ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
%
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 769:611 - 0535 И. В. ПЕНЬКОВА
Омская академия МВД России
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
На протяжении более чем вековой истории существования и развития системы школьного образования в России, несмотря на все усилия врачей и педагогов, так называемые «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер. Реализация основных направлений государственной политики России в области образования повышает требования к сохранению и укреплению здоровья детей. В статье предпринята попытка разработки педагогической модели интеграции образовательной и оздоровительной деятельности в процессе обязательных занятий физической культурой.
В настоящее время происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области физического воспитания детей. В рамках образовательных программ пересматриваются его цели, содержание, методы, формы урочных и внеклассных занятий (В.К. Бальсевич, В.И. Лях, А.П. Матвеев и др.). Необходимость определения реальных механизмов, обеспечивающих укрепление здоровья, гармоничность развития, повышение физической и умственной работоспособности, требует поиска неиспользованных резервов для совершенствования физического состояния детей.
Результаты многочисленных исследований показали, что успешность обучения в образовательных учреждениях в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышением объема учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени. Для учащихся большинства учебных заведений характерны длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности и времени пребы-
вания на свежем воздухе. Все это привело к значительному ухудшению состояния здоровья учащихся. В частности, за последние десятилетия у них отмечается выраженный рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения от младших классов к старшим. У большинства современных детей и подростков диагностируются 2-3 хронических заболевания и функциональных отклонения [1].
Еще в 60-х годах XIX столетия педиатры, проводя изучение состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонности к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили название «школьных болезней». На протяжении более чем вековой истории существования и развития системы школьного образования в России, несмотря
на все усилия врачей и педагогов, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.
Важнейшим институтом, формирующим культуру, и культуру здоровья в том числе, является система образования. С переходом к новой модели развития общества происходит смена целевой направленности образовательного процесса по физической культуре с прагматического совершенствования физического статуса ребенка на активное усвоение ценностей физической культуры в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личными установками, потребностями и интересами. Учитывая социально-экономические потребности современного общества, его дальнейшее развитие и исходя из сущности образования, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности [2]. Ее слагаемые: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Таким образом, укрепление здоровья и профилактика различных заболеваний становятся одной из основных задач физического воспитания детей.
Анализ научно-методической литературы, а также практики дошкольного и школьного образования позволяет констатировать, что оздоровительный потенциал физического воспитания используется не в полной мере. Существующие трудности связаны не столько с отсутствием методического обеспечения решения задач по укреплению здоровья детей (в настоящее время имеются разработки, регламентирующие применение различных оздоровительных технологий в образовательном процессе), сколько с отсутствием концептуальной модели интеграции оздоровительной и образовательной деятельности в процессе обязательных занятий по физической культуре, способной быть достаточно эффективным средством как укрепления здоровья детей, так и развития педагогической теории и практики в сфере физической культуры в целом. Возможно, это обусловлено тем, что, несмотря на огромную необходимость использования оздоровительных технологий в образовательном процессе по физической культуре для укрепления здоровья детей, их структура, место и механизмы реализации не стали предметом специального методологического исследования.
Общеизвестно, что в развитии систем наблюдается периодическая смена объединительных и разъединительных процессов, которые в то же время образуют диалектическое единство. Интеграция и дифференциация — это две диалектически связанные стороны процесса познания. Поскольку долгие годы в науке преобладали процессы дифференциации, основной особенностью научного знания служит его известная прерывистость, связанная с предметной разобщенностью. Разъединение областей научных знаний послужило необходимым условием их дальнейшего прогресса. Однако в результате, по мнению В.В. Кузина и Б.А. Никитюка, мы пришли к существующей фрагментарности знаний, преобладанию аналитического подхода над синтетическим, неразработанностью пограничных вопросов [3].
Аналогичные процессы наблюдаются и в разработке основных положений профилактики «школьных болезней» в образовательном процессе по физической культуре. Так, обособленные научные исследования по профилактике и коррекции нарушений осанки или сводов стоп, по профилактике на-
рушения зрения и простудных заболеваний позволили выявить отдельные закономерности этих процессов, преимущественно с медико-биологической точки зрения. Существующие попытки применить полученные знания в образовательном процессе не увенчались успехом во многом потому, что проведение научных исследований было затруднено отсутствием наработанных здесь методологических принципов, так как, по словам В.В. Кузина и Б.А. Никитюка, «использование теоретического багажа одной из стыкующих наук вносит дисгармонию, направляя интересы исполнителя лишь к одному из берегов реки знаний, тогда как ему следовало бы держать свой курс по середине ее течения» [3].
Определение сущности интеграции оздоровительной и образовательной деятельности в процессе физического воспитания заключается в рассмотрении ее как процесса и результата формирования здорового человека в специально организованной физкультурной деятельности в условиях образовательного учреждения. При этом на методологическом уровне в качестве концептуальной платформы выступает антропологический подход в педагогике, согласно которому человек есть исходный и конечный пункт педагогической интеграции, а ее предметом и целью будут выступать качественные преобразования в человеке: на теоретическом уровне — как синтез образовательных и оздоровительных систем и концепций, на практическом - как слияние образовательных и оздоровительных технологий.
В виде педагогической модели интеграция образовательной и оздоровительной деятельности представляет собой процесс взаимосвязанного и систематического использования средств и методов обучения и оздоровления, направленных на предупреждение нарушений здоровья у детей, является подсистемой более крупной образовательной системы по физической культуре со всеми присущими ей элементами и связями и проектируется на единых с образовательным процессом по физической культуре методологических и теоретических основаниях. В содержательном плане она представляет собой формирование знаний, умений и практических навыков физкультурно-оздоровительного характера, составляющих основу профилактики нарушений здоровья; формирование потребностей, мотивов, ценностнонормативных ориентаций, обеспечивающих активное отношение детей к сохранению и укреплению собственного здоровья и развитие физических качеств, обеспечивающих профилактику нарушений здоровья детей в соответствии с возрастными закономерностями их индивидуального развития.
Реализация модели интеграции образовательной и оздоровительной деятельности в образовательном процессе по физической культуре должна осуществляться на следующих принципах: единства интеллектуального и двигательного компонентов в процессе профилактики заболеваний детей; длительности воздействия, охватывающей весь дошкольный и школьный возраст; системности и систематичности проведения профилактических мероприятий на каждом занятии по физической культуре, а также в системе домашних заданий, которые являются обязательными на всех ступенях, этапах непрерывного образования.
Проиллюстрируем практическую реализацию предлагаемой нами модели на примере интеграции профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей и образовательного процесса по физической культуре. Изучение существующих методик
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
Рис. 1. Структурно-логическая схема интеграции содержания профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей и образовательного процесса по физической культуре
профилактики и коррекции нарушений осанки и сводов стоп позволяет отметить, что к настоящему времени накоплен большой опыт в решении этих проблем. В частности, определены основные средства профилактики и коррекции нарушений осанки и сводов стоп, принципы их подбора в зависимости от характера нарушений, разработана методика проведения занятий коррекционной и профилактической направленности как на основе традиционных средств физического воспитания, так и на основе средств новых направлений в физической культуре и спорте (фитбол-гимнастика, стретчинг, элементы восточных гимнастик и т.д.).
Однако анализ и обобщение этих методик выявили, что поиск вариантов решения проблемы улучшения состояния опорно-двигательного аппарата детей проводится по двум направлениям: либо за счет расширения двигательного режима детей и организации дополнительных занятий коррекционной направленности, либо за счет перераспределения времени внутри образовательного процесса с его увеличением на профилактику и коррекцию нарушений осанки и сводов стоп. На наш взгляд, этот экстенсивный путь развития в решении оздоровительных задач за счет увеличения времени и привлечения новых, не использованных еще в учебном процессе средств доказал свою несостоятельность постоянным увеличением количества детей, имеющих те или иные нарушения в состоянии здоровья. В настоящее время назрела необходимость определения реальных механизмов, обеспечивающих укрепление здоровья детей на основе принципиально другого подхода, основанного на включении не использованных ранее внутренних резервов учебного процесса для совершенствования всего физического состояния, в том числе и опорнодвигательного аппарата детей.
Важнейшей проблемой разработки системы интеграции профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей и обязательных занятий по физической культуре является разработка ее структуры. Поскольку система профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата является подсистемой системы физкультурного образования, то разработанная нами концептуальная модель опирается, прежде всего, на традиции и опыт отечественной
школы и проектируется на единых с образовательным процессом по физической культуре методологических и теоретических основах.
Конкретное наполнение содержания образования по физической культуре представляет собой три взаимосвязанных элемента: формирование теоретических знаний физкультурного характера, обучение двигательным действиям и развитие физических качеств. При этом подразумевается, что осознание жизненной важности регулярных занятий физической культурой (мотивационный компонент) обеспечивается успешностью развития интеллектуального компонента и подкрепляется приобретенными умениями и навыками рационального управления своим психофизическим состоянием [3].
Таким образом, интеграция профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей и образовательного процесса по физической культуре заключается в синтезе знаний, умений и навыков общеобразовательного и оздоровительного характера. Без знаний не могут быть сформированы целостное представление о собственном здоровье и профилактике его нарушений, эмоционально-ценностное отношение к нему, потребности, мотивирующие практическую оздоровительную деятельность. Умения и навыки по удержанию правильного положения тела в пространстве невозможно сформировать при отсутствии соответствующей практической работы по многократному повторению этого положения в различных условиях. Формирование и сохранение нормальных сводов стоп происходит в процессе развития физических качеств и соответственном укреплении определенных мышечных групп.
В отличие от сложившегося в середине прошлого века механистического и примитивного понимания физической культуры как двигательной деятельности, направленной на совершенствование физических кондиций человека, современное представление о формировании физической культуры личности основывается на принципе единства мировоззренческого, интеллектуального и двигательного компонентов (Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев и др.). В связи с этим все компоненты, представленные в содержательном блоке нашей системы, имеют равное значение,
однако в зависимости от ступени непрерывного образования, а также от раздела программы по физическому воспитанию, в котором реализуется система профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей, их пропорции в общем содержании учебного предмета могут быть разными (рис. 1).
На представленной схеме видно, что содержательный элемент концептуальной модели профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей представляет собой усвоение теоретического материала, формирование правильной осанки и нормальных сводов стоп, адаптированных к возрастным возможностям детей, в сочетании с освоением программного материала.
Характерной особенностью данной модели является наличие взаимосвязи изучаемого материала как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальная связь отображает поэтапное изучение учебного материала, заключающееся в постоянном возвращении к изучаемым темам от года к году с их углублением и усложнением. Связь по горизонтали отображает синтез знаний и способов деятельности общефизкультурного и профилактического характера.
В целом профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна пронизывать все содержание учебного предмета «Физическая культура», переплетаясь и сочетаясь с каждой учебной темой, с задачами каждого урока.
Экспериментальное внедрение разработанной модели профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей в образовательном процессе по физической культуре в образовательных уч-
реждениях различного типа (ООШ № 72, гимназия № 147 и лицей № 137) в течение трех лет привело к улучшению его состояния, характеризующемуся снижением количества детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки, с 78,1% до 59,4% и количества детей, имеющих различные нарушения сводов стоп, с 50% до 26,6%.
Таким образом, интеграция образовательной и оздоровительной деятельности становится необходимым условием успешности процесса формирования физической культуры личности, а принцип интеграции приобретает статус методологического и дидактического принципа построения учебного процесса.
Библиографический список
1. Формирование культуры здоровья в условиях современного образования: Монография/ О.Л. Трещева, М.П.Асташи-на, И.В. Павлова и др., под общей ред. О.Л. Трещевой. — Омск: СибГАФК, 2002. - 268 с.
2. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека/ Л.И. Лубышева. — М.: ГЦИФК, 1992. — 120 с.
3. Кузин В.В. Интегративная биосоциальная антропология/ В.В. Кузин, Б.А. Никитюк. — М.: ФОН, 1996. — 220 с.
ПЕНЬКОВА Ирина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ВиС.
Дата поступления статьи в редакцию: 05.04.2007 г.
© Пенькова И.В.
УДК 796.071.2:159.9
И. С. ЩЕРБАКОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ДИНАМИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПЛОВЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА ЭТАПЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ
В данном исследовании показано, что уровень эмоционального состояния у пловцов-спринтеров перед стартом не соответствует их квалификации. Предложена дальнейшая разработка методики повышения соревновательной результативности омских пловцов.
Несколько обстоятельств привлекают особое внимание к проблеме совершенствования психологической подготовки пловцов высокой квалификации на этапах непосредственной подготовки (ЭНП) к соревнованиям.
Во-первых, исследуемый этап развития спортивного плавания отмечается скачкообразным ростом тренировочных и соревновательных нагрузок. Это существенно осложнило построение различных структурных образований тренировочного процес-
са, в том числе мероприятий, связанных с психологической подготовкой пловца [1, 5, 8].
Во-вторых, потребовались принципиально новые подходы к профилактике переутомления спортсменов и перенапряжения, несущих основную нагрузку функциональных систем, средствами психической саморегуляции [2, 8].
В-третьих, проведенные исследования свидетельствуют об ограниченном использовании спортсме-
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007