конечного результата эксперимента.
Итоги нашего исследования являются платформой для педагогического эксперимента по внедрению разработанной модели формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры в образовательный процесс вуза и служат объектом дальнейших научных изысканий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М. : Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011. - 48 с.
REFERENCES
1. Likhachev, B.T. (1998), Pedagogy. Lecture Course: Textbook for student's pedagogical institutions and students IPC and FPC, Prometheus, Yurayt, Moscow.
2. The federal state educational standard of general education (2011), Ministry of education and science in Russian Federation, Education, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.10.2016
УДК 796.011
КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО
КЛУБА
Олег Васильевич Костромин, старший преподаватель, Геннадий Викторович Руденко, доктор педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет,
Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрена реализация механизма спортизации физического воспитания студентов технического вуза средствами спортивного клуба. Предложен критерий для оценки эффективности спортизации физического воспитания в конкретном виде спорта (на примере бокса) - прирост числа студентов, занимающихся в секции в течение года. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проводимых педагогических методов по привлечению студентов к занятиям конкретным видом спорта.
Ключевые слова: технический вуз, спортивный клуб, физическое воспитание спортизация.
CRITERION OF EFFICIENCY OF SPORTIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN TECHNICAL UNIVERSITY BY MEANS OF SPORTS CLUB
Oleg Vasilyevich Kostromin, the senior teacher,
Gennady Viktorovich Rudenko, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University,
Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article analyzes the mechanism of the sportization of physical training of the students of technical university by means of the sports club. The criterion for efficiency evaluation of the sportization of
the physical training in the specific sport (on the example of boxing) - a surplus in number of the students who are engaged in doing sport within a year. The received results testify to efficiency of the carried-out pedagogical methods on involvement of the students into specific sport practice.
Keywords: technical college, sports club, physical training sportization.
С определенной степенью уверенности можно утверждать, что физическое воспитание в вузах находится в кризисном состоянии. Данному обстоятельству есть множество причин, но ограничимся одним, на наш взгляд важнейшим - студент не заинтересован в занятиях физической культурой. Дисциплина «Физическое воспитание», хотя и является федеральным компонентом, т.е. обязательным предметом, большей частью студенческой молодежи воспринимается как неизбежное зло. Вопросами формирования мотивации к занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни посвящено огромное количество работ авторов. Практически все авторы сходятся в одном: для повышения интереса студента к занятиям физической культурой необходимо расширить спектр видов спорта, в большинстве случаев, не входящих в перечень обязательных спортивных дисциплин, прописанных в ФГОС ВО.
Однако, кадровый состав кафедр физического воспитания, что, естественно, не в состоянии в рамках образовательного стандарта организовать секционные занятия по всем видам спорта, представляющие интерес для студентов, тем самым, мотивационные потребности студенческой молодежи к занятиям физической культурой оказываются нереализованными. Существенную помощь в расширении количества видов спорта, культивируемых на кафедрах физического воспитания, могут оказать студенческие спортивные клубы [1, 6].
Известно, что спортизация - одна из важнейших тенденций развития физического воспитания в вузах. Один из наиболее эффективных способов реализации концепции спортизации - привлечение студентов к занятиям в спортивных секциях при кафедрах физического воспитания. Под спортизацией Л.И. Лубышева и В.К Бальсевич (сформулировали это понятие и его учебно-методическое обеспечение), понимают активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся (Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание ... // ИВ ОСДЮСШОР «СПОРТВЕСТ». 2007. № 4. С. 54-57).
В Ст. 28. Физическая культура и спорт в системе образования уточняется (Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ), что:
«3. В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, студенческого спорта образовательными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, и (или) обучающимися таких организаций, могут создаваться школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами. Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и предусматривается уставами соответствующих образовательных организаций» (Часть дополнительно включена с 16 декабря 2011 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 384-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ)».
Таким образом, можно сформулировать проблемную ситуацию: преодолеть противоречие между целями и задачами кафедр физического воспитания вузов и студенческими спортивными клуба в деле физического воспитания студенческой молодежи, или другими словами, как встроить в учебно-тренировочный процесс кафедр возможности,
предоставляемые спортивным клубом?
Сформулированная выше проблема представляет собой постановку задачи управления. В педагогике она является задачей организационно-педагогического управления, т.е. необходимость разработки комплекса мероприятий по переводу системы из известного начального состояния в желаемое конечное состояния педагогическими методами.
Хорошо известно, что задача управления имеет решение, если заданы ограничения на управляющие и управляемые параметры системы, т.е. в учебно-тренировочном процессе не должны превышаться пороги функциональных резервов организма студента, а педагогические методы должны носить личностно-ориентированный характер и учитывать имеющуюся материально-спортивную базу. Таким образом, мы можем сформулировать основную научную идею исследования: включение в образовательный процесс кафедры физического воспитания вуза элементов деятельности студенческого спортивного клуба, как средства спортизации физического воспитания в вузе для сохранения и поддержания здоровья студенческой молодежи, решение задачи их адаптации, как к обучению в вузе, так и к будущей профессиональной деятельности.
Спортизация физического воспитания студента предполагает регулярные занятия избранным видом спорта и ведение здорового образа жизни, что опосредованно оказывает положительное влияние и на успешность обучения в вузе за счет формирования таких положительных качеств как усидчивость, физическое и психическое здоровье, работоспособность, уверенность в своих силах, психология лидера.
Организационно-педагогическое управление процессом спортизации физического воспитания в техническом вузе содержит два взаимосвязанных уровня:
• первый уровень - повышение уровня физического здоровья студентов, реализуется преподавательским составом кафедры, основным критерием эффективности этого процесса в настоящее является сдача норм ГТО;
• второй уровень - увеличение числа занимающихся в спортивных секциях, реализуется за счет количества функционирующих спортивных секций (материально-спортивная база + тренер-преподаватель по виду спорта) по запросам студенческой молодежи, реализуется спортивным клубом. Основной критерий эффективности является достоверное увеличение числа студентов, занимающихся в спортивных секциях.
Переход с первого уровня ко второму обеспечивает формирование мотивации к занятиям избранного вида спорта (кафедра + спортивный клуб), средствами этого процесса являются наглядная агитация, внутривузовские турниры по видам спорта, индивидуальные беседы со студентами, посещение городских и межвузовских соревнований по избранному виду спорта.
Рассмотрение совершенствования системы спортизации физического воспитания в вузе, как задачи организационно-педагогического управления позволило установить общие и частные закономерности совершенствования системы физического воспитания в вузе.
К общим закономерностям относятся:
- для успешного решения задачи организационно-педагогического управления спортизацией физического воспитания в вузе, помимо наличия методов педагогического воздействия, необходимо ресурсное и кадровое обеспечение процесса, т.е. наличие соответствующей материально-спортивной базы и тренеров-преподавателей по видам спорта;
- зависимость эффективности процесса физического воспитания в вузе от научно обоснованного планирования данного процесса при встраивании спортивного клуба в программу физического воспитания (раздел дисциплины по выбору) и высокого уровня психолого-педагогической подготовленности профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания вуза;
- единство студента и преподавателя в процессе физического воспитания за счет учета мотивационных потребностей студента и его психофизиологических кондиций и
целей и задач преподавателя.
К частным закономерностям можно отнести:
- активность познавательной деятельности студентов определяется последовательным формированием у них мотивационных предпосылок стимулирующих процесс учебно-познавательной деятельности и делающих их стабильно устойчивыми: от адаптации к процессу обучения в его начале, к формированию умений и навыков к концу обучения, с сохранением полученных компетенций в будущей профессиональной деятельности;
- зависимость методов и средств физического воспитания в вузе в контексте поставленных задач и определённого содержания учебной программы от индивидуальных возможностей обучаемых.
Определены и обоснованы принципы совершенствования системной конструкции спортизации физического воспитания в вузе:
- создание условий для реализации студентами возможностей в использовании необходимого разнообразия средств и форм физического воспитания, предоставляемых кафедрой физического воспитания и спортивным клубом;
- реализация спортивных специализаций в процессе спортизации физического воспитания, требует от деятельности тренера-преподавателя компетенции в системной подготовке студентов по нескольким спортивным дисциплинам.
Основными направлениями спортизации в совершенствовании организационно-педагогического управления процессом физического воспитания в вузе являются:
- формирование у студентов устойчивого интереса к избранному виду спорта, с приобретением компетенций в различных сферах его проявления: в качестве спортсмена, судьи, корреспондента, организатора соревнований;
- повышение адаптационных возможностей студента средствами физической культуры к обучению в вузе и к последующей профессиональной деятельности;
- расширение материально-технической базы спортивного клуба и кафедры физического воспитания с целью повышения качества преподавания и эффективности развития популярных видов спорта.
Под эффективностью разрабатываемой системы спортизации физического воспитания в вузе здесь и в дальнейшем мы будем понимать достоверное улучшение здоровья студенческой молодежи, стабильного роста числа студентов, занимающихся в спортивных секциях. Если исследований по формированию здорового образа жизни проведено достаточно много, то критериев оценки уровня спортизации физического воспитания в вузе нам обнаружить не удалось.
На наш взгляд это связано с тем, что спортивные клубы вузов не включены в образовательный процесс кафедр физического воспитания. В исследовании доктора наук Ру-денко Г.В. и соавторов [2, 3, 4, 5, 7], проведенном с 2005 по 2013 годы по результатам глобального мониторинга, как среди студентов (1-4 курсы) сотрудников и преподавателей Горного университета. В результате были выявлены виды спорта, которыми хотели бы заниматься респонденты. При кафедре физического воспитания был создан спортивный клуб (без образования юридического лица). В спортивном клубе было организовано белее 70 секций по видам спорта, подобраны тренеры-преподаватели из числа сотрудников кафедры и специально приглашенных специалистов по видам спорта, которые ранее не культивировались в Горном университете. В рамках учебных планов был осуществлен переход на секционную систему обучения. Тем самым была проделана вся необходимая подготовительная работа для спортизации физического воспитания в вузе. Для перехода на второй уровень было необходимо развернуть действенную систему формирования мотивации перехода студента от занятий в потоке, к занятиям избранным видом спорта в секции. Таким образом, критерием эффективности спортизации физического воспитания будет прирост числа студентов, занимающихся в секции в течение года.
Формирующий эксперимент служит для оценки эффективности спортизации физического воспитания в Горном университете, которую мы определили как число студентов перешедших из основной группы (по медицинским показаниям) в спортивную секцию. Для проведения эксперимента было выбрано два факультета Горного университета: горный факультет - эксплуатация шахт и строительный факультет - строительство шахт. Выбор этих факультетов не является случайным, так как обучение на этих факультетах предъявляет определенные требования к здоровью абитуриентов. На обучение на этих факультетах принимаются лица, которые по состоянию здоровья относятся к основной группе (ОГ) при занятиях физической культурой. Для определенности в качестве секции была выбрана секция бокса. Очевидно, что аналогичный эксперимент может быть проведен и для других секций. Участники эксперимента были отобраны на строительном и горном факультете. На начало эксперимента между контрольной (К) и экспериментальной (Э) группой не было статистически значимых различий, все участники эксперимента по уровню физического развития по медицинским показаниям были отнесены к основной группе.
Контрольная группа (50 чел. строительного факультета) занималась по стандартной программе. Экспериментальная группа (50 человек горного факультета) также занималась по стандартной программе, но преподаватели (отделение бокса), проводившие занятия с основной группой в рамках учебного процесса формировали мотивацию к занятиям в секции бокса: объясняли, что ударная техника боксера является базой для всех видов ударных единоборств, пригашали студентов на соревнования по боксу, проводимые в городе, посещения мастер классов известных боксеров и т.д.
Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице:
Таблица - Оценка эффективности процесса спортизации (чел)
На 01.09.2014 На 01.09.2015
Кол-во ОГ Секция бокса Другие секции ОГ Перешли в секцию бокса Перешли в другие секции Секция бокса
ЭГ 50 34 7 9 27 8 -1 15
КГ 50 36 6 8 34 2 0 8
Таким образом, эксперимент показал, что спортизация физического воспитания является эффективной. Отметим, что в ЭГ один студент поменял секцию (самостоятельное решение). Аналогичные таблицы можно составить и для проверки эффективности процесса спортизации и в других секциях. Эффективность процесса спортизации для вида спорта будет равна приросту (убыли) числа занимающихся в секции в результате проведения комплекса мероприятий по формированию мотивации заниматься в конкретной спортивной секции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Костромин, О.В. Организационно-педагогическое управление спортивным клубом технического вуза / О.В. Костромин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 5557.
2. Руденко, Г.В. Индивидуализация профессионально-прикладной физической подготовки к деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья (на примере горно-геологических специальностей) : дис. ... д-ра пед. наук / Руденко Геннадий Викторович. - СПб., 2013. - 363 с.
3. Руденко, Г.В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.
4. Руденко, Г.В. Обоснование формы профессионально-прикладной физической подготовки студентов горных специальностей на основе избранного вида спорта / Г. В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 133-137.
5. Руденко, Г.В. Оценка сформированности физической культуры студентов горного университета по их отношению к ценностям физической культуры / Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 101-105.
6. Чистяков, В.А. педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.
7. Чистяков, В.А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника -горноспасателя / В.А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.
REFERENCES
1. Kostromin O.V. (2014), "Organizational and pedagogical management of sports club technical college", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 55-57.
2. Rudenko, G.V. (2013), Individualization of professional and application-oriented physical training to the activities connected to risk for life and health (on the example of mining-and-geological specialties), dissertation, St. Petersburg
3. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 12, pp. 110-113.
4. Rudenko, G.V. (2011), "Justification of the forms of professionally applied physical preparation of student specializing in mountain specialties on basis of the chosen sport", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 11, pp. 133-137.
5. Rudenko, G.V. (2011), Estimation of physical training level of students studying at the Mining University by their relation to values of physical culture, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 101-105.
6. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014), "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
7. Chistyakov, V.A. and Rudenko, G.V. (2012), "Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.10.2016
УДК 796.077.5
ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К МЕТОДАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Владимир Иванович Криличевский, доктор педагогических наук, профессор, Оксана Ивановна Дранюк, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье раскрывается актуальность проблемы организации текущего, рубежного и промежуточного контроля знаний и умений студентов по педагогическим дисциплинам в современных условиях реализации компетентностного подхода в высшем физкультурном образовании. Представлены результаты констатирующего исследования, направленного на изучение мнения студентов к методам контроля их знаний и умений по педагогическим дисциплинам.
Ключевые слова: педагогический контроль; текущий, рубежный, промежуточный контроль знаний и умений; методы педагогического контроля; студенты университета физической культуры.