Е. Г. Сайкина
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИОРИТЕТНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
В статье сделан анализ концептуальных взглядов на развитие физической культуры школьников в России. На основании данных научных исследований автором представлена концепция обновления физической культуры школьников с приоритетной оздоровительной направленностью на основе применения инновационных здоровьесберегающих технологий (фитнес-технологий). Раскрыты цели, задачи, положения и основные направления концепции.
Е. Saykina
CONCEPTUAL BASICS OF RENEWAL OF SCHOOL STUDENTS' PHYSICAL EDUCATION WITH PRIORITY HEATH-IMPROVING ORIENTATION
The article analyses the conceptual view on development of school students' physical culture in Russia. On the basis of the research data, the author presents a concept of renovation of school students'physical culture with priority health-improving orientation involving innovative health-saving technologies (fitness technologies). Objects, tasks, provisions and basis directions of the concept are disclosed.
Одно из важных изменений, произошедших в стратегии развития физкультурного образования школьников, связано с расширением вариативной содержательной базы. Сегодня ее организаторам дана возможность использовать средства двигательной активности с учетом интересов занимающихся и условий жизнедеятельности конкретной школы для достижения целей и задач физкультурного образования.
Отличительной чертой концепции развития физической культуры в России является научная обоснованность исходных теоретических обобщений, принципов, средств, методов и форм физического воспитания школьников, психолого-педагогические основания которой поэлементно были раскрыты в многочисленных работах отечественных ученых [6, 5, 2].
Как отмечает М. Н. Забурдаева [1], исследовавшая структурно-содержательные
компоненты учебных программ школ России по физическому воспитанию учащихся, различия в целеполагании физкультурного образования, как правило, приводят к индивидуальной трактовке содержания технологии учебного процесса и результатам, порой не адекватным современным требованиям общества и интересам личности. Пока это остается открытым вопросом в практике физкультурного образования.
Среди существующих сегодня концептуальных взглядов ученых-теоретиков можно выделить четыре основных направления, которые основываются:
• на представлениях о приоритете образовательной направленности учебной работы по физической культуре в школе;
• на приоритете тренировочной направленности учебных занятий;
• на идеях межпредметных связей и интеграции предмета «Физическая культура» с другими учебными курсами;
• на приоритетном внимании к оздоровительной направленности учебной работы.
Важно отметить, что все они принципиально отличаются друг от друга своей доминантой. Так, например, отдельные исследователи [6 и др.] высказывают мнение, что на фоне всего разнообразия и вариативности существующих программ одним из актов защиты потребителей образования будет являться введение образовательного минимума в школьные программы, но, к сожалению, какой он будет на современном этапе, где учебный процесс должен строиться по интересам учащихся и с учетом местных условий, не определено до сих пор.
В то же время сторонники других концептуальных взглядов также обосновывают свой выбор приоритетов на научно-теоретическом уровне.
Обобщая концепцию развития школьных программ выявлено, что сегодня сохраняется тенденция перехода от акцента на улучшение физической подготовленности к формированию навыков здорового образа жизни, овладению способами их
практического применения в условиях жизнедеятельности человека. Как утверждают многие исследователи [5, 4 и др.] и проведенный нами опрос более 150 учителей по физической культуре школ г. Санкт-Петербурга и области, оздоровительная направленность при разработке программ по физической культуре является сегодня приоритетом при рассмотрении состояния и перспектив развития школьной физической культуры на государственном уровне.
Одной из наиболее теоретически обоснованных, фундаментальных работ последнего времени, направленных на обоснование применения оздоровительных технологий, является научная работа А.Г. Труш-кина [5], посвященная изучению процесса физического воспитания дошкольников, детей и учащейся молодежи.
В результате проведенных исследований в 90-е гг. ХХ в. автором было выявлено, что традиционные способы физического воспитания оздоровительной направленности являются малоэффективными, поэтому необходим поиск и обоснование инновационных технологий физического воспитания, которые позволили бы решить эту проблему.
Концепции оздоровительной направленности физкультурного образования рассматривались многими исследователями, но, как показывает время и проведенный анализ, многие из них не были полностью реализованы на практике. Одна из причин данного явления — отсутствие у ученых единства взглядов на цели и задачи физического воспитания школьников.
Причины этого достаточно полно, на наш взгляд, указаны Г. М. Соловьевым [3]. К ним относятся:
• отсутствие разработанного на государственном уровне долговременного механизма их реализации, объединяющего усилия медицины, образования и физкультурной отрасли;
• приоритет физического совершенства, а не формирования физической культуры в целом;
• недооценка значимости психолого-педагогического фактора формирования мотивационно-ценностных ориентаций (знаний, мотивов, убеждений, интересов, потребностей);
• недостаточное внимание к процессу приобщения учащихся к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни, обучению оздоровительным методикам и системам;
• отсутствие государственного заказа на создание учебников, учебных и методических пособий по физической культуре для учащихся учебных заведений всех уровней;
• теоретический курс по физической культуре не обеспечен дополнительным временем.
К этим причинам можно добавить, что в современных условиях реформирования физкультурного образования, при всем том разнообразии существующих вариативных программ по физическому воспитанию, во многих школах педагоги работают в основном по традиционной методике, на не оборудованных спортивных площадках и с плохим инвентарем.
Решение этих проблем возможно не сразу, и прежде всего в школы должны прийти молодые, современные учителя, владеющие инновационными технологиями обучения и воспитания. Это подтверждает проведенный нами опрос среди учителей физической культуры г. Санкт- Петербурга и студентов факультета физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена. На первое место среди путей повышения интереса к уроку физической культуры в школе они поставили грамотного, современного учителя, на второе место — материально-техническое оборудование, а на третье — новую программу с оздоровительной направленностью (как указали учителя) и включение инновационных оздоровительных технологий (по мнению студентов).
На наш взгляд, обновление физкультурного образования школьников уже сегодня может быть осуществлено через реализацию концепции инновационной техно-
логизации организации и управления педагогическим процессом школьного физического воспитания, через проектирование и внедрение инновационных оздоровительных технологий в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений.
Приоритет оздоровительной направленности физкультурных занятий требует организационной и структурной перестройки системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, процесса подготовки учителей физической культуры через включение новых учебных дисциплин по изучению инновационных здоровьесберегающих технологий оздоровительной физической культуры и фитне-са в их профессиональную подготовку, а также постоянной профессиональной ориентации на профессию учителя.
Сегодня необходимы изменения, которые позволили бы решить столь сложную, комплексную проблему укрепления здоровья в процессе физкультурного образования и притом не в далеком будущем, а сейчас. Нам это видится в разработке и обосновании комплексной вариативной интегрированной многоуровневой оздоровительной программы (для учащихся 1—11-х классов), способствующей формированию, укреплению и сохранению здоровья дошкольников и учащихся учебных заведений различного типа через интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, формирование ценностно-мотивационных установок личности, ориентированной на здоровый стиль жизни, через вооружение учащихся знаниями, умениями и способами физкультурно-оздоровительной деятельности, которые позволили бы им самостоятельно решать проблему укрепления здоровья в процессе дальнейшего физического самосовершенствования в течение всей дальнейшей жизни.
Однако, как справедливо утверждает В. П. Лукьяненко [2], необходимо осознание того, что решение задач оздоровительной направленности должно достигаться не путем превращения уроков физической
культуры в оздоровительные мероприятия, а путем эффективного решения образовательных задач, связанных с познанием способов целесообразного использования средств физической культуры с целью сохранения и укрепления здоровья.
Соглашаясь с мнением автора, мы, однако считаем, здесь нужен определенный баланс теоретических знаний и желания заниматься той или иной двигательной активностью на практике. То есть, чтобы быть здоровым, прежде всего человек должен этого хотеть, знать, как правильно это делать и уметь реализовать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования.
Решение проблемы, на наш взгляд, может быть осуществлено лишь на основе целостной концепции проектирования инновационных технологий оздоровительной направленности для непрерывного образования, которая должна быть представлена в виде системы теоретических положений.
Речь идет о новых методологических и технологических подходах к решению проблем общего физкультурного образования, в соответствии с которыми возникает необходимость пересмотра цели, представлений о приоритетной направленности содержания, наиболее эффективных средствах, методах и формах организации процесса физической культуры в сфере образования. В связи с этим немаловажным является непосредственная разработка и внедрение в учебно-образовательный процесс инновационных оздоровительных технологий, построение концептуальных основ, теоретическое обоснование и проверка степени их эффективности в процессе экспериментальной реализации.
Предлагаемая нами концепция представляет собой научно- обоснованную систему идей, положений, ориентиров, соответствующих не только потребностям современной жизни детей и подростков, но и рассчитанную на перспективу. Предложенная концепция включает минимум компонентов, необ-
ходимых и достаточных для того, чтобы она была способна функционировать.
В ней четко определены приоритетные направления и принципы учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие его эффективность, целостность воздействия, их культурологическую и социальную направленность. Она в полной мере соответствует общей ориентации физического воспитания на формирование физической культуры личности. На наш взгляд, ее положения должны лечь в основу определения этапов реализации процесса модернизации общего физкультурного образования в ближайшей перспективе, подготовки программно-методических материалов, обеспечивающих внедрение в практику теоретических выводов и рекомендаций.
Идеологической основой концепции является содействие обеспечению условий для разрешения имеющего место противоречия между объективной необходимостью высокого уровня общего образования в сфере физической культуры — его роли в оздоровлении нации, формировании здорового образа жизни и субъективной недооценкой этой роли в жизни детей, подростков и современного общества в целом.
Осуществление этой цели предполагает преобразование различных компонентов педагогического процесса, направленного на формирование физической культуры учащихся, при этом центральное место отводится личности занимающихся, его интересам, потребностям, уровню его физкультурной образованности.
Провозглашение в качестве приоритетных в учебно-воспитательном процессе оздоровительных задач ни в коем случае не подвергает сомнению значение образовательного компонента. Речь идет о дополнении одного другим. Ведь без интеллектуального компонента — знаний и формируемых на их основе ценностных ориента-ций, установок, социально значимых мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности, не может реализовываться ин-тегративность всех компонентов физиче-
ской культуры личности — оздоровительного, образовательного, воспитательного, двигательного, а значит — не может осуществляться и полноценное решение оздоровительных задач.
Предлагаемая система взглядов не претендует на статус окончательно разработанной и полностью завершенной, потому что, как и любая открытая система, она предполагает определенное совершенствование за счет саморазвития своих компонентов и в первую очередь за счет творческой деятельности специалистов-профессионалов в этой области.
Сущность предлагаемой концепции обновления общего среднего образования в области физической культуры школьников заключается:
• в конкретизации цели и задач учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе;
• в обосновании безусловного приоритета ее оздоровительной направленности;
• в устранении явного дисбаланса между всеми компонентами физкультурного образования личности;
• в обеспечении учебно-воспитательного процесса инновационными оздоровительными технологиями (фитнес-техноло-гиями);
• в создании условий для самоопределения, социализации личности посредством систематических занятий физической культурой;
• в разработке комплексной интегра-тивной вариативной, инновационной оздоровительной программы по физической культуре для учащихся 1—11-х классов «Школа здоровья»;
• в разработке программы по фитнесу для вариативной части программы по физической культуре для учащихся 1—11-х классов;
• в разработке проекта оздоровительного центра «Школа здоровья» или «Фит-нес-центр» на базе школы (для учащихся, их родителей, педагогов и сотрудников школы, а также жителей микрорайона);
• в разработке фитнес-программ по различным направлениям фитнеса для системы дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг (для детей от 3 до 18 лет);
• в разработке программ курсов повышения квалификации и переподготовки кадров по реализации внедрения фитнес-технологий в сферу физкультурного образования дошкольников и школьников;
• в разработке программ по инновационным оздоровительным технологиям для обучения студентов факультета физической культуры высших учебных заведений.
Основные положения концепции:
1. Концепция строится на приоритетном внимании к формированию ценност-но-мотивационных установок личности учащихся, ориентации на здоровый образ жизни, укреплении здоровья посредством внедрения инновационных технологий в учебную и физкультурно-оздоровительную работу в школе.
2. Концепция основывается на идеях межпредметных связей, интеграции основ знаний из различных областей науки, связанных с физической культурой, с целью формирования целостных представлений о здоровом образе жизни, укреплении здоровья и самосовершенствования; а также на интеграции в рамках режимных и массовых комплексных мероприятий в школе.
3. Концепция основывается на культивировании новых, современных видов физической активности и инновационных методах обучения учащихся. В концепции на основе разработанных целей и задач физического воспитания определяются средства, методы и формы организации занятий. Приоритетное внимание в концепции уделяется внедрению инновационных технологий (в частности, фитнес-технологий) в учебный процесс с целью повышения интереса к занятиям физической культурой как в учебное, так и в свободное время, т. е. приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.
4. В основе идеологических установок положен личностно ориентированный подход. Занятия физическими упражнениями стоятся с учетом интересов учащихся, их индивидуальных склонностей к тем или иным видам физкультурно-спортивной деятельности. Концепция ориентирует всех учащихся на развитие творческих способностей, использования приобретенных знаний, средств физической культуры в процессе повседневной жизнедеятельности.
5. Концепция основывается на вариативности учебных планов, программ, свободе выбора видов физкультурной деятельности в зависимости от условий, материально-технического оснащения, базы, профессиональной компетентности педагога и желания самих учащихся.
6. Процесс физического воспитания школьников осуществляется на основе измерения физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности (мониторинга) с выходом на управление процессом физического воспитания, стимулирования процесса самосовершенствования, самоопределения, самореализации личности, изменения стиля жизни, который способствует достижению физического и духовного развития, улучшения самочувствия психического и физического здоровья.
7. Концептуальные идеи предусматривают проект создания внутри учебного заведения оздоровительного центра — «Школы здоровья», действующего совместно с функционированием школьного коллектива и являющегося ядром идей оздоровления детей, учителей, просвещения родителей. Согласно замыслу, центр должен будет объединять всех специалистов (специалистов по физической культуре, администрацию, медиков, психологов, классных
руководителей, завучей по внеклассной и воспитательной работе и т. д.) и организовывать оздоровительную деятельность всего учебного процесса в школе на основе целенаправленных знаний по здоровому образу жизни и укреплению здоровья с использованием инновационных оздоровительных технологий (фитнес-технологий).
Основные направления концепции обновления непрерывного образования в сфере физической культуры школьников 1—11-х классов можно представить тезисно: Оздоровление, Интеграция, Инновации, Интерес, Вариативность, Мониторинг, Школа Здоровья.
Изложенная концепция внесет в процесс физкультурного образования школьников стройность и целеустремленность. Она открыта для творчества учителя и инновационного поиска в его педагогической работе. Концепция предоставляет большие возможности для удовлетворения скромных и амбициозных идей оздоровления не только учащихся, но и других категорий граждан.
Научно-методическая ценность работы состоит в том, что разработанные на основе представленной концепции научно-методические материалы могут быть использованы в многоуровневой системе подготовки специалистов высшего профессионального физкультурного образования; при реализации базовых, расширенных, углубленных, гимназических, лицейских программ, профильных и элективных курсов в образовательных учреждениях разных типов.
Практическая значимость результатов выполненного проекта заключается в том, что они могут быть использованы в практике организации образовательного процесса в виде предложенных технологий, путей, форм и условий их применения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Забурдаева М. Н. Структурно-содержательные компоненты учебных программ по физическому воспитанию учащихся школ России и стран Востока: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / М. Н. Забурдаева. - СПб., 2007. - 22 с.
ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
2. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: Монография / В. П. Лукьяненко. — М.: Советский спорт, 2005. — 256 с.
3. Соловьев Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий / Г. М. Соловьев. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 70 с.
4. Спирин В. К. Методика оздоровительной физической тренировки индивидуальной направленности для детей школьного возраста: Монография / В. К. Спирин. — Великие Луки: ВЛГИФК, 2002. - 176 с.
5. Трушкин А. Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: Дис. ... д-ра пед. наук / А. Г. Трушкин. — Ростов-на-Дону, 2000. — 586 с.
6. Шаулин В. Н. Физическое воспитание учащихся: стратегические и тактические задачи / В. Н. Шаулин, Е. Н. Литвинов // Физическая культура в школе. — 1993. — № 4. — С. 2.