Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры'

Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / СТУДЕНТЫ / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криличевский Владимир Иванович, Стрельникова Наталия Львовна

В статье представлены результаты исследований по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры. Авторы отмечают, что эффективность управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры во многом зависит от создания целого комплекса психолого-педагогических условий. К ним относятся: соблюдение этапов в управлении развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры; умение преподавателей раскрывать коммуникативные способности у студентов в ходе общения; использование методических приемов для понимания индивидуальных особенностей каждого студента в процессе коммуникативной деятельности. Сюда же авторы относят: планирование развития коммуникативных способностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности; оптимальное сочетание профессионально-коммуникативного взаимодействия студентов во время занятий; организацию комплекса мероприятий по развитию коммуникативных способностей у студентов в процессе их подготовки в вузе; объективную оценку уровня развития коммуникативных способностей у студентов вначале и в ходе обучения в вузе; разработку объективных критериев уровня развития коммуникативных способностей у студентов, с учетом особенностей физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криличевский Владимир Иванович, Стрельникова Наталия Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogical conditions necessary for effective management of development of the communicative abilities at students of the higher education institutions of physical culture

In article, the results of researches on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for effective management of development of communicative abilities at students of higher education institutions of physical culture have been presented. Authors note that effective management of development of the communicative abilities at students of higher education institutions of physical culture depends on creation of the whole complex of psychology and pedagogical conditions. Among them: observance of stages in management of development of communicative abilities at students of higher education institutions of physical culture; ability of teachers to open communicative abilities at students during communication; use of the methodical skills for understanding of the specific features of each student in the course of communicative activity. Authors carry here: the planning of development of communicative abilities in the course of sports and sports activity; the optimum combination of the professional and communicative interaction of students during occupations; the organization of a complex of actions for development of the communicative abilities at students in the course of their preparation in higher education institution; the objective assessment of a level of development of the communicative abilities at students in the beginning and during training in higher education institution; the development of objective criteria for level of development of the communicative abilities at students, taking into account features of sports and sports activity.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры»

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Владимир Иванович Криличевский, доктор педагогических наук, профессор, Наталия Львовна Стрельникова, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры. Авторы отмечают, что эффективность управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры во многом зависит от создания целого комплекса психолого-педагогических условий. К ним относятся: соблюдение этапов в управлении развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры; умение преподавателей раскрывать коммуникативные способности у студентов в ходе общения; использование методических приемов для понимания индивидуальных особенностей каждого студента в процессе коммуникативной деятельности. Сюда же авторы относят: планирование развития коммуникативных способностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности; оптимальное сочетание профессионально-коммуникативного взаимодействия студентов во время занятий; организацию комплекса мероприятий по развитию коммуникативных способностей у студентов в процессе их подготовки в вузе; объективную оценку уровня развития коммуникативных способностей у студентов вначале и в ходе обучения в вузе; разработку объективных критериев уровня развития коммуникативных способностей у студентов, с учетом особенностей физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; управление развитием коммуникативных способностей; студенты; вузы физической культуры.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p63-67

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR EFFECTIVE MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE ABILITIES AT STUDENTS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF

PHYSICAL CULTURE Vladimir Ivanovich Krilichevsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalya Lvovna Strelnikova, the competitor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

In article, the results of researches on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for effective management of development of communicative abilities at students of higher education institutions of physical culture have been presented. Authors note that effective management of development of the communicative abilities at students of higher education institutions of physical culture depends on creation of the whole complex of psychology and pedagogical conditions. Among them: observance of stages in management of development of communicative abilities at students of higher education institutions of physical culture; ability of teachers to open communicative abilities at students during communication; use of the methodical skills for understanding of the specific features of each student in the course of communicative activity. Authors carry here: the planning of development of communicative abilities in the course of sports and sports activity; the optimum combination of the professional and communicative interaction of students during occupations; the organization of a complex of actions for development of the communicative abilities at students in the course of their preparation in higher education institution; the objective assessment of a level of development of the communicative abilities at students in

the beginning and during training in higher education institution; the development of objective criteria for level of development of the communicative abilities at students, taking into account features of sports and sports activity.

Keywords: psychology and pedagogical conditions, management of development of communicative abilities, students, higher education institutions of physical culture.

Современная профессиональная деятельность выпускников вузов физической культуры предъявляет значительные требования к коммуникативным знаниям, навыкам и умениям. [1-10]. Сердцевиной профессионализма выпускников вузов физической культуры является коммуникативная компетентность. Умение грамотно построить коммуникации в сфере физкультурно-спортивной деятельности составляет сущность работы выпускников вузов физической культуры. [1, 3]. От мастерства преподавателей в значительной степени зависит развитие коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры.[1]. Достижение цели развития коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры достигается за счет:

- структурирования и систематизации учебного материала, а также конкретизации учебных целей с учетом требований, предъявляемых к уровню развития коммуникативных способностей у выпускников вузов физической культуры в сфере физкультурно-спортивной деятельности;

- реального изменения роли и места студентов вузов физической культуры в процессе их профессиональной подготовки, повышения уровня развития коммунистических способностей;

- введения системы контроля над развитием коммуникативных способностей в

вузе;

- индивидуализации процесса подготовки по развитию коммуникативных способностей.

С помощью коммуникативных способностей выпускники вузов физической культуры осуществляют коммуникативную деятельность в сфере физической культуры. Коммуникативные способности выпускников вузов физической культуры позволяют: уточнять для коммуникации основные и вспомогательные моменты в сфере физической культуры и спорта, придавать верное направление межличностной коммуникации для достижения целей во время физкультурно-спортивной деятельности. От степени развития коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры во многом зависит характер и темпы их профессионального становления после окончания вуза. Для благоприятного развития этих способностей у студентов вузов физической культуры необходимо активизировать их познавательную деятельность. Это происходит через многообразие форм поведения, позволяющих реализовать различные варианты стратегий взаимодействия.

Коммуникативные способности выполняют функцию управления и регуляции коммуникативной деятельности. Понимание коммуникативных способностей, как регулятора коммуникативной деятельности, не сводится к чисто «технологическому» моменту. Оно связано не только с самим процессом осуществления коммуникативной деятельности, но и предвосхищает результат этой деятельности. Также необходимым и достаточным условием для актуализации и реализации функций межличностной коммуникации является взаимодействие и воздействие, оптимизация и реализация функций коммуникативных способностей, выпускников вузов физической культуры. Это обеспечивается элементами их структуры при полном соответствии всем тем требованиям, которые предъявляет межличностная коммуникация как целостная система во время физкультур-но-спортивной деятельности.

Специфическая роль коммуникативных способностей выпускников вузов физической культуры заключается в структуризации коммуникативной деятельности. Она происходит в соответствии с индивидуальными целями и потенциями выпускников вузов

физической культуры и особенностями задач во время физкультурно-спортивной деятельности.

Процесс управления формированием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры состоит из дидактических единиц, выделенных для формирования конкретного коммуникативного умения, навыка, практического приема или нескольких профессиональных приемов. Эти единицы связаны между собой в логической цепочке, которые представляют собой наиболее значимые элементы профессионально-коммуникативной деятельности выпускников вузов физической культуры.[1].

Повышение качества управления формированием у студентов вузов физической культуры коммуникативных способностей требует учитывать все параметры этого процесса. Для этого требуется обоснование психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления развитием коммуникативных способностей студентов вузов физической культуры.

С этой целью был проведен опрос 57 преподавателей Национального университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, имеющих стаж педагогической деятельности более 10 лет. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов

физической культуры (п=57)

Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (в %)

1 Соблюдение этапов в управлении развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры 18,7

2 Умение преподавателей раскрывать коммуникативные способности у студентов в ходе общения 17,5

3 Использование методических приемов для понимания индивидуальных особенностей каждого студента в процессе коммуникативной деятельности 15,3

4 Планирование развития коммуникативных способностей в процессе физ-культурно-спортивной деятельности 14,1

5 Оптимальное сочетание профессионально-коммуникативного взаимодействия студентов во время занятий 10,9

6 Организация комплекса мероприятий по развитию коммуникативных способностей у студентов в процессе их подготовки в вузе 9,7

7 Объективная оценка уровня развития коммуникативных способностей у студентов вначале и в ходе обучения в вузе 7,5

8 Разработка объективных критериев уровня развития коммуникативных способностей у студентов, с учетом особенностей физкультурно-спортивной деятельности 6,3

Практика свидетельствует, что эффективность управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры во многом зависит от создания целого комплекса психолого-педагогических условий. К ним относятся: соблюдение этапов в управлении развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры; умение преподавателей раскрывать коммуникативные способности у студентов в ходе общения; использование методических приемов для понимания индивидуальных особенностей каждого студента в процессе коммуникативной деятельности. Сюда же можно отнести: планирование развития коммуникативных способностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности; оптимальное сочетание профессионально-коммуникативного взаимодействия студентов во время занятий; организацию комплекса мероприятий по развитию коммуникативных способностей у студентов в процессе их подготовки в вузе; объективную оценку уровня развития коммуникативных способностей у студентов вначале и в ходе обучения в вузе; разработку объективных критериев уровня развития коммуникативных способностей у студентов, с учетом особенно-

стей физкультурно-спортивной деятельности.

Эти психолого-педагогические условия позволяют в значительной степени реализовать функции коммуникативных способностей. Функции коммуникативных способностей, в этом плане, заключаются в умении выбора оптимальной формы сообщения среди различных способов подачи конструктивной обратной связи и эффективное управление процессом информационного взаимодействия. Хорошо функционирующая обратная связь выступает одним из необходимых условий успешной деятельности выпускников вузов физической культуры.

ВЫВОД. Проведенные исследования позволили выявить психолого-педагогические условия, которые необходимы для эффективного управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры. Это позволит оптимизировать процесс профессиональной подготовки студентов в вузах физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Педагогическая технология управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры / А.Э. Болотин, Н.Л. Стрельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 21-25.

2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

3. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к развитию коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры / А.Э. Болотин, Н.Л. Стрельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 36-39.

4. Болотин, А.Э. Педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 1 (107). - С. 24-28.

5. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

6. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-76.

7. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. - С. 83-86.

8. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.

9. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.

10. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Strelnikova, N.L. (2014), "Pedagogical technology of management of development of communicative abilities in students of higher education institutions of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 21-25.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

3. Bolotin, A.E. and Strelnikova, N.L. (2014), "Requirements imposed to development of com-

municative abilities at students of higher education institutions of physical culture", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 9 pp. 36-39.

4. Bolotin, A.E. and Bakayev V. V. (2014), "Pedagogical technology of management of a healthy lifestyle of students ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1 pp. 2428.

5. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

6. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), "Development of system approach to studying of activity of the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.

7. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), "The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.

8. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), "Simulation in the field of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.

9. Chistyakov V.A. (2010), "Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118122.

10. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014) "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.

Контактная информация: a_bolotin@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2014.

УДК 796.011

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНЫХ ОСНОВ ВУЗОВСКОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В 20-40 ГОДЫ ХХ ВЕКА

Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлен исторический анализ учебных программ по физическому воспитанию для вузов. Цель данной работы - рассмотреть процесс возникновения и развития программного и нормативного обеспечения физического воспитания в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, учебные программы для вузов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p67-71

EVOLVEMENT AND DEVELOPMENT OF THE PROGRAM-NORMATIVE BASES OF THE UNIVERSITY PHYSICAL CULTURE EDUCATION IN THE 20-40 OF THE

20TH CENTURY Yuri Fedorovich Kuramshin, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the historical analysis of the educational programs in physical culture education for the higher schools. The purpose of this work - to consider process of emergence and development of the program and standard ensuring for the physical training in higher educational institutions.

Keywords: physical education of students, educational programs for universities.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура в высшем учебном заведении является составной частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.