Научная статья на тему 'Обоснование модели формирования социально-активной позиции учителя физической культуры в образовательном процессе вуза'

Обоснование модели формирования социально-активной позиции учителя физической культуры в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич, Богачева Елена Васильевна, Горбачева Елизавета Сергеевна

В данной работе раскрывается модель формирования у студентов будущих учителей физической культуры социально-активной позиции в условиях Воронежского педагогического университета. Итоги нашего исследования являются платформой для педагогического эксперимента по внедрению разработанной модели формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры в образовательный процесс вуза и служат объектом дальнейших научных изысканий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич, Богачева Елена Васильевна, Горбачева Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article finds out the student's future teachers of physical culture model of formation the socially active position in conditions of Voronezh Pedagogical University. Results of our research are the platform for the pedagogical experiment on introduction of the developed model of formation of the social active position of the future teacher of physical culture in the educational process of higher education institution and it serves as subject to further scientific researches.

Текст научной работы на тему «Обоснование модели формирования социально-активной позиции учителя физической культуры в образовательном процессе вуза»

4. Federal State Educational Standard of Higher Education, available at: http://www.edu.ru/abitur/act.82/index.php.

Контактная информация: kolsar@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2016

УДК 378.147

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Андрей Сергеевич Королев, преподаватель, Елена Васильевна Богачева, кандидат педагогический наук, доцент, Елизавета Сергеевна Горбачева, студентка, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж

Аннотация

В данной работе раскрывается модель формирования у студентов - будущих учителей физической культуры социально-активной позиции в условиях Воронежского педагогического университета. Итоги нашего исследования являются платформой для педагогического эксперимента по внедрению разработанной модели формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры в образовательный процесс вуза и служат объектом дальнейших научных изысканий.

Ключевые слова: социально-активная позиция, содержательный компонент, технологический компонент, оценочно-результативный компонент.

SUBSTANTIATION OF MODEL OF FORMATION OF SOCIALLY ACTIVE POSITION OF THE TEACHER OF PHYSICAL TRAINING AT HIGHER SCHOOL

EDUCATIONAL PROCESS

Andrey Sergeevich Korolev, the teacher, Elena Vasilievna Bogacheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elizaveta Sergeevna Gorbacheva, the student, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh

Annotation

This article finds out the student's - future teachers of physical culture - model of formation the socially active position in conditions of Voronezh Pedagogical University. Results of our research are the platform for the pedagogical experiment on introduction of the developed model of formation of the social active position of the future teacher of physical culture in the educational process of higher education institution and it serves as subject to further scientific researches.

Keywords: socially active position, substantial component, technological component, assessment and effective component.

Востребованность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей. Умение находить, эффективно использовать и интегрировать методические, научные, технические ресурсы, творчество, инновационность, самостоятельность и креативность мышления - вот основные требования, предъявляемые к студентам - будущим специалистам, особенно к будущим учителям. Вышеуказанные компетентности являются основными факторами формирования социально-активной позиции будущих педагогов и представляют интерес для преподавателей высшей школы.

Однако практика показывает, что в образовательном процессе педагогического вуза недостаточно сформирована практика развития социально-активной позиции обучаемых, в частности, будущих учителей физической культуры. Нами, на базе Воронежского

государственного педагогического университета, разработана модель «Формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры».

Поскольку реализация модели будет осуществляться в ходе педагогического образования, имеющего содержательную, процессуальную, организационную и результативную стороны, то структура модели «Формирование социально-активной позиции будущего учителя физической культуры» включила три взаимосвязанных компонента: содержательный, технологический, оценочно-результативный.

Содержательный компонент включает предметную специфику формирования социально-активной позиции, отражающий конкретное содержание его составляющих. Исходя из требований методологических подходов и принципов, содержательный компонент проектируемой модели отражает спортивную реальность, социально-значимую и общественную работу, вплетенных в сеть отношений между субъектами образовательной среды педагогического вуза. В качестве составляющих содержательного компонента разрабатываемой модели мы выделили следующие блоки: учебный (познавательный), спортивный и общественно-значимый.

Учебный (познавательный) блок включает комплекс знаний, умений и навыков, как основу эффективного овладения студентами общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями [2]. В процессе педагогического образования студент овладевает определенным набором компетенций для будущей профессиональной деятельности: учебно-воспитательной; социально-педагогической; научно-исследовательской и методической; организационно-управленческой; тренировочно-соревновательной; физкультурно-оздоровительной; рекреационной.

Учебный блок опосредованно направлен на повышение общественной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза и связан с созданием системы учебных ситуаций в рамках процесса обучения и профессионального воспитания формами, методами и средствами активных и интерактивных технологий.

Организация аудиторных занятий предполагает системное использование активных и интерактивных методов обучения - деловые игры, кейсы, практико-ориентированные задания, мозговой штурм, проектная деятельность и др. Данные инновационные педагогические технологии расширяют представление участников процесса об образовательной деятельности, формируют необходимые компетенции у будущих специалистов, обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков. Использование активных и интерактивных методов обучения приводит к развитию у студентов способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, умению строить собственный образовательный процесс, ориентированный на стимулирование творческого и субъектного потенциала личности.

Спортивный блок характеризуется тем, что в процессе специального физкультурного образования студенты обязательно вовлекаются в физкультурно-спортивную или тренировочно-соревновательную деятельность. На аудиторных занятиях студенты получают знания и осваивают навыки тренировочной и соревновательной деятельности, повышают уровень физической, технико-тактической, психологической подготовленности. В соревновательной деятельности студенты реализуют свои спортивные амбиции, выполняют разряды, получают спортивного звания в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией.

Значимость спортивного блока в нашей модели определяется социальной природой физической культуры и спорта, как одной из областей социально деятельности общества, что обуславливает использование средств спорта и физической культуры в качестве одного из важнейших факторов воспитания и формирования личностных качеств, в нашем случае - социально-активной позиции будущего учителя физической культуры.

Общественно-значимый блок включает социальную деятельность студентов в рамках образовательного кластера вуза. Он направлен на приобретение будущими учите-

лями:

- опыта взаимодействия в социальной и профессионально-педагогической средах;

- развитие социально значимых качеств личности учителя;

- овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к будущей профессионально-педагогической деятельности;

- проявление социально-активной позиции.

Данный блок предполагает применение методов воспитания, направленных на самообучение, самовоспитание и саморазвитие личности будущего учителя. Форма реализации - внеучебная деятельность, участие в различных студенческих общественных объединениях: органах студенческого самоуправления, студенческие профкомах, студсове-тах, союзах, ассоциациях, научных сообществах, политических, спортивных, творческих и иных клубах. Социальная деятельность студентов в рамках общественно-значимого блока определяется официальными и неформальными параметрами взаимодействия молодежи по интересам.

Технологический компонент модели представляет сущность авторской педагогической методики (технологии) формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры. Из существующих определений педагогических технологий наиболее оптимальным мы считаем определение, данное Б.Т. Лихачевым: «Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [1].

В контексте данного определения технологический блок модели включает целенаправленную этапную организацию спортивно-образовательного пространства с использованием сетевого взаимодействия управленческих, спортивных, образовательных организаций и педагогических средств, направленных на формирование социально-активной позиции будущего учителя физической культуры.

В технологическом блоке выделены три этапа: ориентировочный, деятельностный, социально-практический.

Ориентировочный этап предполагает определение студентами своего положения в условиях спортивно-образовательного пространства вуза, точки своего физического, духовного и интеллектуального состояния, социального статуса, педагогической направленности относительно учебной группы, однокурсников, студентов своего и других вузов, спортивных и образовательных организаций города.

Деятельностный этап предполагает включение студентов в различные учебные и внеучебные мероприятия и проекты. Роль куратора на деятельностном этапе сводится к консультированию, курированию работы студентов, организации профессионального общения, соблюдению установленных правил и норм поведения участниками проекта.

Социально-практический этап характеризуется публичным предъявлением любого конкретного результата в рамках осуществления основных (учебно-познавательной, общественной, культурно-просветительской, организационно-управленческой тренировочно-соревновательной, физкультурно-оздоровительной, социально-педагогической) или дополнительных (диагностика, прогнозирование, экспертиза, рефлексия и др.) видов деятельности студентов исследований.

Социально-практический этап связан с рефлексивной и оценочной работой участников программы: аттестация результатов их деятельности в форме экспертной оценка, взаимооценки, самооценки, рейтинговая оценки.

Оценочно-результативный компонент модели. Оценочно-результативный компонент включает диагностику, уровни проявления, критерии, показатели социально-активной позиции будущего учителя физической культуры.

При определении уровней проявления социально-активной позиции будущего учителя физической культуры мы исходили из ведущих положений деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев,2004;П.Я. Гальперин,1999 и др.). С учетом выделенных данными учеными ступеней деятельности, мы определили три уровня социально-активной позиции будущего учителя физической культуры: базовый, основной и перспективный.

Каждый из этих уровней взаимодействует с предшествующим и последующим. Переход на каждый последующий уровень означает более высокую стадию формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры.

Базовый уровень сформированности социально-активной позиции будущего учителя физической культуры предполагает: наличие у студентов начальных представлений профессионально-педагогической направленности; проявление ситуативного интереса к участию в различных видах деятельности; шаблонность в решении социальных, спортивных и профессиональных задач; поверхностные и неструктурированные знания о физической культуре и спорте; эпизодический характер проявления самостоятельности и ответственности за свои действия.

Основной уровень социально-активной позиции будущего учителя физической культуры характеризуется:

- наличием у студентов углубленных знаний социально-профессиональной направленности;

- проявлением устойчивого интереса к участию в разнообразных видах деятельности;

- устойчивыми и системными знаниями о физической культуре и спорте;

- решением социальных и профессиональных задач;

- эпизодическим проявлением инициативности, самостоятельности, ответственности за свои действия;

- достаточным уровнем самоактуализации, самореализации и самопрезентации в социальной и профессиональной деятельности.

Перспективный уровень социально-активной позиции будущего учителя физической культуры предусматривает: наличие у студентов устойчивой системы социальных и профессиональных ценностей и интересов, стабильной мотивации к организации и участию в общественно полезной деятельности; нахождение оригинальных способов решения социальных и профессиональных задач; наличие структурированных междисциплинарных знаний в социальной и профессиональной сфере, которые реализуются через высокий уровень обобщенности различных умений; ответственное отношение к своим действиям, постоянное проявление инициативы, самостоятельности в делах, осознание личностных ценностей, осмысление себя как субъекта; высокий уровень самоактуализации, самореализации, самопрезентации в различных социально-профессиональных ситуациях (http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-subektnoy-pozitsii-studentov-v-volonterskoy-deyatelnosti).

Таким образом, разработанная нами модель формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры в образовательном пространстве вуза включает:

- содержательный компонент, задачей которого является вовлечение субъекта образовательного процесса в предметную специфику посредством учебного (познавательного), спортивного и общественно - значимого блоков;

- технологический компонент, основой которого является авторская методика (технология) организации спортивно-образовательного пространства с использованием педагогических средств и сетевого взаимодействия управленческих, спортивных, образовательных и др. организаций;

- оценочно-результативный компонент, который заключается в диагностике и определении уровня активности у частников образовательного процесса и демонстрации

конечного результата эксперимента.

Итоги нашего исследования являются платформой для педагогического эксперимента по внедрению разработанной модели формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры в образовательный процесс вуза и служат объектом дальнейших научных изысканий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М. : Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011. - 48 с.

REFERENCES

1. Likhachev, B.T. (1998), Pedagogy. Lecture Course: Textbook for student's pedagogical institutions and students IPC and FPC, Prometheus, Yurayt, Moscow.

2. The federal state educational standard of general education (2011), Ministry of education and science in Russian Federation, Education, Moscow.

Контактная информация: kudra88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2016

УДК 796.011

КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО

КЛУБА

Олег Васильевич Костромин, старший преподаватель, Геннадий Викторович Руденко, доктор педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет,

Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрена реализация механизма спортизации физического воспитания студентов технического вуза средствами спортивного клуба. Предложен критерий для оценки эффективности спортизации физического воспитания в конкретном виде спорта (на примере бокса) - прирост числа студентов, занимающихся в секции в течение года. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проводимых педагогических методов по привлечению студентов к занятиям конкретным видом спорта.

Ключевые слова: технический вуз, спортивный клуб, физическое воспитание спортизация.

CRITERION OF EFFICIENCY OF SPORTIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN TECHNICAL UNIVERSITY BY MEANS OF SPORTS CLUB

Oleg Vasilyevich Kostromin, the senior teacher,

Gennady Viktorovich Rudenko, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University,

Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article analyzes the mechanism of the sportization of physical training of the students of technical university by means of the sports club. The criterion for efficiency evaluation of the sportization of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.