Modern researches of social problems, No. 6 (50), pp. 444-461.
3. Kosolap, A.V. Dyachkov, A.A. and Naumov, P.Yu. (2015), "Professional competence of cadets as result of military vocational training at military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Modern researches of social problems, No. 6 (5), pp. 473-485.
Контактная информация: dyachkov-alexx@mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.04.2018
УДК 796/799
СРЕДСТВА СПОРТИВНОГО КЛУБА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ СПОРТИЗАЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Олег Васильевич Костромин, старший преподаватель, Александр Валерьевич Зайцев, преподаватель, Михаил Михайлович Громов, преподаватель, Санкт-Петербургский горный университет (СПГУ), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье раскрывается содержание разработки инновационного проекта спортизации: «Работа спортивного клуба в структуре кафедры физического воспитания» на основе проведённой апробации в Санкт-Петербургском горном университете исследования: «Система организационно-педагогического управления спортизацией физического воспитания студентов технического вуза средствами спортивного клуба».
Ключевые слова: спортивный клуб, кафедра физического воспитания, спортизация физического воспитания, средства спортивного клуба.
MEANS OF SPORTS CLUB IN ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF SPORTIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF
TECHNICAL UNIVERSITY
Oleg Vasilyevich Kostromin, the senior teacher, Alexander Valerievich Zaitsev, the teacher, Mikhail Mikhailovich Gromov, the teacher, St. Petersburg Mining University, St. Petersburg
Annotation
The article reveals the contents of development of the innovative project of sportization: "Work of sports club in the structure of department of physical training" on the basis of the carried-out approbation in the St. Petersburg Mining University of the research: "System of organizational and pedagogical management of the sportization of physical training of the students of technical university by means of sports club".
Keywords: sports club, department of physical training, sportization of physical training, means of sports club.
Идея спортивно-ориентированного физического воспитания стала отправной точкой целого ряда научных исследований по созданию инновационных педагогически технологий, способных в современных условиях общества вернуть школьников и студенческую молодёжь к истинным ценностям спорта. Наиболее значимыми в рамках концепции спортизации стали проекты и инновационные педагогические технологии: «спортивно ориентированное физическое воспитание»; «спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы»; «школьный спортивный клуб»; «каждой школе - спортивную команду»; «спортивная ориентация школьников»; «соревнование для всех» и «средо-вый подход в формировании спортивного стиля жизни студенческой молодежи» и работа в данном направлении продолжается [1].
В Санкт-Петербургском горном университете было проведено исследование по новому проекту спортизации физического воспитания, которое можно определить, как
«работа спортивного клуба в структуре кафедры физического воспитания». В основе данного исследования в Горном университете был проведён опрос студентов 1-го курса горнотехнических специальностей и анализ существующего интереса студентов к занятиям по предмету «Физическая культура». В анализе данного опроса было выявлено, что только 38% студентов 1 курса горнотехнических специальностей имеют чёткое представление о необходимых профессионально-важных физических качествах; 43% респондентов наличие зачёта по предмету «физическая культура» определяют, как основную причину посещения учебных занятий и только 24% респондентов хотели бы реализовать себя в спорте. Низкий процент желающих проявить себя в спорте был обоснован следующими причинами: высокие требования при зачислении в состав сборных команд - 28% респондентов; неудобное расписание учебно-тренировочных занятий - 21% респондентов; отсутствие условий для спортивной реализации - 21% респондентов. Таким образом, был выявлен нереализованный в спорте студенческий потенциал, который можно инициировать и реализовать, но уже инновационными методами, изменяющими существующее организационно-педагогическое управление физическим воспитанием [2].
На основании данной идеи в Горном университете была разработана и апробирована «Система организационно-педагогического управления спортизацией физического воспитания студентов технического вуза средствами спортивного клуба». Реализация данной педагогической системы существенно скоординировало и улучшило работу двух важных структур в вузе, которые «вынуждены играть на одном поле массового студенческого спорта» - это кафедра физического воспитания и спортивный клуб [3].
Кафедра физического воспитания и спортивный клуб являются самостоятельными структурами, выполняющими цели и задачи, определённые программными и уставными документами. Кафедра физического воспитания выполняет основные задачи, соответствующие предмету «физическая культура». Спортивный клуб выполняет основные задачи развития студенческого спорта в разряде «высшего спортивного мастерства» по видам спорта, соответствующих перечню Спартакиады вузов городского и всероссийского масштаба.
Так сложилось, что вопреки современному подходу к статусу спортивного клуба и его инновационной деятельности, в Горном университете преподавательский состав кафедры физического воспитания является единым ресурсом в реализации педагогической работы по предмету «Физическая культура» и развитию видов спорта в рамках спортивного клуба. Руководитель спортивного клуба и его вспомогательный персонал являются представителями кафедры физического воспитания. Вся работа в рамках учебного расписания соответствует учебной нагрузке установленной учебной программой. Педагогическая нагрузка вне учебного расписания - в рамках спортивного клуба, оплачивается отдельно, в соответствии с установленными расценками. Таким образом, две формально самостоятельные структуры, имея единый ресурсный состав, неформально представляют единую структурную единицу, которая заинтересована в общем результате [4]. В таких условиях, координирующим органом в работе кафедры физического воспитания и спортивного клуба является «заседание кафедры физического воспитания». На заседании кафедры рассматриваются вопросы по трём разделам: вопросы учебной работы кафедры физического воспитания в разделе предмета «физическая культура» студентов, вопросы спортивного клуба в разделе «спортивного совершенствования» и вопросы развития массового студенческого спорта в совместном проекте кафедры и спортивного клуба - разделе «спортизация физического воспитания». Работа одного коллектива - единого преподавательского ресурса в рамках учебной и спортивной работы под руководством одного органа управления создаёт благоприятные условия для модернизации предмета «Физическая культура» в соответствии с концепцией спортизации. Таким образом, развитие массового студенческого спорта на основе формирования учебно-тренировочных групп в рамках учебного и вне учебного расписания становится реально выполнимой.
Суть идеи спортизации в вузе состоит в том, что спорт, привлекая к себе своими ценностями: физическим развитием, лидерством, успехом, социализацией в обществе, способен формировать потребности, которые востребованы студенческой молодёжью. На этой основе выполнима важная социальная и воспитательная задача общества: укрепление здоровья студенческой молодёжи на основе формирования спортивной культуры личности и спортивного стиля жизни.
Программа спортизации по определённым видам спорта составляется в соответствии с требованием учебной документации. Определяется и согласуется со спортивным клубом годовой план-график проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий. Спортивная база кафедры физического воспитания Горного университета располагает тремя универсальными залами; бассейном, специализированными залами: по боксу, борьбе, силовому троеборью, спортивной аэробике, скалолазанию, а также пятью универсальными спортивными площадками.
Спортивный клуб культивирует более семидесяти видов спорта, поэтому для организации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в разделе спортизации физического воспитания, необходимо проведение следующего мониторинга:
- изучение возможностей материально-технической базы (количество спортивных площадей; возможная численность групп в соответствии с требованиями к спортивной площади, а также разработка расписания учебно-тренировочных занятий).
- анализ физического состояния студентов;
- изучение информации о видах спорта в разделе спортизации (публикация статей, фотографий, видеороликов)
- провести анализ популярности видов спорта, а также возможных видов состязательности в разделе «Студенческое многоборье» в рамках внутренней Спартакиады вуза с использованием анкетирования и системы обратной связи на информационном портале спортивного клуба;
- проанализировать возможный режим учебно-тренировочных занятий в сетке и вне сетки учебного расписания;
- определить и согласовать с кафедрой физического воспитания возможный тре-нерско-преподавательский ресурс по видам раздела спортизации.
Процесс обучения, в рамках предмета «Физическая культура», происходит на основе медицинских показаний, уровня спортивной квалификации и свободы выбора своего метода обучения. Формирование учебных групп происходит на основе проведения первого организационного собрания. На данном собрании представителями кафедры физического воспитания и спортивного клуба раскрывают цели и задачи физического воспитания и развития студенческого спорта, а также раскрываются существующие направления предмета «физическая культура».
Алгоритм организации учебно-тренировочных групп в разделе спортизации физического воспитания:
- определение медицинских показаний студентов, допускающих их к занятию в учебно-тренировочной группе по виду спортизации;
- проведение учебно-организационное собрания, на котором раскрываются цели, задачи, содержание и требования учебной работы в разделе спортизации физического воспитания;
- перед членами созданных учебно-тренировочных групп ставится задача разработать название, логотип, и девиз команды, определить единую спортивную форму с элементом атрибутики команды и спортивного клуба;
- в учебно-тренировочной группе формируется структура, ответственная за оформление фотоизображений и информационного сопровождения учебного процесса;
- общее праздничное собрание спортивного клуба с целью презентации образованных спортивных команд университета.
Существенное положительное изменение в организационно- педагогическое управление спортизацией физического воспитания внесли средства спортивного клуба, а именно:
• средства учебно-методического направления:
- разработка и внедрение в программу спортивно образования основ теории и практики физической культуры;
- создание методического материала по знанию правил видов спорта и осуществление курса по инструкторско-судейской практике;
- создание методических указаний по составлению статистических, корреспондентских, фото и видео отчётов;
• средства организационно-методического управления:
- разработка и утверждение годового плана учебно-тренировочной и спортивной работы по видам спортизации;
- разработка положений о соревнованиях;
- формирование отчётов о практической реализации календаря внутренних и внешних мероприятий;
- определение места и времени проведения занятий, обеспечение преподавательским и материально-техническим ресурсом;
- обеспечение местом и временем проведения соревнования, медицинским сопровождением, судейским составом, средствами награждения и материально-техническим ресурсом;
• средства организационно-спортивного управления:
- организация встречи студентов с тренерско-преподавательским составом спортивного клуба на организационных собраниях;
- организация проведения учебно-тренировочных занятий по видам спорта;
- организация спортивных мероприятий по видам спорта;
- организация встреч и спортивных праздников: презентации команд по видам спорта; подведения итогов по результатам года - сезона;
- организация выполнения и присвоение квалификационных разрядов в избранном виде спорта;
• средства спортивного информационного обеспечения:
- на портале спортивного клуба осуществление систематической подачи информации о видах спортизации, времени и месте проведения учебно-тренировочных занятий по данным видам, осуществление возможности студентов для обратной связи;
- освещение на информационном портале спортивного клуба и вуза спортивных мероприятий по массовым видам спортивного многоборья спорта в рамках Спартакиады вуза;
- осуществление веб-трансляций открытых учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий по видам спорта;
- использование сайтов и групп социальных сетей для обмена информацией и публикации хроники спортивных новостей;
- создание видеотеки трансляций по видам спортивных специализаций;
- создание информационных и познавательных стендов по видам спорта и видам спортизации;
- осуществление передачи информации в виде диалогов, бесед, собраний и проведения анкетирования.
• средства пропаганды спорта и его ценностей:
- обеспечение узнаваемости лучших спортсменов по видам спорта: создание доски почёта лучших спортсменов в истории спортивного клуба;
- обеспечение знания о личных достижениях членов спортивного клуба и спортивных команд по видам спорта: создание выставки завоёванных спортивных кубков и
наград;
- обеспечения знания о личных и командных результатах студентов по итогам внутренней Спартакиады вуза через средства информации;
- обеспечение агитации на основе организации встреч со знаменитыми спортсменами - элитой российского и советского спорта в форме проведения бесед, мастер - классов, лекций;
- проведение презентаций созданных учебно-тренировочных групп и спортивных праздников для подведения спортивных итогов;
- осуществление материального и морального стимулирования участников спор-тизации физического воспитания;
• средства воспитания спортивного стиля жизни в организации досуга:
- организация занятий: «Утренняя зарядка»;
- организация дополнительных занятий - «Шестая пара».
- организация осеннего легкоатлетического кросса;
- организация туристических походов;
- организация лыжных прогулок;
- организация спортивных праздников: «Студенческое многоборье»;
• средства морально-психологического направления:
- формирование у студентов «чувства сопричастности» к спортивному событию, которое останется в памяти их студенческой жизни на основе спортивных праздников, встреч с «героями - элитой спорта», волонтёрской деятельностью;
- формирования у студентов «чувства принадлежности» к команде, спортивному клубу, вузу, на основе созданного молодёжного студенческого бренда, который демонстрируется в виде названия и логотипа на форме участников спортизации. Наличие флага и гимна вуза, в сочетании с названием спортивного клуба и его логотипом, являются важным средством воспитательного значения, вызывая у студентов чувство гордости за свой клуб, вуз и желание показать максимально высокий спортивный результат;
• средства спортивных предметно-функциональных зон:
- определение внешнего вида спортивных залов в соответствии с требованиями спортивной эргономики, функциональности, трансформерности и техники безопасности;
- соответствие высокому качеству функциональности и спортивной эргономики спортивных тренажёров, снарядов и инвентаря.
Здоровье студентов в вузе должно иметь перспективу не только его сохранения в период профессиональной деятельности, но дальнейшего его формирования, на основе приобретённых навыков спортивной культуры и спортивного стиля жизни. Взаимодействие кафедр физического воспитания и спортивных клубов - это традиционная связка, которая всемерно доказала свою эффективность, но в данный период развития современного общества это многими ставится под сомнение. Полученные положительные результаты в ходе проведённого формирующего педагогического эксперимента на основе спор-тизации физического воспитания ещё раз показали, что именно взаимодействие кафедры физического воспитания в вузе и спортивного клуба эффективно, положительно влияет на воспитание и развитие личности студентов, а также всемерно способствует укреплению их здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лубышева, Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.teoriya.ru/sites/de-fault/files/article-files/lubysheva_l.i.pdf (дата обращения: 29.01.2018).
2. Костромин, О.В. Статистический анализ факторов влияющих на интерес студентов технического вуза к занятиям по предмету «Физическая культура» / О.В. Костромин, Г.В. Руденко // Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры» 3-4 ноября 2014 г., Санкт-Петербург : материалы конференции. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 28-32.
3. Костромин, О.В. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / О.В. Костромин, В.А. Чистяков, О.О. Новосельцева // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (107). - С. 180-185.
4. Костромин, О.В. Критерий эффективности спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / О.В. Костромин, Г.В. Руденко, В.А, Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 90-93.
REFERENCES
1. Lubysheva, L.I. (2017), Sportization in the system of physical training: from a scientific idea to innovative practice, available at: http://www.teoriya.rU/sites/default/files/article-files/lubysheva_l.i.pdf.
2. Kostromin, O.V. and Rudenko, G.V. (2014), "Statistical analysis of factors of the students of technical college influencing interest in classes in the subject "Physical culture"", All-Russian scientific and practical conference "Strategic Directions of Reforming of High School System of Physical Culture" on November 3-4, 2014, St. Petersburg: conference materials, St. Petersburg, pp. 28-32.
3. Kostromin, O.V., Chistyakov, V.A. and Novoseltseva, O.O. (2013), "Structure of the pedagogical concept of a sportization of physical training in technical college means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
4. Kostromin, O.V., Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2016), "Criteria of efficiency of a sportization of physical training in technical college means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 140, No. 10, pp. 90-93.
Контактная информация: kostromin57@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.04.2018
УДК 796.42
ВЛИЯНИЕ БИОРИТМИКИ ОРГАНИЗМА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК НА ДИНАМИКУ ИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта), Санкт-Петербург; Евгений Павлович Врублевский, доктор педагогических наук, профессор, Марина Станиславовна Кожедуб, аспирант, Гомельский государственный университет им.
Ф. Скорины, г. Гомель, Беларусь (ГГУ им. Ф. Скорины), Гомель
Аннотация
В статье представлены особенности динамики проявления двигательных способностей на протяжении ОМЦ у спортсменок, бегуний на короткие дистанции. Показано, что уровень проявления двигательных возможностей спортсменок изменяется в соответствии с фазами специфического биологического цикла, каждая из которых характеризуется тем или иным состоянием менструальной функции и организма в целом. Учет данного положения при построении тренировочного процесса может повысить его эффективность без увеличения объема и интенсивности применяемых тренирующих воздействий.
Ключевые слова: спортсменки, овариально-менструальный цикл, фазы, двигательные способности, индивидуальные особенности.
BODY BIORHYTHMIC OF QUALIFIED FEMALE ATHLETES AND ITS INFLUENCE ON THE DYNAMICS OF THEIR MOVING ABILITIES
Valery Filippovich Kostjuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Evgenii Pavlovich Vrublevsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, Marina Stanislavovna Ko-zhedub, the post-graduate student, Francisk Skorinа Gomel State University, Gomel, Belarus
Annotation
The article presents peculiarities of dynamics manifestation of motor capacities during ovarian menstrual cycle of athletes, runners for short distances. It is shown that the level of manifestation of motor