Научная статья на тему 'Концептуальные основы обновления физкультурного образования школьников с приоритетной оздоровительной направленностью'

Концептуальные основы обновления физкультурного образования школьников с приоритетной оздоровительной направленностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1390
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайкина Елена Гавриловна

В статье сделан анализ концептуальных взглядов на развитие физической культуры школьников в России. На основании данных научных исследований автором представлена концепция обновления физической культуры школьников с приоритетной оздоровительной направленностью на основе применения инновационных здоровьесберегающих технологий (фитнес-технологий). Раскрыты цели, задачи, положения и основные направления концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the conceptual view on development of school students. physical culture in Russia. On the basis of the research data, the author presents a concept of renovation of school students. physical culture with priority health-improving orientation involving innovative healthsaving technologies (fitness technologies). Objects, tasks, provisions and basis directions of the concept are disclosed.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы обновления физкультурного образования школьников с приоритетной оздоровительной направленностью»

Е. Г. Сайкина

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИОРИТЕТНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

В статье сделан анализ концептуальных взглядов на развитие физической культуры школьников в России. На основании данных научных исследований автором представлена концепция обновления физической культуры школьников с приоритетной оздоровительной направленностью на основе применения инновационных здоровьесберегающих технологий (фитнес-технологий). Раскрыты цели, задачи, положения и основные направления концепции.

Е. Saykina

CONCEPTUAL BASICS OF RENEWAL OF SCHOOL STUDENTS' PHYSICAL EDUCATION WITH PRIORITY HEATH-IMPROVING ORIENTATION

The article analyses the conceptual view on development of school students' physical culture in Russia. On the basis of the research data, the author presents a concept of renovation of school students'physical culture with priority health-improving orientation involving innovative health-saving technologies (fitness technologies). Objects, tasks, provisions and basis directions of the concept are disclosed.

Одно из важных изменений, произошедших в стратегии развития физкультурного образования школьников, связано с расширением вариативной содержательной базы. Сегодня ее организаторам дана возможность использовать средства двигательной активности с учетом интересов занимающихся и условий жизнедеятельности конкретной школы для достижения целей и задач физкультурного образования.

Отличительной чертой концепции развития физической культуры в России является научная обоснованность исходных теоретических обобщений, принципов, средств, методов и форм физического воспитания школьников, психолого-педагогические основания которой поэлементно были раскрыты в многочисленных работах отечественных ученых [6, 5, 2].

Как отмечает М. Н. Забурдаева [1], исследовавшая структурно-содержательные

компоненты учебных программ школ России по физическому воспитанию учащихся, различия в целеполагании физкультурного образования, как правило, приводят к индивидуальной трактовке содержания технологии учебного процесса и результатам, порой не адекватным современным требованиям общества и интересам личности. Пока это остается открытым вопросом в практике физкультурного образования.

Среди существующих сегодня концептуальных взглядов ученых-теоретиков можно выделить четыре основных направления, которые основываются:

• на представлениях о приоритете образовательной направленности учебной работы по физической культуре в школе;

• на приоритете тренировочной направленности учебных занятий;

• на идеях межпредметных связей и интеграции предмета «Физическая культура» с другими учебными курсами;

• на приоритетном внимании к оздоровительной направленности учебной работы.

Важно отметить, что все они принципиально отличаются друг от друга своей доминантой. Так, например, отдельные исследователи [6 и др.] высказывают мнение, что на фоне всего разнообразия и вариативности существующих программ одним из актов защиты потребителей образования будет являться введение образовательного минимума в школьные программы, но, к сожалению, какой он будет на современном этапе, где учебный процесс должен строиться по интересам учащихся и с учетом местных условий, не определено до сих пор.

В то же время сторонники других концептуальных взглядов также обосновывают свой выбор приоритетов на научно-теоретическом уровне.

Обобщая концепцию развития школьных программ выявлено, что сегодня сохраняется тенденция перехода от акцента на улучшение физической подготовленности к формированию навыков здорового образа жизни, овладению способами их

практического применения в условиях жизнедеятельности человека. Как утверждают многие исследователи [5, 4 и др.] и проведенный нами опрос более 150 учителей по физической культуре школ г. Санкт-Петербурга и области, оздоровительная направленность при разработке программ по физической культуре является сегодня приоритетом при рассмотрении состояния и перспектив развития школьной физической культуры на государственном уровне.

Одной из наиболее теоретически обоснованных, фундаментальных работ последнего времени, направленных на обоснование применения оздоровительных технологий, является научная работа А.Г. Труш-кина [5], посвященная изучению процесса физического воспитания дошкольников, детей и учащейся молодежи.

В результате проведенных исследований в 90-е гг. ХХ в. автором было выявлено, что традиционные способы физического воспитания оздоровительной направленности являются малоэффективными, поэтому необходим поиск и обоснование инновационных технологий физического воспитания, которые позволили бы решить эту проблему.

Концепции оздоровительной направленности физкультурного образования рассматривались многими исследователями, но, как показывает время и проведенный анализ, многие из них не были полностью реализованы на практике. Одна из причин данного явления — отсутствие у ученых единства взглядов на цели и задачи физического воспитания школьников.

Причины этого достаточно полно, на наш взгляд, указаны Г. М. Соловьевым [3]. К ним относятся:

• отсутствие разработанного на государственном уровне долговременного механизма их реализации, объединяющего усилия медицины, образования и физкультурной отрасли;

• приоритет физического совершенства, а не формирования физической культуры в целом;

• недооценка значимости психолого-педагогического фактора формирования мотивационно-ценностных ориентаций (знаний, мотивов, убеждений, интересов, потребностей);

• недостаточное внимание к процессу приобщения учащихся к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни, обучению оздоровительным методикам и системам;

• отсутствие государственного заказа на создание учебников, учебных и методических пособий по физической культуре для учащихся учебных заведений всех уровней;

• теоретический курс по физической культуре не обеспечен дополнительным временем.

К этим причинам можно добавить, что в современных условиях реформирования физкультурного образования, при всем том разнообразии существующих вариативных программ по физическому воспитанию, во многих школах педагоги работают в основном по традиционной методике, на не оборудованных спортивных площадках и с плохим инвентарем.

Решение этих проблем возможно не сразу, и прежде всего в школы должны прийти молодые, современные учителя, владеющие инновационными технологиями обучения и воспитания. Это подтверждает проведенный нами опрос среди учителей физической культуры г. Санкт- Петербурга и студентов факультета физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена. На первое место среди путей повышения интереса к уроку физической культуры в школе они поставили грамотного, современного учителя, на второе место — материально-техническое оборудование, а на третье — новую программу с оздоровительной направленностью (как указали учителя) и включение инновационных оздоровительных технологий (по мнению студентов).

На наш взгляд, обновление физкультурного образования школьников уже сегодня может быть осуществлено через реализацию концепции инновационной техно-

логизации организации и управления педагогическим процессом школьного физического воспитания, через проектирование и внедрение инновационных оздоровительных технологий в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений.

Приоритет оздоровительной направленности физкультурных занятий требует организационной и структурной перестройки системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, процесса подготовки учителей физической культуры через включение новых учебных дисциплин по изучению инновационных здоровьесберегающих технологий оздоровительной физической культуры и фитне-са в их профессиональную подготовку, а также постоянной профессиональной ориентации на профессию учителя.

Сегодня необходимы изменения, которые позволили бы решить столь сложную, комплексную проблему укрепления здоровья в процессе физкультурного образования и притом не в далеком будущем, а сейчас. Нам это видится в разработке и обосновании комплексной вариативной интегрированной многоуровневой оздоровительной программы (для учащихся 1—11-х классов), способствующей формированию, укреплению и сохранению здоровья дошкольников и учащихся учебных заведений различного типа через интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, формирование ценностно-мотивационных установок личности, ориентированной на здоровый стиль жизни, через вооружение учащихся знаниями, умениями и способами физкультурно-оздоровительной деятельности, которые позволили бы им самостоятельно решать проблему укрепления здоровья в процессе дальнейшего физического самосовершенствования в течение всей дальнейшей жизни.

Однако, как справедливо утверждает В. П. Лукьяненко [2], необходимо осознание того, что решение задач оздоровительной направленности должно достигаться не путем превращения уроков физической

культуры в оздоровительные мероприятия, а путем эффективного решения образовательных задач, связанных с познанием способов целесообразного использования средств физической культуры с целью сохранения и укрепления здоровья.

Соглашаясь с мнением автора, мы, однако считаем, здесь нужен определенный баланс теоретических знаний и желания заниматься той или иной двигательной активностью на практике. То есть, чтобы быть здоровым, прежде всего человек должен этого хотеть, знать, как правильно это делать и уметь реализовать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования.

Решение проблемы, на наш взгляд, может быть осуществлено лишь на основе целостной концепции проектирования инновационных технологий оздоровительной направленности для непрерывного образования, которая должна быть представлена в виде системы теоретических положений.

Речь идет о новых методологических и технологических подходах к решению проблем общего физкультурного образования, в соответствии с которыми возникает необходимость пересмотра цели, представлений о приоритетной направленности содержания, наиболее эффективных средствах, методах и формах организации процесса физической культуры в сфере образования. В связи с этим немаловажным является непосредственная разработка и внедрение в учебно-образовательный процесс инновационных оздоровительных технологий, построение концептуальных основ, теоретическое обоснование и проверка степени их эффективности в процессе экспериментальной реализации.

Предлагаемая нами концепция представляет собой научно- обоснованную систему идей, положений, ориентиров, соответствующих не только потребностям современной жизни детей и подростков, но и рассчитанную на перспективу. Предложенная концепция включает минимум компонентов, необ-

ходимых и достаточных для того, чтобы она была способна функционировать.

В ней четко определены приоритетные направления и принципы учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие его эффективность, целостность воздействия, их культурологическую и социальную направленность. Она в полной мере соответствует общей ориентации физического воспитания на формирование физической культуры личности. На наш взгляд, ее положения должны лечь в основу определения этапов реализации процесса модернизации общего физкультурного образования в ближайшей перспективе, подготовки программно-методических материалов, обеспечивающих внедрение в практику теоретических выводов и рекомендаций.

Идеологической основой концепции является содействие обеспечению условий для разрешения имеющего место противоречия между объективной необходимостью высокого уровня общего образования в сфере физической культуры — его роли в оздоровлении нации, формировании здорового образа жизни и субъективной недооценкой этой роли в жизни детей, подростков и современного общества в целом.

Осуществление этой цели предполагает преобразование различных компонентов педагогического процесса, направленного на формирование физической культуры учащихся, при этом центральное место отводится личности занимающихся, его интересам, потребностям, уровню его физкультурной образованности.

Провозглашение в качестве приоритетных в учебно-воспитательном процессе оздоровительных задач ни в коем случае не подвергает сомнению значение образовательного компонента. Речь идет о дополнении одного другим. Ведь без интеллектуального компонента — знаний и формируемых на их основе ценностных ориента-ций, установок, социально значимых мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности, не может реализовываться ин-тегративность всех компонентов физиче-

ской культуры личности — оздоровительного, образовательного, воспитательного, двигательного, а значит — не может осуществляться и полноценное решение оздоровительных задач.

Предлагаемая система взглядов не претендует на статус окончательно разработанной и полностью завершенной, потому что, как и любая открытая система, она предполагает определенное совершенствование за счет саморазвития своих компонентов и в первую очередь за счет творческой деятельности специалистов-профессионалов в этой области.

Сущность предлагаемой концепции обновления общего среднего образования в области физической культуры школьников заключается:

• в конкретизации цели и задач учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе;

• в обосновании безусловного приоритета ее оздоровительной направленности;

• в устранении явного дисбаланса между всеми компонентами физкультурного образования личности;

• в обеспечении учебно-воспитательного процесса инновационными оздоровительными технологиями (фитнес-техноло-гиями);

• в создании условий для самоопределения, социализации личности посредством систематических занятий физической культурой;

• в разработке комплексной интегра-тивной вариативной, инновационной оздоровительной программы по физической культуре для учащихся 1—11-х классов «Школа здоровья»;

• в разработке программы по фитнесу для вариативной части программы по физической культуре для учащихся 1—11-х классов;

• в разработке проекта оздоровительного центра «Школа здоровья» или «Фит-нес-центр» на базе школы (для учащихся, их родителей, педагогов и сотрудников школы, а также жителей микрорайона);

• в разработке фитнес-программ по различным направлениям фитнеса для системы дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг (для детей от 3 до 18 лет);

• в разработке программ курсов повышения квалификации и переподготовки кадров по реализации внедрения фитнес-технологий в сферу физкультурного образования дошкольников и школьников;

• в разработке программ по инновационным оздоровительным технологиям для обучения студентов факультета физической культуры высших учебных заведений.

Основные положения концепции:

1. Концепция строится на приоритетном внимании к формированию ценност-но-мотивационных установок личности учащихся, ориентации на здоровый образ жизни, укреплении здоровья посредством внедрения инновационных технологий в учебную и физкультурно-оздоровительную работу в школе.

2. Концепция основывается на идеях межпредметных связей, интеграции основ знаний из различных областей науки, связанных с физической культурой, с целью формирования целостных представлений о здоровом образе жизни, укреплении здоровья и самосовершенствования; а также на интеграции в рамках режимных и массовых комплексных мероприятий в школе.

3. Концепция основывается на культивировании новых, современных видов физической активности и инновационных методах обучения учащихся. В концепции на основе разработанных целей и задач физического воспитания определяются средства, методы и формы организации занятий. Приоритетное внимание в концепции уделяется внедрению инновационных технологий (в частности, фитнес-технологий) в учебный процесс с целью повышения интереса к занятиям физической культурой как в учебное, так и в свободное время, т. е. приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.

4. В основе идеологических установок положен личностно ориентированный подход. Занятия физическими упражнениями стоятся с учетом интересов учащихся, их индивидуальных склонностей к тем или иным видам физкультурно-спортивной деятельности. Концепция ориентирует всех учащихся на развитие творческих способностей, использования приобретенных знаний, средств физической культуры в процессе повседневной жизнедеятельности.

5. Концепция основывается на вариативности учебных планов, программ, свободе выбора видов физкультурной деятельности в зависимости от условий, материально-технического оснащения, базы, профессиональной компетентности педагога и желания самих учащихся.

6. Процесс физического воспитания школьников осуществляется на основе измерения физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности (мониторинга) с выходом на управление процессом физического воспитания, стимулирования процесса самосовершенствования, самоопределения, самореализации личности, изменения стиля жизни, который способствует достижению физического и духовного развития, улучшения самочувствия психического и физического здоровья.

7. Концептуальные идеи предусматривают проект создания внутри учебного заведения оздоровительного центра — «Школы здоровья», действующего совместно с функционированием школьного коллектива и являющегося ядром идей оздоровления детей, учителей, просвещения родителей. Согласно замыслу, центр должен будет объединять всех специалистов (специалистов по физической культуре, администрацию, медиков, психологов, классных

руководителей, завучей по внеклассной и воспитательной работе и т. д.) и организовывать оздоровительную деятельность всего учебного процесса в школе на основе целенаправленных знаний по здоровому образу жизни и укреплению здоровья с использованием инновационных оздоровительных технологий (фитнес-технологий).

Основные направления концепции обновления непрерывного образования в сфере физической культуры школьников 1—11-х классов можно представить тезисно: Оздоровление, Интеграция, Инновации, Интерес, Вариативность, Мониторинг, Школа Здоровья.

Изложенная концепция внесет в процесс физкультурного образования школьников стройность и целеустремленность. Она открыта для творчества учителя и инновационного поиска в его педагогической работе. Концепция предоставляет большие возможности для удовлетворения скромных и амбициозных идей оздоровления не только учащихся, но и других категорий граждан.

Научно-методическая ценность работы состоит в том, что разработанные на основе представленной концепции научно-методические материалы могут быть использованы в многоуровневой системе подготовки специалистов высшего профессионального физкультурного образования; при реализации базовых, расширенных, углубленных, гимназических, лицейских программ, профильных и элективных курсов в образовательных учреждениях разных типов.

Практическая значимость результатов выполненного проекта заключается в том, что они могут быть использованы в практике организации образовательного процесса в виде предложенных технологий, путей, форм и условий их применения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Забурдаева М. Н. Структурно-содержательные компоненты учебных программ по физическому воспитанию учащихся школ России и стран Востока: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / М. Н. Забурдаева. - СПб., 2007. - 22 с.

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

2. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: Монография / В. П. Лукьяненко. — М.: Советский спорт, 2005. — 256 с.

3. Соловьев Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий / Г. М. Соловьев. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 70 с.

4. Спирин В. К. Методика оздоровительной физической тренировки индивидуальной направленности для детей школьного возраста: Монография / В. К. Спирин. — Великие Луки: ВЛГИФК, 2002. - 176 с.

5. Трушкин А. Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: Дис. ... д-ра пед. наук / А. Г. Трушкин. — Ростов-на-Дону, 2000. — 586 с.

6. Шаулин В. Н. Физическое воспитание учащихся: стратегические и тактические задачи / В. Н. Шаулин, Е. Н. Литвинов // Физическая культура в школе. — 1993. — № 4. — С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.