Научная статья на тему 'Профилактика нарушений здоровья детей в образовательном процессе по физической культуре: исторический аспект'

Профилактика нарушений здоровья детей в образовательном процессе по физической культуре: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ / ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ / МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУК / REHABILITATION / CHILDREN / CEREBRAL PALSY / CLINICAL MANIFESTATIONS / FUNCTIONAL CATEGORIES / HANDS MANIPULATIVE ACTIVITY / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗДО-РОВЬЯ ДЕТЕЙ / PHYSICAL EDUCATION / SCHOOL EDUCATION / PREVENTION OF CHILD HEALTH DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенькова И.В., Карпова Н.В

Рассматривается реализация оздоровительной функции физического воспитания в школьном образовании в нашей стране с позиции принципа историзма. Представлен анализ школьных программ по физической культуре, начиная с 1927 г., и современных подходов к образованию по физической культуре с точки зрения укрепления здоровья детей и профилактики «школьных болезней»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пенькова И.В., Карпова Н.В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers enforcement of health promotion function of physical education at school in our country from the historical principle. The examination of school physical education programs since 1927 and modern approaches to physical education from the aspect of child health strengthening and prevention of “school diseases”

Текст научной работы на тему «Профилактика нарушений здоровья детей в образовательном процессе по физической культуре: исторический аспект»

УДК 371.7

И.В. ПЕНЬКОВА, Н.В. КАРПОВА

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается реализация оздоровительной функции физического воспитания в школьном образовании в нашей стране с позиции принципа историзма. В ней представлен анализ школьных программ по физической культуре, начиная с 1927 года, и современных подходов к образованию по физической культуре с точки зрения укрепления здоровья детей и профилактики «школьных болезней».

Ключевые слова: физическая культура, общее образование, профилактика нарушений здоровья детей.

The article considers enforcement of health promotion function of physical education at school in our country from the historical principle. The examination of school physical education programmes since 1927 and modern approaches to physical education from the aspect of child health strengthening and prevention of "school diseases".

Key words: physical education, school education, prevention of child health disorders.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития привело к развертыванию большого количества научных исследований, направленных на выработку методологических и теоретически основ, методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию (Н.Б. Абаскалова, Т.Е. Виленская, Л.Н. Волошина, Л.Ф. Тихомирова, О.Л. Трещева, А.Г. Щедрина и др.). В результате этого медицинской и педагогической науками накоплен богатейший материал как по оценке влияния обучения на здоровье детей, так и по научно-теоретическому обоснованию, а также организационно-содержательному и технологическому обеспечению различных аспектов его сохранения и укрепления в образовательном процессе. И, несмотря на это, большинством авторов, занимавшихся изучением данной проблемы отмечается, что современная школа не имеет концепции сохранения и развития здоровья, воспитания у детей осознанного отношения к собственному здоровью, и соответствующих навыков для его поддержания и совершенствования. В то же время школа характеризуется: перегруженной учебной программой на всех ступенях обучения, плохо проветриваемыми помещениями, несоответствием мебели и оборудования росту детей, недостатками площадей для занятий физической

© Пенькова И.В., Карпова Н.В., 2017

культурой и подвижными играми, перегруженностью медицинского персонала

[5, 6].

Конечно, проблема сохранения здоровья детей в образовательных учреждениях не должна ограничиваться рамками физического воспитания, но, по мнению многих специалистов, именно рационально построенный образовательный процесс по физической культуре является мощным педагогическим фактором укрепления здоровья детей, а его оздоровительный потенциал в настоящее время используется недостаточно.

Цель данной статьи: рассмотреть оздоровление детей в образовательном процессе по физической культуре с позиции принципа историзма. Использование такого подхода позволит на основе анализа этапов развития образования по физической культуре в прошлом исследовать особенности развития этого процесса в настоящем и будущем.

Анализ научно-методической литературы и программно-нормативных документов конца XIX - начала XX века позволяет заключить, что это был период интенсивных изысканий научно-методических основ как физической культуры в целом, так и школьной физической культуры, в частности. С точки зрения рассматриваемой нами проблемы, несмотря на то, что главной целью физического воспитания было объявлено укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию, по сути, оно имело отчетливо выраженный военный характер. Основными средствами физического воспитания того времени были упражнения на основе обучения военному строю и гимнастике. По данным Н.А. Карпушко, игнорируя труды отечественных ученых, таких как, П.Ф. Лесгафт, И.Я. Герд, В.В. Гориневский, Е.М. Дементьев и других к подготовке научно-методической литературы по физическому воспитанию, созданной в министерстве народного просвещения привлекались, как правило, кадровые офицеры [2].

Подтверждение этому можно найти в трудах П.Ф. Лесгафта, который писал: «В школах теперь физическое образование или совершенно упускают из виду или предоставляют этот предмет совершенно не подготовленным или даже просто невежественным людям, которые вполне произвольно здесь распоряжаются» [3].

Таким образом, для дореволюционного периода физического воспитания в образовательных учреждениях России характерно, как отсутствие единых научно-методических основ построения этого процесса, так и единой системы и, соответственно, единой программы физического воспитания в школах. Несмотря на то, что в задачах физического воспитания указывается на необходимость укрепления здоровья детей, отсутствие подготовленных кадров, ясной цели и научно-обоснованного содержания данного процесса не позволили ему стать эффективным средством физического развития и оздоровления школьников. Несомненную ценность трудов П.Ф. Лесгафта составляют многие положения его системы, которые легли в основу ряда принципов и закономерностей современной системы физического воспитания детей.

Революция 1917 года привела к изменению политического строя в нашей стране, которые не могли не затронуть систему образования в целом. Для этого периода характерно отрицание буржуазной идеологии и вместе с этим и педагогического наследия отечественной и зарубежной педагогики. Конечно же, это проявилось и в разработке научно-методических основ физической культуры. Анализ школьных программ по физической культуре 1927 г. и 1932 г. позволяет заключить, что, как и образование в целом, физическая культура из цели и результата процесса воспитания личности превращается в составную часть коммунистического воспитания. Само физическое воспитание, по сути, сводится к физической подготовке, к развитию физических качеств и освоению двигательных действий, необходимых для подготовки к труду и службе в армии. Оздоровительный потенциал физической культуры также рассматривается в узко-прикладном аспекте, как возможность вырастить новое поколение здоровых людей на благо Родины.

После введения комплекса ГТО в начале 30-х годов ХХ века, он стал и программной и нормативной основой физического воспитания на долгие годы. Так в объяснительной записке программы начальной и средней школы, принятой в 1932 году, отмечалось, что физкультура в школе является одним из звеньев единой системы физкультуры, проводимой в СССР; ее содержание, объем и методы вытекают из тех основных требований, которые предъявляются подготовкой по комплексу ГТО.

Мы полностью согласны с мнением А.П. Матвеева, который считает, что физическая культура в довоенный период, выполняя политико-прикладные цели, теряет свое социокультурное назначение, все больше отдаляясь от жизнедеятельности человека и его интересов. Меняется отношение к физической культуре в структуре воспроизводства человека. Физическая культура как часть воспитания ориентируется лишь на физическое здоровье, необходимое для труда и обороны. Арсенал средств физической культуры крайне ограничен, а образование сведено к клишированию стандартного набора физических упражнений, утвержденных госаппаратом в соответствии с целями политики. Физическая культура редуцируется до физкультуры [4].

В послевоенный период, несмотря на сложные проблемы восстановления народного хозяйства, отсутствие кадров и материально-технической базы в стране восстанавливается физкультурно-спортивное движение, для того, чтобы поддержать средствами физической культуры здоровье людей, появляются новые эффективные научные разработки в этой области. Физическая культура становится обязательным предметом в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Однако целевая направленность физического воспитания по-прежнему продолжают определяться идеологией государства. В 1947 году была разработана новая школьная программа по предмету «Физическая культура». Несмотря на то, что содержание программы значительно освободилось от военной направленности, тем не менее, определялось оно требованиями и нормативами нового варианта комплекса ГТО. В это время также отмечается увеличение количества научных исследований в области физической культуры и спорта, большинство которых

направлено на выявление ее естественнонаучных и дидактических основ. Все это приводит к тому, что ведущие специалисты начинают заново осмысливать пути развития советской физической культуры.

В конце 50-х, начале 60-х годов ХХ века в соответствие с новым политическим курсом государства (полная победа социализма в СССР, начало «холодной» войны, борьба за мир и т.д.) отмечается активизация в развитии всех сфер общества, включая и физическую культуру. Смена политических ориентиров в стране привела к определенным изменениям и в сфере физической культуры, в частности к обособлению спорта. Именно на этот период приходится начало участия нашей сборной команды в Олимпийских играх. При этом победы наших спортсменов должны были демонстрировать преимущество социалистического строя. В соответствие с этим, главным направлением работы было признано развитие массового физкультурного движения, повышения спортивного мастерства и завоевание советскими спортсменами мирового первенства по важнейшим видам спорта. Особенности этого социального заказа не могли не определить содержание школьных программ по физическому воспитанию.

Анализ программ по физической культуре начиная с 1954 по 1985 года позволил выявить следующее: изменение содержания образования по физической культуре школьников за рассматриваемый нами период произошло по трем главным направлениям. Во-первых, в связи с усилением значения спорта в обществе, в выделении средств некоторых видов спорта в отдельные разделы («Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Подвижные и спортивные игры»). Во-вторых, в направлении рационализации процесса развития физических качеств. В-третьих, в направлении разработки содержания и методики проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного детей, а также самостоятельных форм занятий учащихся.

Несмотря на то, что основным назначением физической культуры остается подготовка к труду и службе в армии, она уже рассматривается как средство укрепления здоровья, правда на наш взгляд, более декларативно, чем содержательно. Использование потенциала физической культуры для профилактики «школьных болезней» уже является предметом научных исследований, однако еще практически не представлено в программах по физическому воспитанию детей.

Реформа общеобразовательной школы, начало которой было положено в 1985 году, предъявила серьезные требования к постановке физического воспитания в школе. Одной из причин этого были результаты проведенных исследований, которые зафиксировали «удручающую картину состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей» [7]. В результате этого, перед учеными и практиками была поставлена задача поиска средств и методов повышения оздоровительной и развивающей направленности физической культуры.

В 1985/86 учебном году была введена «Комплексная программа физического воспитания учащихся общеобразовательной школы». Эта

программа продолжала оставаться единой для всех школ, а программно-нормативной основой физического воспитания по-прежнему оставался комплекс ГТО. Программа была названа комплексной, т.к. главной ее идеей является направленность на всесторонне и гармоничное развитие учащихся, для чего в ней предусматривалось формирование довольно широкого круга знаний, двигательных умений и навыков, комплексное развитие физических качеств. В ней также не нашли еще своего отражения изменения, происходящие в образовании в целом, а также новые научно-методические разработки в сфере физической культуры. Положительным моментом комплексной программы является акцентирование внимания на решении оздоровительных задач, в частности, укрепление здоровья, закаливание детей, повышение работоспособности. Однако, ни содержательно, ни технологически пути решения этих задач в программе обозначены не были. Единственным исключением является раздел «Основы знаний».

Важнейшим событием для всей системы образования стал принятый в 1992 году Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании», в котором были определены основные принципы государственной политики в области образования, в частности, гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности. Серьезное изменение целей образовательной системы привело к изменению и самой системы (ее структуры, содержания, характера и т.д.). Естественно, что некоторые изменения претерпело и физическое воспитание детей. С 1993 года весь учебный процесс по физической культуре стал строиться на основе государственного образовательного стандарта, что дало определенную свободу в разработке программ различной направленности. Кроме этого, в эти годы в сфере физической культуры накоплен довольно обширный комплекс знаний теоретического, методического, гуманитарного и естественнонаучного характера.

Если сравнить временный государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура», принятый в 1993 году с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, то становится очевидным усиление оздоровительной направленности учебного процесса физической культуры, а также направленности на личностное развитие детей. В частности, в качестве основных задач реализации содержания по физической культуре определено: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Из этого следует, что все содержание занятий, помимо традиционного укрепления здоровья и развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, должно быть направлено на формирование активной, творческой личности со сформированными потребностями и способностями к физкультурной деятельности, к творческому использованию средств физической культуры в организации здорового образа жизни [1].

Кроме этого, в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ обязательно должна предусматриваться профилактика наиболее распространенных «школьных болезней». Понадобилось более ста лет развития школьной физической культуры, для того, чтобы понять, что ученики, оканчивающие начальную школу, обязательно должны уметь: выполнять комплексы утренней зарядки и дыхательной гимнастики, упражнения для профилактики нарушений зрения и формирования правильной осанки. На этот период времени приходится большое количество научных исследований влияния процесса школьного образования на здоровье детей.

В 2009-12 годах были приняты Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего образования, которые привели к серьезным изменениям всей системы школьного образования в нашей стране. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает, в частности, формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

В этом стандарте нашло отражение все многообразие достижений науки и практики по физическому воспитанию, накопленное к этому времени. В частности, освоение базового курса физической культуры должно обеспечивать и выполнение нормативов обновленного ГТО [9], и владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, и владение физическими упражнениями разной функциональной направленности. Но самое главное, на наш взгляд, заключается в том, что в этом Стандарте закреплена важность и обязательность укрепления здоровья и профилактики «школьных болезней» на всех этапах обучения.

В частности, в результате освоения школьного курса физической культуры выпускники должны уметь использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; владеть современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний [8], связанных с учебной и производственной деятельностью; владеть основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья; уметь использовать различные физические упражнения в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности.

Таким образом, проведенный нами анализ программ физического воспитания школьников позволил определить социально-исторические предпосылки становления проблемы профилактики нарушений здоровья в образовательном процессе по физической культуре.

Однако в настоящее время в педагогической науке и практике сложилась проблемная ситуация. Она заключается в том, что, с одной стороны, разработано большое количество методик по профилактике различных нарушений здоровья, особенно вызванных неблагоприятными условиями образовательной среды (нарушений осанки, сводов стоп, нарушений зрения и

др.) в процессе физического воспитания. С другой стороны, отсутствие научно-обоснованной концепции профилактики нарушений здоровья детей в образовательном процессе по физической культуре приводит к тому, что большинство этих методик не учитывают особенности этого образовательного процесса, вследствие чего их практическое применение значительно затруднено, не носит системного характера и не оказывает значительного влияния на сохранение и укрепление здоровья детей.

Основная проблема современного этапа развития науки и практики в области физического воспитания детей - это поиск эффективных принципов, подходов и технологий включения этих средств в учебно-воспитательный процесс без ущерба для решения других задач развития детей. Другими словами, необходимо попытаться ответить на вопрос: Как проводить профилактику заболеваний детей в образовательном процессе по физической культуре с необходимым уровнем эффективности?

Литература

1. Карпов В.Ю., Абрамишвили Г.А., Шмелева С.В. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании учащихся младших классов // Сборник конференции: Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 4-3 (76). С. 57-60.

2. Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: учебное пособие. М., 1992. 62 с.

3. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во академ. пед. наук РСФСР, 1951. Т. 2. 333 с.

4. Матвеев А.П. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней общеобразовательной школы // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 1996. № 1. С. 19-22.

5. Пенькова И.В., Карпова Н.В. Использование оздоровительных технологий в образовательном процессе по физической культуре школьников // Педагогический опыт: теория, методика, практик: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 299-300.

6. Трещева О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2003. 51 с.

7. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск, СО РАМН, 2003. 164 с.

8. Шмелева С.В., Тактаров В.Г. Содержание и методика социально-медицинской работы - 2010. - Изд-во «Академия». - Учебное пособие с грифом УМО. 318с.

9. Шмелева С.В., Карташев В.П. Мотивация здорового образа жизни // Сборник научно-методических статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы», г. Киров. 2016. С. 144-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.