УДК 796.011.3
Лубышева Людмила Ивановна
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики
физической культуры
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, + 7 (342) 238-64-76 e-mail: fizkult@teoriya. ru
КОНЦЕПЦИЯ СПОРТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Liudmila I. Lubysheva
Dr.Hab., Professor of the Chair of Theory and Methodology of Physical Culture
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: e-mail fizkult@teoriya. ru
CONCEPT OF SPORTIZATION IN PHYSICAL EDUCATION SYSTEM
Аннотация. В статье представлена инновационная технология преобразования современного физического воспитания на основе внедрения спортизированных форм занятий, которая позволяет не только значительно улучшить динамику показателей физической подготовленности занимающихся в учебно-тренировочных группах, но и коренным образом изменить отношение детей к физической активности.
Ключевые слова: конверсия, спортивная культура, спортизация, общеобразовательная школа, инновационная технология.
Abstract. The author's innovative technology of modernization of modern physical education by introducing sportizated forms of classes not only improves a lot the dynamics of physical fitness indicators of those engaged in training groups, but also radically changes the attitude of children to physical activity.
Key words: conversion, sports culture, sportization, general school, innovative technology.
В современных условиях, вопреки традиционной практике работы учебных учреждений, ориентированных на образовательный результат в виде предметных, культурных, профессиональных компетенций и организацию
© Лубышева Л.И., 2016
здоровьесберегающей среды, формируются новые концептуальные подходы и инновационные технологии, позволяющие признать здоровье обучающихся фундаментальным образовательным объектом. Уже признана необходимость смещения акцентов с организации здоровьесберегающей среды образовательных учреждений на построение здоровьеформирующего образовательного пространства, обеспечивающего освоение школьниками и студентами здоровьеформирующих ценностей и смыслов, позволяющих повышать их здоровье и физические кондиции.
Здоровьеформирующее образовательное пространство учебного заведения должно направленно стимулировать рост адаптационных возможностей учащихся и студентов путем укрепления здоровья, содействовать усилению их продуктивной активности, повышению уровня здоровьеформирующей компетентности, а также успешной адаптации и социализации в образовательном учреждении.
С позиций здоровьеформирования процесс спортизации физического воспитания в образовании может рассматриваться как новая методология исследований в сфере образования, с одной стороны, а с другой - как инновационная технология, позволяющая развивать педагогическую практику.
Еще в 1990-е гг. В.К. Бальсевичем была высказана идея повышения эффективности физического воспитания за счет конверсии высоких спортивных технологий в физическом воспитании подрастающего поколения. Нами были сформулированы варианты и формы построения учебных физкультурно-спортивных занятий, в содержание которых был конверсирован обоснованный еще мэтрами отечественной физиологии В.С. Фарфелем, А.Н. Крестовниковым, Н.В. Зимкиным феномен спортивной тренировки. Инноватика и идейная основа спортивно-ориентированного физического воспитания заключается в том, чтобы спроектировать условия дифференцированного освоения обучающимися ценностей спортивной культуры согласно личностным мотивам, особенностям и уровню притязаний каждого занимающегося.
Цель исследования - научно обосновать концептуальные основы и технологические решения спортизации образовательных учреждений.
Методология исследования. В реалиях современного российского образования спортизация процесса физического воспитания детей и молодежи различного возраста является одним из приоритетных направлений здоровьеформирования. Под спортизацией понимается активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры обучающихся [1].
Любая инновация проходит особый цикл развертывания от идеи до технологического решения и внедрения (рис. 1).
Инновационное предложение: научный коллектив под рук. В.К. Бальсевича и Л.И. Лубышевой доказывают
преимущество СД по отношению к организации традиционных занятий по ФК (1990 -1994 гг.)
Инновационный процесс — организация педагогических экспериментов по апробированию технологий спортизации в разных регионах России (2001-2010 гг.)
Новая форма практики — система спортизации физического воспитания как новый тип образовательной практики (2011 - по н. вр.)
Новая форма практики — система спортизации физического воспитания как новый тип образовательной практики
(2011 - по н. вр.)
\_
Рис. 1. Схема инновационого развертывания спортизации в системе образования РФ
Методологическими предпосылками спортизации являются следующие положения:
- становление спортивной культуры учащихся, определение, отбор и дальнейшая ориентация спортивных талантов понимаются как основа для постановки целей при проектировании педагогических технологий;
- инновационный вариант трансформации традиционного урока в спортизированный с активным привлечением адаптационных эффектов спортивной тренировки понимается как методическая база преобразований;
- обеспечение эффективной комплексной реализации образовательной, воспитательной и здоровьеформирующей функции процесса физического воспитания как приоритетного направления спортизированных уроков;
- архитектоника педагогического процесса базируется на консолидации усилий общеобразовательной и спортивной школ, метапредметной связи общего и дополнительного образования;
- привносится выраженный паритет форм и средств спортивной подготовки и уровня притязаний, интересов, индивидуальных особенностей и психофизических возможностей занимающихся.
Теоретический и научный фундамент построения спортивно-ориентированного физического воспитания формируют разработанные В.К. Бальсевичем организационно-методические принципы и положения:
Принцип конверсии
По мнению ученых-единомышленников В.М. Зациорского, Л.П. Матвеева, Ю.В. Верхошанского, максимально действенным способом
целенаправленного совершенствования психофизических способностей человека является физическая тренировка, понимаемая как организованный процесс адаптации функциональных систем организма к физическим нагрузкам соответствующего объема и интенсивности, привносимым упорядоченным подбором физических упражнений. Соответственно, условием повышения эффективности физического воспитания выступает использование зарекомендовавших себя в теории и практике спортивной тренировки креативных возможностей феномена тренировки.
Принцип гармоничности развития личности обучающегося
Данный принцип предполагает внедрение лишь такой инновационной технологии, которая позволит обеспечивать максимальное освоение каждым учащимся ценностей физической культуры и спорта, соотносимых с его задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности. Поэтому важно, модернизируя физическое воспитание, учитывать качество освоения воспитанниками комплекса ценностей физической и спортивной культур.
Принцип активного здоровьеформирования
Соответствие педагогических стимулов ритму онтогенеза моторики ребенка служит критически необходимым условием организационно-методического обеспечения образовательного процесса, осуществляемого в соответствии с экспериментальной моделью. В связи с этим актуализируется поиск формы организации учебного процесса по физическому воспитанию, обеспечивающей скорость развертывания механизмов адаптации к физическим нагрузкам, дифференцированным исходя из учета сенситивных периодов индивидуальных особенностей ребенка. Привычная классно-урочная форма не соответствует этим требованиям и условиям, поскольку предусматривает лишь соответствие учеников определенному календарному возрасту, как правило, не совпадающему с биологическим.
Потому представляется целесообразной интеграция учащихся по интересам в сфере физкультурно-спортивной деятельности, по потребностям и интересам, а также по возможностям их физического совершенствования в отдельные коллективы - учебно-тренировочные группы.
Принцип накопления потенциала социальной активности
и толерантности
Процесс освоения ценностей физической и спортивной культур происходит на коллективных занятиях малых групп, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной форме, при понятной ответственности каждого за успешность действий коллектива. Здесь создаются модели соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива.
Процесс спортивно-ориентированного воспитания может восприниматься как территория деятельностной социализации ребенка, где созданы условия для
развития его гармоничной социальной активности, навыков достойной и честной победы и проигрыша, служащего уроком для будущих побед.
Принцип свободы выбора
Ребенок свободно и осознанно выбирает вид спорта или иную форму физкультурно-спортивной активности. Учебный процесс может и должен быть адаптирован для учащихся различных физических кондиций, что предусматривает прогрессивность содержания инновационной технологии с точки зрения государственной политики и гуманность по отношению к ребенку.
Спортивно-ориентированное физическое воспитание во многих регионах России нашло своих последователей и продолжателей идей, практическая ценность которых - в автономной воспроизводимости каждым образовательным учреждением за счет средств собственной инфраструктуры
[2; 3].
К наиболее оригинальным проектам, способным существенно улучшить систему физического и спортивного воспитания, относятся следующие инновационные технологии:
- спортивно-ориентированное физическое воспитание;
- спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы;
- школьный спортивный клуб;
- школьная спортивная команда.
Целевая направленность спортивно-ориентированного физического воспитания заключается в обеспечении школьников свободой выбора вариантов занятий, режимов их интенсивности, в планировании результативности, а также возможности беспрепятственного изменения вида физкультурной или спортивной деятельности на основе информированности о своих индивидуальных физических способностях и потенциальных возможностях их развития. Практические занятия в рамках учебного предмета «Физическая культура» проводятся по трем видам учебных программ:
- спортивная тренировка по избранному виду спортивной специализации;
- общеразвивающая тренировка по программе ОФП;
- оздоровительная и адаптивная физическая культура.
Логическим продолжением организации физической активности школьников является учебный предмет «Спортивная культура» (рис. 2). Если внедрение технологии спортивно-ориентированного физического воспитания предлагается с 5-х по 8-е классы, то «Спортивная культура» логично вписывается в учебный план старшей школы. В отличие от традиционного урока физической культуры занятия проводятся по выбранному виду спорта с обязательным участием в соревнованиях и выполнением учебно-спортивных нормативов в сочетании с регулярной учебно-тренировочной деятельностью.
Рис 2. Модель учебного предмета «Спортивная культура»
Старшеклассники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, тренируются в оздоровительных группах с обязательной оценкой динамики психофизической подготовленности. В то же время учащиеся, не выбравшие для себя вид спорта, могут тренироваться в фитнес-группах или группах ОФП также с обязательным тестированием динамики психофизической подготовленности. Помимо организации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности старшеклассники в ходе изучения предмета «Спортивная культура» осваивают теоретические и методические знания по организации самостоятельных занятий массовым спортом, ведению спортивного стиля жизни.
В рамках предмета наряду с формированием личностной спортивной культуры старшеклассника происходит его активная социализация. Подростки в процессе спортивной деятельности учатся занимать лидирующие позиции, обучаются навыкам общения, исполняют разные социальные роли (физорг, спорторганизатор, капитан команды, спортивный судья), определяются со своими профессиональными интересами. Образно говоря, спорт - это школа жизни. Здесь можно научиться выигрывать и проигрывать, в спортивной деятельности моделируются различные жизненные ситуации и пути выхода из сложностей, которые встречаются и в спортивной деятельности, и в обычной жизни.
Существенным дополнением к процессу спортизации общеобразовательной школы может стать внедрение инновационного проекта «Школьный спортивный клуб». Суть данного проекта заключается в интеграции основного и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности посредством внедрения 6-часовых занятий в неделю (3 урока физической культуры и 3 занятия в спортивно-оздоровительных группах ДСШ). Данную модель можно рассмотреть как модернизацию физического воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса - с другой, а также как создание условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обеспечение современного качества доступности и эффективности школьных спортивных занятий на основе лучших традиций, заложенных еще советской системой физического воспитания. Инновационные проекты такого направления не вносят противоречий в содержание физического воспитания, а дополняют его спортивную составляющую. Однако правильно организованный процесс спортизации создает равные возможности самореализации в спорте для каждого ребенка, оперативно реагирует на мотивацию, интерес, потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку одаренным юным спортсменам (рис. 3).
ция спортивного школьного клуба
Общее собрание Г
_ I
устав
п редседател ь
Физ.актив класса
Зам.по учебно' спорт. работе МОУ СОШ №32
С
Семейный клуб
Сопрограмма
Клубные _формы
Спортивная школьная команда
Спортивное образование, здоровье, социальный престиж школы
Рис. 3. Структура и организация школьного спортивного клуба
Процесс спортизации общеобразовательных школ можно существенно улучшить путем внедрения проекта «Каждой школе - спортивную команду»
хотя бы по одному наиболее популярному среди детей, родителей, учителей виду спорта.
Огромный социализирующий и оздоровительный эффект заложен в ведущей идее данного проекта. Он несет в себе возможность воспитания качеств, присущих настоящим гражданам; патриотизма, любви к школе, умения бороться и побеждать, а иногда и умения проигрывать, чувствовать локоть товарища - всему этому можно научиться в спортивной команде школы. При
хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Немаловажно, что в таких условиях будет укрепляться связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту.
Данный проект повышает эффективность учебного процесса, расширяет возможности использования внеучебного времени в целях привлечения детей к систематическим занятиям спортом и формирования их спортивной культуры. Он рассматривается нами как перспективная инновация. Поэтому нами разработано Положение о спортивной и школьной спортивной команде. Структура Положения отвечает правилам построения подобных документов, содержательная часть освещает специфику данного проекта.
Освоение ценностей спортивной культуры происходит в процессе коллективных занятий малых групп, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной формах. Здесь реализуется принцип единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива. Спортивное образование должно рассматриваться как пространство деятельностной социализации личности, обеспечивающее естественные условия формирования ее социальной активности и успешной жизнедеятельности.
Необходимо использовать учебные и внеучебные тренировочные программы разного уровня, адаптированные к способностям и возможностям каждого ученика. Двигательная нагрузка на учебных занятиях должна соответствовать оптимальному уровню развития психофизической подготовленности занимающихся (не больше, но и не меньше!). Недостаточная физическая нагрузка, так же как и перетренировка, губительны для развивающегося организма школьника. Только оптимальная, соответствующая возрастному развитию индивида тренировочная нагрузка обеспечивает положительный функциональный сдвиг необходимо интегрировать в образовательный процесс теоретические курсы по теории спорта и истории олимпийского движения.
Возможны индивидуальные программы и экстернат для особо одаренных учащихся.
Учитель-тренер должен находиться в процессе непрерывного саморазвития, творчески разрабатывая и реализуя обучающие тренировочные программы.
Результаты исследования. Экспериментальная работа по выявлению эффективности реализации инновационных технологий спортизации проводилась в течение 25 лет в разных регионах России. Наиболее
информативными явились высокие показатели уровня физической подготовленности школьников г. Сургута по сравнению с детьми из благополучных европейских стран, таких как Турция, Словакия, Чехия, полученные в конце 90-х годов прошлого столетия. Завершающим этапом экспериментальной работы стала оценка эффективности построения здоровьеформирующего пространства в МАОУ СОШ № 45, 118 г. Челябинска, № 1, 11 г. Коркино Челябинской области. Полученные данные свидетельствовали о достаточно высокой эффективности построения здоровьеформирующего образовательного пространства в аспекте формирования метапредметных результатов здоровьеформирующей деятельности. В экспериментальных школах значительно возрос уровень детей с оптимальным (21,7 %) и допустимым (56,6 %) уровнями сформированности метапредметных результатов здоровьеформирующего образования.
Здоровьеформирующий результат образования должен, на наш взгляд, рассматриваться совместно с образовательной составляющей процесса. Корреляционный анализ показателей здоровьеформирующей компетентности и результатов Государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов выявил высокий уровень их взаимосвязанности (г = 0,79 при коэффициенте детерминации D = 62,41 %).
Возрастание метапредметных результатов здоровьеформирования подтвердилось положительной динамикой объективных показателей функционирования организма школьников. Изучение функциональных показателей респираторной системы и уровня стрессоустойчивости позволило отметить в экспериментальной группе более выраженный прирост всех изучаемых параметров (Р<0,05). В частности, при сопоставительном анализе статических характеристик респираторной системы в экспериментальной группе установлено увеличение ЖЕЛ вдоха и выдоха от 30,7 до 42,9 % соответственно, тогда как в контрольной - от 11,9 до 14,1 %. Кроме того, в экспериментальной группе значительно увеличились параметры дыхательного объема (17,3 %), минутного объема дыхания (30,9 %), резервного объема вдоха (39,0 %) и выдоха (15,4 %), емкость вдоха (32,4 %), что определило снижение частоты дыхания на 17,3 %. Следует отметить и больший относительный прирост объемно-скоростных параметров дыхательной системы у девочек экспериментальной группы. В частности, ЖЕЛ выдоха в ЭГ увеличилась на 30,3 %, пиковая объемная скорость выдоха - на 17,4 %, мгновенная объемная скорость выдоха в крупных бронхах - на 12,7 %, средних - 15,6 %, мелких -15,6 %, что сопровождается ростом средней объемной скорости выдоха по всей кривой «поток - объем» форсированного выдоха (от 10,8 до 31,0 %). Схожие по направленности изменения зафиксированы и в динамике показателей функции
внешнего дыхания у мальчиков, что свидетельствует о значительном улучшении проходимости дыхательной путей и увеличении силовых характеристик дыхательной мускулатуры. Так, прирост минутных и объемных скоростей выдоха варьирует от 10,36 до 32,38 %, что привело к возрастанию форсированной ЖЕЛ на 31,49 %.
В конце учебного года у детей с повышенной двигательной активностью, организованной в рамках экспериментальной системы спортизированного физического воспитания, уровень кортизола слюны оказался ниже по сравнению с контролем (контрольная группа: 0,19 ± 0,013 ^МЦ экспериментальная группа: 0,13 ± 0,031 ^МЦ р = 0,021, критерий Вилкоксона-Манна-Уитни для независимых выборок) и достоверно не изменился по сравнению с исходным состоянием (р = 0,232 по непараметрическому критерию Вилкоксона для связанных выборок). В контрольной группе уровень кортизола вырос по сравнению с исходным состоянием (р = 0,014 по непараметрическому критерию Вилкоксона для связанных выборок). Прирост содержания кортизола в организме детей контрольной группы отражает усиление стрессорного состояния, связанного с интенсивной учебной нагрузкой и воздействием других стрессогенных факторов.
Выводы. Введение учебного предмета «Спортивная культура» и других спортизированных форм занятий в условиях общеобразовательной школы позволит устранить «болевые точки» традиционно сложившейся системы физического воспитания:
- создает организационно-педагогические условия привлекательности для учащихся содержания учебных занятий;
- обеспечивает соответствие обучающих и тренирующих воздействий на уроках спортивной культуры особенностям возрастного развития, моторики и психики учащихся, их спортивным интересам;
- способствует активному и системному использованию новейших технологий спортивного воспитания детей и подростков;
- предоставляет возможности для приоритетного освоения этических, нравственных, духовных и здоровьеформирующих ценностей спортивной культуры;
- стимулирует разработку и создание принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, обеспечивающих использование современных технологий спортивного воспитания, оснащенных диагностическими и тренажерными комплексами, системами оперативного контроля за здоровьем занимающихся.
Концепция спортизированного физического воспитания и технологии ее реализации применимы для образовательных учреждений высшей школы.
Перспективным научным направлением развития спортизации физического воспитания в вузе является обоснование кинезиологических проектов, обеспечивающих психофизическую готовность будущих специалистов.
Список литературы
1. Лубышева Л.И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 4. С. 6-8.
2. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа // Теория и практика физ. культуры и спорта. 2009. № 3. С. 10-13.
3. Лубышева Л.И., Моченов В.П. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта // Теория и практика физ. культуры. 2015. № 4. С. 94-101.