вузах, в учебный план включены предметы, ориентирующие на практическую подготовку и предметы академической подготовки, в ФГОС ВО определен набор общекультурных и профессиональных компетенций (общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных), которыми должен обладать выпускник образовательных вузов МВД России, но, как отмечает в своих исследованиях В.П. Бауэр, не уточняется, как соотносятся данные компетенции друг с другом, а также с учебными дисциплинами, не поясняется логика их формирования и взаимное влияние, что ведет к неоднозначному пониманию преподавателями и курсантами задач обучения отдельным учебным дисциплинам. Возникает необходимость уточнить данное соответствие для каждого цикла учебных дисциплин [2].

Е.А Пушилин в качестве одной из основных проблем внедрения компетентностного подхода в вузах МВД России выделил несогласованность вклада разных направлений учебно-воспитательного процесса в формирование профессиональной компетентности кур-

сантов. Специфика учебно-воспитательного процесса образовательных организациях МВД России проявляется в сочетании учебной и служебной деятельности курсантов на фоне их постоянного, казарменного пребывания на территории вуза, что сопровождается большим количеством как учебных, так и внеучеб-ных мероприятий, проводимых начальниками различного уровня и различных структурных подразделений, в деятельности которых может наблюдаться ряд рассогласований в контексте реализации компетентностного подхода [10]. Частично данную проблему призван решить так называемый ФГОС ВО (3++), направленный на актуализацию уже действующего федерального государственного образовательного стандарта, но достоверно оценить эффективность его реализации можно лишь со временем.

Интеллектуальные риски. Как отмечает в своем исследовании Ю.В. Гнездилова, в современной молодежной среде все четче проявляется тенденция к упрощению когнитивной сферы, снижению мотивации к умственному труду, большое количество интеллектуального «мусора», усваиваемого молодежью, неумение и нежелание отделять его от истинных проверенных знаний [4].

В свете этого возможно искаженное восприятие образования, в том числе и высшего, как некой формальной аттестации. Во многом причиной такого отношения выступает переход школ на Единый государственный экзамен, негативные последствия от которого вот уже почти десятилетие отмечаются рядом педагогов не только общеобразовательной, но и высшей школы. Второй причиной снижения значимости интеллектуальной составляющей личности в целом и высшего образования в частности является рассмотрение его в практике органов государственного и муниципального управления в качестве сферы услуг - традиционно второстепенной сферы в сознании людей. Такой утилитарный и зачастую упрощенный подход к приобретению знаний способствует снижению мотивации части абитуриентов (а затем и, к сожалению, учащихся вузов) к самостоятельному умственному труду, стремления к самообразованию и в дальнейшем самосовершенствованию в профессиональной сфере.

В образовательных учреждениях МВД России с уже сложившейся практикой обязательного трудоустройства выпускников и, соответственно, отсутствием конкуренции наблюдается тенденция снижения стремления

КИЕ НАУКИ -

части курсантов к так называемой когнитивной составляющей образования. При рассмотрении данного вопроса также нельзя не отметить мнение Е.А. Пушилина, который уточняет, что специфика подготовки курсантов к работе в силовых структурах требует соответствующего методического обеспечения, учитывающего особенности служебно-профессио-нальной деятельности обучаемых. В связи с этим передовые методические разработки, имеющиеся в гражданских вузах, не всегда применимы в вузах системы МВД без дополнительной переработки, что существенно ограничивает методическую обеспеченность учебно-воспитательного процесса и затрудняет процесс его реформирования [10]. В большей степени это касается разнообразных интерактивных и дистанционных методов обучения, использования в учебном процессе онлайн-лекций и вебинаров, электронных учебников и пособий.

Коммуникативные риски. Современные условия обучения на фоне существенной доли самостоятельной работы учащихся не вполне благоприятны для личностного и профессионального развития учащихся вузов (в частности, становления их коммуникативных навыков). Ряд курсантов и слушателей вузов системы МВД испытывают затруднения в способности четко и логично излагать мысли, композиционно оформлять речь, что приводит к затруднениям в усвоении учебных материалов.

Рассматривая условия межличностных контактов курсантов и преподавателей учреждений МВД России, нельзя не отметить достаточно высокий уровень напряженности. Учебный процесс, как и вся деятельность курсантов и слушателей, строится в условиях сочетания войсковой (отделение, взвод, подразделение) и вузовской (учебная группа, курс, факультет) организации учебно-воспитательного процесса, на принципах строгой служебной дисциплины, единоначалия, что требует соблюдения определенной этики поведения, субординации, а это, в свою очередь, ведет к невозможности в полной мере учитывать индивидуальные особенности обучаемых, а также снижению взаимопонимания преподавателей, начальников и курсантов [8].

Затруднения в межличностном общении могут повлечь за собой проблемы и в установлении контактов с однокурсниками, умении управлять диалоговой ситуацией, выстраивать адекватные модели взаимодействия. В вузах МВД в ходе учебного процесса преобладают групповые формы работы как на плановых за-

нятиях, так и на самоподготовке, что приводит к неизбежному столкновению мнений и интересов участников коллектива и возможному возникновению скрытых конфликтов. Если у курсантов наблюдается склонность к обострению отношений и неспособность нивелировать конфликтные ситуации, это не только снижает эффективность учебно-служебной деятельности, но и может дезорганизовать деятельность всего коллектива [15].

Психофизиологические риски. Эти риски выступают закономерным следствием вышеизложенного. в психологии курсанта, особенно в первые годы обучения, наблюдается существенное увеличение нервно-эмоционального напряжения. в основе этого лежат кардинальные изменения, связанные не столько с учебной, сколько с новой для него служебной деятельностью, сопровождаемой службой в нарядах, дежурствами по охране общественного порядка, необходимостью выполнения приказов и распоряжений руководителей, соблюдением распорядка дня и служебной дисциплины, наличием системы поощрений и взысканий за несение службы. Данный процесс требует от курсанта больших физических и эмоциональных энергозатрат и может сопровождаться проявлением негативных психических и психологических реакций [7; 12]. Так, курсанты зачастую демонстрируют вредные привычки, нарушение формы одежды; нарушение правил внутреннего служебного распорядка, халатное отношение к изучению дисциплин, низкую успеваемость [14].

Стрессогенные условия образовательной среды могут привести к значительному ухудшению показателей здоровья, уменьшению адаптационных ресурсов, снижению умственной и физической работоспособности курсантов. Последний аспект вызывает все большее беспокойство.

Оценивая физическое здоровье выпускников школ, поступающих в вузы, В.М. Климов и Р.И. Айзман отмечают, что, по данным многочисленных исследований, всего лишь 1012% выпускников школ являются практически здоровыми, а у остальных отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья и в физической подготовке [6].

При поступлении в высшее учебное заведение силовой структуры, например в образовательных организациях системы МвД россии, одним из обязательных испытаний является сдача нормативов по физической подготовке. В.Г. Старостин отмечает, что наиболь-

шее количество абитуриентов не могут преодолеть вступительные испытания именно по предмету физической подготовки. Зачисленные на первый курс обучения абитуриенты с низкими проходными баллами по физической подготовке сталкиваются с трудностями, не выполняя нормативы курса [13].

Эти данные согласуются с исследованиями в.А. овчинникова, который отмечает снижение уровня физического развития курсантов высших образовательных учреждений МВД России, а также устойчивый рост высокого процента курсантов, не аттестованных из-за болезни, травм и вследствие этого не имеющих возможности посещать занятия по физической подготовке и быть аттестованными [9].

Для минимизации представленных групп рисков предлагается несколько направлений работы в рамках учебно-методического и психолого-педагогического сопровождения в учебных заведениях МВД России для следующих должностных лиц:

- специалисты учебных и методических подразделений - оптимизация и внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, прогрессивных форм, методов и средств обучения;

- специалисты подразделений морально-психологического обеспечения - помощь в психологической адаптации курсантов;

- профессорско-преподавательский состав - стимулирование учебной мотивации, формирование у курсантов профессиональных ценностей;

- офицерский состав - демонстрация образцов поведения в соответствии с профессиональными ценностями на основе личного примера.

список литературы

1. Абрамова И.Г. Теория педагогического риска: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996.

2. Бауэр В.П. Методологические аспекты формирования профессиональной компетентности выпускников военных институтов внутренних войск МВД России // Философия образования. 2012. Т. 40. № 1. С. 153-159.

3. Балуева В.А., Коробкова С.А. Проблемы реформирования высшего образования // Нижегородское образование. 2016. № 3. С. 110-114.

4. Гнездилова Ю.В. Риски интеллектуальной маргинализации студенческой молодежи // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2015. С. 351354.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5. Зубков В.И. Риск как предмет социального анализа // Социологические исследования. 1990. № 4. С. 3-9.

6. Климов В.М., Айзман Р.И. Оценка физического здоровья выпускников школ, поступающих в вузы // Бюллетень сибирской медицины. 2016. № 15(3). С. 41-47.

7. Красинская Е.С. К проблеме адаптации курсантов образовательных учреждений МВД России // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10-12. С. 39-41.

8. Мирошникова С.С. Профессиональные риски спортивного тренера // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2014. № 1(86). С. 78-81.

9. Овчинников В.А. Рубежный контроль по дисциплине «физическая подготовка» в Волгоградской академии МВД России // Сиб. пед. журн. 2008. № 15. С. 92-97.

10. Пушилин Е.А. Проблема внедрения ком-петентностного подхода и формирования профессиональной компетентности курсантов в вузе внутренних войск МВД России // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. 2016. Ч. 2. С. 334-339.

11. Резниченко М.А. Риски профессионализации студентов бакалавриата // научный результат. Сер.: Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2. № 2. С. 34-39.

12. Солдатова И.Ф. Психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений МВД России, нуждающихся в повышенном внимании психолога : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2007.

13. Старостин В.Г. О проблеме слабой физической подготовки курсантов первого курса образовательных организаций системы МВД России // Актуальные проблемы современного российского государства и права: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / С.-Петерб. ун-т МВД России. СПб., 2015. С. 109-112.

14. Стригуненко И.К. Девиантное поведение курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России как социальная проблема // человек. Общество. Инклюзия. 2013. № 3. С. 114118.

15. Шаранов Ю.А., Гусева Н.В. Механизмы актуализации исполнения профессиональных ролей курсантами вузов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3. С. 53-54.

* * *

1. Abramova I.G. Teorija pedagogicheskogo riska: dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1996.

2. Baujer V.P. Metodologicheskie aspekty formi-rovanija professional'noj kompetentnosti vypusknikov

voennyh institutov vnutrennih vojsk MVD Rossii // Filosofija obrazovanija. 2012. T. 40. № 1. S. 153159.

3. Balueva V.A., Korobkova S.A. Problemy re-formirovanija vysshego obrazovanija // Nizhegorodskoe obrazovanie. 2016. № 3. S. 110-114.

4. Gnezdilova Ju.V. Riski intellektual'noj mar-ginalizacii studencheskoj molodezhi // Riski v iz-menjajushhejsja social'noj real'nosti: problema prog-nozirovanija i upravlenija: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Belgorod, 2015. S. 351-354.

5. Zubkov V.I. Risk kak predmet social'nogo analiza // Sociologicheskie issledovanija. 1990. № 4. S. 3-9.

6. Klimov V.M., Ajzman R.I. Ocenka fiziche-skogo zdorov'ja vypusknikov shkol, postupajushhih v vuzy // Bjulleten' sibirskoj mediciny. 2016. № 15(3). S. 41-47.

7. Krasinskaja E.S. K probleme adaptacii kur-santov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii // Sovremennye tendencii razvitija nauki i tehnologij. 2016. № 10-12. S. 39-41.

8. Miroshnikova S.S. Professional'nye riski spor-tivnogo trenera // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2014. № 1(86). S. 78-81.

9. Ovchinnikov V.A. Rubezhnyj kontrol' po discipline «fizicheskaja podgotovka» v Volgogradskoj akademii MVD Rossii // Sib. ped. zhurn. 2008. № 15. S. 92-97.

10. Pushilin E.A. Problema vnedrenija kompe-tentnostnogo podhoda i formirovanija professional'noj kompetentnosti kursantov v vuze vnutrennih vojsk MVD Rossii // Napravlenija i perspektivy razvitija obrazovanija v voennyh institutah vnutrennih vojsk MVD Rossii: sb. nauch. st. VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. 2016. Ch. 2. S. 334-339.

11. Reznichenko M.A. Riski professionalizacii studentov bakalavriata // Nauchnyj rezul'tat. Ser.: Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2016. T. 2. № 2. S. 34-39.

12. Soldatova I.F. Psihologicheskoe obespeche-nie kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii, nuzhdajushhihsja v povyshennom vnimanii psihologa : dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2007.

13. Starostin V.G. O probleme slaboj fizicheskoj podgotovki kursantov pervogo kursa obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii // Aktual'nye problemy sovremennogo rossijskogo gosudarstva i prava: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. / S.-Peterb. un-t MVD Rossii. SPb., 2015. S. 109-112.

14. Strigunenko I.K. Deviantnoe povedenie kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii kak social'naja problema // Chelovek. Obshhestvo. Inkljuzija. 2013. № 3. S. 114-118.

15. Sharanov Ju.A., Guseva N.V. Mehanizmy aktualizacii ispolnenija professional'nyh rolej kursantami vuzov MVD Rossii // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2006. № 3. S. 53-54.

Educational risks in student training in the system of higher schools of the Ministry of Internal Affairs

The article deals with the most common interpretations of the concept of "risk". The authors considers the classification of the main risks accompanying the process of training of cadets and students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The main reasons for these risks are highlighted. As possible ways to solve this problem, the authors propose the main directions of activities of specialists of various departments of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the framework of the educational and methodological, psychological and pedagogical support. Key words: educational risks, employees of Internal Affairs Department, competence approach, professional education, educational standards.

(Статья поступила в редакцию 19.04.2018)

Е.В. ДАНИЛЬЧУК, Н.Ю. КУЛИКОВА,

И.В. ГЕРМАШЕВ

(Волгоград)

методические особенности формирования готовности будущего учителя информатики к разработке и использованию компьютерных игр в обучении алгоритмизации и программированию

Рассматриваются методические особенности формирования готовности будущего учителя информатики к разработке и использованию компьютерных игр в обучении алгоритмизации и программированию. Обсуждаются основные подходы к созданию и использованию компьютерных игр (типология, программные средства разработки и др.). Предлагается реализуемая в педагогическом вузе структурная модель специального вида готовности будущего учителя информатики к разработке и использованию компьютерных игр.

Ключевые слова: обучение информатике, программирование, компьютерные игры, гейми-фикация образования, интерактивность, готовность учителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современной системе образования прослеживается тенденция повышения значимости обучения разделам курса информатики, связанным с алгоритмизацией и программиро-

ванием, которым на сегодняшний день в школе недостаточно уделяется внимания. Данная тенденция определяется, на наш взгляд, двумя обстоятельствами. Первое: запрос современного информационного общества на подготовку кадров для ИТ-индустрии и наукоемких предприятий означает смещение акцента в образовании на приоритетную подготовку выпускников школы с технико-ориентированной направленностью [15]. Необходимость цифрового развития общества приводит к тому, что руководители сектора ИТ-индустрии проявляют большой интерес к школьной информатике, настоятельно ожидают ее возврата к более качественному обучению алгоритмизации и программированию учащихся [2]. Второе: основные цели, отраженные в национальной доктрине развития системы образования в Российской Федерации на период до 2025 года, внедрение в систему образования ФГОС нового поколения, которые базируются на деятельностном подходе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.), приоритетно направлены на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности и создание максимально благоприятных условий для выявления и развития интеллектуально-творческих способностей каждого обучающегося [15; 17]. В решении данной задачи важная роль в современной системе образования отводится курсу информатики [3].

К основным целям школьного курса информатики относится формирование у учащихся:

- информационного мировоззрения (системы взглядов, связанной с миром информации, поисками своего места в данном мире) [2];

- информационной культуры, фундаментом которой является операционный стиль мышления (А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, Ю.А. Первин, А.А. Кузнецов и др.) [3; 15].

операционный стиль мышления характеризуется следующими умениями: разделения описаний сложных действий на простые составляющие для достижения поставленных целей; планирования своих действий при использовании ограниченных наборов инструментов; построения информационной модели для описания объектов; четкого формулирования своих мыслей и др. [12]. Развитию данных способностей напрямую способствует обучение темам алгоритмизации и програм-

© Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю., Гермашев И.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.