Научная статья на тему 'Эффективность применения фитнес-игротренинга в двигательной подготовке младших школьников'

Эффективность применения фитнес-игротренинга в двигательной подготовке младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1141
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ФИТНЕС / ИННОВАЦИОННЫЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / ТРЕНИНГОВЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФИТНЕС-КОМПЛЕКСЫ / ФИТНЕС-ИГРОТРЕНИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / CHILDREN''S HEALTH AND FITNESS / INNOVATIVE FITNESS TECHNOLOGY / TRAINING HEALTH AND FITNESS CENTERS / FITNESS PLAY-TRAINING / PEDAGOGICAL INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова Татьяна Алексеевна, Панфилов Олег Петрович, Борисова Вера Валерьевна

Разработаны практические рекомендации по применению средств игрофитнеса на занятиях по физической культуре в начальных классах.Экспериментально обоснована эффективность влияния фитнес-игротренинга на развитие двигательных способностей младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестакова Татьяна Алексеевна, Панфилов Олег Петрович, Борисова Вера Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF FITNESS PLAY-TRAINING THE MOTOR TRAINING OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Practical recommendations on the use of funds play-fitness in the classroom for physical education in elementary classes. By experiment proved the effectiveness of the influence of the fitness play-training on the development of motor abilities of younger schoolboys.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения фитнес-игротренинга в двигательной подготовке младших школьников»

13. Фомичева Е.Н. Адаптивная физическая культура в реабилитации детей школьного возраста с расстройством аутистического спектра // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сб. статей по матер. I Всерос науч.-практ. конф. НГПУ им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 243-248.

14. Эрц Нафтульева Ю.М. Поведенческая программа инклюзии как способ помощи особому ребенку // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 5. С. 33-38.

Фомичева Елена Николаевна, канд. пед. наук, зав. кафедрой, fominihna@,mail. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский институт развития образования (ГБОУ ДПО НИРО)

SOCIAL PEDAGOGICAL REHABILITATION BASED ON SWIMMING TRAINING FOR CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Е.Н. Fomicheva

The data concerning organizational and content support for rehabilitation is presented in this article. It s based on adaptation methods of swimming training using special exercises and techniques. The matter of author's research is the search of the most correspondent pedagogical approaches and methods to physical and social, psychological state of children with Autism Spectrum Disorder.

Key words: social pedagogical rehabilitation, pupils with Autism Spectrum Disorder, health rehabilitation swimming training, organizational and content support.

Fomicheva Elena Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, head of the Department, fominihnaamail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Institute of the Education Development (NNIED)

УДК 796.011

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ИГРОТРЕНИНГА В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Т.А. Шестакова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова

Разработаны практические рекомендации по применению средств игрофитнеса на занятиях по физической культуре в начальных классах.Экспериментально обоснована эффективность влияния фитнес-игротренинга на развитие двигательных способностей младших школьников.

Ключевые слова: детский оздоровительный фитнес, инновационные фитнес-технологии, тренинговые оздоровительные фитнес-комплексы, фитнес-игротренинг, педагогические инновации.

Проблема совершенствования физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих учёных и учителей-новаторов, по-прежнему остаётся актуальной. В число приоритетных задач

физического воспитания подрастающего поколения выдвигаются задачи укрепления физического здоровья, воспитание личности средствами физической культуры, обеспечение оптимального развития физических качеств и физической подготовленности детей младшего школьного возраста [3].

Особого внимания заслуживает тенденция к снижению интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования.

Постоянно обновляющиеся технологии обучения, многообразие форм и средств в физической культуре, включая, как традиционные, так и нетрадиционные, всё более дифференцируются в соответствии с культурными запросами различных социальных слоёв общества, ориентируясь на удовлетворение их интересов [2, 5].

Направление детского оздоровительного фитнеса появилось сравнительно недавно и пока не имеет достаточно строгого научного обоснования в отечественной и зарубежной литературе. Анализ существующих исследований, проведенных по различным направлениям детского оздоровительного фитнеса, выявил, что популярность его стремительно растёт, как за рубежом, так и у нас в стране. Сегодня он развивается быстрыми темпами и, несомненно, представляет интерес для специалистов оздоровительной физической культуры и фитнеса [9].

Детский оздоровительный фитнес призван удовлетворить потребность детей в физической активности, повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, приобщить к здоровому образу жизни. Интерес детей к занятиям фитнесом также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны [8].

Детский оздоровительный фитнес включает комплексные программы оздоровительно-развивающих мероприятий, направленных на развитие физических качеств, на увеличение функциональных резервов организма, профилактику заболеваний и приобщению к здоровому образу жизни детей младшего школьного возраста.

На современном этапе развития школьного образования наблюдается значительный рост педагогических инноваций в сфере физического воспитания школьников. Детский оздоровительный фитнес, средства которого всё чаще применяются в образовательном процессе в системе школьного образования, служит тому ярким примером. Исходя из выше сказанного, можно отметить, что детский фитнес в России развивается, а ряд специфических особенностей, делает его особенно привлекательным и популярным среди детей и подростков.

Актуальным стоит вопрос о логичном и рациональном внедрении средств детского оздоровительного игрофитнеса в структуру школьного урока

с целью эффективного развития двигательной подготовленности младших школьников.

Детский оздоровительный фитнес можно определить как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему оздоровления детей и подростков средствами современных игрофитнес технологий, постоянно обновляющую свой арсенал средств и методов [8].

Отмечается, что младший школьный возраст характеризуется активностью школьников в освоении новых форм движений и в развитии физических и функциональных возможностей.

Проблема развития двигательных способностей младших школьников средствами детского фитнеса усугубляется недостаточной разработанностью теории в этом аспекте, слабой проработкой и экспериментальной проверкой методических подходов, недостаточными знаниями учителями физической культуры прогрессивных концепций обучения. Влияние разнообразных оздоровительных видов детского фитнеса на организм младших школьников в научно-методической литературе освещено не совсем достаточно.

В настоящее время предлагаются лишь отдельные комплексы из детского фитнеса [4, 5, 8] нет стройной системы занятий и программы обучения, хотя практический интерес специалистов в области фитнес-технологий велик. До настоящего времени недостаточно изучены вопросы влияния различных видов детского оздоровительного фитнеса на физическое развитие и двигательную подготовленность детей младшего школьного возраста. В содержание инновационных фитнес-технологий входят материалы не проверенные экспериментально и результат их воздействия на ребенка непредсказуем.

В связи с этим, возникла необходимость в изучении данных вопросов и в разработке экспериментальной программы по детскому оздоровительному фитнесу, учитывающей особенности физического развития и двигательной подготовленности младших школьников.

Таким образом, в физической культуре младших школьников существует противоречия между многообразием новых средств фитнеса и отсутствием достаточно четкой, научно обработанной информации о возможности их использования в практике образования младших школьников.

Актуальность данного исследования заключается в разрешении противоречий между известными по теории физического воспитания возможностями игрофитнеса как средства развития двигательных способностей, с одной стороны и с дефицитом научных и практических работ, исследующих данную тематику с другой.

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.

2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность влияния разработанной методики на развитие двигательных способностей младших школьников.

3. Разработать практические рекомендации по применению средств игрофитнеса на занятиях по физической культуре в начальных классах.

Ряд авторов [1, 3] также указывают на необходимость продуманной дифференциации содержания, объема и интенсивности физических нагрузок школьников в связи с их биологическим (а не паспортным) возрастом, индивидуальными моторными способностями и возможностями. В связи с этим они делают вывод, что такую задачу невозможно решить в условиях традиционного школьного урока физкультуры, который и является главным узлом противоречий между современными теоретико-методическими установками и реалиями школьной физкультуры.

Педагогический эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе (констатирующем) ставилась задача изучить и проанализировать данные литературы и практический опыт работы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях. Подобрать и апробировать доступные детям упражнения. Составить комплексы игрофитнеса, отобрать наиболее информативные методики для определения уровней физического развития и двигательных способностей детей младшего школьного возраста. На втором (формирующем) была отслежена динамика изменений физического развития и двигательной подготовленности младших школьников под влиянием разработанной методики. Ставилась задача выявления эффективности разработанной нами фитнес-технологии, а именно, изучение влияния занятий игрофитнесом на развитие исследуемых способностей детей.

Вариативная, экспериментальная часть программы отводилась для решения задач направленного развития основных физических качеств. Средства оздоровительного игрофитнеса входили в структуру третьего школьного урока. В экспериментальную часть программы входили тренинговые комплекс-программы по игрофитнесу с использованием таких направлений как: игро-стретчинг, игро-скипинг («Весёлая скакалка»), игро-степ, игро-фитбол (танцевальный комплекс на мячах), игро-арт-фитнес («Страна фантазия» - комплексы для развития творческого самовыражения). Завершался урок выполнением игрорелаксационного комплекса на мячах, энимал-йогой (асаны, имитирующие движения животных, подражающим некоторым представителям дикого мира), релаксационным дыхательным тренингом. Выполняются комплексы упражнения (комбинации) со средней или высокой интенсивностью групповым методом.

Одним из ведущих средств обучения на занятиях по фитнес-игротренингу являются задания-тренинги, выполнение которых позволяет младшим школьникам освоить различные приёмы творчества и которые способствуют развитию двигательных умений и развитие двигательных способностей.

Фитнес-игротренинг - это процесс сознательного, целенаправленного, методически безошибочно выстроенного обучения, позволяющего младшим школьникам максимально «раскрыться», выявить свои потенциальные возможности, развить наиболее значимые творческие качества. Он также снимает психологические барьеры, связанные с неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях, позволяет почувствовать себя свободной личностью, способной действовать и творить в любой ситуации.

Современные инновационные оздоровительные детские фитнес-программы имеют ряд отличительных особенностей от традиционных, что делает их особенно привлекательным и популярным среди детей младшего школьного возраста: большое разнообразие упражнений (с использованием современного инвентаря и оборудования) их своеобразие, модернизация, различная направленность и за счёт введения ассиметричных и гротесковых движений даёт возможность появлению новых оздоровительных технологий; тесная связь упражнений с музыкой и современными ритмами; использование различных инновационных современных танцевальных стилей, направлений; включение разнообразных инновационных методов и форм проведения занятий (сюжет, образ, игра, соревнование и др.); положительный эмоциональный фон, за счёт высокой экспрессии движений и активной роли преподавателя на занятиях; возможность эмоционального, творческого самовыражения, нервно-психической разрядки и получения удовлетворения от выполнения упражнений и заданий; возможность расширения специфических знаний о культуре здоровья и двигательных возможностей занимающихся повышения уровня их физической подготовленности физического развития, укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний [5, 6, 7, 9].

Таким образом, использование современных инновационных направлений детского оздоровительного фитнеса в физической культуре детей и подростков способствует повышению двигательной культуры: культура тела, культуры движений, культуры телесного здоровья, разумной организации досуга, содействует формированию здорового стиля жизни, формированию интереса к занятиям физической культурой, способствует развитию двигательных способностей младших школьников.

Программы по фитнес-игротренингу позволяют: решать задачи, связанные с совершенствованием и воспитанием личности (нравственными, эстетическими, умственными, трудовыми); овладевать специальными двигательными умениями и навыками; развивать и совершенствовать такие физические качества как сила, комплексные проявления быстроты, выносливость, ловкость - непосредственно связанные с ловкостью морфофункциональные свойства организма - подвижность в суставах, гибкость и др.; прививать интерес к занятиям спортивной культурой; формировать школу движений и культуру движений; прививать организаторские навыки; совершенствовать сенсорные системы организма;

повышать устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Исследование показало, что включение в практические занятия программы детского фитнеса являются стимулом для совершенствования физической подготовленности младших школьников.

Развитие двигательной координации у младших школьников средствами игрофитнеса обеспечивает результативные показатели физической подготовленности занимающихся, что свидетельствует о целесообразности применения предложенной экспериментальной фитнес-программы, включённый в третий школьный урок детей младшего школьного возраста.

Список литературы

1. Борисова В.В., Панфилов О.П., Шестакова Т.А. Фитнес-технологии -новый раздел в школьном физическом воспитании // Физическая культура в школе. 2013. № 4. С. 39-45.

2. Инновационные психолого-педагогические тренинговые технологии как фактор повышения качества профессионального образования: сб. статей. Орёл: Картуш», 2008.

3. Крючек С.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: учеб.-метод. пособие. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. 64 с.

4. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 240 с.

5. Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. СПб.: Детство-Пресс, 2012. 112 с.

6. Методологические основы классификации интегрированных непараметрических видов физических упражнений (на примере фитнес-технологий) / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2013. № 8. С. 62-68.

7. Теоретико-методологические аспекты проектирования инновационных технологий в подготовке специалиста по физической культуре / О.П. Панфилов [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2012. № 4(40). С. 36-39.

8. Шестакова Т.А., Борисова В.В., Алёшина Н.С. Оздоровительный фитнес в начальной школе: учеб.-метод. пособие для специалистов по физической культуре. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. 84 с.

9. Шестакова Т.А., Борисова В.В. Ритмическая гимнастика: учеб.-метод. пособие по СМП для студентов ФФК, преподавателей и учителей ФК. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2003. 92с.

10. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе»: учеб.-метод. пособие для педагогов дошкольных. и школьных. учреждений. СПб.: Детство-пресс, 2001. 321 с.

Шестакова Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доц., panfilov30@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Панфилов Олег Петрович, д-р биол. наук, проф., panfilov30@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

EFFECTIVENESS OF FITNESS PLAY-TRAINING THE MOTOR TRAINING OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

T.A. Shestakova, O.P. Panfilov, V. V. Borisova

Practical recommendations on the use of funds play-fitness in the classroom for physical education in elementary classes. By experiment proved the effectiveness of the influence of the fitness play-training on the development of motor abilities of younger schoolboys.

Keywords: children's health and fitness, innovative fitness technology, training health and fitness centers, fitness play-training, pedagogical innovation.

Shestakova Tatiana Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, tgpu@tula.net, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Panfilov Oleg Petrovich, doctor of biological Sciences, professor, panfilov30@mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Borisova Vera Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, borisovav5@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy

УДК 796.01

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И.В. Шумилин

Рассмотрены цель и задачи комплекса «Готов к труду и обороне». Представлена информация о внедрении комплекса ГТО в физическое воспитание студентов высших учебных заведений Амурской области. Предложен эффективный способ подготовки студентов к сдаче нормативов ГТО - на основе использования компьютерных технологий.

Ключевые слова: комплекс «Готов к труду и обороне», студенты, компьютерная программа.

Президент России 11 июля 2014 года издал постановление, связанное с возрождением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (далее -Комплекс) является программно-нормативной основой физического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.