известия вгпу
2) идентифицирует границы его «я»;
3) способствует равномерному распределению градуса ответственности за предстоящую совместную распределенную учебную деятельность;
4) помогает совершить выбор: принять или не принять смысловую позицию Другого.
Для формирования творческой личности студента представляется эффективным «погружение» студента в такие ситуации педагогического взаимодействия, в которых соответствующие мнения интенсивно развиваются, а затем реализуются в профессиональной деятельности на практике. С позиции сотрудничества и партнерства со студентами преподаватель, вовлекая студентов в разные виды деятельности, создает благоприятные условия для самосовершенствования, стимулирует их активность, стремление к самостоятельному творческому поиску, личностному росту, к раскрытию и развитию своего профессионального и личностного потенциала.
В условиях актуализации в информационном обществе ценности знания необходимо сохранять и совершенствовать смысловые коммуникации, направлять свою стратегию на поиск принципиально новых путей комплексного разрешения проблемы образования на практике.
список литературы
1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003.
2. Мирошниченко Т.В. Особенности диалога-переживания в практике образовательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2017.
3. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013.
4. Сулейманова Н.И. Формирование ценностно-смысловой сферы у младших школьников средствами предметно-смыслового диалога в совместно-разделенной деятельности // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2010. Вып. 5-1. Т. 12. С. 156-161.
* * *
1. Leont'ev D.A. Psihologija smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. 2-e izd., ispr. M.: Smysl, 2003.
2. Miroshnichenko T.V. Osobennosti dialoga-perezhivanija v praktike obrazovatel'nogo processa: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D., 2017.
3. Sapogova E.E. Jekzistencial'naja psihologija vzroslosti. M.: Smysl, 2013.
4. Sulejmanova N.I. Formirovanie cennostno-smyslovoj sfery u mladshih shkol'nikov sredstvami predmetno-smyslovogo dialoga v sovmestno-razde-lennoj dejatel'nosti // Izv. Samar. nauch. centra RAN. 2010. Vyp. 5-1. T. 12. S. 156-161.
Dialogical communication
of the subjects of the educational process
in higher school
The article deals with the essence of the concept "dialogue". The types of the dialogical communication in the educational process of a higher school are under consideration, some modern technologies that contribute to the dialogical communication are described in the article.
Key words: dialogue, interaction, dialogical interaction, dialogical communication, educational technologies.
(Статья поступила в редакцию 10.04.2018)
ф.ф. халилуллин
(казань)
приоритетные задачи физической культуры в сохранении здоровья молодого поколения
Рассматриваются основные пути развития физической культуры в различные исторические периоды, актуализируются ее современные тенденции. Предложен вариант наименования «Атлетика» для учебной дисциплины, носящей сегодня название «Физическая культура». Обоснована необходимость использования современных форм воспитательной работы (флешмобов и баттлов) в процессе формирования ценностей здорового образа жизни молодежи.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, молодежь.
Как известно, физическая культура и спорт являются непременными атрибутами человеческой цивилизации, в большей или меньшей степени востребованными в различные исторические периоды. Как в странах Древнего мира, так и в Средневековье, а также в наши
О Халилуллин Ф.Ф., 2018
педагогические науки
дни физическая культура и спорт являются достаточно востребованным видом занятий человека, носящим образовательный характер и требующим осуществления педагогической деятельности.
Уже в древнегреческих государствах педагогическая деятельность такого рода осуществлялась в специализированных школах физического воспитания - палестрах, где у мальчиков целенаправленно развивали ряд качеств, необходимых для ведения боевых действий. В Древнем Риме физическое воспитание имело выраженный военный уклон. На Марсовом поле регулярно проводились военные игры и занятия по строевой подготовке [3].
Подготовка рыцарей также предусматривала массу физических упражнений, поскольку даже ношение доспехов, весивших в среднем около 30 кг, неподготовленного к таким нагрузкам человека обрекало на травмы или гибель в первом же сражении. При этом важно отметить, что физическими занятиями в то время было охвачено лишь незначительное число феодалов. наконец, в современной действительности физическая культура и спорт приобрели всеобщее признание и являются неотъемлемой частью образовательного процесса во многих странах.
Таким образом, педагогический процесс, содержанием которого являлось физическое развитие человека, осуществлялся во все времена. Однако, несмотря на такое единство, цели данного процесса сильно различались. Для древних греков высокий уровень физического развития, по сути, являлся залогом выживаемости в бесконечной череде войн. во время феодализма эта цель также присутствует, но постепенно отходит на задний план (особенно с возникновением огнестрельного оружия), уступая место более мирным идеям побед на рыцарских турнирах. Современные же цели занятий физической культурой и спортом практически не предполагают обеспечение личной безопасности человека и сконцентрированы на принципиально иных детерминированных общественным развитием проблемах.
Применительно к нашей стране эти цели, прежде всего, можно обнаружить при изучении государственных образовательных стандартов, где дается подробное описание основного предназначения физической культуры. так, для начальной школы такая цель связывается с укреплением здоровья учащихся и предполагает овладение соответствующей системой знаний, умений и навыков. реализации
данной цели служат такие общеобразовательные программы, как «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева), «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова),«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой), «Уроки Здоровейки» (Т.К. Зайцев). По мнению М.В. Давыдовой, наиболее полно эта цель достигнута в образовательной программе «Успех» [1].
В основной школе данная цель расширяется до вопросов здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. В государственных стандартах высшего профессионального образования эта цель также четко прослеживается на более высоком уровне, и ее достижение сопряжено с повышением адаптационных резервов организма и укреплением здоровья будущих специалистов. Эти же идеи можно обнаружить в действующем Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Национальной доктрине образования в Российской Федерации, где физическая культура и спорт представлены в том числе как одно из средств профилактики заболеваний и укрепления здоровья молодежи [4]. В связи с этим можно говорить о произошедшей в наши дни смене образовательной парадигмы в области физической культуры и спорта, которые из средства разрушения в прошлом превратились в источник создания.
По словам О.С. Мавропуло, для понимания здоровья недостаточно обыденного здравого смысла, в повседневной жизни больше значения придается различным патологиям, а сам феномен здоровья рассматривается как отсутствие болезни. Поэтому выделение здоровья в качестве составной части «человеческого капитала» позволяет идентифицировать его как принципиально важный источник экономического роста и фактор социально-психологического благополучия в обществе [6].
Необходимо подчеркнуть, что такая смена педагогических целей занятий физической культурой не является случайной: она обусловлена рядом объективных факторов и носит конкретно-исторический характер. Прежде всего, к ним можно отнести малочисленность и иной способ ведения современных войн, не требующих значительной физической подготовленности от солдата, которым может стать практически любой человек, обученный только обращаться с оружием. Поэтому взращивание воина посредством занятий физической культурой, что было характерно для педагогических систем прошлого, сегодня является неактуальным.
Другими факторами, непосредственно влияющими на целевой компонент физической подготовки, являются повышение уровня жизни людей и научно-технический прогресс, несоизмеримо обеднившие значение таких человеческих качеств, как сила, выносливость, быстрота и др., которые для современного человека не имеют практически никакого значения. Высокий уровень урбанизации населения и минимальная доля тяжелого труда в структуре занятости также нивелируют в наши дни необходимость физического развития человека. В целом в большей части цивилизованного мира сложилась вполне характерная картина постиндустриального общества, во многом решившего проблемы материального характера и сконцентрированного на вопросах духовного порядка. Очевидно, что в таких условиях роль физической подготовки является далеко не решающей в жизнедеятельности человека, большая часть рабочего времени которого отводится решению интеллектуальных задач.
Наряду с этим именно такие условия существования человека порождают новые цели и задачи, стоящие перед занятиями физической культурой. Общепризнанно, что многие наши современники испытывают серьезный недостаток двигательной активности, вызывающий значительное количество негативных последствий и в конечном итоге приводящий к тем или иным заболеваниям. к таким заболеваниям относятся различные нарушения опорно-двигательного аппарата, дисфункции сердечно-сосудистой системы, болезни внутренних органов и т. д. [5]. Кроме того, гипокинезия вызывает и нарушения психического свойства: стрессы, неврозы, фобии и т. д., вызванные сидячим образом жизни.
По данным Л.А. Деминской и многих других исследователей данной проблемы, для сохранения здоровья человека необходимо вести именно здоровый образ жизни, который предусматривает физическую активность и оздоровительную физическую культуру, оказывающую благоприятное и всестороннее воздействие занятий на организм, позволяя каждому человеку выбрать для себя вид занятия, исходя из своих возможностей, характера и индивидуальных особенностей [2]. Поэтому, несмотря на то, что цель занятий физической культурой сегодня кардинальным образом изменилась и заключается в обеспечении человека необходимым количеством двигательных действий, необходимых для поддержания организма в здоровом состоянии, ее роль остается достаточной высокой. Однако это вовсе не означает, что занятия физической культу-
рой должны рассматриваться как важнейший инструмент сохранения здоровья и выступать панацеей от всех болезней, как это утверждается в рассмотренных выше документах.
Понятие здоровья носит комплексный характер, и физическая культура оказывает на него влияние не больше чем какой-либо другой фактор, например среда или качество продуктов питания. Поэтому, не решив экологические вопросы, стоящие с каждым днем все острее, и не обеспечив свой рацион необходимыми элементами, мы не можем рассчитывать на нормальное здоровье даже при занятиях физической культурой. Кроме того, и сами занятия физической культурой должны быть строго дозированы, поскольку, по мнению многих (в том числе зарубежных) ученых, такие занятия становятся более эффективными при определенных временных перерывах [9].
Кроме того, как справедливо отмечают А.Ф. Пшеничников, Л.Ф. Сергеев и Л.А. Пата-шова, формирование ответственного отношения к своему здоровью, достаточного уровня компетентности в выборе поведенческих способов для реализации целей в любом виде деятельности, воспитание навыков, сопряженных с реализацией цели или «внутренней потребности» быть здоровым, требуют, прежде всего, организации целенаправленного обучения как составной части образования и воспитания студенческой молодежи [7]. Таким образом, приоритетные задачи физической культуры сегодня требуют своего пересмотра в ракурсе сохранения здоровья молодого поколения.
Прежде чем перейти к изложению их видения, хотелось бы обозначить и предложить решение еще одной и давней проблемы в рассматриваемой научной области. Речь идет о терминологической проблеме: понятия физических упражнений и физической культуры употребляются как синонимические. К сожалению, эта ошибка надежно укрепилась в речи, и физической культурой у нас занимаются, вместо того чтобы ее осваивать, проникаться ею и т. д. При этом глагол заниматься не используется с названием какого-либо другого вида культуры (например, народной культуры или массовой культуры), поскольку такое словосочетание звучит нелепо. Даже представить себе сложно, чтобы ученики вместо занятий, например, по географии, истории или геометрии, пошли бы на уроки географической, исторической, геометрической культуры!
Культура - это настолько широкое понятие, что заниматься ею как каким-либо делом невозможно, поскольку никакое занятие не может охватить культуру в целом. Но поскольку
в отношении физической культуры этот глагол применяется, это, на наш взгляд, существенно сужает представления людей о рассматриваемом явлении. Поэтому в ходе образовательной практики у нас физическая культура сводится к катанию на лыжах, игре в футбол, сдаче нормативов и т. д., а целый пласт ценностей, идей, эталонов и другого накопленного человечеством опыта в данной области остается невостребованным. Такое однобокое и явно недостаточное видение физической культуры порождает и соответствующее искаженное отношение к ней у учащейся молодежи, которая, не понимая ценности физически развитого организма, часто воспринимает занятия в спортивных залах исключительно как повинность, а не средство своего развития.
Поэтому от выражения «заниматься физической культурой» стоит как можно быстрее отказаться и подобрать более подходящее название соответствующей учебной дисциплине. Таким названием может явиться термин атлетика, произошедший от греческого слова athletikos и изначально означающий «свойственный борцам», т. е. «сильный, быстрый». В наши дни этот термин означает спортивные упражнения, требующие разносторонней физической подготовки, что как нельзя лучше соответствует учебной дисциплине, называемой физической культурой. Выражение заниматься атлетикой явно выглядит более благозвучно, а само слово атлетика, наверное, практически у всех порождает образ физически развитого, здорового и сильного человека. Поэтому, уже идя на занятия атлетикой, учащийся будет четко представлять себе то, на что он будет затрачивать свое время и усилия. В случае с физической культурой такого не происходит, потому что это название ничего молодому человеку, а уж тем более ребенку, не объясняет.
На наш взгляд, это едва ли не самый принципиальный психологический момент в организации физических упражнений в современной системе образования, поскольку столь необходимые мотивационные механизмы учебно-воспитательного процесса здесь вообще не работают. Так, идя на уроки физики, химии, биологии и др., ученик точно представляет себе предметную область, которую ему предстоит изучать, и его ассоциативное мышление рисует ему соответствующие картины различных приборов, опытов с реагентами, макеты животных и растений и т. д. А о чем могут думать дети, идущие на занятия физической культурой, большая часть которых даже не осознает значение этих слов? О развлечениях, веселом времяпровождении, спортивных
играх, прыжках, беге, соревнованиях и т. д., но никак не о своем здоровье и физическом развитии. И если ФГОС прямо и однозначно связывает целевое предназначение этих занятий со здоровьем и здоровым образом жизни, надо, прежде всего, дать учащемуся дать точный образ этой идеи и связать его с наименованием соответствующей учебной дисциплины.
В то же время отказываться от самого термина физическая культура было бы неправильным, поскольку атлетика является лишь ее частью, и наряду с проведением физических упражнений учащихся необходимо знакомить с ценностями, нормами и средствами передачи образцов этой культуры.
В настоящее время данная работа осуществляется крайне неудовлетворительно и, например, по данным исследования Е.А. Ят-ловой 2 142 студентов, лишь около половины из них так или иначе следит за своим здоровьем [8]. Сходные результаты прослеживаются и в выводах других ученых. Поэтому можно говорить о том, что здоровье, к сожалению, не представляет значимой ценности для молодежи и не вызывает активной сознательной деятельности по его сохранению и укреплению.
В связи с этим в ряд приоритетных задач физической культуры в сохранении здоровья молодого поколения необходимо включить организацию воспитательной работы, пропагандирующей ценности здорового образа жизни. Такая работа, безусловно, осуществляется во всех образовательных учреждениях, однако ее эффективность может быть повышена путем использования более современных форм воспитательной работы. Одной из наиболее ярких таких форм, соответствующих сущности физической культуры и свойственному молодежи желанию выделиться, являются флешмо-бы, представляющие собой массовую акцию, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет, как правило, ряд отрепетированных движений, привлекающих внимание прохожих. Такие флешмобы, например, с элементами акробатических и силовых приемов, не только найдут положительный отклик у молодых людей, но и надолго запомнятся им. Другой современной формой воспитательной работы в области физической культуры могут явиться баттлы - соревнования между двумя молодыми людьми, достигшими определенных успехов в том или ином виде спорта. Баттлы проводятся в несколько раундов, в каждом из которых соревнующиеся поочередно демонстрируют свои достижения, а жюри или зрители оценивают их действия. Подобные мероприятия давно применя-
ются в других сферах жизнедеятельности молодежи (музыке, танцах и др.) и пользуются большой популярностью. Разумеется, кроме этих способов необходимо более интенсивно использовать и традиционные педагогические формы воспитания: обращаться к авторитетам в области здорового образа жизни, проводить встречи с призерами соревнований, однако в современных условиях коммерционализации спорта для этого остается все меньше возможностей. Тем не менее даже просто обращая постоянное внимание учащихся на вопросы физической культуры, следуя известному принципу диалектики, уже можно достигнуть определенных результатов и преодолеть безразличие к собственному здоровью.
Другой важной задачей физической культуры в сохранении здоровья молодого поколения в свете изложенных фактов может явиться расширение знаниевой базы молодых людей в области здоровья. Наш педагогический опыт показывает, что многие проблемы со здоровьем студентов не возникают сами по себе, а являются следствием низкой грамотности в вопросах профилактики заболеваний, гигиены, а также самих физических упражнений. говоря о профилактике заболеваний, можно утверждать, что практически все молодые люди не уделяют этой проблеме никакого внимания. Как правило, инициаторами проведения всех связанных с профилактикой заболеваний мероприятий служат представители образовательных учреждений либо родители молодых людей. При этом молодежь практически не информирована ни о самой необходимости профилактики заболеваний, ни о ее способах, периодизации и т. д. Представляется, что в данном направлении должна быть налажена полноценная учебная деятельность, включающая хотя бы начальные сведения и формирующая знания молодых людей в области профилактики заболеваемости. Те же рассуждения можно применить к гигиене молодых людей, практически не следующих ее правилам. Однако в этом вопросе ситуация достаточно парадоксальная, поскольку с элементарными правилами гигиены знакомы абсолютно все, но в жизнедеятельности эти правила не применяются, чему благоприятствует низкий эпидемиологический риск, являющийся заслугой работников медицины. Тем не менее постоянная актуализация знаний не о самих правилах гигиены, а о редких, но тем не менее плачевных последствиях их нарушения может послужить важным подспорьем решения данной проблемы. Наконец, говоря о необходимости
расширения знаний молодых людей относительно правильности выполнения физических упражнений, важно отметить, что спортивная тренировка представляет собой четко отработанную технологию, включающую обязательные этапы разминки, основной работы и отдыха. И в этом аспекте важно донести до молодых людей информацию о том, что они не могут с ходу, без предварительной подготовки включаться в спортивную игру, что часто происходит в случае с учащимися старших классов общеобразовательной школы. Нужно дать понять, что пренебрежение этими и другими элементарными правилами физических занятий приводит к серьезному травматизму среди молодежи, последствия которых носят долгосрочный характер.
Таким образом, можно сделать ряд следующих выводов.
• Несмотря на постоянную необходимость для человека физической культуры в историческом ракурсе, ее цели в различные периоды претерпевали изменения, а сегодня она служит исключительно для обеспечения здоровья.
• Физической культурой не может назваться соответствующая учебная дисциплина, поскольку она обозначает иное явление и является несоизмеримо более широким понятием по сравнению с физическими упражнениями, которым более подходит название атлетика.
• К приоритетным задачам физической культуры в сохранении здоровья молодого поколения может быть отнесено использование более современных форм воспитательной работы, а также расширение знаниевой базы молодых людей в области здоровья.
Список литературы
1. Давыдова М.В. Об интеграции образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в дошкольном образовательном учреждении // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 6. С. 52-56.
2. Деминская Л.А. Оздоровительная физическая культура в процессе сохранения и восстановления здоровья современного человека // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. № 11. С. 33-35.
3. Дутов С.Ю. Физическая культура и спорт как фактор укрепления здоровья молодежи // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. № 10 (114). С. 186-190.
4. Кутергин Н.Б., Авдеев А.Г. Физическая культура как средство сохранения и укрепления
здоровья курсантов // Вестн. Белгор. юрид. ин-та МВД России. 2012. № 1. С. 14-17.
5. Латышева O.A. Физическая культура как залог здоровья студентов // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. Т. 1. № 6. С. 145-148.
6. Мавропуло О.С. Физическая культура и здоровье в иерархии потребностей и ценностей человека // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 3. С. 155-159.
7. Пшеничников А.Ф., Сергеев Л.Ф., Пата-шова Л.А. Физическая культура и здоровье в подготовке специалистов высшего профессионального образования // Вестн. гражданских инженеров. 2006. № 2. С. 120-126.
8. Ятлова Е.А. Здоровье, здоровый образ жизни студентов и физическая культура в образовательном пространстве вуза // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6-2. С. 84-87.
9. Turner A.N. The science and practice of periodization: a brief review // Strength & Conditioning Journal. 2011. Т. 33. № 1. P. 34-46.
prostranstve vuza // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2010. № 6-2. S. 84-87.
Priority tasks of physical education in young generation health care
The article deals with the main ways of physical education development in different historical periods and its modern tendencies. The author proposes the name "Athletics" for the discipline, which is now called "Physical Education". The necessity of using modern forms of educational work, namely flash mobs and battles, in the process of forming the values of a healthy lifestyle of young people is proved in the article.
Key words: physical education, health, youth.
(Статья поступила в редакцию 16.04.2018)
* * *
1. Davydova M.V. Ob integracii obrazovatel'-nyh oblastej «Zdorov'e» i «Fizicheskaja kul'tura» v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii // Nachal'naja shkola pljus Do i Posle. 2012. № 6. S. 5256.
2. Deminskaja L.A. Ozdorovitel'naja fizicheskaja kul'tura v processe sohranenija i vosstanovlenija zdorov'ja sovremennogo cheloveka // Pedagogika, psihologija i mediko-biologicheskie problemy fizi-cheskogo vospitanija i sporta. 2007. № 11. S. 33-35.
3. Dutov S.Ju. Fizicheskaja kul'tura i sport kak faktor ukreplenija zdorov'ja molodezhi // Vestn. Tamb. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2012. № 10 (114). S. 186-190.
4. Kutergin N.B., Avdeev A.G. Fizicheskaja kul'tura kak sredstvo sohranenija i ukreplenija zdorov'ja kursantov // Vestn. Belgor. jurid. in-ta MVD Rossii. 2012. № 1. S. 14-17.
5. Latysheva O.A. Fizicheskaja kul'tura kak zalog zdorov'ja studentov // Interjekspo Geo-Sibir'. 2012. T. 1. № 6. S. 145-148.
6. Mavropulo O.S. Fizicheskaja kul'tura i zdorov'e v ierarhii potrebnostej i cennostej cheloveka // Jekonomicheskie i gumanitarnye issledovanija regio-nov. 2012. № 3. S. 155-159.
7. Pshenichnikov A.F., Sergeev L.F., Patasho-va L.A. Fizicheskaja kul'tura i zdorov'e v podgotovke specialistov vysshego professional'nogo obrazovanija // Vestn. grazhdanskih inzhenerov. 2006. № 2. S. 120-126.
8. Jatlova E.A. Zdorov'e, zdorovyj obraz zhizni studentov i fizicheskaja kul'tura v obrazovatel'nom
© Мирошникова С.С., Мирошников А.С., 2018
с.с. мирошникова, А.с. мирошников
(Волгоград)
образовательные риски в подготовке обучающихся в системе вузов мвд
Приводятся самые распространенные трактовки понятия «риск». Подробно рассматривается классификация основных рисков, сопровождающих процесс профессиональной подготовки курсантов и слушателей вузов систе-мыМВД России, а также выделяются главные причины, лежащие в основе возможных проявлений данных рисков. В качестве возможных путей решения данной проблемы предлагаются основные направления деятельности специалистов различных подразделений вузов МВД России в рамках учебно-методического и психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: образовательные риски, сотрудники ОВД, компетентностный подход, профессиональное образование, образовательные стандарты.
новые экономические и социально-культурные реалии требуют переосмысления результатов научных исследований по совершенствованию профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД