performance, publishing house “Soviet sport”, Moscow.
3. Tavrovskaya, T.V. (2007), Veloergometry. Practical book for doctors, publishing house “Medicine literature”, Moscow.
4. Grayevskaya, N.D. and Dolmatova T.I. (2004), Sport medicine: Lecture course and practical exercises, publishing house “Soviet sport”, Moscow.
Контактная информация: mkms85@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 13.01.2014.
УДК 378
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО КЛУБА
Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Олег Васильевич Костромин, старший преподаватель,
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург, Ольга Олеговна Новосельцева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
Отсутствие в большинстве школ и вузов необходимой материально-спортивной базы и педагогических кадров, обладающих необходимыми знаниями, умениями и компетенцией, по видам спорта, сдерживает массовое внедрение концепции спортизации, выдвинутой в начале 90-х годов ХХ века. Следовательно, необходимо явно включить в эту концепцию соответствующее ресурсное и кадровое обеспечение. В отличие от школ вузы представляют собой более благодатную почву для внедрения концепции спортизации, за счет наличия в них кафедр физического воспитания и развитой материально-спортивной базы. В статье представлена структурная схема педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба.
Ключевые слова: концепция, технический вуз, спортизация, спортивный клуб.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p180-185 STRUCTURE OF THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF THE SPORTIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN TECHNICAL COLLEGE BY MEANS OF SPORTS CLUB
Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Oleg Vasilyevich Kostromin, the senior teacher,
National Mineral and Raw University "Gorny", St. Petersburg,
Olga Olegovna Novoseltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
Absence in the majority of schools and higher education institutions of necessary material and sports base and the pedagogical staff possessing necessary knowledge, abilities and competence, on sports, constrains mass introduction of the concept of the sportization, which has been put forward in the early nineties of the XX century. Therefore, it is necessary to include obviously in this concept the corresponding resources and staffing. Unlike schools, the higher education institutions represent more fertile field for introduction of the concept of the sportization, due to existence of physical training departments in them and developed material and sports base. The block diagram of the pedagogical concept of the sportization
of physical training in technical college by means of sports club is presented in article.
Keywords: concept, technical college, sportization, sports club.
«Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определяет способ понимания, трактовки какого либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности». (Философский энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Любая концепция должна содержать систему целевых индикаторов (от французского указателей), обеспечивающих измеримость результатов достижения цели и решения задач реализации Концепции. В теории управления целевые индикаторы, носят названия управляемых параметров и в определенной степени описывают поведение модели во времени [3].
В этом смысле концепция является моделью, какого либо предмета, явления, процесса и, следовательно, к ее анализу можно применить аппарат системного подхода [2, 3, 5-8, 10-12, 14]. В случае процесса, необходимо говорить о динамической модели и ставить и решать задачи управления, т. е. говорить о задаче организационно-педагогического управления [13, 15-17].
Организационно-педагогическое управление представляет собой, в самом общем смысле, комплекс мероприятий для достижения цели управления педагогическими методами. Для решения любой задачи управления социальной системы необходимо соответствующее ресурсное и кадровое обеспечение [13, 15].
Отсутствие в большинстве школ и вузов необходимой материально-спортивной базы и педагогических кадров, обладающих необходимыми знаниями, умениями и компетенцией, по видам спорта, сдерживает массовое внедрение концепции спортизации, выдвинутой в начале 90-х годов ХХ века В.К. Бальсевичем и Л.К. Лубышевой [1, 9]. Следовательно, необходимо явно включить в эту концепцию соответствующее ресурсное и кадровое обеспечение.
В отличие от школ вузы представляют собой более благодатную почву для внедрения концепции спортизации, за счет наличия в них кафедр физического воспитания и развитой материально-спортивной базы. В вузах задача психофизической адаптации студента ложится на плечи дисциплины «Физическая культура», причем, обычно на младших курсах реализуется адаптация к обучению в вузе, а на старших курсах - к будущей профессиональной деятельности. В вузах, в которых предъявляются повышенные требования физическим и психологическим качествам будущего специалиста, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) должна базироваться на тех видах спорта, которые способны сформировать необходимые в будущей трудовой деятельности психофизические качества, причем, причем к каждому студенту необходимо применять индивидуальный подход. Подбор средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки целесообразно осуществлять на основе сопоставления профессио-граммы специалиста и спортограммы базового вида спорта. Такой подход позволяет выявить адекватность профессионально важных и спортивно важных качеств, выявить качества, развитию которых занятия базовым видом спорта способствуют недостаточно или не способствуют вовсе и произвести подбор соответствующих средств для развития профессионально важных качеств [7, 8]. Однако, самостоятельно решить задачу внедрения концепции физического воспитания кафедры не в состоянии. Ведущим мотивом для занятий физической культурой является мотивация к соответствующему типу деятельности. Разнообразие интересов студенческой молодежи требует культивирования в вузах достаточно большего количества видов спорта, что, естественно не под силу большинству кафедр физического воспитания.
Письмо Министерства образования РФ и Российского комитета ФСО «Юность России» от 30.05.1995 г. «О развитии сети клубов физической культуры и спорта в учебных заведениях системы образования РФ», а так же закон РФ «Об общественных объединениях» и ряд других нормативно-правовых документов дали возможность возрождения спортивных клубов в вузах. Возрождение современных спортивных клубов стало необходимо согласовывать с тем, что основным структурным подразделением, отвечающей за физическое воспитание студентов и спорт в вузе является кафедра физического воспитания. Однако возникли мнения, что в недалёком будущем спортивный клуб станет единственным и полновластны наследником кафедр физического воспитания, что привело к возникновению спортивных клубов, как самостоятельных структурных подразделений. Однако с появлением на свет «стандарта третьего поколения» была внесена ясность в данное положение, а именно, на заседании коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2007 г. был рассмотрен вопрос: «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование», где физическую культуру в вузе характеризуют не только как учебный предмет, но и в более широком аспекте - как многоуровневую молодежную субкультуру, в структуру которой входят физическое воспитание, студенческий спорт, лечебная физическая культура, физическая рекреация и профессионально-прикладная физическая подготовка [4].
Опубликование данного документа внесло окончательную ясность в то, что кафедры физического воспитания будут и в дальнейшем оставаться важнейшим структурным подразделением вуза. В связи с создавшимся положением наметились три основных направления создания и развития спортивных клубов в вузах, а именно, как самостоятельные структурные подразделения вуза, штатные работники которого занимаются организацией спортивно - массовой и оздоровительной работой, при содействии преподавателей кафедры на договорной основе; как самостоятельное финансовое структурное подразделение вуза со штатными тренерами не входящими в структуру кафедры физического воспитания и как добровольное общественное объединение студентов в структуре кафедры физического воспитания, которая разделяет ответственность с данным объединением за организацию и проведение спортивно-массовой, профессионально-прикладной и оздоровительной работы [7, 8].
Третий вариант организации спортивного клуба в вузе, принятый в Горном университете, как показал опыт последних лет, является наиболее предпочтительным, так как спортивный клуб находится в структуре кафедры физического воспитания, идёт с ней «в ногу» и в одном направлении. Самое главное в данном варианте это то, что в сфере физического воспитания и спорта активно развивается студенческая инициатива - важный и необходимый фактор развития и формирования личности будущих профессиональных руководителей. В результате, в Горном университете культивируется 75 видов спорта. Тем самым учтены практически все пожелания студентов и созданы условия для занятий физической культурой и спортом, как в учебное, так и во внеучебное время. Практически, в работу кафедры физического воспитания без изменения учебных планов внедрены элементы клубной работы, что значительно расширило возможности реализации концепции спортизации в конкретном вузе. [7, 8].
Таким образом, исходя из вышеизложенных рассуждений, нами была обоснована структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России, которая представлена на рисунке 1.
Таким образом, можно сделать вывод, что обоснование структуры и содержания педагогической спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба позволяет формулировать цели, методы исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах в области физической культуры и спорта [3].
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНЦЕПЦИИ
спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба
□
□
□
□
□
□
□
□
Название
Понятийная
сущность
Мотивационная
сущность
Показатели
концепции
Источники
концепции
Содержательная
сущность
Инновационная
составляющая
Условия
внедрения
Совершенствование физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба
Научный
философское, нормативно-правовое, педагогическое, психологическое, социальное обоснование целей,
задач, содержания,
форм и методов спор-тизации физического воспитания
Аспекты
Описательный
описание процесса спортизации физического воспитания,
совокупности целей, задач, содержания,
форм и методов достижения результатов в ходе организации педагогического процесса
Процессуальный
Организационно-педагогического управления деятельностью спортивного клуба,
применение личностных и пс ихолого - педагогических средств и методов в процессе спортизации.
Необходимость развития физической культуры личности студентов технического вуза
Кол-во студентов постоянно занимающихся физической культурой, кол-во, культивируемых видов спорта в вузе, массовость.
Синтез науки и практики; нового и традиций; научный прогресс, гуманизация образования, спортизация физического воспитания
Организационно-педагогическое управление деятельностью спортивного клуба, индивидуализация спортивной подготовки
Технологии процессного управления, моделирование деятельности спортивного клуба, спортивный отбор по принципам формирования профессионально важных качеств
Компонентное
структурирование
Создание спортивных клубов в структуре кафедр физического воспитания, формирование секций по мотивационному принципу, кадровое и ресурсное обеспечение
Кафедра физического воспитания, спортивный клуб, контингент студентов, индивидуализированные педагогические технологии, системы контроля
Рис.1. Структура и содержание педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // ИВ ОСДЮСШОР «СПОРТВЕСТ». -2007. - № 4. - С. 54-57.
2. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе /
A.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
3. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
4. Григорьев, В.И. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / Григорьев В.И., Давиденко Д.Н., Чистяков
B.А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 39-45.
5. Дмитренко, О.А. Педагогическая концепция информационного сопровождения образовательного процесса в сфере физической культуры в вузе / О.А. Дмитренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 10 (32). - С. 23-26.
6. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта
в Российской Федерации на 2006-2015 годы» [Электронный ресурс] // URL:
http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2008/191. - Дата обращения 30.09.2012.
7. Концепция физического воспитания в вузе: необходимые и достаточные условия реализации / А.А. Скороходов, О.В. Костромин, Г.В. Руденко, Е.Ф. Орехов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 13-15
8. Костромин, О.В. Организационно-педагогическое управление спортивным клубом технического вуза / О.В. Костромин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 55-57.
9. Лубышева, Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 11-13.
10. Макаров, Ю.М. Научно-теоретическая концепция деятельности как системообразующего фактора в подготовке спортсменов в игровых видах спорта / Ю.М. Макаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 98-102.
11. Махов, А.С. Концепция управления развитием адаптивного спорта в России / А.С. Махов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 96-101.
12. Мутко, В.Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 49-53.
13. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В. Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008.
- № 3 (37). - С. 3-9.
14. Садовский, В.А. Концепция профессионально-отраслевой физической культуры специалистов железнодорожного транспорта / В.А. Садовский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 73-79.
15. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. -
C. 83-86.
16. Чистяков, В. А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.
- 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
17. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурнооздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.
REFERENCES
1. Balsevich, V. K. and Shestakov, M. P. (1997), "The concept of alternative forms of organization of physical education schoolchildren", Sport, spiritual values, culture, Vol. 7, pp. 232-237.
2. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
3. Grigoriev V.I., Davidenko D.N., Chistyakov V.A. (2011), “State educational standard - the stabilization tool of development of physical training in higher schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 39-45.
4. Dmitrenko O.A. (2007), “Teaching the concept of information support of educational process in the sphere of physical culture in high school”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.
32, No. 10, pp. 23-26.
5. The concept of the federal target program "Physical culture and sport development in the
Russian Federation for 2006-2015”, available at: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-
bin/cis/fcp.cgi/F cp/ViewFcp/View/2008/191.
6. Skorokhodov A.A., Kostromin O.V., Rudenko G.V. and Orekhov, E.F. (2014), The concept of physical training in higher education institution: necessary and sufficient conditions of realization, Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 13-15.
7. Kostromin O. V. (2014), “Organizational and pedagogical management of sports club technical college”, Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 55-57.
8. Lubysheva, L.I. (2001), “Social role of sports in development of society and personality / L.I socialization”, Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 11-13.
9. Makarov Y.M. (2011), “Scientific-theoretical concept of activity as a systematic factor in the training of athletes in team sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 98-102.
10. Makhov A.S. (2013), “Concept of development management for adaptive sports in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 96-101.
11. Mutko V.L., Parshikova N.V., Chistyakov V.A. (2006), “The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.
12. Aliev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov, V.A. (2008), “The organization of process management of sports federation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No.
3, pp. 3-9.
13. Sadovskiy V.A. (2010), “Professional branch physical culture concept for rail transport specialists”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 73-79.
14. Soshkin P.A. (2013), “Structure and content of the concept of preparation of officers to pedagogical activity in universities of Ministry of Defense of the Russian Federation”, Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1, pp. 148-152.
15. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), “The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.
16. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), “Simulation in the field of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.
17. Chistyakov V.A. (2010), “Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118122.
Контактная информация: chistiakov52@mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.01.2014.
УДК 371:796.011.3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ
Светлана Юрьевна Щетинина, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск
Аннотация
Обоснованы педагогические условия реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды: учёт региональных средовых факторов при организации физического воспитания школьников, гуманитарные технологии организации урочных и внеурочных форм занятий, миссия педагогической поддержки воспитательного взаимодействия семьи и школы. Педагогические условия обеспечивают возможности самореализации учащегося в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде, способствуют развитию у него ориентаций как субъекта собственной жизнедеятельности, формирующего ценности здорового образа жизни.
Ключевые слова: физическое воспитание школьников, модель интегрированной воспиты-