Оздоровительные технологии в образовательном процессе
УДК 373 + 796
МЕЖШКОЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Е.А. Черепов
Цель - предложить механизм модернизации системы дополнительного физического воспитания в школе на основе создания межшкольного спортивного клуба. Проанализированы наиболее известные факты реализации положений концепции спортизации физического воспитания в России за последние десятилетия, сформулировано понятие межшкольного спортивного клуба, схематически представлен проект педагогической технологии интеграции общего и дополнительного образования путем создания межшкольного спортивного клуба. Показана возможность и необходимость создания межшкольного объединения учащихся, педагогов и родителей, в рамках которого бы осуществлялся переход от традиционной системы физического воспитания к инновационной, основанной на положениях спортизации и конверсии технологий спортивной подготовки в интересах физического воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: школьники, межшкольный спортивный клуб, спортизация, спортивная культура, спортизированное физическое воспитание.
В настоящее время спортизация образовательного пространства российской школы является перспективным и достаточно научно обоснованным направлением здоровьеформирования подрастающего поколения. Под спортизацией Л.И. Лубыше-ва понимает активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся [1]. Она обозначила следующие методические предпосылки спортизации:
- формирование спортивной культуры школьников;
- инновационный вариант преобразования традиционного урока в спортизированный с активным использованием оздоровительных эффектов тренировки - методическая основа нововведения;
- обеспечение комплексной реализации образовательной, воспитательной и здоровьеформирующей функций физического воспитания;
- интеграция деятельности общеобразовательной и детско-спортивной школы;
- соответствие форм и методов спортивной подготовки интересам, возрастным и гендерным особенностям занимающихся.
Теоретический фундамент спортивно ориентированного физического воспитания формируют следующие разработанные В.К. Бальсевичем и учениками организационно методические принципы и положения [1]:
1. Принцип конверсии. В основе построения эффективной модели модернизации физического воспитания лежит использование отработанных в теории и практике спортивной подготовки средств управления процессом целенаправленного изменения состояния и рабочих возможностей морфофункциональных систем обучающихся посредством использования креативных возможностей феномена тренировки.
2. Принцип гармоничности развития личности. Обеспечение как можно больших возможностей для освоения каждым ценностей физической культуры и спорта, в соответствии с его задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности. Кроме того, очень важно в процессе модернизированного физического воспитания, учитывать освоение воспитанниками интеллектуальных, нравственных, эстетических, мобилизационных, коммуникативных ценностей физической и спортивной культур.
3. Принцип активного здоровьеформирова-ния. Известно, что успешность в развитии физических качеств у школьника и формирование у него двигательных умений и навыков во многом определяется тем, насколько тренирующие воздействия совпадают с характером динамики возрастного развития различных элементов и структур его физического потенциала. Для онтогенеза характерны ускорения и замедления в развитии двигательных
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
качеств и способностей, функциональных и морфологических систем организма ребенка. В связи с этим, необходимо постоянно учитывать особенности развития ребенка в каждом из сенситивных периодов.
Между тем задачу дифференциации содержания, объема, интенсивности физических нагрузок школьников, в зависимости от их биологического возраста, невозможно решить в условиях традиционной организации физического воспитания, основой которой является школьный урок физической культуры. Эта форма организации физического воспитания не позволяет обеспечить не только адекватный биологическому возрасту индивидуальный подход, но и просто необходимый достаточный объем и интенсивность нагрузок, так как проведение урока физкультуры в рамках академического расписания с нормальной для обычной тренировки интенсивностью не может не сказаться на качестве готовности к другим урокам школьного расписания из-за недостаточности времени на восстановительные и гигиенические мероприятия.
В этой связи становится понятной необходимость такой формы организации учебного процесса по физическому воспитанию, которая обеспечивала бы возможность развития процессов адаптации к физическим нагрузкам, дифференцированным в соответствии с сенситивными периодами, индивидуальными и типологическими особенностями занимающихся, их установками, мотивами, интересами к тому или иному виду спортивной или физкультурной деятельности.
Классно-урочная форма не может претендовать на соответствие этим требованиям и условиям, прежде всего потому, что эта форма организации учебного процесса предусматривает только соответствие учеников одному и тому же календарному возрасту, как правило, не совпадающему с биологическим - отсюда и отрицательные последствия.
Согласно этому представляется целесообразным объединение учащихся по интересам в сфере физкультурной, спортивной или оздоровительной деятельности, по потребностям и уровням притязаний, а также по потенциальным перспективам их физического совершенствования в отдельные коллективы - учебно-тренировочные группы.
4. Принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности. Процесс освоения ценностей физической и спортивной культур происходит в коллективных занятиях малых групп, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной форме, при понятной ответственности каждого за успешность действий коллектива. Здесь создаются модели соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива.
5. Принцип свободы выбора. Ребенок и подросток вместе со своими родителями свободно
выбирают вид спорта или другую форму занятий спортивно ориентированным физическим воспитанием (в том числе оздоровительно-коррекционную). Согласно данному принципу, учебный процесс может и должен быть адаптирован для учащихся независимо от их физического здоровья. В этом прогрессивность содержания технологии, с точки зрения государственной политики, и гуманность по отношению к школьникам.
К наиболее обоснованным современным проектам, способным существенно улучшить систему спортизированного воспитания относится спортивно ориентированное физическое воспитание.
Практические занятия в рамках учебного предмета «Физическая культура» проводятся по трем видам учебных программ:
- спортивная тренировка по избранному виду спортивной специализации;
- общеразвивающая тренировка по программе ОФП;
- оздоровительная и адаптивная физическая культура.
Спортивно ориентированное физическое отлично зарекомендовало себя в практике физического воспитания городов: Сургута, Ижевска, Перми, Звездного, Чайковского, Набережных Челнов и др. [3].
Данная инновация была впервые апробирована в г. Сургуте, на базе общеобразовательной школы. В ходе этого эксперимента уроки по физической культуре были вынесены за сетку учебных часов школьного расписания, созданы учебнотренировочные группы по различным видам спорта (волейбол, баскетбол, лыжи, спортивная гимнастика, настольный теннис, общая физическая подготовка и др.). Недельный объем физкультурноспортивных занятий учащихся был увеличен до 5-6 часов.
Процесс спортизации общеобразовательных школ можно существенно улучшить также за счет внедрения проекта «Каждой школе - спортивную команду» хотя бы по одному наиболее популярному среди детей, родителей, учителей виду спорта. При хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Немаловажно, что в таких условиях укрепляется связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту.
Данный проект адаптирован и успешно реализуется в г. Чайковском на базе гимназии. Сформированы команды по нескольким видам спорта, таким как баскетбол, футбол, волейбол, туризм, каратэ, аэробика, спортивные бальные танцы, настольный теннис и др. Проект оптимизирует учебный процесс, дополняет возможности использования внеучебного времени в целях привлечения детей к систематическим занятиям спортом и формирования их спортивной культуры.
Проекты спортизации реализуются во многих регионах нашей страны и получают дальнейшее свое развитие. Так, в г. Чайковском апробируется проект «Муниципальная спортизация - основа школьного спорта», направленный на формирование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания. По мнению одного из авторов-разработчиков, Д.В. Фонарева, интеграция материально-технических возможностей школы и муниципалитета может существенно повысить качество физического воспитания школьников [4].
Существенным дополнением к процессу спор-тизации общеобразовательной школы также может стать реализация инновационного проекта «Меж-школьный спортивный клуб», обеспечивающего модернизацию физического воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса - с другой. Посредством создания межшкольного спортивного клуба создаются условия и механизмы повышения качества и доступности школьных спортивных занятий на основе лучших традиций, заложенных еще советской системой физического воспитания.
В отечественной педагогической науке клуб рассматривается как своеобразный коллектив, являет собой одну из важнейших целей деятельности, объект заботы, инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Клуб - это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.
В России одним из первых в справочной литературе термин «клуб» упоминает В.И. Даль. В «Толковом словаре живого великорусского языка» он приводит следующее определение: клуб (клоб) - собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении, для беседы и увеселений.
Педагогические основы коллективов клубного типа были разработаны в трудах отечественных педагогов П.Г. Блонского, А.С. Макаренко, М.В. Петровского, В.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Шацкого и др. (что было связано с революцией старой авторитарной системы образования и провозглашения личности как высшей ценности в социалистической культуре), а затем получили дальнейшее развитие в трудах исследователей П.М. Барского, И.Ф. Пелячика, С.И. Смирновой, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина и др.
В 1905-1907 годах XX века в России появились рабочие клубы, культурно-просветительные рабочие общества, а также официальные клубные учреждения - так называемые «народные дома».
В отечественной литературе, посвященной исследованию сущности клуба, сложилась ситуация, когда в понятие «клуб» вкладываются два совершенно различных смысла: клуб-учреждение
и клуб-объединение. Подобное положение в теории возникло вследствие того, что на протяжении длительного периода, примерно начиная с 20-х годов ХХ века, в нашей стране клуб был жёстко включён в систему идеологической работы, функции клуба определялись исходя не из его сущности, а из политических задач.
В настоящее время новые условия общественно-политической и экономической жизни страны настоятельно выдвигают новые требования к физкультурно-спортивной и клубной работе, в том числе и в воспитании подрастающего поколения.
Одно из таких требований - активизация клубной и физкультурно-спортивной работы в условиях общеобразовательных школ, содействие формированию и развитию школьных и меж-школьных физкультурно-спортивных клубов,
расширение их сети в педагогической области физической культуры и спорта.
Данное требование основано на том, что физкультурно-спортивный клуб является прекрасной школой для детей и молодёжи научиться общению друг с другом в жизни и обществе, соблюдая принципы демократии, коллективной и личной ответственности. Клубная форма организации, в том числе в условиях объединения географически близко расположенных школ, физкультурно-спортивной деятельности позволяет: дифференцировано учитывать интересы различных групп населения, проживающих на близлежащей территории, вести консультационную работу среди занимающихся спортом, осуществлять организационную и педагогическую деятельность. Школы в современных реалиях имеют зачастую различный экономический, кадровый и иной потенциал в сфере организации физического воспитания, объединение школ позволяет частично выровнять эту неоднородность и обеспечить максимальное число занимающихся в спортивных секциях детей с учетом их интересов, потребностей, уровня здоровья и физической подготовленности. Межшкольные любительские физкультурно-оздоровительные
клубы являются мощными факторами привития начального опыта у детей и подростков в области физического воспитания и спорта (см. рисунок). Одной из главных задач таких клубов является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, профилактика вредных привычек. Поэтому со стороны педагогов в последнее время активно проявляется внимание к этим вопросам.
Условия межшкольного спортивного клуба с его коллективной основой являются благоприятной средой для реализации педагогических задач по воспитанию подрастающего поколения. Поэтому очень важно, чтобы культурно-воспитательная работа межшкольного спортивного клуба включала в себя формальное (коллектив физической культуры) и неформальное, самодеятельное, любительское формирование (формирование по
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
Педагогическая технология интеграции общего и дополнительного образования путем создания межшкольного спортивного клуба
культурным интересам, в том числе и по физкультурно-спортивным). Особого внимания заслуживают школьные спортивные клубы, в которых не только дети и подростки, но и родители и педагоги школ в условиях коллектива с удовольствием могут реализовать все свои двигательные и творческие начинания и потребности. Именно эти объединения способны осуществить переход от технологии обучения и оздоровления к технологии широкого воспитания, обучения и гражданского
становления человека через покрытие дефицита человеческого общения, что особенно актуально для детских и подростковых коллективов.
Литература
1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 112 с.
2. Лубышева, Л.И. Спортизация в общеобра-
зовательной школе / Л.И. Лубышева; под общ. ред. Л.И. Лубышевой. - М.: Теория и практика физической культуры, 2009. - 168 с.
3. Лубышева, Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне / Л.И. Лубышева // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка. - 2002. -№ 3. - С. 2-6.
4. Фонарев, Д.В. Использование инновационной технологии спортивно ориентированного физического воспитания в средних общеобразовательных учреждениях / Д.В. Фонарев. - Чайковский: ЧГИФК, 2003. - 71 с.
Черепов Евгений Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].
Поступила в редакцию 7 января 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series “Education, Healthcare Service, Physical Education” __________________________________2014, vol. 14, no. 1, pp. 7-11
INTERSCHOOL SPORTS CLUB AS CONTINUATION OF TRADITIONAL REALIZATION OF SPORTIFICATION CARRIED OUT WITHIN PHYSICAL EDUCATION IN SCHOOLS
E.A. Cherepov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
Objective: to offer a way of updating the school system of complementary physical education on the basis of interschool sports club. We analyzed the most well-known facts of realized ideas of sportification carried out within physical education in Russia during last decades and set up a concept of interschool sports club. The article presents educational key plan of integration of general and complementary education by development of interschool sports club. The article also states that pupils, teachers and parents should be united in one interschool organization that would contribute to conversion of traditional physical education system to innovative one based on principles of sportification and reforming of sports training technologies for benefit of physical education of the youngsters.
Ключевые слова: pupils, interschool sports club, sportification, sports culture, sportified physical education.
References
1. Bal'sevich, V.K. Sportivnyy vektor fizicheskogo vospitaniya v rossiyskoy shkole [Sports Vector Physical Education in Russian Schools]. Moscow, Theory and Practice of Physical Culture and Sports Publ., 2006, 112 p.
2. Lubysheva, L.I. Sportizatsiya v obshcheobrazovatel’noy shkole [Sportizatsiya in a Comprehensive School]. Moscow, Theory and Practice of Physical Culture Publ., 2009, 168 p.
3. Lubysheva, L.I. Tekhnologiya realizatsii innovatsionnykh proektov sovershenstvovaniya sistem fizicheskogo vospitaniya na regional’nom urovne [Technology to Implement Innovative Projects Improving the Systems of Physical Education at the Regional Level]. Physical Culture: Education, Education and Training Publ.,
2002, no. 3, рр. 2-6.
4. Fonarev, D.V. Ispol’zovanie innovatsionnoy tekhnologii sportivno orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya v srednikh obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh [Using Innovative Technology, Sports-oriented Physical Education in Secondary Institutions]. Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture,
2003, 71 р.
Received 7 January 2014